Научная статья на тему 'Идейные истоки исламского радикализма и экстремизма'

Идейные истоки исламского радикализма и экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
797
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / МУСУЛЬМАНСТВО / ШАРИАТ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТ МУСУЛЬМАНСКИЙ / ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА / ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / РАДИКАЛЬНОЕ ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОЛИТИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / QURAN / ISLAM / SHARIAH / MORALITY / THE CULT OF MUSLIM / ISLAMIC RADICALISM / RADICAL ISLAMIC MOVEMENT / POLITICS / EXTREMISM / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарипов Алишер Каюмович

Рассмотрены идейные и исторические истоки исламского радикализма и экстремизма, традиционный образ жизни лиц исламского вероисповедания; проанализированы мнения и точки зрения исследователей мировой проблемы исламского радикализма; приведена судебная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological sources of Islamic radicalism and extremism

The article discusses the ideological and historical origins of Islamic radicalism and extremism, the traditional way of life of the persons of the Islamic faith, considered opinions and viewpoints of researchers of the global problem of Islamic radicalism, given the jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Идейные истоки исламского радикализма и экстремизма»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.972 ББК 67. 51

ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА

И ЭКСТРЕМИЗМА

АЛИШЕР КАЮМОВИЧ ШАРИПОВ,

адъюнкт факультета научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя E-mail: alisher-sharipov-82@mail.ru Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.Н. Фадеев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены идейные и исторические истоки исламского радикализма и экстремизма, традиционный образ жизни лиц исламского вероисповедания; проанализированы мнения и точки зрения исследователей мировой проблемы исламского радикализма; приведена судебная практика.

Ключевые слова: Коран, мусульманство, шариат, нравственность, культ мусульманский, течения ислама, исламский радикализм, радикальное исламское движение, политика, экстремизм, религия.

Annotation. The article discusses the ideological and historical origins of Islamic radicalism and extremism, the traditional way of life of the persons of the Islamic faith, considered opinions and viewpoints of researchers of the global problem of Islamic radicalism, given the jurisprudence.

Keywords: Quran, Islam, Shariah, morality, the cult of Muslim, Islam, Islamic radicalism, radical Islamic movement, politics, extremism, religion.

Ислам, как третья и последняя из развитых монотеистических религий, хотя и схож с иудаизмом и христианством, тем не менее имеет свой неповторимый облик, весьма специфичный по характеру, что обусловлено его вероучением и всем историческим развитием. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») - предавший себя Аллаху. Ислам зародился в Аравии в VII в. нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо он почти с самого начала освещается письменными источниками [2, С. 3-5]. Появлению ислама предшествовало распространение учения ханифов или ханифизма-ранней формы арабского монотеизма. Ханифы выступали в различных частях Аравии против идолопоклонства, отвергали многобожие. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибра-химом (Авраамом), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом ). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане, наряду с иудеями и христианами, почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них. Мухаммед был уроженцем Мекки - города в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя курейш [4, С. 13].

После смерти пророка Мухаммеда проблема вла-

сти расколола мусульманскую общность на различные группировки, имеющие своё мнение по вопросу власти. Хариджиты настаивали на общинном характере власти и выборности главы общины; шииты видели во власти божественную природу, связанные с родом Али; промежуточную позицию между хариджита-ми и шиитами заняли сунниты. Все эти конкуренции внутри исламской общины вызвали не только раскол в мусульманском обществе по многим как идеологическим, религиозным, так и политическим вопросам, но и породили неопределённость дальнейшего пути развития исламского мира, создав феномен радикального ислама, высшим проявлением которого является исламский экстремизм. Внутренняя борьба между разными течениями не стихает до сих пор. Время от времени она выливается в открытую борьбу между сторонниками определенных враждующих течений [1, С. 146-153].

Традиционный образ жизни лиц исламского вероисповедания основан на постулатах Корана, Шариата, обычаях мусульман. Это, прежде всего, присуще сфере семейно-бытовых отношений, которая наиболее обособлена и наименее нормативно урегулирована государственными установлениями.

Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах. Ислам требует веры в единого бога - Аллаха; положение «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухам-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

мед - посланник его» - это вероисповедная формула ислама(шахада). Монотеизм в исламе более ярко выражен, чем в других религиях, хотя и здесь он относителен, поскольку допускается существование других сверхъестественных существ - ангелов и демонов, а также пророков, которые почитаются как божества. Коран не признает христианского учения о триединстве бога; Аллах един, неразделен и единствен. На этом основании современные мусульманские богословы утверждают, что ислам - наиболее совершенная из всех религий. Бог рассматривается в Коране как безличное существо (под влиянием гностических учений); он вечен, первый, последний и т. д. Трактовка Аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге как вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде» [5, С. 146.]

Разнородные радикальные и экстремистские элементы сопровождали ислам на протяжении всего его существования. С 1Х-Х1 вв. широкое распространение в мусульманском мире получила школа Ахмада ибн Ханбаля. Эта религиозно-правовая школа выступала за недопустимость внедрения различных новшеств -бида, требуя строгого соблюдения правовых норм и основ шариата. Школа возникла на основе взглядов и убеждений мутазилитов, что обеспечило ей возможность приобрести значительное количество последователей в различных мусульманских государствах. Наиболее глубоко она укоренилась в Аравии, где под влиянием Таки ад-Дина ибн Таймии в ХУШ в. возникло течение ваххабитов. Ибн Таймия утверждал, что если правитель сам не выполняет основные обязанности ислама, то он - неверный, поэтому против него следует объявить джихад, да и надлежит его свергнуть. Идеи Ибн Таймия не раз подхватывались религиозными политическими движениями под флагом ислама. Определенной популярностью среди исламистских экстремистов также пользуются идеологи XIX в. - начало XX в. Джамаль-ад-Дин-Афгани и Рашид Рида, которые в своих трудах широко опирались на наследие Ибн Таймия, призывали вернуться к первоначальной чистоте ислама, оправдывали политическое насилие ради достижения своих целей. В 1928 г. в Египте Хаса-ном аль-Банной была создана организация Братьев-мусульман, в идеологии которой была заложена концепция джихада. Эта организация имела широкую сферу действия и располагала лагерями подготовки специализированных боевиков[3, С. 43-47]

Радикализм в исламе выступает как воинствующая идеология, как средство, направленное на мобилизацию населения в кризисные исторические периоды или как альтернативный путь развития конкретного общества. Важно отметить, что исламский радикализм - это идеология, идейное теоретическое обоснование политического действия, а не само действие, и его идейную основу составляет идеология исламского фундаментализма и неосалафизма или неоваххабиз-

ма. Для оправдания своих античеловеческих действ радикальные организации стремятся найти опору в Священных текстах путём ложной трактовки отдельных взятых из них аятов. Они не учитывают обстоятельств их ниспослания, не рассматривают их в общем содержании Корана, не связывают отдельные взятые аяты с другими, тесно связанными с ними по смыслу, игнорируют разъяснение их авторитетными богословами. К примеру, идеологи радикальных и экстремистских группировок ссылаются на 9-ю суру Корана «ат-Тауба», которая, по их мнению, оправдывает античеловеческие деяния и открыто призывает мусульман осуществлять расправу над иноверцами. Трактовка этой суры является ошибочной, так как не учитывается ни контекст, ни условия её неисполнения.

Начав свою деятельность на определённой территории, исламские радикалы постепенно распространили своё влияние на весь мир, сменив характер локальной угрозы на уровень международной. Первоначально их деятельность была направлена против иностранного присутствия, затем она переросла в борьбу против мусульман, не разделяющих их взглядов и стремлений, а позже в открытую войну против ведущих мировых акторов [1, С. 147].

Радикальная деятельность отдельных мусульман или исламских организаций может по-разному быть связанной с идеями ислама, но она практически всегда прямо подчинена исламскому политико-правовому обоснованию. Исламских радикалов, вопреки суждениям некоторых западных аналитиков, мало беспокоит проблема отсутствия подлинной демократии в мусульманских странах, а если и заботит, то только с точки зрения получения дополнительных возможностей распространять свои идеи и свободно вести свою деятельность. Им даже неважно, является ли здесь власть тиранической или нет. Главное для исламских экстремистов - неисламский, по их мнению, характер этой власти и ее сотрудничество с неисламскими, атеистическими силами за пределами мусульманского мира. Да и Запад они ассоциируют, прежде всего, с неверием, а значит - с главным врагом ислама. Очевидно, для них не очень актуальна нерешенность социально-экономических проблем мусульманских стран, хотя именно она создает благоприятную почву для пополнения рядов террористов. Стратегической целью они, все же, считают не повышение уровня жизни мусульман, а осуществление некого проекта, который имеет, прежде всего, идейное измерение [6, С .14].

Тем самым, выше изложенное позволяет говорить о том, что ислам как идеологическая система исторически формировался и продолжает действовать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. В каждой стране имеются разные группы, которые имеют намерения и выступают за решение возникающих проблем на базе предполагаемых ими концепций. Однако, с достаточной долей уверенности можно утверждать, что единого для

92

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2016

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

всех мусульман и исламских стран исламского пути всё же не существует, а в центре общественного внимания находятся различные, нередко противоречащие друг другу модели [2, С. 3-5].

Литература

1. Бельский В.Ю., Сацуты А.И. Терроризм как социально политическое явление. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 146-153.

2. Дабаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д. 2002. С. 3-5.

3. Кальной И.В., Попов Д.А. Идейные и социальные истоки современного исламского радикализма и экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 43-47.

4. Мавлютов Р.Р. Ислам. М., 1974. С. 13.

5. Новиков М.П. История и теория атеизма. М., 1987. С. 146.

6. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. М., 2008. С. 14.

References

1. Bel'skij V.YU., Sacuty A.I. Terrorizm kak social'no politicheskoe yavlenie /Moskva YUNITI-DANA 2015 / S. 146-153.

2. Dabaev I.P. Islamskij radikalizm: genezis, ehvolyuciya, praktika / Rostov-na-Donu 2002/ S. 3-5.

3. Kal'noj I.V, Popov D.A. Idejnye i social'nye istoki sovremennogo islamskogo radikalizma i ehkstremizma // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 9. S. 43-47.

4. Mavlyutov R.R. Islam/ Moskva 1974/ S.13.

5. Novikov M.P. Istoriya i teoriya ateizma / Moskva 1987 / S. 146.

6. Syukiyajnen L.R. Islamskoe pravo i dialog kul'tur v sovremennom mire/ Moskva. 2008/ S. 14.

УДК 343.131 ББК 67

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (СУРДОПЕРЕВОД И ТИФЛОСУРДОПЕРЕВОД)

АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА ГУСЬКОВА,

адъюнкт кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России E-mail: oannes2007@mail.ru Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс Научный руководитель: доктор юридических наук М.П. Поляков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. При участии в уголовном судопроизводстве лиц с нарушениями функций речи, зрения и слуха им назначается сурдопереводчик или тифлосурдопереводчик. Он выполняет интерпретационную функцию и является посредником между должностным лицом (следователем, судьей) и лицом с нарушениями жизненно важных функций.

Ключевые слова: функция, речь, зрение, слух, сурдопереводчик, сотрудник полиции.

Annotation. With the participation in criminal proceedings persons with violations of functions of speech, sight and hearing they are appointed a sign language interpreter or an interpreter for eyeless and deaf people. He performs an interpretive function and he is an intermediary between the official (an investigator, a judge) and a person with impaired vital functions.

Keywords: function, speech, vision, hearing, sign language interpreter, police officer.

Aures habent, et non audient [1, с. 28] уголовным делам недостаточно хорошо владеет рус-Сегодня в уголовно-процессуальной практике на- ским языком и в связи с этим им оказывается помощь блюдается следующая тенденция: ряд участников по переводчика. Однако, из внимания теоретиков и прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.