Научная статья на тему 'ИЕРОТОПИЯ БИБЛЕЙСКИХ НАЗВАНИЙ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА'

ИЕРОТОПИЯ БИБЛЕЙСКИХ НАЗВАНИЙ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМ / ИЕРОТОПИЯ / САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ / МОНАСТЫРЬ / ВАЛААМ / СОЛОВКИ / РУССКИЙ СЕВЕР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайлова Л. В.

Рассматривается сакральное пространство Русского Севера, основу которого составляют объекты с православными и библейскими названиями. Целью исследования является определение на островах Валаамского и Соловецкого архипелагов объектов с библейскими названиями. К задачам исследования относятся выявление и классификация топонимов, составляющих иеротопическое пространство Соловков и Валаама. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения культурного наследия возрождающихся монастырей, частью которого являются топонимы - названия объектов как природного, так и культурного ландшафтов. Основу исследования библейских названий объектов, расположенных на островах Валаамского и Соловецкого архипелагов, составляют полевые материалы, архивные и другие источники. Для определения иеротопического пространства Соловков и Валаама используются методы исследования местности, сбора и анализа топонимов, классификации, сравнения. Результатом исследования является составление списка топонимов и карт сакральных объектов иеротопического пространства Валаамского и Соловецкого монастырей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIEROTOPY OF THE BIBLICAL NAMES IN SACRAL SPACE OF RUSSIAN NORTH

The author considers the problem of sacral space of Russian North basis of that is made by objects with Orthodoxs and biblical names. A research aim is determination on the islands of Valaam and Solovki archipelagos of objects with the biblical names. The tasks of research are an exposure and classification of toponyms making hierotopiс space of Solovki and Valaam. Research actuality is related to the necessity of study of cultural heritage of regenerating monasteries, part of that are toponyms, are the names of objects both natural and cultural landscapes. The basis of the research the biblical names of objects located on the islands of the Valaam and Solovki archipelagos is made by field materials, archival and other sources. To determine hierotopy space of Solovki and Valaam, the methods of study of the terrain, collecting and analyzing toponyms, classification, comparisons are used. A research result is making a list of toponyms and maps of sacral objects of hierotopic space of Valaam and Solovki monasteries.

Текст научной работы на тему «ИЕРОТОПИЯ БИБЛЕЙСКИХ НАЗВАНИЙ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 25-31. УДК 008

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(2).25-31

Л. В. Михайлова

ИЕРОТОПИЯ БИБЛЕЙСКИХ НАЗВАНИЙ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РУССКОГО СЕВЕРА

Рассматривается сакральное пространство Русского Севера, основу которого составляют объекты с православными и библейскими названиями. Целью исследования является определение на островах Валаамского и Соловецкого архипелагов объектов с библейскими названиями. К задачам исследования относятся выявление и классификация топонимов, составляющих иеротопическое пространство Соловков и Валаама. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения культурного наследия возрождающихся монастырей, частью которого являются топонимы - названия объектов как природного, так и культурного ландшафтов. Основу исследования библейских названий объектов, расположенных на островах Валаамского и Соловецкого архипелагов, составляют полевые материалы, архивные и другие источники. Для определения иеротопического пространства Соловков и Валаама используются методы исследования местности, сбора и анализа топонимов, классификации, сравнения. Результатом исследования является составление списка топонимов и карт сакральных объектов иеротопического пространства Валаамского и Соловецкого монастырей.

Ключевые слова: топоним; иеротопия; сакральное пространство; Новый Иерусалим; монастырь; Валаам; Соловки; Русский Север.

L. V. Mikhailova

HIEROTOPY OF THE BIBLICAL NAMES IN SACRAL SPACE OF RUSSIAN NORTH

The author considers the problem of sacral space of Russian North basis of that is made by objects with Orthodoxs and biblical names. A research aim is determination on the islands of Valaam and Solovki archipelagos of objects with the biblical names. The tasks of research are an exposure and classification of toponyms making hierotopiс space of Solovki and Valaam. Research actuality is related to the necessity of study of cultural heritage of regenerating monasteries, part of that are toponyms, are the names of objects both natural and cultural landscapes. The basis of the research the biblical names of objects located on the islands of the Valaam and Solovki archipelagos is made by field materials, archival and other sources. To determine hierotopy space of Solovki and Valaam, the methods of study of the terrain, collecting and analyzing toponyms, classification, comparisons are used. A research result is making a list of toponyms and maps of sacral objects of hierotopic space of Valaam and Solovki monasteries.

Keywords: toponym; hierotopy; sacral space; New Jerusalem; monastery; Valaam; Solovki; Russian North.

Сакральное пространство Русского Севера включает культурный ландшафт северных монастырей, святые места, являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. Сакральное -

это переосмысленная в свете священной истории вся окружающая природа, духовная жизнь монахов, совершавших молитвенные подвиги; храмы, часовни, кресты, пустыни и их названия - топонимы.

Категория иеротопии, создания сакральных пространств, обоснована сравнительно недавно А. М. Лидовым [1, с. 15]. Термином «иеротопия» обозначаются факты активности по созданию сакрального пространства и область науки, предметом которой являются исследования подобного типа человеческой деятельности. По утверждению А. М. Лидо-ва, иеротопический подход позволил осознать, что перенесение сакральных пространств, создание Новых Иерусалимов и образов Святой Земли было стержнем и важнейшим направлением средневековой духовной жизни [2, с. 6].

Иерусалим - это место, где прошла последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Как считает М. Чхартишвили, «перенос святости Иерусалима на новое место и воссоздание там равносильной сакральной среды объясняется желанием сформировать альтернативный земной очаг, имеющий подобную же святость, чтобы та "притягивала" Небесный Иерусалим» [3, с. 132]. К. Г. Юнг называл «останки древности» архетипами, или первообразами, которые являются типичными видами понимания. По его мнению, «архетипы - не просто имена, и даже не философские понятия. Это частицы самой жизни, образы, которые неразрывно соединены эмоциями с живыми людьми» [4, с. 95].

Исследование архетипов сакрального пространства Русского Севера основано на изучении библейских названий объектов Валаамского и Соловецкого архипелагов. По определению О. А. Лавреновой, «превращение среды в знаковую систему, где в роли знака выступают географические объекты или элементы культурного ландшафта, а в роли означаемого - архетипы, трансцендентные понятия и категории и соответствующие символы, создаёт религиозно-мифологическую, или сакральную, географию. В результате складывается символическое понимание пространства, где определённый локус становится иконой, выражающей на плоскости при помощи топонимов картину мироздания» [5, с. 142].

Ю. М. Лотман считает, что «понятие географического пространства принадлежит к одной из форм пространственного конструирования мира в сознании человека. Возникнув в определённых исторических усло-

виях, оно получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [6, с. 407]. По его мнению, «в средневековой системе мышления сама категория земной жизни оценочна - оно противостоит жизни небесной. Поэтому земля как географическое понятие одновременно воспринимается как место земной жизни (входит в оппозицию "земля - небо") и, следовательно, получает не свойственное современным географическим понятиям религиозно-моральное значение» [6, с. 407].

К сакральной географии островов Соловецкого и Валаамского архипелагов относятся горы: Елеон, Сион, Фавор (о. Валаам); озёра: Святое (Большой Соловецкий о.), Мёртвое Море (о. Валаам); каналы: Кедрон, Иордан (о. Валаам) и другие (рис. 1).

Рассмотрим карту Валаама, на которой две возвышающиеся точки - гора Сион на Западе и гора Фавор на востоке - организуют сакральное пространство, внутри которого расположены объекты с библейскими названиями: гора Елеон, Иосафатова Долина, р. Иордан и др. (рис. 1). Данное пространство занимает центральную часть о. Валаам и является его сакральным текстом, к основным знакам которого относятся библейские названия - топонимы. Они составляют семантические группы различных текстов, привязанных к определённым объектам Валаама.

В Монастырской бухте на горе Фавор расположен центральный комплекс Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. В Большой Никоновской бухте на горе Сион возвышается ансамбль Воскресенского скита с главным храмом - Новым Иерусалимом, который был создан по аналогии с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме. Храм состоит из двух церквей: верхняя - во имя Воскресения Христова и нижняя церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, Пещерный храм, где находится мраморный склеп «Кувуклия» с подобием Гроба Господня [7]. Храм Воскресенского скита построен на месте, где, согласно валаамскому преданию, Андрей Первозванный поставил каменный крест. В монастырских источниках говорится, что появление христианства на Валааме связано с деятельностью святого апостола Андрея Первозванного: «Горы Валаама

благословил лично святым крестом святый Апостол Андрей Первозванный» [8, с. 4]. А. А. Козырева отмечает, что о пребывании апостола Андрея не только в Киевских землях и Новгороде, но и на острове Валаам повествуется в северных новгородских сказаниях [9, с. 66].

Как мы видим на карте Валаама, западную и восточную точки острова, горы Сион и Фавор, соединяет Монастырская дорога, вдоль которой расположены объекты с библейскими названиями (рис. 2). В свою очередь, водные артерии, каналы, делят сакральное пространство на участки различных текстов, сохранивших информацию о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Так, река Иордан (канал), в водах которой, по Библии, произошло крещение Иисуса Христа, отделяет сакральное пространство горы Фавор, где Иисус Христос молился незадолго до своих страданий и преобразился, от сакрального пространства Гефсиман-

ского сада, где он молился «о чаше» перед распятием: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). В память об этом событии устроена в Гефсиманском саду на Валааме часовня «Моление о Чаше» (рис. 1). Поток Кедрон (канал) отделяет от Гефсиманского сада с сакральным пространством горы Елеон, где, по Библии, в сороковой день по воскресении из мёртвых Иисуса Христа произошло его вознесение, от сакрального пространства Нового Иерусалима на горе Сион - Пещерного храма, в котором находится мраморный склеп («Кувуклия») с «подобием Гроба Господня»; Воскресенской церкви, построенной в память о воскресении Иисуса Христа.

Таким образом, на Валааме, за рекой Иордан с одной стороны читаем сакральные тексты: «крещение» и «преображение» Иисуса Христа, с другой - «распятие», «воскресение» и «вознесение» Иисуса Христа (рис. 1, 2).

Рис. 1. Новый Иерусалим на Валааме (Михайлова Л. В. Валаам в географических названиях: топоним. карта. Петрозаводск: Острова, 2012)

Схема: Модели названий Иерусалима на Валааме

Рис. 2. Иеротопия библейских названий на Валааме [10, с. 151]

По определению Ю. М. Лотмана, «семиотическое пространство предстаёт перед нами как многослойное пересечение различных текстов, вместе складывающихся в определённый пласт, со сложными внутренними соотношениями, разной степенью пере-водимости и пространствами непереводимости» [11, с. 30].

В юго-восточной части острова находится гора с библейским названием Кармил. Как известно из Библии, Кармил - это место, где устраивались жертвенники Ваалу: «...теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых... <...> И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас!» (3 Цар. 18:19, 26). На Валааме, на горе Кармил, тоже совершались языческие обряды, что подтверждает происхождение названия о. Валаам от имени языческого бога Ваала.

Топоним Валаам, по версии автора, произошёл от имени языческого бога Ваала. В Библии описывается борьба между Господом Богом и языческим богом Ваалом, т. е. борьба истинной веры с язычеством: «. оставили Господа и стали служить Ваалу и Ас-

тартам» (Суд. 2:16). Ваал называется часто во множественном числе «Ваалы»: «.тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» (Суд. 2:11). В Библии упоминается ряд однокорен-ных с Ваалом слов, это мужские и женские имена: Валла, Валак, Валаам. В Откровении Иоанна Богослова называется пророк Валаам, который ввёл в соблазн «сынов Израиле-вых» в Пергаме и научил их есть «идоло-жертвенное» (Откр. 2:12-14). В географических названиях Царства Иудейского и Израильского встречается также топоним «Ваал»: Ваал-Фегор, Ваал-Перацим, Беф-Ваал-Меон -это языческие места: «. и сказал Давид: Господь разнёс врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим» (2 Цар. 5:20). Ваал - это «восходящая к раннему средневековью гре-цизированная передача библейского "Баал", возникшего из первоначального "Балу". В этой форме имя Балу вошло в европейскую литературу» [12, с. 206].

Вероятно, православные монахи-миссионеры, распространяя христианство, посетили остров на Ладожском озере, где обнаружили языческое капище и дали ему символическое название, по имени бога Ваала,

олицетворяющего всё язычество. В различных монастырских источниках, описывающих дохристианский период Валаама, встречается название острова «Горы», т. е. место поклонения языческим богам, языческое капище. Это Горы Валаама, т. е. посвящённые Ваалам (в Библии «.вслед Ваалам»). Если в единственном числе это «Горы Ваала», то во множественном - «Горы Ваалам», где «-м» является показателем множественного числа. Сравним: Эл, Элоах, Элохим - 'бог'. По определению И. Ш. Шифмана, слово «Элохим» внешне имеет форму множественного числа, но в действительности оно таковым не является, в Ветхом завете оно постоянно согласуется с глаголами в единственном числе. Окончание -м сохранилось в этом слове пережиточно со II тыс. до н. э., когда оно играло роль определённого артикля, ставившегося в конце слова. В I тыс. до н. э. этот артикль исчез, однако именование бога с окончанием -м сохранилось. Аналогичные формы существовали в финикийском и в ам-монитском языках [13].

На острове, очевидно, совершались жертвоприношения различным языческим богам, поэтому монахи дали название языческому капищу по имени бога Ваала во множественном числе - Горы Ваалам, - называя так впоследствии и весь остров. После основания на Валааме монастыря происходит изменение топонима. Остров перестаёт быть местом, где совершались языческие обряды, поэтому слово «Горы» постепенно исчезает из названия, а вторая часть, Ваалам, остаётся как географическое название острова. В самом слове происходят следующие изменения: Ваал - Ваалам - Валам - Валаам.

В 6 км к западу от Валаама находится о. Предтеченский, который издавна населяли иноки. В 1858 г. здесь была поставлена деревянная церковь и основан скит. Предтеча, по Библии, это Святой Иоанн, который крестил Иисуса Христа в р. Иордан. По всему Пред-теченскому острову разбросаны деревянные кельи пустынников, духовным наставником которых был схимонах о. Иоанн. В трудах и молитвенных подвигах он провёл на острове более тридцати лет и получил имя о. Иоанн Предтеченский. Предтеченский остров суров, как и сама жизнь пустынников, посещать которых строго запрещалось. Женщи-

нам был закрыт доступ не только в скит, но даже на сам остров. Мужчины должны были получить благословение настоятеля, чтобы посетить Предтеченский скит.

Библейская лексика Соловков также отражает в топонимах сакральный ландшафт островов: гора Голгофа (гора); Иордан (озеро); Фавор (гора) и др. Центральный комплекс Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря расположен не на горе Фавор, в отличие от Валаама, а на низком берегу бухты Благополучия. Преображение является главным храмовым праздником как Валаамского, так и Соловецкого Спасо-Преображен-ских монастырей. По библейской легенде, преображение Иисуса произошло однажды на горе, где Иисус был со своими учениками и молился, вдруг «. вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. <.> И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:29, 35). Соловецкая гора Фавор с часовней в честь Преображения Господня находится на о. Большая Муксалма, соединённым валунной дамбой через пр. Южные Железные ворота с Большим Соловецким островом.

На Соловках, как и на Валааме, также есть гора Голгофа - на о. Анзер, - по направлению к которой совершают свой крестный путь паломники. По описанию игумена До-сифея, это вулканического происхождения гора, труднодоступная для восхождения: «Среди почти самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится Круглая гора отменной высоты, вулканического вида и чрезвычайно круглая, так что взойти на оную прямо весьма трудно. С вершины её при ясной летней погоде представляются взорам прекрасные виды: неотъемлемое для глаза пространство морских вод, на коих часто при благоприятном ветре носятся с распущенными парусами суда, и на самом острове возвышенные холмы, покрытые зеленеющим лесом, многие озёра, различные по величине с разных мест и даже при подошве самой горы находящиеся, представляют величественную картину» [14, с. 362]. Соловецкое предание рассказывает, что освятил Круглую гору и назвал её Голгофой преподобный Иова Анзерский, в схиме Иисус. Он увидел в келье необыкновенный свет

и в сиянии Пресвятую Богородицу, а с Нею Елеазара Анзерского. Царица Небесная повелела старцу: «Гору сию нареки второй Голгофой, потому что со временем ей придётся много пострадать и стать неисчислимым кладбищем. На вершине горы построй храм во имя Распятия Моего Сына. Я же вовек пребуду в месте сем». С этими словами видение кончилось, но тотчас послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест!» Иеросхимонах Иисус пришёл на гору, освятил её, поставил крест. Позднее здесь был поставлен храм и началось строительство Голгофо-Распятско-го скита. Н. М. Теребихин считает, что связь паломничества с образами Креста и Крестного пути прослеживается в обычае установления обетных крестов богомольцами, идущими в Соловецкий монастырь. Он сравнивает крестный путь соловецких богомольцев с восхождением Спасителя на Голгофу и приходит к выводу, что в соответствии с монастырским обычаем богомольцы за время своего трёхдневного пребывания на Соловках должны были обойти всю святую землю Нового Иерусалима, омыться в водах Святого озера (Иордана), взойти на Голгофу, пройти дорогами соловецких святых и подвижников - основателей семи пустынь, которые в своей «математической» символике запечатлели гармонию Преображённого мира -Обетованной земли Царства Небесного [15, с. 32].

Наиболее распространённым названием ландшафтов северных монастырей является топоним «Святой». Так, о. Старый Валаам был переименован в Святой в память о жившем здесь в пещере преподобном Александре Свирском, которому однажды было видение, и он услышал голос, указавший место, где Александр должен построить новый монастырь. О. А. Лавренова считает, что «символизация пространства, призванная отражать в ландшафте категории Духа, есть изменение качества реального пространства путём проявления в ней иной реальности, мира более высоких измерений - мира идей, эйдосов, архетипов. Символизирование пространства культурой приводит к тому, что не только освящённое жизнью праведника место, но и просто обжитый ландшафт становится мандалой, иконой, священной книгой,

в которой читаются законы мироздания» [5, с. 145]. Название озера Святое на Большом Соловецком острове связано с обрядом освящения его вод и окунанием в нём паломников перед посещением монастыря. По описанию архимандрита Досифея, «Святое озеро содержит в себе воду отменно чистую, на вкус лёгкую и здоровую. Все вообще Соловецкие благоговейные поклонники непременным для себя долгом считают исполнять то издревле заведённое обыкновение, чтобы по прибытии своём на Соловки, не токмо не входить в монастырь, прежде нежели обмоются из сего озера, или совершенно в нём окупаются, не смотря ни на какую погоду, к коему и спешат идти прямо, сошедши с судов» [14, с. 19]. Досифей отмечает, что многие больные после окунания в Святом озере чувствовали облегчение, так как его воды дважды в год освящают погружением Святого креста.

В заключение сформулируем следующие выводы. Иеротопия библейских названий на островах Валаамского и Соловецкого архипелагов наделяет объекты реально существующей природы сакральным смыслом, имеющим для религиозного человека особое значение, и составляет основу сакральных текстов духовной культуры Русского Севера.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Православные монастыри. Путешествие по святым местам. - 2009. - № 3 : Спасо-Преобра-женский Соловецкий монастырь. - С. 11.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Исследование сакральных пространств : материалы междунар. симп. - М., 2004. - С. 1533.

2. Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. - М. : Индрик, 2009. - С. 5-7.

3. Чхартишвили М. «Мцхета как Новый Иерусалим»: Иеротопия «Жития Св. Нино» // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. - М. : Индрик, 2009. -С. 130-132.

4. Юнг К. Г. Человек и его символы. - М. : Серебряные нити, 1997. - 368 с.

5. Лавренова О. А. Культурный ландшафт: от Земли к космосу // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. - 2004. -Т. 2, вып. 2. - С. 140-151.

6. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю. М. Избр. ст. : в 3 т. - Таллин : Александра, 1992. - Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры. - С. 407-412.

7. Воскресенский скит на Валааме и в нём Ку-вуклия с подобием Гроба Господня - СПб. : Изд. Валаам. монастыря, 1915. - 16 с.

8. Валаамское слово о Валаамском монастыре : ист. очерк / сост. Валаам. иером. - СПб. : Тип. А. Траншеля, 1871. - 31 с.

9. Козырева А. А. Тайны крещения Руси. - М. : ОНИКС, 2007. - 384 с.

10. Михайлова Л. В. Валаам: Град Земной - Град Небесный : моногр. - Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2013. - 180 с.

Информация о статье

Дата поступления 16 сентября 2020 г.

Дата принятия в печать 20 апреля 2021 г.

Сведения об авторе

Михайлова Лариса Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия) SPIN-код: 4339-7706

Адрес для корреспонденции: 185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33 E-mail: Larisa.Mihailova@gmail.com

Для цитирования

Михайлова Л. В. Иеротопия библейских названий в сакральном пространстве Русского Севера // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 25-31. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(2). 25-31.

11. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб. : Искусство-СПБ, 2001. - 703 с.

12. Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - Т. 1 : А-К. -720 с.

13. Шифман И. Ш. Во что верили древние евреи? // Атеистические чтения : сб. - М. : Изд-во полит. лит., 1988. - С. 179-187.

14. Досифей (Немчинов). Географическое, историческое и статистическое описание ставро-пигиального первоклассного Соловецкого монастыря. - М. : Университет. тип., 1836. -724 с.

15. Теребихин Н. М. Метафизика Севера. -Архангельск : Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2004. - 271 с.

Article info

Received

September 16, 2020

Accepted April 20, 2021

About the author

Larisa V. Mikhailova - PhD, Associate Professor of the Department of Philosophy and Culturology of the Institute of History, Political and Social Sciences of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)

SPIN-code: 4339-7706

Postal address: 33, Lenina pr., Petrozavodsk, 185910, Russia

E-mail: Larisa.Mihailova@gmail.com For citations

Mikhailova L.V. Hierotopy of the Biblical Names in Sacral Space of Russian North. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 2 (30), pp. 25-31. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2021.8(2).25-31 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.