ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 3
А.С. Фарах*
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ «БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ»
A.S. Farah
THE IDEOLOGICAL ORIGINS OF THE "BIG EURASIA"
Статья посвящена идейным истокам проекта «Большая Евразия», призванного решать задачи геоэкономической евразийской интеграции. Автор рассматривает истоки этого наднационального проекта, предложенного Президентом РФ В.В. Путиным, в четырех основных измерениях: географическом, цивилизационном, геополитическом и геоэкономическом. В статье обосновывается позиция, что именно совокупность этих четырех измерений привела к необходимости создания такого глобального проекта как «Большая Евразия».
Ключевые слова: Большая Евразия, евразийская цивилизация, геополитическая и геоэкономическая интеграция.
The article is devoted to the ideological origins of the "Big Eurasia" project, designed to solve the problems of geo-economic Eurasian integration. The author considers the origins of this supranational project, proposed by the President of the Russian Federation V.V. Putin, in four main dimensions: geographic, civilizational, geopolitical and geo-economic. The article justifies the position that it was the aggregate of these four dimensions that led to the need to create such a global project as "Big Eurasia".
Key words: Greater Eurasia, Eurasian civilization, geopolitical and geo-eco-nomic integration.
В сегодняшнем все более многополярном мире ощущается настоятельная потребность в экономическом и технологическом сотрудничестве на наднациональном уровне. Такое сотрудничество должно содействовать увеличению выгоды для всех вовлеченных сторон, а также препятствовать потенциальным столкновениям между ними. Одним из амбициозных проектов наднационального сотрудничества является проект «Большая Евразия».
В этой работе мы проанализируем истоки, или корни, проекта «Большая Евразия», которые можно рассматривать в четырех основных измерениях: географическом, цивилизационном, геополитическом и геоэкономическом.
* Фарах Адриан Сухейлевич — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: adrien.farah@hotmail.com
В географическом измерении термин «Евразия» был впервые употреблен в 1880-х гг. геологом Э. Зюссом (1831—1914). До него традиционно различали две части света — Европу и Азию. Евразия является самым большим материком на Земле, обладая территорией 54,759 млн кв. км, что составляет 36% площади суши. Континент расположен в Северном полушарии, при этом часть островов Евразии находится в Южном полушарии. Евразия протянулась с запада на восток на 18 тыс., с севера на юг — на 8 тыс. км. Площадь островов Евразии составляет около 3,45 млн кв. км. Материковыми точками Евразии являются: мыс Челюскин (Россия) — 77°43' с.ш. — крайняя северная материковая точка; мыс Пиай (Малайзия) — 1°16' с.ш. — крайняя южная материковая точка; мыс Рока (Португалия) — 9°31' з.д. — крайняя западная материковая точка и мыс Дежнёва (Россия) — 169°42' з.д. — крайняя восточная материковая точка.
Первое известное использование термина «цивилизация» приписывают французскому экономисту В.Р. Мирабо, который связывает с этим понятием «смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий, и чтобы эти правила играли роль законов общежития»1.
Цивилизационное измерение термина «Большая Евразия» основывается на системе «законов общежития» евразийской цивилизации. Теория евразийской цивилизации возникла в русской эмиграции в начале 20-х годов ХХ в. Основоположником теории евразийства считается лингвист, этнограф и философ Н.С.Трубецкой. ^нцепция Трубецкого, базирующаяся на системно-структуралистическом подходе, наиболее полно изложена им в брошюре «Наследие Чингисхана». В этой работе он также обобщает взгляды других ученых-евразийцев, среди которых отметим экономиста и географа П.Н. Савицкого, крупнейшего историка русского зарубежья Г.В. Вернадского, философа Л.П. Карсавина, а также публициста, музыковеда и пианиста П.П. Сувчинского2.
Согласно евразийской концепции, определяющим фактором в развитии любого государства является его географическая территория, с присущими ей природно-климатическими условиями, с народами, проживающими на этой территории, с их характерными социокультурными особенностями. Г.В. Вернадский писал по этому вопросу: «Не случайна связь народа с государством, которое этот народ образует, и с пространством, которое он себе усвояет, с его месторазвитием». Далее он поясняет: «Под месторазвитием человеческих обществ мы понимаем определенную географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде. Социально-историческая среда и географическая обстановка сливаются в некое единое целое, взаимно влияя друг на друга»3. Категория «месторазвитие», введенная евразийцами, прочно укоренилась в современной российской
1 Цит. по: Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998. С. 10.
2 Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1925.
3 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб., 2000. С. 320.
науке. В этом отношении Россия, занимающая основное пространство земель Евразии, безусловно, играет ключевую роль в развитии евразийской цивилизации. Более того, срединное географическое расположение России между Западом и Востоком обусловливает ее консолидирующую функцию.
Каковы исторические предпосылки формирования евразийской цивилизации? По мнению известного отечественного ученого Ю.В.Яковца, евразийская цивилизация ведет свое начало со времен греческой колонизации Северного Причерноморья и Приазовья (УП—У1 вв. до н.э.)4. Города-полисы (Диоскурий в районе нынешнего Сухуми, Танаис в Приазовье, Феодосия, Херсонес и др.), основанные древними греками на завоеванных землях, активно торговали с местными племенами и народами. Их главным партнером была скифская протоцивилизация. Позднее греческие полисы объединились в единое Боспорское царство с сохранением определенной доли самостоятельности. Однако постепенная ликвидация автономии способствовала перерождению Боспорского государства в монархию. Первой цивилизацией на территории современной России, по предположению Яковца, была смешанная греко-скифская цивилизация, включавшая в себя Боспорское царство, Херсонес, Ольвию, Керкинитиду и Неаполь Скифский. Греко-скифская цивилизация оказала значительное влияние на формирование Тюркского каганата (VI в.), Древнерусского государства (IX в.) и, наконец, Тмутараканского княжества (X в.). Греческий след также заметен в Средней Азии как последствие похода Александра Македонского на Индию (IV в. до н.э.). Третий след наблюдается в Византийской цивилизации, передавшей свое наследие Древней Руси, особенно после принятия князем Владимиром православия (Хв.)5.
Влияние западноевропейской цивилизации на восточнославянскую также внесло свой вклад в процесс развития евразийской цивилизации. Два основных фактора обусловили это влияние. Во-первых, часть славянских племен из-за ухудшения природных условий переселилась в У1—УП вв. н.э. из Центральной Европы в долину оз. Ильмень, смешавшись с проживавшими там финно-угорскими племенами. Образовались местные племена полян, древлян, славян, вятичей и др., ставшие основой для формирования населения Новгородско-Киевской Руси. Во-вторых, государственное объединение местных племен призвало на службу варяжскую дружину во главе с князем Рюриком, сделавшим своей столицей Великий Новгород. Также влиянию западноевропейской цивилизации на восточнославянскую способствовал тот факт, что Великий Новгород был членом союза торговых городов — Ганзейского союза. Кроме того, Ярослав Мудрый имел тесные семейные связи с европейскими монархия-
4 Яковец Ю.В. Евразийская цивилизация: Исторические корни, этапы развития, стратегия возрождения. М., 2016.
5 Там же.
ми — Францией, Швецией и др. Новгородская республика, занимавшая пространство от Балтийского моря до Уральских гор, была самым большим государством Европы, с высоким уровнем культуры и нравственности населения.
С другой стороны, процесс формирования евразийской цивилизации оказался под восточным влиянием. Восточнославянские княжества и Бул-гарское царство поддерживали активные торговые связи с Востоком по Великому Волжскому пути. Восточное влияние особенно возросло в период существования Волжской Булгарии (VII в. н.э. — 1240 г.), принявшей в 922 г. мусульманство. В 986 г. посольство из Волжской Булгарии посетило Киев с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры. В 1240 г. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, после распада которой (1483 г.) образовались Казанское, Астраханское и Крымское ханства, исповедовавшие мусульманство и поддерживавшие экономические связи с русскими княжествами.
Еще одной существенной составляющей в формировании евразийской цивилизации явилось своеобразное арктическое влияние, оказанное коренными народами Севера Сибири с их самобытными нравами и культурой.
Важно отметить, что становление евразийской цивилизации проходило путем интеграции цивилизаций и культур, хотя военные конфликты также имели место на протяжении истории. Это становление сопровождалось формированием характерной системы ценностей, включавшей сильную роль государства, приоритет духовности, коллективизм и тенденцию к диалогу6.
Между тем, в западной литературе, насколько нам известно, концепция евразийской цивилизации не нашла распространения. Один из ярких представителей американской социологии и политологии С.П. Хантингтон дает свой взгляд на природу цивилизаций, обосновывая неизбежность их столкновения. Согласно Хантингтону, каждая цивилизация обладает как своими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. В соответствии с этими критериями, он идентифицирует на евразийском пространстве все мировые цивилизации кроме одной, ла-тиноамериканской7.
В геополитическом измерении термин «Большая Евразия» впервые громко прозвучал на ХХ Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г., где Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил глобальный проект под одноименным назаванием. Предполагалось, что проект «Большая Евразия» будет решать задачи геоэкономической евразийской интеграции8.
6 Там же.
7 Huntington S.P. The clash of civilizations. N.Y., 1993.
8 Латухина К. Петербургский форум: От экономики до спорта // Российская газета. 2016. 20 июня.
Непосредственным предшественником термина «Большая Евразия» является термин «Большая Европа», использованный В.В. Путиным в октябре 2011 г. «Большая Европа» ставила своей целью создание единого пространства торговли от Лиссабона до Владивостока. Впервые пространство большой Европы стало рассматриваться в едином ключе крупным британским географом и геополитиком Х.Д. Маккиндером в 1904 г. в предложенной им геополитической теории9. По мнению Маккиндера, Евразия с ее огромными пространствами играет доминирующую роль в мировой политике, поэтому овладение этим «осевым регионом» является необходимым условием мирового господства. При этом Маккиндер отмечает исключительно выгодное стратегическое положение России в центре Евразийского континента, что дает ей возможность «наносить и одновременно получать удары со всех направлений, за исключением севера». И никакая социальная революция не способна «изменить ее отношения к великим географическим границам ее существования»10. Исследователь вводит понятие «Хартленд» как гипотетической сердцевины Евразии. Большую часть этой сердецевинной земли занимает Россия. Маккиндер считал, что Европа традиционно является родиной прогресса, локомотивом современной цивилизации, в то время, как «Хартленд» — силой, непосредственно на нее влияющей. Таким образом, история Европы и «Харт-ленда», по его мнению, неотделима11. Поддержку теории Маккиндера мы находим у известного немецкого геополитика К. Хаустхофера, призывавшего к объединению Германии, СССР и Японии в единый геополитический блок в целях противостояния доминированию англосаксонской морской цивилизации12. Похожих взглядов придерживался Ш. де Голль, президент Французской Республики (1959—1969), выступавший за политическое сближение ФРГ, Франции, стран СЭВ и СССР. Именно он ввел в оборот выражение «Европа от Атлантики до Урала». Наконец, в 1980-е гг. советский лидер М.С. Горбачев выдвинул идею создания «общего европейского дома».
В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, действующее до настоящего времени. В 2001 г. председатель Еврокомиссии Р. Проди выступил с предложением о создании общего европейского экономического пространства, включающего ЕС и Россию. Россия искренне заинтересована в ускорении строительства «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока, о чем лидеры государства постоянно заявляют на саммитах Россия—ЕС. Советник президента РФ по региональной экономической интеграции С.Ю. Глазьев, рассматривая в декабре 2016 г. проект стратегии социально-экономического развития Приангарья, отметил, что Иркутская область может стать центром большого евразийского проекта.
9 MacKinder J.H. The Geographical Pivot of History. L., 1904.
10 Ibid. P. 436.
11 MacKinder J.H. Democratic Ideals and Reality. L., 1942.
12 Хаусхофер К.М. Континентальный блок: Берлин—Москва—Токио. М., 2001.
Зададимся вопросом: если существует термин «Большая Евразия», то что понимается под «Малой Евразией»? Трудно сказать, когда впервые был введен термин «Малая Евразия»; чаще всего он использовался для определения географической территории Российской империи и впоследствии СССР13.
Что может способствовать продвижению проекта «Большая Евразия» в геоэкономическом измерении? Это прежде всего наличие экономических интеграционных тенденций и объединений, таких как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Один пояс — один путь» и др. ЕАЭС — экономическое интеграционное объединение, включающее в настоящее время Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию. Договор о ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 г. в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета и вступил в силу 1 января 2015 г. ЕАЭС основывается на принципах международного права, таких как суверенное равенство государств-членов, уважение особенностей политического устройства участников объединения, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества и соблюдение принципов рыночной экономики. Цель ЕАЭС заключается в реализации свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людских ресурсов в рамках союза, а также в осуществлении согласованной экономической политики.
«Один пояс — один путь» — обобщенное название «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI в.». Это стратегическая концепция экономического развития Китая нового этапа, впервые анонсированная председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в страны Центральной Азии и Индонезию осенью 2013 г. Предложенная инициатива вызвана необходимостью преодоления препятствий, обусловленных различиями в структуре и уровне развития регионов Китая. Так, в силу разных причин в восточном регионе (в его прибрежной зоне) развитие шло быстрее по сравнению с западным регионом (внутренними районами страны). Кроме того, усиление экономической глобализации ставит перед странами региона задачу дополнительного стимулирования потенциала сотрудничества.
Таким образом, совокупность этих четырех измерений обусловила создание проекта «Большая Евразия», который заключается в формировании платформы для диалога и партнерства, направленной на усиление культурной, политической, экономической и технологической кооперации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб., 2000.
Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
Латухина К. Петербургский форум: От экономики до спорта // Российская газета. 2016. 20 июня.
13 Тренин Д. Метаморфозы большой Евразии. М., 2013.
Тренин Д. Метаморфозы большой Евразии. М., 2013. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1925.
Хаусхофер К.М. Континентальный блок: Берлин—Москва—Токио. М., 2001. Яковец Ю.В. Евразийская цивилизация: Исторические корни, этапы развития, стратегия возрождения. М., 2016.
Huntington S.P. The clash of civilizations. N.Y., 1993. MacKinder J.H. The Geographical Pivot of History. L., 1904. MacKinder J.H. Democratic Ideals and Reality. L., 1942.