Сегодня имидж личности - это внешнее «Я» человека, которое он хочет продемонстрировать окружающим. Так, создавая имидж, люди стремятся подчеркнуть свои лучшие качества и скрыть негативные черты. При этом следует помнить, в современных условиях имидж сознательно формируется для продвижения человека, либо кампании, либо некой продукции. В условиях рыночной экономики возрастает значимость конкурентной борьбы за внимание потребителя. И уже здесь следует иметь в виду, что имидж есть «стереотипизированный» образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Значит, создание имиджа рассчитано на среднего человека, т.е. представителя массы. Толпа мыслит образами, поэтому «.. .поражается больше всего чудесной и легендарной стороной событий» [1, 132].
Рождение понятия «имидж» относят к середине XX века. Однако о создании благоприятной репутации задумывались значительно раньше. В свое время политик Н. Макиавелли писал, «что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими» [2, 53]. Именно такую стратегию и выбирают современные политики и их имиджмейкеры, создающие образ, который зачастую далек от реальности, но способствует достижению желаемых целей.
H. Макиавелли рекомендовал: «Пусть тем, кто видит его и слышит, он [государь] предстаёт как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками - немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство» [2, 53]. Уже здесь обозначены механизмы воздействия на большинство, когда имидж остается только иллюзией, совершенно не соответствующей личностным качествам ни массы, ни ее предводителя.
Именно в этом свете задачей имиджмейкера в процессе создания имиджа считается достижение аттракции. Аттракция предусматривает зачастую бессознательное включение человека в заинтересованность некой персоной. Это достигается за счет воздействия на подсознание. Основываясь на социально-психологическом аспекте самоидентификации массового человека, имиджмейкеры продвигают свой продукт, поскольку воздействие имиджа направлено на мотивационные и аффективные стороны личности, корректирующие вкусы и поведение человека. Формирование шаблонов «индивидуального поведения» под названием «имидж», который может быть, как физическим, так и духовным и является одной из особенностей современной массовой культуры. Таким образом имидж личности - один из современных суррогатов творческой индивидуальности, имитирующий ее субъектность, а процесс его создания и продвижения - один из факторов, направленных на манипуляцию массовым сознанием.
Литература
I. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.
2. Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.
References
1. Lebon G. Psihologija narodov i mass. - SPb., 1995.
2. Makiavelli N. Gosudar'. - M., 1990.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ARTS Дамаданова С.Р.
Доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественно-графический факультет, Дагестанский государственный педагогический университет ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТЕН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА
Аннотация
В произведениях ярких представителей критического реализма России XIX века отражены знаменательные исторические события, гражданская позиция, социальный опыт, мировоззрение авторов, выраженные в ярких художественных образах.
Ключевые слова: передвижники, пейзаж, портрет, художественный образ, аллегория, меценат.
Damadanova S.R.
Associate professor, candidate of pedagogical sciences, professor of chair of a technique graphic and arts and crafts, art and graphic faculty, Dagestan state pedagogical university
IDEOLOGICAL MAINTENANCE OF PICTURESQUE CLOTHS OF THE RUSSIAN ARTISTS OF XIX CENTURY
Abstract
In works of bright representatives of critical realism ofRussia Xixveka reflected the significant historical events, a civic stand, social experience, outlooks of authors expressed in bright artistic images.
Keywords: peredvizhniki, landscape, portrait, artistic image, allegory, patron.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в развитии творчески активной личности принадлежит отечественному и мировому наследию изобразительного искусства. Эмоционально-образное восприятие художественных произведений способствует формированию мировоззрения, утверждению нравственно-эстетических ценностных ориентаций.
Так, например, идейное содержание живописных полотен русских художников XIX в., представителей реалистического направления в искусстве, многогранно и не однозначно.
Так и первичное восприятие «Владимирки» (1892 г.) И. Левитана не вызывает у зрителя ярко выраженного эмоционального отклика - блёклые, не характерные для живописи известного художника цветовые сочетания, открытая линия горизонта невыразительного пейзажа, нависшее небо, угадывающийся силуэт путника. Вместе с тем произведение проникнуто глубоко прочувствованным автором трагическим содержанием: известно, что «Владимиркой» именовали дорогу, по которой гнали ссыльных на каторгу. В данном контексте особое звучание приобретают побитая кандалами дорога, одинокая фигура странника, остановившегося у придорожного креста, само композиционно-колористическое решение унылого пейзажа, разделенного линией горизонта на две половины - «До» и «После». 80
80
Левитан И. И. Владимирка. 1892г.
Авторы выдающихся художественных полотен не ограничиваются повествовательным воспроизведением объектов, объединенных в живописную или графическую композицию. В любом произведении отражаются знаменательные исторические события, гражданская позиция, социальный опыт, мировоззрение мастера, выраженные в ярких художественных образах.
Так, в картине Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» (1898), как и в других его эпических пейзажах, воплощен художественно обобщенный образ Родной Земли: «раздвигающее» прямоугольные рамки композиционное решение, способствует впечатлению необыкновенной высоты величественных сосен. Вместе с тем, название картины выдает выразительную аллегорию знаменательного, ключевого периода отечественной истории, - державную мощь государства российского, окрепшего с возникновением флота Петра [2. - С. 35-41].
Шишкин И. И.
Корабельная роща. 1898г.
В известном пейзаже «Утро в сосновом лесу» (1889), решенном в освежающих сочетаниях зеленого, голубого, золотистого тонов, художник достоверно и реалистично воспроизводит эффект предрассветной прохлады пробудившегося бора. Однако основное внимание зрителя фокусируется на игривых медвежатах и медведице, не принадлежащих кисти И. Шишкина и в значительной мере «облегчающих» пафосный трагический образ поваленной сосны с вывернутыми корнями и переломленным бушевавшей накануне стихией стволом (изобразить животных было доверено другу и известному художнику Товарищества художественных передвижных выставок К. А. Савицкому). Представив с помощью современных графических редакторов известную картину в виде, в каком ее мыслил автор, становится очевидным, что изначальный творческий замысел далек от окончательного результата, ставшего, благодаря забавному сюжету с «мишками в лесу» объектом для оформления конфетной обертки, детских настенных ковриков и др. 81
81
Шишкин И. И. Утро в сосновом лесу. 1889 г.
Возможно, образное звучание рассматриваемого художественного произведения продиктовано откликом известного художника-передвижника на какие-либо трагические события в жизни самого автора или общества в целом. Примечательно, что год создания картины «Утро в сосновом лесу» совпадает с годом кончины выдающегося русского мыслителя, революционера-демократа, писателя, философа [1] и идейного вдохновителя Товарищества - Николая Гавриловича Чернышевского. Среди пейзажистов И.И. Шишкин предстает самым убежденным и последовательным выразителем основных положений материалистической эстетики Н. Г. Чернышевского, призывавшего передавать реальный облик обычной природы, среди которой живет простой русский человек, ее действительную, а не выдуманную красоту, выявлять ее содержание, созвучное мироощущению народа [6. - С. 7]. Еще в 1864 г. Н. Г. Чернышевский, автор труда «Эстетические отношения искусства к действительности», положившего начало разработке материалистической эстетики в России, объявлен врагом царского правительства и подвергнут обряду гражданской казни, предполагающей публичную экзекуцию у позорного столба [4]. Сломленная шпага над головой коленопреклоненного на эшафоте философа - не этот ли мотив звучит в сломленном стихией стволе могучей сосны в картине И. Шишкина? Известный меценат и коллекционер П. Третьяков, став владельцем картины «Утро в сосновом лесу», удалил подпись К. Савицкого, признав единственным автором эпического произведения исключительно И. И. Шишкина, творческий замысел и эмоционально-образное решение пробуждающейся России которого ему были близки и привлекательны. 82
И. Крамской. Автопортрет. 1867 г.
82
И. Крамской. Христос в пустыне. 1872 г.
«Верстовым столбом в развитии русского пейзажа» назвал Ивана Шишкина выдающийся художник XIX в., один из основателей Товарищества художественных передвижных выставок Иван Николаевич Крамской [3. - С. 121], к творчеству которого было приковано не менее пристальное внимание знатоков искусства.
Анализируя, пожалуй, наиболее значительное произведение художника «Христос в пустыне», воспринятого современниками неоднозначно, но признанного такими выдающимися соотечественниками как П. М. Третьяков, Л. Н. Толстой и др. лучшим воплощением облика Спасителя, следует вспомнить рассказ автора о мучительно долгом вынашивании образа (работа длилась более 5-ти лет), буквально преследовавшем художника: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье... И вот у меня появляется страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать... И вот однажды, когда особенно был этим занят, гуляя, работая, лежа и прочее и прочее, вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумье. . . Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. . . Мне стало ясно, что он занят важным для него вопросом, настолько важным, что к страшной физической усталости он нечувствителен... Кто это был? Я не знаю. По всей вероятности, это была галлюцинация; я в действительности, надо думать, не видел его... Тут мне ничего не нужно было придумывать, я только старался скопировать. . . Я знаю только утром с восходом солнца, человек этот исчез. И я отделался от постоянного его преследования» [5. - С. 188].
Сравнивая автопортрет И. Крамского с внешним обликом центрального персонажа названной картины можно уловить заметное сходство линии бровей, очертаний худого лица с выдающимися скулами, обозначенной формы усов и бородки, посадки головы - в сущности, лишь разрез больших глаз и иконописная линия носа Иисуса не соответствуют славянскому типажу молодого И. Крамского. Из всего множества версий, набросков, типажей разработанных художником в процессе поиска модели для воплощения образа Спасителя, находящегося на перепутье, принимающего самое ответственное решение в истории человечества, автор картины остановился именно на известном нам варианте, наделив центральный персонаж угадывающимся сходством с собственными чертами (Примечательно, что на момент окончания работы над картиной И. Крамской, возглавивший бунт группы талантливых художников, отказавшихся от академических принципов в искусстве, только перешагнул «возраст Христа» и подвергся искушению получить от академии художеств ученое звание профессора, которое в итоге с достоинством отклонил). В картине «Христос в пустыне» автору удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, осознающим личную ответственность за судьбу мира. 83
83
Литература
1. Большая советская энциклопедия. - М., 1978.
2. Дамаданова С. Р. Воспитательно-образовательный потенциал произведений изобразительного искусства как фактор формирования ценностных ориентаций школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. Вып. №3 (4). -Махачкала, 2008.
3. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 1. - М., 1965.
4. Короленко В. Г. Полное собрание сочинений. - СПб., 1914.
5. Кузин В. С. Психология. - М., 1982.
6. Шувалова И. Н. Иван Иванович Шишкин. Альбом. Серия «Русские живописцы XIX в.». - Л., 1990.
References
1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. - M., 1978.
2. Damadanova S. R. Vospitatel'no-obrazovatel'nyj potencial proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva kak faktor formirovanija cennostnyh orientacij shkol'nikov // Izvestija DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Vyp. №3 (4). - Mahachkala, 2008.
3. Ivan Nikolaevich Kramskoj. Pis'ma, stat'i v 2-h t. T. 1. - M., 1965.
4. Korolenko V. G. Polnoe sobranie sochinenij. - SPb., 1914.
5. Kuzin V. S. Psihologija. - M., 1982.
6. Shuvalova I. N. Ivan Ivanovich Shishkin. Al'bom. Serija «Russkie zhivopiscy XIX v.». - L., 1990. 84
84