Научная статья на тему 'ИГРА "ПОКЕМОН-GO". НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТЕ'

ИГРА "ПОКЕМОН-GO". НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИГРА / "ПОКЕМОН-GO" / ПОКЕМОН

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дворянкин Олег Александрович

В статье предпринята попытка исследования новейших информационных Интернет технологий, на примере игры «Покемон-GO», т.е. виртуальной реальности, погружающей людей в современную действительность. Изучено влияние манипуляций данной игры и ее аналогов, т.е. психологических технологий (вовлеченность и сопричастность) на сознание человека и его действия в этом «виртуальнореальном» режиме. Проанализированы возможные стремления и склонности людей, активно вовлекаемые в игру «Покемон-GO» и в нее играющие, а также определены, предполагаемые цели и задачи, разработчиков данной игры и ее аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME "POKEMON-GO". NEW INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE INTERNET

The article attempts to study the latest information technologies on the Internet, using the example of the game "Pokemon-GO", i.e. virtual reality, immersing people in the current reality. The influence of manipulations of this game and its analogues, i.e. psychological technologies (involvement and participation) on the human consciousness and its actions in this "virtual-real" mode is being studied. The possible aspirations and inclinations of people actively involved in the game "Pokemon-GO" and playing it have been analyzed, the intended goals and objectives of the developers of this game and its analogues have been determined either.

Текст научной работы на тему «ИГРА "ПОКЕМОН-GO". НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТЕ»

ИГРА «ПОКЕМОН-GO». новые информационные технологии в интернете

Дворянкин Олег Александрович

старший преподаватель кафедры информационной безопасности Учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат,

юридических наук

THE GAME "POKEMON-GO". NEW INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE INTERNET

Oleg A. Dvoryankin,

candidate of legal sciences, lecturer at the chair of information security of the Moscow MUR RS Kikot university.

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка исследования новейших информационных Интернет технологий, на примере игры «Покемон-GO», т.е. виртуальной реальности, погружающей людей в современную действительность. Изучено влияние манипуляций данной игры и ее аналогов, т.е. психологических технологий (вовлеченность и сопричастность) на сознание человека и его действия в этом «виртуально-реальном» режиме. Проанализированы возможные стремления и склонности людей, активно вовлекаемые в игру «Покемон-GO» и в нее играющие, а также определены, предполагаемые цели и задачи, разработчиков данной игры и ее аналогов.

ABSTARCT

The article attempts to study the latest information technologies on the Internet, using the example of the game "Pokemon-GO", i.e. virtual reality, immersing people in the current reality. The influence of manipulations of this game and its analogues, i.e. psychological technologies (involvement and participation) on the human consciousness and its actions in this "virtual-real" mode is being studied. The possible aspirations and inclinations of people actively involved in the game "Pokemon-GO" and playing it have been analyzed, the intended goals and objectives of the developers of this game and its analogues have been determined either.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационные технологии, Интернет, игра, «Покемон-GO», покемон

Keywords: information security, information technology, Internet, game, "Pokemon-GO", pokemon

В 2016 году игровую индустрию буквально «взорвала» бесплатная ролевая мобильная игра «Pokemon Go» от компаний «Niantic», «Nintendo» и «The Pokemon Company». Эта игра позволяет пользователям мобильных устройств с GPS обнаруживать, «ловить» и впоследствии тренировать знаменитых «карманных монстров» -

покемонов, ставших широко известными еще в 1990-е гг., когда вышел одноименный сериал.

«Ловля покемонов» в игре стала возможна благодаря тому, что «карманные монстры» появляются на экране мобильного устройства так же, как если бы они находились в реально существующем месте одновременно с игроком (см. Рис. 1).

Рис. 1. Привнесение покемонов в реальный мир с помощью технологии дополненной реальности23

23 Конюхова К. Покемон - находка для шпиона? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.irk.kp.ru/ daily/26556/3573443 [дата обращения] 17.11.2020.

Перенос покемонов из виртуального мира в реальный стал возможным благодаря технологии дополненной реальности, которая позволяет изменять действительность, дополняя видимую картину мира.

Игра «Pokemon Go» предполагает предоставление пользователю доступа к специальной версии продукта компании «Google» (Google Maps), выполненной в стиле аниме и предусматривающей замену реальных зданий и сооружений аналогами с названиями, связанными с тем или иным покемоном. При этом улицы и площади в точности повторяют существующие, а потому при передвижении игрока в реальном мире персонажи в игре повторяют их маршрут и по пути обнаруживают различных покемонов. 24

В целом же, «Pokemon Go» опирается на сочетание таких элементов, как «Google Maps», сети мобильной связи, обеспечивающие подключение большого количества устройств и высокие скорости передачи данных, а также на обеспечиваемое с помощью этого сочетания взаимодействие реального мира с Интернет-ресурсами и виртуальными объектами, которое становится возможным благодаря технологии дополненной реальности.

Дополненная реальность представляет собой среду, в условиях которой имеет место прямое или косвенное дополнение цифровыми данными физического мира в режиме реального времени при помощи различных гаджетов (смартфонов, планшетов, Google Glass) и программного обеспечения к ним.25

Благодаря этому сочетанию игроки с помощью своих мобильных устройств могут обнаруживать на карте улиц своих городов разных покемонов и «ловить» их.

Игроки «ловят» «карманных монстров» в специальные устройства - так называемые покеболы (англ. «pokeballs», шары для ловли покемонов) - и добавляют пойманных монстров в копилку своей команде (возможность командной игры открывается по достижении 5 уровня26).

Таким образом, «Pokemon Go» позволяет игрокам быть вовлеченными в командную борьбу бок-о-бок с пользователями во всех уголках мира.

Команд в «Pokemon Go» три: «Инстинкт», «Мистика» и «Отвага», которые, в целом, не

имеют серьезных отличий друг от друга, за исключением внешних - например, символику, выполненную в желтом, синем и красном цветах соответственно.27 Присоединившись к любой из них, каждый игрок может завести новые знакомства по интересам, поделиться опытом и т.д.

Полагаю, что возможность присоединения к одной из команд, являющейся глобальной (мировой), и становясь вовлеченным, сопричастным к достижению общей великой цели и обвязанные одними едиными задачами, стало для игроков в «Pokemon Go» одной из причин, по которой эта игра так захватила миллионы людей. Действительно, возможность участия в чем-то глобальном - это уникальный опыт, который может предложить далеко не каждая игра. Кроме того, не каждая игра способна обеспечивать перенос в реальный мир виртуальных объектов.

Можно утверждать, что дополненная реальность и основанная на ней игра «Рокетоп Go» существенным образом повлияли на восприятие людьми развлечений: если с помощью кино и видеоигр человек убегал от реальности внешнего мира, погружаясь в специально созданный виртуальный мир, то благодаря «Рокетоп Go» виртуальность, наоборот, вырвалась в реальность. Будучи виртуальным объектом, сам покемон продолжает находиться в виртуальности, однако технологии помогают ему появляться в реальном мире.28

Таким образом, игра «Рокетоп Go» представляет собой новый, вынесенный в реальность вариант развлечения: как и всякое другое развлечение, она подразумевает получение игроком удовольствия от процесса, а также сочетает в себе признаки видеоигры, предполагающей вовлеченность игрока и его личную активность, выход на улицы города и перемещение по ним. При этом все перечисленные свойства проявляются в настоящей реальности. Новый вид развлечения побудил людей выйти на улицы для игры с виртуальностью, тогда как прежде видео- и мобильные игры предполагали минимум передвижений.

Кроме того интерес к «Pokemon Go» может быть вызван простой потребностью людей в принадлежности к какой-то социальной группе - в

24 Все, что нужно знать о Рокетоп Go [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://mihodLcom/techmlogies/2016-07-13/vsio-chto-nuzhno-znat-o-pokemon-go [дата обращения] 17.11.2020.

25

Байкалов А. Сети данных 5G: как фантастика становится реальностью [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

URL:https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/seti-dannyh-5g-kak-fantastika-stanovitsya-realnostyu [дата

обращения] 19.11.2020

26 Никитина Л.Н. Рокетоп Go: массовость как

результат воздействия эмоционального заражения

и подражания, возникающие в связи с этим угрозы правопорядку и общественной безопасности // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 47.

27 Как выбрать команду в Pokemon Go [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://gopokemongo. ru/kak-vyibrat-komandu-v-pokemon-go.html [дата обращения] 17.11.2020.

28 Почепцов Г. Покемон как синтез виртуальности и реальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://psyfactor.org/lib/pokemon-go-2.htm [дата обращения] 17.11.2020

данном случае, к сообществу людей, объединенных интересом к «ловле» покемонов. Объединяясь для поиска новых покемонов в реальной жизни или взаимодействуя с глобальной командой онлайн, игроки могут испытывать удовлетворение от своей причастности к общей для всего сообщества тайне, которая связана с исследованием окружающих пространств и с раскрытием мест обитания «карманных монстров».

Однако, несмотря на то, что покемономания в каком-то смысле объединяет людей и заставляет их отказаться от маломобильного образа жизни, окунуться с головой в приключения на улицах собственных городов, в научном и общественном дискурсе присутствует некоторый скепсис относительно влияния игры «Pokemon Go» на людей, прежде всего, на молодежь.

В частности, в научной литературе отдельные авторы указывают на прогрессирующую зависимость молодых пользователей, играющих в «Pokemon Go», от «ловли покемонов». Как отмечает доктор социологических наук, профессор философии Уфимского государственного технического университета Т.В. Черкасова, для молодежи Интернет является агентом социализации, который в современных условиях информационных войн превращается в руках

заинтересованных людей и их объединений в своего рода коммуникационное оружие, генерирующее вызовы и угрозы для молодежного социума, имеющего недостаточно сильный социальный иммунитет для противостояния безграничному виртуально-информационному пространству и применяемым в нем манипулятивным технологиям.29 К числу таких технологий T.B. Черкасова относит и приложение «Pokemon Go».

Однако даже признавая факт некоторой социальной незрелости и зависимости молодых людей от Интернета, необходимо понимать, что покемономания не просто так охватила людей самых возрастов, заставив тысячи людей со своими смартфонами поддаваться «стадному чувству» и терять бдительность в ходе самозабвенного поиска редких покемонов.

Примечательным стал случай блокирования движения на трассе в г. Сиднее (Австралия) фанатами игры «Pokemon Go», желавшими поймать «исключительно редкого» «карманного монстра». По сведениям местных СМИ покемономаны даже помешали проезду пожарной машины, которая едва не опоздала на вызов30 (см. Рис. 2).

29 Черкасова Т.В. Покемономания как игровая интернет-зависимость молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 2 (19). С. 344.

30 Никитина Л.Н. Рокетоп Go: массовость как результат воздействия эмоционального заражения

и подражания, возникающие в связи с этим угрозы правопорядку и общественной безопасности // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 47-48.

Рис. 2. Заблокированное «ловцами покемонов» дорожное движение в Австралии31

Помимо игнорирования правил поведения в обществе в процессе «ловли покемонов» в местах массового скопления граждан, необходимо отметить, что специально создаются и развиваются следующие негативные последствия, как, например, сублимация фанатов игры, сбегающих с ее помощью от реальности; воззвание к первобытным инстинктам человека вести охоту, с целью поймать объект любой ценой и т.д.

Кроме этого, еще одной проблемой требующей изучения является массовость явления покемономании, поскольку, как отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Краснодарского университета МВД России в Республике Крым Л.Н. Никитина, стихийная массовая активность может создавать предпосылки к возникновению ситуаций общественно опасного характера.32

О такой опасности, в частности, свидетельствует широко известный случай «ловли покемонов» в храме. Помимо религиозных сооружений, заядлых покемономанов можно было встретить в таких неподходящих для «ловли покемонов» местах, как кладбища, больницы, мемориальные комплексы, военные базы и иные места с ограниченным доступом.

Последние две проблемы вызывают, пожалуй, наибольшие опасения общественности, полагающей, что игра «Pokemon Go» может использоваться в целях сбора, как конфиденциальной информации самих

пользователей, так и информации с объектов, близ которых игроки могут «ловить покемонов».

По этой причине в научном и общественном дискурсе получила распространение точка зрения о том, что игра «Рокетоп Go» помогает шпионить за разными людьми Центральному

разведывательному управлению США (далее -ЦРУ), ввиду опосредованной связи с этой организацией компании-разработчика «№апйс».

Стоит оговориться, что данные опасения не являются беспочвенными. Как отмечает корреспондент отдела образования и новых технологий издания «Комсомольская правда» ^ Конюхова, компания-разработчик игры прямо заявляет о возможности передачи данных игроков не просто третьим лицам, но даже государственным

33

органам и органам охраны правопорядка.33

И действительно, соответствующая оговорка содержится в п. 3 соглашения о политике конфиденциальности: согласно ей, информация от пользователей аккумулируется, и, в случае если она окажется неидентифицируемой (т.е. не позволяющей установить личность игрока), она может быть передана для анализа и иных целей третьим лицам, с которыми сотрудничает разработчик - в их числе государственные органы и сотрудники правоохранительных органов. Кроме того, в этом же пункте указано, что информация о пользователе подлежит раскрытию в ситуациях, когда это необходимо для обеспечения законности или для пресечения какой-либо неэтичной деятельности.

В числе разрешений, которые запрашивает у пользователя игра при установке: доступ к контактам, возможность сбора информации об аккаунтах «Google», «Apple ID» и др., просмотр информации о Wi-Fi соединениях, определение местоположения с помощью GPS и т.д.34 С помощью сбора этих данных можно получить подробную информацию как о самом игроке, так и о местах, которые он посещает.

Указанное обстоятельство дает основания представителям прессы и научной литературы называть «Pokemon Go» самой настоящей шпионской программой, собирающей различную информацию, которая аккумулируется,

перерабатывается и, возможно, направляется прямиком в ЦРУ.

Как отмечает обозреватель интернет-издания «Колокол России» Д. Ковалев, с помощью ничего не осознающих игроков, желающих просто влиться в глобальный тренд и не отдающих себе отчет, на что они дают согласие, американские спецслужбы получают доступ в наши дома, спецобъектам, если рядом с ними покемономаны ищут желанных

35

«карманных монстров».35

Представитель Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии C.M. Штеменко О.Я. Мадатов, развивая эту идею, рассуждает о том, что игра «Pokemon Go» способна представлять угрозу национальной безопасности России, поскольку с ее помощью заинтересованными лицами может быть получена информация о засекреченных российских

31

Ловцы покемонов блокировали движение на австралийской трассе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.vesti.m/artide/1662534 [дата обращения] 17.11.2020.

32 Никитина Л.Н. Рокетоп Go: массовость как результат воздействия эмоционального заражения и подражания, возникающие в связи с этим угрозы правопорядку и общественной безопасности // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 48-49.

33

Конюхова К. Покемон - находка для шпиона? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.irk.kp.ru/ daily/26556/3573443 [дата обращения] 17.11.2020.

34 Чернова И. Все, что спецслужбы могут узнать о вас через Рокетоп GO [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: URL:https://www.iphones.ru/iNotes/592965 [дата обращения] 17.11.2020.

35

Ковалев Д. Покемоны - орудие глобальной слежки ЦРУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://kolokolrussia.ru/globalizaciya/pokemon—orudie-globalnoy-slejki-cru [дата обращения] 17.11.2020.

объектах.36 В качестве аргумента О.Я. Мадатов приводит опыт Израиля, военным руководством которого было принято решение о полном запрете установки «Pokemon Go» в мобильные устройства для всех солдат и офицеров, поскольку через систему геолокации и камеру смартфона может происходить утечка важной информации

" 37

государственной важности.37

В данном контексте стоит отметить, что информация, собираемая с гаджетов игроков, действительно попадает на серверы «Pokemon Go», где анализируется и в дальнейшем используется для создания карт местности и перенесения на нее объектов, попавших на камеры смартфонов. Тем не менее, один этот факт не может являться основанием полагать, что получаемая информация направляется непосредственно в ЦРУ.

Кроме того, как справедливо отмечает военный обозреватель Д. Юров, слежка за смартфонами не является «ноу-хау» разработчиков «Pokemon Go», поскольку существует великое множество аппаратных способов отслеживания активности любого человека.38 А устройство современного смартфона, с его микрофоном, камерой, модулями GPS и Internet, задолго до появления «Pokemon Go» предоставляло широкому кругу лиц, создающих поддельное программное обеспечение, возможности для доступа к конфиденциальной информации физических или юридических лиц.

По этой причине, можно предположить, что главной угрозой для игроков является не слежка агентов ЦРУ, а перспектива скачивания игры из неофициальных источников с последующей установкой поддельной версии.

Впрочем, данная проблема в полной мере распространяется и на другие мобильные приложения, поскольку практически все они при установке запрашивают доступ к аккаунту пользователя, что предоставляет

заинтересованным лицам возможность

ознакомления с его контактами, фотографиями и документами, размещенными в облачных хранилищах. При этом многие шпионские программы, как отмечает О.Я. Мадатов, пользуются характеристиками соцсетей и систем групповой работы, связанных с технологией «Web 2.0»39, а также имеют интеллектуальный и адаптивный характер, позволяющий им оставаться незамеченными в гаджетах пользователей и функционировать в них на протяжении многих лет. В этой связи можно предположить, что смартфоны пользователей скорее будут атакованы

36 Мадатов О.Я. Покемон Гоу как угроза военной безопасности РФ // Информационные войны. 2016. № 4 (40). С. 83.

37

Мадатов О.Я. Покемон Гоу как угроза военной безопасности РФ // Информационные войны. 2016.

№ 4 (40). С. 81.

38

Юров Д. Покемоны национальной опасности: так ли страшен Рокетоп Go, как его малюют?

мошенниками, желающими получить доступ к личным данным, в том числе, к данным банковских карт и счетов, нежели агентами ЦРУ.

Тем не менее, в том, что касается опасности рассекречивания данных на режимных объектах, перестраховка не может быть лишней. Информационные технологии развиваются стремительно, а потому любые данные, которые невозможно раскрыть с помощью технологий, существующих сегодня, могут быть с легкостью прочитаны завтра, благодаря

усовершенствованным методам и устройствам.

По этой причине, вопрос должен ставиться не о возможности «ловли покемонов» вблизи засекреченных объектов с последующим раскрытием их местоположения с помощью GPS, а о недопущении использования приложения «Pokemon Go» внутри этих объектов людьми, т.е. один из вариантов - блокировка, которые находятся в непосредственном контакте с секретной информацией, поскольку вероятность попадания данных и координат засекреченного объекта к третьим лицам в таком случае будет в разы выше. При этом важно понимать, что круг третьих лиц может быть сколь угодно широк, ведь, как уже было сказано, похищение данных может осуществляться не только усилиями ЦРУ, но и благодаря приложениям-подделкам,

разрабатываемых мошенниками, сведущими в программировании.

Таким образом, можно предположить, что угроза, исходящая от «Pokemon Go», в значительной степени, возможно, а может и нет, переоценивается, поскольку это не первое и не последнее мобильное приложение, запрашивающее доступ к данным пользователя и опциям его мобильного устройства. Разумеется, это не означает, что с помощью этой мобильной игры в принципе невозможно похитить чьи-то данные. Однако в данном контексте большую важность имеет вопрос личной ответственности пользователей мобильных устройств, т.е.

осуществление_«информационном

безопасности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И если защита собственных данных целиком и полностью находится в руках самих граждан, то для тех, кто имеет доступ к стратегически значимой государственной информации, необходимо предусмотрение ограничений использования подобных приложений в целях исключения даже самой минимальной угрозы утечки, если она и существует при «ловле» монстров в «Pokemon Go».

Важно подчеркнуть также, что недоказанность

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/ 201607230840-gnhk.htm?utm_ source=tvzvezda&utm_medium=longpage&utm_cam paign=longpage&utm_term=v1 [дата обращения] 17.11.2020.

39 Мадатов О.Я. Покемон Гоу как угроза военной безопасности РФ // Информационные войны. 2016. № 4 (40). С. 81.

факта похищения данных через «Pokemon Go» не является основанием для того, чтобы с полной уверенностью утверждать об использовании этого приложения только для сбора информации или в сугубо в бескорыстных целях. В настоящее время данная игра не только приносит разработчикам колоссальные прибыли, но и является эффективным маркетинговым инструментом, пример которого вдохновляет и многих других разработчиков на активное развитие сегмента игровой индустрии, включающего в себя мобильные игры по «ловле» криптовалюты.

В частности, игрой «Pokemon Go» вдохновлялись разработчики игры с элементами дополненной реальности «Crypto Hunt»: в ней игрокам предлагается не ловить карманных монстров, а искать сундуки и сейфы с токенами, выпущенными на платформе «Ethereum».

Игра сочетает в себе черты жанра «квест» (нахождение подсказок и решение загадок в процессе поиска сундуков с токенами) и RPG (ролевая система с возможностью совершенствования персонажа), а элементы дополненной реальности, переносящие процесс в реальный мир способствуют стимулированию пользователей к активности на улицах города, как

и в «Pokemon Go».40

Помимо «Crypto Hunt», на волне повального увлечения покемонами были созданы и другие игры, предполагающие поиск и «ловлю» криптовалют, причем, в ряде случаев компании-разработчики сделали серьезные вложения в их развитие.

Так, например, компания «Dapper Labs», разработавшая игру «GyptoKitties», основанную на технологии блокчейн, потратила свыше 11 млн долларов США на создание специальной блокчейн-платформы «Flow», ориентированной именно на игровую индустрию.41

Игра «CryptoKitties» состоит в выращивании цифровых котят и дальнейшем взаимодействии с другими игроками по продаже и обмену криптокотятами.42

А в игре «IZX», предусматривающей, как и «Pokemon Go», передвижение по карте, но уже в поисках токенов, предусмотрена бесплатная раздача токенов от партнеров «Bounty» и «Airdrop». Сбор токенов обеспечивает игроку получение материального вознаграждения, все транзакции в игре осуществляются на базе криптовалюты «Ethereum» через блокчейн-сеть43 (Рис. 3).

Рис. 3. Основанные на технологии блокчейн игры, вдохновленные успехом «Pokemon Go»: «CryptoKШies» и «IZX» (фото из открытых источников)

40 Обзор Crypto Hunt - идея игры Pokemon Go + крипта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://forum.gipsyteam.ru/index.php?viewtopic =134080 [дата обращения] 17.11.2020.

41 Берлизева А. Гейминг на блокчейне. Во что играть, чтобы зарабатывать криптовалюту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.rbc.ru/crypto/news/5e32a40a9a794 72f2e0852e1 [дата обращения] 17.11.2020.

42 Костылева Т. Китайская компания анонсировала

игру для любителей котят, Pokemon Go,

криптовалюты и блокчейна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://d-russia.ru/kitajskaya-kompaniya-anonsirovala-igru-dlya-lyubitelej-kotyat-pokemon-go-kriptovalyuty-i-blokchejna.html [дата обращения] 17.11.2020).

43 IZX - аналог Pokemon, собираем криптовалюту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://finforum.net/threads/izx-analog-pokemon-sobiraem-kriptovaljutu. 16380 [дата

обращения] 17.11.2020.

Возникает резонный вопрос: зачем разработчикам вкладывать в развитие мобильных игр миллионы долларов и осуществлять бесплатную раздачу монет, если все эти игры скачиваются в сети абсолютно бесплатно?

Прежде всего, необходимо оговориться, что в таких играх, как и в игре «Pokemon Go», существует магазин, в котором можно покупать дополнительные предметы (в «Pokemon Go» - это «покеболы» или ловушки для покемонов) или возможности для «прокачки» - т.е. развития своего персонажа.

Однако даже эти деньги едва ли могут служить основой для обогащения компаний, осуществляющих свою деятельность в криптосфере.

Кроме того, маловероятно, что активные пользователи приложений с данными играми заработают огромные деньги и пополнят собой список «Forbes», однако кое-какую прибыль они все же смогут обеспечить, но главное - они выполнят функции «живой рекламы» и сбора «нужной информации», в чем, на мой взгляд, и состоит основная идея продвижения подобных игр.

В настоящее время вопрос популяризации криптовалют44 и завоевания доверия людей к этому финансовому инструменту по-прежнему остается актуальным, несмотря на значительный прогресс в части признания криптовалют в разных

странах мира. И попытка добиться этого через игру можно назвать блестящим маркетинговым ходом, ведь в игре люди получают всю необходимую информацию в доступной форме и делают это с удовольствием, будучи увлеченными игровым процессом. Благодаря этому игроки больше узнают о сущности и преимуществах криптовалют, передают эти знания людям из своего окружения, вовлекая в игру, а следовательно и в криптосферу, все большее число участников.

Указанное обстоятельство и является ответом на вопрос: в чем же выгода для разработчиков, выпускающих бесплатные игры по ловле токенов, помимо того, что в них, как и в «Рокетоп Go» существует «магазин» для приобретения необходимых предметов и прокачки навыков.

Все это означает, что разработчики мобильных игр по «ловле» криптовалюты и финансирующие их организации, в определенной степени, манипулируют игроками, грамотно используя текущий ажиотаж вокруг «Рокетоп Go» в целях продвижения собственного продукта.

Похожие примеры можно найти и в других сферах, например, в банковской, где крупнейшая российская кредитная организация «Сбербанк» на волне успеха «Рокетоп Go» разработала специальную страховую программу для игроков на случай получения ими травм во время «ловли» покемонов (Рис. 4).

Рис. 4. Пример стилизации продукта Сбербанка под игру «Рокетоп Оо»45

Таким образом, можно утверждать, что заразившейся покемономанией, почти весь мир, благодаря приложению «Рокетоп Go» уже сегодня успешно используется некими структурами (специальные или коммерческие) если не для тотальной слежки за всеми игроками или кражи данных с режимных объектов, то, как

минимум, для манипулирования людьми-фанатами этой игры, поскольку под ее «оберткой» могут предлагаться самые разные продукты и продвигаться самые разные идеи: от навязывания страховых услуг до вовлечения «ловцов покемонов» в криптосферу.

Это позволяет сделать вывод о том, что

44 Дворянкин О.А «По ту сторону Введенских ворот. Криптовалюта - виртуальная реальность...?!» LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2020 г. С. 110.

45 См.: Ковалев Д. Покемоны - орудие глобальной слежки ЦРУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

URL: http ://kolokolrussia.ru/globalizaciya/pokemon— orudie-globalnoy-slejki-cru [дата обращения] 17.11.2020.

данное приложение является не столько средством получения данных о пользователях и о местности, где происходит «отлов карманных монстров», сколько весьма любопытным маркетинговым инструментом или еще чем-то, о чем мы пока не догадываемся.

Время покажет, будем исследовать...

ЛИТЕРАТУРА

1. Байкалов А. Сети данных 5G: как фантастика становится реальностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/seti-dannyh-5g-kak-fantastika-stanovitsya-realnostyu [дата обращения] 19.11.2020.

2. Берлизева А. Гейминг на блокчейне. Во что играть, чтобы зарабатывать криптовалюту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.rbc.ru/crypto/news/5e32a40a9a79 472f2e0852e1 [дата обращения] 17.11.2020.

3. Все, что нужно знать о Pokemon Go [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://ru.ihodl.com/technologies/2016-07-13/vsio-chto-nuzhno-znat-o-pokemon-go [дата обращения] 17.11.2020.

4. Как выбрать команду в Pokemon Go [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://gopokemongo.ru/kak-vyibrat-komandu-v-pokemon-go.html [дата обращения] 17.11.2020.

5. Ковалев Д. Покемоны - орудие глобальной слежки ЦРУ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL:http://kolokolrussia.ru/globalizaciya/ pokemon---orudie-globalnoy-slejki-cru [дата обращения] 17.11.2020.

6. Конюхова K. Покемон - находка для шпиона? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.irk.kp.ru/daily/26556/3573443 [дата обращения] 17.11.2020.

7. Костылева Т. Китайская компания анонсировала игру для любителей котят, Pokemon Go, криптовалюты и блокчейна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://d-russia.ru/kitajskaya-kompaniya-anonsirovala-igru-dlya-lyubitelej-kotyat-pokemon-go-kriptovalyuty-i-blokchejna.html [дата обращения] 17.11.2020.

8. Ловцы покемонов блокировали движение на австралийской трассе [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL:https://www.vesti.ru/article/1662534 [дата обращения] 17.11.2020.

9. Мадатов О.Я. Покемон Гоу как угроза военной безопасности РФ // Информационные войны. - 2016. - № 4 (40). - С. 80-83.

10. Никитина Л.Н. Pokemon Go: массовость как результат воздействия эмоционального заражения и подражания, возникающие в связи с этим угрозы правопорядку и общественной безопасности // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2016. - № 4. - С. 47-55.

11. Обзор Crypto Hunt - идея игры Pokemon Go + крипта [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

URL:https://forum.gipsyteam.ru/index.php?viewtopi c= 134080 [дата обращения] 17.11.2020).

12. Почепцов Г. Покемон как синтез виртуальности и реальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://psyfactor. org/lib/pokemon-go-2. htm [дата обращения] 17.11.2020.

13. Черкасова T.B. Покемономания как игровая интернет-зависимость молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 2 (19). - С. 342-345.

14. Чернова И. Все, что спецслужбы могут узнать о вас через Pokemon GO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.iphones.ru/ iNotes/592965 [дата обращения] 17.11.2020.

15. Юров Д. Покемоны национальной опасности: так ли страшен Pokemon Go, как его малюют? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/conten t/201607230840-

gnhk.htm?utm_source=tvzvezda&utm_medium=long page&utm_campaign=longpage&utm_term=v1 [дата обращения] 17.11.2020.

16. IZX - аналог Pokemon, собираем криптовалюту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://finforum.net/threads/izx-analog-pokemon-sobiraem-kriptovaljutu.16380 [дата обращения] 17.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.