РЕЦЕНЗИИ
«ИДУЩИЕ СО ЗВЕЗДАМИ» - ОДА АМЕРИКАНСКОЙ ЖЕНЩИНЕ1
Романова А. П.
Романова Анна Петровна, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева 20а.
Эл. Почта: [email protected]
Рецензия на монографию: Якушенкова О.С. Женщина на американском
фронтире. Астрахань: Издатель Роман Сорокин, 2012. 220с.
«Опять женщины, опять гендерные проблемы», - скажет читатель, кинув беглый взгляд на цветную яркую обложку книги, - и вообще, какое нам дело до того, что творилось с женщинами в Америке уже больше чем как минимум полторы сотни лет тому назад. И будет неправ. На самом деле, читая об американских женщинах, белых и индианках, не только боровшихся за свое выживание, но и пытающихся соединить и каким-то образом примирить два враждующих мира - индейцев и белых, мы можем многое понять как в истории американского фронтира, так и в собственном обществе. Казалось бы, где мы, а где американский фронтир. Но фронтир это не только чисто американский феномен, хотя и сам термин появился в американской науке (Ф. Тернер), и львиная доля исследований по фронтиру принадлежит американцам. Тем не менее фронтир как место, идеология, философия, образ жизни, в конце концов как мифологема существует и в Мексике, Австралии, Сибири, на Кавказе и Украине. Причем в отличие от США, где фронтир - это уже история, в некоторых точках планеты он становится весьма проблемным настоящим.
Казалось бы, фронтир - это «территория борьбы», сугубо мужское пространство, где фронтирмэн, исходя из самой этимологии понятия, -мужчина. Однако книга молодого ученого Оксаны Сергеевны Якушенковой заставляет нас по- новому взглянуть на «мужские игры».
Монография «Женщина на американском фронтире» посвящена малоисследованному в отечественной науке феномену. Сама концепция фронтира начала разрабатываться в нашей науке достаточно поздно, после перестройки, а роль женщины, как транслятора культурного фронтирного диалога рассматривается вообще впервые. Почему так важна и интересна эта тематика? На таком «мужском» и одновременно знаковом для американской маскулинной культуры пространстве роль женщины, казалось бы, вторична. Но если понимать фронтир как пространство диалога, то именно женщина, как хранитель домашнего очага и носительница семейных традиций,
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №14-03-00414 «Межкультурные коммуникации в условиях гетеротопии фронтира».
выполняет там весьма важные функции.
Монография структурирована четко и логично: три ее главы последовательно раскрывают для отечественного читателя доселе малознакомую проблематику. Первая глава вводит нас в мир фронтира, объясняя попутно кто, где и когда, в том числе и в нашей стране, занимался его исследованиями. Но даже в этой аналитической, информативной главе автор представляет свое видение фронтира через призму оппозиции «Свои/Чужие», формулируя его основные характеристики: локус, темпоральность, экономика, modus vivendi (Якушенкова, 2012а, c.38). Автор рассматривает фронтир не столько как географическую территорию, как поле битвы, но скорее как пространство культурного диалога между индейцами и белыми американцами, между американцами и французами, американцами и испанцами и т.д. Автор предлагает свою типологию этапов фронтира: предфронтир или ранний фронтир, фронтир и постфронтир ( Якушенкова, 2012а, с.66).
Вторая глава посвящена роли белой женщины во фронтирной истории. Они, попадая в плен (Мэри Роуландсон) или в более поздний период занимаясь вместе со своими мужьями миссионерской деятельностью (Гариэтт Ньюэлл, Нарцисса Уитмен, Элиза Сполдинг), подвергаясь всевозможным тяготам и опасностям, рискуя жизнью наравне с мужчинами становились трансляторами своей культуры в индейское общество. Автор справедливо учитывает двусторонность процесса трансляции (Якушенкова, 2009, с. 35).
Обладая гораздо меньшими институциональными возможностями, женщины (Донна Ла Туле, «Алиса Покер», Шарлотта Паркхерст) тем не менее, находили свое место на фронтире, подчас занимаясь мужским делом и зачастую меняя его гендерную парадигму. (Якушенкова, 2012а, с. 93) Их биографии хорошо ложатся в сценарий классического вестерна. Со временем, к XIX в. белые женщины, приобретая новые профессии и борясь за свои права, становятся все более неотъемлемой частью фронтира. (Якушенкова, 2012а, с.100).
Третья глава посвящена индианкам и их роли в межкультурном диалоге на фронтире. Надо отдать должное автору, она поставила перед собой весьма непростую задачу, поскольку даже в американских исследованиях эта тема комплексно до конца не разработана. Автор абсолютно справедливо замечает, что в целом индейская женщина имела достаточно высокий, как экономический, так и сакральный статус в своем обществе, что отличало ее от белой американки. Выходя замуж за белого переселенца, чаще всего траппера, она становилась «культуртрегером и транслятором, без которого невозможен ни один культурный диалог» (Якушенкова, 2012а, стр.152). Она могла превратиться в американскую легенду как - Покахонтас и Сакагавеа (Якушенкова, 2012b), а могла остаться малоизвестной как Мари Дорион. На фронтире индейские женщины, также, как и белые, примеряли на себя мужские профессии - воинов (Минни Полое Дерево, Идущая со звездами, Дорога Теленка Бизона), дипломатов (Винема,
Сара Виннемукка). Во многом именно деятельность этих женщин способствовала пробуждению интереса к индейской тематике в американском обществе и повороту от полного негативизма в отношении индейской культуры, до ее принятия и мифологизации.
Монография написана легко, свободно, доступным языком и одновременно содержит весомые научные формулировки и выводы. Молодая исследовательница вводит в оборот отечественной науки большое количество научной литературы, в том числе и англоязычных нарративов. В книге много публикуемого в России впервые иллюстративного материала. Она заставляет нас задуматься не только о прошлом, но и провести параллели с настоящим.
Библиографический список:
Якушенкова, О.С. (2012) Женщина на американском фронтире. Астрахань: Издатель Роман Сорокин. Астрахань. 220с.
Якушенкова, О.С. (2009) «Роль женщин в трансляции культуры на американском фронтире, Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 8. с. 33-37.
Якушенкова, О.С. (2012) Культурное наследие американского фронтира. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 4, стр. 254261
«WALKING WITH THE STARS» - AN ODE TO AMERICAN WOMAN
Romanova Anna Petrovna
Astrakhan state university, 414056, Russia, Astrakhan, Tatischeva str., 20A, e-mail: [email protected]
Abstract
This publication is a review of the book by O. S. Yakushenkova « Woman on the American frontier». Astrakhan: Roman Sorokin Publisher, 2012. 220p. The topic of the monograph is submitted for a new domestic science, its structure is logical, bibliographical list just
representative.
References:
Yakushenkova, O. S. (2012) Woman on the American frontier. Astrakhan: Publisher Roman Sorokin.
Yakushenkova, O. S. (2009). The Role of women in transmitting culture on the American frontier. Reports of the Volgograd State Pedagogical University. 8. pp. 33-37.
Yakushenkova, O. S. (2012) Cultural heritage of the American frontier.
Caspian region: politics, economy, culture. 4. pp.254-261