«ИГРА-ПЯТИМИНУТКА» НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Скрябина Екатерина Юрьевна
преподаватель кафедры лингводидактики Пермский государственный научно-исследовательский университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Шакиров Михаил Константинович
студент факультета современных иностранных языков и литератур Пермский государственный научно-исследовательский университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
FIVE-MINUTES-GAMES AT A FOREIN LANGUAGE LESSON
Ekaterina Skriabina
Lecturer of Linguadidactics Department Perm State National Research University, Perm E-mail: [email protected]
Michail Shakirov
Student of the Faculty of Foreign Languages Perm State National Research University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация, в статье рассматривается использование игр-пятиминуток и игровой технологии «warming ups» на уроках иностранного языка. Эта технология имеет множество положительных аспектов: мотивирует учащихся, настраивает на учебную деятельность. В представленной статье приведены примеры использования технологии «warming ups» на уроках английского языка.
Ключевые слова: игровая технология, игра, виды игр, урок английского языка.
Abstract: the article discusses the use of five minutes games and the «warming ups» technology at a foreign language lesson. This gaming technology has many positive aspects influences the formation of students' motivation, sets up for learning activities. The presented article provides examples of the use of «warming ups» gaming technology in English lessons.
Key words: gaming technology, game, types of games, English lesson.
В учебной и научной литературе не существует специального термина для игр, коротких по времени. Под игрой-пятиминуткой можно понимать игру, которая в сумме занимает не более 10 минут. Роль коротких игр состоит в том, что они дают хороший разогрев перед сложной деятельностью, снимают излишнее напряжение, что очень важно, когда речь идет о младших классах [3].
В данной статье термины «игра-пятиминутка» и «короткая игра» равноправны. Каковы достоинства и преимущества данного типа игры? Для начала упомянем недостатки игрового обучения как такового: игры могут
отвлекать обучающихся на уроках; могут возникать проблемы с поддержанием дисциплины; иногда нелегко вывести детей из игрового состояния и заставить их сконцентрироваться после игры; проведение любой игры требует от учителя много времени на организацию и подготовку, что иногда делает проведение игры крайне затруднительным; из-за игры нередко случаются конфликты между детьми, потому что каждый хочет победить.
Чтобы минимизировать указанные недостатки, нужно знать основные правила проведения игр на уроке. Время от времени необходимо чередовать игровую деятельность с учебной, чтобы ребенок развивался разносторонне и всегда был в трезвом состоянии ума, чему может помешать чрезмерное добавление игр в учебную деятельность.
В то же время игра-пятиминутка по своей сути не может проявляться как нечто чрезмерное и отвлекающее от основной учебы. Кроме того, игра-пятиминутка может органично встраиваться в структуру традиционного урока и сгладить его недостатки.
Однако главный недостаток короткой игры - ее несамостоятельность. Она не способна развивать и обучать детей всесторонне по сравнению с более длительными играми. В зависимости от цели можно выделить: физкультминутки и динамические паузы; игры на разогрев.
В специальной литературе вопрос использования физкультминуток изучен достаточно хорошо. Физкультминутка - это краткий по времени перерыв, во время которого выполняется определенный комплекс упражнений для снятия утомления, релаксации и устранения неблагополучных для здоровья последствий трудовой деятельности.
Термином «динамическая пауза» в методической литературе принято называть время, которое используется на протяжении учебного процесса для проведения физических упражнений в целях активного отдыха в форме физкультминуток, физкультпауз и т. д.
Проведение учителем двигательных упражнений на уроках в целях физической и эмоциональной разрядки, а также переключение детей с одного вида деятельности на другой оказывают благоприятное воздействие на учащихся, положительно влияют на усвоение ими учебного материала. Чем младше по возрасту дети, тем большую потребность они испытывают в движении, тем большее значение для них приобретает физкультминутка на уроке.
По мнению исследователей, существует следующая классификация физкультминуток для начальной школы: а) оздоровительные (танцевально -ритмические, упражнения для глаз и пальцев рук); б) двигательно-речевые (дыхательная и артикуляционная гимнастик, (егши); в) физкультурно-спортивные (общеразвивающие упражнения, подвижные игры); г) когнитивные: дидактические игры с движениями, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, двигательные действия и задания); д) креативные (гимнастика ума, пантомимическая и пальчиковая гимнастики,
сюжетно-ролевые игры). Все они могут быть тематическими, подобранными для конкретного урока с определенной темой [1, 4]. Рассмотрим некоторые игры.
Игра «Lexical Chair». Ставим стулья по кругу, стульев на 1 меньше, чем участников. Объявляется тема, например, «Vegetables». Пока учитель называет различные слова на данную тему, дети обходят стулья по кругу, но как только называют слово из другой темы (конечно же, знакомое слово, из изученного ранее), дети быстро занимают стулья. Кто не успел, тот вместе с одним стулом уходит из круга и т. д.
При изучении тем «Глаголы движения» и «Глаголы can, must» можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе учитель сам называет и показывает движения, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика более-менее освоена учитель, а позже уже и ведущий из учеников, только показывает действия, а учащимся необходимо его повторить и назвать самостоятельно. На обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: группа делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них дается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их, ведущий должен показать движение, а команде нужно быстрее соперников угадать, повторить и назвать данный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Команда, набравшая больше баллов, становится победителем. Таким образом, в ходе игры происходит закрепление лексики и проводится физкультминутка.
Также возможно применение песенок и стишков. Например, новую лексику по теме «Части лица» можно ввести, показывая движения следующей физкультминутки:
Touch your nose. Touch your knees Touch your ears. Touch your toes Touch your mouth. Touch your eyes Touch your hair. Touch your head Touch your shoulders,
Другое возможное применение игры-пятиминутки можно найти в технологии «warming ups». Эта технология в переводе с английского означает разминка. Разминка обычно занимает немного времени, около 5-10 минут и применяется в начале занятия для «разогрева» и подготовки к основному этапу занятия. Важным условием и в то же время особенностью проведения таких упражнений - минимальная подготовка перед самим уроком [2].
Технология «warming ups» может реализоваться, к примеру, в следующих
играх.
«Insisting game». Один и тот же вопрос предлагается учащемуся несколько раз. Например, на вопрос Who are you? ученик каждый раз отвечает по-разному: I am a boy. I am a pupil. I am Mike. I am a brother. I am a football player.
Итак, данная технология обеспечивает практическое использование иностранного языка в ситуациях, отображающих реальную действительность. Warming ups очень востребованы на начальном этапе обучения, где очень сильно проявляются скованность, неумение говорить или даже отсутствие мотивации.
Игра-пятиминутка способствует эффективному проведению урока. Тем не менее данный тип игры не может рассматриваться как самобытный. Время от времени необходимы другие более сложные методы развития способностей учащихся. Эти методы можно найти в иных игровых, интерактивных технологиях. Иногда нужна база знаний, которая может эффективно усваиваться в традиционном обучении.
При проведении игры-пятиминутки необходимо учитывать уровень развития внимания, знаний и возрастные особенности учащихся.
Перспективным видится дальнейшая научная и практическая разработка «игр-пятиминуток» и их внедрение в методику обучения иностранному языку.
Список литературы
1. Акинин А.Н. Роль игры на уроках иностранного языка // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы V Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. студентов и молодых ученых (г. Москва, 12 февраля 2020 г.). - М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2020.
2. Идрисалиева Л.С. Использование технологии «Warming ups» в изучении иностранного языка // Вестник науки и образования. - 2020. - № 112 (89).
3. Кольберг Н.А. Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10-11 лет // Молодой ученый. - 2017. - № 7 (141).
4. Матазова Ю.Ю., Малова О.В. Физкультминутки и динамические паузы на уроках английского языка в начальной школе // Комплексные исследования детства. - 2019. - № 4.