УДК 266+94(495.02)
ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ БОЛГАРСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ © Д. В. Григорьев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел. +7 (347) 229 96 61.
E-mail: g_rig@rambler.ru
Статья посвящена болгарскому возрождению, специфику которого определили, с одной стороны, идеи просвещения, европейского ренессанса, социальных изменений, а, с другой, стремление к разрешению национального вопроса и завоевание политической независимости. Каждая из трех линий Болгарского возрождения — культурно-просветительная, церковная и социально-политическая — несли в себе национальную идею.
Ключевые слова: ренессанс, Болгарское возрождение, Россия, буржуазное общество, Балканы, Турция.
Развитие человеческого общества в различные периоды своего существования - это исключительно сложный процесс. После Восточной и Средиземноморской цивилизаций, вслед за Арабским миром и Византией, стали появляться предпосылки социально-экономических, политических и культурно-просветительных аспектов к переходу от Средневековья к Новому времени. Этот переход был трудным и по времени охватил почти три столетия. Ренессанс и гуманизм, последовавшие затем Просвещение и эпоха революционных потрясений, ознаменовали собой победу буржуазии над силами Средневековья.
Средневековые воззрения на образ жизни и мыслей, подчиненные церковным догмам, начали отступать вначале в Италии - центре католической церкви. В XIV - начале XV в., хотя и состоящая из множества крупных и мелких государств, она переживала экономический подъем. Традиционные торговые партнеры Византии - Венеция, Генуя, Флоренция - поднялись как в экономическом, так и культурном отношении. И вскоре эти процессы охватили соседние с Италией страны.
Идеи Возрождения, продиктованные экономическим прогрессом, раскрепостили итальянское, а немного позже и почти все западноевропейское общество. Разрыв с церковными догмами, средне -вековой схоластикой и возвеличивание человеческой личности с присущими ей качествами и индивидуализмом - сущность западноевропейского Возрождения. Расцвет литературы, культуры, искусства и науки тесно связан с разрывом оков средневекового хозяйства и с зарождением капиталистических отношений. Великие географические открытия, изобретение книгопечатания, открытие новых стран и торговых путей, первая буржуазная революция в Нидерландах - все это способствовало быстрой победе капитализма в Европе. Эти изменения неминуемо привели к дальнейшему расцвету всех областей человеческого знания. Великая историческая эпоха породила гигантов, дав великие исторические имена как в духовной, так и в общественной жизни Европы.
«В спасенных при гибели Византии рукописях, - писал Ф. Энгельс в 1880 г. в «Диалектике природы», - в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед... светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты. Рамки старого огЬі8 Іеггагиш были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и положены основы для позднейшей международной торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена... Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености» [1, с. 6-7].
Идеи Возрождения завладели мыслями общества во Франции, Англии, Нидерландах, Г ермании. Впервые в истории Европы зародилась единая цивилизация, которая в последующем находила все большую поддержку уже вследствие одинаково происходящих социально-экономических и культурно-просветительных процессов в странах Западной Европы. Но эти идеи стали достоянием сравнительно ограниченной части общества, так как преобладающая часть населения продолжала жить и мыслить по правилам, существовавшим до того времени. То есть жизнь доказала, что сознание и устоявшиеся в течение многих столетий стереотипы на образ жизни, мыслей и поведения продолжали оказывать сильное консервативное влияние на человеческую сущность.
Ренессанс и Просвещение с последующими революциями ознаменовали как бы три степени перехода к Новому времени, который имел целью полного разрыва со Средневековьем и открытия свободного пути развития нового мира. Революционный переворот выразился буржуазными революциями в Нидерландах в XVI в., Англии в XVII в., Франции и США в XVIII в. XIX век - век буржуаз-
ной Европы, век торжества тех сил, которые начали перемены еще в XIV-XV вв.
Одним из первых болгарских ученых, который сделал попытку увязать Болгарское возрождение с социально-экономическими процессами, протекавшими в ту эпоху, был профессор И. Шишманов. Изучая западноевропейский и в особенности итальянский Ренессанс, он пришел к выводу, который стремился применить и в отношении Болгарского возрождения. Суть его утверждения сводилась к следующему. Западноевропейский Ренессанс был одним из самых крупных социально-экономических феноменов. Его типичные черты - психология людей, их взгляды и практическая деятельность - нашли свое объяснение в глубоких из -менениях, происшедших в общественном и экономическом строе Средневековья, каковыми и являются: переход от феодального хозяйства к капиталистическому и экономическое усиление итальянского городского сословия. А Болгария не только в XII в., но и вплоть до самого завоевания турками в XIV в. не имела такого развитого городского населения, каким являлось итальянское (а позднее -французское, английское и немецкое). В Болгарии в то время только еще начала зарождаться общественная жизнь [2, с. 190].
Далее И. Шишманов продолжает, что термин «болгарское возрождение» не отвечает полностью понятию, которое обыкновенно связывается со словом «ренессанс». Содержание понятия «болгарского возрождения» является и большим и меньшим. Оно не имеет ничего общего с воскресением классической древности или со слиянием античного с христианским или эмансипацией личности от оков средневекового авторитета. Болгарское возрождение, появившееся как более или менее оформившееся движение лишь в XVIII в., не случайно носит некоторые из самых характерных черт этих двух эпох. В нем отразился как культ разума эпохи Просвещения, так и романтика века пробужденного национализма [3, с. 3-4]. Что же нужно понимать вообще под термином «возрождение», каков его исторический смысл, каковы его границы и имеются ли таковые, образует ли оно единое целое или его можно подразделить на более узкие периоды.
По своей сущности, у Болгарского возрождения, охватывавшего период XVIII-XIX вв., были схожие моменты, которые составляли три этапа европейского перехода к Новому времени. Очень трудно и почти невозможно вычленить эти этапы в развитии болгарского общества по объективным причинам. В конце XIV в. Болгарское царство было покорено турками-османами и оставалось под их властью почти 500 лет. По жестокой иронии судьбы славяно-византийский мир, который до конца XIV - начала XV в. был одним из экономических и культурных центров Европы, рухнул под ударами османов. Историческая логика отступила перед исторической реальностью, а последствия оказались
невероятными по своей сущности - уничтожение и гибель достижений целого мира, который на протяжении несколько столетий определял жизненный ритм европейского Востока [4, с. 23; 5, с. 29].
Накануне своего падения Болгарское государ -ство переживало время феодальной раздробленно -сти и децентрализации. Вопреки этому культура продолжала развиваться по восходящей линии. Этот феномен можно объяснить традицией, наследием предыдущего периода, когда Болгария, являясь центром славянской культуры, заботилась, как это и полагалось государству и церкви, о духовном росте высших слоев общества. Тогда появились такие личности, как патриарх Евтимий, Феодосий Тырновский, Григорий Цамблак. На Византию культурные достижения болгар произвели сильное впечатление, о чем говорит тот факт, что византийские хронисты восхваляют в своих летописях болгарских авторов. Все это дает основание разным исследователям искать отдельные ренессансные мотивы в болгарской культуре XIII-XIV вв. Вполне основательные достижения Тырновской живописной школы того времени вызвали ассоциации в этом направлении, но по своему содержанию и форме культура Болгарии XIII-XIV вв. была средневековой. Таковой она оставалась и первые три столетия османского господства в болгарских землях [4, с. 29].
Действительно, как в эпоху Первого, так и Второго болгарского царства в культурно-духовном развитии имели место значительные исторические события прогрессивного характера. Но они имели мало общего с Возрождением, поскольку представляли совершенно иную значимость [5, с. 24].
Точно так же неправильно связывать Болгар -ское возрождение с богомильством. Богомильство как социально-реформаторское движение появилось и развилось в определенных конкретных условиях. Это движение представляло стихийный протест крестьянства за улучшение своего социальноэкономического положения, принявший религиозную форму. «Экономическое положение болгар в X в. было настолько тяжелым, что многие покидали свои семьи и бежали в монастыри, где по крайней мере они находили себе пищу и пристанище» [6, с. 11].
Идеи богомилом весьма далеки от идей Болгарского возрождения. Тем не менее существовало мнение, что богомильство - это начало Болгарского возрождения и даже предвестие начала социальных реформ в Болгарии [7, с. 167].
Появление же новых, так называемых реалистических, моментов в культурной и духовной жизни болгарского общества XIII-XIV вв. можно объяснить, прежде всего, происхождением и степенью религиозности отдельных авторов. Естественные формы, появившиеся в искусстве в XIII-XIV вв. и в последующем продолжавшие свое развитие, могли принимать первоначально форму глубокого религиозного сознания или позже (в XV-XVII вв.)
форму протеста против божьей воли, допустившей многовековое и ужасное зло для болгар, а также стремление выжить в то жестокое время, в котором болгары несли свой крест [4, с. 30].
«Москва - Третий Рим», претензии России на роль религиозного и духовного центра православия не изменили степень религиозности среди болгар . Религиозный фанатизм, всегда чуждый и незнакомый болгарам, не вспыхивал даже в экстремальных условиях, в которые они были поставлены. Поставить знак равенства или говорить о каком-либо отдаленном влиянии западноевропейского возрождения в болгарских землях того времени, по меньшей мере, не серьезно, но вопреки всему болгары достигли выдающихся результатов в области реализма [4, с. 30].
Запаздывая на три века, по сравнению с европейским, Болгарское возрождение XVIII - XIX вв. находилось в исключительно трудных и сложных условиях. Являясь провинцией Османской империи, Болгария была лишена контактов с остальным европейским миром, что тормозило как ее экономическое, так и политическое развитие. Установившиеся в болгарских землях феодальные азиатские порядки продолжали существовать в полной мере в то время, когда западноевропейские страны окончательно перешагнули в Новое время. Вопреки оживлению торговых и политических связей Западной Европы с Турцией, последняя оказалась неспособной воспринимать новые идеи и новые общественные отношения. В большей степени этому способствовала и сама политика великих держав, установивших в империи так называемый режим капитуляций, затормозивший до крайней степени развитие производительных сил.
С победой буржуазных революций на Западе экономическая и политическая зависимость Турции еще больше усиливается, а это, в свою очередь, тормозило ее развитие и развитие покоренных христианских народов. Находящиеся в более благоприятных географических условиях греки, сербы, черногорцы, валахи смогли воспользоваться этим и значительно опередить в своем развитии болгар , попавших в исключительно неблагоприятное положение и в конце 30-х гг. XIX в. оказавшихся единственным христианским народом на Балканах, полностью оставшимся под властью турок. Буржуазия, взявшая в свои руки дело восстановления балканских государств, мечтала о полном освобождении своих земель и народов, чтобы земли с чисто болгарским населением вывести из-под власти Великой Порты. Набирающий скорость балканский национализм оказался непреодолимой преградой для плодотворного сотрудничества между остающимся под османской властью народом и свободными соседями. Ко всему этому необходимо добавить политические интересы России, Англии, Франции, Австрии (Австро-Венгрии), Германии к османскому наследству в Юго-Восточной Европе. Руководствуясь единственно собственными целями
и желанием усилить экономическое и культурное влияние в этой части света, державы пренебрегали горькой участью порабощенных народов и сознательно «продлевали жизнь» Османской империи.
Вышеизложенные обстоятельства задержали развитие новых процессов в болгарском обществе. В то же время, однако, наблюдались факторы, говорящие об обратном. Болгария, хотя и находилась в пределах Турции, все же оказалась в непосредственной близи от центра новой цивилизации. Болгария воспринимала новые идеи по различным каналам - через торговлю, прессу, представительства великих держав в Турции, через соседние балканские народы. Заимствовав опыт, накопленный Западной Европой во время перехода к Новому времени, болгарский народ сократил продолжительность трех степеней и пережил истинное Возрождение за один сравнительно короткий период. В итоге Болгария сравнялась с соседними балканскими народами в социально-экономическом и культурно-духовном отношении [4, с. 31].
С полным основанием можно утверждать, что Болгарское возрождение - это синоним Ренессанса, Просвещения и буржуазных революций. Разумеется, найти и выделить три этапа перехода от Средневековья к Новому времени в болгарской действительности XVIII-XIX вв. как трудно, так и сложно. Отсутствие Ренессанса в его классическом виде не означало отсутствие возрожденческих настроений. Так, например, Паисий Хилендарский обратил свой взгляд к прошлому, ища там идеалы, надежды, а чуть позже идеи просвещения захлестнут болгарское общество и станут истинной верой для крепнущей болгарской буржуазии и интеллигенции. Одновременно с этим набирала силу и борьба за национальную независимость, которая объединила весь народ. Взаимная переплетенность возрожденческих настроений, просвещенческих идей и социальных изменений, с одной стороны, стремление к разрешению национального вопроса и завоевание политической независимости, с другой, определили специфику Болгарского возрождения. Каждая из трех основных линий Болгарской национальной революции - культурно-просветительная, церковно-духовная и социально-политическая - были «окрашены» в национальную идею.
Д. Благоев следующим образом описывает данный процесс: «Но если крестьянские революции заканчивались неудачей, то в то же самое время другая революция победоносно шла к своей цели. Это была буржуазная мирная революция. Развитие городов, расцвет в них индустрии и торговли быстро выдвигают торгово-промышленный класс, который становится во главе национального движения. Он основывает торгово-промышленные колонии за пределами Болгарии - в Царьграде; в России - в приморском торговом городе Одессе; в Румынии -в Галаце, Браилове и Бухаресте. Еще до момента издания Гюльханейского хатт-и шерифа этот класс
начинает открывать народные училища. Одновременно развивается и распространяется литература, в первую очередь учебная. Начинает развиваться и периодическая печать; быстро увеличивается выпуск газет и журналов. Таким образом, к началу второй половины XIX в. в Болгарии совершился полный переворот в общественных отношениях и понятиях. Национальные стремления получили неопределимую силу, найдя свое реальное выражение в борьбе с «фанариотами», в борьбе за церковную самостоятельность» [8, с. 16].
И это вполне естественно, если иметь в виду то положение, в котором находились болгары. Подобная взаимопереплетенность придала особый колорит болгарскому переходу к Новому времени, так как национально-освободительная борьба народа, в конце концов, успешно завершилась, разрешив как социальные проблемы, так и все мечты по национальному вопросу, что привело к восстановлению болгарской государственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: изд-во политической литературы, 1987. XVI+349 с.
2. Шишманов И. Западноевропеското и българското възраж-дане // Българска историческа библиотека. София: Изда-телство на Българската академия на науките, 1928. Т. I. С. 185-193.
3. Шишманов И. Студии из областта на българското възраж-дане. В. И. Григорович, неговото пътешествие в Европей-ска Турция (1844-1845) и неговите отношения към бълга-рите // Сборник на Българската академия на науките. София, 1916. Кн. VI. С. 1-221.
4. Стоянов И. История на Българското възраждане. В. Търново: Издателство «ИВИС», 2010. 280 с.
5. Натан Ж. Болгарское возрождение. М.: Гос. изд-во иностранной литературы, 1949. 319 с.
6. Благоев Н. П. Причини за покорението на българите от византийци и турци // Годишник на Соф. университет. Юридически фак-т. София: Университетско издателство, 1920. Кн. XII. 23 с.
7. Клинчаров И. Поп Богомил и неговото време. София: Държавна печатница, 1927. 167 с.
8. Благоев Д. Приносъ къмъ историята на социлизм в Бълга-рия. София: Партиздат, 1956. 546 с.
Поступила в редакцию 02.11.2012 г.