Научная статья на тему 'Иерархическое дерево свойств в оценивании'

Иерархическое дерево свойств в оценивании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
231
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MATHCAD / MATLAB / SCILAB / EXCEL / ВРЕМЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФРАКТАЛ / МАТЕМАТИКА / ФИЗИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гибадуллин Артур Амирзянович

В статье исследуется реализация вычислительными средствами и использование квалиметрических методов в оценке уровня подготовки студентов, обучающихся в образовательной организации высшего образования. Как правило, математическая модель комплексной оценки представляется в виде иерархического дерева свойств качества оцениваемого объекта, что позволяет учесть множество параметров от элементарных до наиболее общих. В результате мы получаем наиболее полную и адекватную меру качества всего оцениваемого нами объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иерархическое дерево свойств в оценивании»

Литература

1. ISO DIS 9241-11 Эргономические требования к офисной работе визуальными терминалами (VDTs) - Часть 11. [Электронный ресурс]: Библиотека стандартов. Режим доступа: http://it-gost.ru/content/view/18/44/ (дата обращения: 28.12.2016).

2. Юзабилити. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B B%D0%B8%D1%82%D0%B8/ (дата обращения: 28.12.2016).

3. Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном. [Электронный ресурс]: Хабрахабр. Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/webprofessionals/blog/132564/ (дата обращения: 28.12.2016).

4. Введение в юзабилити. [Электронный ресурс]: Профессиональная соцсеть для IT-специалистов Rootfront. Режим доступа: http://www.rootfront.com/article/26681/2011 -01-20/vvedenie-v-juzabiliti/ (дата обращения: 04.01.2017).

5. Юзабилити сайта. [Электронный ресурс]: Энциклопедия поискового продвижения Ingate. Режим доступа: http://www.sembook.ru/book/povyshenie-konversii-sayta/yuzabiliti-sayta/ (дата обращения: 04.01.2017).

6. Нильсен Якоб, Лоранжер Хоа. Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов. М.: Вильямс, 2009. 376 с.

7. Круг Стив. Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга. М.: Питер, 2010. 208 с.

8. Круг Стив. Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга. М.: Питер, 2010. 208 с.

ИЕРАРХИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО СВОЙСТВ В ОЦЕНИВАНИИ

Гибадуллин А. А.

Гибадуллин Артур Амирзянович / Gibadullin Artur Amirzyanovich - студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье исследуется реализация вычислительными средствами и использование квалиметрических методов в оценке уровня подготовки студентов, обучающихся в образовательной организации высшего образования. Как правило, математическая модель комплексной оценки представляется в виде иерархического дерева свойств качества оцениваемого объекта, что позволяет учесть множество параметров - от элементарных до наиболее общих. В результате мы получаем наиболее полную и адекватную меру качества всего оцениваемого нами объекта. Ключевые слова: программное обеспечение, Mathcad, Matlab, Scilab, Excel, временное пространство, фрактал, математика, физика.

Методы квалиметрии применяются в образовании, так как одна из составляющих образовательного процесса заключается в оценивании уровня подготовки обучающихся. При расчете всех параметров и их значений используется модель иерархического дерева свойств качества. Древовидный алгоритм подходит для технической реализации получения оценки с помощью математических программ [1]. Он был применен при проверке инженерных задач по физике и механике [2]. Повсеместное внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий позволяет автоматизировать оценивание результатов обучения [3]. Время может включаться как одна из составляющих оценивания. Поскольку речь идет о множестве

| 13 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2 (13). 2017

отличающихся друг от друга объектов оценивания, то в таких случаях следует использовать временные пространства [5]. Они подходят для получения многомерной оценки, при которой учитывается весомость параметров и их совокупностей [6].

Они годятся для использования не только в образовании, но и в оценке научно-исследовательской деятельности [7], также при составлении различных рейтингов [10]. Причем введение временной составляющей позволяет делать отображение результатов с помощью анимации [8]. Основная их идея - это расщепление пространства на одномерные направленные составляющие [9]. Предполагается, что они связаны с неопределенностями и квантовыми особенностями пространства [4]. В итоге мы приходим к модели надреальности, надпространства или Суперверса [11]. На них построена специальная физика времени, имеющая важное значение для физико-математических наук [12], [13].

При построении иерархического дерева свойств качества обнаруживаются фрактальные закономерности [14]. Дело в том, что оно способно иметь неограниченное количество ветвлений и уровней. Таким образом, модель иерархического дерева с учетом временной составляющей подходит для оценивания и его реализации техническими средствами.

Литература

1. Гибадуллин А. А. Mathcad и графическое решение уравнений // Современные инновации, 2016. № 11 (13). С. 56-57.

2. Гибадуллин А. А. Mathcad на уроках физики // Современные инновации, 2016. № 11 (13). С. 57-58.

3. Гибадуллин А. А. Использование компьютерных технологий в обучении математике // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2015. № 11 (113). С. 91-93.

4. Гибадуллин А. А. Квантовая решетка в многовременном пространстве // European research, 2016. № 8 (19). С. 17-18.

5. Гибадуллин А. А. Материя и взаимодействие во временных пространствах // International scientific review, 2016. № 11 (21). С. 8-9.

6. Гибадуллин А. А. Многомерное временное пространство // International scientific review , 2016. № 6 (16). С. 9-11.

7. Гибадуллин А. А. Науковедение и наукометрия, оценка вклада в науку по образцу // International scientific review, 2016. № 12 (22). С. 7-8.

8. Гибадуллин А. А. Применение анимации в Mathcad для временного отображения // International Scientific Review, 2016. № 20 (30). С. 39-40.

9. Гибадуллин А. А. Разложение пространства по временам - идея, породившая временные пространства // European research, 2016. № 4 (15). С. 17-18.

10. Гибадуллин А. А. Рейтинговая система оценивания в педагогике // Научные исследования, 2016. № 10 (11). С. 90-91.

11. Гибадуллин А. А . Суперверс и субквантовая механика в многовременной теории // International scientific review, 2016. № 8 (18). С. 10-11.

12. Гибадуллин А. А. Физика времени и ее объединяющая роль // International scientific review, 2016. № 5 (15). С. 10-11.

13. Гибадуллин А. А. Физика времени и теория всего // European research, 2015. № 10 (11). С. 14-15.

14. Гибадуллин А. А. Фрактальные деревья и их использование в компьютерной графике // Научные исследования, 2016. № 1 (2). С. 10-11.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2 (13). 2017 | 14 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.