Научная статья на тему 'Игорь Русаков: «Нашим фармпроизводителям следует воссоздавать препараты сразу же после появления такой юридической возможности»'

Игорь Русаков: «Нашим фармпроизводителям следует воссоздавать препараты сразу же после появления такой юридической возможности» Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / РПЖ / ПСА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы —

Онкологические заболевания одни из самых распространенных жизненно-угрожающих патологий, принявшие характер эпидемии. По последним данным ВОЗ, в 2012 г. в мире отмечалось около 14 млн новых случаев заболеваемости раком и 8,2 млн случаев смерти по этой причине. Чем объясняется столь угрожающая статистика, какие меры принимаются, чтобы преломить эту ситуацию и в чем состоят современные подходы к решению проблемы онкологических заболеваний? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Игоря Русакова, вице-президента Российского общества онкоурологов (РООУ), заместителя главного врача по онкологии Московской городской клинической больницы №57, д.м.н., профессора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игорь Русаков: «Нашим фармпроизводителям следует воссоздавать препараты сразу же после появления такой юридической возможности»»

НОЗОЛОГИИ

РЕмшиим!.';;::! 39

Игорь РУСАКОВ:

«НАШИМ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ВОССОЗДАВАТЬ ПРЕПАРАТЫ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ТАКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ»

Онкологические заболевания — одни из самых распространенных жизненно-угрожающих патологий, принявшие характер эпидемии. По последним данным ВОЗ, в 2012 г. в мире отмечалось около 14 млн новых случаев заболеваемости раком и 8,2 млн случаев смерти по этой причине. Чем объясняется столь угрожающая статистика, какие меры принимаются, чтобы преломить эту ситуацию и в чем состоят современные подходы к решению проблемы онкологических заболеваний? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Игоря РУСАКОВА, вице-президента Российского общества онкоурологов (РООУ), заместителя главного врача по онкологии Московской городской клинической больницы №57, д.м.н., профессора.

—Игорь Георгиевич, Всемирная организация здравоохранения прогнозирует 70%-ныйрост новых случаев заболевания раком в ближайшие 20 лет. Чем можно объяснить такую негативную тенденцию?

— Прогресс медицины и появление новых медицинских технологий в последние столетия серьезно изменили структуру смертности населения Земли. Люди стали значительно меньше умирать от пандемий и эпидемий, связанных с бактериальными и вирусными возбудителями, резко снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Все это в сочетании с улучшением качества жизни привело к увеличению ее продолжительности. Однако с возрастом значительно повышается вероятность появления в организме человека дефектных белков, что является основной причиной возникновения злокачественных опухолей.

—Над решением проблемы рака работают ученые и врачи-практики во всем мире. Какие из исследований наиболее актуальны?

— Сегодня особое значение имеют исследования, направленные на поиск конкретных причин возникновения злокачественных опухолей, и достижения ученых в этом направлении бесспорны. Но заметны и успехи клиницистов, позволяющие конкретным людям с определенными формами онкологических заболеваний жить значительно дольше, чем раньше, а зачас-

Игорь РУСАКОВ, вице-президент Российского общества онкоурологов (РООУ), заместитель главного врача по онкологии Московской городской клинической больницы №57

тую и просто выздоравливать. Обе эти ветви научного прогресса взаимосвязаны, и достижения одного из направлений тут же отражаются на результатах другого.

—Какие виды рака особенно тяжело поддаются лечению? — Трудности лечения онкологических заболеваний зачастую связаны не столько с особенностями строения и расположения опухоли, сколько со степенью распространенности опухолевого процесса. Тяжело лечить запущенные формы болезни, которые часто требуют мультимодального подхо-

да. Например, сначала хирургическим путем удаляют опухоль, затем проводят лучевую терапию, а после этого химиотерапию. Последовательность лечебных воздействий может быть разной. В то же время начальные формы рака, как правило, всего излечиваются только одним методом.

— В терапии каких онкологических заболеваний достигнут наиболее значимый прогресс? Относится ли к ним рак предстательной железы?

— Успехи клинической онкологии коснулись многих заболеваний. Причем прорывные эпизоды встречаются среди всех нозологических форм. Что касается рака предстательной железы (РПЖ), то он в настоящее время привлекает особое внимание клиницистов и экспериментаторов во всем мире. Не является исключением и наша страна. В РФ эту патологию отличают самые большие темпы прироста больных с впервые выявленным заболеванием. Ежегодный прирост составляет 8—9% в течение последних 10—15 лет, что позволило этой ранее нечасто встречающейся патологии занять ведущее место в структуре злокачественных опухолей.

— Что приводит к возникновению

РПЖ? Каковы его характерные

особенности?

— В настоящее время мы не можем с полной уверенностью утверждать, что появление РПЖ напрямую связано с концентрацией половых гормонов в крови мужчины или особенностями его сексуального поведения, но то, что это самая гормонально зависимая злокачественная опухоль человека, уже давно считается аксиомой. Определенную роль в возникновении данного заболевания играют перенесенные воспалительные процессы предстательной железы, в т. ч. инфекции, пе-

40 1.';;:б1РЕМЕПииМ

НОЗОЛОГИИ

редающиеся половым путем, предрасположенность к ожирению, повышенное употребление в пищу красного мяса. Однако роль каждого из этих факторов не является решающей.

— Одним из главных факторов,

влияющих на прогноз лечения злокачественных опухолей, является ранняя диагностика. Какие меры принимаются в России для своевременного выявления РПЖ?

— Важно отметить, что ранняя диагностика РПЖ имеет свои отличительные особенности. Дело в том, что в конце 70-х гг. прошлого столетия был выделен белок, продуцируемый клетками предстательной железы и поэтому названный «простатическим специфическим антигеном» (ПСА). Не являясь специфическим опухолевым маркером, ПСА оказался весьма полезным для того, чтобы мы, ориентируясь на уровень его содержания в крови, могли заподозрить РПЖ.

— Эффективность выявления

РПЖ во многом зависит от состо-

янияурологической службы. Как она функционирует в разных регионах России?

— Организация своевременной диагностики РПЖ требует определенной культуры поведения взрослого мужского населения и некоторых усилий со стороны медицинской службы. В ряде регионов нашей страны с разной степенью успеха работают протоколы по выявлению РПЖ, чаще в рамках программы «мужское здоровье». На первом этапе диагностика может начинаться даже не с посещения уролога, а с любого врача, к которому обратился мужчина. Независимо от повода обращения, врач включит в комплекс обследования и анализ крови на ПСА. В случае если показатели анализа выходят за рамки нормы для данного пациента, его направят к урологу для дальнейшего обследования. В целом диагностика РПЖ не является столь обременительной для системы здравоохранения, как злокачественные опухоли многих других локализаций. Показателем того, что эта система в целом начинает работать в РФ, является ежегодное увеличение доли выяв-

ленных опухолей первой и второй стадий, но она значительно ниже, чем в большинстве развитых стран Северной Америки и Европы.

— Каковы особенности лечения РПЖ в зависимости от стадии

развития заболевания?

— В терапии РПЖ используются все приемы, характерные для лечения злокачественных опухолей: хирургия, брахи- или дистанционная лучевая терапия, медикаментозное лечение. С учетом высокой зависимости пролиферации клеток РПЖ от наличия мужского полового гормона тестостерона роль гормональной терапии при лечении распространенных форм является очень важной. Гормональная терапия может быть использована как самостоятельно, так и в сочетании с другими лечебными приемами.

—Должен ли, на Ваш взгляд, врач учитывать экономические факторы при определении плана лечения пациента? Или считать деньги — это не его функция?

— Конечно, основная задача врача — лечить пациента правильно, но если имеются два препарата с одинаковой эффективностью и разной ценой, то будет разумным сделать лечение менее затратным. Подчеркну: качество оказываемой помощи не должно ухудшаться. Это касается не только лекарственных препаратов, но и закупок диагностической и лечебной аппаратуры и расходных материалов.

— Насколько опасна, по Вашему мнению, ситуация с изменением

курса рубля для лекарственного обеспечения онкологических больных?

— Подавляющее большинство пациентов получают необходимые лекарственные препараты бесплатно. До настоящего времени мы не отмечаем каких-то драматических изменений. Обеспеченность противоопухолевыми лекарствами не ухудшилась, и надеюсь, что этого не случится и в дальнейшем.

— Как Вы думаете, насколько возможно импортозамещение онкологических препаратов?

— Так оно уже реализуется, причем достаточно давно. Целый ряд отечественных фармацевтических компаний создают современные предприятия с хорошим оснащением, системой контроля качества продукции в соответствии с мировыми требованиями (GMP). Правда, чаще они выпускают не инновационные препараты, а дже-нерики. Поэтому какое-то количество абсолютно новых лекарств, созданных передовыми зарубежными фармацевтическими компаниями, все-таки придется закупать.

—Имеется ли у Вас опыт использования отечественных противо-опухолевыхЛС?Представлены ли на нашем рынке российские препараты высокого качества?

— Несколько лет тому назад мы провели исследование эффективности до-цетаксела, оригинального, зарубежного и воссозданного, произведенного нашей отечественной компанией «Ве-рофарм». Результаты оценки противоопухолевой эффективности препаратов при метастатическом РПЖ оказались одинаковыми. Аналогичные результаты были получены при сравнительной оценке наших и зарубежных гормональных препаратов. Следует отметить, что воссоздаваемые лекарственные формы обязательно должны проходить клиническую апробацию, пусть не настолько объемную, как это принято при испытаниях нативных агентов, но все же достаточно серьезную.

— Современная «таргетная» терапия высокозатратна и дорога. Как, на Ваш взгляд, можно соблюсти баланс: обеспечить пациентов дорогостоящими препаратами, так чтобы не оставить других больных совсем без лечения?

— На рынке противоопухолевых ЛС сегодня представлены цитотоксичес-кие препараты, иногда не менее дорогостоящие, чем таргетные агенты. Разница состоит в том, что цитостатики воздействуют на опухолевые клетки, которые уже прошли цикл деления и являются состоявшимися, а таргетные агенты создают условия, препятствующие клетке вступать в этот цикл.

ИНТЕРВЬЮ С ИГОРЕМ РУСАКОВЫМ

ршшиим

МАРТ| 41 2016 I

И они, чаще всего, не могут заменить друг друга. Кстати, в России уже появились воссозданные таргетные отечественные препараты (бевацизумаб, трастузумаб и др.), значительно менее дорогие, чем их западные предшественники.

Нашим фармпроизводителям следует быть активнее и начинать воссоздавать многие препараты, как таргетные, так и цитотоксические, сразу же после появления такой юридической возможности. В этом случае больницы смогут закупать менее дорогие отечественные дженерики, тогда у государства могут высвободиться средства на покупку сверхновых, но необходимых пациентам лекарств.

— Только ли с развитием более затратных методов лекарственной терапии связан прогресс в лечении онкологической патологии или встречаются перспективные разработки, связанные с новыми методиками применения «старых» и не очень дорогих препаратов?

— До настоящего времени в лекарственной терапии больных со злокачественными опухолями используются в т. ч. и препараты, созданные во второй половине прошлого века: фторпиримидины, алкилирующие средства, противоопухолевые антибиотики, соли тяжелых металлов, например, фторурацил, метотрексат, до-ксорубицин, карбоплатин и др. И дело здесь не в цене этих препаратов, которые, конечно, дешевле сверхновых ЛС, а в том, что они обладают уникальным механизмом действия и в настоящее время являются незаменимыми. Большая часть из них отечественного производства.

—Игорь Георгиевич, насколько

важна информированность пациентов и членов их семей о возможностях современной медицины? Хватает ли им сегодня электронных сервисов?

— Я за то, чтобы люди как можно больше знали о достижениях медицины, состоянии отечественного здравоохранения и о ведущих представителях медицинской науки и практики. Иногда, правда, информированность приводит к тому, что люди начинают

заниматься самолечением, искренне веря в то, что они обладают для этого достаточной медицинской эрудицией. В ситуации с онкологическими заболеваниями это может очень сильно навредить: привести к потере времени и ухудшить ситуацию с прогнозом лечения. Я бы советовал людям находить время для прохождения профилактического осмотра на предмет возможного выявления или исключения опухолей основных локализаций, в т. ч. и тем, у кого ничего не болит. И чем человек старше, тем важнее это делать.

— В чем, по Вашему мнению, должна заключаться профилактика РПЖ?

— Профилактики РПЖ как таковой не существует. Желательно, чтобы человек вел здоровый образ жизни — не переедал, не создавал условий для появления воспалительных изменений в предстательной железе. Большое значение также имеет обязательная физическая и сексуальная активность.

Беседовала

Ирина ШИРОКОВА,

«Ремедиум»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.