Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/69PSMN217.pdf Статья опубликована 17.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Мохова С.Ю. Иерархия в системе жизненных целей у представителей X, Y и Z-поколений // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/69PSMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9
Мохова Светлана Юрьевна
ВГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», Россия, Чита1 Зав. кафедрой «Теоретической и прикладной психологии»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Иерархия в системе жизненных целей у представителей X, Y и Z-поколений
Аннотация. В основу исследования положена идея выявления возрастных особенностей в иерархии системы жизненных целей у разных поколений. Автор статьи приводит анализ результатов эмпирического исследования иерархии в системе жизненных целей у X, Y, Z поколений, полученных по методике «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина. В статье описывается иерархия в системе жизненных целей и жизненных сфер у представителей каждого поколения, показываются приоритетные жизненные сферы и ценности в сравнении ранговых предпочтений каждого из трех поколений. Статья содержит материалы, актуализирующие проблему возрастных особенностей и культурно-исторических событий, опосредующих развитие иерархии ценностных ориентаций и жизненных сфер каждого поколения.
Выводы статьи аргументируются рисунками, наглядно отражающими сходство и различие у трех поколений в приоритетах жизненных сфер, показатели которых измеряет опросник И.Г. Сенина. Показана приоритетность общественной и семейной жизни у поколения Y, увлечений и общественной жизни у поколения X и слабая дифференциация названных сфер у поколения Z. Пока нет объяснений для последних ранговых мест обучению и образованию, профессиональной жизни у всех трех поколений.
Был обнаружен конфликт в иерархии системы ценностей поколения X. У поколения Y приоритетными являются активные социальные контакты, собственный престиж и креативность. Плохо дифференцированными оказались жизненные цели у поколения Z, что свойственно для возрастных особенностей названной группы.
Ключевые слова: возраст; поколение; культурно-историческая концепция; культурно-историческая психология; система ценностей; жизненные цели; сферы жизни
С середины XX столетия изменения во всех сферах жизни общества и человека происходят настолько стремительно, что каждое новое поколение имеет иные условия
1 672000, Россия, Чита, ул. Бабушкина, дом 129, а. 508
развития, чем предыдущее. Это качественное своеобразие условий жизни современного общества учтено в созданной американскими учеными Нейл Хоув и Вильям Штраус классификации поколений X («Икс») (1963-1984 гг.), Y («Игрек») (1984-2000 гг.), Z («Зэд») (с 2000 г. по настоящее время). За этот период (1963 по настоящее время) принцип действия технических устройств изменялся несколько раз и в своей эволюции от ламповых, затем транзисторных технологий перешел к нанотехнологиям. Последнее сказалось на условиях поиска, накопления и хранения информации, приёмах и техниках проведения научных исследований, инженерных изысканий в области конструирования и организации производства моделей технических устройств человеком.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского орудие и знак выступают медиаторами развития высших психических функций [2]. И сегодня ни для кого не секрет, что психика человека информационного общества с его клиповым сознанием организована несколько иначе, чем человека в традиционном обществе.
Одним из базовых направлений исследований современной психологии было и остается изучение иерархии в системе ценностей, ценностных ориентаций, которые каждый человек, референтная группа определяют как иерархию норм, в соответствии с которой нужно жить. При этом моральные нормы общества не задают такие ценностные ориентации как любознательность, эрудиция, общение. Определение ценностных ориентаций, как формы включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта, данное В.Г. Алексеевой, считается общепринятым [1, 64; 5, 21].
Систему ценностных ориентаций личности М.С. Яницкий предложил рассматривать как подсистему более широкой системы, имеющей сложный и многоуровневый характер. При этом он акцентирует, что принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций [5, 32].
Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности обобщены в работе М.С. Яницкого, А.В. Серого [6].
Система ценностных ориентаций, представленная как атрибут сознания и регулятор поведения личности, выполняет множество функций: включает общественные ценности в механизм деятельности и поведения личности; опосредует разрешение борьбы мотивов нравственного и утилитарного характера; регулирует проявления активности волевых, мыслительных познавательных процессов; направляет и корректирует процесс целеполагания, определяет «вектор» развития личности и жизненную перспективу; обеспечивает личности обнаружение группы, имеющей с ней «ценностно-ориентационное единство» с точки зрения совпадения в ней позиций и оценок [5].
Современная психология не оспаривает тот факт, что система ценностных ориентаций личности является динамической, детерминирована процессами индивидуального развития, которые, в свою очередь, не свободны от культурно-исторических влияний.
Цель: изучить некоторые аспекты в динамической системе жизненных целей у представителей поколений X («Икс») (1963-1984 гг.), Y («Игрек») (1984-2000 гг.), Z («Зэд») (с 2000 г. по настоящее время) методом вертикальных срезов.
Методом получения эмпирических данных был выбран метод стандартизированных самоотчетов. Для изучения особенностей иерархии в системе ценностей личности был выбран опросник «Терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина. Опросник Сенина позволяет оценить выраженность восьми терминальных ценностей (жизненных целей): собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной
Мир Науки
Мир Науки
индивидуальности), а также их представленность в различных сферах жизни (профессиональная деятельность, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения. Результаты теста выражаются в виде индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер [4].
В эмпирическом исследовании особенностей иерархии терминальных ценностей у представителей различных поколений принимали участие 64 человека. Сбор данных проводился в течение 2015 года. Каждое поколение было представлено следующим числом респондентов - по 20 человек в подгруппах X и Ъ поколений, и 24 человека в группе поколения У. Поколение - X представили офисные работники 36-49 лет (1970-1984 гг. рождения); У-поколение - студенты очного отделения 1994-1995 года рождения; поколение Ъ - подростки 8 класса 2000-2001 годов рождения. Участники исследования проживают в регионе осложненных условий жизненной среды [3].
Обсуждение результатов психологического исследования, представителей разных поколений по методике «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина2.
Данные психодиагностического исследования каждого участника были преобразованы таким образом, что ценность в предусмотренной И.Г. Сениным системе жизненных целей отдельного участника получила свое ранговое значение. Иерархия системы жизненных целей в конечном итоге представляла последовательность рангов ценностей от самой значимой (1 ранг) до получившей последнее место в иерархии (8 ранг). По жизненным сферам были присвоены ранги от 1 до 5.
Анализ результатов Х-поколения по всем шкалам опросника показывает, что выделяются яркие две группы ценностей. В первую вошли жизненные цели по шкалам «высокое материальное положение», «сохранение собственной индивидуальности», «собственный престиж», «креативность». Во вторую группу жизненных целей вошли две подгруппы шкал. Первая подгруппа включила шкалы: «активные социальные контакты», «развитие себя». Вторую подгруппу ценностей, занявших последние места в ранжировании, вошли: «духовное удовлетворение», «достижения» (рис. 1, здесь и далее рисунки автора).
1,5
щ
н о о н и ев В"
<и Ч В о И ев
0,5
2
Собственный престиж Креативность Развитие себя
4 „ 5 Ранги
6
7
8
•Высокое материальное положение •Активные соц.контакты ■Достижения
Рисунок 1. Кумулятивные кривые частостейрангов по шкалам терминальных ценностей опросника И.Г. Сенина у поколения X (составлено автором)
2 Автор выражает благодарность за эмпирические данные собранные Н.Ф. Портнягиной и предоставленные автору статьи для математико-статистической обработки, интерпретации и выводов по исследованию.
1
0
3
Представители поколения X стремятся к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Жизненные цели в признании, уважении, одобрении со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц плохо согласуются со стремлением избегать стереотипов и искать разнообразие в своей жизни. Сохранение неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремление как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций противостоит стремлению поиска оценки и признания со стороны других.
Внутри такой иерархии терминальных ценностей очевидно еще одно внутрисистемное противоречие. С одной стороны, выступает желание сохранить собственную индивидуальность, быть креативным, а, с другой, - снижением ценности достижений и духовного удовлетворения (рис. 1). Можно предположить, что внутреннее противоречие является ничем иным как механизмом защиты против осознания значения жизненных целей достижения и духовного удовлетворения.
Мир Науки
1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
2 Ранги
■Профессиональная жизнь ■Семейная жизнь Увлечения
4
Обучение и образование •Общественная жизнь
1
3
5
Рисунок 2. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкалам жизненных сфер опросника
И.Г. Сенина у поколения X. (составлено автором)
Жизненные сферы поколения Х также четко группируются вокруг двух полюсов приоритетных сфер: «увлечений» и «общественной жизни» (рис. 2). Центральное положение занимает семейная жизнь, а профессиональная жизнь и обучение отодвинуты на последние места.
Таким образом, поколение X, по всей вероятности, сохраняет свою собственную индивидуальность, проявляет креативность в сфере увлечений и общественной жизни, вытесняя на последние ранговые позиции сферу обучения и образования, где достижения и духовное удовлетворение также не находят своего субъективного удовлетворения от результата.
Поколение У не так категорично в своей иерархии, проявляет некоторую пластичность в профилактике внутрисистемного конфликта жизненных целей. Так же, как и у поколения X, у поколения У накопление частостей по шкале «духовное удовлетворение» сдвигается в сторону более высоких значений рангов (рис. 3). По шкалам «достижения», «развитие себя», «высокое материальное положение», «сохранение собственной индивидуальности» нет видимых различий в накоплении частостей. По всей вероятности, эта группа ценностей только в содружестве обеспечивает целостность отношения и регуляции в достижении поставленных целей. Приоритетными являются активные социальные контакты, собственный престиж и
Мир Науки
креативность. Последние, можно предположить, выступают авангардом активации центральной группы жизненных целей поколения У.
1,5
<и н о о
H о ев В"
и
ч в о
а
ев
S3
0,5
"I-—I-—I-—I-—I-—I-—I-—I--Г-'-1-1-1-1-1-1-1-1-г
2 3 4 5 6 7 8
Ранги
Собственный престиж Креативность Развитие себя Духовное удовлетворение
•Высокое материальное положение ■Активные соц.контакты Достижения
Сохранение собственной индивидуальности
Рисунок 3. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкалам терминальных ценностей опросника И.Г. Сенина у поколения Y (составлено автором)
В иерархии терминальных ценностей по жизненным сферам последовательность рангов по каждой шкале у поколения Y такая же, что и у поколения X (рис. 2, рис. 4). Выделяется отсутствие группирования жизненных сфер. Выстраивается четкая иерархическая система. Предпочитается общественная жизнь, затем семейная жизнь. Вслед за ними выбираются увлечения, профессиональная жизнь и обучение.
Для поколения Y приоритетной является общественная жизнь и такие терминальные ценности как активные социальные контакты, собственный престиж и семейная жизнь.
1,2
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
2
3
45
Ранги
6
7
8
Профессиональная жизнь Семейная жизнь Увлечения
Обучение и образование •Общественная жизнь
Рисунок 4. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкалам жизненных сфер опросника
И.Г. Сенина у поколения Y (составлено автором)
1
0
1
9
Мир Науки
Такая иерархия в системе ценностей у поколения Y значительно отличается от иерархии в системе ценностей поколения X, для которого общественная жизнь и увлечения не дифференцируются, а сохранение собственной индивидуальности и креативность группируются с жизненными целями высокого материального положения и собственного престижа. Для поколения Y характерно субъективное предпочтение единства: стремлений к независимости от других людей; заинтересованности в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности; тщательного планирования своей жизни, конкретизации целей на каждом ее этапе и мнения, что главное - добиться этих целей; развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки на основе достигнутого высокого уровня благосостояния.
1,5
о н о о н и св
В" щ
3 0,5
о И ев
1
2
Собственный престиж Креативность Развитие себя Духовное удовлетворение
3 4
ранги
5
6
7
8
•Высокое материальное положение •Активные соц.контакты •Достижения
Сохранение собственной индивидуальности
Рисунок 5. Кумулятивные кривые частостейрангов по шкалам терминальных ценностей опросника И.Г. Сенинау поколения 2 (составлено автором)
У поколения Z (группа подростков 13-14 лет) ценностные ориентации в силу возрастной динамики развития только начинают дифференцироваться. Особняком, на последнем месте стоит жизненная цель «развитие себя» (рис. 5). Стремление к самосовершенствованию подростки ставят на последнее место. По шкалам «креативность», «активные социальные контакты» и «собственный престиж» накопление частостей идет чуть быстрее, чем по другим.
1,2
<и н о о н и
а
В"
0,6
§ 0,4
о
И
а0,2
£
1
2
•Профессиональная жизнь •Общественная жизнь
3
Ранги 3
■^—Обучение и образование Увлечения
45 ^Семейная жизнь
Рисунок 6. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкалам жизненных сфер опросника
И.Г. Сенина у поколения 2 (составлено автором)
1
0
1
0
Приоритетное первое место у подростков поколения Z занимает сфера семейной жизни (рис 6). Наблюдается устойчивое игнорирование сфер профессиональной жизни и обучения и образования у всех трех поколений.
Сопоставление приоритетности в иерархии системы ценностей у каждого из трех поколений показало, что поколение Y выбирает приоритетными жизненные цели «собственный престиж» и «активные социальные контакты» (рис. 7, рис. 10), поколение X предпочитает «высокое материальное положение» и «сохранение собственной индивидуальности» (рис. 14). Поколение Z отличается выбором ценностей в духовном удовлетворении, которой отдает первое место в иерархической системе (рис. 13), и тем, что ставит на последнее место «развитие себя» (рис. 11) в сравнении с поколениями X и Y. Представляет интерес такая шкала как «креативность». Все поколения отдают ей одинаковые ранговые места (рис. 9).
Мир Науки
Рисунок 7. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «собственный престиж» у трех поколений (составлено автором)
Рисунок 8. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «высокое материальное положение» у трех поколений (составлено автором)
1,2 1 15 0,8
Н 0,8 Y
3 ? 0,4 Y
X Y
0,2 - - Z
—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i 1 2 3 4 5 6 7 8 ранги
0
Рисунок 9. Кумулятивные кривые
частостей рангов по шкале «креативность» у трех поколений (составлено автором)
Рисунок 10. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «активные социальные контакты» у трех поколений (составлено автором)
Мир Науки
Рисунок 11. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «развитие себя» у трех поколений (составлено автором)
Рисунок 12. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «достижения» у трех поколений (составлено автором)
Рисунок 13. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «духовное удовлетворение» у трех поколений (составлено автором)
Рисунок 14. Кумулятивные кривые частостей рангов по шкале «сохранение собственной индивидуальности» у трех поколений (составлено автором)
Как уже было отмечено профессиональная жизнь и образование у всех трех поколений занимают последние места в системной иерархии. При сопоставлении результатов на сводных диаграммах кумулятивных кривых частостей рангов у каждого из трех поколений кривые практически сливаются, что говорит об отсутствии различий в расстановке приоритетов по названным жизненным сферам.
Рисунок 15. Кумулятивные кривые частостей рангов жизненной сферы «семейная жизнь» у трех поколений (составлено автором)
Рисунок 16. Кумулятивные кривые частостей рангов жизненной сферы «увлечения» у трех поколений (составлено автором)
Мир Науки
Предпочтение увлечений и низкие ранговые значения семейной жизни у поколения X в сравнении с поколением У, Ъ очевидны (рис. 15, 16).
Рисунок 17. Кумулятивные кривые частостей рангов жизненной сферы «общественная жизнь» у трех поколений (составлено автором)
Для поколения Z выбор значимой жизненной цели в духовном удовлетворении (выборе цели морального удовлетворения во всех сферах своей жизни, цели выполнения того, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение) гармонично сочетается с последними ранговыми местами общественной жизни на фоне поколений X, Y (рис. 17).
Выводы
1. Каждое поколение имеет свою иерархию в системе жизненных целей.
2. Приоритетные жизненные цели находят объяснение в рамках положений возрастной психологии.
3. Креативность как регулятор поведения имеет равное ценностное значение для всех поколений.
4. Жизненные сферы обучения и образования, профессиональной жизни у всех поколений занимают последние позиции. Объяснение данного факта требует дополнительного исследования с точки зрения факторов культурно-исторической динамики общества.
5. Учитывая, что исследования проводилось в группах представителей поколений, проживающих в осложненных условиях жизненной среды, иерархия в системе жизненных целей выполняет компенсаторную, защитную функцию психики и организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - С. 63-70.
2. Выготский Л.С. Психология - М.: Апрель Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Сараева Н.М., Суханов А.А., Ишмухаметов Р.Р., Мысникова Э.А., Гвоздев В.А. Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография / под научной ред. Н.М. Сараевой. - Чита: ЗабГУ, 2014. - 344 с.
4. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 19 с.
5. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система -Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
6. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №2 (19-1). С. 82-97.
Мир Науки
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Mokhova Svetlana Yur'evna
Transbaikal state university, Russia, Chita E-mail: [email protected]
Hierarchy in Purpose-in-life system of the Generations X, Y, Z
Abstract. The research design stems from the idea to reveal age specific features within value system hierarchy of different generations. The author presents the analysis of empirical research findings on hierarchy in purpose-in-life system of the generations X, Y, Z gathered by the procedure of I. Senin's "Questionnaire of terminal value". The paper describes the hierarchy in purpose-in-life system and life spheres of a representative from an each generation, argues prior life spheres and values in compared ranged preferences of each representative from three generations. The paper contains materials actualizing problem of age peculiarities and cultural-historical event factors that determine development of value orientation hierarchy and life sphere of every generation.
Keywords: age; generation; cultural-historical conception; cultural-historical psychology; value system; purpose-in-life; life sphere