Научная статья на тему 'Игра с применением мультимедийных технологий как средство активизации познавательной деятельности младших школьников'

Игра с применением мультимедийных технологий как средство активизации познавательной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Е. П.

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в обучении относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике. Это связано с тем, что решение практических задач требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра с применением мультимедийных технологий как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

ИГРА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Позднякова Е.П.1

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в обучении относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике. Это связано с тем, что решение практических задач требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения.

Социальный заказ общества на творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях, оказывает большое влияние на совершенствование всей системы образования, которое невозможно без организации полноценной познавательной деятельности, осуществляемой индивидуально или совместно с педагогом и сверстниками.

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в обучении относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике. Это связано с тем, что решение практических задач (развитие познавательных интересов детей, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности) требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения.

Основы теоретических и методологических подходов к решению проблемы активизации познавательной деятельности отражены в трудах Аристотеля, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского. В решение проблемы активизации познавательной деятельности существенный вклад внесли П.К. Анохин, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов, Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, А.В. Захарова, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Т. А. Матис,

М.И. Махмутов, И.Н. Семенов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамо-ва, С.Л. Рубинштейн, Ю.К. Чабанский Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина и др. Ими были разработаны вопросы, касающиеся структу-

1 Аспирант кафедры Педагогики, психологии и предметных методик

ры деятельности, предложены методы и средства формирования отдельных компонентов познавательной деятельности, формы и виды мышления, способы управления умственным развитием учащихся при обучении различным школьным дисциплинам, определены условия слияния в единый органический процесс усвоения знаний и формирования приемов умственной деятельности, показана важность формирования трех уровней познавательной деятельности, даны их характеристики, доказана взаимосвязь характера познавательной деятельности, содержания изучаемого материала и возрастных особенностей учащихся.

На современном этапе педагогика исходит из того, что развитие личности в решающей мере зависит от ее собственной познавательной активности, собственных усилий в работе над собой. Активность - важнейшая черта, способная изменить определенные действия в соответствии с собственными потребностями и взглядами, которая проявляется в интересе, учении, общественной жизни, различных видах творчества. Основополагающий принцип развития познавательной активности: давать учащимся не просто «готовые знания», но и знакомить со способами их добывания, методами действия с ними [2].

Раскрывая сущность познавательной деятельности процесса овладения знаниями, И.Ф. Харламов [13] выделяет основные компоненты познавательной деятельности школьников: восприятие, осмысление, запоминание, упражнение в применении знаний, самоконтроль, результатом чего и является развитие ученика, его взглядов, убеждений, дарований.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят составной частью в любую человеческую деятельность. Говоря об общих способностях человека, имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов [1].

В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные технологии передачи научных знаний.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. Так же под технологией обучения можно понимать науку о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств [9].

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определение всего процесса

преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования. Мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Активизация познавательной деятельности младших школьников зависит в большей степени от методов обучения, которые использует педагог. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения [10].

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике обучения младшего школьника, что обуславливает введение инноваций. Как показывает опыт, использование нетрадиционных педагогических технологий вызывает у младшего школьника интерес к обучению, который затем становится потребностью к углублению и расширению знаний, а это способствует активизации познавательной деятельности.

К педагогическим технологиям, активизирующим и интенсифицирующим деятельность учащихся, можно отнести игровые технологии.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.А. Шмаков, К. Д. Ушинский, в зарубежной - З. Фрейд, Э. Берн, И. Хейзинга, Э. Фромм. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности в процессах социализации -усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Говоря о значении детских игр в педагогическом отношении, конечно, необходимо привести мнение Фребеля. «Игра, - говорит Фребель, - должна быть всегда в соответствии с общей жизнью ребенка, в соответствии с природой, а никак не отдельной, оторванной. Тогда игра сама получает поучительную важность, глубоко лежащее в жизни значение и высокую осмысленность, и жизнь в своем значении делается светлее. Дитя, которое хорошо и дельно играет, будет также хорошо и дельно учиться в сфере своих дарований и способностей и будет дельным человеком и мужем».

Сухомлинский В. А. писал: «В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [11]. Игра может быть в руках педагога тем инструментом, с помощью которого осуществляется переход от простейшего детского желания, удовольствия к серьезным и трудным функциям, которые он должен осуществлять.

Игра по своей природе многофункциональна. Она помогает развивать любознательность, тренирует память, внимание, умение не только смотреть, но и видеть, логически мыслить, развивает физически и духовно.

Известно, игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия (урока) или его части, как технологии внеклассной работы.

При использовании игры в педагогической практике необходимо знать основные принципы ее организации: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры [3].

Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий выводит игровой метод на новый уровень, что не только значительно преобразует структуру учебного процесса, но создает небывалые условия для его интенсификации [5] .

Мультимедиа-технология - совокупность приемов, методов, способов обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации. Термин «мультимедиа» образован из слов «мульти» - много, и «медиа» - среда, носитель. В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти: 10 % того, что читают; 20 % того, что слышат; 30 % того, что видят; 50 % того, что видят и слышат. При использовании мультимедиа-ресурсов младшие школьники удерживают в памяти 80 % информации.

Игра в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи.

Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету, которой начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Познава-

тельный интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями педагога, что обеспечивает оптимальный уровень активности в познавательной деятельности младших школьников. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависит от понимания функций и квалификации педагогических игр. Однако при использовании мультимедиа-ресурсов необходимо стремиться к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой младшие школьники не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил и творческих способностей. Мультимедиа способствует стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; активизации познавательной деятельности учащихся; повышению мотивации школьников к учению; развитию навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся; развитию у школьников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Отметим, что сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть формализуемы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Поэтому прежде, чем приступить к проектированию учебного процесса, педагогу необходимо определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной его частями. По некоторым литературным источникам автоматизированный режим по объему учебного материала может достигнуть 30 % содержания [4].

Мультимедиа-технологии могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, используемые в учебном процессе. Существующие школьные дисциплины ставят перед собой задачу не только сообщить учащимся определенную информацию и научить действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, но и привить заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению предмета. Эта заинтересованность является одной из форм активизации познавательной деятельности младших школьников. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках представляет собой положительную во всех отношениях тенденцию. Внедрение же в повседневную практику игр с использованием мультимедиа-ресурсов активно способствует

этому. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать игры более яркими, живыми и интересными.

Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний или в их применении. Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с мультимедиа-ресурсами, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Игры с использованием мультимедиа-технологий применимы ко всем типам уроков.

Подбор заданий и мультимедиа-ресурсов для игры может производить педагог самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо четко установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям: задания должны отличаться уровнем сложности и желательно иметь несколько способов решения; их следует подбирать интересные, имеющие практическую значимость, а так же такие, в которых возможна реализация межпредметных связей; выполнение заданий должно быть затруднительно, либо невозможно без знания теоретического материала; решения задач, по возможности, должны быть просты, доступны и осуществимы основной массой учащихся.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности школьников, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Использование мультимедийных технологий способствует повышению качества образования, положительно влияет на мотивацию школьников к учебной деятельности, повышает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач [6].

Мультимедийные технологии могут стать мощным средством становления и развития младшего школьника и в тоже время способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Поэтому в обсуждении перспектив использования мультимедийных технологий в образовании не должна умаляться, как иногда это делается, ни роль предметного обучения, ни роль педагога, хорошо знающего свой предмет и умеющего управлять развитием познавательной деятельности своих учеников. Только сделав педагога своим союзником, вооружив его конкретными мультимедийными технологиями,

пригодными для использования на обычном школьном уроке, и методиками их применения, можно надеяться на успешное развитие на новой технологической базе педагогических технологий.

Список литературы:

1. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский. - М.: АПН РСФСР, 1959.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1986.

3. Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.К. Гребенкина. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к посмодерну / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006.

5. Клейман, Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения / Т.М. Клейман. - М.: Радио и связь, 1997.

6. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии / В.С. Ку -кушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

7. Песталоцци, И.Г. Избранное / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1965.

8. Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М.М. Поташник.- М.: Новая школа, 1996.

9. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко.

- М.: НИИ школьных технологий , 2005.

10. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скат-кин. - М.: Просвещение, 1980.

11. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1985.

12 Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский.

- М.: АПНРСФСР, 1950. - Т.9.

13. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников / И.Ф. Харламов. - Минск, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.