Научная статья на тему 'ИФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2981
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА / БАНК УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ / РАЗРАБОТКА САЙТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Клинова Мария Михайловна

В статье рассматривается понятие информационно-поисковой системы, приведены различные классификации информационно-поисковых систем. Анализируются технические возможности для поиска, обработки и хранения информации в системе образования, приводятся примеры использования информационно-поисковых систем при организации учебной деятельности учащихся и педагога на уроках. Рассматриваются различные способы создания информационно-поисковой системы в школе с учетом возможностей учебного учреждения, в том числе, с помощью разработки веб-сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SEARCH SYSTEMS IN EDUCATION

The article discusses the concept of an information retrieval system, provides various classifications of information retrieval systems. The technical capabilities for searching, processing and storing information in the education system are analyzed, examples of the use of information retrieval systems in organizing the educational activities of students and teachers in the classroom are given. Various ways of creating an information retrieval system at school are considered, taking into account the capabilities of the educational institution, including through the development of a website.

Текст научной работы на тему «ИФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ»

19.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен // актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей. 118-121 стр.

ИФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ Клинова М.М. Email: Klinova6114@scientifictext.ru

Клинова Мария Михайловна - магистрант, кафедра методики преподавания математики и физики, ИКТ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье рассматривается понятие информационно-поисковой системы, приведены различные классификации информационно-поисковых систем. Анализируются технические возможности для поиска, обработки и хранения информации в системе образования, приводятся примеры использования информационно-поисковых систем при организации учебной деятельности учащихся и педагога на уроках. Рассматриваются различные способы создания информационно-поисковой системы в школе с учетом возможностей учебного учреждения, в том числе, с помощью разработки веб-сайта.

Ключевые слова: информационно-поисковая система, банк учебных проектов, разработка сайта.

INFORMATION SEARCH SYSTEMS IN EDUCATION

Klinova M.M.

Klinova Maria Mikhailovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF METHODS OF TEACHING MATHEMATICS AND PHYSICS, INFORMATION

AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION

VOLGOGRAD STATE SOCIO-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: the article discusses the concept of an information retrieval system, provides various classifications of information retrieval systems. The technical capabilities for searching, processing and storing information in the education system are analyzed, examples of the use of information retrieval systems in organizing the educational activities of students and teachers in the classroom are given. Various ways of creating an information retrieval system at school are considered, taking into account the capabilities of the educational institution, including through the development of a website. Keywords: information search systems, bank of educational projects, website development.

УДК 37.026

В настоящее время информационные технологии используются во всех сферах жизнедеятельности человека. Информация является определяющим фактором развития общества. В связи с большим объемом информации, которую приходится обрабатывать учителям и ученикам, необходимо вводить критерий отбора

информации. Решение данной проблемы позволяет говорить об организации соответствующей информационно-поисковой системы.

Информационно-поисковая система (ИПС) - это прикладная компьютерная среда для обработки, хранения, сортирования, фильтрации и поиска больших массивов структурирования информации.

Понятие информационно-поисковой системы возникло в середине 90-х годов ХХ века. Первые информационно-поисковые системы представляли собой предметный указатель в книгах или справочнике, в их базе данных хранились ключевые слова, которые собирались с различных сайтов. Поиск в данной ИПС осуществлялся исключительно при помощи ключевых слов. Через некоторое время был разработан полнотекстовый поиск, с помощью которого пользователи могли вводить слово или фразу, которые фиксировались в индексе поисковой системы для каждого сайта отдельно.

В настоящее время информационно-поисковые системы постоянно совершенствуются, в механизмы обработки и поиска информации часто включают технологии искусственного интеллекта.

Главной задачей информационно-поисковой системы является поиск информации, запрашиваемой пользователем.

Информационно поисковая система выполняет следующие функции:

- хранение больших объемов информации;

- осуществление быстрого поиска необходимой информации;

- добавление, удаление и изменение уже имеющейся информации;

- вывод информации в удобном для пользователя виде

Существует несколько основных типов информационно-поисковых систем:

- автоматизированные (автоматизированные ИПС используют компьютерные программно-технические средства для нахождения и выдачи информации пользователю);

- библиографические (являются разновидностью документальных ИПС, предназначены для поиска библиографических описаний текста, но не для поиска самого текста);

- диалоговые (автоматизированная ИПС, которая осуществляет диалоговый поиск);

- документальные (занимаются поиском документов, которые содержат необходимую информацию).

Наиболее популярными в настоящее время являются информационно-поисковые системы сети Интернет. Главными показателями в данной системе являются пространственный масштаб и специализация.

По пространственному масштабу информационно-поисковые системы делятся на:

- локальные, которые разрабатываются в масштабе отдельного сервера для быстрого поиска страниц;

- региональные, которые отображают информационные ресурсы региона;

- глобальные, которые в полном объеме описывают ресурсы сети Интернет;

- специализированные.

Информационно-поисковые системы также специализируются на поиске каких-либо источников информации. Например, документы WWW, файлы, адресаты.

К информационно-поисковым системам сети Интернет относятся такие как: Yandex, Rambler, Mail.ru, Google, AltaVista и др.

Современные ИПС применяются в различных сферах жизнедеятельности человека и являются незаменимыми помощниками. В связи с этим их использование может быть актуальным и в учебных заведениях. С помощью ИПС школы могут хранить и организовывать поиск методической информации, различной документации. Каждый преподаватель также может создать систему, которая позволит детям в более

доступной форме изучать предметы, выполнять различные контрольные и тестовые задания.

Использование ИПС позволяет учителю эффективно организовать деятельность учащихся на уроке. С помощью таких систем можно создать банк учебных проектов и осуществлять поиск имеющейся информации. Преимуществом использования ИПС в профессиональной педагогической деятельности является то, что педагог в любой момент времени может найти информацию к уроку и воспользоваться ей.

Для того чтобы создать собственную информационно-поисковую систему, необходимо учитывать большое количество требований, но основными являются:

- знание информационно-поискового языка;

- необходим выделенный сервер для поддержания системы в рабочем состоянии;

- крупные капиталовложения.

Учитывая все эти требования, можно сделать вывод, что образовательные учреждения в целом и конкретные учителя в частности не смогут поддерживать информационно-поисковую систему в рабочем состоянии. Альтернативным решением в создании ИПС может стать создание поисковых систем в виде сайта.

Для того чтобы создать информационно-поисковую систему в виде сайта, нужно пройти несколько этапов и взаимосвязанных между собой процессов. К этапам разработки сайта можно отнести его проектирование, создание макетов страниц, написание необходимой информации, которая будет отображаться на сайте, кроме того, обслуживание сайта и программной основы для него. К этапу создания вебсайта относится веб-дизайн, в основе которого лежит визуальное оформление вебстраниц. Также веб-дизайн включает в себя проектирование структуры сайта и навигацию. Таким образом, продуктом веб-дизайна являются не только визуальные аспекты сайта, но и удобство его использования.

Одним из способов создания поисковых систем в виде сайта является его разработка с помощью языков программирования. Для этого необходимы знания языка гипертекстовой разметки HTML и каскадных таблиц стилей- CSS. При помощи языка HTML разрабатывается каркас будущего сайта, а внешний вид настраивается с помощью CSS. Если создавать динамический сайт, то необходимо использовать скриптовой язык программирования PHP. Он способен тесно взаимодействовать с сервером. Также для развития сайта можно использовать язык JavaScript. Создать информационно-поисковую систему, используя языки программирования, задача трудоемкая, поэтому рассмотрим более доступные варианты.

Одним из способов создания поисковых систем в виде сайта является использование визуальных редакторов. Этот способ отличается от предыдущего тем, что думать об исходном коде не обязательно. Пользователю необходимо настроить только внешний вид. Однако, при использовании визуальных редакторов, исходный код наполняется ненужными тегами и имеет много лишнего.

Среди известных визуальных редакторов можно назвать платные и бесплатные:

- платные - Microsoft FrontPage, Adobe Dreamweaver, Adobe GoLive, IBM WebSphere Studio Homepage Builder, Macromedia HomeSite (до версии 5.0), NetObjects Fusion, Namo Web Editor, WYSIWYG Web Builder;

- бесплатные - Microsoft FrontPage Express, OpenOffice. Org, HTMLArea, TinyMCE, FCKeditor, Quanta Plus, Nvu.

Еще один способ разработки информационно-поисковой системы - создание сайта с помощью специальных сервисов. Для этого необходимо зарегистрироваться и с помощью конструктора или готового шаблона создать сайт. Минусом является то, что такие сервисы имеют ограничение на дисковое пространство хостинга. Решить данную проблему можно, заплатив за премиум-аккаунт. Существуют различные сервисы для разработки сайта, некоторые подходят для создания многостраничных сайтов, другие продвигаются в быстром поиске.

Также поисковую систему можно создать с помощью сайта на CMS движке. CMS - это система управления контентом, которая способна объединить в себе различные данные. CMS также как и сервис для создания сайта может быть простым в использовании, то есть не иметь каких-либо ложных элементов, так и сложным, включающим в себя массу различных деталей.

Таким образом, чтобы создать информационно-поисковую систему с помощью сайта, можно использовать как специализированные сервисы, которые помогут создать поисковую систему, так и создать ее, используя знания языков программирования. Каждый пользователь самостоятельно выбирает способ, который ему удобен. Однако использование любого способа для создания информационно-поисковой системы должно согласовываться с достижением главного преимущества применения ИПС в учебных заведениях - осуществление быстрого поиска материалов в соответствии с требованиями, которые задает пользователь.

Список литературы /References

1. Интернет. Основные сервисы. Основные виды поиска. Информационно-поисковые системы Интернета. 2015 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://library.mephi.ru/icb2/glav5_new.html, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

2. Информационно-поисковые системы (ИПС) и их виды. 2012 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.su/12_57319_informatsionno-poiskovie-sistemi-ips-i-ih-vidi.html, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

3. Информационно-поисковые системы и их классификация. 2015 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ta4927570.narod.ru/IPS.html, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

4. Информационно-поисковые системы. 2014 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studme.org/54443/informatika/informatsionno-poiskovye_sistemy, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

5. Информационно-поисковые системы. 2017 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.sembook.ru/book/poiskovye_sistemy/kratkoe_vvedenie_v_poiskovye_siste my/, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

6. Классификация информационных систем и место среди них информационно-поисковых систем. 2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studme.org/53307/informatika/informatsionno-poiskovye_sistemy, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

7. Конструкторы сайтов: обзор 8 лучших сервисов со сравнительной таблицей. 2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://texterra.ru/blog/konstruktory-saytov-obzor-8-luchshikh-servisov-so-sravnitelnoy-tablitsey.html, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

8. Обзор визуальных редакторов для создания сайтов. 2015 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://la.by/forum/internet-i-set/obzor-vizualnyh-redaktorov-dlya-sozdaniya-saytov, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

9. Определение и классификация информационных систем. 2013 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tsput.ru/res/informat/sist_seti_fmo/lekcii/lekciy-1.html, свободный/ (дата обращения: 24.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.