Научная статья на тему 'Игра на уроках русского языка в осетинской школе'

Игра на уроках русского языка в осетинской школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзебоева Зарина Астархановна

Статья посвящена влиянию игры на развитие русской речи учащихся-билингвов в осетинской школе. Рассматриваются игровые задания с учетом их коммуникативно-речевой и творческой ценности в контексте изучения второстепенных членов предложения. Учитываются возрастные особенности учащихся и билингвальный характер аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра на уроках русского языка в осетинской школе»

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

З.А. Дзебоева

ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСЕТИНСКОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена влиянию игры на развитие русской речи учащихся-билингвов в осетинской школе. Рассматриваются игровые задания с учетом их коммуникативно-речевой и творческой ценности в контексте изучения второстепенных членов предложения. Учитываются возрастные особенности учащихся и билингвальный характер аудитории.

Реалии сегодняшнего времени указывают на необходимость создания образовательного пространства, благоприятного становлению активной, творчески мыслящей, конкурентоспособной и коммуникативно компетентной личности.

Многочисленные поиски в решении данной проблемы позволяют остановиться на игровых заданиях, использование которых на уроках русского языка в осетинской национальной школе играет важную роль в развитии русской речи учащихся-билингвов.

Важность функции игры в образовательном процессе всегда осознавалась учеными: ведущими дидактами, философами, педагогами, психологами и методистами. Не вдаваясь в подробный анализ многообразных концептуально значимых идей, отметим лишь причину неслучайности такого разностороннего внимания: «знание об игре -это знание интегративное, синтезирующее самую разную информацию о человеке, обществе, культуре; черпающее сведения из психологии, этнографии, этологии.. , психологии творчества, социологии, истории культуры, искусствознания, философии, менеджмента, педагогики и т.д., т.е. практически из всех областей знания)» [1, с. 7].

Признавая значимость традиционной классно-урочной организации обучения, нельзя не отметить и то, что игра служит важным и эффективным дополнением в структуре учебного процесса. В свете требований современности обнаруживается необходимость «оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения...» [2, с. 117]. Игра позволяет ненавязчиво подойти к процессу развития русской речи учащихся-билингвов, максимально активизируя при этом их творческий и интеллектуальный потенциал.

В школе, акцентирующей внимание на активизации и интенсификации учебного процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технологии внеклассной работы [3, с. 51].

Рассмотрим ряд игровых заданий, используемых нами в обучении русскому языку в 8 классе осетинской национальной школы в качестве отдельных частей урока.

Игровой подход развивает познавательный интерес учащихся к изучению неродного русского языка, в частности, к одной из сложных для учащихся тем синтаксиса «Второстепенные члены предложения», позволяя активизировать образное мышление учащихся и совершенствовать их речевые навыки в коммуникативно непринужденной билингвальной среде обучения и в полном объеме раскрыть их творческие возможности.

Игры очень полезны для развития памяти и словарного запаса школьников. Определяя ценность игр в усвоении темы, в развитии памяти и словарного запаса учащихся, рассмотрим конкретные возможности следующих игр, включающих «познавательные элементы нескольких учебных предметов» [4, с. 114]. Эти игры «требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет» [4, с. 114].

Тема: «Дополнение» (или «Определение», «Приложение», «Обстоятельство»).

Шарады

Отгадайте шарады.

1. Начало слова в нотах вы найдете, / Конец - среди йотированных гласных подберете. / Ищи настил ты нижний в доме, /Который спрятан во втором слоге. / И две частицы отрицания стоят на страже, если надо. /А вам, ребята, - наставление, знать синтаксис уж очень важно! (До-пол-не-ни-е).

© З.А. Дзебоева, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

287

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

З.А. Дзебоева

2. Я состою из трех частей: /В приставках две найдутся части, /А третья - действие, обратное умножению. /Играет в прятки с родимой математикой (О-пре-деление).

3. Слог первый для того знаком, /Кто в написании приставок у глаголов силен. /Второй -антоним к слову «правда», / При этом букву справа зачеркнем, и все - как без обмана. / У слова «рвение» две буквы первые опустим /И так мы быстро с вами слово спрятанное обнаружим / (При-лож-ение).

4. Ищи приставку в начале слова, /За ним -повинность, что часовым несется снова. / Затем меня в лесу найдите /И в Новый год домой вы принесите. / А напоследок - слог у дерева возьмите, / При этом букву справа опустите (Об-стоят-ель-ство).

Так, в процессе разгадывания шарад, учитель ненавязчиво подводит учащихся к повторению пройденного материала по фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии, лексике, закреплению знаний из области других школьных предметов («Музыка», «Математика») или формированию ассоциативных связей, способствующих развитию образного мышления.

Интересно, что при разгадывании следующей игры используется элемент творческого исследования. А именно: учащимся, подобно юным исследователям, предстоит обнаружить некоторую закономерность, чтобы расшифровать известную детскую считалочку.

Тема: «Определение».

«Запутанный» город

Игра состоит из нескольких этапов (за каждый этап начисляется соответствующий балл, исходя из степени сложности этапа):

I этап - «Расшифровка считалочки». Перед вами «запутанный» город (См. описание рисунка «Запутанный город»). Необходимо «распутать» его. Для этого расположите дома в заданном порядке так, чтобы каждый из них соответствовал определенному слову. Если вы будете стараться учитывать определенный признак и добиваться конкретной последовательности, то сможете расшифровать известную детскую считалочку.

Описание рисунка «Запутанный город». Город состоит из семи домов с определенной цветовой символикой в следующей последовательности: фиолетовый, зеленый, красный, желтый, синий, оранжевый и голубой.

Ответ: дома следует распределять в следующей последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (начальные буквы цветов соответствуют начальным буквам слов из детской считалочки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

II этап - «Составление схемы». Составьте схему предложения к расшифрованной считалочке.

III этап - «Подбор предложения». К заданной схеме придумайте свое предложение.

IVэтап - «Составление предложение-заключения». Составьте предложение-заключение, используя цветовую гамму «распутанного» города (учитывается число привлеченных согласованных определений).

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Эффективность подобного задания наталкивает на мысль об активном привлечении дидактического материала на уроках русского языка с установкой на рассмотрение контекста с позиции синтеза; эта работа будет способствовать развитию творческого потенциала учащихся-билингвов, а также их речевой изобретательности.

Не позволит школьникам оставаться равнодушными к урокам русского языка и следующие игровые задания, основу которых составляет интеграция элементов традиционного задания с элементами нестандартного.

Нестандартность может проявляться либо в названии, либо в структуре игры. Только в таком игровом ракурсе обеспечивается создание новизны на уроке, прямо направленной на развитие интереса у учащихся к изучению второстепенных членов предложения русского языка.

Учащимся предлагается составить словосочетания согласно образцу (сначала согласованные, затем несогласованные определения). Из полученных словосочетаний (на выбор) придумать пять предложений, причем при использовании двух или более - в одном предложении дополнительно засчитывается 1 балл.

Необычные превращения

Образец: Гнездо, птица; птичье гнездо - гнездо птицы.

1) Надпись, немец; 2) готовность, работа; 3) ульи, пчелы; 4) семьдесят, мужчина, лет; 5) платок, шея; 6) кофта, мама; 7) нора, заяц; 8) абажур, лампа, (с); 9) пять, этаж, (в), дом.

Ответ: 1) Немецкая надпись, надпись по-немецки; 2)рабочая готовность, готовностьра-

Игра на уроках русского языка в осетинской школе

ботать; 3) пчелиные ульи, ульи с пчелами; 4) семидесятилетний мужчина, мужчина лет семидесяти; 5) шейный платок, платок на шее; 6) мамина кофта, кофта мамы; 7) заячья нора, нора зайца; 8) абажурная лампа, лампа с абажуром; 9) пятиэтажный дом, дом в пять этажей.

На первый взгляд вполне обычное, традиционное задание, но в тоже время, представленное в игровом ракурсе (через название игры и методически игровом исполнении), обеспечивает учебную ценность в приобретении навыков разграничения согласованных и несогласованных определений.

Задание примечательно тем, что в основе лежит синонимия, которая, концентрируя в себе необычные превращения согласованных определений в несогласованные, способствует совершенствованию и обогащению речи учащихся в аспекте изучаемой темы.

Такая работа, а именно сравнение синонимических пар слов, направлена на усвоение учащимися несогласованных определений и устранение речевых ошибок (например, частый повтор одних и тех же конструкций в речи учащихся).

Учащимся наглядно представлены богатые стилистические возможности, которыми обладают соответствующие пары слов.

Так, в процессе работы по составлению предложений обнаруживается: согласованные определения присущи книжной речи.

Принимая во внимание то, что при изучении определения повторяются сведения по согласованию, считаем важным использовать следующее задание.

Учащимся предлагается восстановить отрывок из текста, используя прилагательные в качестве согласованных определений, приведенных в словах для справок. Выигрывает та команда, восстановленный текст которой будет больше совпадать с авторским.

Попробуй, восстанови...

В древности ... понятием «добро» определяли все, что представлялось людям ..., ... и относилось к трем категориям явлений: ..., ... и ... До сих пор о ... человеке говорят, что он «... малый», о ... парне - «... молодец», о пище, вкус которой нам нравится, - «. еда». . вещи и предметы тоже хороши, хотя и не всегда приятны, как, скажем, касторка, о которой говорят «... лекарство».

Слова для справок: добрая, пригожем, единым, положительным, хорошее, полезное, при-

ятном, добрый, хорошим, моральное, добрый, полезные, приятное.

Ответ: В древности единым понятием «добро» определяли все, что представлялось людям хорошим, положительным и относилось к трем категориям явлений: приятное, полезное и моральное. До сих пор о приятном человеке говорят, что он «добрый малый», о пригожем парне - «добрый молодец», о пище, вкус которой нам нравится, - «добрая еда». Полезные вещи и предметы тоже хороши, хотя и не всегда приятны, как, скажем, касторка, о которой говорят «хорошее лекарство».

(Адин Штейнзальц)

Самое главное в изучении определения - выработка у учащихся навыков согласования определения с определяемым словом.

Деятельность по усвоению форм согласования являет собой важный процесс в обучении учащихся-билингвов, вследствие отсутствия понятия рода и соответственно родовых признаков в осетинском языке. Поэтому включение подобного рода заданий на уроках синтаксиса обязательно.

Задание сложное, но интересное. Направлено не только на усвоение форм согласования, но и активизацию языкового чутья учащихся.

Восстановление авторского текста содержит скрытую цель обучения (совершенствование речевых навыков), с разрешением которой обеспечивается раскрытие творческого потенциала школьников. В такой работе активизируется внимание к слову, в игровом ракурсе обнаруживается интерес к теме, приоткрывая завесу скрытых языковых возможностей учащихся.

Опыт работы показывает, что учащимися намного легче усваиваются обстоятельства, выраженные наречием или деепричастием, вследствие своей неизменяемости формы. Однако испытывают некоторые затруднения в различении обстоятельства цели, представленного инфинитивом, смысловой части составного глагольного сказуемого или дополнения. Вышеперечисленное объясняет редкое употребление обстоятельственных слов, выраженных инфинитивом, в речи учащихся.

Как нам видится, навыки верного определения обстоятельственных слов прививаются в процессе их грамматического анализа.

Так, рассмотрим возможности игры, в которой предлагается определить: инфинитив в представленных сочетаниях слов является смысловой

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

289

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

С.В. Коробейникова

частью составного глагольного сказуемого, обстоятельством цели или дополнением.

За каждый правильный ответ засчитывается 1 балл. Первенство одной из команд зависит от общего числа набранных баллов.

Не ошибись!

1) Зашел составить, принялся составлять, приказал составить; 2) хочу проводить, вышел проводить; 3) просил повидать, приехала повидать, могу повидать; 4) хотела отдохнуть, присела отдохнуть; 5) мог поговорить, остался поговорить; 6) принялся осматривать, поехали осматривать; 7) остался поужинать, хочу поужинать; 8) желаю купить, советует купить, пришли купить.

Ответ: 1) Обстоятельство цели, смысловая часть составного глагольного сказуемого, дополнение; 2) смысловая часть составного глагольного сказуемого, обстоятельство цели;

3) дополнение, обстоятельство цели, смысловая часть составного глагольного сказуемого;

4) смысловая часть составного глагольного сказуемого, обстоятельство цели; 5) смысловая часть составного глагольного сказуемого, обстоятельство цели; 6) смысловая часть составного глагольного сказуемого, обстоятельство цели; 7) обстоятельство цели, смысловая часть составного глагольного сказуемого; 8) смысловая часть составного глагольного сказуемого, дополнение, обстоятельство цели.

Сопоставление смысловой части составного глагольного сказуемого с обстоятельством цели посредством постановки смыслового вопроса (что делать? (что сделать?) или зачем?) позволяет легко отличить обстоятельство цели.

Примечательно, что в тех случаях, где учащимся приходится выбирать обстоятельство цели из трех сочетаний слов, совершенствуется их умение отличать дополнение, выраженное ин-

финитивом, путем акцентирования внимания на том, что глаголы при этом относятся к разным действующим лицам. В такой работе обеспечивается прочность знаний учащихся при повторении других членов предложения (сказуемого, дополнения).

Взаимосвязь элементов традиционного и нестандартного задания обеспечивает активизацию деятельности учащихся, вызывая у них интерес к изучаемой теме.

Таким образом, игра, благодаря своей нестандартности и эмоциональности, обеспечивает активное включение учащихся в процесс творческого познания на максимальном для каждого участника уровне.

К сожалению, рамки статьи не позволяют более полно описать привлеченный нами игровой материал на уроках русского языка при изучении второстепенных членов предложения. Однако нами планировалось продемонстрировать, подтвердив примерами, возможности игры на уроках русского языка с установкой на формирование творчески активной, интеллектуальной и коммуникативно свободной личности.

Библиографический список

1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М.: Академия, 2006. - 368 с.

2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая шк., 1995. - 135 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.