Игра как средство коррекции агрессии у детей
Бугаева Светлана Юрьевна
Бакалавр
Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия) АННОТАЦИЯ
Статья посвящена игротерапии как способу коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Описаны причины появления агрессии и обосновано использование игротерапии как метода коррекции агрессивного поведения.
ANNOTATION
The article describes the play therapy as a way to correct aggressive behavior in preschool children. Causes for the aggression and the use of play therapy as a method of correcting aggressive behavior are summarized.
Ключевые слова: детская агрессия, агрессивное поведение, игротерапия, игровая терапия.
Key words: child aggression, aggressive behavior, play therapy, child-centered play therapy.
Агрессия (лат. aggressю - нападение) - деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1].
Агрессивность - черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
В становлении агрессивного поведения задействовано множество факторов -биологических, социо-культурных, поведенческих, экономических - чаще всего среди них выделяют:
1. органические (дисфункции и поражения головного мозга);
2. наследственные (психические особенности родителей);
3. социально-бытовые (отношения в семье и образовательных учреждениях);
4. ситуативные (ухудшение здоровья, изменение среды) [1].
Причиной зарождения агрессивного поведения у ребенка может стать отсутствие любви, уважения, принятия со стороны значимого взрослого, чувство отверженности, ненужности.
Детская агрессия проявляется в форме повторяющихся эпизодов физического (нападение, удары, толчки, бросание предметов), вербального (оскорбления, угрозы), невербального (угрожающие жесты), пассивного насилия (молчаливый протест, отказ
Number 3 / April 2022 http://www.wiscience.ru/
что-либо делать, саботаж) и аутоагресии [2]. Некоторые авторы также склонны выделять экономическую агрессию - кража или пользование чужими вещами без разрешения [3].
Зачастую проявления агрессивного поведения наблюдаются в обстоятельствах защиты личных интересов, отстаивания собственного превосходства или для достижения цели, например, завоевания интереса сверстников, получения игрушки и т.п. [4]
Хухлаева О.В., однако отмечает, что «агрессивное поведение или состояние присуще всем людям, оно является необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом — агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка» [5]. Это проявление так называемой «нормативной» агрессии. Отсутствие последней может свидетельствовать о нарушении развития ребенка или о вытеснении агрессии, которое может привести в будущем к прорыву агрессивности особой силы.
Собственно говоря, здоровый ребенок реагирует агрессией в случае, когда у него нет возможности сделать то, что хочется, так, как ему хочется. Эта реакция врожденная и бывает разной степени интенсивности в зависимости от типа характера и темперамента. Кроме того, ребенок может просто копировать поведение взрослых. Пример агрессивного поведения родителей и эффективность силового воздействия повышает вероятность вспышек агрессии у ребенка.
Человек не рождается со способностью понимать насколько агрессивно его поведение. Такое видение приходит, когда у ребенка активно развивается самосознание и он уже может отличить «можно» от «нельзя», «хорошо» от «плохо», когда он уже научился решать конфликт неагрессивным способом [2]. Здесь на помощь может прийти игра.
Психологи вслед за Л.С. Выготским подчеркивают роль игры как ведущей деятельности в развитии личности ребенка. Игра является способом социализации и взаимодействия с миром, дает возможность проявить самостоятельность, установить правила, ощутить свободу выбора.
Говоря об игре, как средстве коррекции, необходимо понимать, что источником игровой активности, её инициатором и ведущим является взрослый (психолог, воспитатель, родитель). Это главная особенность игротерапии [6].
Игротерапия это метод психотерапевтического воздействия на поведение ребенка, основой которого является игра. Суть такой игры заключается в создании различных ситуаций, в которых моделируется та или иная сюжетная линия и определяется стратегия ролевого поведения [7]. Построение сценария и выбор конкретной игры осуществляется в зависимости от обстоятельств, факторов возникновения и форм проявления агрессии, а также личностных характеристик ребенка.
Британская ассоциация игровых терапевтов (ВАРТ https://www.bapt.info/) определяет игровую терапию как «динамичный процесс между ребенком и игровым терапевтом, в котором ребенок исследует в своем собственном темпе и со своей собственной повесткой дня прошлые и текущие, сознательные и бессознательные проблемы, влияющие на жизнь ребенка» [8].
Игротерапия в доступной и ненавязчивой форме воздействует в четырех направлениях:
1. обучает безопасным способам выражения гнева;
2. вырабатывает навыки владения собой;
3. учит осознавать свои эмоции;
4. прививает конструктивные навыки общения [1].
http://www.wiscience.ru/
ШшЬег 3 / Арп! 2022
48
Бугаева Светлана Юрьевна
Игра позволяет снять напряжение ребенка, уменьшить тревожность, дает возможность проявить себя в процессе взаимодействия и общения с другими детьми, установить благоприятный контакт между ребенком и взрослым. В зависимости от роли взрослого различают директивную и недирективную виды игротерапии. В первом случае взрослый транслируетпозитивноеповедение,вовтором-наблюдает, позволяяребенкусамовыражаться и реализовывать стратегии взаимодействия со сверстниками. Задача педагога в этом случае - помочь ребенку понять свои возможности, достоинства и недостатки, принять себя [9].
В процессе игры взрослый достигает сразу три цели: проводит диагностику, корректирует поведение и обучает взаимодействию. Игровые терапевты активно наблюдают и слушают. Следуют за ребенком, реагируют на его просьбы и предложения, не осуждают, хотя и устанавливают ограничения, когда игровое действие может нанести вред.
Метафорически представляя события, которые изначально были угрожающими, в игре дети могут реконструировать эти события и, контролируя их, совладать с негативными эмоциями. Игротерапия предполагает прохождение ребенком четырех стадий: разминка -Warm Up Stage (знакомство со средой и установление контакта с терапевтом); агрессивная -Aggressive Stage (работа над основными проблемами, эмоциями, поведением); возвратная -Regression Stage (возвращение к более раннему возрасту ребенка, работа с привязанностями и идентичностью); стадия овладения - Mastery Stage (интеграция позитивных изменений в личность ребенка) [8].
Как способ работы с детьми игровая терапия завоевала доверие благодаря практическим результатам. По данным зарубежных исследователей [10] игротерапия эффективна при работе с детьми, имеющими эмоциональные проблемы: дети, участвующие в игротерапии, лучше справляются со своими негативными эмоциями, чем две трети их сверстников, с которыми такая работа не проводится.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. - Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. - 69 с.
2. Корниенко А. А. «Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка»: Рама Паблишинг; Екатеринбург; 2012
3. https://itspsychology.com/child-aggression/ Child aggression: Symptoms, Causes and Treatments.
4. Бирюкова К. С. «Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Выпускная квалификационная работа, Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского - Пенза, 2020.
5. Хухлаева О. В. «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»: Академия; Москва; 2003
6. Романов А. А. «Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик». Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. -- М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
7. Токарь И. «Детская агрессия: истоки и способы предупреждения» // Воспитательная работа в школе. - 2016. - № 6. - С. 66-70).
Выпуск 3 / Апрель 2022 Международный научный журнал «Слово в науке»
8. Moss, L., Hamlet, H. (2020). An Introduction To Child-Centered Play Therapy. The Person-Centered Journal. 25(2). 91-103 https://adpca.org/article/https-adpca-org-article-pcj25/ pcj25-an-introduction-to-child-centered-play-therapy/
9. Шурухина А.А. «Игротерапия как способ коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних» ФГКУ Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва // International Student Research Bulletin - 20l8 - № 3
10. Encyclopedia of early childhood development Play Therapy Cindy Dell Clark, PhD Rutgers University, USA June 2013 https://www.child-encyclopedia.com/play/according-experts/ play-therapy
http://www.wiscience.ru/
Number 3 / April 2022
50