Научная статья на тему 'ИГРА «ДИП СОНОР - ЖИПТО» КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОО'

ИГРА «ДИП СОНОР - ЖИПТО» КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА «ДИП СОНОР - ЖИПТО» / ДОШКОЛЬНИК / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Анна Елисеевна, Баишева Мария Ивановна

В статье раскрывается сущность игры «Сонор» как средства гендерного воспитания в ДОО, которая представляет теоретическое и практическое значение для педагогов дошкольного образования. Игра на сегодняшний день считается одной из востребованных в практике дошкольного образования, в т.ч. в гендерном воспитании детей старших дошкольников. Игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» изобретен Г.В. Томским, д.ф.-м.н., профессором, экспертом ЮНЕСКО. Цель исследования: изучение и обоснование значения игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. В статье автором обосновано содержание применения игры в процессе различных видов познавательной деятельности детей, что открывает новые возможности детей для их творческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME "DEEP SONOR - GIPTO" AS A MEANS OF GENDER EDUCATION IN DOE

The article reveals the essence of the game «JIPTO» as a means of gender education in preschool education, which is of theoretical and practical importance for teachers of preschool education. The game is currently considered one of the most popular in the practice of preschool education, including in the gender education of children of older preschoolers. The game «JIPTO» game was invented by G.V. Tomsky, Ph.D., Professor, UNESCO expert. The purpose of the study: to study and substantiate the significance of the game "DEEP Sonor - GYPTO" in the gender education of older preschool children in pre-school conditions. In the article, the author substantiates the content of the use of the game in the process of various types of cognitive activity of children, which opens up new opportunities for children for their creative development.

Текст научной работы на тему «ИГРА «ДИП СОНОР - ЖИПТО» КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОО»

3. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе. Философские науки. - 2017. -(6). - С. 121-136.

4. Ala-Mutka, K., Punie, Y., & Redecker, C. (2008). Digital competence for Lifelong Learning. Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities. Retrieved August 20, 2010, from http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC48708.TN.pdf.

5. Chetty K., Wenwei L., Josie J., Shenglin B. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy. 2017. from http://www.g20-insights.org.

6. G20 Leaders. (2015a). G20 Leaders' Communiqué, Antalya Summit, 15-16 November 2015 Retrieved.from http://www.mofa.go.jp/files/000111117.pdf

7. G20 Leaders. (2015b). G20 Skills Strategy. Retrieved from http://g20.org.tr/wp- content/uploads/2015/11/G20-Skills-Strategy.pdf.

8. Gilster P., Glister P. Digital literacy. - N.Y.: Wiley Computer Pub., 1997.

9. Ilomaki L., Kantosalo A., Lakkala M. What is digital competence? Brussels: EUN Partnership AISBL, 2011.

10. Martin A., Madigan D. (ed.). Digital literacies for learning. L.: Facet Publishing, 2006. McCarthy J. Basic Questions // Retrieved from Stanford University. 2007.

11. Jenkins, H., Clinton, K., Purushotma, P., Robinson, AJ., & Weigel, M, (2006). Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century, the John D and Catherine T MacArthur Foundation. Retrieved August 10, 2010, from http://www.digitallearning.macfound.org/atf/cf/%7B7E45C7E0- A3E0-4B89-AC9C-E807E1 B0AE4E%7D/JENKINS_WHITE_PAPER.PDF.

12. Thierry Karsenti, Olga M. Kozarenko, Victoria A. Skakunova. Digital Technologies in Teaching and Learning Foreign Languages: Pedagogical Strategies and Teachers' Professional Competence // Education and Self Development. Volume 15, № 3, 2020. DOI: 10.26907/esd15.3.07.

Педагогика

УДК 373.2

магистрант группы Захарова Анна Елисеевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Баишева Мария Ивановна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ИГРА «ДИП СОНОР - ЖИПТО» КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОО

Аннотация. В статье раскрывается сущность игры «Сонор» как средства гендерного воспитания в ДОО, которая представляет теоретическое и практическое значение для педагогов дошкольного образования. Игра на сегодняшний день считается одной из востребованных в практике дошкольного образования, в т.ч. в гендерном воспитании детей старших дошкольников. Игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» изобретен Г.В. Томским, д.ф.-м.н., профессором, экспертом ЮНЕСКО. Цель исследования: изучение и обоснование значения игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. В статье автором обосновано содержание применения игры в процессе различных видов познавательной деятельности детей, что открывает новые возможности детей для их творческого развития.

Ключевые слова: игра «ДИП Сонор - ЖИПТО», дошкольник, гендерное воспитание, средство.

Annotation. The article reveals the essence of the game «JIPTO» as a means of gender education in preschool education, which is of theoretical and practical importance for teachers of preschool education. The game is currently considered one of the most popular in the practice of preschool education, including in the gender education of children of older preschoolers. The game «JIPTO» game was invented by G.V. Tomsky, Ph.D., Professor, UNESCO expert. The purpose of the study: to study and substantiate the significance of the game "DEEP Sonor - GYPTO" in the gender education of older preschool children in pre-school conditions. In the article, the author substantiates the content of the use of the game in the process of various types of cognitive activity of children, which opens up new opportunities for children for their creative development.

Keywords: «JIPTO» game, preschooler, gender education, means.

Введение. В настоящее время актуализируется проблема учета гендерных особенностей в воспитании детей дошкольного возраста, в том числе и проблема формирования у них полоролевой культуры. Дошкольный возраст - период всестороннего развития личности ребенка, а именно в этот период закладываются основные базовые ценности, принятые обществом.

Как считает И.С. Клецина, в дошкольном возрасте «В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении» [5].

По мнению Дроновой Т.Н., «в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение» [4].

Исходя из опыта работы, мы считаем, что динамическая интеллектуальная игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» позволяет сформировать полоролевое поведение у детей, закрепляет представления о мужественности и женственности. Дети в процессе игры познают народное творчество, обычаи и традиции своего народа.

Игра на сегодняшний день считается одной из востребованных в практике дошкольного образования. Президент Французской комиссии по преподаванию математики Андре Деледик отметил, что игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» «...имеет все качества, чтобы стать настоящей классической игрой, как шахматы, шашки, жаке» [6].

Автором игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» является Г.В. Томский, д.ф.-м.н., профессор, эксперт ЮНЕСКО.

По мнениям многих исследователей игра имеет глубокие национальные корни. Она моделирует процесс охоты, когда охотник (или хищник) преследует пятерых зверей. Отсюда и произошло название игры, взятое от якутского слова «сонор», означающего преследование, выслеживание зверя охотником [1, С. 5].

Как показывает практика, в дошкольном возрасте вопросы полоролевой идентификации успешно решаются посредством игровой деятельности в дополнительных занятиях и кружковой деятельности.

Цель нашего исследования: изучение и обоснование значения игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Опытно-экспериментальная работа нами проводится на базе МБДОУ - ЦРР Д/с №82 «Мичээр» г. Якутска.

Изложение основного материала статьи. Работа с детьми начинается с ознакомления поля и правил игры «ДИП Сонор - ЖИПТО». В настольном варианте игровое поле представлено обычно как прямоугольная доска длиной 40 и шириной 30 см. На расстоянии в 1, 10, 19 см от одной из сторон расположены прямые, которые делят поле на четыре зоны. В стандартном варианте игры «Сонор» партия происходит на листке бумаги размером длиной 20 и шириной 15 см. На расстоянии в 0.5, 5, 9.5 см от верхнего края игрового поля проведены прямые линии. Местоположение убегающего или преследователя изображается в виде круга диаметром 7 мм. В круг записывается номер хода.

Профессор А.И. Голиков подчеркивает, что «на основе двух вариантов игры появились первые компьютерные версии, написанные на языках Фортран, Паскаль и Бейсик. Для некоторых вариантов ДИП требуются дополнительные фишки и другие аксессуары [1; 3].

В игре участвуют двое и более игроков, в некоторых случаях можно играть одному человеку. Ход и варианты игры отличаются друг от друга. Каждый играющий, испытавший различные версии игры, в дальнейшем может создать свою версию стратегии и тактику ведения игры.

«ДИП Сонор - ЖИПТО» можно использовать в процессе различных видов познавательной деятельности детей, открывая новые возможности для творческого развития детей. Игра учит детей мыслить стратегически, развивать устную речь, игровую интуицию, расширять кругозор, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и добиваться запланированных результатов, знакомить с бытом, фольклором и искусством народа. С другой стороны, в игре развиваются двигательная активность, положительное отношение к себе, вера в собственные силы и возможности. В процессе игры дети учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы интегрировали игру по трем направлениям:

- фольклорное направление - загадки, пословицы, чабыргах (скороговорка), сказки, народные песни, горловое пение (тойук), осуохай (хороводный танец), олонхо;

- музыкальное направление - песни, танцы, хомус, кырымпа;

- спортивное направление: якутские национальные виды спорта, народные подвижные и настольные игры.

Проанализировав опыт работы, пришли к выводу, что игра отлично сочетается со всеми видами продуктивной

деятельности детей и активно стимулирует познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие детей дошкольного возраста. К примеру, на занятиях по дополнительному образованию знакомим детей с национальным якутским календарем. Например, октябрь - символ месяца Хотой Айыы (орел). Орел символизирует мужественность, физическую мощь мужчин. У народа саха существует ряд обрядовых традиций в воспитании мальчиков, которые сохранились лишь в частичном варианте.

Испокон веков народ саха возлагал и возлагает «особую надежду на мальчиков как на охраняющую, оберегающую, организующую силу, устанавливающую гармонию мира - природного и человеческого начал» [2]. После проведения познавательных занятий мы детям рекомендуем разработать варианты игры «ДИП Сонор - ЖИПТО», где главными героем должен стать Орел, а противниками - персонажи из якутских сказок.

Использование игры с элементами фольклора на занятиях дополнительного образования дает возможность детям легко и естественно воспринимать в игровой форме красоту и богатство родного языка, активизирует процесс женских и мужских стереотипов поведения.

В месячнике олонхо в ДОО, дети в непринужденной обстановке знакомятся с героями эпоса и получают позитивное представление о традиционных гендерных ролях.

По сюжету олонхо богатырь Айыы «рождается на свет, растет, расстается с родными и отправляется в путь, преодолевает препятствия, вступает в борьбу, совершает подвиги, побеждает и возвращается к близким в новом качестве» [3]. При ознакомлении с олонхо у детей формируются наглядные образы мужского и женского поведения. Мальчики учатся быть смелыми, решительными, ответственными как богатыри Айыы, а девочки - быть добрыми, нежными, заботливыми как красавицы - куо.

Полученные знания закрепляются в подвижном варианте игры «ДИП Сонор - ЖИПТО», где на место игровых фигурок дети сами становятся персонажами героических схваток. Игроки передвигаются по игровому полю по кружочкам. В игре нет «преследующих» и «убегающих». Игроки соревнуются между собой. Тот, кто ответил или выполнил задание по содержанию олонхо, делает ход. Таким образом, игрок, преодолевший 12 препятствий (и получивший 3 балла), становится «Богатырем Айыы». Игра-состязание увлекательна, зрелищна, ибо дети входят в образы богатырей или других героев олонхо. К примеру, в таких играх дети стараются продемонстрировать все качества мужского или женского достоинства.

На занятиях в процессе игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» мы проводим с детьми различные виды статической и динамической медитации, которые помогают им снятию различных стрессогенных факторов: тревожность, страх, эмоциональные деструкции и т.д. Дети, как персонажи игры, «пробегают по огненной реке или байхал-озеро», увертываются «от стрел», «летящей молнии» и т.д. Детям очень нравятся «Игры боотуров», в которых они демонстрируют силу, ловкость. Мальчики показывают владение своим телом, увертливость и смышленость, а также «выкладываются полностью» по исполнительскому мастерству скороговорок или тойук.

Игры-состязания часто сопровождаются игрой на хомусе, якутским народным пением, а также игрой на барабанах. После игр в церемониях награждения исполняется танец победителя. Если победителем является мальчик, то все мальчики танцуют танец богатырей-боотуров, если девочки - танцуют все девочки исполняют танец с благословления с чоронами. Победитель или любой мальчик может исполнить отрывки из олонхо, в которых воспевается сила и мощь богатырей. В процессе игры в динамическом варианте девочки также могут исполнить отрывки из олонхо, в которых подчеркивается мужественность богатырей и ради красавиц-куо они вступают в схватки с богатырем абаасы из Нижнего мира.

Следует подчеркнуть, что такая интеграция разных жанров усиливает восприятие детей о мужественности и женственности, о духовной красоте персонажей и реальных детей, участвующих в игре «ДИП Сонор - ЖИПТО».

Безусловно, самыми яркими и запоминающими занятиями для детей остаются художественный труд, рисование и лепка. В таких занятиях игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» развивает «...навыки создания творческих работ, отражающих отношение ребенка к живописи, аппликации, лепке, конструированию, ручному труду, родному (якутскому) фольклору» [3, С. 5].

На занятиях художественного труда старшие дошкольники разрабатывают эскизы игрового поля из разного материала. Мальчики рисуют по дереву или любят выжигать, а девочки поля игры выкраивают и оформляют из разных видов тканей. Также детьми разработаны игровые персонажи из пластилина, теста, которые украшаются красками по желанию каждого ребенка. По результатам продуктивных видов творчества детей нами обязательно организуются выставки творчества, вернисажи, оформляются лэпбуки, выпускаются маленькие самодельные книжки, журналы и т.д. Лэпбуки могут быть тематическими, групповыми или индивидуальными. Детьми заполнены следующие очень интересные лэпбуковские темы: «Три мира олонхо», «Наш Срединный мир: его аласы, реки, озера», «Наряды красавиц-куо», «Доспехи боотуров из олонхо», «О красоте человека Айыы» и др. Для раскрытия тем лэпбуков детьми выполнены множество исследований поискового характера, собраны стихи, песни, пословицы, поговорки, разработаны зарисовки, эскизы.

Выводы. В процессе исследования выяснилось, что игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» является одним из самых эффективных средств развития личности детей дошкольного возраста. Она является содержательным источником развития творческих и в целом интеллектуальных способностей детей.

Результаты исследования доказали, что посредством «ДИП Сонор - ЖИПТО» в качественном плане обогащаются наглядно-образное и основы словесно-логического, дедуктивного и индуктивного мышления детей.

Взаимообусловленность творчества и игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» стимулирует активизацию познавательной деятельности детей, воспитывает самостоятельность, формирует духовно-нравственные качества, ценностное отношение к другим, активно приобщает к культуре родного народа.

Трудно переоценить роль игры-преследования «ДИП Сонор - ЖИПТО» в организации предметно-пространственной среды, способствующей содержательному формированию полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Посредством «ДИП Сонор - ЖИПТО» формируются не только интеллектуальные умения и способности, но и развиваются морально - волевые качества детей как сущностная основа самодостаточной личности.

Интеграция задач игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» и других видов продуктивной деятельности детей в качественном плане обогащает внутренний мир ребенка-дошкольника. Ребенок фактически изнутри «видит, слышит» эмоциональное и духовное состояние каждого персонажа игры, переживает за них. В этом отношении воспитание переходит в самовоспитание своего внутреннего ценностного мира. В игре ребенок становится активно познающим субъектом, а не объектом обучения взрослого.

Таким образом, игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» является не только средством воспитания детей, но стала для детей целым миром открытий:

- по формированию гендерных особенностей поведения и отношения к прекрасному полу;

- по развитию познавательных способностей детей, их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, умозаключения;

- по развитию художественно-творческих способностей девочек и мальчиков по разным видам продуктивной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.

Приобщение детей к устному фольклору, обыгрывание ими ролей сказочных персонажей и героев из героического эпоса-олонхо способствовали дифференцировать знания о мужских и женских эталонах красоты, качествах мужественности и женственности, об образцах поведения их в жизни, взаимоотношениях между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой.

Литература:

1. Алексеев Н.К., Голиков А.И. Игра "Сонор" в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. Учебно-методическая разработка. - Якутск: НКИ "Бичик", 2000. - 36 с.

2. М.И. Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 162 с.

3. Барахсанова Е.А., Голиков А.И., Саввинов Т.Т. Развитие умственных способностей младших школьников: учебно-методическое пособие / На якутском языке. - Якутск: НКИ «Бичик», 1993. - 72 с.

4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка-Пресс, 2009. - 190 с.

5. Клецина И.С. Гендерный подход в анализе гендерной социализации // Психолог в детском саду. - 2012. - №1. -С. 12-25.

6. Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор» // http://detsad82.yaguo.ru/intellektualnaya-dinamicheskaya-igra-presledovaniya-sonor. Дата обращения 05.12.20. 2021

Педагогика

УДК 378.147, 004

соискатель кафедры начального и дошкольного образования Зембатова Марина Александровна

ФГОБУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ);

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Волик Мария Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются результаты экспериментального исследования и анализ мнений обучающихся Владикавказского филиала Финуниверситета об использовании социальных сетей в повседневной жизни и в обучении. Авторы выражают свое мнение по вопросу применения этой технолшогии в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Целью данной работы является исследование популярности и интенсивности использования социальных сетей современной молодежью, а также анализ возможностей и направлений использования сетевых инструментов для совершенствования практико-ориентированного образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, информационные технологии, социальные сети, Интернет-зависимость. Annotation. The article discusses the features of the use of social networks in the educational process. The results of an experimental study and analysis of the opinions of students of the Vladikavkaz branch of the Financial University on the use of social networks in everyday life and in education are discussed. The authors express their opinion on the application of this technology in the process of training highly qualified specialists. The purpose of this work is to study the popularity and intensity of the use of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.