Соседкина Наталия Валерьевна
ИГРА НА КЛАВИАТУРЕ ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ ИЛИ КАК НАУЧИТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СНОСНО ПЕЧАТАТЬ
В век новейших информационных технологий - и такая проза. А куда деваться? Не каждому первокласснику родители разрешают приводить личную секретаршу на уроки информатики. Вот и приходится им, бедолагам, фактически второй раз учиться писать, но не в тетрадке ручкой, а пальчиками по клавиатуре. Получается ровнее и разборчивее, но уж очень медленно. Многолетние наблюдения за первоклассниками школ Новосибирского научного центра показали, что средняя скорость ввода с клавиатуры колеблется в районе 20 символов в минуту. И это при том, что больше половины имеют дома компьютер и «помешанных» на образовании родителей, с младенчества одержимых развитием собственного чада.
Навык работы с клавиатурой крайне сложно развивать с периодичностью несколько минут в неделю. Надеюсь, что никому не придет в голову посвящать этому делу все уроки информатики. Кста-
ти, по мнению психологов, навыки, приобретенные быстро, столь же быстро и утрачиваются.
Слепой десятипальцевый метод - не наша цель. Хотя бы потому, что младший школьник при правильной расстановке пальцев до Ъ дотягивается только носом.
А может, и не надо им это все?
Как бы не так. Знаете, как обидно, когда мысли несутся вскачь, хочется ввести команды для робота (паровозика, Черепашки...), а рука беспомощно зависла над клавиатурой, и нужная буква никак не отыскивается. Тут уж не до творчества. Моторные навыки тормозят все остальное.
Я, например, сейчас кусаю локти, когда мои семиклассники, прекрасно справляясь с русскими текстами, не могут достаточно быстро ввести программу на языке Pascal. Препятствием оказались не алгоритмы и не высокая формализация и синтаксис, как мы опасались, а навык ввода с клавиатуры английских слов. Разве не обидно?
...fty-^ftafl ftutcotc
Что конкретно могу предложить?
На каждом уроке в самом начале минут пять посвящать развитию навыков ввода текста. Начать с работы двух указательных пальцев, потом предложить пробел нажимать большим пальцем, затем для SHIFT использовать мизинец...
Можно печатать
- под диктовку буквы,
- слова из часто употребляемых
букв,
- слова с «редкими» буквами (яйцо, этаж, цапля...),
- интересно затемнить экран (или временно выключить монитор) и написать несколько слов под диктовку, а затем проверить себя,
- учитель произносит слово, а ученики печатают его многократно через запятую или через пробел, пока учитель не произнесет следующее слово,
- нравится ребятам печатать «вслепую» - предложите им слова, в которых используется не более 4 букв - пар, папа, про, поп, пара, пусть поставят пальчики в исходную позицию, закроют глаза и введут эти слова.
Однако работать под диктовку утомительно, особенно когда учеников много и разница в скорости велика. Потому мы используем приведенные выше упражнения только для отработки расстановки пальчиков, концентрации внимания и для разнообразия. Предлагаю подборку заданий, прошедших проверку практикой. Может, они и не столь увлекательные, но позволяют не превращать тренаж в занудное занятие.
...уге^мсоб мКого и рлуЯисуя, 6 осо^лсЛи бмисл.
• Напечатайте, пожалуйста,
- свое полное имя, отчество и фамилию,
- свой полный адрес,
- имена и отчества своих родственников,
- имена (и фамилии) одноклассников,
- имена и отчества учителей,
- названия школьных уроков,
- вежливые слова,
- имен мальчиков (или девочек).
Эти задания ориентированы на первоклассников, они полезны для знакомства со школьной жизнью и с клавишей SHIFT. Не удивляйтесь, если, вместо адреса, получите «дом кирпичный» или «первый от остановки», а в качестве ФИО -«Митя Миронов Валерьевич». Я не предлагаю более одного задания за урок, но это - субъективное мнение.
• Придумайте и напечатайте новые названия привычным предметам. Можно печатать вместе с привычным названием, а можно потом отгадывать, что имелось в виду. Например, медленноходилка - черепаха, писало - авторучка, свечкостой - подсвечник, наножник - сапог (реальные примеры от учеников 1«А» класса).
• Напишите, на кого из героев сказок вы хотели бы быть похожими и за какие хорошие качества, например: храбрый, как Крошка Енот, хитрый, как Маль-чик-с-пальчик, ловкий, как Аладдин...
• Во что может превратиться предмет, если у него удалить какую-то часть, например, стул без спинки - табурет, чашка без ручки - пиала, подушка без перьев - мешок.
• Придумайте и запишите предложение про то, чего не может быть. Например, «Летающий слон громко каркнул и превратился в пассажирский самолет» (пример от учеников 1 «А»).
• Вспомните и запишите необычные слова, которыми сможете удивить своих одноклассников, даже если вы точно не знаете, что они означают, например, навигация, серпентарий, амеба...
• Расположите написанные на доске слова в лексикографическом (алфа-
Игра на клавиатуре одним пальцем
витном) порядке и введите их в компьютер. Например, задан набор слов: тина, пена, перо, перрон, песня, слон. Ученики должны напечатать их в ином порядке: пена, перо, перрон, песня, слон, тина. Тем, кто раньше других справится с этим заданием, можно предложить добавить свои слова, не нарушая лексикографического порядка.
• Группа детей делится на «первых» и «вторых». «Первые» пишут существительные указанного рода, а «вторые» - прилагательные того же рода. Потом парами составляют словосочетания.
• Из букв записанного на доске слова составьте и введите в компьютер побольше слов. Например, из слова ДИСКОВОД можно получить слова: диск, овод, сок, довод и т. д. Задание должно выполняться легко, ведь наша основная цель -ввод с клавиатуры.
• Если у кого-то из ребят День рождения, то можно предложить написать уменьшительно-ласкательные варианты его имени (при благоприятной обстановке в коллективе).
• Сочините и запишите загадку по образцу:
'Ири^умаЛ&е < ¿амижн&е предложение про Ло, гего Не мофеЛ биЛл.
• Напечатайте за 3-4 минуты как можно больше
- городов России,
- стран мира,
- названий рек,
- имен мультипликационных героев,
- всяких «вкусностей»,
- знаков Зодиака,
- названий электроприборов,
- цветов (красок),
- названий рыб,
- геометрических фигур,
- четных чисел,
- дней рождений родственников,
- слов из четырех букв,
Первый признак предмета а не другой предмет, обладающий этим признаком
второй признак предмета а не другой предмет, обладающий этим признаком
третий признак предмета а не другой предмет, обладающий этим признаком
Например: белый, а не молоко, с корнями, а не дуб, может болеть, а не голова (зуб).
• Внимательно прослушайте 6 (или более) слов, постарайтесь их запомнить с первого раза. Введите слова в компьютер.
• Вспомните и напечатайте слова в которых встречаются «редкие» для русского языка буквы, такие, как Э, Ф, Ъ, X.
"^лпегаЛайЛе ... как мо^Но бол-иже.,
- слов на букву Ц,
- полезных ископаемых,
- фамилий композиторов,
- приставок русского языка,
- произведений из таблицы умножения,
- слов с корнем РОС,
- слов с суффиксом ЕНЬК,
- слов, оканчивающихся на Ф,
- слов, оканчивающихся на БОР,
- слов - И - А,
- слов - Е - О,
- эпитетов к слову ДОРОГА,
- эпитетов к слову ИГРА,
- эпитетов к слову УРОК,
- эпитетов к слову ЗДОРОВЬЕ. Думаю, что каждому учителю будет
несложно создать собственную коллекцию заданий. Я же выражаю благодарность за интересные идеи авторам многочисленных книг, коллегам по гимназии и своим ученикам.
Для контроля эффективности стоит иногда отслеживать скорость ввода простым диктантом в течение минуты или приглянувшимся клавиатурным тренажером. Можно устраивать проверки, к примеру, один раз в четверть и ставить «пятерки» не только тем, кто выполнил заранее оговоренную норму, но и тем, кто значительно прибавил в скорости, по сравнению с предыдущим разом, кто, по словам детей, «победил самого себя».
Опыт показывает, что упражнениями, тратя по 3-5 минут один раз в неделю, за первые два года можно довести среднюю скорость ввода до 40 символов в минуту. Этого достаточно, чтобы не испытывать дискомфорта при работе с клавиатурой на уроках в среднем звене.
Но самое замечательное, что приобретенный таким неспешным способом навык не утрачивается. Интересно, почему?
Литература
1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Ткаченко А.А. Логические упражнения для развития речи Альбом дошкольника. М.: Прометей, Книголюб, 2001.
3. Ильенко А.А. Задания по изучению текстового редактора // Информатика и образование. М., 2002, № 3.
© Наши авторы, 2002. Our authors, 2002,
Соседкина Наталия Валерьевна, м.н.с. ИСИ им. А.П. Ершова СО РАН, учитель гимназии № 3 г. Новосибирска