Научная статья на тему 'Идейно художественная нагруженность образа усадьбы в русской литературе'

Идейно художественная нагруженность образа усадьбы в русской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
720
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА / БЫТ / ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА / ДОМ / КРЕПОСТНИЧЕСТВО / БАРИН / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / NOBLE ESTATE / LIFE / NOBLE NEST / HOME / SERFDOM / SIR / CULTURAL TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осадчая О. А.

В статье анализируются основные проблемы, поднимаемые русскими классиками, которые размышляют о судьбах дворянского сословия. Особое внимание уделяется изображению усадебного быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the main problems raised Russian classics that reflect on the fate of the nobility. Special attention is paid to the image of farm life.

Текст научной работы на тему «Идейно художественная нагруженность образа усадьбы в русской литературе»

УДК 801.732

ИДЕЙНО - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ ОБРАЗА УСАДЬБЫ

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Осадчая О.А., ст. преподаватель кафедры философии, истории и педагогики ФГБОУВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

В статье анализируются основные The article analyzes the main problems raised

проблемы, поднимаемые русскими классиками, Russian classics that reflect on the fate of the

которые размышляют о судьбах дворянского nobility. Special attention is paid to the image of

сословия. Особое внимание уделяется farm life. изображению усадебного быта.

Ключевые слова: дворянская усадьба, быт, дворянские гнезда, дом, крепостничество, Keywords: noble estate, life, noble nest, home,

барин, культурная традиция. serfdom, sir, cultural tradition.

Русская дворянская усадьба - уникальное явление отечественной культуры. Феномен его заключается в том, что, будучи порождением определенной культурной традиции, усадьба одновременно была и благодатной почвой для развития материальной и духовной сфер жизни общества. «Усадьба представляет собой и факт реальной, материальной исторической культуры, и явление символическое, и даже мифологическое» [Соловьев 1998:14].

При всем разнообразии проблем, поднимаемых русскими классиками,

размышляя о судьбах дворянского сословия, никто не мог обойти темы усадьбы. Почти всегда важную характеризующую роль в «усадебных произведениях» играет природа (как составляющие естественного окружения, так и созданные устроителями), погода, характерные признаки ландшафта средней России (равнина, рощи, реки), создания архитекторов и скульпторов [1: 23-30].

К изображению усадьбы обращались в своем творчестве не только прозаики, но и поэты XIX века: К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, И.И. Панаев, Н.П. Огарев, А.К. Толстой, А.А. Фет и др. Так, в процессе воспитания молодого поколения, показывает, что идиллия деревенской жизни могла оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование характеров. Например, герой «Обыкновенной истории» Александр Адуев, который вырос в усадьбе, долго не мог приспособиться к жизни в городе, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы из сельского «романтика» постепенно превратиться в прагматичного и удачливого чиновника (он стал своим в петербургском обществе, принял эстафету дяди). А вот самому известному персонажу Гончарова, Илье Обломову, адаптироваться не удалось, корни трагедии всей его жизни, как и многих

например, в стихотворениях А.А. Фета образ усадьбы во многом производное образов природы.

Т.П. Каждан отмечает, что в своей лирике Фет зачастую воспевает прежде всего усадебную природу, на фоне которой протекает усадебная жизнь: «Приглушенная

архитектурная среда, иногда лишь ее тень, как бы исчезнувший усадебный быт - все это обитает в сфере тех же ощущений, того мировосприятия, которое пронизывает его поэзию, наполненную картинами живой природы, вечно меняющейся вместе с временами года, по мере течения суток, с переменой погоды» [3: 130].

Большое внимание художественному образу усадьбы уделяет и И.А. Гончаров, но для него важнее несколько иные черты, прежде всего, те, которые отличают помещичий быт от жизни города. Как отмечают исследователи, акцент делается не на реальных, а на приукрашенных характеристиках: усадебная жизнь

изображается Гончаровым как идиллия [Цит. по 6].

Будучи реалистом, Гончаров в романах «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» все же показывает, какую неоднозначную роль играла усадьба

вырубающего вишневые сады. Образ вырубленных садов становится символом эпохи.

По произведениям этого периода можно увидеть, что происходит актуализация образа усадьбы, вследствие специфики природы воспоминаний. Наблюдается эффект, названный Лотманом [4] «расширенное представление о личном», то есть ситуация, когда в сферу своих личных интересов человек включает не только частные, семейные, профессиональные заботы, а многое из того, что происходит в мире. В

других птенцов дворянских гнезд, - в родовой усадьбе Обломовке. Как справедливо заметил М. В. Отрадин, Гончаров «создал удивительно емкий и глубокий образ национальной жизни» [5: 16].

В творчестве таких писателей, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, изображение усадебного быта дано преимущественно в сатирических тонах. В частности, Н.В. Гоголь первым показал, как тесно связаны между собой различные стороны быта, образа жизни и мыслей хозяев усадьбы. Например, в доме Собакевича «... все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья -все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!». Другой прием используется для характеристики Плюшкина: здесь Гоголь вводит описание прекрасного сада, который вообще-то есть результат совместного труда природы и человека и призван, казалось бы, напоминать о красоте жизни, живого, но в данном случае подчеркивает мертвечину окружающей Плюшкина реальности: «.нестарый, обширный, тянувшийся позади дома сад.» («Мертвые души»: 1/112).

М.Е. Салтыков-Щедрин продолжил «гоголевскую традицию» изображения обесчеловечивающего влияния крепостничества. В романе «Господа Головлевы» дворянская усадьба показана как среда, которая «разлагает» душу человека, в ее недрах происходит вырождение рода и внутрисемейный разлад: «Головлево - это сама смерть, злобная, пустоутробная: это смерть, вечно поджидающая новую жертву» («Господа Головлевы»: 1/ 493).

С изменением положения, с обеднением владельцев имений меняется и специфика изображения в литературе, начало такого изображения заложил А.П. Чехов. Подобно тургеневскому образу «дворянского гнезда» возникает образ топора,

частности, на идейное содержание произведений писателей - эмигрантов огромное влияние оказало их отрицательное отношение к событиям русской революции, в результате которой они и стали «эмигрантами» (например, А. Ремизов «Взвихренная Русь», И. Шмелев «Солнце мертвых). Эти и другие произведения окрашены в черно-белые тона: это либо рассказ о крови, залившей революционную Россию, либо идеализация дореволюционных детских и юношеских лет (особенно А.Н. Толстой «Детство Никиты», И. Бунин «Жизнь Арсеньева», В. Набоков «Машенька», «Другие берега», лирика).

В «памяти сердца» этих писателей сохранился ушедший мир, им хотелось его воссоздать, поэтому в качестве одной из характерных черт автобиографической литературы русского зарубежья выступает повышенная детализация повествования, когда «даже мельчайшие штрихи быта» приобретают особую важность, знаковость, ибо они являются своего рода мнемоническими скрепами между прошлым и настоящим» [2:363].

Литература. 1. Ершова Л. В. Мир русской усадьбы в художественной трактовке писателей первой волны эмиграции // Филологические науки. 1998. - № 1. - С. 23-30.

2. Жаплова Т.М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX - нач. ХХ века: Дис. д-ра филол. наук. - М., 2007. - 387 с.

3. Каждан Т. П. Художественный мир русской усадьбы. - М., 1997. - 319 с.

4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ XIX века). - СПб: Искусство - СПб, 1996. - 399 с.

5. Отрадин М.В. Сон Обломова как художественное целое (некоторые предварительные замечания) // Русская литература - 1992 - №1. - С.149-185.

6. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX века. -М.: Высшая школа; Изд. центр Академия, 1999. -430 с.

7. Соловьев К. А. «Во вкусе умной старины». Усадебный быт российского дворянства II половины XVШ I половины XIX веков. По воспоминаниям, письмам и дневникам. Очерки. - СПб.: Нестор, 1998. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.