Научная статья на тему 'Игра на клавиатуре одним пальцем или как научить младших школьников сносно печатать'

Игра на клавиатуре одним пальцем или как научить младших школьников сносно печатать Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соседкина Наталия Валерьевна

Автор приводит серию упражнений, направленных на развитие навыков по работе с клавиатурой. Эти упражнения предназначены в первую очередь для учеников начальной школы, многие из упражнений основаны на играх со словами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра на клавиатуре одним пальцем или как научить младших школьников сносно печатать»

Соседкина Наталия Валерьевна

ИГРА НА КЛАВИАТУРЕ ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ ИЛИ КАК НАУЧИТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СНОСНО ПЕЧАТАТЬ

В век новейших информационных технологий - и такая проза. А куда деваться? Не каждому первокласснику родители разрешают приводить личную секретаршу на уроки информатики. Вот и приходится им, бедолагам, фактически второй раз учиться писать, но не в тетрадке ручкой, а пальчиками по клавиатуре. Получается ровнее и разборчивее, но уж очень медленно. Многолетние наблюдения за первоклассниками школ Новосибирского научного центра показали, что средняя скорость ввода с клавиатуры колеблется в районе 20 символов в минуту. И это при том, что больше половины имеют дома компьютер и «помешанных» на образовании родителей, с младенчества одержимых развитием собственного чада.

Навык работы с клавиатурой крайне сложно развивать с периодичностью несколько минут в неделю. Надеюсь, что никому не придет в голову посвящать этому делу все уроки информатики. Кста-

ти, по мнению психологов, навыки, приобретенные быстро, столь же быстро и утрачиваются.

Слепой десятипальцевый метод - не наша цель. Хотя бы потому, что младший школьник при правильной расстановке пальцев до Ъ дотягивается только носом.

А может, и не надо им это все?

Как бы не так. Знаете, как обидно, когда мысли несутся вскачь, хочется ввести команды для робота (паровозика, Черепашки...), а рука беспомощно зависла над клавиатурой, и нужная буква никак не отыскивается. Тут уж не до творчества. Моторные навыки тормозят все остальное.

Я, например, сейчас кусаю локти, когда мои семиклассники, прекрасно справляясь с русскими текстами, не могут достаточно быстро ввести программу на языке Pascal. Препятствием оказались не алгоритмы и не высокая формализация и синтаксис, как мы опасались, а навык ввода с клавиатуры английских слов. Разве не обидно?

...fty-^ftafl ftutcotc

Что конкретно могу предложить?

На каждом уроке в самом начале минут пять посвящать развитию навыков ввода текста. Начать с работы двух указательных пальцев, потом предложить пробел нажимать большим пальцем, затем для SHIFT использовать мизинец...

Можно печатать

- под диктовку буквы,

- слова из часто употребляемых

букв,

- слова с «редкими» буквами (яйцо, этаж, цапля...),

- интересно затемнить экран (или временно выключить монитор) и написать несколько слов под диктовку, а затем проверить себя,

- учитель произносит слово, а ученики печатают его многократно через запятую или через пробел, пока учитель не произнесет следующее слово,

- нравится ребятам печатать «вслепую» - предложите им слова, в которых используется не более 4 букв - пар, папа, про, поп, пара, пусть поставят пальчики в исходную позицию, закроют глаза и введут эти слова.

Однако работать под диктовку утомительно, особенно когда учеников много и разница в скорости велика. Потому мы используем приведенные выше упражнения только для отработки расстановки пальчиков, концентрации внимания и для разнообразия. Предлагаю подборку заданий, прошедших проверку практикой. Может, они и не столь увлекательные, но позволяют не превращать тренаж в занудное занятие.

...уге^мсоб мКого и рлуЯисуя, 6 осо^лсЛи бмисл.

• Напечатайте, пожалуйста,

- свое полное имя, отчество и фамилию,

- свой полный адрес,

- имена и отчества своих родственников,

- имена (и фамилии) одноклассников,

- имена и отчества учителей,

- названия школьных уроков,

- вежливые слова,

- имен мальчиков (или девочек).

Эти задания ориентированы на первоклассников, они полезны для знакомства со школьной жизнью и с клавишей SHIFT. Не удивляйтесь, если, вместо адреса, получите «дом кирпичный» или «первый от остановки», а в качестве ФИО -«Митя Миронов Валерьевич». Я не предлагаю более одного задания за урок, но это - субъективное мнение.

• Придумайте и напечатайте новые названия привычным предметам. Можно печатать вместе с привычным названием, а можно потом отгадывать, что имелось в виду. Например, медленноходилка - черепаха, писало - авторучка, свечкостой - подсвечник, наножник - сапог (реальные примеры от учеников 1«А» класса).

• Напишите, на кого из героев сказок вы хотели бы быть похожими и за какие хорошие качества, например: храбрый, как Крошка Енот, хитрый, как Маль-чик-с-пальчик, ловкий, как Аладдин...

• Во что может превратиться предмет, если у него удалить какую-то часть, например, стул без спинки - табурет, чашка без ручки - пиала, подушка без перьев - мешок.

• Придумайте и запишите предложение про то, чего не может быть. Например, «Летающий слон громко каркнул и превратился в пассажирский самолет» (пример от учеников 1 «А»).

• Вспомните и запишите необычные слова, которыми сможете удивить своих одноклассников, даже если вы точно не знаете, что они означают, например, навигация, серпентарий, амеба...

• Расположите написанные на доске слова в лексикографическом (алфа-

Игра на клавиатуре одним пальцем

витном) порядке и введите их в компьютер. Например, задан набор слов: тина, пена, перо, перрон, песня, слон. Ученики должны напечатать их в ином порядке: пена, перо, перрон, песня, слон, тина. Тем, кто раньше других справится с этим заданием, можно предложить добавить свои слова, не нарушая лексикографического порядка.

• Группа детей делится на «первых» и «вторых». «Первые» пишут существительные указанного рода, а «вторые» - прилагательные того же рода. Потом парами составляют словосочетания.

• Из букв записанного на доске слова составьте и введите в компьютер побольше слов. Например, из слова ДИСКОВОД можно получить слова: диск, овод, сок, довод и т. д. Задание должно выполняться легко, ведь наша основная цель -ввод с клавиатуры.

• Если у кого-то из ребят День рождения, то можно предложить написать уменьшительно-ласкательные варианты его имени (при благоприятной обстановке в коллективе).

• Сочините и запишите загадку по образцу:

'Ири^умаЛ&е < ¿амижн&е предложение про Ло, гего Не мофеЛ биЛл.

• Напечатайте за 3-4 минуты как можно больше

- городов России,

- стран мира,

- названий рек,

- имен мультипликационных героев,

- всяких «вкусностей»,

- знаков Зодиака,

- названий электроприборов,

- цветов (красок),

- названий рыб,

- геометрических фигур,

- четных чисел,

- дней рождений родственников,

- слов из четырех букв,

Первый признак предмета а не другой предмет, обладающий этим признаком

второй признак предмета а не другой предмет, обладающий этим признаком

третий признак предмета а не другой предмет, обладающий этим признаком

Например: белый, а не молоко, с корнями, а не дуб, может болеть, а не голова (зуб).

• Внимательно прослушайте 6 (или более) слов, постарайтесь их запомнить с первого раза. Введите слова в компьютер.

• Вспомните и напечатайте слова в которых встречаются «редкие» для русского языка буквы, такие, как Э, Ф, Ъ, X.

"^лпегаЛайЛе ... как мо^Но бол-иже.,

- слов на букву Ц,

- полезных ископаемых,

- фамилий композиторов,

- приставок русского языка,

- произведений из таблицы умножения,

- слов с корнем РОС,

- слов с суффиксом ЕНЬК,

- слов, оканчивающихся на Ф,

- слов, оканчивающихся на БОР,

- слов - И - А,

- слов - Е - О,

- эпитетов к слову ДОРОГА,

- эпитетов к слову ИГРА,

- эпитетов к слову УРОК,

- эпитетов к слову ЗДОРОВЬЕ. Думаю, что каждому учителю будет

несложно создать собственную коллекцию заданий. Я же выражаю благодарность за интересные идеи авторам многочисленных книг, коллегам по гимназии и своим ученикам.

Для контроля эффективности стоит иногда отслеживать скорость ввода простым диктантом в течение минуты или приглянувшимся клавиатурным тренажером. Можно устраивать проверки, к примеру, один раз в четверть и ставить «пятерки» не только тем, кто выполнил заранее оговоренную норму, но и тем, кто значительно прибавил в скорости, по сравнению с предыдущим разом, кто, по словам детей, «победил самого себя».

Опыт показывает, что упражнениями, тратя по 3-5 минут один раз в неделю, за первые два года можно довести среднюю скорость ввода до 40 символов в минуту. Этого достаточно, чтобы не испытывать дискомфорта при работе с клавиатурой на уроках в среднем звене.

Но самое замечательное, что приобретенный таким неспешным способом навык не утрачивается. Интересно, почему?

Литература

1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Ткаченко А.А. Логические упражнения для развития речи Альбом дошкольника. М.: Прометей, Книголюб, 2001.

3. Ильенко А.А. Задания по изучению текстового редактора // Информатика и образование. М., 2002, № 3.

© Наши авторы, 2002. Our authors, 2002,

Соседкина Наталия Валерьевна, м.н.с. ИСИ им. А.П. Ершова СО РАН, учитель гимназии № 3 г. Новосибирска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.