Научная статья на тему 'Игра как испытание социализирующегося человека'

Игра как испытание социализирующегося человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
324
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Помогалова Н. В.

Статья представляет собой анализ понятия и основных функций игры в истории философии. Автор исследует эффект социализации личности в реальных и виртуальных играх на двух уровнях внешнем и внутреннем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game as human experience at the process of socialization

The article represents the analysis of a notion and basic function of GAME in the history of philosophy. The author researches the effect of socialization of personality in real and virtual GAMES in two levels external and internal.

Текст научной работы на тему «Игра как испытание социализирующегося человека»

4. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М„ 1990.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

6. Зубова В.М. Психолого-педагогическийподходкреализации личностно- ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании //Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 1997.-С. 177-178.

7. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988, —319 с.

8. Кан-КаликВ.А. Учителюо педагогическом общении. М.: Просвещение. 2002, С. 137-139.

9. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2000.- 154 с.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.582 с.

11. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. М„ 1986. С. 209.

12. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностно ориентированного образования //Этнопедагогика — педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 24-28.

13. СуртаеваН.Н., КандауроваА.В, Проблема соотношения деловых и личностных отношений в построении эффективного общения субъектов образовательного процесса //Государственные стандарты профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень: ТОГИРРО, 1999. С. 63-64

14. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников, //Вопросы психологии. 1994, №2.

15. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; И зд-в о Михайлова В. А., 1998.639 с.

ШЕВЛЮКОВАОльга Николаевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ.

Поступила в редакцию 30.05.06. © Шевлюкова О. Н.

удк1 Н. В. ПОМОГ АЛОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИГРА КАК ИСПЫТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья представляет собой анализ понятия и основных функций игры в истории философии. Автор исследует эффект социализации личности в реальных и виртуальных играх на двух уровнях — внешнем и внутреннем.

Загадку игры так или иначе пытались осмыслить все известные философы, начиная с Сократа, который использовал игровые моменты как метод познания. В истории философии игра понимается не только как феномен бытия человека (антропологический подход — в Атхарваведе, у Платона, Фихте, Шиллера, Шпенглера, Ницше, Гадамера, Хейзинги, Финка), но и как онтологический первопринцип — авторы видят в ней характеристику бытия, в этом случае игра обладает определенной субстанциальностью (в работах Аристотеля, Н.Кузанского, Т.Мора, Монтеня, Декарта, Ламетри, Канта, Ортеги-и-Гассета, Ясперса, Хайдеггера, Фромма, Сартра, Камю).

Мы придерживаемся антропологического подхода, так как предметом нашего рассмотрения является игра, представленная в социальной реальности. Игра в этом случае представляет собой свободную, творческую, постигающую деятельность индивида, обладающую замкнутым на-себе-бытием и существующую в эмпирической реальности как процесс.

На данный момент существует множество классификаций различных игр, например в работах Гущина В.А., Кауйи Р., Хейзинги Й., Хлебниковой О.В., Шинкаренко В.Д. и др. Нам кажется интересной классификация по уровню той реальности, в которой протекает игра: 1) игры в языке, тексте (языковые игры), 2) игры в виртуальной реальности и 3) игры в социальной реальности. В данной статье остановимся на играх второго и третьего типа.

Можно выделить два уровня социализации в игре: внешняя — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, и внутренняя — способность людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии.

Творческое развитие и трансцендирование человека в игре подробно рассматривают такие мыслители, какФ. Шиллер, Г.Г. Гадамер, ФинкО. и Ж.-П. Сартр.

У Шиллера выделены два побуждения — чувственное (эмпирический человек) и к форме (разумная природа человека) [14, с.322]. Третье побуждение, соединяющее первые два, и есть игра, которая стремится к уничтожению времени в самом времени, соединению становления с абсолютным бытием, изменения с тождеством. Шиллер пишет, что игра свободна от объективной и субъективной случайности, от всякого рода принуждения и от закона тоже [14, с.332]. Игра как переход от чистой формальности к чистой реальности (эмпирического бытия) наделена характеристиками и первого, и второго. Таким образом, игра у этого авторарассматривается как глубочайшая интен-тенция человека к самоосуществлению, преобразованию, экзистенция к подлинно человеческому бытию.

В отличие от Ф. Шиллера, Г.Г. Гадамер рассматривает игру как само по себе бытие, то есть понятие иг-

ры выводится за рамки субстанциальности человека. Философ определяет игру саму по себе, независимо от человеческого, удаляя из сферы игрового игрока. Иг ра задана человеку как объективное бытие, не суженное для-себя-бытием субъективности. Субъект игры не ограничен игроком, это, скорее, играющий или играющее, так как играть могут явления природы, например, а в целом играет сама игра.

Преобразуясь в структуру, игра, по Гадамеру, становится искусством (например, театральным), которое преображает действительность (не просто изменяет, а делает иной, истинной, «как на самом деле») [1, с. 177]. Зритель через включение в игру приобщается к подлинному бытию, которое, вместе с тем, через свою одновременность (современность играемого произведения искусства и зрителя), и есть бытие его внутреннего мира. Такое приобщение делает человека наиболее целостным и возрождает его, вырывая из мира обыденности, чувственности, расширяя границы именно человеческого бытия в акте самопознания игры и зрителя самими себя. Условием такого приобщения к игре и преобразования в ней выступает притязание в его долговременной перспективе как становлении иным целиком и сразу. Притязание противопоставляется изменению, при котором нечто одновременно и остается прежним, и становится немного новым.

Еще один философ, исследующий игру, Финк О. [10] относит ее к основным экзистенциальными феноменами человеческого бытия, наравне со смертью, трудом, господством и любовью. Пронизывая все эти сферы полетом творческой фантазии, игра, пишет Финк, является феноменом чисто человеческим и изымается им из сферы природного мира. Игра появляется только тогда, когда появляется человек, и отличается моментами фантазии в сфере возможного и самопознания.

Финк не согласен с теорией Гадамера, что игра -некая реальность, существующая и проявляющая свое бытие до человека в природе, и в человеке, как части этой природы. Само понятие игры как свободной, творческой и познавательной деятельности характеризует именно человека, а игру в природе (например, света и тени, волн) усматривает эстетизи-рованное сознание человека. Это действительно так, ведь мир конституируется только с появлением человека и с уходом последнего исчезает, мир реален только в измерении каждого конкретного человека. Но определять игру только как феномен человеческого сознания и бытия и не замечать ее реальности в-себе, ее бытия, несводимого только к человеческому, на наш взгляд, также неверно.

Если учение Гадамера идеалистично, то Финка -реалистично (не мыслит игру как обладающую бытием независимо от человека). Проблема может быть разрешена в русле учения идеал-реализма (например, в работах СЛ. Франка). Реальность игры как принадлежащая первореальности раскрывается для человека и через человека. С другой стороны, человек сам стремится постичь игру, и в этой направленности на предмет игры конституируется ее содержание, и сама игра обретает смысл.

Кажимость реальности игрового мира перед фактами проясняет нечто более реальное и сущностное в человеческом бытии, чем наличная действительность, и это возможно потому, что игра есть символ как совпадение единичного и всеобщего, «нереального» и «сверхреального», так как указывает на ту первореальность, присутствие которой человек узнает в себе, выводит сущность в явление.

Игра — это не просто способ бытийного существования человека, но и способ понимания. В ней происходит дорефлексивное постижение смысла в образном выражении, ко это непрямое постижение смысла — в игре всегда присутствует маска, препятствующая выведению более-менееточных понятий, придающее двусмысленность любому сообщению. Игра — это ! е средство /у\я выражения смысла, она имеет свой собственный смысл.

С точки зрения экзистенциализма, жизнь человека также определяется игрой. Игра понимается здесь не как «мой единственный мир», а как средство для достижения состояния, когда человек «становится основанием самого себя» через взаимоотношения с «Другим»; определяющим «мое бытие». Это отношение конфликта, так как «Другой» ограничивает свободу «Я», а в процессе игры происходит «отвоевывание моего для себя бытия» [7, с. 379]. Но «Другой» одновременно и возвращает мне «мое бытие». «. ..Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [7, с.207]. Такое переосмысление достигается с помощью истинной рефлексии и посредством акта трансцендирования.

Итак, в игре происходит приобщение человека к первореальности, раскрытие им своей собственной сущности, а, следовательно, осуществляется развитие духовного мира человека, его творческая самореализация.

Перейдем к «внешней» социализации. В исследовательской литературе выделяюттакие эффекты социализации в игре, как [2, с. 144]:

1. Функция первичной социализации (способствует освоению новыми поколениями правил, установленных в человеческом обществе).

2. Типизация общения (в результате чего происходит формирование поведения, мышления, выработка необходимых стереотипов - механизм социализации личности).

3. «Отчуждаемость» от конкретной поведенческой ситуации (возможность приобретения индивидом нового социального опыта).

4. Реализация потребности индивида в проектах не существующего, но желаемого (процесс моделирования по М. Вартовскому).

Если рассматривать социализирующие функции игры, то Яблоков К В., например, выделяет следующие [16, с. 108]:

1. Внутриличностная — стимулирует возможность действия игрока и его активного включения в игровой процесс; позволяе т овладеть навыками поведения в различных ситуациях, справляться с конфликтами.

3. Межличностная — достижение стадии сепарации и освоение социальных навыков).

4. Социокультурные — обеспечивают систему информации о культурных кодах общества, социальных ролях, что определяет качество культуры.

Обобщая все вышеперечисленное, мы можем сказать, что «внешняя» социализация в играх осуществляется на основе следующих их функций: этическая (воспитывается уважительное отношение к чужим ценностям и способность отстаивать свои, культура поведения); развивающая (развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание и творческие способности, совершенствуются организаторские качества, актерские навыки); коммуникативная (общение с множеством различных людей, навыки поведения в социуме); обучающая (в ходе игры происходит обучение различным умениям и навыкам).

Вторым видом игр, рассматриваемых в данной статье, являются компьютерные игры в виртуальной реальности. Любая компьютерная игровая среда, считаетЛ.П. Тимофеева, определяется через свойства виртуального пространства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность [8, с.43].

Порожденность (какой-либо иной реальностью, внешней по отношению к первой) игры обусловливается компьютерным обеспечением. Актуальность (существование «здесьитеперь», пока активна порождающая реальность) напрямую связана с этой же технической основой. Также отмечаются автономность — наличие своего времени, пространства и законов существования, — и интерактивность виртуальной игры как взаимодействие с другими реальностями.

Соответственно, виртуальная сущность компьютерной игры заключается в том, что в обществе функционирует некая искусственная реальность, созданная посредством технических систем, реализующая принципы обратной связи, обеспечивая тем самым взаимодействие с человеком и активность его действий в компьютерном пространстве [8, с. 44].

Человек, активно включающийся в данную реальность, получает в ней символический опыт — более широкое понятие, чем символические представления, так как помимо полученных знаний оно включает в себя попытки его реализации в игровом пространстве [8, с. 139]. В соответствии с этим, А.П.Тимофеева предлагают следующие составляющие символического опыта: навыки мышления (логического, иррационально-интуитивного, эмоционально-чувственного, наглядно-действенного), навыки быстрого реагирования (на изменения ситуации, на нестандартную си туацию, на появление трудностей, на возможность выбора), профессиональные навыки, представление о реальности через символы компьютерной игры (пользователь получает знание вариантов решения определенных задач, возможных неудач и способах их преодоления, что определяет его как уверенную в себе и своих поступках личность) [8, с. 139].

Таким образом, виртуальная игровая реальность так же, как и социальная реальность, предстает как эффективная среда для реализации потребностей формирующейся личности и для ее развития.

Выделим признаки игры, социализирующей человека:

1. Символическое значение игры, которое наиболее ярко проявляется в театральном искусстве (по Гадамеру), а также в таком явлении социальной жизни, как ролевые игры, отличительной особенностью которых является высокая степень тсатрализован-ности и импровизации.

2. А это способствует воссозданию человеком своей целостности через обращение к трансцендентному.

3. Наличие целей, имманентных самой игре.

Но игра в современном обществе представляет собой не только возможности развития человека, но и определенную опасность для него. Во-первых, это опасности для духовного становления человека. Маз-рова H.A. намечает следующие аспекты такой опасности игры: экзистенциальная тревога, ведущая к переживанию абсурда своего существования (с позиции экзистенциализма Ж.-П. Сартра) и потеря человеком своей сущности из-за чрезмерной увлеченности «техногенным (вычисляющим) мышлением» (позиции М. Хайдеггера) [5, с. 49]. Пути преодоления этого авторы видят в: «самотрансценденции» (Ж.-П. Сартр); в переходе к «осмысляющему мышлению» и схватыванию своей сущности посредством слыша-

ния «зова бытия» (М. Хайдеггер). Хайдеггер пишет о том, что раньше словом «техно» назывались искусства, а следовательно, «источники спасения» находятся в самой технике, так как она «дает человеку увидеть высшее достоинство своего существа» [11, с.236].

В социальном формировании индивида деструктивный характер последствий игры в реальности может выражаться в способности игры подменять собой первую реальность и, как следствие, реализации неподлинного бытия человека, а также в использовании игровой формы в антигуманных целях [5, с. 156].

Также необходимо отметить появление в социальной реальности такого явления, как игроизация. Это процесс проникновения различных элементов игрового мира в другие сферы бытия, который, хотя и структурирует действительность, однако такое структурирование имеет лишь внешнее сходство с игровым, не будучи по существу подлинной игрой (проявляется в коммуникации, деятельности и сознании) .

Хорошим примером игроизованного поведения личности может стать поведение главного героя романа И.Уэлша «Дерьмо» Брюса Робертсона, который воспринимает свою жизнь как некую игру. Он считает, что знает правила игры на работе и вне ее, и просчитывает все ходы наперед [9]. Причем жизнь, как напряженное становление человека, не воспринимается им во всей полноте своих возможностей, Брюс воспринимает ее слишком упрощенно — как набор правил, выполнение которых автоматически обеспечивает желаемый результат, выигрыш. На протяжении всего романа герой выстраивает и осуществляет стратегию получения карьерного повышения: Однако так как в любой игре есть доля риска, которую невозможно просчитать, Робертсон попадает в неприятную ситуацию и в результате своего неосмотрительного поведения не получает этого повышения. Следствием этого становится нежелание и невозможность героя жить дальше после проигрыша, и он предпочитает уйти из жизни (Брюс настолько отдаляется от себя, что причиной смерти становятся внешние для его духовной сущности обстоятельства).

Однако, что более опасно в таком мировосприятии, герой не только свою жизнь выстраивает в соответствии с некоторыми правилами (выведенными им самим под воздействием неправильного воспитания), но и к другим людям (сослуживцам, друзьям и даже к любимой женщине) относится так же, как к игрокам. Воспринимает их не как личности, а как пешки, фигуры на игровом поле — то есть их можно ввести в некие ситуации, в которых они будут предсказуемы (отсюда и цинизм главного героя - у всех свои роли, искренности в людях почти нет), использовать и даже удалить с игрового поля, в том числе и физически, если они будут мешать осуществлению «ходов» героя. В итоге, вместо того, чтобы своим самоубийством «наказать» жену за уход, он умирает на глазах у дочери, травмируя ее на всю оставшуюся жизнь.

В статье С.А. Кравченко рассматривается понятие играизации как процесса регрессии в современном обществе [4, с.143-144]. Под играизацией понимается: 1) внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к «обществу в действительности»; 2) новая, формирующая парадигма рациональности, характерная для современных условий неопределенности, распространения ннстуциональных рисков; 3) фактор конструирова-

ния и поддержания виртуальной реальности неравновесного типа; 4) социологическая парадигма с теоретико-методологическим инструментарием позволяющим анализировать постмодернистское общество» [4, с. 143-144].

В обществе постмодерна границы обычного понимания реальности расширяются и, чтобы человеку ориентироваться в мире смыслов, нужна игроизация как новый регулятор практики людей — она позволяет человеку хоть как-то адаптироваться. Это новая рациональная парадигма, говорит Кравченко [4, с. 144], позволяет противостоять давлению хаоса. Ни способ, при помощи которого это осуществляется, ъе-дет человека в никуда.

Игроизация порождает иррациональную реальность, которая не только отчуждает человека от его сущности, но дает ложные основания целостности чело-века — в удвоении реальности (виртуализация игры) и создании в этой реальности кумиров (счастливый случай в игре, приобретенный в результате игры капитал...). Так формируется новый тип игроизован-ной ментальное™, который представляет собой ложную форму сознания. Игроизация, в отличие от игры, не содержит условий для воссоздания человеком изначальной целостности его существа.

Признаками игроизации, таким образом, становятся:

1. Цели, внешние по отношению к игре, что сближает ее с технологией.

2. Удвоение реальности и отчуждение человека от его сущности.

Как видно из вышеизложенного, игра «имеет власть над человеком, реализуя через его бытие свою сущность» [5, е.. 157] Но как именно проявит себя человек в игре, — станет ли игра условием для саморазвития личности, или препятствием в сложном процессе становления, взращивания себя — зависит от самого человека. Потому игра и является испытанием социализирующегося человека.

Библиографический список

1. Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы философской герме-невтики/Х. Г. Гадамер. -М: Прогресс. 1988. - 704с.

2. Гущин В.А. Игра как средство личностной социализации

студентов: Социально-философский аспект исследования. Дис....

канд. филос наук / В. А. Гущин. - М.: РГГ>, 2005. // http://diss.isl.ru/ diss/05/0624/050624029.pdl

3. КауйаР. Мифичеловек Человек н сакральное/Р. Кайуа. — М: ОГИ, 2003 - 296с.

4. Кравченко С.А Играизация российского оби^ства/ С. А. Кравченко// Об дественнь-е науки чг-Чщест»-". - 2002. - №6.

5. Маэрова Н А. Ф^юсофский смысл игры л моделировании социальной реальности Дне ... канд. филос. наук / Н. А. Мазрова. -М.: РГБ, 2003 // htrK://iliss.rsl.ru/dist./03/1113/031113042.pdf.

6. Сартр Ж. П. Бытие и ничто Опыт феноменологической онтологииЖ. П. Сартр. - М: Республика, 2000. - 639с.

7. Сартр'Ж П. Первичное с-гношениекдругому.любопь, язык, мазохизм / Ж X Сартр // Проолема человека в западной философии / Пер.сост и послрсл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 552с.

8. ТимофееваА.П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта. Дис.... канд. филос. наук / Л. П. Тимофеева. - М.: РГБ, 2003 // http://diss.rsl.ru/diss/03/U14/ 031114002.pdf.

9. Уэлш И. Дерьмо / И. Уэлш. - М.: ACT, 2005. - 397с.

10. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия / Э.Финк//Проблема человека в западной философии. — М.:Про-гресс,1988.

11. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления/М. Хай-деггер. — М: Республика, 1993. — 447с.

12. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1997. — 413с.

13. Хлебникова О В. Познание как игра: Автореферат дис.... канд. филос. наук/О. В. Хлебников. - Омск:ОмГУПС. — 17с.

14. Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 8 т. — М.-Л : Гослитиздат, 1950. - T.6. - 763с.

15. Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, Ритуал, Магия / В.Д. Шинкаренко. — М.: Комкнига, 2005. - 232с.

16. Яблоков К.В. Компьютерные исторические игры 19902000-х гг.: Проблемы интерпретации исторической информации. Дис.... канд. ист. наук / К. В. Яблоков. - М.: РГБ, 2005. // http:// diss.rsl.ru/diss/05/0777/050777033.pdf.

ПОМОГ АЛОВА Наталья Валерьевна, аспирант кафедры философии.

Поступила в редакцию 08.06.06. © Помогалова Н. В.

Книжная полка

Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие: Допущено УМО. - 384 с.

В учебном пособии представлены концепция, технология и конкретные программы сохранения и восстановления здоровья учителя. Научная доказательность позиции авторов удачно сочетается с доступностью излагаемого материала.

Для студентов университетов и высших учебных заведений. Может быть интересно слушателям ИУУ и ИПК, психологам, педагогам, воспитателям, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами развитая личности и профессионального здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.