Научная статья на тему 'Играть жизнь — значит учиться жить: школьный театр на французском языке'

Играть жизнь — значит учиться жить: школьный театр на французском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ РЕБЕНКА / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриш Людмила Федоровна

В статье представлен опыт работы по созданию творческой среды для развития одаренных детей: школьный театр на французском языке. Рассматриваются разные аспекты влияния занятий в театре на развитие личности ребенка. В статье также представлены результаты участия театрального коллектива в фестивалях различного уровня и других творческих проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавриш Людмила Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Играть жизнь — значит учиться жить: школьный театр на французском языке»

Развивающие подходы в образовании

J

Л

Гавриш Людмила Федоровна

учитель французского языка руководитель ресурсного центра французского языка руководитель театра на французском языке «Les Gavroches» МАОУ лицей 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург

ИГРАТЬ жизнь - ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ жить: ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

_________________________________________________________Г

Аннотация. В статье представлен опыт работы по созданию творческой среды для развития одаренных детей: школьный театр на французском языке. Рассматриваются разные аспекты влияния занятий в театре на развитие личности ребенка. В статье также представлены результаты участия театрального коллектива в фестивалях различного уровня и других творческих проектах.

Ключевые слова: школа, одаренные дети французский язык, мотивация, эстетическое воспитание, личностный рост ребенка, творческие проекты, школьный театр на французском языке

Владение иностранными языками в современном мире приобретает все большее и большее значение. Причем требуемый уровень этого владения должен быть очень высоким.

Школа - единственный социальный институт, через который проходят все, где наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности, где сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьников. Поэтому, наверно, перед школой, перед педагогическим коллективом, перед учителем и ставятся самые ответственные задачи. Изучение любого иностранного языка, в том числе и французского, в рамках школьной программы открывает доступ к литературному наследию, к сокровищам отечественной и мировой культуры, обогащает активный и потенциальный словарный запас ребенка, способствует дальнейшему овладению общей речевой культурой и достижению более высоких результатов при изучении других предметов. В процессе изучения языка ребята имеют возможность обсудить и высказать на иностранном языке свое отношение к театру, кино, музыке, живописи, дружбе, любви, добру, познакомиться с жизнью сверстников в других странах, что способствует духовному, нравственному, эмоциональному, творческому и этическому воспитанию [7, 8, 9]. В итоге глобализационных процессов последнего времени французский и другие языки теряют свои позиции в интересах английского и китайского. Английский язык бесспорно необходим. И родители, и дети чаще хотят изучать его как первый иностранный язык. К тому же на начальном этапе обучения он легче изучается, чем французский. Конечно, английская грамматика имеет сложности на среднем и старшем уровнях, но разница

состоит в том, что даже на начальном этапе относительно быстро освоенном, уже можно хорошо понимать тексты и говорить по-английски. Наоборот, во французском языке изучение в рамках минимального базового уровня требует гораздо больше времени, чтобы ребенок мог хорошо понимать тексты и разговаривать более или менее свободно. Вот почему важны дополнительные занятия в театральной студии, одной из целей которой и является повышение мотивации к изучению именно французского языка.

Обучение в школе способствует развитию, в основном, одного полушария мозга ребенка, отвечающего за логическое мышление, а другое, отвечающее за чувства и ощущения необходимо развивать дополнительно. Это возможно во время совместной творческой работы в театральной студии, которая создает благоприятную атмосферу для художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивает их занятость творческим процессом создания художественных образов, повышает уровень знания французского языка, занятия повышают самооценку учащихся, они учатся понимать и творить добро и осуждать зло на примере сюжетов различных сказок. Посредством театра ребята учатся чувствовать и понимать прекрасное, владеть эмоциями, познавать мир через познание себя и своих ощущений, принимать участие в преобразовании окружающего мира по законам красоты. К. С. Станиславским было предопределено воспитывающее предназначение театра, как процесса становления человека Человеком. Б. Брехт, справедливо заметил, что исторически театр стоял в преддверии школы и воспитание во многом представляет собой вид театрального искусства. Использование театрализации и театральных форм в обучении как метод известен и востребован школьными

46

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Развивающие подходы в образовании

педагогами давно. Интерес к искусству, рожденный на уроке, находит свое продолжение за пределами учебной деятельности, а дополнительные занятия в театральных кружках дают импульс для расширения рамок школьной программы. Учащийся становится не пассивным аккумулятором знаний, а участником совместного творческого процесса познания, выбирая для себя интересную и посильную деятельность. Мотивированность, а не принуждение - вот что является притягательным стимулом для участия в работе театральных кружков и студий. Се monde est une scene, dit un personnage de Shakespeare, et nous vivants nous serions des acteurs sur le plateau d'un theatre... Весь мир - театр, а люди в нем актеры - сказал один из персонажей Шекспира. Театр - это особый мир, это жизнь, это репетиция жизни. Театр формирует жизненные ценности: любовь, дружбу, уважение, доброту, терпимость. Театральные формы привлекательны для детей своей игровой основой. А что такое игра? Мы не знаем ни одного законченного определения, которое бы исчерпывало весь объем этого понятия, сегодня ученые пришли к выводу, что точное определение игры невозможно. Понятие «Игра» постепенно переходит в область культуры, в философскую категорию высокой степени абстракции, подобную таким, как истина, красота, добро. Игра - это изначальная школа поведения [1]. Игра является более широким фактором общения, чем речь. Дети повторяют в играх все то, к чему относятся с полным вниманием, что могут наблюдать и что доступно их пониманию. Игра, в которой самостоятельно работает детская душа, это тоже деятельность, не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводят их на подлинное сотрудничество. Игра же заводит, интригует, мобилизует силы, открывает потенциальные возможности, нераскрытые резервы, позволяет специально построить игру так, чтобы дать возможность отличиться тому, кто больше всего нуждается в поддержке. И сам учитель с удовольствием включается в игру, ведь, как сказал Антуан де Сант-Экзюпери «Toutes les grandes personnes ont d'abord ete des enfants. Mais peu d'entre elles s'en souviennent.» -Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит, а учителя помнят, должны помнить, благодаря постоянному общению с детьми.

Приоритетная цель школьного театра - личностный рост каждого участника совместного творческого процесса: и ребенка и взрослого и их взаимообогащение. Основой такого сотрудничества является стремление к диалогу как форме межличностного общения. В связи с этим существенно меняется и роль самого руководителя театра: его задача - координировать общие совместные действия. В такой работе педагог востре-

бован в большей степени, чем режиссер в привычном для нас смысле этого слова, так как он призван учитывать личностные особенности ребенка, исходить из его индивидуальных потребностей, а не только осуществлять свои собственные идеи и замыслы. Детское театральное творчество имеет прямую связь с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка, оно возникает в ситуации, мотивирующей потребность в выражении захвативших его чувств. Деятельность в школьном театре активирует процессы познания, самопознания, самораскрытия личности, дает возможность обучать ребят студии яркой, эмоциональной, наполненной содержанием французской речи, закладывает основы коммуникативной культуры, закрепляет умения выступать перед аудиторией, дает возможность использования креативного потенциала учащихся, в частности, актерского.

Таким образом, в условиях общеобразовательной школы получить хороший результат в изучении иностранных языков можно лишь при условии дополнения учебной деятельности системой внеклассной работы. С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [4, 5, 6, 9, 10], в числе ряда других направлений ведется и системная деятельность по разработке новых форм организации внеклассной работы в условиях ОУ.

В рамках этого проекта в нашем лицее существует и развивается система внеклассной работы по французскому языку, которая не только в значительной степени дополняет и расширяет рамки учебной деятельности, но и развивает творческие способности каждого ребенка, помогает процессу социализации его личности, воспитывает «гражданина Европы», который в то же время является патриотом своей страны. Важным элементом этой системы является театр на французском языке [2, 3].

Театр «Les Gavroches» существует с декабря 1997 года. За это время более 100 учащихся лицея и города Екатеринбурга стали дипломантами российских и международных фестивалей, некоторые 5-7 раз. Многие не раз награждались почетными грамотами Районного и Городского Управлений образования, Городского Управления культуры, Альянс Франсез Екатеринбурга и других городов, стажировками Посольства Франции в России. За время существования театра 20 «артистов» театра связали свою профессию с французским языком, обучаются в ВУЗах Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, а также во Франции.

За это время театр стал дипломантом:

• Девяти международных фестивалей «Pantomimes' в г. Ортез (Франция).

• Пяти международных фестивалей «Langue sur scene» в г. Санкт-Петербург.

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

47

Развивающие подходы в образовании

• Семи Региональных фестивалей (г. Екатеринбург)

• Четырех Всероссийских фестивалей школьных театров на французском языке (г. Екатеринбург).

• Выпускники театра лицея стали дипломантами III Всероссийского фестиваля студенческих театров «Festouralines»(r Екатеринбург).

• Школьники и студенты, артисты театра, приняли участие в 2010 году в фестивале искусств «Восток - Запад» в г. Ди (Франция), который входил в официальную межправительственную программу года России во Франции и Франции в России.

В 2001 году наш театр выступил инициатором и организатором I Регионального фестиваля школьных и студенческих театров в г. Екатеринбурге. С 2001 по 2006 ежегодно проводились 2 Всероссийских фестиваля: фестиваль студенческих театров « Festouralines « и фестиваль школьных театров « Fantasia «. Фестивали проводились под эгидой Альянс Франсез при поддержке Посольства Франции в России. Наш театр все годы являлся активным организатором и участником этих фестивалей.

В сентябре 2010 года наш театр принял участие в XX юбилейном фестивале искусств «По следам транссибирского экспресса» в г. Ди департамента Дром, посвященного России и вошедшего в официальную межправительственную программу года России во Франции и Франции в России.

В программе фестиваля были представлены: книжный салон, круглые столы, конференции с участием 16 российских и французских писателей, литературные чтения, спектакли, концерты, выставки, мастер-классы. Наш лицей стал первым за историю фестиваля средним учебным учреждением, официально приглашенным принять в нем участие. В рамках фестиваля учащимися, выпускниками и учителями лицея были подготовлены и проведены следующие фестивальные мероприятия:

• подготовка экспозиции и торжественное открытие выставки, посвященной Екатеринбургу. На выставке были представлены 12 тематических стендов, посвященных Екатеринбургу, изделия уральских народных промыслов творческие работы наших учащихся.

• организация дегустации блюд русской и уральской кухни и фольклорная презентация для пассажиров «ТрансДибирского экспресса» (около 300).

• мастер-класс «Русские настольные игры» для посетителей фестивального городка.

• показ спектаклей учащихся и выпускников лицея, артистов театра на французском языке «Les Gavroches «. После спектаклей восхищенно отозвались о работе артистов многие зрители, в том числе президент Ассоциации Мишель Бренье, писательница Мишель Сигаль, профессор Сорбонны Катрин Клодон-Адемар.

• учащиеся и учителя лицея совместно с учащимися лицея Камиля Верне г Валанс участвовали в конференции о французском писателе Блез Сандрас, посвященной его книге о транссибирском экспрессе.

Учащиеся и выпускники лицея посещали занятия в лицее г. Ди со своими французскими сверстниками.

Эти уроки очень понравились нашим ребятам, по их отзывам, у них почти не было проблем с французским языком. Помимо языковой практики, учащиеся получили большой опыт общения с жителями другой страны, представителями другой культуры, и этот факт имеет огромное воспитательное значение.

На прощальном вечере директор фестиваля Г. Давид и президент Ассоциации М. Бренье высоко оценили участие делегации лицея в фестивале, отметили серьезный и профессиональный подход как учителей, так и учащихся к проведению запланированных мероприятий, и выразили желание продолжить наше сотрудничество в новых формах.

Успешное участие нашей делегации в фестивале стало еще одной вехой на пути реализации цели обучения школьников в лицее 110: воспитания интеллектуальной элиты нашего общества.

По словам Поль Констан, известной французской писательницы и педагога, XX век упразднил воспитание, заменив его образованием. С этой же проблемой мы сталкиваемся и в XI веке. Бесспорно, роль образования сейчас велика, но оно никоим образом не может заменить воспитание. В наше время кризиса духовности, грубого практицизма, подмены истинных ценностей суррогатами американской эрзац-культуры особенно важно суметь воспитать гармонично развитую личность, духовно богатую, способную органично войти в новый век полноправным членом общества.

Дети нуждаются в воспитании, причем в воспитании в коллективе. Школьный театр на французском языке нашего лицея дает огромный простор для деятельности в этом направлении: воспитание в творческом коллективе гармонично развитой личности, способной стать полноправным членом мирового сообщества нового века.

Что же дают детям занятия в нашем театре?

Можно выделить три аспекта: образовательный, культурно-воспитательный и международный.

Образовательный аспект.

Участие в работе театра помогает учащимся:

• Совершенствовать и повышать уровень владения французским языком.

• Создать дополнительную мотивацию для изучения этого предмета.

• Понять, что французский язык - это не только язык повседневного общения, но и язык театра, литературы, культуры в целом.

• Открыть для себя культуру, историю Франции и Европы.

• Овладеть искусством правильной и выразительной речи, умением держать себя перед аудиторией, что необходимо каждому образованному человеку и что станет неоспоримым преимуществом в профессиональной сфере деятельности в будущем.

Культурно-воспитательный аспект.

• Театр дает ребенку возможность самореализации. Часто учащиеся, совершенно никак себя не проявляющие на уроке, в процессе работы в театре открывают себя

48

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Развивающие подходы в образовании

совершенно с неожиданной стороны и, буквально, блистают на сцене.

• Занимаясь в театре, ребенок развивает свое воображение, познает мир через чувства, эмоции, начинает творить и созидать, приобщаясь к Прекрасному.

• Театр воспитывает самодисциплину, так как работа над ролью требует большого систематического труда.

• Дети учатся слушать других, оценивать их деятельность и опыт, сравнивать со своим, анализировать свою работу и работу других.

• Театр активно помогает социализации личности ребенка. Дети учатся жить в коллективе, причем в коллективе творческом, они преодолевают застенчивость, учатся управлять своими эмоциями, критически оценивать свои и чужие поступки.

Международный аспект.

Школьный театр дает учащимся возможность участвовать в международных фестивалях, знакомит с жизнью сверстников за рубежом. Благодаря этим поездкам школьники могут:

• Открывать мир во всем его разнообразии, знакомиться с другой культурой, другим образом жизни.

• Учиться относиться с уважением и терпимостью к образу жизни и культуре других народов.

• Посещая занятия во французских школах во время фестивалей, познакомиться с их системой обучения, получить первичные навыки делового общения на иностранном языке, установить новые контакты, завести новых друзей.

• Проживая во французских семьях, учиться адаптироваться в новой среде, общаться на французском языке в повседневной жизни.

• Овладеть необходимыми компетенциями, которые помогут в будущем успешно социализироваться не только в российском, но также в европейском и мировом сообществе.

Родители артистов принимают активное участие в жизни театра: разработка эскизов костюмов и декораций, пошив костюмов, изготовление декораций, приходят на репетиции, помогают сопровождать группы учащихся в поездках на фестивали, помогают в организации и сами участвуют во всех наших мероприятиях. Например, каждые два года к нам приезжали французские друзья из г. Ортез, где во время фестиваля наши дети жили во французских семьях. Между нашими и французскими семьями установились многолетние дружеские связи. Таким образом, родители не только не стоят в стороне от театра, но и сами активно приобщаются к французской культуре, знакомятся с образом их жизни, находят точки соприкосновения, личным примером показывая своим детям, что такое диалог двух культур.

Результаты за период 2008-2012

• Март 2008 - I место на Региональном фестивале театров на французском языке + приз «Лучшая женская роль», Войтенко Виктория (11 класс) + приз «Лучшая мужская роль» Гавриш Александра (11 класс).

• Апрель 2008 - II место на Всероссийском фестивале театров на французском языке (организатор - Посоль-

ство Франции, Самара) + приз «Лучшая женская роль», Войтенко Виктория, получила стажировку во Францию от Посольства Франции.

• Март 2009 -дипломанты Регионального фестиваля театров на французском языке (Н. Тагил), специальный приз «Надежда фестиваля» (учащиеся 7 класса).

• Апрель 2009 - Гран-при на II открытом Фестивале-конкурсе детских театральных коллективов, представляющих спектакли на иностранном языке + номинация «За лучшую актерскую работу» Горнунг Иван, Дегтярев Иван, Топко Богдан + приз «За отличное владение французским языком» Горнунг Иван.

• Март 2010 - II место на Региональном фестивале театров на французском языке + приз «Лучшая мужская роль», Топко Богдан, 8 класс + приз «За творческий подход», Дегтярев Иван, 8 класс.

• Май 2010 - участие в международном проекте «Ночь музеев -2010», посвященном году России во Франции и Франции в России.

• Сентябрь 2010 - участие учащихся и выпускников лицея, артистов театра на французском языке «Les Gavroches' в международном фестивале искусств «Восток - Запад» (г. Ди, департамент Дром, Франция). Фестиваль входил в официальную межправительственную программу проведения года России во Франции и Франции в России.

• Февраль 2011 - III место на Региональном фестивале школьных и студенческих театров на французском языке

• Февраль 2012 - I место на Региональном фестивале школьных и студенческих театров на французском языке.

Спектакли, поставленные театром:

1998 А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»(40 м.)

1999 Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворян-стве»(80 м.)

2000 Р Куни «Опасные купюры» (60 м.)

2001 Ф. Сервэ «В театре как в театре» (40 м.)

2002 Ж.- П. Аллегр «Украли луну» (60 м.)

2002 Б. Вьян «Париж... такой разный» (40 м.)

2003 П. Виллемс «Снег» (60 м.)

2004 П. Виньоле «Сказки наоборот» (60 м.)

2005 П. Леклер «Праздничная ночь» (40 м.)

2006 С. Энгле «Стойте в очередь как все» (40 м.)

2007 И. Эрте «Король без королевства» (40 м.)

2008 М. Пикемаль «Суд над лисом» (20м.)

2009 С. Руайе «Аперо» (20м.)

2010 Ж. Монкомбль «Объявление»

2011 М. Пикемаль « У бульдогов хороший аппетит»

2012 Ж. Монкомбль «Поцелуй»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, театр дает детям возможность духовного обогащения и всестороннего развития личности на многих уровнях: образовательном, творческом, культурном, социальном, личностном. Играя в школьном театре, подросток приобретает навыки и компетенции, необходимые для жизни в поликультурном, многонациональном обществе, формирует качества личности, необходимые гражданину будущей Европы. Играя жизнь, мы учимся жить.

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

49

Развивающие подходы в образовании

Литература

1. Буенок Т.И. «Театральная студия на французском языке», Pedsovet.su

2. Гавриш Л. Ф. Играть жизнь - значит учиться жить (о традициях школьного театра на французском языке) // Екатеринбургская школа на рубеже XX-XI веков: проблемы, приоритеты, перспективы: Тезисы Y городских педагогических чтений 13 октября - 5 ноября 1999 года / Сост. и общ. ред. А. А. Симоновой.- Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999.- 307 с.

3. Гавриш Л. Ф. Воспитательные возможности школьного театра // Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга: Тезис YI городских педагогических чтений 18 октября - 3 ноября 2000 года / Сост. и общ. ред. А. А. Симоновой.- Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.- 182 с.

4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие //Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения. //Образование

и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2010. № 11. С. 23-32.

6. Давыдова Н.Н., Суслов А. А. Управление развитие научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 39-44.

7. Пассов Е. И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты (статья вторая) // «Мир русского слова».- 2002.-№ 2

8. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур [Текст] / Е. И. Пассов. Липецк.- 1998.-159с.

9. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-65

10. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности// Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 3

11. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010 г, с. 76-84

12. Politique linguistique pour une Europe multilingue et multiculturelle, Conseil de l'Europe, Strasbourg, decembre 1997, р. 7

J

\

Трофимовская Ольга Валерьевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 700 г.Москва

E-mail: trofimovskayaov@gmail.ru

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING

в образовательный процесс школы

_________________________________________________________Г

Аннотация. Автор раскрывает сущность понятий системы электронного обучения, рассматривает ключевые принципы интеграции информационных технологий по системе e-learning в образовательный процесс школы. В своей работе автор делает акцент на создании информационной среды в школе, выделяет основные элементы системы взаимодействия их в информационной среде, устанавливает связь между ними. Автор предлагает вариант проведения интерактивного урока с использованием технологий e-learning.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, информационная среда, инновационный механизм образования, интерактивный урок, электронное обучение, качественное образование.

Главной стратегической целью государственной политики в области образования сегодня является повышение доступности качественного образования, которое соответствует не только требованиям инновационного развития экономики, но и современным потребностям общества и каждого гражданина.

Одной из новейших разработок в области доступного образования является система e-learning, которая представляет собой инновационный механизм предоставления образовательных услуг обучающимся при помощи компьютеров, сетевого обучения и информа-

ционных технологий. В наш век развития интернета и мультимедиа, эта система заявила о себе как один из лучших способов передачи знаний от преподавателей ученикам. Прежде всего, благодаря своему быстродействию и экономности в использовании.

Электронное обучение является одним из направлений системы обучения e-learning. На сегодняшний день получение знаний таким способом, активно используется на всех ступенях российского образования, но преимущественно в высшей школе. Что касается средней школы, то здесь картина не такая радужная. Процесс

50

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.