Научная статья на тему 'Иеромонах Нифонт (Агафонов): путь от социализма до креста'

Иеромонах Нифонт (Агафонов): путь от социализма до креста Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ИЕРОМОНАХ НИФОНТ (АГАФОНОВ) / РЕПРЕССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артемьев Анатолий Викторович

Предметом исследования является следственное дело иеромонаха Нифонта (Агафонова), жившего в г. Пермь в 20-30-е гг. XX в. В процессе анализа документов из фондов Пермского Государственного Архива Новейшей Истории (ПермГАНИ) затрагиваются важные методологические вопросы, связанные с выявлением фальсификаций и свободного от них содержания протоколов допросов обвиняемых в период сталинского «большого террора». Данная статья может служить основой для последующего решения вопроса о канонизации репрессированного священнослужителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иеромонах Нифонт (Агафонов): путь от социализма до креста»

ИЕРОМОНАХ НИФОНТ (АГАФОНОВ): ПУТЬ ОТ СОЦИАЛИЗМА ДО КРЕСТА

Анатолий Викторович Артемьев, г. Пермь, Пермская Духовная Семинария

Аннотация. Предметом исследования является следственное дело иеромонаха Нифонта (Агафонова), жившего в г. Перми в 20-30-е гг. XX в. В процессе анализа документов из фондов Пермского Государственного Архива Новейшей Истории (ПермГАНИ) затрагиваются важные методологические вопросы, связанные с выявлением фальсификаций и свободного от них содержания протоколов допросов обвиняемых в период сталинского «большого террора». Данная статья может служить основой для последующего решения вопроса о канонизации репрессированного священнослужителя.

Ключевые слова: новомученики и исповедники Русской Православной Церкви, иеромонах Нифонт (Агафонов), репрессии.

HIEROMONK NIFONT (AGAFONOV): HIS ROAD FROM SOCIALISM TO THE CROSS

A.V. Artemyev

Perm, Perm orthodox theological Seminary

Abstract. The object of the study is the inquisitional case of hieromonk Nifont (Agafonov) who lived in Perm

in the 1920s-1930s. In the process of analyzing the documents from the funds of Perm State Archive of Recent

History (PermSARH) some important methodological issues are touched upon, such as those connected with the

exposing of falsehoods and the true content of inquisition protocols of defendants during the period of Stalin's

"Great Purge". The article may serve as the basis for future decision to canonize a repressed priest.

Key words: saint new martyrs and confessors of the Russian Orthodox Church, hieromonk Nifont (Agafonov),

repressions

едалеко от Чусовского завода Пермского уезда в местечке под названием ЦЩодище в начале XX века был основан Благовещенский мужской монастырь. Основателем этого монастыря считается игумен Серафим (Кузнецов), получивший благословение на это дело от преосвященного владыки Палладия. Официально монастырь был закрыт властями в 1921 г., но существование монастыря прекратилось только после ареста последнего настоятеля иеромонаха Нифонта (Агафонова) в 1929 г.

Биографические сведения о схиигумене Кирилле (Агафонове) довольно скупы. Источником являются материалы архивно-следственных дел и книга В.И. Костиной «Духовный пламень Бело-

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Артемьев Анатолий Викторович «Иеромонах Нифонт (Агафонов): путь от социализма до креста»

горья». Все, что мы знаем, это то, что схиигумен Кирилл (Николай Павлович Агафонов), 1880 г. рождения, уроженец поселка Пашия, Чусовского района, семи лет был помещен в детский приют Марии Магдалины. В августе 1901 г. Николай был назначен учителем в министерскую школу в Юговский завод. Пел и читал на клиросе в Юговской церкви. В 1901 г. Николай уехал в Петербург и поступил в консерваторию. До Февральской революции жил в Москве и служил артистом в одном из Императорских театров. В 1910 - 1917 гг. - артист и певец Московских, Ленинградских, Казанских театров. Друг Федора Ивановича Шаляпина. В 1917 г. оставил артистическую карьеру и вернулся на родину. Жил в с. Ляды вместе с матерью, просфорницей Сретенской церкви, и сестрой Надеждой и был псаломщиком в церкви. В 1919 -насельник Городищенского монастыря, где нес послушание на клиросе. Впоследствии принял постриг с именем Нифонт. В июле 1920 г. Возведен в сан иеродиакона епископом Пермским и Кунгурским Сильвестром (А. А. Братановский). В 1921 г. он был арестован, но вскоре освобожден и направлен в Введенскую церковь села Окуловка, Оханского уезда. В январе 1923 г. из Введенской церкви иеродиакон Нифонт был переведен на прежнее место службы в Городищенскую Благовещенскую церковь.

В 1924 г. он был возведен в сан иеромонаха и назначен настоятелем Благовещенской церкви.

В ноябре 1929 г. иеромонах Нифонт, иеродиакон Михаил и монах Паисий были арестованы и осуждены на 3 года с отбыванием срока в ВишЛаг ОГПУ.

В 1932 г. после освобождения из Вишлага о. Нифонт был сослан в г. Оханск. Ему удалось устроиться сторожем в церкви Александра Невского, настоятелем которой был Иоанн Окулов.

В 1933 г. о. Нифонта снова начали вызывать на допросы. В 1935 г. к празднику Пасхи епископ Глеб (Покровский) возвел о. Нифонта в сан игумена. Позднее он принял великую схиму с именем Кирилл.

22 июля он был арестован, а 30 августа арестовали и настоятеля церкви о. Иоанна. Оба были расстреляны 22 сентября 1937 г. под Свердловском [4, с. 327, 330 - 333].

Сведения из материалов дела № 8891

19 ноября 1929 года начальнику пермского окротдела ОГПУ Коробицину был подан рапорт, в котором на основании агентурных материалов предлагалось монахов бывшего мужского монастыря под названием «Саламатова гора» Чусовского района, Пермского округа, АГАФОНОВА, ОВЧИННИКОВА и АНДРЕЕВА привлечь к ответственности по статье 58-10 УК, [2, л. 1].

После двух свидетельских показаний 19 ноября 1929 года был выдан ордер № 6 на право производства обыска и ареста вышеуказанных лиц [2, л. 20].

20 ноября 1929 г. в отношении арестованных была избрана мера содержания под стражей Пермском Исправдоме № 1 в связи с тем, что, находясь на свободе, они могут препятствовать дальнейшему расследованию дела. После были опрошены еще 7 свидетелей, некоторые из которых являлись в отношении друг друга родственниками. Все свидетельские показания похожи по структуре и по изложению фактов практически индетичны. Так, рассмотренные свидетельские показания первого свидетеля по существу являются образцом для составления следующих протоколов допроса других свидетелей. Также вызывают подозрения и постранич-

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

ные подписи свидетелей - на многих листах наблюдается явное несоответствие одной и той же подписи.

21 ноября 1929 г. уполномоченным 1-го отделения Пермского Окротдела ОГПУ Ежовым было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемых насельников бывшего Городищенского монастыря. Доказательством вины иеромонаха Нифонта согласно показаниям свидетелей стали слова: «Настали последние времена. В лице коммунистов и Советской власти на землю пришел антихрист, скоро должна быть кончина мира. Жить в миру с проклятыми безбожниками становится совсем невозможно, они над духовенством издеваются, с мужика снимают последнюю рубашку, совсем голодом хотят оставить и по миру пустить» [2, л. 69]. По вопросу проводимой коллективизации отзывается так: «В коммуне-колхозе будет все общее поэтому там не увидишь ни молока ни масла, коммунисты нас туда заманивают, но ходить в эти еретические коммуны не нужно, лучше не соблазняйтесь их заманчивыми расчетами. Вы знаете, что коммунистам верить ни на один грош нельзя, т.к. они всюду способны население обмануть. В этих коммунах голодом мужики насидятся и по миру с мешками пойдут <...> Честные труженики будут обрабатывать всех лодырей коммунистов, они ведь только на вас и надеются. Вступать в коммуны нужно только тогда когда узнаешь, что там не будут обдирать налогами, будут Бога почитать и заживется хорошо» [2, л. 69].

Из материалов заключительного постановления от 22 ноября 1929 г. следует:

опрошенные обвиняемые на предъявленное им объявление виновными себя не признали и пояснили:

АГАФОНОВ НИФОНТ ПАВЛОВИЧ: «Раньше т.е. до моей артистической деятельности я занимался теоретико-познавательными вопросами К. Маркса и Ленина, теперь я этими вопросами не занимаюсь, интересуюсь больше всего работой безбожников. С амвона произношу проповеди на евангельские темы, в которых упоминаю о пришествии антихриста на землю как об обязательном явлении» [2, л. 70].

После этого следственное дело согласно приказу ОГПУ за № 172 от 1924 г. направляется на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ, и 3 января 1930 г. коллегия ОГПУ постановила всех трех обвиняемых заключить в концлагерь Вишлаг, г. Красновищерск, сроком на три года, считая срок с 20 ноября 1929 г. [2, л. 73].

В 1932 году Коллегия ОГПУ сократила срок заключения иеромонаху Нифонту на 6 месяцев и по отбытии срока разрешила ему свободное проживание на территории СССР [2, л. 74].

Сведения из материалов дела № 6961

5 августа 1937 г. в городе Свердловске было начато громкое дело по обвинению Агафонова Нифонта Павловича, Пьянкова Всеволода Егоровича и других по статье 58-10, 11 УК. Они обвинялись в организации фашистской банды церковников, где фигурировало до 37 человек, включая митрополитов и епископов. Согласно обвинительному заключению в Оханское Райотделение НКВД поступили сведения о том, что группа церковников ведет активную контрреволюционную деятельность, заключающуюся в пораженческой пропаганде, террористических высказываниях, в совершении вредительских актов, поджогов и распространении контрреволюционной литературы. На основании этого РО НКВД были арестованы церковники: Агафонов, Пьянков, Окулов и другие в количестве 7 человек и привлечены по делу в качестве

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Артемьев Анатолий Викторович «Иеромонах Нифонт (Агафонов): путь от социализма до креста»

обвиняемых. Произведенным расследованием было установлено, что группа церковников Оханского района, руководимая бывшим монахом Агафоновым и священником Пьянковым, связанная с Уральским повстанческим штабом через епископа Савельева Петра и епископа Глеба Покровского, вела активную контрреволюционную деятельность. Пьянков, будучи завербованным в контрреволюционную повстанческую организацию, произвел ряд вербовок. Эти мероприятия осуществлял и монах Агафонов. Одновременно Агафонов, Пьянков и др. члены организации, привлеченные по делу, распространяли черносотенную литературу (протоколы сионских мудрецов) и призывали к восстанию. Все перечисленные являются активными членами контрреволюционной повстанческой организации. Будучи допрошенные с предъявлением настоящего обвинения, виновными себя не признали. Имеющимися в деле материалами и свидетельскими показаниями предъявленное обвинение названным вполне доказано, а поэтому следственное дело направляется на рассмотрение тройки УНКВД по Свердловской области [3, л. 137, 140].

Итогом всего этого стала выписка из протокола тройки УНКВД Свердловской области 13 сентября 1937 года с постановлением Агафонова Нифонта Павловича расстрелять, а лично принадлежащее имущество конфисковать. Приговор был приведен в исполнение 22 сентября 1937 г. [3, л. 144, 151].

27 декабря 1954 г. сестра иеромонаха Нифонта Надежда Агафонова обратилась к областному прокурору г. Молотова с просьбой выяснения ареста и ссылки брата, а также его местонахождения. Вследствии этого прокуратура Молотовской области начала проверку в марте 1955 г. законности осуждения лиц, проходящих по делу в части их принадлежности к к/р повстанческой организации. По результатам этой проверки стало известно, что Агафонов, Пьянков, Окулов и другие были арестованы Оханским РО НКВД без вынесения постановления на арест в период с 5 по 30 августа 1937 г. Принадлежность их к к/р организации и проводимая ими антисоветская деятельность не подтвердились. Постановлением Президиума Молотовского областного суда 27 марта 1956 года решение «тройки» УНКВД Свердловской области в отношении Агафонова Нифонта и других отменить и дело производством прекратить [3, л. 350, 360]. 1 августа 1956 года родственникам иеромонаха Нифонта было выдано свидетельство о смерти, в котором было указано, что он умер 21 декабря 1940 г. от саркомы.

В настоящее время можно уверенно говорить о абсолютной фальсификации дела о церковниках органами НКВД. В материалах следствия, которое велось по просьбам родственников репрессированных священников, есть показания бывшего сотрудника Пермского горотдела НКВД Ветошева, из которых видно, что следствие по делу церковников велось незаконными методами. Лично им был написан протокол допроса одного из обвиняемых под диктовку Мозжерина - заместителя начальника НКВД. Допрос был составлен без присутствия обвиняемого и был подписан им уже в вагонзаке при отправке в Свердловск. Также доказано, что свидетельские показания священника Калина Конона Васильевича от 16 августа 1937 г., где содержатся слова обвинения в антисоветской деятельности в адрес Агафонова, составленные бывшим начальником Оханского ГО НКВД Макаровым, также сфабрикованы [3, л. 298, 300].

На сегодняшний день достоверно известно о деятельности Мозжерина в Перми. Это и диверсии на Камском мосту, и огромное количество дел с подложными документами или вообще без доказательств, но тем не менее все обвиняемые пригово-

№ 1, 2017 (2)

рены к высшей мере наказания. Дело иеромонаха Агафонова - это только первая ниточка, за которую потянули следователи в 50-х гг., распутывая клубок дел по фактам злоупотреблений в ходе процессов 1937-1938 гг. [1]. И хотя многие были привлечены к ответственности и к высшей мере наказания, но в том же 1942 г. просьба с рассмотрением правомерности осуждения иеромонаха Нифонта была отклонена. Лишь в 1956 году власть смогла признаться родственникам репрессированных в своих страшных ошибках, утаив при этом долю правды. 13 сентября 1989 г. вышло заключение в отношении иеромонаха Нифонта, согласно которому он подпадает под действие статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» [2, Л. 77].

Сестра иеромонаха Нифонта, как и многие другие, не узнали о расстрельном приговоре осужденных, и лишь только их внукам в 1991 впервые был предоставлен доступ ко всей правде. Они же и подвели итог всей этой драмы, тянувшейся более полувека. Один из внуков осужденных оставил красноречивую запись на последних листах этого дела: «Считаю, что моя мать была обманута органами КГБ, которые за смерть мужа, моральный ничем невосполнимый ущерб, нанесенный ей и ее детям, откупились смехотворной суммой». Ответом этому было лишь молчание, и дело было закрыто.

Библиографический список:

1. Дегтярева М., Дегтярева Н. «Пусть меня расстреляют.» Следственные дела 1937 года в Пермских архивах // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pravoslavie.ru/58976.html (дата обращения: 11.04.2017)

2. Пермский государственный архив новейшей истории (ПермГАНИ). Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8891.

3. ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 6961.

4. Костина В.А. Духовный пламень Белогорья. Судьбы духовенства и монашества Земли Пермской XIX - XX вв. - Пермь, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.