Научная статья на тему 'Игра как мирополитический феномен'

Игра как мирополитический феномен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР ПОЛИТИКИ / ИГРУШКИ / ИГРЫ / ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ПОЛИТИКИ И ИГРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терновая Людмила Олеговна

Автор, систематизируя интересные исторические примеры, убеждает в том, что мировая политика и игра -взаимосвязанные и взаимообусловленные явления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как мирополитический феномен»

УДК 327

Терновая Л.О. Игра как мирополитический

феномен

Автор, систематизируя интересные исторические примеры, убеждает в том, что мировая политика и игра - взаимосвязанные и взаимообусловленные явления.

Ключевые слова: мир политики, игрушки, игры, интерференция политики и игры.

Ternovaya L.O. Game as a world political

phenomenon

Author systemizing interesting political examples makes us sure in the fact that world politics and a game are interrelated and dependent on one another phenomena.

Keywords: world of politics, toys, games, interference of politics and a game.

Несколько лет назад в Москве, в Треть-1ковской галерее, Шведским институтом совместно с Государственным выставочным управлением Швеции была организована выставка "Игра - дело серьезное". Выставка была посвящена "игре, ее роли в жизни человека и общества"1. Организаторы этой выставки были вдохновлены Конвенцией ООН о правах ребенка, утверждающей его "право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях" (ст. 31). В основе всех игр, предлагаемых на этой выставке, были сюжеты, связанные с героями книг Астрид Лидгрен, а на крыше галереи на Крымском валу появилась пятиметровая надувная фигура Карлсона, который живет на крыше. Наверное, образ Карлсона наиболее удачно символизирует не только значение игры в жизни человека, но и сохранение с помощью игры свежести восприятия мира, свойственной ребенку и часто теряемой взрослыми.

История человечества подтверждает свою всеобщность, в том числе с помощью игры. Многие азартные игры, известные с глубокой древности, были схожими у разных народов. Игру в мяч знали древние римляне, у майя она была популярна под названием поктаток, а у ацтеков - тлашт-

ли. Многие люди оказывались в рабском положении, проигрывая и свое имущество, и своих близких, и самих себя в азартных играх.

Выдающийся нидерландский историк культуры Йохан Хёйзинга в работе, посвященной "человеку играющему" - Homo ludens, - суммирует известные признаки игры, в результате чего она выступает как "действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, но по добровольно принятым правилам и вне материальной формы и необходимости.

Настроение игры есть отрешенность и восторг - священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разгрузку"2. Но под это определение подходят и такие формы деятельности, которые мы так или иначе связываем со всеми видами состязания, начиная с турниров чести и заканчивая судебным процессом и даже войной. Таким образом, игра захватывает не только мир культуры или философии, но и политики и правосудия. А игровой фактор выступает в качестве особо значимого "в

Людмила Олеговна Терновая - доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя кафедры национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

возникновении всех крупных форм общественной коллективной жизни"3. И чем больше людей вовлечены в эти формы, тем сложнее, разнообразнее в них проявляются элементы игры. В эпоху глобальной взаимозависимости гигантские массы людей вовлекаются в новые формы коллективной жизни, расширяя не только области экономического, политического, правового или культурного взаимодействия, но и границы игрового пространства.

Нельзя не замечать, что сферы мировой политики и игры также тесно связаны. Даже для обозначения субъектов международных отношений мы используем термин "актор", что есть не что иное, как актер. И порой бывает сложно определить, какой из этих миров больше позаимствовал у другого. Мы употребляем и другие выражения, указывающие на аналогии игры и политики: "политическая сцена", "международная арена" и др. И даже символ "холодной войны" - "железный занавес" - изначально был позаимствован из атрибутики театральной жизни, поскольку именно таким и был занавес, отделяющий сцену от зрительного зала в случае пожара.

И. Хёйзинга утверждает, что "каждая правовая или государственная общность по своей натуре обладает рядом признаков, которые связывают ее с игровой общностью. На взаимном признании принципов и правил, которые, какими бы метафизическими ни были их основания, на практике действуют, как правила игры, держится система международного права...

Как только одна из причастных сторон уклоняется от правил игры, тогда или разрушается вся система международного права (пусть даже временно), или нарушившая игру сторона должна быть изгнана за пределы этой общности"4.

Разумеется, в современном мире внешне утрачиваются связи политических действий, особенно опирающихся на разрушительные средства насилия, с игрой. Однако если присмотреться к мотивации сторон, использующих такие средства, то можно увидеть отголоски древних игровых отношений. Не случайно Чемберлен, выступая по радио в начале сентября 1939 г, назвал начавшуюся вторую мировую войну азартной

игрой (gamble). Еще больше элементов игры мы найдем в стремлении государств представить не реальную, а фальсифицированную картину своей деятельности на мировой арене. Независимо от причин фальсификаций игровая их суть остается неизменной. Каждое государство, выступая в роли участника большой или малой геополитической игры, стремится достичь своей цели, в том числе применяя традиционные для любой игры обманные шаги. Только в политике они называются по-другому. Поэтому вовсе не случайно, что игровые ситуации прочно вошли в учебный процесс при подготовке будущих политиков и политологов. А без стратегических игр сложно представить процесс выработки любой современной внешнеполитической стратегии.

В игровой области наблюдается своеобразная эволюция и форм игры, и ее атрибутов. Мы знаем, что в нашей жизни немало таких предметов, которые играют преимущественно символическую роль, сохраняя ее на протяжении тысячелетий. Речь идет об игрушках. Во время археологических раскопок на Ближнем Востоке был найден необычный клад - детских игрушек: погремушки, свистки, маленькие горшочки, колесницы... Государство и тогда проявляло заботу о детях. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи (1792-1950 гг. до н.э.) продажа чего бы то ни было детям считалась преступлением, которое каралось смертью. Кстати, первые игрушечные колесницы были не просто аналогами современных детских машинок, а символизировали круговое движение Солнца. Дети в Африке в давние времена любили играть с фигурками животных, запряженных в маленькие тележки, что также подтверждается археологическими данными. В Древней Греции и Древнем Риме у детей были популярны волчки, обручи, игрушечные лодки и колесницы. В средние века в европейских странах были в качестве игрушек распространены погремушки, глиняные шарики, марионетки. С помощью кукольного театра на острове Ява готовили детей к инициации. А вот термин "марионеточное правительство" был впервые предложен Фридрихом Энгельсом в статье "Вильгельм Вольф". С тех пор национальная и международная по-

литическая практика неоднократно демонстрировала неэффективность подобных форм управления.

Игрушка - замена, образ реального предмета. Но это могла быть замена образа реального человека, не мифического существа, вроде Масленицы, Мары, Костромы, Русалки, Карнавала и т.д. Если такой символ связан с реальным историческим лицом, тем более с действующим политиком, то возникает вполне закономерный вопрос: как относиться к тому, что его символическую фигуру жгут, топят, вешают? Когда так поступают английские дети в отношении организатора известного "порохового заговора" Гая Фокса, кажется, это может расцениваться как продолжение карнавального действия. Но куклы, изображающие политиков, оказываются, скорее, не персонажами политического "карнавала", а отражением специфического прочтения конкретных шагов их прототипов. И чаще всего такое прочтение оказывается довольно критическим. Например, после телевизионного обращения Билла Клинтона к американцам с покаянием и признанием в неподобающем поведении, т.е. связи с Моникой Левински, в США была выпущена кукла "Буба - Билл", напоминающая внешне экс-президента по форме, приближенной к фаллической. Одета кукла была весьма фривольно, и при нажатии на точку ниже пупка кукла произносила фразы: "Я разбомблю Багдад", "Я уничтожу Париж". Это еще раз подтверждало справедливость сравнения игры и войны по силе страсти.

От кукольных дел мастеров досталось и следующему президенту США. Белый дом даже официально заявил о расследовании деятельности игрушечника Эмиля Викале и его компании НегоЬиПСегв Соогр. Эта компания поставила цель составить конкуренцию серии "Барби и Кен", предложив серию "Герои и злодеи". К числу "героев" были отнесены куклы с говорящими прозвищами "Герой" (Джордж Буш-младший), "Скала" (Рудольф Джулиани) и "Союзник" (Тони Блэр). А "злодеи" были представлены куклами Осамы бен Ладана и Саддама Хусейна. В этой же серии - "женщин-героев" -имеется кукла государственного секретаря США Кондолизы Райс.

Все игрушки, за исключением куклы, напоминающей британского премьер-министра, пользовались немалой популярностью, в частности, благодаря тому, что с ними можно было делать все, что угодно (завязывать в узел, одевать в предложенные наряды - от традиционного до балетной пачки и т.д.). Возможно, это и стало причиной того, что деятельностью фирмы Викале заинтересовались юристы Белого дома, увидев "возможное нарушение правил изображения президента Соединенных Штатов"5. Правда, кукольные персонажи далеко не всегда несут в себе заряд агрессивности или пародийности. В 1935 г. Лига Наций наградила Уолта Диснея за создание "универсального символа доброй воли". В мире популярность диснеевского героя Микки Мауса была так велика, что в день высадки союзников в Нормандии пароль американских войск звучал как его имя.

Несомненно, игрушкам Викале очень трудно составить конкуренцию Барби. Эту куклу, названную в честь дочери своей изобретательницы Рут Хендлер, кстати, польской эмигрантки, можно считать одним из главных символов XX века. Историки утверждают, что аналоги куклы Барби были еще в Древнем Египте. В 20-х годах XIX века куклу, которая могла открывать и закрывать глаза, произносить отдельные слова и плакать, представил публике немецкий изобретатель Иоганн Менцель6. Но его игрушка не привлекала внимания, пока ею в конце века не заинтересовался Томас Эдисон. Была создана компания по производству таких кукол с фонографом Эдисона внутри. Компания изготовила 3 тысячи кукол, из которых продать удалось лишь 500, куклы были очень дорогими. И то большую часть купленных кукол покупатели затем вернули из-за ужасного звука7. Едва появившись в 1959 году, современная Барби разошлась в количестве более миллиарда экземпляров в 150 странах мира8. Несмотря на то, что у Барби появилось немало противников, она показала удивительную способность адаптироваться к изменяющимся реалиям, в том числе политическим. Когда активизировалась борьба за гражданские права, ее "поддержала" цветная кукольная американка Френси.

Пожалуй, самыми последовательными противницами Барби остаются феминистки, особенно из национальной организации женщин (НОЖ) США. Они утверждают, что игра с такой куклой, обладающей повышенной привлекательностью, вызывает у девочек "саморепрессию", утерю веры в себя и душевные травмы. Однако у большинства играющих девочек реакция как раз обратная, как и при любой игре. Это ощущение счастья приносит и совсем не похожая на Барби кукла Блайф с непропорционально большой головой и огромными глазами. Блайфомания стала уделом уже не совсем маленьких, а уже повзрослевших девочек9. Как когда-то во времена Тридцатилетней воины мода распространялась через границы воюющих стран с помощью двух кукол -Пандоры большой и Пандоры малой, так и Блайд вдохновила на создание новых коллекций такие дома, как Galliano, Prada, Gucci, Vivienne Westwood, Issey Miyakey, Versace, Sonia Rikiel. В то же время далеко не всем куклам уготована подобная судьба.

Так, в европейских странах было отмечено массовое исчезновение из общественных и частных парков усадеб фигурок садовых гномов. Члены Фронта освобождения садовых гномов (ФОСГ) даже посылают владельцам фигурок письма с требованием для их подопечных "любви, свежей воды, абонемента кабельного телевидения, ящика пива и по две Белоснежки на каждого гнома"10. А профессор нанологии Ф. Фридман, являющийся с 1980 г президентом Международного союза по защите прав садовых гномов, уверяет, что "гномы - просто самые лучшие из людей"11. В Базеле выходит "Газета садовых гномов". Порой правозащитная деятельность в этой сфере выходит за рамки правопорядка. Например, в 2000 г. члены ФОГС устроили налет на знаменитую выставку садовых гномов в саду Багатель. Ряд фигурок имел музейную ценность. А чуть позже 84 гнома были выставлены у одного из французских соборов с транспарантом "Наконец они свободны!"12. А поскольку полиция не смогла найти ни преступников, ни владельцев фигурок, их заперли в чулан местного полицейского участка, что стало окончанием короткой "свободной жизни" садовых гномов.

Политические события влияют и на самые обыкновенные игрушки, и на отношение к ним. Так, в соответствии с положением о религиозной толерантности хозяева одного из лондонских универмагов согласились убрать из витрин куклу Поросенка - друга медвежонка Винни-Пуха из популярной сказки Артура Милна. Сделано это было по требованию исламистов, которых настолько много в Великобритании, что наиболее радикальные из них даже поднимают вопрос о необходимости распространения на исламских подданных Ее Величества законов шариата. И в то же время в 2006 г. именно исламские граждане Великобритании выступили за то, чтобы вернуть в национальный праздничный календарь Рождество, а не заменять его политкорректным "зимним праздником".

Игрушка становится тем символом, в котором не просто мир взрослых, а и мир политики предстает в ярком, свойственном именно игрушкам свете. Особый разряд игрушек - милитаризированные. Едва ли мы найдем в современном мире ребенка, который бы в той или иной форме не играл в "войнушку". И этим он ничем не отличается от детей других эпох. Но в XX веке многие взрослые всерьез озаботились тем, какие качества в человеке воспитывают такие игрушки, стали все чаще звучать призывы к отказу от военизированных игрушек. Подъем таких антимилитаристских настроений был связан с войной в Заливе, когда на прилавках западных магазинов игрушек появились модели танка "Абраме", ракеты "Скад", вертолета "Хинд". И чтобы детская игра как можно меньше копировала жестокий мир взрослых, международное сообщество ежегодно 7 сентября отмечает Международный день уничтожения военной игрушки.

В политическом лексиконе закрепилось понятие "игрушечный милитаризм", которое совсем не связано с детскими игрушками. Оно означает интерес власти и общества к парадам, смотрам, разводам караула. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести склонность граждан и власти к таком типу милитаризма в бывшей Германской Демократической Республике.

Куклы к концу XX века совершили еще один переворот: вобрав в себя максимум человеческих качеств, они полностью утратили человеческий облик. Японское слово "тамагочи" можно перевести как яйцо-любимец. Такая электронная игрушка появилась в 1996 г. и вскоре стала популярной во всем мире, особенно в странах, лидирующих по числу самоубийств - Японии и Скандинавии. Прообразом тамагочи считают механическую утку, созданную в 1739 г. французским инженером Жаком де Вокансоном. Его утка умела плавать в луже, крякать, пить воду. Хотя современная игрушка тамагочи была призвана нести важную социальную функцию заботы о других, оказалось, что с тамагочи были связаны многие трагедии. В начале 1999 г. группа расистов в Великобритании напала на школьников азиатского происхождения, в течение часа издевалась над ними. Однако самым большим потрясением для детей было то, что нападавшие на их глазах раздавили нескольких игрушек тамагочи13. Популярность тамагочи упала достаточно быстро. Сейчас появились новые версии этой игрушки, представляющие собой не виртуальное домашнее животное, а человекоподобное "существо", способное знакомиться с себе подобными и переходить на экран чужой игрушки. И вряд ли на этом эволюция игрушек остановится.

А по мере такой эволюции игрушки и игры будут все более и более отражать реальный мир. Но так было и в прошлом. Ведь, например, во многом игре обязана и сложившаяся избирательная традиция, полностью основанная на таком элементе игры, как состязательность. Так, первая лотерея произошла в Генуе, когда генуэзцам понадобилось усовершенствовать процедуру выборов в магистрат Генуэзской торговой республики. Во-первых, на должность старшин совета имело право претендовать самых почтенных и зажиточных 90 горожан14, а такое обилие кандидатов затрудняло возможность выбора. Во-вторых, жители Генуи успели разочароваться в своих избранниках, поэтому договорились выбирать старшин по жребию. Затем серебряный кубок заменили прозрачным "колесом счастья". А в 1620 г. ма-

гистратский чиновник Бенедетто Дженти-ле предложил присутствующей на выборах публике заключать пари, кто же на этот раз станет избранником судьбы. В качестве названия процедуры положили готское слово, означавшее "жребий", к которому прибавили итальянское окончание, чтобы слово не воспринималось как иностранное. Так и появилось название ставшей быстро популярной "лотереи".

Безусловно, результаты большинства выборов напоминают лотерею. И все же сейчас мы вправе сказать, что политика чаще определяет отношение к лотереям, чем наоборот. Самый кощунственный пример этой зависимости можно найти в популярной испанской лотерее. Осенью 2001 г. в этой стране шла упорная охота за "бенладена-ми". Под таким названием ходили билеты лотереи из серии 11091, по нумерации напоминающей датутеррористической атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Это вопрос политической психологии, почему испанцы решили, что такой номер может принести им счастье. Правда, "бенладены" оказались в проигрыше15. Но страсть к лотереям в Испании так велика, что все попытки властей обложить лотереи налогами традиционно заканчиваются неудачей. И Испания здесь не является исключением.

Интерференция политики и игры особенно четко заметна на примере спорта, изначально принадлежащего миру игры. Можно вспомнить, что древние греки не только вели счет времени по Олимпиадам, но и на время этих состязаний прекращали все военные действия. Эти традиции послужили вдохновляющим примером для инициаторов возрождения Олимпиад и в значительной степени нашли отражении в предложенных Пьером Кубертеном символах олимпийского движения, а также выражении "О спорт, ты - мир!". Однако вряд ли найдется человек, готовый отрицать очевидное - с миром спорта связано большое число политических проблем.

Для примера остановимся подробнее только на тех политических скандалах, которые сопровождают чемпионаты мира по футболу. Если на первых чемпионатах начиная с чемпионата 1930 г. в Уругвае скандалы были прежде всего организационны-

ми, то уже на третьем чемпионате мира в 1938 г. во Франции разразился политический скандал. Перед началом финала между командами Венгрии и Италии на имя тренера итальянской сборной пришла телеграмма от Бенито Муссолини, содержащая всего три слова: "Победа или смерть"16. Итальянцы одержали победу со счетом 4:2, показав при этом прекрасную игру. Но венгерский капитан и бомбардир Дьердь Шараши после матча в кругу спортсменов и тренеров грустно пошутил, что он сделал хорошее дело и спас от смерти 11 великолепных парней. Достоянием широкой гласности наличие телеграммы стало лишь после второй мировой войны.

Итальянцы сохраняли титул чемпионов мира до 1950 г, когда на IV чемпионате мира в Бразилии вновь вспыхнул политический скандал. Тогда Аргентина по настоянию президента страны генерала Хуана Перрона, считавшего, что шансы на победу у сборной страны малы, отказалась от участия в чемпионате. В письме президенту Аргентинской футбольной ассоциации Пе-рон запретил футболистам ехать в "страну диких обезьян"17. Официальный отказ, естественно, звучал более политкорректно. О письме Перрона мир узнал только после падения военного режима в Аргентине в 1983 г. Следующий политический скандал вновь был связан с латиноамериканскими странами и даже вошел в историю как "футбольная война". Но этот скандал во время отборочных состязаний, когда команда Сальвадора выиграла у команды Гондураса со счетом 3:2, был лишь поводом к эскалации конфликта, унесшего за шесть дней более 3 тысяч жизней18. На X чемпионате мира вновь возник скандал по политическим мотивам. На этот раз он был вызван последствиями военного переворота в Чили в 1973 г. Сборная ССССР отказалась выйти в отборочном матче с чилийской командой на стадион, который был превращен сторонниками генерала Аугусто Пиночета в тюрьму, и, естественно, ФИФА, отклонив просьбу об изменении места проведения соревнований,засчитала советским футболистам поражение.

И далее до 2006 г. на чемпионатах по футболу такого уровня изобиловали су-

дейские, организационные и допинговые скандалы, но политических не было. Накануне XVIII чемпионата причиной кризиса стали антиизраильские и антиамериканские высказывания президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Американский сенатор Джон Маккейн даже внес в обе палаты Конгресса США проект резолюции с требованием отстранить сборную Ирана от участия в чемпионате. Но этот проект учитывал не только высказывания президента Ирана, но и нежелание этой страны прекратить программу по обогащению урана. В таком же духе действовало руководство Евросоюза, направив на имя президента ФИФА письмо с требованием отстранить Иран от соревнований.

Надо заметить, что футбол не является с точки зрения политической ангажированности его болельщиков каким-либо исключительным видом спорта. Немало политических проблем возникает и вокруг других, особенно игровых, видов спорта. Причины здесь надо искать не только в том, что в спорте заложена присущая игре состязательность, но и в том, что в международных соревнованиях она соединяется с другим видом соперничества - геополитическим.

В то же время спортивные игры могут служить основой для решения ряда политических проблем. В качестве примера можно привести "крикет-тест", предложенный лордом Тэббитом, заключающийся в том, что "правильный" иммигрант на международных матчах по крикету, если состязаются британская команда и команда его родной страны, должен болеть только за Великобританию. "Крикет-тест" стал своеобразной подсказкой в адаптации мигрантов, но, конечно, лишь малая часть проблем миграции может быть увидена с помощью такого теста. Видимо, на пространстве бывшей Британской империи вера в политическую силу крикета довольно-таки велика. Так, весной 2005 г. президент Пакистана Первез Мушараф совершил поездку в соседнюю Индию на матч по крикету, что позволило ему в неофициальной обстановке обсудить двусторонние отношения, в том числе судьбу Кашмира19. Этот визит был назван "крикетной" дипломатией по аналогии с американо-китайской "пинг-понговой" дипломатией.

Геополитическое соперничество можно выразить практически с помощью любого сегмента игрового пространства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обнаруживаются достаточно тесные связи политики и карт. "Друзья! Кто хочет быть умен, тот по пословице поступит: продаст он книги, карты купит". Так писал один из поэтов XIX века. Карты - такие же давние спутники человека, как и книги. Очень часто, разочаровавшись в книжных знаниях, люди брали в руки карты, чтобы испытать судьбу. Происхождение карт точно не установлено. Их изготавливали из разных материалов - бумаги, слоновой кости, кожи, металла. Известны карты разной формы. Также разнообразным было изображение фигур на картах и их интерпретация.

Например, при французском короле Карле VI Красивом (1380-1422 гг.) появилась игра в тарок, для которой требовались 22 ведущих и 56 второстепенных карт, распределенных по четырем разрядам - динарии, жезлы, кубки и мечи. Они соответствовали современным трефам, бубнам, червам и пикам. Туз меча трактовался как "забава", сексуальное приключение, блуд. Пиковая дама, дама мечей, называлась "девственницей". В колоде карт, посвященных Орлеанской деве, Жанна д'Арк выступала в роли пиковой дамы, а ее герб украшал карту, означающую пикового туза. В то же время в игральных картах пиковую даму часто называли Юдифью. Поэтому совсем нельзя считать современным американским изобретением раздачу солдатам антииракской коалиции карт, на которых Саддам Хусейн представлял пикового туза, а его сыновья - тузов других мастей. Позже, к Встрече по запрещению ядерного оружия в мае 2003 г., появились пародийные карты движения "Гринпис". На них в виде главных персонажей были представлены лидеры стран "большой восьмерки", наиболее угрожающих природе: США (Дж. Буш) -как пиковый туз, Великобритании (Т. Блэр) -бубновый, Франции (Ж. Ширак) - трефовый, России(В.Путин) - червовый. На пародийных картах во время избирательной кампании 2004 г. в США в виде дам были выведены два основных кандидата в президенты - Дж. Буш и Дж. Керри.

Среди страстных поклонников карточных игр был первый министр Франции кардинал Джулио Мазарини, при котором в 1648 г. был заключен Вестфальский мир, не только завершивший Тридцатилетнюю войну, но и открывший первую страницу системной истории международных отношений. А кроме этого Мазарини изобрел популярную карточную игру под названием "Нос". Великий французский математик и философ Блез Паскаль, решив две задачи, связанные с карточными играми, заложил основы теории вероятностей. Увлеченный игрой в карты Гете, однако, считал это своим недостатком. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль был таким заядлым приверженцем игры в бридж, что Британский парламент учредил специальную должность - партнер сэра Уинстона Черчилля по бриджу, поскольку премьер отказывался от всех рекомендаций врачей заниматься каким-либо иным видом спорта. Кстати, название широко распространенных сейчас кредитных карт, появившихся в конце 40-х годов прошлого века, также позаимствовано из мира игры, поскольку они первоначально напоминали игральные карты.

Многообразие карточных игр впечатляет. Не менее интересны национальные особенности распространения карточных игр. И надо заметить, что в этой сфере Россия не отставала от европейских государств. Известно, что еще царь Алексей Михайлович с разрешения отца - Михаила Федоровича - с детства имел карты для забав и обучения20.А вот Петр Великий привечал шашки и был первым, кто привез в Россию бильярд. Это было сделано с учетом дипломатических потребностей, так как Петр приказал: "...Установить сей стол возле приемной, дабы посланники разные и дипломаты не били баклуши"21.Русские государи считали карточные игры достаточно прибыльным делом для казны. Павел I пожаловал дворянство купцам Чебло-кову и Злобину, занимавшимся производством карт, однако последний счел неудобным для себя в силу такой деятельности находиться среди дворян, поэтому от предложения отказался. А вот жена Павла I Мария Федоровна сама организовала продажу игральных карт, направляя выручку

на обеспечение учрежденных ею благотворительных заведений.

Особым пристрастием к карточным играм отличались на Руси деятели культуры. Страстными игроками были Державин, Крылов, Пушкин, Алябьев, Некрасов, Толстой, Достоевский и многие другие. Достоевский, как известно, вывел гениальный образ игрока, который не знает ни национальных, ни хронологических границ. А ряд выдающихся произведений русских художников появился в результате необходимости расплатиться с карточными долгами, например повесть Л.Н. Толстого "Казаки". За карточными или бильярдными столами встречались соперники по художественному цеху, не признающие друг друга в повседневной жизни.

Объединительные качества игры в России после издания"Временного положения о союзах и собраниях, высочайше утвержденного 4 марта 1906 года" привели к созданию многочисленных клубов, в которых кипели уже не только картежные, но и политические страсти предреволюционной страны. Сейчас предпринимаются попытки сблизить карточные игры и спорт. Так, Госкомитет по физической культуре и туризму Российской Федерации включил бридж в перечень видов спорта для введения в государственные программы физического воспитания населения. И в то же время власти в стране серьезно озабочены криминализацией деятельности широко распространившихся игорных заведений. Они позволяют уводить значительную часть денег в теневой сектор экономики. Поэтому решение о выделении четырех игровых анклавов на территории России, наподобие Лас-Вегаса или Атлантик-Сити, будучи реализованным, поможет поставить игры под государственный контроль. Заметим, что в США до 1931 г. азартные игры были запрещены законом. Незадолго до этого указом от 16 июля 1929 г. Муссолини запретил не только целовать игральные фишки и карты, но и сами азартные игры.

А ведь с помощью тех же карт можно уйти от многих проблем. Достаточно заменить игры пасьянсами. Пасьянсные раскладки относят к очень ранней истории.По некоторым источникам, они возникли при

французском королевском дворе во времена царствования Карла IV Красивого, последнего из Капетингов. Само название этой карточной игры для одного человека происходит от французского слова"терпение" - patience. Уже тогда было ясно, что раскладка карт по определенной схеме требует терпения и настойчивости. Распространению пасьянсов способствовали наполеоновские войны. По крайней мере в России они стали широко известными именно после Отечественной войны 1812 г. Об этом говорят некоторые названия пасьянсов, дошедших до наших дней: "Наполеон", "Переход через реку Березину", "Гробница Наполеона", "Святая Елена". В названиях пасьянсов отразилась и история создания новой системы международных отношений после победы над Наполеоном. Один из пасьянсов назван именем создателя системы европейского Концерта наций - князя Меттерниха. Утверждают, что он был любителем раскладывания пасьянсов. Помимо князя Меттерниха любителями пасьянсов был скрипач-виртуоз Паганини. Великий ученый-физиологИ.П. Павлов каждый день находил время, чтобы разложить любимый пасьянс "Косынка".

Сейчас так же, как и после наполеоновских войн, переживаем период становления новой системы международных отношений. А реалии глобализации, ее риски, угрозы, вызовы заставляют не только политиков или исследователей, а и всех, кто ощущает изменения в своей жизни под влиянием глобализации,искать исторические аналогии. Однако они всегда опасны, потому что сравнение может привести к ложным выводам только из-за того, что нельзя сравнивать идеальное с реальным. Но одновременно исторические сравнения исключительно привлекательны. И хотя они не позволяют найти ответ на какой-то конкретный вопрос современности, в результате поиска аналогий неминуемо убеждаешься в справедливости мудрости: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".

Глобализация при том, что несет кардинальные перемены во всех областях жизни, продолжает тенденцию углубления взаимозависимости стран и народов. А

названия многих пасьянсов невольно напоминают реалии глобализации. И это дает возможность, раскладывая пасьянс, подумать о том, что глобализация привносит в нашу жизнь и с точки зрения политических изменений, и с позиций личностных трансформаций. Может быть, пасьянс "Узник" напомнит судьбу Саддама Хусейна или Слободана Милошевича, а пасьянс "Блокада" поможет задуматься об эффективности экономических санкций. Хотелось бы только, чтобы пасьянс "От нечего делать" не вызывал прямых ассоциаций.

Происхождение домино вызывает не меньше легенд, чем происхождение карт. Некоторые исследователи видят в домино тайный шифр, построенный на основе семеричной системы. Однако нас гораздо больше, чем история домино, привлекает уникальная способность домино демонстрировать эффект эфемерности мира. А что еще, кроме мимолетности бытия, демонстрируют сложнейшие картины и конструкции из миллионов поставленных на ребро фишек, рассыпающихся на глазах у изумленной публики в Международные дни домино22 . Может быть, домино лучше всего подходит для описания сложного процесса усиления взаимозависимости, который выливается в парцеллярную глобализацию.

Особым видом игры стали популярные с 70-х годов прошлого века ролевые игры. Они обогатили и без того длинный перечень игр и игровых сюжетов. На картине Питера Брейгеля-старшего "Детские игры" специалисты насчитывают 80 видов игр. А в XX главе романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле содержится развернутый список игр. Так, в каноническом издании 1542 г. было перечислено 217 игр. Каждая страна добавляла в общую игровую копилку собственные национальные игры. И также становилось шире восприятие связи игры и действительности. Если, например, раблезианцы могли описывать жизнь через призму карнавального процесса как игру в мяч или в карты, то затем игра перестанет быть выражением всеобщей закономерности. Она перейдет в число характеристик частного быта и ин-

дивидуальных черт. А еще позже некоторые романтики лишат игру мажорной тональности и облекут ее в печальные одежды.

Но чем больший опыт приобретало человечество, тем больше возможностей моделировать реальность ставилось и у игры. Главная из этих возможностей заключается в том, что люди в специфической игровой ситуации могут пережить то, что способно принести немало бед на практике, и понять, что надо сделать, чтобы не допустить таких событий. Кто знает, что бы было на земле, если бы человечество не училось, играя, и не играло, учась.

1 См.: Карлсон, который надут на крыше // Коммерсантъ-власть. 2004. № 35. С. 46.

2 Хёйзинга И. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.,1992. С. 152.

3 Там же. С. 196.

4 Там же. С. 235.

5 См.: Дело об оскорблении Величества// Коммерсанть-власть. 2002. № 15-16. С. 36.

6 См.: Вишневская Т. Игра в людей //Коммерсантъ-власть. 2004. № 6. С. 57.

7 Там же.

8 См.: Война В. Барби и ее дети // Новое время. 2002. № 27. С. 27.

9 См.: Батлер О. Куклы и сопровождающие их лица // Независимая газета. 2005, 3 июля.

10 См.: Шумов А. Каждому гному по две Белоснежки // Независимая газета. 2002,22 ноября.

11 Там же.

12 См.: Освобожденных гномов забрали в полицию // Коммерсантъ-власть. 2003. № 43. С. 46.

13 Коммерсантъ-власть. 2004. № 6. С. 57.

14 См.: Рубинов А. Зачем человеку нужен азарт // Московская правда. 1994. 6 декабря.

15 См.: Кобо Ж. "Бенладен" так и не выиграл // Независимая газета. 2001, 30 декабря.

16 См.: Красов П. Все скандалы чемпионатов мира // Коммерсантъ-власть. 2006, 5 июня. С. 79.

17 Там же.

18 Там же.

19 См.: Блинов А. Дипломатия под стук шаров //Независимая газета. 2005. 19 апреля.

20 См. подробнее: Варкан Е. Откуда вышла русская культура // Независимая газета. 2001, 22 сентября.

21 Там же.

22 См.: например: Вербиева А. Лишь мимолетное прекрасно // Независимая газета. 2004, 19 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.