Научная статья на тему 'Идейные основы болгарского возрождения'

Идейные основы болгарского возрождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
764
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНЕССАНС / БОЛГАРСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / РОССИЯ / БУРЖУАЗНОЕ ОБЩЕСТВО / БАЛКАНЫ / ТУРЦИЯ / RENAISSANCE / BULGARIAN RENAISSANCE / RUSSIA / BOURGEOIS SOCIETY / BALKAN MOUNTAINS / TURKEY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Д. В.

Статья посвящена болгарскому возрождению, специфику которого определили, с одной стороны, идеи просвещения, европейского ренессанса, социальных изменений, а, с другой, стремление к разрешению национального вопроса и завоевание политической независимости. Каждая из трех линий Болгарского возрождения культурно-просветительная, церковная и социально-политическая несли в себе национальную идею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS OF BULGARIAN RENAISSANCE

The article is devoted to the Bulgarian Renaissance which specific character was defined by the ideas of Enlightenment, European Renaissance, social changes on the one hand and by the desire to settle national problems and victory of political independence, on the other. Each of the three trends of Bulgarian Renaissance, namely cultural-and-educational, ecclesiastical and social-and-political carried a national idea in itself.

Текст научной работы на тему «Идейные основы болгарского возрождения»

УДК 266+94(495.02)

ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ БОЛГАРСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ © Д. В. Григорьев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. +7 (347) 229 96 61.

E-mail: g_rig@rambler.ru

Статья посвящена болгарскому возрождению, специфику которого определили, с одной стороны, идеи просвещения, европейского ренессанса, социальных изменений, а, с другой, стремление к разрешению национального вопроса и завоевание политической независимости. Каждая из трех линий Болгарского возрождения — культурно-просветительная, церковная и социально-политическая — несли в себе национальную идею.

Ключевые слова: ренессанс, Болгарское возрождение, Россия, буржуазное общество, Балканы, Турция.

Развитие человеческого общества в различные периоды своего существования - это исключительно сложный процесс. После Восточной и Средиземноморской цивилизаций, вслед за Арабским миром и Византией, стали появляться предпосылки социально-экономических, политических и культурно-просветительных аспектов к переходу от Средневековья к Новому времени. Этот переход был трудным и по времени охватил почти три столетия. Ренессанс и гуманизм, последовавшие затем Просвещение и эпоха революционных потрясений, ознаменовали собой победу буржуазии над силами Средневековья.

Средневековые воззрения на образ жизни и мыслей, подчиненные церковным догмам, начали отступать вначале в Италии - центре католической церкви. В XIV - начале XV в., хотя и состоящая из множества крупных и мелких государств, она переживала экономический подъем. Традиционные торговые партнеры Византии - Венеция, Генуя, Флоренция - поднялись как в экономическом, так и культурном отношении. И вскоре эти процессы охватили соседние с Италией страны.

Идеи Возрождения, продиктованные экономическим прогрессом, раскрепостили итальянское, а немного позже и почти все западноевропейское общество. Разрыв с церковными догмами, средне -вековой схоластикой и возвеличивание человеческой личности с присущими ей качествами и индивидуализмом - сущность западноевропейского Возрождения. Расцвет литературы, культуры, искусства и науки тесно связан с разрывом оков средневекового хозяйства и с зарождением капиталистических отношений. Великие географические открытия, изобретение книгопечатания, открытие новых стран и торговых путей, первая буржуазная революция в Нидерландах - все это способствовало быстрой победе капитализма в Европе. Эти изменения неминуемо привели к дальнейшему расцвету всех областей человеческого знания. Великая историческая эпоха породила гигантов, дав великие исторические имена как в духовной, так и в общественной жизни Европы.

«В спасенных при гибели Византии рукописях, - писал Ф. Энгельс в 1880 г. в «Диалектике природы», - в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед... светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты. Рамки старого огЬі8 Іеггагиш были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и положены основы для позднейшей международной торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена... Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености» [1, с. 6-7].

Идеи Возрождения завладели мыслями общества во Франции, Англии, Нидерландах, Г ермании. Впервые в истории Европы зародилась единая цивилизация, которая в последующем находила все большую поддержку уже вследствие одинаково происходящих социально-экономических и культурно-просветительных процессов в странах Западной Европы. Но эти идеи стали достоянием сравнительно ограниченной части общества, так как преобладающая часть населения продолжала жить и мыслить по правилам, существовавшим до того времени. То есть жизнь доказала, что сознание и устоявшиеся в течение многих столетий стереотипы на образ жизни, мыслей и поведения продолжали оказывать сильное консервативное влияние на человеческую сущность.

Ренессанс и Просвещение с последующими революциями ознаменовали как бы три степени перехода к Новому времени, который имел целью полного разрыва со Средневековьем и открытия свободного пути развития нового мира. Революционный переворот выразился буржуазными революциями в Нидерландах в XVI в., Англии в XVII в., Франции и США в XVIII в. XIX век - век буржуаз-

ной Европы, век торжества тех сил, которые начали перемены еще в XIV-XV вв.

Одним из первых болгарских ученых, который сделал попытку увязать Болгарское возрождение с социально-экономическими процессами, протекавшими в ту эпоху, был профессор И. Шишманов. Изучая западноевропейский и в особенности итальянский Ренессанс, он пришел к выводу, который стремился применить и в отношении Болгарского возрождения. Суть его утверждения сводилась к следующему. Западноевропейский Ренессанс был одним из самых крупных социально-экономических феноменов. Его типичные черты - психология людей, их взгляды и практическая деятельность - нашли свое объяснение в глубоких из -менениях, происшедших в общественном и экономическом строе Средневековья, каковыми и являются: переход от феодального хозяйства к капиталистическому и экономическое усиление итальянского городского сословия. А Болгария не только в XII в., но и вплоть до самого завоевания турками в XIV в. не имела такого развитого городского населения, каким являлось итальянское (а позднее -французское, английское и немецкое). В Болгарии в то время только еще начала зарождаться общественная жизнь [2, с. 190].

Далее И. Шишманов продолжает, что термин «болгарское возрождение» не отвечает полностью понятию, которое обыкновенно связывается со словом «ренессанс». Содержание понятия «болгарского возрождения» является и большим и меньшим. Оно не имеет ничего общего с воскресением классической древности или со слиянием античного с христианским или эмансипацией личности от оков средневекового авторитета. Болгарское возрождение, появившееся как более или менее оформившееся движение лишь в XVIII в., не случайно носит некоторые из самых характерных черт этих двух эпох. В нем отразился как культ разума эпохи Просвещения, так и романтика века пробужденного национализма [3, с. 3-4]. Что же нужно понимать вообще под термином «возрождение», каков его исторический смысл, каковы его границы и имеются ли таковые, образует ли оно единое целое или его можно подразделить на более узкие периоды.

По своей сущности, у Болгарского возрождения, охватывавшего период XVIII-XIX вв., были схожие моменты, которые составляли три этапа европейского перехода к Новому времени. Очень трудно и почти невозможно вычленить эти этапы в развитии болгарского общества по объективным причинам. В конце XIV в. Болгарское царство было покорено турками-османами и оставалось под их властью почти 500 лет. По жестокой иронии судьбы славяно-византийский мир, который до конца XIV - начала XV в. был одним из экономических и культурных центров Европы, рухнул под ударами османов. Историческая логика отступила перед исторической реальностью, а последствия оказались

невероятными по своей сущности - уничтожение и гибель достижений целого мира, который на протяжении несколько столетий определял жизненный ритм европейского Востока [4, с. 23; 5, с. 29].

Накануне своего падения Болгарское государ -ство переживало время феодальной раздробленно -сти и децентрализации. Вопреки этому культура продолжала развиваться по восходящей линии. Этот феномен можно объяснить традицией, наследием предыдущего периода, когда Болгария, являясь центром славянской культуры, заботилась, как это и полагалось государству и церкви, о духовном росте высших слоев общества. Тогда появились такие личности, как патриарх Евтимий, Феодосий Тырновский, Григорий Цамблак. На Византию культурные достижения болгар произвели сильное впечатление, о чем говорит тот факт, что византийские хронисты восхваляют в своих летописях болгарских авторов. Все это дает основание разным исследователям искать отдельные ренессансные мотивы в болгарской культуре XIII-XIV вв. Вполне основательные достижения Тырновской живописной школы того времени вызвали ассоциации в этом направлении, но по своему содержанию и форме культура Болгарии XIII-XIV вв. была средневековой. Таковой она оставалась и первые три столетия османского господства в болгарских землях [4, с. 29].

Действительно, как в эпоху Первого, так и Второго болгарского царства в культурно-духовном развитии имели место значительные исторические события прогрессивного характера. Но они имели мало общего с Возрождением, поскольку представляли совершенно иную значимость [5, с. 24].

Точно так же неправильно связывать Болгар -ское возрождение с богомильством. Богомильство как социально-реформаторское движение появилось и развилось в определенных конкретных условиях. Это движение представляло стихийный протест крестьянства за улучшение своего социальноэкономического положения, принявший религиозную форму. «Экономическое положение болгар в X в. было настолько тяжелым, что многие покидали свои семьи и бежали в монастыри, где по крайней мере они находили себе пищу и пристанище» [6, с. 11].

Идеи богомилом весьма далеки от идей Болгарского возрождения. Тем не менее существовало мнение, что богомильство - это начало Болгарского возрождения и даже предвестие начала социальных реформ в Болгарии [7, с. 167].

Появление же новых, так называемых реалистических, моментов в культурной и духовной жизни болгарского общества XIII-XIV вв. можно объяснить, прежде всего, происхождением и степенью религиозности отдельных авторов. Естественные формы, появившиеся в искусстве в XIII-XIV вв. и в последующем продолжавшие свое развитие, могли принимать первоначально форму глубокого религиозного сознания или позже (в XV-XVII вв.)

форму протеста против божьей воли, допустившей многовековое и ужасное зло для болгар, а также стремление выжить в то жестокое время, в котором болгары несли свой крест [4, с. 30].

«Москва - Третий Рим», претензии России на роль религиозного и духовного центра православия не изменили степень религиозности среди болгар . Религиозный фанатизм, всегда чуждый и незнакомый болгарам, не вспыхивал даже в экстремальных условиях, в которые они были поставлены. Поставить знак равенства или говорить о каком-либо отдаленном влиянии западноевропейского возрождения в болгарских землях того времени, по меньшей мере, не серьезно, но вопреки всему болгары достигли выдающихся результатов в области реализма [4, с. 30].

Запаздывая на три века, по сравнению с европейским, Болгарское возрождение XVIII - XIX вв. находилось в исключительно трудных и сложных условиях. Являясь провинцией Османской империи, Болгария была лишена контактов с остальным европейским миром, что тормозило как ее экономическое, так и политическое развитие. Установившиеся в болгарских землях феодальные азиатские порядки продолжали существовать в полной мере в то время, когда западноевропейские страны окончательно перешагнули в Новое время. Вопреки оживлению торговых и политических связей Западной Европы с Турцией, последняя оказалась неспособной воспринимать новые идеи и новые общественные отношения. В большей степени этому способствовала и сама политика великих держав, установивших в империи так называемый режим капитуляций, затормозивший до крайней степени развитие производительных сил.

С победой буржуазных революций на Западе экономическая и политическая зависимость Турции еще больше усиливается, а это, в свою очередь, тормозило ее развитие и развитие покоренных христианских народов. Находящиеся в более благоприятных географических условиях греки, сербы, черногорцы, валахи смогли воспользоваться этим и значительно опередить в своем развитии болгар , попавших в исключительно неблагоприятное положение и в конце 30-х гг. XIX в. оказавшихся единственным христианским народом на Балканах, полностью оставшимся под властью турок. Буржуазия, взявшая в свои руки дело восстановления балканских государств, мечтала о полном освобождении своих земель и народов, чтобы земли с чисто болгарским населением вывести из-под власти Великой Порты. Набирающий скорость балканский национализм оказался непреодолимой преградой для плодотворного сотрудничества между остающимся под османской властью народом и свободными соседями. Ко всему этому необходимо добавить политические интересы России, Англии, Франции, Австрии (Австро-Венгрии), Германии к османскому наследству в Юго-Восточной Европе. Руководствуясь единственно собственными целями

и желанием усилить экономическое и культурное влияние в этой части света, державы пренебрегали горькой участью порабощенных народов и сознательно «продлевали жизнь» Османской империи.

Вышеизложенные обстоятельства задержали развитие новых процессов в болгарском обществе. В то же время, однако, наблюдались факторы, говорящие об обратном. Болгария, хотя и находилась в пределах Турции, все же оказалась в непосредственной близи от центра новой цивилизации. Болгария воспринимала новые идеи по различным каналам - через торговлю, прессу, представительства великих держав в Турции, через соседние балканские народы. Заимствовав опыт, накопленный Западной Европой во время перехода к Новому времени, болгарский народ сократил продолжительность трех степеней и пережил истинное Возрождение за один сравнительно короткий период. В итоге Болгария сравнялась с соседними балканскими народами в социально-экономическом и культурно-духовном отношении [4, с. 31].

С полным основанием можно утверждать, что Болгарское возрождение - это синоним Ренессанса, Просвещения и буржуазных революций. Разумеется, найти и выделить три этапа перехода от Средневековья к Новому времени в болгарской действительности XVIII-XIX вв. как трудно, так и сложно. Отсутствие Ренессанса в его классическом виде не означало отсутствие возрожденческих настроений. Так, например, Паисий Хилендарский обратил свой взгляд к прошлому, ища там идеалы, надежды, а чуть позже идеи просвещения захлестнут болгарское общество и станут истинной верой для крепнущей болгарской буржуазии и интеллигенции. Одновременно с этим набирала силу и борьба за национальную независимость, которая объединила весь народ. Взаимная переплетенность возрожденческих настроений, просвещенческих идей и социальных изменений, с одной стороны, стремление к разрешению национального вопроса и завоевание политической независимости, с другой, определили специфику Болгарского возрождения. Каждая из трех основных линий Болгарской национальной революции - культурно-просветительная, церковно-духовная и социально-политическая - были «окрашены» в национальную идею.

Д. Благоев следующим образом описывает данный процесс: «Но если крестьянские революции заканчивались неудачей, то в то же самое время другая революция победоносно шла к своей цели. Это была буржуазная мирная революция. Развитие городов, расцвет в них индустрии и торговли быстро выдвигают торгово-промышленный класс, который становится во главе национального движения. Он основывает торгово-промышленные колонии за пределами Болгарии - в Царьграде; в России - в приморском торговом городе Одессе; в Румынии -в Галаце, Браилове и Бухаресте. Еще до момента издания Гюльханейского хатт-и шерифа этот класс

начинает открывать народные училища. Одновременно развивается и распространяется литература, в первую очередь учебная. Начинает развиваться и периодическая печать; быстро увеличивается выпуск газет и журналов. Таким образом, к началу второй половины XIX в. в Болгарии совершился полный переворот в общественных отношениях и понятиях. Национальные стремления получили неопределимую силу, найдя свое реальное выражение в борьбе с «фанариотами», в борьбе за церковную самостоятельность» [8, с. 16].

И это вполне естественно, если иметь в виду то положение, в котором находились болгары. Подобная взаимопереплетенность придала особый колорит болгарскому переходу к Новому времени, так как национально-освободительная борьба народа, в конце концов, успешно завершилась, разрешив как социальные проблемы, так и все мечты по национальному вопросу, что привело к восстановлению болгарской государственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: изд-во политической литературы, 1987. XVI+349 с.

2. Шишманов И. Западноевропеското и българското възраж-дане // Българска историческа библиотека. София: Изда-телство на Българската академия на науките, 1928. Т. I. С. 185-193.

3. Шишманов И. Студии из областта на българското възраж-дане. В. И. Григорович, неговото пътешествие в Европей-ска Турция (1844-1845) и неговите отношения към бълга-рите // Сборник на Българската академия на науките. София, 1916. Кн. VI. С. 1-221.

4. Стоянов И. История на Българското възраждане. В. Търново: Издателство «ИВИС», 2010. 280 с.

5. Натан Ж. Болгарское возрождение. М.: Гос. изд-во иностранной литературы, 1949. 319 с.

6. Благоев Н. П. Причини за покорението на българите от византийци и турци // Годишник на Соф. университет. Юридически фак-т. София: Университетско издателство, 1920. Кн. XII. 23 с.

7. Клинчаров И. Поп Богомил и неговото време. София: Държавна печатница, 1927. 167 с.

8. Благоев Д. Приносъ къмъ историята на социлизм в Бълга-рия. София: Партиздат, 1956. 546 с.

Поступила в редакцию 02.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.