Научная статья на тему 'ИГРА КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИГРА КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная игра / интеллектуальное развитие / личностное развитие / младший школьный возраст / методическая разработка / педагогика. / intellectual game / intellectual development / personal development / primary school age / methodological development / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялова Ксения Федоровна

В статье рассматривается роль интеллектуальной игры в развитии интеллектуальных и личностных способностей у детей младшего школьного возраста. Автор описывает разработанную и апробированную игру, которая способствует улучшению интеллектуальных и социальных навыков. Интеллектуальные игры способствуют развитию когнитивных, социальных навыков, эмоционального интеллекта и физической активности и являются важным инструментом для развития младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялова Ксения Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY AS A FORM OF INTELLECTUAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article examines the role of intellectual play in the development of intellectual and personal abilities in children of primary school age. The author describes a developed and tested game that helps to improve intellectual and social skills. Intellectual games contribute to the development of cognitive, social skills, emotional intelligence and physical activity and are an important tool for the development of primary school children.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.31 Научная статья

ИГРА КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Завьялова К.Ф.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается роль интеллектуальной игры в развитии интеллектуальных и личностных способностей у детей младшего школьного возраста. Автор описывает разработанную и апробированную игру, которая способствует улучшению интеллектуальных и социальных навыков. Интеллектуальные игры способствуют развитию когнитивных, социальных навыков, эмоционального интеллекта и физической активности и являются важным инструментом для развития младших школьников.

Ключевые слова: интеллектуальная игра, интеллектуальное развитие, личностное развитие, младший школьный возраст, методическая разработка, педагогика.

Для цитирования: Завьялова К.Ф. Игра как форма интеллектуального и личностного развития младших школьников // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 44-46.

PLAY AS A FORM OF INTELLECTUAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF

PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Zavyalova K.F.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Abstract. The article examines the role of intellectual play in the development of intellectual and personal abilities in children of primary school age. The author describes a developed and tested game that helps to improve intellectual and social skills. Intellectual games contribute to the development of cognitive, social skills, emotional intelligence and physical activity and are an important tool for the development of primary school children.

Keywords: intellectual game, intellectual development, personal development, primary school age, methodological development, pedagogy.

For citation: Zavyalova K.F. Play as a form of intellectual and personal development of primary school children // Science and Reality. 2024. no. 1 (17), pp. 44-46. (in Russian).

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, и, все так же, в младшем школьном возрасте, остается неотъемлемой частью и имеет огромное значение для их развития. Младшие школьники - это дети, которые только начинают свой путь в мир знаний и обучения. Именно в этот период они активно развиваются как личности,

формируются их интересы, взгляды и ценности. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром, развивают свои когнитивные и эмоциональные навыки. Игра является одним из самых эффективных инструментов для развития интеллекта и личности ребенка этого возраста. В данной статье мы рассмотрим, как игра способствует интеллектуальному и личностному развитию детей младшего школьного возраста.

Чтобы рассмотреть влияние игры на развитие детей младшего школьного возраста, нами была разработана интеллектуальная игра, посвященная 300-летию монетного двора -«Копейка рубль бережет». Задания игры предполагают формирование грамотного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости, а также развитие коллективных навыков, творческих способностей и воображения. Сюжет интеллектуальной игры заключается в том, что сопровождающий персонаж знакомит детей с историей создания денег, с монетным двором, основателем которого является Пётр I, рассказывает детям о том, какие бывают деньги, дает им задания, благодаря чему дети в игровом формате узнают о монетном дворе, его основателе и монетах. В логике игры лежит развитие познавательной активности обучающихся, формирование грамотного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

Педагогический замысел игры заключается: в познании информации об историческом происхождении монетного двора и знакомстве с производством монет; в изучении номинала денежных средств и истории монет; в формировании навыков работы в команде и укреплении коммуникативных навыков в детском коллективе; в развитии познавательного интереса к изучению финансовой грамотности.

Каждый этап интеллектуальной игры несет в себе определенную функцию: вводная часть знакомит детей с историей, фактами, основателем, монетами; первый этап развивает внимание, скорость реакции, социального взаимодействия, поскольку требует от участников работы в команде и общения с другими игроками. Также элемент игры направлен на формирование понимания принципов упорядочивания объектов по различным признакам, развивает логическое мышление, внимание к деталям, умение анализировать. Второй этап развивает навык анализа и синтеза информации, улучшает память и внимание; третий этап расширяет кругозор, закрепляет, полученные во время игрового процесса, знания, развивает логическое мышление. Ну и, конечно, во время интеллектуальной игры, для детей включена физкультурная минутка, потому что она способствует формированию у детей физической активности, улучшает их здоровье и выносливость, а также развивает координацию движений и гибкость.

Игра была апробирована на детях младшего школьного возраста в одной из школ города Кострома. Дети получили огромное удовольствие от игры и узнали много новой информации. После игры дети не хотели отпускать ведущего, так как проявился их познавательный интерес и желание продолжить общение на темы интеллектуальной игры. Тем не менее, игра показала свою актуальность и способствовала раскрытию различных способностей и характеристик детей младшего школьного возраста.

Интеллектуальная игра способствует развитию интеллекта и эрудиции. Интеллектуальные игры помогают младшим школьникам развивать различные аспекты интеллекта, такие как внимание, память, мышление, восприятие и воображение, они могут помочь детям научиться решать проблемы и принимать решения, что является важным навыком для их дальнейшего обучения и жизни. Если говорить об интеллектуальной игре «Копейка рубль бережет», то она помогла улучшить навыки решения проблем и критического мышления за счет определенного задания, заложенного в игру, поскольку оно требовало от детей анализировать информацию, делать вывод и принимать решение. Так же, игра способствовала развитию памяти и внимания, поскольку детям приходилось

запоминать историческую информацию, фиксировать ее на бумаге, запоминать правила игры и условия заданий. Интеллектуальная игра развивает и социальные навыки, поскольку детям было необходимо работать в команде, общаться и договариваться друг с другом. Информация, заложенная в интеллектуальной игре, расширила кругозор и знания детей, поскольку в процессе игры они узнавали новую информацию и, в дальнейшем, будут применять ее на практике.

Интеллектуальная игра способствует личностному развитию. Игра - это не только способ развить интеллект ребенка, но и возможность помочь ему стать более уверенным, общительным и самостоятельным. В «Копейке рубль бережет» за счет формирования в команды, дети должны были сотрудничать с другими детьми, что способствует развитию социальных навыков и эмпатии. Игра способствовала развитию эмоционального интеллекта и развитию навыка управления своими эмоциями. Дети учились работать в команде, сотрудничать, делиться, проявлять эмпатию и уважение к другим, осваивают навыки саморегуляции, выражения эмоций и учатся понимать эмоции других людей. В этой интеллектуальной игре требовалось совместное решение задач, детям нужно было выслушать мнение каждого игрока команды, принимать компромисс и находить общее решение, что способствует развитию социальных навыков у младших школьников.

Интеллектуальная игра является важным инструментом интеллектуального и личностного развития младших школьников и позволяет детям развивать свою креативность, мышление, воображение и решение проблем. В процессе игры они учатся анализировать ситуации, прогнозировать и планировать свои действия, формировать свои интересы и ценности. Она способствует развитию когнитивных навыков, социального взаимодействия, эмоционального интеллекта и физической активности. Интеллектуальные игры играют важнейшую роль в жизни детей, поэтому, необходимо предоставлять им достаточное количество времени и возможности для игры, чтобы они могли развиваться во всех аспектах своей личности, что, в дальнейшем, поможет им успешно учиться и адаптироваться к взрослой жизни.

Завьялова Ксения Федоровна, педагог-психолог, магистрант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Zavyalova Ksenia Fedorovna, educational psychologist, master's degree student, Kostroma State University (Kostroma, Russia).

: [email protected]

Щербинина Ольга Станиславовна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Shcherbinina Olga Stanislavovna, scientific supervisor, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Kostroma State University (Kostroma, Russia).

Дата поступления: 07.03.2024

© Завьялова К.Ф., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.