Научная статья на тему 'ИЕРУСАЛИМ: БЕСПРИСТРАСТНАЯ ИСТОРИЯ. Рец. на кн.: КИЧА М.В. ИЕРУСАЛИМ. ВСЕ ЛИКИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА. – Москва: Бомбора, 2023. – 432 с.'

ИЕРУСАЛИМ: БЕСПРИСТРАСТНАЯ ИСТОРИЯ. Рец. на кн.: КИЧА М.В. ИЕРУСАЛИМ. ВСЕ ЛИКИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА. – Москва: Бомбора, 2023. – 432 с. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иерусалим / Мария Кича / беспристрастная история / Jerusalem / Maria Kicha / unbiased history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михель Ирина Владимировна

Книга Марии Кича посвящена истории Иерусалима за последние четыре тысячи лет. Написанная для широкой аудитории, эта книга будет весьма полезна и специалистам. Автор предлагает попытку беспристрастного исторического повествования о великом городе, предоставив возможность на равноправной основе звучать голосам всех народов, сражавшихся за обладание этим городом. История Иерусалима сакрализирована и мифологизирована. Одни истины здесь непримиримо сталкиваются с другими, а аргументы противников совершенно не принимаются в рас-чет. Но по ту сторону вымыслов и фальсификаций лежит еще одна история, полная человеческих страданий и надежд. В 29 главах этой интересной и полезной книги читатели получат возможность увидеть город в разные его эпохи – от времен, предшествующих появлению там древних евреев, до настоящих дней, когда город вновь превратился в арену очередного межконфессионального конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jerusalem: An Unbiased History. Book Review. Kicha M.V. Jerusalem. All the Faces of the Great City. Moscow: Bombora, 2023. 432 p. (in Russian)

Maria Kicha's monograph focuses on the history of Jerusalem over the past four thousand years. Written for a general audience, this book will be of great use to specialists as well. The author offers an attempt at an unbiased historical narrative of the great city, giving equal voice to the voices of all the peoples who fought for the possession of this city. The history of Jerusalem is sacralized and mythologized. Some truths clash irreconcilably with others, and the arguments of opponents are completely disregarded. But on the other side of fictions and falsifications lies another story full of human suffering and hope. In the 29 chapters of this interesting and useful book, readers will have the opportunity to see the city in its different eras, from the time before the ancient Jews arrived there to the present day, when the city has once again become the scene of another inter-religious conflict.

Текст научной работы на тему «ИЕРУСАЛИМ: БЕСПРИСТРАСТНАЯ ИСТОРИЯ. Рец. на кн.: КИЧА М.В. ИЕРУСАЛИМ. ВСЕ ЛИКИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА. – Москва: Бомбора, 2023. – 432 с.»

МИХЕЛЬ И.В.* ИЕРУСАЛИМ: БЕСПРИСТРАСТНАЯ ИСТОРИЯ. Рец. на кн.: КИЧА М.В. ИЕРУСАЛИМ. ВСЕ ЛИКИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА. - Москва: Бомбора, 2023. - 432 с.

Аннотация. Книга Марии Кича посвящена истории Иерусалима за последние четыре тысячи лет. Написанная для широкой аудитории, эта книга будет весьма полезна и специалистам. Автор предлагает попытку беспристрастного исторического повествования о великом городе, предоставив возможность на равноправной основе звучать голосам всех народов, сражавшихся за обладание этим городом. История Иерусалима сакрализирована и мифологизирована. Одни истины здесь непримиримо сталкиваются с другими, а аргументы противников совершенно не принимаются в расчет. Но по ту сторону вымыслов и фальсификаций лежит еще одна история, полная человеческих страданий и надежд. В 29 главах этой интересной и полезной книги читатели получат возможность увидеть город в разные его эпохи - от времен, предшествующих появлению там древних евреев, до настоящих дней, когда город вновь превратился в арену очередного межконфессионального конфликта.

Ключевые слова: Иерусалим; Мария Кича; беспристрастная история.

MIKHEL I.V. Jerusalem: An Unbiased History. Book Review. Kicha M.V. Jerusalem. All the Faces of the Great City. Moscow: Bombora, 2023. 432 p. (in Russian)

* Михель Ирина Владимировна - кандидат философских наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший научный сотрудник Отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

Abstract. Maria Kicha's monograph focuses on the history of Jerusalem over the past four thousand years. Written for a general audience, this book will be of great use to specialists as well. The author offers an attempt at an unbiased historical narrative of the great city, giving equal voice to the voices of all the peoples who fought for the possession of this city. The history of Jerusalem is sacralized and mythologized. Some truths clash irreconcilably with others, and the arguments of opponents are completely disregarded. But on the other side of fictions and falsifications lies another story full of human suffering and hope. In the 29 chapters of this interesting and useful book, readers will have the opportunity to see the city in its different eras, from the time before the ancient Jews arrived there to the present day, when the city has once again become the scene of another inter-religious conflict.

Keywords: Jerusalem; Maria Kicha; unbiased history.

Для цитирования: Михель И.В. Иерусалим: беспристрастная история // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2024. - № 3. -С. 92-99. - Рец. на кн.: Кича М.В. Иерусалим. все лики великого города. -Москва: Бомбора, 2023. - 432 с. - DOI: 10.31249/rva/2024.03.06

Мария Кича по роду своей основной специальности историк государства и права. В 2015 г. она защитила кандидатскую диссертацию по юридическим наукам, после чего избрала карьеру независимого исследователя. Самостоятельно изучив целый ряд языков Ближнего Востока (фарси, иврит, арабский и др.), она начала путешествовать по странам региона и изучать их историю [1]. К настоящему времени ею опубликовано пять книг [2; 3; 4; 5; 6], последняя из которых посвящена четырехтысячелетней истории Иерусалима. В настоящее время М.В. Кича работает над книгой о Саддаме Хусейне.

Написать беспристрастную книгу об истории великого города - непросто, поскольку вокруг него и по поводу его уже несколько тысячелетий кипят страсти. Как утверждает автор, «ни один другой город не повлиял на судьбу человечества так сильно и глубоко, как Иерусалим. Целые народы и отдельные правители мечтали овладеть им. Египтяне, хетты, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, византийцы, сарацины, крестоносцы, осма-

ны, британцы, арабы и израильтяне оставили свой след на страницах иерусалимской летописи. Историю города создавали библейские патриархи и цари, императоры и пророки, фараоны и халифы, апостолы и короли, султаны и полководцы - Авраам, Давид, Соломон, Александр Македонский, Помпей, Клеопатра, Ирод, Петр, Павел, Константин, Мухаммед, Ричард Львиное Сердце, Сулейман Великолепный... Согласно христианской традиции, величайший человек, когда-либо рожденный на земле, - Иисус Христос, - совершил в Иерусалиме величайший поступок: Его искупительная жертва и воскресение из мертвых увековечили славу города, сделав Иерусалим священным» [6, с. 10].

Книга М.В. Кичи написана в жанре популярной истории, но при этом насыщена ссылками на первоисточники и содержит приличный список литературы. Кроме того, в ней присутствует словарь географических понятий, а используемые постраничные примечания и изобилие терминов с использованием шрифтов восточных языков придает ей еще большую солидность. Безусловно, она не останется незамеченной не только специалистами, но и самой широкой аудиторией, к которой в первую очередь и обращена.

Об истории Иерусалима известно немало, но книга, о которой идет речь, кажется, позволяет удостовериться в том, что целостный взгляд на историю этого великого города всё еще далеко не сформирован. История Иерусалима уходит корнями вглубь времен и начинается задолго до прихода в эти земли евреев. Имеющиеся археологические данные позволяют судить, что первые поселения на этой земле, появились около пяти тысяч лет назад. Письменных свидетельств о первых двух тысячелетиях Иерусалима, в сущности, нет, лишь в 1000 г. до н.э., когда евреи завладели Ханааном, история города становится предметом внимания библейских авторов. В дальнейшем его история фиксировалась и другими народами - христианами, мусульманами, британцами и др. «1000 лет Иерусалим был иудейским, около 400 лет - христианским и 1300 лет - мусульманским» [6, с. 23].

Иерусалим называют «городом мира», но вся связанная с ним история была историей войн и разнообразных конфликтов. «Город был полностью разрушен как минимум два раза, осажден -23 раза, атакован - еще 52 раза, захвачен и отбит - 44 раза. Он яв-

лялся ареной 20 восстаний и бесчисленных беспорядков - и лишь дважды переходил из рук в руки» [6, с. 12].

Книга включает в себя 29 глав, каждой из которых предшествуют один-два в высшей степени характерных эпиграфа. Обычно это высказывания известных авторов, как древних, так и современных, о Иерусалиме, причем напрямую относящиеся к предмету обсуждения в рамках главы. Названия самих глав связаны в основном с теми историческими лицами или событиями, которые оставили главный след в истории великого города в эти годы или десятилетия. «Город жертвы» - об Иерусалиме до прихода в Ханаан евреев во главе с Иисусом Навином. Жертвы Богу здесь приносились издавна, за много веков до крестной жертвы Иисуса Христа. «Город Давида», «Город Соломона», «Город в эпоху двух царств» - о городе, после того как он стал религиозным и административным центром еврейского мира и в нем был построен первый иудейский храм. «Разрушенный город», «Возвращение в город» - об Иерусалиме времен пророков, времен Вавилонского пленения и возвращения из Вавилонского плена. «Эллинистический город» - крайне интересная глава о том, как город иудеев был перекован в один из административно-политических центров греческого мира и какие потрясения это вызвало. «Город Ирода Великого» - о городе на рубеже двух тысячелетий, о знаменитом царе Ироде, чья деятельность была связана с воплощением крупных архитектурных проектов, и о строительстве второго иудейского храма. «Город Иисуса», «Восставший город», «Римский город» - об Иерусалиме времен Сына Божьего и его пророчества о том, что «не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24:2), об иудейских восстаниях против римлян и последовавшем за этим тотальном разрушении Иерусалима и его иудейского храма.

Глава «Город раввинов» - о постепенном возрождении города после подавления восстания Бар-Кохбы 135 г. и реорганизации еврейской жизни в Палестине Сирийской. С этого момента он получил римское название - Элия Капитолина, и под таким именем существовал еще несколько веков. «Византийский город» - о городе во времена Восточно-Римской империи и официального признания христианства, когда в городе вновь развернулось величественное каменное строительство и была образована Иерусалимская патриархия. «Исламский город» - о городе после

его захвата арабами, когда из Элии Капитолины он превращается в Аль-Кудс (Святой город) и прирастает мусульманскими мечетями, в том числе знаменитой Аль-Акса, которая была построена на знаменитой Храмовой горе, где некогда стояли первый и второй иудейские храмы, и которая стала третьей по значимости святыней ислама после мечетей в Мекке и Медине. «Город крестоносцев» -о еще одном христианском столетии города, когда он вновь превратился в Иерусалим и духовно-политический центр Святой Земли. «Город Саладина» - о городе, вновь вернувшемся в лоно ислама. «Беззащитный город», «Город в хаосе», «Город в забвении» -об истории города с XIII по XVI в., когда пребывал во власти исламских правителей Египта - Айюбидов и мамлюков. «Османский город», «Сдавшийся город» - о жизни Иерусалима и его жителей с XVI по XIX в., когда он постепенно утратил свое былое великолепие и превратился в захиревшее селение, на которое почти никто не обращал внимания вплоть до середины XIX в., когда политическое ослабление Османской империи стало поводом для вмешательства в дела ее ближневосточных владений более могущественных держав - Англии, Франции, Германии и России.

«Город под британским мандатом» - об истории Иерусалима между двумя мировыми войнами, когда он стал центром еврейской миграции и превратился в предмет борьбы между мусульманской и растущей еврейской общинами. «Город во время войны» - об Иерусалиме во время арабо-израильской войны 1948 г., по итогам которой город оказался разделен на западную (израильскую) и восточную (арабскую) часть. «Разделенный город» - о городе с 1948 по 1967 г., когда он продолжал быть пространством непримиримого противостояния двух его главных общин, поддерживаемых с одной стороны Израилем, а с другой - соседними арабскими государствами. «Объединенный город» и «Город, не ставший единым» - об Иерусалиме после очередной арабо-израильской войны, приведшей к силовому захвату израильской армией Восточного Иерусалима, находившегося до этого под властью Иордании, и израильской политике, направленной, с одной стороны, на умиротворение палестинцев, а с другой - на вытеснение арабского населения за пределы города. «Город и международное право», «Политические решения для города» и «Осажден-

ный город» - последние три главы - о Иерусалиме нашего времени и его неразрешимых проблемах.

Чтобы охарактеризовать лишь некоторые из них, следует привести несколько выдержек из финальной части книги. «Вопреки всем клише о нем, Иерусалим никогда не был городом братской любви и сегодня таковым не является. Это Ноев ковчег христианских монахов в капюшонах, мусульманских шейхов в тюрбанах и евреев в черных лапсердаках. Они проходят друг мимо друга по белокаменным ступеням, и каждый молча созерцает свое грандиозное видение Иерусалима, в котором людям, идущим рядом с ним, нет места» [6, с. 411]. «И палестинцы, и израильтяне уверены, что имеют законные права на одни и те же объекты. И те и другие объявили Иерусалим столицей своего государства: израильтяне - в 1948 г., палестинцы - в 1988 г. Ни один переговорщик не может отказаться от претензий на город. В Кэмп-Дэвиде Арафат заявил Клинтону: "Я не могу предать свой народ. Ты хочешь прийти на мои похороны? Я лучше умру, чем соглашусь на суверенитет Израиля над Харам аш-Шариф. Я не войду в арабскую историю как предатель". Месяц спустя Эхуд Барак фактически повторил слова своего врага: "Ни один израильский премьер-министр никогда не передаст исключительный суверенитет над Храмовой горой арабам. Это колыбель и сердце самобытности еврейского народа на протяжении 3000 лет"» [6, с. 418]. «Проблема разделения Иерусалима связана отнюдь не только со статусом святых мест и Старого города. Спор вокруг Иерусалима - это спор о деньгах и недвижимости, о преступлениях (реальных и мнимых), об интеграции и сохранении идентичности, о перспективах диалога и его фактическом отсутствии, о роли государства в жизни общества и его способности (или неспособности) коммуницировать с разными социальными слоями, а также о многом другом. Это центр арабо-израильского конфликта во всех проявлениях, его суть и сердце. Сегодня Иерусалим, вопреки израильскому законодательству, разделен как никогда - национально, религиозно, идеологически, экономически, политически, физически, наконец (забором и КПП). Аннексировав арабские деревни, Израиль официально вычленил их из состава Западного берега и присоединил к своей столице, но это не принесло никому ничего хорошего. Арабо-израильский конфликт, напротив, усугубился, оброс новыми противоречиями,

обидами и претензиями. Ибо спор о статусе Иерусалима - это спор о добре и зле, а их понимание у обеих сторон конфликта принципиально различается» [6, с. 421].

Как показывает автор, история Иерусалима не только сакра-лизирована, но и крайне мифологизирована. Современному человеку тяжело разобраться, что в ней правда, а что вымысел или фальсификация. Существовало ли единое иудейско-израильское государство во времена древних пророков? Были ли в городе дворцы? Был ли храм на Храмовой горе, который согласно Библии был разрушен. Современные арабские политики настаивают, что его не было. Современные израильские политики доказывают, что он несомненно был. Но, как утверждает М.В. Кича, «все это неважно, ибо для восточного человека - главное память, причем не только историческая, но и мифологическая» [6, с. 423].

Если же говорить о реальном Иерусалиме, находящемся по ту сторону вымысла и мифологии, то ситуация выглядит более прозаично. «На протяжении тысячелетий многие желали обладать Иерусалимом, но мало кто заботился о нем. Длительные периоды заброшенности и запустения чередовались с краткими промежутками, когда Иерусалим развивался» [6, с. 423]. Сегодня Иерусалим -один из беднейших городов Израиля, хотя он густонаселен и весьма популярен у паломников и туристов.

Весьма примечательны выводы автора об Иерусалиме. «Это эсхатологический город, находящийся сразу в начале и конце времен. Если реальный Иерусалим не раз умирал и возрождался, то идеальный Иерусалим не умрет никогда. Всякий раз захватчики (города. - И.М.) падали под ударами нового поколения завоевателей. Обладание Иерусалимом в определенный отрезок времени -даже в течение десятков или сотен лет - не является и не может являться веским аргументом в пользу неотъемлемого права собственности на него ни в настоящем, ни в будущем. сейчас в Иерусалиме - пожалуй, в большей мере, чем где бы то ни было на земле - нет ни настоящего, ни будущего, только прошлое, повторяющееся снова и снова» [6, с. 423-424.]

Специалисты, склонные к анализу мелких деталей, могут упрекнуть автора за ее стремление дать общую панораму и нежелание входить в частности. Нам представляется, что со своей задачей автор успешно справился и представил текст, который может

вдохновлять на новые, более глубокие и детализированные исследования. Однако читатель, безусловно, не пройдет мимо этой полезной и интересной книги, которая читается на одном дыхании. Она была закончена автором 8 июля 2023 г. в Багдаде, ровно за три месяца до очередного крупного ближневосточного конфликта, ареной которого на этот раз стали Газа и Западный берег. В новейшей истории противостояния на Святой земле Иерусалим пока еще остается на втором плане. Но долго ли это продлится? Как показывают предыдущие несколько тысячелетий, Иерусалим после некоторого промедления всегда возвращался в самый центр событий. Случится ли так вновь, неясно. В любом случае, история Иерусалима продолжается.

Список литературы

1. Ракуль Е. Ростовский юрист Мария Кича путешествует и изучает Ближний Восток. - URL: https://rg.ru/2023/10/25/reg-ufo/rostovskij-iurist-mariia-kicha-puteshestvuet-i-izuchaet-blizhnij-vostok.html (дата обращения: 05.02.2024).

2. Кича М.В. Стамбул. Перекресток эпох, религий и культур. - Москва: Бомбо-ра, 2020. - 432 с.

3. Кича М.В. Мекка. Биография загадочного города. - Москва: Бомбора, 2020. -368 с.

4. Кича М.В. Династии. Как устроена власть в современных арабских монархиях. - Москва: Бомбора, 2021. - 408 с.

5. Кича М.В. Афганистан. Подлинная история страны-легенды. - Москва: Бомбора, 2022. - 472 с.

6. Кича М.В. Иерусалим. Все лики великого города. - Москва: Бомбора, 2022. -432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.