Научная статья на тему 'Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте'

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5368
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна, Темирканова Диана Саудиновна, Гукова Дарина Альбердовна

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, особенности игры в разных периодах, а также развитие личности в игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна, Темирканова Диана Саудиновна, Гукова Дарина Альбердовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Бегиева Б.Б.1, Темирканова Д.С.2, Гукова Д.А.3

1Бегиева Белла Муратовна - студент;

2Темирканова Диана Саудиновна - студент;

3Гукова Дарина Альбердовна - студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербеков,

г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, особенности игры в разных периодах, а также развитие личности в игре.

Ключевые слова: предметно-манипулятивной деятельности, мотивационно-потребностная сфера, когнитивные процессы.

Дошкольный возраст - этап физического и психологического развития ребёнка от 3 до 6-7 лет. Выделяются три периода:

1) младший дошкольный возраст (3-4 года),

2) средний дошкольный возраст (4-5 лет),

3)старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Именно в дошкольном возрасте для ребёнка открывается общество людских взаимоотношений, различных видов деятельности и социальных функций всего общества. Ребёнок уже испытывает большое желание влиться и активно принимать участие во взрослой жизни. Также в дошкольный промежуток жизни дети способны быть более самостоятельными.

Именно в дошкольном возрасте появляется в качестве ведущей деятельности ролевая или же творческая игра. В игре ребёнок совершенствуется, у него формируются новообразования, созревают когнитивные процессы.

Рисование, аппликация, лепка, конструирование - это всё конечно, вдобавок игровой деятельности, характерная дошкольному возрасту. Игра, начинает формироваться из предметно-манипулятивной деятельности в возрасте 3-4 лет, иначе говоря, в раннем детстве. Ребёнок осознает, что действует самостоятельно, когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослым. Д.Б. Эльконин пишет в своих работах, что ребёнок в этом периоде смотрит на предмет через взрослого, «как через стекло».

Дети с 3 до 4 лет играют в одиночку. В ходе своих играх они улучшают память, мышление, восприятие и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей в таком возрасте воссоздают образ действий своих родителей воспитателей и людей, которые его окружают.

В этом возрасте ребёнок может посвятить только 10-15 минут ирге.

Понемногу к среднему дошкольному периоду игры приобретают коллективный тип деятельности именно из-за того, что в игру присоединяются больше детей. Детишки копируют различные взаимоотношения между людьми. В ходе игры ребята вырабатывают определенные роли и правила, которым они должны придерживаться до окончания игры. Роли, которые исполняют дети, копируются. Это или семейные роли (сына, дочки, папы, дяди, мамы) или профессиональные (врач, пилот, штурман, повар, кассир). Также бывают сказочные (маша и медведь, супермены, заяц), или можно брать пример с воспитателей и исполнять в игре роль няни или воспитателя детского сада. Уже в этом возрасте время игры у детей увеличивается до 40-50 минут.

Начиная с пяти лет, а именно в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры у детей прогрессируют [1, с.83]. Становятся намного больше ролей, которые они исполняют во время игры, также усложняются игровые действия, вводится много новых правил. Впервые, в этом возрасте появляется лидерство, даётся начало организаторским способностям. Кроме игр, которые включают в себя выполнения определенных действий с воображаемыми предметами и ролями, активно подключаются мышление и представления. Старшие дошкольники способы играть в одну и ту же иргу несколько часов.

Игра способствует развитию не только общения с детьми такого же возраст, но и произвольного поведения ребенка.

Произвольное поведение дошкольников - это способность управления собственными поступками, способность осуществлять контроль над своими действиями. А также произвольность предполагает наличие образца поведения. В игре образцом служит другой человек, чье поведение копирует ребенок. Сначала ребенку необходим внешний контроль. Дети контролируют друг друга, а потом — каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением.

Как прежде говорилось в игре формируется мотивационно -потребностная сфера ребенка. В связи с этим зарождаются новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В развитой ролевой игре у детей формируется творческое воображение. Становлению произвольной памяти способствует именно игра. Для лучшего понимания материала разъясним всё на примере Ж. Пиаже. Он преобразил известную задачу «три брата» из тестов А. Бине. Ж. Пиаже спрашивал ребенка дошкольного возраста: «Есть у тебя братья?» — «Да, Артур», — отвечал мальчик. — «А у него есть брат?» — «Нет». — «А сколько у вас братьев в семье?» — «Двое» — «У тебя есть брат?» — «Один». — «А он имеет братьев?» — «Нет». — «Ты его брат?» — «Да». — «Тогда у него есть брат?» — «Нет» [2, с. 62].

В результате проведенного эксперимента мы увидели, что ребенку трудно встать на другую позицию. А если провести эксперимент с участием кукол, то он выдает верные ответы. Это означает, что в игре преобразует, изменяет позицию ребёнка.

Подводя итоги, можно сказать, что именно игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует личность, способствует первым открытиям ребёнка. В игре у ребенка развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Список литературы

1. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования, 1995. 2-е изд. 496 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет /

Ун-т Рос. акад. образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.