- пропаганда здорового образа жизни. В колледже отработана методика «Сверстник обучает сверстника», благодаря которой знания о здоровом образе жизни передаются от студентов старших курсов первокурсникам, от лидеров - к группам студентов, что позволяет не только охватить более широкие массы студентов просветительской деятельностью, но и донести знания о здоровье наиболее доступным для молодежи языком;
- исследовательская деятельность студентов и преподавателей по проблемам здоровьесбережения, которая активизирует у них познавательный интерес, позволяет найти интересные области изучения, ответы на различные вопросы. Именно эта деятельность оказывает существенное влияние на формирование устойчивых позитивных здоровьесберегающих целей.
- ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ -
Рассматривая воспитание здоровой личности, формирование здорового образа жизни студенческой молодежи с точки зрения системного подхода, необходимо подчеркнуть приоритетность его для образовательных учреждений. Системный подход позволяет целенаправленно и постоянно формировать здоровый образ жизни студенческой молодежи в течение всего периода обучения в образовательном учреждении. По словам К. Д. Ушинского, воспитание здоровой личности во многом зависит от организации педагогического процесса и личности учителя, так как ее влияние на молодую душу составляет «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
ИГРА - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - СПОРТ
С. И. Толкунов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ФГОУ СПО «Прокопьевский техникум физической культуры»
Социально-педагогическое значение физической культуры для гармоничного развития личности и общества в целом общеизвестно. Красивые фразы на уровне государственных программ о том, что физкультура и спорт являются важным средством в системе образования и формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) остаются, к сожалению, фразами.
Разработанные современными специалистами системы по развитию физической культуры и спорта функционируют откровенно слабо и практически перестали давать результаты. Надо признать, что советская спортивная школа охватывала практически все слои населения, то есть была массовой.
В Кузбассе сегодня возрождается комплекс ГТЗО. Подобные мероприятия с привлечением подрастающего поколения дают возможность оздоровления и выявления одаренных в спорте детей.
Игра - физическая культура - спорт. Таким образом мы предлагаем решать задачу воспитания здорового ребенка от биологического развития к социальному. Необязательно каждый ребенок должен стать спортсменом, достигшим высоких результатов, главное - чтобы подрастающее поколение любило спорт и физическую активность.
ВОЗ «ЮНЕСКО» дает нам яркую картину о факторах, влияющих на здоровье человека: 10 - 15 % - развитие здравоохранения, 18 - 20 % - генетическая наследственность, 50 - 52 % - образ жизни человека. В первую очередь ответственность за свое здоровье ложится на самого индивида, на условия, в которых он
проживает, и общество, диктующее нормы и правила поведения. Об отношении общества к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний часто пишут СМИ, но, к сожалению, многие школы не в полном объеме используют спортивные залы, не проявляют должной активности для сотрудничества с ДЮСШ, руководители школ пассивны в организации секций, качество спортивного оборудования требует более пристального внимания.
Наш техникум, имея специфическую направленность, является центром спорта в городе. Мы тесно сотрудничаем со спорткомитетом, департаментом образования и науки и предприятиями города. Наш спортивно-оздоровительный комплекс предоставляет возможность для проведения различных соревнований и турниров, которые освещаются в СМИ. Таким образом у нас ведется работа по привлечению населения города к ЗОЖ и спорту. Только в 2009 / 2010 учебном году мы провели более 60 мероприятий: от спартакиады техникума до российских турниров. Наши сборные команды участвовали в 42 соревнованиях.
В рамках профориентации мы приглашаем школьников на открытые первенства, проводим соревнования по различным видам спорта на Кубок техникума. Ежегодно выезжаем в сельскую местность и приглашаем команды школ для матчевых встреч. В период производственной практики наши студенты не только выступают в роли педагогов, но и организуют спортивные соревнования и праздники в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях. Замечено, что там, где наши студенты активно внедряют ЗОЖ и спорт, резко снижаются правонарушения среди под-
- ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ -
ростков, а наполняемость залов увеличивается вдвое. Наши педагоги тоже являются застрельщиками, принимая участие в спартакиадах учреждений СПО юга Кузбасса и города, а внутри техникума - фаворитами в футболе, волейболе и теннисе.
В каждом городе, помимо экономических и политических программ, должны быть долгосрочные, много-
функциональные программы по оздоровлению населения и развитию физической культуры и спорта. Для этого необходимы материально-техническая база, пропаганда и взаимодействие всех структур, и через поколение мы получим здоровых, полноценных членов общества для России.
ЗДОРОВОЕ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ -БУДУЩЕЕ УСПЕШНОЙ РОССИИ
Л. П. Гузеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ НПО № 59 им. И. В. Асанова
Студенческая молодежь - это цвет и надежда России. Резервы здоровья, заложенные в молодом поколении, станут основой социально-экономического благополучия страны на долгие годы. Ведь здоровое молодое поколение - будущее успешной России. Если молодой человек здоров, то имеет возможность быть востребованным, сделать карьеру, создать и материально обеспечить свою будущую семью. Быть здоровым - это модно, интересно и экономически целесообразно. А чтобы быть успешным, юный человек должен стать социально зрелой, самостоятельной, постоянно развивающейся, значимой, прежде всего для себя и общества, личностью.
Вот те простые, но истинные понятия, которые педагогический коллектив нашего училища старается донести до обучающихся в рамках реализации одного из приоритетных направлений воспитательной деятельности - формирование здорового образа жизни.
В училище создана и успешно действует воспитательная система по развитию положительной «Я -концепции», в которой особое место отводится данному направлению. Его цели:
1. Воспитание потребности у обучающихся быть здоровым, помощь в сохранении и формировании здоровья.
2. Воспитание личности духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.
3. Формирование в сознании обучающихся значимости их физического состояния для будущего жизнеутверждения, развития их нравственных качеств и профессионального становления.
Для реализации поставленных целей создан и активно работает спортивный актив обучающихся. Используются разнообразные формы занятий физической культурой: со-
ревнования, уроки на открытом воздухе, внеурочные занятия - работа спортивных секций (спортивные игры, настольный теннис, силовая подготовка, пулевая стрельба).
Физкультурно-оздоровительная работа в училище обширна и предусматривает использование разнообразных средств физической культуры и спорта: вводную гимнастику как один из способов повышения работоспособности с помощью активного отдыха в процессе производственной деятельности (ежедневно в течение 5-7 мин.); физкультминутку и гимнастику для глаз в процессе теоретической подготовки (4-5 упражнений); организацию питания (бесплатные обеды, витаминизация обучающихся, выдача фруктов, соков); обеспечение медицинских услуг фельдшером училища.
Рядом с училищем расположена парковая зона для активного отдыха и спортивный стадион. Ежегодно с начала учебного года проводится проверка физической подготовки обучающихся. Идет отбор обучающихся - спортсменов и комплектуются сборные команды (по волейболу, баскетболу, настольному теннису, мини-футболу) для участия в городской спартакиа-