Научная статья на тему 'Идинские буряты в XIX В. : этнический состав и расселение'

Идинские буряты в XIX В. : этнический состав и расселение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2433
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДИНСКИЕ БУРЯТЫ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ / ИСТОРИКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РАССЕЛЕНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / IDA BURYATS / ETHNIC COMPOSITION / TRIBAL UNION / HISTORICAL AND LINGUISTIC ANALYSIS / SETTLEMENT / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нанзатов Баир Зориктоевич

Статья посвящена исследованию этнического состава и расселения идинских бурят, входивших в состав Идинской степной думы. На основе историко-лингвистического анализа макроэтнонимов предложена авторская версия происхождения этнических групп, сформировавших этнотерриториальную группу идинских бурят. Ярким примером консолидации булагатов из племен монгольского, тюркского и тунгусского происхождения являются этнонимы. Выполнена реконструкция распространения бурятских этнических групп на исследуемой территории в XIX в. Это позволило представить наиболее полную картину расселения идинских бурят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ida Buryats in the 19th Century: Ethnic Composition and Settlement

The article continues a series of research works on the ethnic composition of the Buryat population using a case study of the Steppe Dumas, national jurisdictions of the Russian empire in 19th century. This article studies the ethnic composition and settlement of Ida Buryats in the Ida Steppe Duma. The creation of the first Buryat territorial and administrative entities Mirskaya Izba and Steppe Bureau and their further development to Steppe Dumas led to the formation of ethno-territorial groups of Buryat people, whose identity remains relevant in modern conditions. The ethnic composition and resettlement of the ethno-territorial group of the Ida Buryats is of great interest in connection with the study of Buryats ethnogenesis and the ethnic history of the Baikal region. This study continues the discussion about the origins and connections of Buryat tribes with the Mongolian, Turkic and Tungus tribes of Central Asia and Southern Siberia. One of the key ethnic groups of the Ida Buryats is the tribal union Obogoni Olon. Turkic medieval tribes of Southern Siberia and Central Asia took part in its formation. Medieval archaeological monuments in the valleys of rivers Angara, Osa, Obusa, Ulei, Unga are connected with this tribal union. In turn, this ethnic group took part in the formation of the Yakut (Sakha) ethnos. The presence among the Ida Buryats of ethnonyms of the late Mongolian tribes reflects the constant contacts of the Baikal region with the Central Asian region, and the Oirat ethnonyms indicate the existence of a medieval Oirat layer of the Yenisei-Baikal region. The author's version of the origin of ethnic groups that formed the ethno-territorial group of the Ida Buryats was proposed on the basis of the historical and linguistic analysis of macro-ethnonyms. The reconstruction of the network of settlement of Buryat ethnic groups in the investigated territory in the 19th century allowed to present themost complete picture of the settlement of the Ida Buryats with the maximum number of uluses and villages, existing at the end of the 19th century. Also, author's maps indicate the status of the territories, the ratio and density of settlement of the Buryat tribes.

Текст научной работы на тему «Идинские буряты в XIX В. : этнический состав и расселение»

Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_geoarh.isu.ru/ru/index.html

2017. Т. 20. С. 136-156

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 39(571.54)+346.231

Идинские буряты в XIX в.: этнический состав и расселение

Б. З. Нанзатов

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Аннотация. Статья посвящена исследованию этнического состава и расселения идинских бурят, входивших в состав Идинской степной думы. На основе историко-лингвистического анализа макроэтнонимов предложена авторская версия происхождения этнических групп, сформировавших этнотерриториальную группу идинских бурят. Ярким примером консолидации булагатов из племен монгольского, тюркского и тунгусского происхождения являются этнонимы. Выполнена реконструкция распространения бурятских этнических групп на исследуемой территории в XIX в. Это позволило представить наиболее полную картину расселения идинских бурят.

Ключевые слова: идинские буряты, этнический состав, племенной союз, историко-лингвистический анализ, расселение, реконструкция.

Введение

Идинскими принято называть бурят, входивших в XVIII и XIX вв. в состав Идинской степной конторы и в дальнейшем Идинской степной думы. Основные территории расселения идинских бурят располагались на правом берегу р. Ангары и в долинах ее притоков - рек Ида, Оса, Каха, Обуса и Уда. Население было представлено преимущественно булагатами и примкнувшими к ним племенами. Небольшой анклав идинских бурят также располагался на юге Нельхайских степей, где они проживали совместно с балаганскими и аларскими бурятами. Существование этого анклава было обусловлено внешними факторами, а именно крестьянской колонизацией низовьев р. Ида, где был поставлен Идинский острог. В настоящее время идинские буряты занимают территории Боханского, Осинского, Усть-Удинского и Аларского районов Иркутской области.

В настоящей работе при составлении карты расселения идинских бурят в XIX в. нами использованы материалы переписи 1897 г., обработанные С. К. Паткановым [Патканов, 1912]. Картографической основой является карта Балаганского округа Иркутской губернии, опубликованная в рамках материалов по исследованию землепользования и хозяйственного быта населения Иркутской и Енисейской губерний [Материалы по исследованию ... , 1890]. Границы управ и административных родов показаны по состоянию на 1890 г. Названия бурятских улусов даны в современной бурятской орфографии в соответствии с собранным полевым материалом автора [ПМА]. Представленные ниже таблицы составлены на основе работы С. К. Патканова [Патканов, 1912, с. 462-501].

Административное устройство бурятских территорий бывшей Идинской степной думы

Идинская дума была расформирована в 1890 г., как и другие думы Иркутской губернии, а на ее месте образовано 5 ведомств: Боханское, Укыр-ское, Бильчирское, Улейское и Молькинское (рис. 1).

Рис. 1. Карта Идинской степной думы в 1890 г. (до ее упразднения)

Боханское ведомство. Боханская инородная управа располагалась на юго-западе бывшей Идинской степной думы. Ее территории граничили с Евсеевской, Идинской и Буретской волостями на западе и юге, с востока к ней примыкала Укырская инородная управа, с севера - Осинская волость и Бильчирская инородная управа. Кроме того, в состав Боханского ведомства входили земли, находившиеся в совместном землепользовании с бурятами Нельхайской инородной управы (бывшей Балаганской степной думы) и Куйтинской инородной управы (бывшей Аларской степной думы). Соответственно эти территории граничили с этими двумя ведомствами, а также с Черемховской волостью.

Население Боханского ведомства (табл. 1) было представлено готоль-ским племенем и примкнувшим к ним эхиритским племенем тогто. Среди

готолов известны следующие подразделения: тудэй, тургэн, тудхэн, составившие основу I, II, III Готольских административных родов. Эхириты племени тогто/тогот на общеэхиритском древе находятся на одной ветви с племенами баяндай и олзон и имеют два подразделения: аргакан и абаша.

Таблица 1

Боханское ведомство [Патканов, 1912, с. 475-476]

Населенный пункт Хоз-в Население Бурят Готол I Готол II Готол III Пирож-ковы

Корменский улус 65 291 278 278 - - -

Хандагайский улус 129 303 281 281 - - -

Шарахтуйский улус 66 299 282 282 - - -

Надеждинская дер. 34 191 171 171 - - -

Кутульский улус 8 41 40 40 - - -

Гречаханский улус 18 103 90 90 - - -

Бугутуйский улус 23 136 125 125 - - -

Нурайская заим. 5 20 20 20 - - -

Верхне-Тарасинский улус 63 325 312 - 312 - -

Средне-Тарасинский улус 49 238 222 - 222 - -

Нижне-Тарасинский улус 56 309 293 - 293 - -

Верхне-Буретский улус 39 217 196 - 196 - -

Нижне-Буретский улус 53 278 262 - 262 - -

Хартиргинский (Шодонский) улус 60 370 335 - - - -

Херетинский улус - - - - - 802 -

Ишунский (Шунтинский) улус 101 507 467 - - - -

Шинтановский улус - - - - - - -

Боханский улус 122 558 464 - - 462 2

Загликский улус 103 571 543 - - 543 -

Алтайская заим. 7 40 40 - - 40 -

Хогото-Тарасинская заим. 6 38 35 - - 35 -

Орбаноевская заим. 1 3 3 - - 3 -

Тоготский улус 29 170 165 - - 165 -

Кербулакский улус 7 27 27 - - 27 -

Кундулунский улус 27 165 135 - - 135 -

Кулуруйский улус 24 107 106 - - 106 -

Балтуйский улус 18 75 74 - - 74 -

Тияхтинский улус 6 26 23 - - 4 2

Всего 508 2794 2544 1287 1285 2941 4

Укырское ведомство. Укырская инородная управа располагалась на крайнем юго-востоке думы и непосредственно примыкала к территориям кудинских бурят. Она была составлена из бурят племени шаралдай, разделенных на два административных рода: Шаралдай I, или Дээдэ Шаралдай и Шаралдай II, или Доодо Шаралдай (табл. 2). В середине XIX в. два шарал-даевских рода переходили в ведомство Кудинской степной думы [Нанзатов, 2015, с. 42], однако позже вновь вернулись в состав Идинской степной думы. Переход в состав Кудинской степной думы, по-видимому, был также обусловлен близкородственными связями этого племени с харанутами и бу-баевцами, вместе с которыми шаралдаевцы были известны в XVII в. как племенная группа батлай (батулинцы).

Таблица 2

Укырское ведомство [Патканов, 1912, с. 484-485]

Населенный пункт Хоз-в Население Бурят Шаралдай I Шаралдай II Б.у.а.р.

Дундальский улус 82 393 383 383 - -

Тодобольский улус 11 49 49 49 - -

Хонзойский улус 26 120 119 119 - -

Нашитинский улус 17 82 79 79 - -

Харагунский улус 73 437 425 425 - -

Башурский улус 14 67 67 67 - -

Кяхтинский улус 5 25 25 25 -

Тальянская (Ясачная) дер. 8 59 58 - - 58

Хадальский (Горный) улус 30 140 116 - 116 -

Харгелокский улус 33 172 162 - 162 -

Шарагунский улус 20 113 98 - 98 -

Хальский улус 16 87 85 - 85 -

Укырский улус 38 217 201 - 201 -

Хилтыгейский улус 42 220 194 - 194 -

Маньковский улус 32 166 156 - 156 -

Хадартуйский улус 25 104 95 - 95 -

Всего 472 2451 2302 1147 1107 58

Бильчирское ведомство. Основная часть населения бывшей Идинской степной думы после раздела оказалась в составе Бильчирской инородной управы. Ее территории располагались в верхнем и среднем течении р. Оса, а также в долинах ее притоков - Обусы, Кутанки, Орлока и Кахи. Территория Бильчирского ведомства граничила с Балаганской волостью и Улейской инородной управой на северо-западе, Удинской волостью - на севере, Укырской инородной управой - на юго-востоке, Осинской волостью и Бо-ханской инородной управой - на юге, Идинской волостью - на юго-западе, Нельхайской и Унгинской инородными управами - на западе.

На территории Бильчирской инородной управы были расселены представители четырнадцати административных родов (табл. 3), составленных из восьми бурятских племен. Костяк населения состоял из бурят племенного объединения обогониолон. В это объединение входили буряты племен хоо-гой, онгой, ирхидэй, холтубай, онхотой, булут. Из них, за исключением последних двух племен, были составлены девять административных родов: хоогой (Кахинский), Онгой (I, II, III, IV), Ирхидэй (I, II), Холтубай (I, II).

На западе, на побережье р. Ангары, напротив Осинского острова были расселены представители Муруевых (I, II) административных родов. В долине р. Кутанка проживали буряты II Ноётского административного рода, долина р. Орлок была занята IV Готоловым административным родом, а на востоке, в верховьях р. Оса, были расселены буряты Янгутского административного рода.

Таблица 3

Бильчирское ведомство [Патканов, 1912, с. 471^174]

Населенный пункт Хоз-в Население Бурят Ирхидэй I Ирхидэй II Кахин-ский Муруй I Муруй II Онгой I Онгой II Онгой III Онгой IV Холтубай I Хоотубай II Ноёт II Янгут ГотолIV

Усть-Осинский (Онгой) 39 169 160 - - - - 12 - - - 148 - - - - -

Лабадовский 52 261 257 - - - 126 121 - - - - - - - - -

Дабун 24 114 110 - - - 110 - - - - - - - - -

Дабагун 4 29 28 - - - - 28 - - - - - - - - -

Сухо-Улей 46 248 248 - - - - 248 - - - - - - - - -

Гертуй 35 152 147 - - - - - - - - - - 147 - - -

Красно-Яро дский (Дахинский) улус 50 137 236 - - - - - - - - - - 236 - - -

Шебартуйский 42 185 184 - - - - - - - - - 184 - - - -

Холтубаевский 4 27 27 - - - - - - - - - 27 - - - -

Бильчирский улус 77 375 341 - - - - - - - - - 341 - - - -

Ниж. Наймагутский улус 61 302 271 271

Вер. Наймагутский улус 72 340 339 339

Хайганский улус 50 223 209 - - - - - 139 70 - - - - - - -

Кутанский улус 55 257 254 - - - - - - - - - 254 - -

Кутанхайский улус 60 266 266 - - - - - - - - - 266 - -

Букумский улус 6 28 28 - - - - - 28 - - - - - - -

Малышевский улус (р. Обуса) 17 74 74 - - - - - - 74 - - - - - - -

Сегентинский улус 9 55 55 - - - - - 55 - - - - - - - -

Содогонский улус 16 68 68 - - - - - 68 - - - - - - - -

Замотский улус 12 38 38 - - - - - 38 - - - - - - - -

Дологонтуйский улус 21 106 102 - - - - - 102 - - - - - - - -

Маланутский улус 17 72 71 - - - - - - 71 - - - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мольтинский улус (р. Каха) 79 428 417 - - 383 - - 34 - - - - - - - -

Бурхальский улус (р. Обуса) 17 84 80 - - - - - 80 - - - - - - - -

Качинский улус 17 77 77 - - - - - 77 - - - - - - - -

Бойдонский (Байдатонский) улус 21 74 65 - - - - - - 65 - - - - - - -

Хоз-в Население Бурят Ирхидэй I Ирхидэй II Кахинский Муруй I Муруй II Онгой I Онгой II Онгой III Онгой IV Холтубай I Хоотубай II Ноёт II Янгут ГотолIV

Башкутанский улус 9 41 41 - - - - - - 41 - - - - - - -

Хандагайский улус 6 25 25 - - - - - - 25 - - - - - - -

Ботогонский улус 8 47 47 - - - - - - 47 - - - - - - -

Дабутский улус 14 65 65 - - - - - - 65 - - - - - - -

Хахалматский улус 6 27 27 - - - - - - 27 - - - - - - -

Хахалдайский улус 8 39 39 - - - - - - 39 - - - - - - -

Топхорский улус 10 54 50 - - - - - - 50 - - - - - - -

Улангинский улус 19 83 83 - - - - - - 83 - - - - - - -

Андрикский улус 6 25 25 - - - - - - 25 - - - - - - -

Горхонский улус 14 63 63 - - - - - - 63 - - - - - - -

Курдутский улус 12 58 57 - - - - - - 57 - - - - - - -

Божедайский улус (р. Оса) 25 125 125 125

Мало-Орлокский улус 26 130 129 129

Болше-Орлокский улус 71 356 348 348

Егоровский улус 15 75 68 - 68

Батаевский улус 28 141 120 - 120

Харанутский улус 23 115 114 - 114

Забановский улус 38 207 199 - 199

Матаганский улус 70 343 339 - 339

Матаганская дер. 6 36 34 - 34

Тугулуйский улус (р. Каха) 16 80 73 - - - - - - - 73 - - - - - -

Кушкаевский улус 16 75 64 - - - - - - - 64 - - - - - -

Хобохинский (Хохобогун-ский) улус (реки Каха и Оса) 25 117 114 - - - - - - - 114 - - - - - -

Бильгидарский улус (р. Каха) 16 82 70 - - - - - - - 70 - - - - - -

Ханхарусский улус 16 79 74 - - - - - - - 74 - - - - - -

Уланутский улус 14 110 104 - - - - - - - 104 - - - - - -

Табатайская дер. 7 40 28 - - - - - - - 28 - - - - - -

Окончание табл. 3

Хоз-в Население Бурят Ирхидэй I Ирхидэй II Кахинский Муруй I Муруй II Онгой I Онгой II Онгой III Онгой IV Холтубай I Хоотубай II Ноёт II Янгут ГотолIV

Хорхосский улус 25 152 143 - - - - - - - 143 - - - - - -

Сунгуйский улус 49 272 261 - - 261 - - - - - - - - - - -

Билановский улус (р. Оса) 20 92 88 - - - - - - - - - - - 88 -

Билановский улус (р. Каха) 32 197 194 - - 194 - - - - - - - - - - -

Хохтинский улус 49 266 253 - - 253 - - - - - - - - - - -

Хорайская (Монахинская) дер. 40 251 213 - 213

Енисейский улус 65 341 334 334 -

Билдуновский улус 10 61 54 54 -

Манхолютский улус 54 259 254 254 -

Янгутская дер. 8 49 39 39 -

Харнахайский улус (р. Оса) 17 109 105 105 -

Верхне-Норинский улус 32 154 149 149 -

Нижне-Норинский улус 17 78 74 74 -

Хильтыгейский улус 10 43 39 39 -

Онгосорский улус 27 143 143 143 -

Имельтинский улус 21 99 93 93 -

Хохободунский улус 14 60 59 59 -

Хотонский улус 10 52 43 43 -

Шерхоевский улус 15 70 67 67 -

Шебартуйский улус (р. Обуса) 1 9 9 - - - - - - 9 - - - - - - -

Улангинский улус (р. Оса) 19 82 77 - - - - - - - - - - - 77 -

Мельницы Усть-Осинской дер.. Лабадовск. ул., Сухо-Улейск. ул. 3 14 1

Мельницы улусов Гертуйско-го, Бильчирского Нижне- и Верхне-Наймодаевских 5 26 2 1 1

Всего 9826 9382 611 1087 1091 226 400 641 -20 811 670 148 593 383 520 1618 602

На южной окраине территории янгутов с ними соседствовало племя манхолют, представлявших одноименный улус. Помимо крупнейших племен, на основе которых были составлены административные роды среди бурят Бильчирской управы, в ней числились буряты племен буин, сэгэнут, зомот, хулдат, хордут, хамнагадай.

Улейское ведомство. Улейская инородная управа была расположена между Бильчирской инородной управой и Балаганскими городскими землями. На севере ведомство также граничило с Молькинской инородной управой. Бурятское население было разделено на три административных рода (табл. 4): Булут и Онхотой I, II. Оба племени входили в булагатское объединение обогониолон.

Таблица 4

Улейское ведомство [Патканов, 1912, с. 485-486]

Населенный пункт Хоз-в Население Бурят Булут Онхотой I Онхотой II

Улейско-карымская дер. 18 102 77 - - 77

Заимский улус 29 158 147 - 147 -

Тагайский улус 33 134 134 - 94 40

Барун-Улейский улус 20 76 74 - 74 -

Барун-Хайский улус 17 59 59 - - 59

Боржухайский улус 11 56 53 - - 53

Боготуйский улус 10 28 28 - - 28

Больше-Хайский улус 19 53 51 - 51 -

Иринцейский улус 26 87 82 186 - -

Кинзейский улус 19 109 104 - - -

Бадахайский улус 7 29 28 - - 28

Обондоевский улус 23 95 84 84 - -

Уныгенский улус 21 71 71 - 71 -

Уланский улус 10 39 37 37 - -

Гишкинтуйский улус 13 82 77 77 - -

Хохолуйский улус 6 26 22 - 22 -

Эхилогайский улус 15 75 73 - - 73

Усть-Улейская дер. 4 29 27 - - 27

Бульяльский улус 29 117 113 38 75 -

Тулугайский улус 41 181 178 - 79 99

Ходайский улус 29 126 124 - 53 71

Тарятайский улус 29 140 137 - 45 92

Хансагайский улус 3 30 4 - 4 -

Всего 432 1902 1784 422 715 647

Молькинское ведомство. Молькинская инородная управа находилась в северном ареале бурят бывшей Идинской степной думы, примыкала к р. Ангаре, а также занимала долины в среднем течении Уды, притока Ангары. Население ведомства составляли административные роды Ноёт I, II, III, Барай I, II, III и Холтубай III, IV. Составы родов образованы представителями одноименных бурятских племен (табл. 5).

Таблица 5

Молькинское ведомство [Патканов, 1912, с. 478^80]

Населенный пункт Хоз-в Население Бурят Барай I Барай II Барай III Ноёт I Ноёт II Ноёт III Холтубай III Холтубай IV

Тошоловский улус 12 52 52 52 - - - - - - -

Нугайский (Урдо-Халютский) улус 15 61 61 61 - - - - - - -

Забихоновский (Урдо-Халютский) улус 12 49 46 46 - - - - - - -

Верхне-Халютский (Керейский) улус 26 134 128 128 - - - - - - -

Хойто-Халютский (Нижне-Реченский) 41 206 203 203 - - - - - - -

Меденовский улус 6 34 34 - - 34 - - - - -

Обонкоевская (Харюзовская) з. 4 27 22 - - 22 - - - - -

Харюзовская (Ясачная) з. 23 149 128 - - 128 - - - - -

Ельничная (Харюзовская) з. 5 36 35 - - 35 - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имахановский (Хунтейский) улус 13 47 47 - - 47 - - - - -

Кунтейский улус 6 41 41 41 - - - - -

Хоготский (Хартанов) улус 37 187 176 176 - - - - - -

Вершиновский (Атовщина и Шебрей) улус 26 159 159 - 110 49 - - - - -

Хайматский улус 8 42 42 - 42 - - - - - -

Гудуевский (Атовщина) улус 37 197 194 - - 194 - - - - -

Балтугутский улус 26 142 132 - - - - - - 132 -

Санкировский (Куреневский) улус 22 102 98 - - - - - - 98 -

Нижне-Хейловский улус 9 62 58 - - - - - - 58 -

Верхне-Хейловский улус 7 31 29 - - - - - - 29 -

Молькинский (Вершиновский) улус 16 96 95 - - - - - - 95 -

Молькинская (Вершиновская) дер. 4 24 22 - - - - - - 22 -

Молька Ясачная дер. 44 271 195 - - - - - - - 195

Зареченский (Шалтыковский) улус 14 61 56 - - - - - - - 56

Лабогайский улус 5 22 21 - - - - - - - 21

Конконовский (Мальгитуй) улус 17 94 94 - - - - - - - 94

Бокинский выс. Конконовского улуса 4 26 26 - - - - - - - 26

Хургуты з. Конконовского улуса 12 54 54 - - - - - - - 54

Улят пос. Конконовского улуса 1 7 7 - - - - - - - 7

Окончание табл. 5

Населенный пункт Хоз-в Население Бурят Барай I Барай II Барай III Ноёт I Ноёт II Ноёт III Холтубай III Холтубай IV

Зареченская Молька пос. 5 16 11 - - - - - - - 11

Хорайский улус 25 132 118 - - - - 118 - -

Шехолаевский улус 40 179 174 - - - - - 174 - -

Забагульская (Хохурдина) дер. 6 41 39 - - - - - 39 - -

Забагульская (Борботово) пос. 6 35 32 - - - - - 32 - -

Молькинский миссион. ст. и Молькинская ин. упр. 6 18 4 - - - - - - - 4

Бур душила дер. 59 284 243 - - - 243 - - - -

Шанайский улус 18 80 80 - - - 80 - - - -

Реченский (Жинчей) улус 14 63 62 - - - 62 - - - -

Хонгойский улус 40 194 192 - - - 192 - - - -

Иголок выс. 1 и 2 Хонгойского улуса 8 37 35 - - - 35 - - - -

Зун-Кижа выс. 3 Хонгойского улуса 4 21 21 - - - 21 - - - -

Сухой Иголок выс. 4 Хонгойского улуса 2 8 8 - - - 8 - - - -

Заимский улус 15 78 75 - - - 75 - - - -

Кижинский улус 31 156 152 - - - 152 - - - -

Балаганка (Карымская) дер. 23 151 111 - - - - 111 - - -

Карусинский улус (Балаганичная дер.) 22 117 112 - - - - 112 - - -

Шарагул з. Карусинского улуса 1 6 6 - - - - 6 - - -

Унетский улус 40 230 230 - - - - 230 - - -

Кондойский улус 11 50 50 - - - - 50 - - -

Всего 828 4309 4010 666 193 509 868 627 245 434 468

Рис. 2. Карта расселения идинских бурят в конце XIX в.

Этнический состав

Основу этнического состава идинских бурят составляют булагаты. Го-толы являются одним из старших булагатских племен. К булагатамбатлаев-скому (батулинскому) объединению принадлежат шаралдай, занявшие земли в верховьях Иды. Среди идинских булагатов особая группа племен пред-

ставлена объединением обогониолон, в состав которой входят хогой, онгой, онхотой, ирхэдэй, холтубай, а также булут. Примкнувшими к булагатам являются племена янгут, ноёт, барай, манхалют, зомот, сэгэн, хордут, хулдат, обондой и другие этнические группы, представленными осколками других племен и племенных объединений, входившие в состав административных родов Идинской степной думы (рис. 2).

Шаралдай. Этноним булагатского племени шаралдай произошел от монгольского шаралдай - «желтый цветок» [Бурятско-русский словарь ... , 1973, с. 721]. В целом, как имя нарицательное, «шаралдай» означает другой термин «шара дайда» - «желтая степь». Таким образом, носители этнонима скрывали в нем значение «жители желтой степи». Следует отметить, что этноним «шаралдай» нигде, кроме как у западных бурят, не встречается.

Упоминание данного этнонима в хоринской генеалогии может указывать на то, что пять шаралдаевских хоринских племен прежде проживали в пределах расселения булагатского племени шаралдай либо западно-бурятские шаралдаевцы - это осколок хоритуматов, сохранившихся в пределах Прибайкалья. Полагаем, что они могли сохранить надплеменной этноним ввиду малочисленности его составных частей.

Готол. Готолы были расселены в долине рек Ида, Буреть, Тараса, а также в Нельхайских степях. Территории готолов были рассечены землями крестьян, занявших низовья Иды.

Этноним «готол» можно попытаться расшифровать с помощью эвенкийского языка. Слово «гота» имеет следующие значения: 1) ограда, изгородь; 2) перегородка; 3) огород; 4) ночная загородка вокруг очага; 5) рефракционный круг вокруг солнца [Эвенкийско-русский словарь ... , 1958, с. 93]. Вторая часть - ла, ле, ло - суффикс при имени в конце слова [Там же ... , с. 765]. Примечательно, что слово «гота» распространено в диалектах западных эвенков, с которыми и контактировали западные буряты. О существовании у западных эвенков подобного имени свидетельствуют и русские документы XVII в. В них упоминается, что во главе ичериль в 1630 г. стоял Готал Мултин, сын Мулты, предводителя топорков [Ермолова, 1999, с. 110]. Кочевья этих тунгусов находились в районе р. Тасеева [Ермолова, 1999, с. 106], впадающей в Ангару.

Семантика антропонима «Готал~Готол», возможно, сводится к солнцу - «рефракционный круг вокруг солнца», т. е. «солнце». По-видимому, в данном случае в этнониме проявились отголоски солярного культа.

О переходе -а во втором слоге в -о мы уже упоминали на примере: стп. монгол. оёап - звезда, халх. - одон, бурят. - одон [Рассадин, 1982, с. 30]. Таким образом, развитие термина происходит следующим образом: готала~готал~готол.

Возможна также, по нашему мнению, другая трактовка, где в основе лежит смысловая нагрузка - «ограда, изгородь», что по сути является тунгусским вариантом тюркского курыкан~корыган и монгольского кору-ган~корийан, т. е. «военный лагерь», в основе которых лежит глагол ку-ры~коры~хори со значением «ограждать».

Обогон. По нашему мнению, термин «обогон» происходит от монг. «обог» - «род, племя» + «он/ой» (аффикс род. пад.). Примечательно, что у западных бурят этот термин используется в разных фонетических вариантах - обог/омог. В связи с этим, по нашему мнению, возможна связь бурятского этнонима «обогон» с якутским «омогой», т. е. омог + ой (афф. род. пад.). Как известно, в якутских преданиях Омогой - предок центральной группы якутов долины Туймада, в легендах обычно называемый бурятом. Очевидно, в основе образа Омогоя отражается персонифицированный этноним одного из прибайкальских племенных объединений средневековья.

Хогой. Самым старшим среди обогоновских племен считается племя хоогой, расселенное в долине р. Каха (бур. ХаЬаа). В русских документах XVII-XIX вв. административный род именовался Хугуевым/Хогоевым. Однако в последней четверти XIX в. в русской документации стал именоваться Кахинским, по месту расселения.

Употребляется также в форме «хуугуй/хоогой». В этом случае прослеживается явный тюркизм этнонима от quyu - «лебедь» [Древнетюркский словарь ... , 1969, с. 464]. Вероятно, это этноним тотемного происхождения. По нашему мнению, возможны две версии развития этнонима от тюркского этнонима quyu/кугу>куу:

1) в отличие от тюркских этнонимов «куулар» и «куу-кижи», в прибайкальском этнониме, носители которого рано перешли на монгольский язык, не произошло стяжения гласных, что иногда встречается в монгольских языках, например: стп. монг. сауап - совр. монг. цагаан - совр. бурят. сагаан;

2) «хуугой/хоогой» представляет собой корень хуу/хоо + бурят. аффикс родительного падежа -ой с добавлением интервокального -г, появляющегося между гласными при добавлении аффикса, начинающегося с гласной: хуу+(г)+ой>хуугой>хоогой. В таком случае этноним имеет значение «лебединские».

По-видимому, этнические общности куулар, куу-кижи и хоогой являются осколками древней общности «хэгу» (Ш.Щ), известной во времена Сяньби [Сухбаатар, 1971, с.39].

Онгой. Племя онгой, по преданиям, происходит от второго среднего сына Обогона - Онгоя. Подобный миф, очевидно, отражает древние связи трех племен, персонифицированных в народных преданиях как братья, потомки одного отца. Исходным для этнонима, очевидно, является древне-тюркская форма оуа со значением «легкий, подвижный», либо оуа]~оууа] -«легкий, непринужденный; верный, определенный» [Древнетюркский словарь ... , 1969, с. 367-368]. Возможно, этноним скрывает значение «легкая [конница]». Вероятна связь со средневековым этнонимом «онгут».

Онхотой/онготой. Племя онхотой, по преданиям, происходит от третьего младшего сына Обогона - Онхотоя. Очевидно, племя онхотой также являлось одним из первых создавших союз племен обогониолон. Г. Н. Румянцев ставил вопрос о возможной связи этнонима со словом он-кот - древним названием тунгусов [Румянцев, 1969, с. 84]. Есть и другая его трактовка, основанная на местном языковом материале. Возможно, предка-

ми онхотоевцев были тюркоязычные онгуты. В любом случае, в этнониме присутствует этногендерный аффикс, свойственный средневековым монголам. Очевидно, что носители этнонима «онхотой» либо были монголоязыч-ными, либо омонголились уже в средневековье.

Холтубай. По преданиям, Холтубай был правнуком Обогона, что, очевидно, отражает более позднее включение этого племени в состав объединения. Этноним «холтубай/хултубай» имеет древние корни; очевидна его основа - «туба», которая указывает на связь с древними «туба/тоба». Первая часть этнонима происходит от тюркского qol - «1. рука; 2. ответвление, рукав» [Древнетюркский словарь ... , 1969, с. 453]. В этом случае значение «холтуба» - ответвившиеся «туба/тоба». Кроме того, этноним «кол» («кол тува») все еще встречается среди тувинцев-тоджинцев [Айыжы, Конгу, 2013, с. 6].

Ирхидэй. По преданиям, Ирхидэй, как и Холтубай, был правнуком Обогона. Этноним «ирхидэй/эрхидэй» созвучен другому, ныне бурятскому этнониму «иркит». Но в отличие от носителей последнего, саянских тюрков, ассимилированных бурятами в XVIII-XIX вв., носители этнонима «ирх-идэй» стали носителями монгольского языка в средневековье, когда в ходу был этногендерный аффикс -тай. О раннем вхождении в состав булагатов свидетельствует наличие его в общеплеменной генеалогии.

Таким образом, этноним «ирхидэй» отражает то, что его носители происходят от иркинов, широко распространенного племени среди тюрков Алтая и Саян. Время вхождения иркитов~ирхидэй в прибайкальский демосо-циальный организм, по-видимому, относится к эпохе курыкан. Этноним, очевидно, происходит от основы irk/erk, значение которого «сила, воля, могущество» [Древнетюркский словарь ... , 1969, с. 179, с. 212], а этноним - от глагола irk-, значение которого «собирать, скапливать» [Древнетюркский словарь ... , 1969, с. 212]. Отсюда же происходит монгольский термин «ир-ген» - «народ, люди» [Монгольско-русский словарь ... , 1957, с. 221]. Таким образом, этимология близких этнонимов «иркит» и «ирхидэй» означает буквально «собранные, скопленные», т. е. имеет значение, отражающее искусственное происхождение иркинов из полиэтнической общности, объединенной в единый организм. Носители этого этнонима сейчас разобщены, и то, что даже среди бурят имеются его вариации, указывает на его древность.

Булут. По преданиям, булуты происходят от мальчика, названного Бу-лутом, родившегося от Мудай, жены Онгоя, происходившей из племени баргад [Румянцев, 1969, с. 64]. Миф отражает древние контакты булутов со старшими тремя обогоновскими племенами, но ставит их по другой (женской) линии родства. Присутствие в мифе баргутского племени, очевидно, отражает существование уже сложившейся раннебаргутской общности ко времени появления обогоновских племен. Этноним «булуд/болод», по нашему мнению, происходит от тюркского bulun - «пленный, пленник» [Древнетюркский словарь ... , 1969, с. 123] и монгольского окончания множественного числа -д. Таким образом, bulun+d>bulud. Этноним «булут» вместе с «олзой» и «олзон» образует особую группу этнонимов, происходя-

щих от слова «пленник». По-видимому, так в средневековом Прибайкале называлась группа населения, некогда захваченная курыкански-ми/баргутскими воинами и поселенная для обеспечения каких-то хозяйственных нужд в их среде. Пленными могли оказаться люди различного происхождения, как тюрки, так и монголы, тунгусы, самодийцы, кеты.

Ноёт. Значение этнонима «ноёд/нойод» уходит корнями в совр. монгольский термин поуап и бурят. ноён - «господин, аристократ». В общебу-латских легендах ноёты не упоминаются в числе булатов. Однако у самих ноётов сложилась своя версия происхождения, по которой булуты, янгуты и ноёты являются потомками Ноён-Бууры, сына Тугалака. В этой же версии соседи ноётов, племена обогониолон, происходят от Обогона, являющегося братом Тугалака. В данном случае, под влиянием окружающего булагатско-го (обогоновского) большинства ноёты сами включили себя в общебулагат-ское древо, а для усиления генеалогической легитимизации в систему родства были включены такие же «неясные» по происхождению племена, как янгут и булут. С другой стороны, у ноётов в преданиях упоминаются сэгэнуты. По одним из них, они происходят от сэгэнутов, по другим - покинули кудинские степи после нападений последних [Балдаев, 1970, с.168-169]. Нападение сэгэнутов и дальнейшее переселение - широко распространенный мотив в генеалогических преданиях бурят Предбайкалья. Он мог быть заимствован у соседей или намеренно проявлен в связи с этническим окружением, противопоставленным сэгэнутам. С другой стороны, упоминание родственных связей с икинатами и зунгарами ставит ноётов в число сэгэнутских племен.

Барай. Бараевцы были расселены в южной части Молькинского ведомства, в долинах трех впадающих в р. Ангару небольших рек Хаймат, Хойто-Халюта и Харюзовка. Этноним «барай», вероятно, происходит от монгол. термина «бараа», по мнению Бертагаева, имеющего значение «свита, спутник» [Бертагаев, 1971, с. 103]. В то же время у этнонима имеется параллель в тувинской среде, представленная этнонимом «бараан», носители которого, по преданиям, являются чужаками, чьей особенностью была приверженность лесной охоте с раннего возраста [Айыжы, Конгу, 2013, с. 6]. В случае возможной связи носителей этнонимов «барай» и «бараан» возникает предположение о происхождении этой группы населения от местных охотничьих племен енисейского (кетского) или самодийского происхождения.

В то же время бараанцы в Туве расселяются вблизи хойуков, по нашему мнению, имеющих бурятские корни (хойхо), что позволяет предполагать о вовлечении приангарских барай в миграционную волну хойхо, оставившую следы на этнической карте к западу от Ангары в виде осколков племен хойхо, в долине р. Унга - булбу, в долине р. Уда - хорчин/корчюн.

Кроме того, полевые исследования этнического состава бурят современного Усть-Удинского района позволяют нам утверждать, что значительный пласт населения в бывших бараевских ведомствах представлен бурятами племени хоогой [ПМА].

Муруй. Буряты племени муруй в основном были расселены на западном берегу р. Ангары вместе с близкородственными племенами олзой и хулмэнгэ, где они составляли основной центральный костяк балаганских бурят. Муруевцы Бильчирского ведомства распространились в западной его части, вблизи р. Ангары напротив Осинского острова. Семантика этнонима «муруй/муру», по-видимому, восходит к эвенкийскому слову муру-мй -«повернуться вполоборота (о человеке)» [Эвенкийско-русский словарь ... , 1958, с. 265]. Возможно, первоначальное значение этнонима - «повернувшиеся, отвернувшиеся [тунгусы]», т. е. тунгусы, отошедшие от традиционного образа жизни к чуждому и вошедшие в состав трех станов либо добровольно, либо по принуждению.

Янгут. Племя янгут делится на пять подразделений: хухэнэй, аадай, га-баали, обхой, убэй [ОППВ ИМБТ СО РАН]. Этноним употребляется как в форме «енгууд», так и «янгууд». Считаются либо булагатским племенем, либо пришлым [Румянцев, 1969, с. 89-93]. Этот этноним также встречается в составе ордосских монголов [Нямбуу, 1992, с. 169], а в недавнем прошлом была обнаружена родословная янгутов-хариадов, откочевавших из Приангарья в XVII в. и расселенных к северу от Хангая [Нацагдорж, 2013, с. 82-141].

Наиболее приемлемую праформу для этого этнонима представляет тюркский термин родства jeygä, со значением «сноха, жена старшего брата (или дяди)» [Щербак, 1997, с. 37]. Тюркскому jeygä вполне может соответствовать эхирит-булагатское jäyä или jäyuud во множественном числе, позднее перешедшее в jeyuud~emyyd. Фонетически это выражается следующим образом: jeggä~jegu:d~jägu:d~енгууд(янгууд).

Кроме того, необходимо упомянуть, что среди тюрков также встречается аналогичный этноним. Так, среди афганских узбеков известно подразделение yangi-qatagan [Paksoy, 1994, p. 38], среди хорезмских узбеков встречаются представители племени джангат/дженкет, по мнению Г. П. Снесаре-ва, имеющие огузские корни [Снесарев, 1975, с. 89].

Включение янгутов в булагатское родословное древо обычно осуществляется посредством родства первопредка Янгута и Бузган-хара, являющегося его отцом. Дело в том, что в родословных других булагатских племен Бузган-хара не имеет земного потомства, а олицетворяет связь с культом быка, а именно Буха-нойона, так как термин бузган происходит от слова «теленок». По известным источникам и архивным данным, собранным И. Н. Мадасоном у идинских бурят [Румянцев, 1969, с. 89-93; Балдаев, 1970, с. 154-158], посредством мифологического родства также пытались инкорпорироваться в состав булагатов ноёты, с другой стороны имеющие родственные связи с сэгэнутами. Очевидно, что перед нами предстает попытка этих двух племен интегрироваться в окружающее булагатское большинство.

К сэгэнутской группе племен принадлежат такие небольшие осколки, как сэгэн, замот и манхалют. Небольшая группа сэгэнутов образовала улус Сэгэнтэн в долине р. Обуса. Вблизи него были также расселены зомоты в одноименном улусе Зомод. Также осколки зомотов располагались в Мольке среди бараевцев [Балдаев, 1970, с. 333]. Манхалют/мунхалют - небольшое

племя, входившее в состав Янгутского административного рода. Однако у манхалютов сохранилось четкое осознание своей принадлежности к сэгэнутскому объединению. По преданиям, манхалюты происходят от найденного Адаем и Хухэнэем во время охоты мальчика, который получил имя Манхалют [Балдаев, 1970, с. 319]. Причем в именах янгутских вождей также отражены персонифицированные этнонимы. В этнониме обнаруживается двукорневая основа «мун/ман» и «халюу» - «выдра». Следует упомянуть, что схожие этнонимы «халюучин/калучин» распространены в регионах Прихубсугулья, Монгольского Алтая и Джунгарии.

Хордут. Вышедшими из Монголии считаются племена хордутов и хул-датов, также расселенные в одноименных улусах в долине Обусы. Хордуты преимущественно упоминаются в преданиях в связи с происхождением от очень сильного шамана. В самих шаманских призываниях они упоминают урат-монголов как своих предков [Хангалов, 1960, с.101; Хадахнэ, 1927, с. 85; Румянцев, 1970, с. 85-88].

Хулдат. Этноним происходит от монгол. хулд - «форель» [Большой академический ... , 2002, с. 164]. Хулдаты помнят лишь, что пришли из Монголии, с юга. В Монголии подобный этноним нами не обнаружен. В то же время нам известна местность Хулдат, находящаяся в долине р. Джида, притока р. Селенги. В XIX в. в местности Хулдат были расселены закамен-ские хойхо. По нашему мнению, обусинские хулдаты прикочевали из долины р. Джида, в то время считавшейся частью Монголии.

Заключение

Этнический состав и расселение этнотерриториальной группы идин-ских бурят представляют собой огромной интерес в связи с исследованием бурятского этногенеза и этнической истории Байкальского региона. Ярким примером консолидации булагатов из племен монгольского, тюркского и тунгусского происхождения являются этнонимы. В XVII в. практически все группы идинских бурят считали себя булагатами, что позволяет нам говорить о наличии и актуальности булагатской идентичности в их среде. Об этом же свидетельствует стремление к консолидации с окружающими була-гатами таких племен, как янгут и ноёт, через включение их предков в обще-булагатскую родословную.

Формирование племенного союза обогони олон преимущественно из тюркских средневековых племен Южной Сибири и Центральной Азии, расселение этой группы племен в долинах рек Оса, Обуса, Улей, Унга (притоков р. Ангары), по нашему мнению, может отражать реальную связь предков этой группы со средневековыми археологическими памятниками, имеющими тюркские отличительные следы. Более того, явно прослеживается связь терминов «обогон» и «омогой», что, вероятно, указывает на контакты Прибайкалья и Средней Лены во времена становления якутского этноса.

Осколки средневекового ойратского населения Енисейско-Байкальского региона представлены сэгэнутами и замотами. Наличие остатков поздних монгольских племен отражают постоянные контакты Прибайкалья с Центрально-Азиатским регионом.

Известия Иркутского государственного университета. 2017

Т. 20. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». С. 136-156

Источники

ОППВ ИМБТ СО РАН. Ф. 18. Оп. 1. Д. 263. Л. 1 (личн. фонд И. Н. Мадасона)

ПМА - Полевые материалы автора. Опрос, проведенный в улусе Халюта Усть-Удинского р-на Иркутской области в 2017 г. (информант - Милгадаева Раиса Михайловна, 1949 г.р. хоогой).

Список литературы

Айыжы Е. В. Родоплеменные группы тувинцев Тоджинского района Республики Тува на современном этапе (по материалам полевых исследований) / Е. В. Айыжы,

A. А. Конгу // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4-1(80). -С. 3-10.

Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят / С. П. Балдаев. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1970. - 360 с.

Бертагаев Т. А. Внутренняя реконструкция и этимология слов в алтайских языках / Т. А. Бертагаев // Проблема общности алтайских языков. - Л. : Наука, 1971. - С. 90-109.

Большой академический монгольско-русский словарь / ред. А. Лувсандэндэв,

B. М. Солнцев. - М. : Academia, 2002. - T. 4. - 532 с.

Бурятско-русский словарь / сост. К. М. Черемисов, Л. Д. Шагдаров. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - 804 с.

Древнетюркский словарь / В. М. Наделяев, Д. М. Насилов, Э. Р. Тенишев, А. М. Щербак, Т. А. Боровкова, Л. В. Дмитриева, А. А. Зырин, И. В. Кормушин, Н. И. Летягина, Л. Ю. Тугушева. - Л. : Наука, 1969. - 676 с.

Ермолова Н. В. Эвенки Центральной Сибири: социальная организация и этническая структура / Н. В. Ермолова // Народы Сибири в составе государства российского. -СПб. : Европ. дом, 1999. - С.69-164.

Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта населения Иркутской и Енисейской губерний. Карта Иркутского округа Иркутской губернии. -М. : [Б. и.], 1890.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монгольско-русский словарь / ред. А. Лувсандэндэв. - М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1957. - 716 с.

Нанзатов Б. З. Административные образования бурят в Российской империи в XIX в. Кудинская степная дума (расселение и этнический состав кудинских бурят) / Б. З. Нанзатов // Вестн. Бурят. научного центра СО РАН. - 2015. - № 1(17) - С. 41-56.

Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. 3: Иркутская губ., Забайкальская, Амурская, Якутская, Приморская обл. и о. Сахалин / С. К. Патканов. - СПб. : Тип. «Ш. Буссель», 1912. -

C. 434-999. (Зап. Импер. рус. геогр. общ-ва по отделению статистики ; вып. 3).

Рассадин В. И. Очерки по исторической фонетике бурятского языка / В. И. Рассадин. - М. : Наука, 1982. - 199 с.

Румянцев Г. Н. Идинские буряты (родо-племенной состав) / Г. Н. Румянцев // Этнографический сборник. - Улан-Удэ, 1969. - Вып.5. - С. 76-104.

Снесарев Г. П. Объяснительная записка к «Карте расселения узбеков на территории Хорезмской области (конец XIX - начало ХХ в.)» / Г. П. Снесарев // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - М. : Наука, 1975. - С. 75-94.

Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 3 / М. Н. Хангалов. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1960. - 422 с.

Хадахнэ К. А. Предания о бурятских родах в Боханском аймаке / К. А. Хадахнэ // Бурятиеведение. - 1927. - № 3-4. - С. 85-88.

Щербак А. М. Ранние тюрко-монгольские языковые связи (VIII-XIV вв.) / А. М. Щербак. - СПб. : ИЛИ РАН, 1997 - 291 с.

Эвенкийско-русский словарь / сост. Г. М. Василевич. - М. : Гос. Изд-во иностр. и нац. словарей, 1958. - 802 с.

Нацагдорж Ц. Б. XVII зууны Монгол-Орос харилцаан дахьхарьяа асуудал / Ц. Б. Нацагдорж. - Улаанбаатар : Адмон, 2013. - 310 с.

НямбууХ. Монголын угсаатны зуй. Удиртгал / Х. Нямбуу. - Улаанбаатар, 1992. -

198 с.

Сухбаатар Г. Сяньби. / Г. Сухбаатар. - Улаанбаатар, 1971. - 217 с. Paksoy H. B. Central Asia Reader: The Rediscovery of History: The Rediscovery of History / H. B. Paksoy. - London : Routledge, 1994. - 240 p.

Ida Buryats in the 19th Century: Ethnic Composition and Settlement

B. Z. Nanzatov

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS

Abstract. The article continues a series of research works on the ethnic composition of the Buryat population using a case study of the Steppe Dumas, national jurisdictions of the Russian empire in 19th century. This article studies the ethnic composition and settlement of Ida Buryats in the Ida Steppe Duma. The creation of the first Buryat territorial and administrative entities - Mirskaya Izba and Steppe Bureau and their further development to Steppe Dumas led to the formation of ethno-territorial groups of Buryat people, whose identity remains relevant in modern conditions. The ethnic composition and resettlement of the ethno-territorial group of the Ida Buryats is of great interest in connection with the study of Buryats ethnogenesis and the ethnic history of the Baikal region. This study continues the discussion about the origins and connections of Buryat tribes with the Mongolian, Turkic and Tungus tribes of Central Asia and Southern Siberia. One of the key ethnic groups of the Ida Buryats is the tribal union Obogoni Olon. Turkic medieval tribes of Southern Siberia and Central Asia took part in its formation. Medieval archaeological monuments in the valleys of rivers Angara, Osa, Obusa, Ulei, Unga are connected with this tribal union. In turn, this ethnic group took part in the formation of the Yakut (Sakha) ethnos. The presence among the Ida Buryats of ethnonyms of the late Mongolian tribes reflects the constant contacts of the Baikal region with the Central Asian region, and the Oirat ethnonyms indicate the existence of a medieval Oirat layer of the Yenisei-Baikal region. The author's version of the origin of ethnic groups that formed the ethno-territorial group of the Ida Buryats was proposed on the basis of the historical and linguistic analysis of macro-ethnonyms. The reconstruction of the network of settlement of Buryat ethnic groups in the investigated territory in the 19th century allowed to present the most complete picture of the settlement of the Ida Buryats with the maximum number of uluses and villages, existing at the end of the 19th century. Also, author's maps indicate the status of the territories, the ratio and density of settlement of the Buryat tribes.

Keywords: Ida Buryats, ethnic composition, tribal union, historical and linguistic analysis, settlement, reconstruction.

References

Aiyzhy E. V., Kongu A. A. Rodoplemennye gruppy tuvintsev Todzhinskogo raiona respubliki Tuva na sovremennom etape (po materialam polevykh issledovanii) [Clan and Tribal groups of Tuvans of Todzha region of the Republic of Tuva at the present stage (on materials of field research)]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ya. Iakovleva [Bulletin of the I. Y. Yakovlev Chuvash state pedagogical University]. 2013, Is. 4-1 (80), pp. 3-10. (In Russ.)

Baldaev S. P. Rodoslovnye predaniya i legendy buryat. [Genealogy stories and legends of Buryats]. Ulan-Ude, Buryat book publishing house, 360 p. (In Russ.)

Bertagaev T. A. Vnutrennyaya rekonstruktsiya i etimologiya slov v altaiskikh yazykakh [Internal reconstruction and etymology of words in Altai languages]. Problema obshchnosti altaiskikh yazykov [The problem of the community of Altai languages]. Leningrad, Nauka Publ., 1971, pp. 90-109. (In Russ.)

Cheremisov K. M., Shagdarov L. D. (Eds.) Buryatsko-russkii slovar [Buryat-Russian dictionary]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1973, 804 p. (In Buryat; In Russ.)

Ermolova N. V. Evenki Tsentralnoi Sibiri: sotsialnaya organizatsiya i etnicheskaya struktura [Evenks of Central Siberia: social organization and ethnic structure]. Narody Sibiri v sostave gosudarstva rossiiskogo [The peoples of Siberia as part of the Russian state]. St. Petersburg, European House Publ., 1999, pp. 69-164. (In Russ.)

Khadakhne K. A. Predaniya o buryatskikh rodakh v Bokhanskom aimake [Traditions on the Buryat clans in the Bokhan aimak]. Buryatievedenie [Buryat studying]. 1927, Vol. 3-4, pp. 85-88. (In Russ.)

Khangalov M. N. Sobranie sochinenii [Works]. Ulan-Ude, Buryat Book Publ., 1958, Vol. 3, 422 p. (In Russ.)

Luvsandendev A. (Ed.) Mongolsko-russkii slovar [Mongolian-Russian dictionary]. Moscow, State publishing house of foreign and national dictionaries, 1957, 716 p. (In Mongol; In Russ.)

Luvsandendev A., Solntsev V. M. (Eds.) Bolshoi akademicheskii mongolsko-russkii slovar [Large Academic Mongolian-Russian Dictionary]. Moscow, Academia Publ., 2002, Vol. 4, 532 p. (In Mongol; In Russ.)

Materialy po issledovaniyu zemlepolzovaniya i khozyaistvennogo byta naseleniya Ir-kutskoi i Eniseiskoi gubernii. Karta Irkutskogo okruga Irkutskoi gubernii [Materials for the study of land use and economic life of the population of Irkutsk and Yenisei provinces. Map of Irkutsk district of the Irkutsk province]. Moscow, 1890. (In Russ.)

Nadelyaev V. M., Nasilov D. M., Tenishev E. R., Shcherbak A. M. Borovkova T. A., Dmitrieva L. V., Zyrin A. A., Kormushin I. V., Letyagina N. I., Tugusheva L. Yu. Drevneti-urkskii slovar [Old Turkic dictionary]. Leningrad, Nauka Publ., 1969, 676 p. (In Russ.)

Nanzatov B. Z. Administrativnye obrazovaniya buryat v Rossiiskoi imperii v XIX v. Kudinskaya stepnaya duma (rasselenie i etnicheskii sostav kudinskikh buryat) [The Buryat Jurisdictions in the 19th Century in Russian Empire: The Kuda Steppe Duma (Settlement and Ethnic Composition of the Kuda Buryats)]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra SO RAN [The Bulletin of the Buryat Scientific Center of the SB RAS]. 2015, Vol. 1 (17), pp. 41-56. (In Russ.)

Natsagdorzh Ts. B. XVII zuuny Mongol-Oros khariltsaan dakh'khar'yaa asuudal [The issue of relations between Mongolia and Russia in the XVII century]. Ulaanbaatar, Admon Publ., 2013, 310 p. (In Mongol.)

Nyambuu Kh. Mongolyn ugsaatny zyi. Udirtgal [Mongolian ethnography. Introduction]. Ulaanbaatar, 1992, 198 p. (In Mongol.)

Paksoy H. B. Central Asia Reader: The Rediscovery of History. London, Routledge, 1994. 240 p.

Patkanov S. K. Statisticheskie dannye, pokazyvayushchie plemennoi sostav naseleniya Sibiri, yazyk i rody inorodtsev (na osnovanii dannykh spetsialnoi razrabotki materiala perepisi 1897 g.) [Statistical data showing the tribal composition of the population of Siberia, language and kind of foreigners (based on a special development of the material to the 1897 census)]. Tom 3: Irkutskaya guberniya, Zabaikalskaya, Amurskaya, Yakutskaya, Primorskaya oblasti i ostrov Sakhalin [Vol. 3: The Irkutsk province, Transbaikalia, Amur, Sakha, Primorye regions and Sakhalin Island]. St. Petersburg, 1912, Sh .Bussel Publ. House, pp. 434-999. (In Russ.)

Rassadin V. I. Ocherki po istoricheskoi fonetike buryatskogo yazyka [Essays on historic phonetics of the Buryat language]. Moscow, Nauka Publ., 1982, 199 p. (In Russ.)

Rumyantsev G. N. Idinskie buryaty (rodo-plemennoi sostav) [Ida Buryats (clan-tribal composition)]. Etnograficheskii sbornik [Ethnographic digest]. Ulan-Ude, 1969, Is. 5, pp. 76104. (In Russ.)

Shcherbak A. M. Rannie tyurko-mongolskie yazykovye svyazi (VIII—XIV vv.) [Early Turkic-Mongolian language relations (VIII—XIV centuries)]. St. Petersburg, ILS RAS, 1997, 291 p. (In Russ.)

Snesarev G. P. Obyasnitelnaya zapiska k "Karte rasseleniya uzbekov na territorii Khorezmskoi oblasti (konets XIX - nachalo XX v.)" [Explanatory note to the "Map of the settlement of Uzbeks in the territory of Khorezm region (from late 19th to early 20th centuries] . Khozyaistvenno-kulturnye traditsii narodov Srednei Azii i Kazakhstana [Economic and cultural traditions of the peoples of the Central Asia and Kazakhstan]. Moscow, Nauka Publ., 1975, pp. 75-94. (In Russ.)

Sukhbaatar G. Syanbi [Xianbi]. Ulaanbaatar, 1971, 217 p. (in Mongol.)

Vasilevich G. M. (Ed.) Evenkiisko-russkii slovar [Evenk-Russian dictionary]. Moscow, State publishing house of foreign and national dictionaries, 1958, 802 p. (In Russ.)

Нанзатов Баир Зориктоевич

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдел истории, этнологии и социологии; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 e-mail: [email protected]

Nanzatov Bair Zoriktoevich

Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, Department of History, Ethnology and Sociology; Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS; 6, Ulan-Ude, Sakh'yanova st., 670047, Russia

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.