Научная статья на тему 'Игра как деятельность и как форма обучения'

Игра как деятельность и как форма обучения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1040
136
Поделиться
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / АДЕКВАТНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Смирнова Е.О.

Тема игры является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. Несмотря на утверждения о ведущей роли игры, она все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения. Значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчёркивается, однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. В этой связи хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения. 1. Прежде всего, игра это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет, которая позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности. В отличие от этого использование игровых приёмов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. 2. Игра приносит эмоциональный подъем, причём источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или её оценка. Играющие дети хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Ребёнок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы, становление иерархии мотивов и личностных механизмов поведения. В случае игровых форм обучения главной становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. 3. Игра это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры, которая стимулирует творческую активность детей. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности. В отличие от этого игровые методы обучения предполагают следование определённым образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы. Чтобы выполнить свою ведущую роль и стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определённый уровень развития. Наше исследование, показало, что у дошкольников с низким уровнем развития игры, остаётся неразвитой произвольность, самоорганизация и мотивационная сфера личности. Использование игры в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста предполагает достаточно высокий уровень развития игры. Однако, как показывают исследования, реальный уровень развития игры современных дошкольников достаточно низкий. Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей, среди которых ситуативность поведения, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности и пр. Всё это побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании. Среди условий, способствующих игре можно выделить следующие: 1. Открытость образовательной программы, достаточное время для свободной игры в режиме дня. 2. Адекватная предметно-пространственная среда, которая предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. 3. Игровая компетентность воспитателя, включающая развитое воображение, эмоциональную выразительность, чуткость и готовность поддержать инициативу детей. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы. Данные качества и способности должны стать необходимой составляющие профессиональной подготовки дошкольного педагога, поскольку они лежат в основе игровой компетентности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Смирнова Е.О.,

Текст научной работы на тему «Игра как деятельность и как форма обучения»

2. Открытая предметная среда, включающая наличие разнообразных предметов с неопределенными или непонятными детям функциями. Такая среда способствует возникновению большого числа идей, рождению ассоциаций, которые связаны с личными переживаниями ребенка. Полифункциональные материалы поддерживают не только предметное, но и другие виды замещений, а также в целом игру, как деятельность - ребенок сам порождает и воплощает замыслы (т.е. является субъектом деятельности в полном смысле слова), в то время как игрушки задают направление и даже мотивируют на определенную игру. Поэтому большую часть игровой среды ребенка должны составлять полифункциональные материалы.

3. Минимальное вмешательство взрослого в игру. В отличие от взрослого, играющие дети передают друг другу не структуру игры, как таковую, а способ ее построения, в том числе через непременные «выходы» и «уходы» из игры, многочисленные повторения одних и тех же тем, самых «нелепых» опробований в попытке понять, насколько они «встраиваются» в общий замысел игры.

Игра как деятельность и как форма обучения

Е.О.Смирнова,

доктор психол. наук, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ, профессор кафедры

дошкольной психологии и педагогики МГППУ.

Тема игры является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. Несмотря на утверждения о ведущей роли игры, она все больше вытесняется из системы дошкольного образования.

Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения. Значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчёркивается, однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр.

В этой связи хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.

1. Прежде всего, игра - это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет, которая позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности. В отличие от этого использование игровых приёмов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство.