75-летию со дня рождения ИГОРЯ НИКОЛАЕВИЧА ЯБЛОКОВА
ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ ЯБЛОКОВ к 75-летию со дня рождения
15 января 2011 г. ведущему российскому религиоведу доктору философских наук, профессору, заведующему кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Игорю Николаевичу Яб-локову исполнилось 75 лет.
Игорь Николаевич в 1959 г. окончил философский факультет МГУ, а в 1965 г. аспирантуру (с этого времени он и работает на факультете), посвятив свое кандидатское сочинение исследованию религиозно-нравственных чувств и анализу общения верующих как фактора формирования психологии религиозной группы.
(Здесь же заметим, что в 1964 г. он был одним из первых, кто принял участие в возобновлении конкретно-социологических исследований религии в нашей стране.) Докторское сочинение Игоря Николаевича было посвящено методологическим проблемам социологии религии, которое он защитил в 1977 г., и уже в 1980 г. был избран профессором, а с 1988 г. стал заведующим кафедрой философии религии и религиоведения.
На период его заведования кафедрой пришелся очень важный период в истории отечественного религиоведения - его отраслевое самоопределение и конституирование. Академическая значимость религиоведения как науки была очевидной, но требовала организационной реструктуризации, что и было осуществлено - на базе кафедры философии религии и религиоведения было образовано отделение религиоведения, заведующим которого стал Игорь Николаевич. А далее началась серьезная содержательная работа...
Как опытный руководитель и организатор науки, профессор Яблоков активно работает с подрастающим поколением, доверяя ему реализацию непростых проектов. Так, под непосредственным его руководством в тот период студентом 4 курса В.В. Шмидтом был разработан проект первого учебного плана по специальности «Религиоведение»,
а проект третьего поколения ФГОС ВПО бакалавра и магистра - аспирантом и преподавателем П.Н. Костылевым.
Благодаря творческой пытливости и системности мышления этого блестящего ученого, российское религиоведение получило фундаментальную разработку комплекса вопросов теории религиоведения - о предмете, структуре и отраслевых методах. Детально разработаны такие разделы религиоведения, как философия, социология, психология и история религии. Игорь Николаевич особое внимание уделяет обоснованию собственно понятия религии с учетом разноуровневой организации содержания этого понятия и соответственно вытекающим из этого задачам - разработки проблем социологического и социально-психологического изучения религии (ее состояния и критериев; типов религиозности и нерелигиозности индивидов и тенденций ее изменения; исследования религиозно-нравственных чувств, психологии молитвы и покаяния; раскрытия специфики религиозных отношений как одного из видов отношений в сфере духовного производства), а также ее места в общественной системе.
Согласно мнению профессора Яблокова, предметом религиоведения является изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования религии, анализ ее строения и различных компонентов, ее многообразных феноменов и того, как они представали в истории общества, взаимосвязях и взаимодействиях религии с другими областями культуры.
В религиоведении он выделяет философию религии (базовый раздел), социологию религии, психологию религии, феноменологию религии и история религии. Эффективных результатов в религиоведении можно достичь при корректном применении каузального метода, метода историзма, типологического и феноменологического методов, а также и
структурно-функционального анализа. Исследуя религию как явление, он настаивает на его многомерности, а потому различает строение и структуру религии: религиозное сознание, религиозную деятельность (культовую-культ и внекультовую), религиозные отношения (культовые и внекульто-вые), религиозные организации и институты.
Определяя религию, Игорь Николаевич отрицает возможность раскрытия ее сущности с помощью такого понятия, как сверхъестественное.
Также он вводит различие между внерелигиозной и религиозной верой, указывая тем самым на различие природы в объектах поклонения, что, в свою очередь, приводит к постановке проблемы классификации религиозных систем и типологии религии.
Так, религиозная вера представляет собой веру: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом гипостазирования; б) возможность общения с указанными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) действительное совершение каких-то описываемых в религиозного содержания текстах событий, в их повторяемость, в наступление определенных события и в причастность к ним; г) истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «пророков», «бод-хисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа. Следовательно, религиозная вера «пронизывает» весь религиозный комплекс и формирует соответствующую психологию религиозных людей.
Наряду с разработкой критериев религии И.Н. Яблоков выделяет типы религии и нерели-гии индивидов: а) религиозные с определяющей религиозной ориентацией; б) религии с подчиненной религиозной ориентацией; в) колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией; г) нерелигиозные индифферентные; д) нерелигиозные с атеистической ориентацией - атеисты.
Вклад Игоря Николаевича Яблокова в отечественную гуманитарную науку нашел широкое признание не только с отраслевой среде: ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», он избран академиком Международной академии психологических наук и Международной академии акмеологических наук.
Среди наиболее значимых результатов трудов И.Н. Яблокова можно назвать:
Влияние некоторых психологических факторов на религиозность // Вестник Московского ун-та. Сер. Философия, экономика. 1965. № 2;
Наука и религия о нравственных чувствах. М., 1966;
Актуальные проблемы конкретно-социологического исследования религиозности. М., 1969;
Методологические проблемы социологии религии. М., 1972;
Социология религии. М., 1979;
Религиозные отношения // Общественные отношения. М., 1981;
Религия: сущность и явления. М., 1982;
Психология религии // Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988;
Понятие и функции религии // Вестник Московского ун-та. Сер. 13: Востоковедение. 1992. № 4;
Свобода в аспекте отношения к религии // Государственноцерковные отношения в России. М., 1993;
Основы теоретического религиоведения. М., 1984;
Философия религии в системе знания // Вестник философского общества. 1998. № 2;
Предмет религиоведения; Основы теории религии // Основы религиоведения. М., 2000;
Философия религии; Социология религии // Ведение в общее религиоведение. М., 2001;
Философия религии: актуальные проблемы. М., 2007.
Сегодня, пользуясь этим замечательным поводом - 75-летним юбилеем нашего старшего коллеги и наставника, чья научная компетентность и добросовестность, доброжелательность и принципиальность снискали ему глубокое уважение не только в России, но и далеко за ее пределами, - от имени его многочисленных учеников и ветеранов религиоведческой науки с сердечной теплотой приветствуем Игоря Николаевича Яблокова и желаем здоровья, многих лет жизни, неиссякаемого жизнелюбия и творческих исканий.
Кафедра государственно-конфессиональных
отношений РАГС