2020
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОЦИОЛОГИЯ
Т. 13. Вып. 3
ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, КОММУНИКАЦИЯ
УДК 316.4
«Идти по пути России»:
опыт преобразований китайского общества
Цзоу Сючунь, Ян Лянцзи
Пекинский спортивный университет,
Китайская Народная Республика, 100084, Пекин, район Хайдянь, дорога Синьси, 48
Для цитирования: Сючунь Цзоу, Лянцзи Ян. «Идти по пути России»: опыт преобразований
китайского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13.
Вып. 3. С. 340-349. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.306
Статья посвящена адаптации советского опыта социалистического строительства в КНР. В 1949 г. Мао Цзэдун сформулировал тезис «идти по пути России», объясняя стратегию преобразований в китайском обществе. Китай тех десятилетий испытывал экономические трудности доиндустриального этапа развития, а «идти по пути России» означало взять марксизм как руководящую идеологию и развиваться по социалистическому пути, преодолевая внутренние и внешние барьеры. Авторы показывают, как дифференцируется руководством Китая опыт СССР: считается, что есть базовый и специфический опыт. Базовый опыт универсален для всех стран, строящих социализм, специфический опыт — воплощение социалистического строительства в какой-либо стране. В свою очередь, специфический опыт разделяется на 1) проверенный, тот, что принес положительные результаты и его можно изучать другим; 2) специфический, который подходит только для условий Советского Союза и не может быть скопирован в других странах с другими условиями; 3) отрицательный, который должен быть оставлен в стороне. В свете этой дифференциации тезис «идти по пути России» не означает полного копирования и оставляет свободу для социалистического развития с китайскими характеристиками. Тезис «идти по пути России» Мао Цзэдуна основывался на особых национальных условиях и истории Китая в сочетании с марксистской мыслью о развитии научного социализма. Анализ этой теории не только имеет руководящее значение для Китая, чтобы придерживаться пути социализма с китайскими характеристиками, но и помогает ученым, исследователям и политикам во многих странах мира понять путь развития социализма с китайскими характеристиками, историю и китайскую культуру и способствует обмену мировой культуры. Ключевые слова: КНР, социалистическое развитие, опыт СССР, Мао Цзэдун.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
Введение
В 1949 г., накануне основания КНР, Мао Цзэдун резюмировал в статье «О народно-демократической диктатуре»: «Октябрьская революция помогла прогрессивным людям мира и оказала влияние на Китай. Мы смогли использовать интернациональный опыт пролетариата как инструмент для наблюдения за судьбой своей страны и способ переосмысления своих собственных проблем» [1, с. 1471]. Вывод этой статьи — двигаться «по пути России». Смысл тезиса «по пути России» заключается в том, что Мао Цзэдун кратко и ясно суммировал исторический опыт, который помог выбрать современному Китаю социалистический путь развития. Этот тезис также стал стимулом для национального самоопределения, благодаря ему Мао Цзэдун соединил уроки социалистической революции с национальными условиями Китая. Исторические условия, влияние и современное значение тезиса «идти по пути России» заслуживают изучения.
Исторические условия, в которых был сформулирован
тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России»
В практике более чем столетней истории революционно-демократических движений Китая представители разных групп пытались дать стране импульс национального развития и предложить путь обновления.
Движение Небесного царства тайпинов. Хун Сюцюань (1814-1864) возглавил крестьянские массы, объединив их в движении Небесного царства тайпинов. Крестьянская освободительная война длилась долгое время (1851-1864) и охватила значительную часть Китая: восставшие захватили 18 провинций, включая Гуанси, Хунань и Хубэй, и более 600 городов. Но в конечном итоге восстание было подавлено, поскольку его руководящая идеология, связанная с феодальным развитием, не давала ответов на насущные проблемы Китая. Кроме того, в группе лидеров возникла ожесточенная борьба. Неудача движения Небесного царства тайпинов иллюстрирует ограничения самого крестьянского класса, а также показывает, что крестьянские лидеры не способны взять бремя руководства спасением Китая от внутренних и внешних трудностей.
Движение вестернизации (1860-1890). Цзэн Гофан (1811-1872), Ли Хунч-жан (1823-1901) и ряд других лидеров были представителями феодальной элиты в старом Китае. Они развивали движение вестернизации, нацеленное на самосовершенствование путем просвещения и создания военных и гражданских отраслей промышленности. В начале XX в. правители династии Цин были вынуждены осуществить «новый курс» и «подготовительный конституционализм», при этом они хотели сохранить старую феодальную систему. Однако провал китайско-японской войны и окончательное уничтожение династии Цин показали, что представители феодальной элиты действовали ограниченно и просто добавляли конституционные реформы к феодальной системе, что не могло спасти страну и народ.
Реформационное движение 1898 г. Сюэ Фучэн (1838-1894) и Ма Цзяньчжун (1845-1900) — представители ранних буржуазных реформистов. Кан Ювэй (18581927) и Лян Цичао (1873-1929) — участники реформаторского движения 1898 г. Все они продолжали идти по пути совершенствования феодализма, но были уничто-
жены реакционными силами внутри страны и за рубежом, т. е. потерпели неудачу. В Пекине 28 сентября 1898 г. были убиты шесть реформаторов: Тан Ситонг (18651898), Кан Гуанрен (1867-1898), Линь Сюй (1875-1898), Ян Шэньсю (1849-1898), Ян Руи (1857-1898), Лю Гуанди (1859-1898).
Буржуазное революционное движение. В попытке создать буржуазную республику революционная группа, руководимая Сунь Ятсеном (1866-1925), предпринимала неустанные усилия по свержению монархии и авторитарной системы в Китае. Хотя революция 1911 г. свергла феодальную монархию, из-за слабости самой национальной буржуазии не удалось построить устойчивую буржуазную республику. Это также означало, что буржуазия не была лидером в ту эпоху, и Китай не мог пойти по капиталистическому пути развития.
Китайский пролетариат выходит на политическую арену. Со времени основания коммунистической партии пролетариата в 1921 г. китайская революция приобрела новый импульс. Под руководством марксизма-ленинизма китайская революция последовательно добилась ряда значительных достижений и прогресса. Факты доказали, что лидерство Коммунистической партии Китая является правильным выбором для истории и народа: только социализм может спасти Китай. Предложение Мао Цзэдуна идти по пути России как раз и заключается в том, что необходимо объединить все силы в сложившейся ситуации и задать тон для развития страны, которая встает на путь социализма.
Влияние примера Советского Союза
Мао Цзэдун подытожил в работе «О народно-демократической диктатуре»: «В Китае есть много вещей, которые совпадают или похожи на те, что были в России до Октябрьской революции. Феодальное угнетение одинаково, экономическая и культурная отсталость похожи. Экономика и культура не достигли европейского уровня, что тоже аналогично. Страны отстают, а Китай отстает еще больше» [1, с. 1469]. Победа Октябрьской революции не только освободила Россию от царизма и привела к основанию первой в мире социалистической страны, но и дала пример революционного развития пролетарским партиям и революционным массам во всем мире. Был получен базовый опыт. После победы Октябрьской революции внутренние и внешние условия советского государства быстро изменились, родилось новое общество, давшее отпор военной интервенции. Это государство добилось прогресса за очень короткое время. Советский Союз победил во Второй мировой войне, поддерживал рекорд 15 %-го роста промышленного производства каждый год в течение более десяти лет до Второй мировой войны. К 1939 г. объем производства машиностроительной промышленности увеличился более чем в 7,5 раз по сравнению с 1928 г. Национальная экономика перешла от уровня самой отсталой в мире до передовой в Европе и второй по величине в мире. Обозначив достижения СССР, Мао Цзэдун выразил идею о том, что они являются отличным примером для китайских коммунистов и китайцев, которые готовятся к обновлению страны, и это важная причина, по которой он выдвинул тезис «Идти по пути России».
Смысловые акценты тезиса «Идти по пути России»
Выражение «идти по пути России» является ярким и легко понимаемым в массах. У подавляющего большинства китайцев, которым в период новой демократической революции и первых дней основания КНР не хватало знаний, чтобы понимать философскую и политическую терминологию, призывы «идти по пути марксизма» или «идти по пути социализма» не нашли бы отклика. Тезис «Идти по пути России» конкретен и указывает прямо на образец развития. Кроме того, в то время в Китае марксистско-ленинские философские принципы и теория научного социализма были непопулярны. Использование научной терминологии для обозначения пути государственного строительства не способствовало бы быстрому резонансу среди широких народных масс. Название страны «Россия» было известно большому количеству людей из-за исторических и географических связей. В то время Россия, ставшая советским государством, действовала как страна-лидер, наряду с Соединенными Штатами, благодаря индустриализации, военной мощи и объединяющей народы национальной идее, она имела высокий международный статус и сильное дипломатическое влияние. Поэтому призыв «идти по пути России» имел сильное символическое значение и легко принимался широкой общественностью. Этот тезис работал как план для нового социалистического Китая и стимулировал путь выбора для китайцев, давал им веру и энтузиазм.
Следует также отметить, что тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России» имеет два значения.
1. «Идти по пути России» означает использование марксизма как руководящей идеологии. Марксизм — одна из самых влиятельных доктрин, объясняющая путь социального прогресса. Марксизм определяет природу людей исходя из идей исторического материализма и демонстрирует, что социальная история обусловлена динамикой средств производства от низкого до высокого уровня. Быстрый прогресс Советского Союза во многом был задан принятием марксизма и его интеграцией с практикой социалистического строительства. Советский Союз творчески адаптировал доктрину Маркса, благодаря чему мир узнал марксизм-ленинизм. Под влиянием Октябрьской революции китайцы открыли для себя и приняли марксизм. Именно Октябрьская революция подтолкнула передовые силы Китая к наблюдению за судьбой страны с марксистскими позициями и методами развития. Китайцы начали использовать марксизм для руководства практикой китайской революции. Как сказал Мао Цзэдун, «русская Октябрьская революция принесла нам марксизм-ленинизм».
2. «Идти по пути России» означает восприятие социалистического пути как направления и основного принципа развития общества. Эта установка оформилась в начале создания Коммунистической партии Китая, которая повела страну по социалистическому пути развития. Социалистический путь Китая был проложен от полуколониального и полуфеодального состояния общества. Чтобы по-настоящему встать на социалистические рельсы, Китай должен был сначала выполнить исторические задачи новой демократической революции, свергнуть империализм, феодализм и бюрократический капитализм и устранить препятствия для социалистической револю-
ции. После социалистической революции, когда оставшиеся факторы влияния прежних общественных систем были устранены, социалистическая система действительно смогла заработать.
Более того, поскольку Китай вступал на путь социалистического развития, находясь в низкой отправной точке, ему необходим был период полного развития производительных сил социализма, который требует довольно длительного времени.
Некоторые люди отрицали и критиковали тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России» и полагали, что это конкретный опыт и шаги по копированию советской революции и строительства. Важно также иметь в виду, что в установке Мао Цзэ-дуна «идти по пути России» видят причину допущенных в Китае ошибок социалистического строительства. Например, высоко централизованная система плановой экономики, чрезмерное развитие тяжелой промышленности привели к серьезному дисбалансу национальной экономической структуры. Эта критика распространена и сегодня. Причина такого недопонимания заключается в том, что тезис Мао Цзэ-дуна прочитывается поверхностно, в нем видят лишь копирование и подчинение. По нашему мнению, тезис «Идти по пути России» подчеркивает поиск собственного фундаментального направления марксизма-ленинизма, обращаясь за опытом к пролетарским революционным движениям мира. Мао Цзэдун сказал в работе «О народно-демократической диктатуре», что «китайцы обрели марксизм, проверенный русскими» [1, с. 1470]. Фраза «был проверен на практике русскими» достаточна для объяснения смысла тезиса Мао Цзэдуна. Русские действительно являются посредниками в понимании и изучении марксистской теории для передовых интеллектуалов в Китае в начале XX в. Принятие России в качестве образца подразумевало изучение передовых идей, а вовсе не подражание конкретному опыту Советского Союза.
Как реализовывался тезис «Идти по пути России»
Завершить наследие демократической революции. С 1940-х годов империалистические державы начали вторгаться в старый Китай, шаг за шагом наступая на ослабленную страну. Когда Мао Цзэдун предложил «идти по пути России», Китай только покончил с полуколониальным и полуфеодальным обществом. «Идти по пути России» означало создание и консолидацию новой государственной власти, ликвидацию класса эксплуататоров, преобразование капитализма, устранение остатков феодализма и сил гоминьдана, освобождение Тибета, острова Хайнань и других территорий для достижения национального единства. В то же время этот тезис настраивает против агрессии и вмешательства американского империализма и призывает китайских народных добровольцев оказать сопротивление США, помочь КНДР и защитить страну.
Быстрое создание относительно полной национальной экономической системы. Говоря о промышленном развитии в первые годы существования КНР, Мао Цзэдун в «Проекте Конституции Китайской Народной Республики» сказал: «Что мы можем производить сейчас? Можем производить столы и стулья, сделать чайники или бумагу, но машину, самолет, танк или трактор мы не можем построить» [2, с. 329]. Тезис «Идти по пути России» открыл новый путь для экономического строительства нового Китая. Советский Союз направил в Китай большое
количество экспертов и инженеров для экспорта основных технологий и производственного оборудования, тем самым оказав помощь КНР. Появилась программа «156 проектов». За короткий период времени с 1953 по 1959 г. в Китае была создана промышленная система, ориентированная на тяжелую промышленность. В то же время «первая пятилетка» была завершена досрочно, национальная экономика быстро росла и постепенно создавалась государственная социалистическая экономическая система.
Международный статус нового Китая продолжает улучшаться. В начале основания нового Китая западные империалистические страны, прежде всего США, не были готовы признать свою неудачу в Китае и приняли политику политического неодобрения, экономической блокады и военной осады социалистического Китая. Они создали ряд альянсов, подписали соглашения и сформировали кольцевое окружение, чтобы повлиять на КНР. В определенной степени в тезисе «Идти по пути России» учитывается пример Советского Союза по внутреннему строительству и развитию во время холодной войны, что сделало Советский Союз первой крупной страной, установившей дипломатические отношения с новым Китаем. В соответствии с международной и внутренней ситуацией в то время Мао Цзэдун предложил направление внешней политики и ее руководящий принцип «стоять на стороне социализма», формируя базу для дипломатии КНР и постоянно совершенствуя ее новый международный статус.
Развитие и современное значение тезиса Мао Цзэдуна
«Идти по пути России»
От «идти по пути России» до «идти своим путем». Предложение Мао Цзэ-дуна «идти по пути России» основано на базовом опыте китайской новой демократической революции и на обобщении опыта Октябрьской революции и советского социалистического строительства. «Путь России» является основным принципом и направлением развития. На конкретном этапе реализации этого пути Мао Цзэ-дун и другие революционные пролетарские лидеры старшего поколения предложили пойти своим путем. В период новой демократической революции это был поиск нового революционного пути, основанного на китайской традиции, но под влиянием советского революционного опыта и теории.
В 1956 г. на XX съезде КПСС новый советский лидер Н. С. Хрущев подверг критике идеи сталинской модели строительства социализма. Китайско-советские отношения в тот период постепенно ухудшались на фоне того, что все мировое социалистическое движение вступило в период менее интенсивных связей. Хотя опыт Советского Союза был воспринят китайским руководством, ориентация на независимый путь строительства социалистического Китая постепенно возобладала и стала консенсусом в руководящих кругах. 29 декабря 1956 г. «Народная газета» опубликовала статью Мао Цзэдуна «Повторное обсуждение исторического опыта пролетарской диктатуры», в которой отметил: «Марксизм-ленинизм считает, что существуют общие базовые законы в развитии человеческого общества. Но в разных странах они реализуются по-своему. У нации есть много своих характеристик, поэтому каждая нация переживала классовую борьбу в разных формах, у каждой будет свой путь к коммунизму. Умелое применение универсальных законов марк-
сизма в соответствии со своими национальными особенностями делает борьбу пролетариата всех стран успешной» [3]. Этот тезис свидетельствует о том, что руководство КНР пошло по пути сочетания основных принципов марксизма с конкретной реальностью Китая. Так тезис «Идти по пути России» вызвал к жизни формулу «идти своим путем», что стало очередным витком на новом этапе развития.
На партийном собрании, состоявшемся в марте 1979 г., Дэн Сяопин предложил четыре основных принципа, которых необходимо придерживаться Китаю при строительстве социалистического общества. Их можно рассматривать как развитие тезиса «Идти по пути России» на новом историческом этапе. В 1982 г. на XII Национальном конгрессе Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин во вступительной речи выдвинул предложение «идти своим путем и строить социализм с китайскими особенностями». «Идти своим путем» означает не только следование основным принципам социализма, но и поиск подходящих форм социалистической практики в изменившихся условиях.
С 2012 г. китайские коммунисты продолжают следовать по пути развития социализма с китайскими характеристиками. Си Цзиньпин сформулировал теорию социализма с китайскими характеристиками в новую эпоху. Его идеи сочетают основные принципы марксизма с национальными условиями Китая, в них представлены законы социального развития и закон партийного строительства, что воплощается в актуальном управлении страной. Мы видим марксистскую стратегию в сочетании с национальными условиями и реальностью Китая. Это действие китайского марксизма и обновленного принципа «идти своим путем».
Суть тезиса «Идти по пути России» состоит в том, чтобы поддерживать руководящую идеологию марксизма и придерживаться социалистического пути. Это выбор истории и выбор народа. Это основной принцип, которого всегда должны придерживаться страны, стремящиеся достичь успеха. В процессе наследования и развития тезиса «Идти по пути России» мы должны избегать двух недоразумений: 1) не стоит понимать этот тезис как полное копирование советско-российского опыта; 2) не стоит отказываться от пути научного социализма из-за распада Советского Союза.
Заключение
1. «Идти по пути России» означает необходимость придерживаться пути развития научного социализма. В 1950-е годы США и СССР боролись за мировое господство. Китай и другие социалистические страны при сложных внутренних и внешних обстоятельствах были сосредоточены на поиске способов построения социализма. В конце 1980-х — начале 1990-х годов драматические изменения в Советском Союзе и Восточной Европе потрясли мир. Какое-то время импульс антикоммунистического, антисоциалистического настроения и антимарксизма рос и развивался: на первом плане оказался провал социалистического опыта, бесполезность марксизма и «конец истории». Однако с течением времени эти аргументы обанкротились. Факты продолжают доказывать, что причиной радикальных изменений в Советском Союзе и Восточной Европе являлся не провал марксизма и научного социализма, а, наоборот, то, что правящие партии этих стран отклонились от марксизма и научного социализма. Сегодня, спустя 70 лет после основания КНР,
социалистические преобразования реализуются в обществе уже более 40 лет. Крупная восточная страна, которая когда-то отставала от развитых капиталистических держав на одну или две сотни лет, сделала свой ВВП вторым по величине в мире и достигла больших успехов в национальном строительстве. Это прорыв в истории развития Китая, прорыв в истории социалистического развития и в истории развития человеческого общества. История развития КНР также красноречиво доказывает жизнеспособность марксизма и научного социализма. Пересмотр исторического опыта также подчеркивает, что западная буржуазия использовала ошибки Сталина, чтобы доказать ошибочность социалистического строя. Это совершенно необоснованно.
Что касается проблем, возникающих в практике конкретного социализма, то неудачи отдельных лидеров и их политики не могут распространяться на отрицание социалистической системы и отрицание идей научного социализма.
2. Призыв «идти по пути России» не отвергает возможности следования стезей социализма с китайскими характеристиками. В 1930 г. Мао Цзэдун в статье «Против догматизма» указал на догматическую тенденцию в деятельности партии и подчеркнул, что «победа китайской революционной борьбы зависит от того, насколько мы сами поймем Китай» [4, с. 115]. Мао Цзэдун традиционно делит советский опыт на две категории: базовый и специфический. Базовый опыт отражает закон конкретной стадии общественного развития, что претворяется в социальной системе социализма. Специфический опыт — это форма реализации данного закона, воплощенная в какой-либо социалистической стране. После второго национального конгресса КПК Китай воспринял базовый опыт Советского Союза в сочетании с фактическим положением китайской революции. Партия придерживалась революционного пути с китайскими характеристиками, революционной теории и практики «проникновения в деревню, а затем — захват города». Такая революционная дорога — хороший пример развития. Однако отметим, что в ранний период развития Китай преувеличивал советскую модель в конкретном опыте и буквально следовал тезису «Идти по пути России», в результате чего была внедрена высокоцентрализованная плановая экономическая система, ведущая к трудностям построения социализма. Только в новый исторический период реформ и открытости Китай постепенно освоил путь развития социализма с китайскими характеристиками, соответствующими национальным условиям страны.
Тезис «Идти по пути России» пережил этап сдерживания агрессии Запада, распада Советского Союза и сомнений китайцев. В новую эпоху, в новых условиях мы должны придерживаться идейной составляющей тезиса Мао Цзэдуна «Идти по пути России», различать и прояснять его неправильное понимание и четко определять свой выбор социализма, чтобы различать общий закон социалистического строительства и особые национальные условия, базовые принципы и конкретные практики, общие принципы и национальные особенности, базовый опыт и конкретный опыт. Только так мы можем продолжать следование по новому пути социализма с китайскими характеристиками и продвигать его к будущим рубежам.
Таким образом, тезис Мао Цзэдуна «Идти по пути России» основывался на особых национальных условиях и истории Китая в сочетании с марксистской мыслью о развитии научного социализма. Анализ этой теории не только имеет руководящее значение для Китая в деле продвижения по пути социализма с китайскими
характеристиками, но и помогает ученым, исследователям и политикам во многих странах мира понять его, а также китайскую историю и культуру, способствует мировому культурному обмену.
Литература
1471®. [Мао Цзэду
н. О демократической диктатуре народа // Избранные произведения Мао Цзэду-на. Т. 4. Пекин: Народное издательство, 1991. С. 1469-1471].
^329®. [Мао Цзэду
н. Проект Конституции Китайской Народной Республики // Избранные произведения Мао Цзэдуна. Т. 6. Пекин: Народное издательство, 1999. С. 329].
3. 1956^12^290. [Мао Цзэдун. Об историческом опыте диктатуры пролетариата// Жэньминь жибао. 29 декабря 1956].
4. 1991 115®. [Мао Цзэдун. Против догматизма // Избранные произведения Мао Цзэдуна. Т. 1. Пекин: Народное издательство, 1991. С. 115].
Статья поступила в редакцию 23 декабря 2019 г.;
рекомендована в печать 10 июня 2020 г.
Контактная информация:
Цзоу Сючунь — д-р юрид. наук, доц.; [email protected] Ян Лянцзи — аспирант; [email protected]
"Follow the path of Russia": The experience of transforming Chinese society
Zou Xiuchun, Yang Liangzi Beijing Sports University,
48, Xinxi Road, Haidian District, Beijing, 100084, China
For citation: Xiuchun Zou, Liangzi Yang. "Follow the path of Russia": The experience of transforming Chinese society. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2020, vol. 13, issue 3, pp. 340-349. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.306 (In Russian)
The purpose of this article is to discuss the dialectical application of the Soviet experience in the construction of socialism in China. Mao Zedong formulated the thesis "Follow the path of Russia", thereby explaining the strategy for transformation of Chinese society. China in those times experienced economic difficulties of the pre-industrial stage of development, and "following the path of Russia" meant taking Marxism as the guiding ideology and developing along the path of socialism, overcoming internal and external barriers. The authors of the article illustrate how the Soviet experience was differentiated by the Chinese leadership: Mao always divided the Soviet experience into a basic experience and a specific experience. The former reflects the common laws of human society at specific stages of development, while the latter is the specific form of realization of these laws, divided into the part verified by practice and learnable, the part that is only applicable to the USSR and the wrong part that must be abandoned. "Following the path of Russia" encouraged the new China to complete the tasks left by the Chinese Democratic Revolution, quickly establish a relatively complete national economic system and continuously improve its international status. From this theory to "Taking China's own way", it is required to continue to adhere to the road of scientific socialism and the development of socialism with Chinese characteristics in the new era. An analysis of
this theory is not only crucial for China to follow the path of socialism with Chinese characteristics, but also helps scientists, researchers, and politicians in many countries around the world to understand the path of socialism's development with Chinese characteristics, better understand history and Chinese culture, and promote the exchange of world culture more successfully.
Keywords: Mao Zedong, China, socialist development, USSR experience. References
1. Mao Zedong. On the people's democratic dictatorship. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 4. Beijing, Peoples Publishing House, 1991, pp. 1469-1471. (In Chinese)
2. Mao Zedong. Draft Constitution of the People's Republic of China. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 6. Beijing, People's Publishing House, 1999, p. 329. (In Chinese)
3. Mao Zedong. On the Historical Experience of the Dictatorship of the Proletariat. Beijing. Renmin ribao. December 29, 1956. (In Chinese)
4. Mao Zedong. Fighting against the bookishness. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 1. Beijing, People's Publishing House, 1991, p. 115. (In Chinese)
Received: December 23, 2019 Accepted: June 10, 2020
Authors' information:
Zou Xiuchun — Dr. Sci. in Law, Associate Professor; [email protected] Yang Liangzi — Postgraduate Student; [email protected]