Научная статья на тему 'Идея "Всемирной монархии" как попытка объединения владений Карла v в Европе'

Идея "Всемирной монархии" как попытка объединения владений Карла v в Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1291
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ИСПАНИЯ / КАРЛ V / КАРЛОС I / УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / КАРОЛИНА / КОДЕКС / 1532 / IMPERIO CRISTIANO UNIVERSAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долгополова Татьяна Анатольевна

Статья посвящена попытке территориального объединения в Европе владений Карла V, императора "Священной Римской империи германской нации", короля Испании Карлоса I. Объединяющим фактором выступала идея создания "всемирной монархии" для борьбы против Османской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charles V sought to become leader of universal empire. His imperial dreams were encouraged by M.A. Gattinara. The chief problems Charles V faced were the Protestant Reformation in Germany, provided by Martin Luther. In the era of exploration, discovery, and colonization, Spain amassed tremendous wealth and a vast colonial empire through the conquest of Mexico by Cortés (1519-1521) and Peru by Pizarro (1532-1533). The Spanish Hapsburg monarchy became for a time the most powerful in the world.

Текст научной работы на тему «Идея "Всемирной монархии" как попытка объединения владений Карла v в Европе»

с альянсом крупнейших университетов Испании А-4и, которое подразумевает организацию программ обмена для студентов и преподавателей, совместные исследовательские проекты, разработку и реализацию программ двойных дипломов, а также проведение научных конференций, семинаров и курсов повышения квалификации. Были обозначены области взаимных интересов: прикладная математика и механика, физика, ядерная физика, новые материалы и нанотехнологии, а также большой блок общественных и гуманитарных наук. Для мониторинга двусторонних российско-испанских проектов планируется создать наблюдательный совет из представителей А-4и Политехниче-

ского университета. Подписание соглашения стало свидетельством общих интересов альянса и СПбГПУ в сфере научных исследований, образования и профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в обеих странах.

Сегодняшняя публикация подборки статей преподавателей юридического и гуманитарного факультетов нашего университета, а также представителей юридического факультета Гра-надского университета — это еще один шаг по углублению нашего научного сотрудничества как в области международных связей, так и по направлению гуманизации политехнического образования в целом.

Ю.С. Васильев,

президент СПбГПУ, академик РАН

УДК 340.5

Т.А. Долгополова

ИДЕЯ «ВСЕМИРНОМ МОНАРХИИ» КАК ПОПыТКА ОБъЕДИНЕНИЯ владений КАРЛА V В ЕВРОПЕ

Император Карл V (1519—1556) стал одним из самых значительных европейских правителей второй четверти XVI века. Корона Испании перешла к нему по наследству. Карлу принадлежали владения в Италии, Нидерландах, завоевания, осуществленные Христофором Колумбом на американском континенте, Кортесом в Мексике и Писсаро в Перу. Владения Карла V Габсбурга еще в XVI веке можно было бы назвать «империей, над которой никогда не заходит солнце».

Карл родился в 1500 году в Генте. Он был старшим сыном испанского короля Филиппа I Красивого и Хуаны Кастильской, прозванной Безумной. В жилах Карла V текла кровь «католических королей» Фердинанда и Изабеллы («Los reyes catolicos») [1, с. 228], объединивших Кастилию и Арагон в единое государство посредством брачной унии в 1469 году. По отцовской линии Карл был внуком германского императора Максимилиана I и правнуком Карла Смелого, герцога Бургундского, в честь которого и был назван. Наследник Максимилиана,

будущий император Карл V рано осиротел. Он воспитывался вместе с сестрами в Нидерландах. Опекуншей внуков и регентшей Нидерландов Максимилиан назначил Маргариту.

Император Максимилиан I был высокообразован, вел переписку с гуманистами. Он правил в духе эпохи Возрождения: покровительствовал науке, литературе и искусству, издавал поэтические произведения. Портреты императора писали Петер Пауль Рубенс и Альбрехт Дюрер (последнему с 1515 года от двора была предоставлена ежегодная рента в 100 гульденов). Максимилиана можно назвать в преддверии новой эпохи монархом «нового типа» [2, с. 47]. Как политик он был умен и дальновиден.

Поскольку отец Карла умер, а его мать Хуана Безумная находилась в монастыре в плену видений и грез, где провела почти 40 лет, религиозным воспитанием мальчика в достойных католических традициях занимался кардинал Адриан Утрехтский, будущий папа Адриан VI. Путь к власти над большей частью Европы начался для Карла рано: в 6 лет он унаследовал

отцовские владения — северную часть бывшего герцогства Бургундского, т. е. нынешнюю Пикардию, Бельгию и Нидерланды. После смерти деда Фердинанда Арагонского 16-летний Карл стал официально править Арагоном, а фактически — и Кастилией, поскольку его психически больная мать могла быть кастильской королевой лишь номинально. В едином государстве Испании он был провозглашен кортесами королем Карлосом I [1, с. 232]. Одновременно с Арагоном юный король унаследовал Наварру, Гранаду, Неаполь, Сицилию, Сардинию, испанские колонии в Америке. Но первым королем Испании, объединившим в одном лице короны Арагона и Кастилии, Карл был не только юридически, но и фактически.

В 1519 году умер Максимилиан I, и Карл унаследовал австрийские владения Габсбургов. Для реализации идеи объединенного государства было важнее стать германским королем и императором. Максимилиан I в свое время не сумел достаточно определенно договориться со всеми курфюрстами о гарантиях избрания внука. На выборах оказалось три сильных кандидата — Карл Арагонский, Франциск I Французский и Генрих VIII Английский. В Испании нашлось достаточно противников принципа «универсальной монархии», которого придерживался Карл. Они не желали, чтобы Испания превратилась в периферию германской империи. Авторитарные методы правления Карлоса I, нарушение им обычаев и вольностей испанских городов и прав кортесов Валенсии стали причиной широких народных движений, подавлявшихся с особой жестокостью [2, с. 156]. Это вызвало, например, широкое движение кастильских городов — «комунерос» и движения Ерманарий в Валенсии и на Балеарских островах. На Пиренеях в 1520—1526 годах широкой волной проходили восстания городов, недовольных политикой Карла, некоторые из них были жестоко подавлены. Так же было подавлено и восстание в Генте в 1540 году.

Для избрания императором Карлу нужно было доказать, что он действительно германский князь, а сделать это было не так просто, потому что он почти не владел немецким языком. «По-испански я обращаюсь к Богу, по-итальянски — к женщинам, по-французски — к друзьям, а по-немецки — к моей лошади», — так якобы утверждал сам Карл.

Германские князья сформулировали при избрании Карла германским императором так называемые «избирательные капитуляции» ^аЫкаркиЫюпеп) как одну из основ государственного права германской империи, что на самом деле в дальнейшем способствовало ослаблению единой власти в Германии. В 1519 году Карл добился своего избрания на престол «Священной Римской империи». Испания стала ядром империи Габсбургов, в состав которой входили огромные территории в Европе, Америке и Азии.

Однако окончательно дело решили деньги, вложенные в предвыборную кампанию Карла (более 850 тыс. гульденов дали магнаты Фуггеры и Вельзеры, получившие за это существенные государственные привилегии, а также некоторые итальянские банкиры), и грамотно выстроенная пропаганда. Карл изображался в образе «юного, подающего надежды рыцаря, который сумеет достойно выступить и против Франции, и против папы» [3, с. 198; см. об этом: 4—6].

8 июня 1519 года курфюрсты единогласно избрали Карла римским королем (что было первой ступенью к достижению титула императора). В 1520 году он был коронован в Аахене. Карл V был последним германским императором, чья коронация подтверждалась папой. Это произошло только в 1530 году при папе Клименте VII, причем коронации предшествовала длительная война между императором, папой и Францией за преобладание в Северной Италии. Выдвигаемая Карлом идея «универсальной монархии» для борьбы с османским султаном Су-лейманом Великолепным, объединяющая весь католический мир, предполагала лидирующую роль самого Карла, а не римского понтифика. Совершенно очевидно, лидерство оспаривалось Климентом VII. Папа Римский в 1527 году был вынужден пережить осаду Ватикана войсками императора. С 6 мая по 3 июня этого года войска германского императора бесчинствовали в Риме, а папа выдерживал жестокую осаду в замке Св. Ангела.

Гегемония в Европе «Священной Римской империи германской нации» в период после избрания Карла V была практически бесспорна. Воплощая идею «универсального государства», Карл V заключал союзы, начинал войны с Папой Римским, подавлял восстания в испанских городах, брал в плен монархов. Идея «всемирного христианского государства» опиралась на

ведущую роль самого императора как объединяющую силу всех элементов, светских и духовных [2, с. 185]. Будучи наследником «католических королей», завершивших под знаменем христианства Реконкисту в Испании, император, несомненно, опирался на идеи католицизма, выступал в защиту христианской веры как опоры власти христианского монарха.

Основной темой, которая неотступно прошла через все годы правления Карла V, была Реформация. Впервые о Мартине Лютере молодой король и император услышал при подготовке к Вормскому рейхстагу в 1519 году (он состоялся в 1521 году). Папский нунций Але-андер требовал принять самые суровые меры против Лютера, однако гуманистическое окружение Карла, включая Эразма Роттердамского, и позиция влиятельного курфюрста Фридриха Саксонского, разделявшего взгляды Лютера, заставили императора действовать осторожно, искать компромиссы.

По своим человеческим качествам Карл V был кем угодно, только не религиозным фанатиком. С юности он был просвещенным человеком, истинным внуком своего деда Максимилиана I, наследником эпохи Возрождения. Серьезно интересовался гуманистическими учениями (как, кстати, и другой оппонент Лютера — папа Лев X из дома Медичи). Следует отметить и стремление Карла как правителя Испании расширять университетское образование помимо имеющихся в то время университетов. По инициативе Карла и при поддержке папы Клемента VII в Гранаде в 1531 году был открыт университет, что дало возможность использовать богатейшую библиотеку ученых Гранады, в том числе и мусульманского периода [7].

Несмотря на разносторонние взгляды, Карл, пожалуй, недостаточно оценил исторический потенциал Реформации [8, с. 141]. Она не вписывалась в его стройную систему представлений об «универсальной монархии», в которых религии отводилось совершенно определенное место — быть опорой и поддержкой светской власти. Реформаторы остались непонятыми имперской властью.

Кроме политических в жизни Карла в это время происходили и другие события: в 1526 году он вступил в брак с Изабеллой, сестрой короля Португалии; в 1527 году у него родился сын Филипп II, а в 1528 году — дочь Мария. (В 1548 году

Мария вышла замуж за своего двоюродного брата, сына Фердинанда, будущего императора Максимилиана II.) В 1539 году Карл овдовел. У него были и внебрачные дети: Маргарита Пармская (будущая наместница Нидерландов) и Хуан Австрийский (будущий победитель в битве с турками при Лепанто).

В 1530 году Карл V издал кодекс «Каролина» (СошйШйо criminalis Carolina) — первый унифицированный акт уголовного и уголовно-процессуального права в Германии, применявшийся в имперских судах и направленный на жесточайшее преследование бунтовщиков и заговорщиков, участников крестьянских и городских восстаний. Кодекс был ратифицирован в 1532 году на рейхстаге в Регенсбурге.

Большой заслугой Карла V в области реформирования отношений в открытых землях Америки были «Новые законы» 1542 года (Leyes Nuevas de Indias), регламентировавшие порядок отношений с индейцами и ограничившие их нещадную эксплуатацию в рудниках и на плантациях [2, с. 197].

Идея «универсальной монархии», в которой мог бы реализоваться принцип верховенства светской власти с опорой на католическую церковь, терпела поражение. Призывы Карла соединить управление Испанией и Германией, попеременно перемещая представителей семьи Габсбургов на престолы, тоже не нашла поддержки у подданных. Обращения к рейхстагу о выделении средств на воплощение этой идеи вызвали протесты. Кастильские города и подданные на Пиренеях также отказались платить за решение итальянских и германских задач. Талантливый правитель, все 40 лет пытавшийся воплотить в жизнь план объединения, силой заставлявший покориться других, был вынужден сдаться перед обстоятельствами.

В 1556 году Карл V, единственный из императоров за всю историю «Священной Римской империи», отрекся от престола.

Невозможность объединить усилия в управлении Испанией и ее владениями, германскими князьями и их амбициями привела императора к глубокому разочарованию в своих идеях создания единства власти в Европе [1, с. 253].

12 сентября 1556 года Карл оставил курфюрстам уникальный документ — акт своего отречения, написанный по-латыни. Ему было 56 лет. Еще не старый, но смертельно уставший, больной

и разочарованный человек написал письмо, при чтении которого трудно не испытать искреннего сострадания:

«40лет назад в этом же самом месте [в Брюсселе], накануне Крещения Господня, мой дед-император объявил меня совершеннолетним. Затем я сделался королем Испании, затем сам стал императором. Я желал императорской короны не для того, чтобы управлять еще большими империями, а чтобы заботиться о благе Германии и других государств, о мире и согласии для всех христиан, для того, чтобы мы смогли повернуть свои силы против турок. Я должен был вести много тяжелых войн... однако я никогда не хотел их сам, мне приходилось вступать в них вопреки моей воле...

У меня было много надежд — и только немногие осуществились, только немногое остается мне. Какова же цена всех усилий! Это вымотало меня и сделало больным. Все вы знаете, насколько... До сего дня я нес свою ношу, превосходящую человеческие возможности, чтобы никто не смог

назвать меня дезертиром. Но теперь было бы безответственно дольше тянуть с отречением. Не думайте, что я хочу уклониться от трудов и опасностей: просто у меня больше нет на это сил. Доверяйте моему сыну, как он вам доверяет, будьте едины, всегда осуществляйте правосудие, не позволяйте неверию вторгнуться в ваши ряды.

Что до меня, я знаю, что совершил много ошибок, больших ошибок, сначала из-за моей молодости, затем из-за человеческих заблуждений и страстей и, наконец, вследствие усталости. Но сознательно я ни с кем никогда не поступал несправедливо. Если несправедливости происходили по моему незнанию или же по бессилию поступить иначе, я публично об этом сожалею и всех, кому я мог нанести обиду, прошу меня простить...» [9, с. 279; 10].

Карл удалился в один из монастырей Испании, где ровно через два года умер от болезни, истощившей его нервную систему. Там же, в маленьком монастыре Юсте провинции Эст-ремадура, бывший император и был похоронен

Синхронистическая таблица XVI века

Германия Испания Франция Англия Папы Римские Московское государство

Император Максимилиан I (1493-1519) Император Карл V (1519-1556) Император Фердинанд I (1556-1564) Император Максимилиан II (1564-1576) Император Рудольф II (1576-1612) Королева Кастильская Изабелла (до 1504) и король Арагонский Фердинанд (до 1516) Короли Испании: Карлос I (1516-1556) Филипп II (1556-1598) Франциск I (1515-1547) Генрих II (1547-1559) Франциск II (1559-1560) Карл IX (1560-1674) Генрих VII (1485-1509) Генрих VIII (1509-1547) Эдуард VI (1547-1553) Мария I (1553-1558) Елизавета I (1558-1603) Александр VI Борджиа (1492-1503) Пий III (до 1503) Юлий II (1503-1513) Лев X (1513-1521) Адриан VI (1522-1523) Климент VII (1523-1534) Павел III (1534-1549) Юлий III (1550-1555) Марцелл II (до 1555) Павел IV (1555-1559) Великий князь Московский Василий III (1479-1533) Цари: Иван IV Васильевич Грозный (1533-1584) Федор Иоаннович (1584-1598) Борис Годунов (1598-1605)

[2, с. 841]. Позднее Филипп II перевез его тело в Мадрид и поместил в королевскую усыпальницу в Эскориале.

И все-таки в целом Карл V не выходил за рамки своей эпохи. В XVI веке кровавые методы управления были свойственны многим монархам. Для примера можно провести параллель с периодами правления европейских королей [См.: 1, с. 250-255; 11, с. 749; 12; 13] и царей Москвы [См.: 14]. Тираны и диктаторы боролись с духовными вождями Реформации в

Германии и Франции, государства преобразовывались в абсолютные монархии, создавая новые условия и методы управления. Несомненно, идеи объединения европейских государств рождались и развивались, проходя тяжелый путь формирования. В наше время совершенной формой объединения на демократических и гуманистических началах выступает Европейский союз. Идеи Карла V были в начале этого пути, закладывались основы европейской интеграции в политическом и правовом аспекте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Fernando Garcia de Cortazar. Breve historia de España [Text] / Fernando Garcia de Cortazar, Jose Manuel González Vesga. — Alianza Ed., S.A., Madrid, 2004.

2. Manuel Fernandez Alvarez. Carlos V, el cesar y el hombre [Text] / Manuel Fernandez Alvarez. — Ed. Espasa Calpe, S.A., Madrid, 2006.

3. Морозов, М.А. Карл Пятый и его время [Текст] / М.А. Морозов. - М., 1894.

4. Котова, Е.В. Династия Габсбургов [Текст] / Е.В. Котова // Новая и новейшая история. — 1991. — № 4. — С. 37—41.

5. Денисенко, Н.П. Испанская монархия в последней трети XV — начале XVI в. [Текст] / Н.П. Денисенко. — Иваново, 1991.

6. Блок, М. Феодальное общество [Текст] / М. Блок. — М., 2003. — С. 360—380.

7. Historia de Granada [Text]. T. III. La Epoca Moderna. Siglos XVI—XVIII por Antonio Luis Cortes Pena y Bernard Vincent. — Granada., Ed. don Quijot, 1989. — Р. 80—100.

8. Diarmaid Mac Culloch. Die Reformation. 1490-1700 [Text] / Diarmaid Mac Culloch. - Deutsche Verlags-Anstalt. Munchen, 2008.

9. Смирин, М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны [Текст] / М.М. Смирин. - М., 1962.

10. История Германии [Текст] / под ред. Б. Бон-веча, Ю.В. Галактионова. — Кемерово, 2005. — Т. 2. — С. 234-250.

11. The Pengvin Dictionary of British History [Text] / Ed. by Juliet Gardiner. - L., 2000.

12. Claude Wenzler. The Kings of France [Text] / Claude Wenzler. - Rennes: Ed. OUEST-FRANCE, 1995. - P. 26-30.

13. Chronology «Annuario Pontificio Vaticano» [Text]. Icinography of the Basilica of Saint Paul's Outside the Walls. - Rome, 2007.

14. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Текст] / С.Ф. Платонов. - СПб.: Кристалл, 2000. - С. 175-268.

УДК 323.001

Д.И. Кузнецов

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ВЛИЯНИЕ КАДИССКИХ КОРТЕСОВ НА ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ В РОССИИ

В XIX веке проекты Конституции в России разрабатывались как на официальном уровне, так и в среде оппозиции. К наиболее известным документам можно отнести конституционные проекты декабристов. В этой связи особенно интересны работы П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, которые при разработке своих идей опирались на испанскую Конституцию 1812 года — важнейший акт, принятый Кадисскими кортесами.

Кортесами (от исп. cortes — дворы) в средневековых государствах Пиренейского полуострова называли региональные сословно-представи-тельные собрания, с начала XIX века — парламент. Впервые кортесы были созваны в Испании в 1137 году, и в них могли участвовать только дворяне и духовенство. Однако уже в 1188 году в кортесах получили представительства и отдельные горожане. Сначала кортесы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.