УДК 378.1
ИДЕЯ УТВЕРЖДЕНИЯ САМОЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2014 О.К.Позднякова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 10.07.2014
В данной статье в контексте «открытых» проблем утверждается необходимость формирования нравственного сознания будущего учителя; раскрываются возможности идеи утверждения самоценности человека в интегрировании этического и педагогического знания при разработке практико-ориентированной концепции формирования нравственного сознания будущего учителя. Ключевые слова: будущий учитель, нравственное сознание, идея, подход.
Важной социально-педагогической проблемой представляется проблема формирования нравственного сознания будущего учителя, решение которой затрагивает насущные вопросы образования, поскольку в современных условиях востребуется человек, способный решать глобальные проблемы современности, среди которых отчетливо выявляются «открытые проблемы». Суть «открытых проблем», в которых заключены потребности общества и отдельного человека, состоит в их дискуссионности, которая, как подчеркивает И.Л.Зеленкова, приобретает форму альтернативных позиций («за» -«против»), компромисс между которыми невозможен1.
Многообразные проблемы, такие, например, как экологическая угроза, демографический кризис, «сохранение человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения»2, информатизация общества, эвтаназия, смертная казнь и др., являются «открытыми» потому, что они, во-первых, могут интерпретироваться на основе различного типа научного знания. Во-вторых, поиск их решения незавершен, а результат к настоящему времени неизвестен. Для их решения привлекается различный тип научного знания, а потому они, «не помещаясь» в узкое пространство, становятся социально значимыми. Их решение связано с ответом на вопросы: во имя чего и во имя кого необходимо их решать? Каков путь их решения? Это есть мировоззренческий уровень анализа, осмысления и последующего решения данных проблем.
Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики. E-mail: oksana 19 70@mail. ru
1 Зеленкова И.Л. Прикладная этика: учеб. пособ. -Минск: 2002. - С. 6.
2 Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: 2000. -
С. 31.
Каковы бы ни были основания решения многообразных проблем, каков бы ни был этот путь, все они в той или иной мере, а, скорее всего, всегда и постоянно соотносятся с человеком. Соотнесенность глобальных и «открытых проблем» с человеком делает возможным зафиксировать их нравственный аспект, благодаря которому их решение может быть приведено к «общему» знаменателю. «Нравственный аспект данных проблем, - пишет И.Л.Зе-ленкова, - не только может быть зафиксирован в качестве определяющего, но и представляет наилучшие возможности для приведения иных аспектов (экономического, правового, утилитарного и пр.) к более-менее сбалансированному единству»3.
Такое сбалансированное единство различных аспектов духовной и материальной жизни общества создает условия для становления конструктивных отношений между людьми, основанных на нормах морали, на ценностях культуры и морали. Единодушное принятие людьми или, по крайней мере, большинством людей норм и ценностей культуры и морали делает возможным решать многообразные проблемы современности. Во всех случаях, когда мы имеем дело с отношением к человеку, возникают нравственные проблемы. Любая социальная проблема может и должна стать нравственной, ибо человек оценивает происходящее с точки зрения блага, пользы, добра и т.д.
Учитель, призванный ориентировать учащихся на созидание конструктивных отношений между людьми, формирует нравственное сознание учащихся, развивает у них способность к моральному и ценностному выбору, к оценке его результатов и т.д. по критерию человека. Формировать нравственное сознание учащихся может и должен такой педагог, у которого развито нравственное сознание, поскольку к его
3 Зеленкова И.Л. Прикладная этика: .... - С. 7.
сознанию «приобщаются» и учащиеся, и их родители, и люди, с которыми он взаимодействует как человек и как профессионал. Главное же заключается в том, что структурные компоненты нравственного сознания учителя должны быть наполнены педагогическим содержанием.
Нравственное сознание учителя, наряду с феноменами и явлениями морали, отражает и педагогическую реальность, субъектов этой реальности. Нравственное сознание учителя «знает», должно «знать» не только, что такое мораль, каковы функции морали, ее понятия, каково их содержание и т.д., но и «знать», что такое педагогическая мораль, в чем сущность, например, педагогического долга, педагогической справедливости и т.д. как категорий педагогической этики, в чем смысл добра, милосердия и т.д. с педагогической, а не только с этической точки зрения. Учитель в своем моральном мышлении должен интерпретировать категории и понятия морали не только сквозь «категориальные рамки» этического мышления, но и сквозь «категориальные рамки» педагогического мышления, в котором особое место занимает моральный его строй. Этический уровень осмысления педагогических проблем задает критерии оценки достигаемого учителем результата. Нравственное сознание учителя должно «обращать внимание» не на ученика вообще, а на ученика как на определенное лицо. В такой «обращенности» нравственного сознания учителя на конкретного ученика являет себя педагогическая совесть, которая «говорит» как голос личности учителя, действующего в конкретных условиях, несущего ответственность за результаты своей деятельности. Педагогическая совесть «возвращает» нравственное сознание учителя на объективную точку зрения относительно конкретного ученика, оценки его достижений и т.д. Педагогическая совесть предоставляет учителю возможность отвечать не только перед собой или хотя бы за самого себя, но и перед учеником и за ученика. Ответ за ученика не есть решение его проблем, но есть побуждение его к самостоятельному решению собственных проблем.
Важно отметить, что нравственное сознание учителя, участвуя в создании программ и проектов образования, воспитания и обучения ученика, имеет целевой «блок», в котором центральное место принадлежит идее утверждения самоценности человека. Мы вычленяем данную идею, базируясь на исследовании И.Л.Зелен-ковой4. Данная идея содержит в себе возможность интеграции этического и педагогического знания при разработке, а затем и апробации
4 Зеленкова И.Л. Прикладная этика: .... - С. 16.
практико-ориентированной концепции формирования нравственного сознания будущего учителя. Более того, данную идею можно и следует рассматривать как стратегическое направление педагогического мышления, направленность которому при ее реализации задает этическое мышление учителя.
Все предыдущее развитие этического и педагогического мышления содержит в себе доказательство данной идеи. Заметим, что доказательство идеи еще не означает, что она нашла свое реальное воплощение на уровне ее принятия всеми или большинством людей. Так, например, поиск ответа на поставленный еще в эпоху Античности вопрос о том, что такое добро и как его творить, затянулся до настоящего времени. Данный вопрос решался и решается различным образом. Добро - это наслаждение (гедонизм), это счастье (эвдемонизм), это счастье в согласии с природой через удовлетворение своих потребностей (натурализм в этике), это долг, противостоящий естественным склонностям (ригоризм). Добро является также центральным понятием этики пользы и этики блага. Что такое добро и как его творить - это одна из «открытых проблем», решать которую предстоит и учителю в контексте своей педагогической деятельности. В данном случае добро предстает уже не просто как этическая категория или понятие морали, но преломляется в педагогической деятельности своеобразным образом. Аналогичным специфическим образом в педагогической деятельности, в нравственном сознании учителя преломляются и другие категории этики, понятия морали, очерчивающие «категориальные рамки» его этического, морального педагогического мышления.
Идея утверждения самоценности человека, говоря словами Гегеля, «есть результат шествия мысли; однако мы не должны понимать этот результат так, будто идея есть нечто лишь опосредованное, то есть опосредованное чем-то другим, чем она сама. Идея, есть, наоборот, свой собственный результат и, как таковой, она есть столь же опосредованное, сколь непосред-ственное»5.
Идея, в которой утверждается ценность, самоценность человека, является достаточно абстрактной. Благодаря своей абстрактности, она есть своего рода ориентир, указывающий направление педагогической деятельности и ее цели. Как ориентир, данная идея жестко не ограничивает учителя, а лишь «обозначает предельно общую систему координат, которую нужно иметь в виду в целях "непричинения
5 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 4 т. -Т. 1. - Наука логики. - М.: 1975. - С. 402.
вреда" морали и этики»6, и добавим, ученику, человеку как конкретным лицам.
Любая идея, шествующая в мысли, как подчеркивает Гегель, есть жизнь, то есть идея в форме непосредственности, есть познание, которое выступает в двойном образе, в образе теоретической идеи и в образе практической идеи7. Положение Гегеля об идее как жизни, как познании применительно к педагогической науке было конкретизировано Ю.Н.Кулют-киным, который подчеркивает, что идея отражает опыт в его противоречивости, в тенденциях его развития. Любая идея, будучи отражением реально существующих проблем, обращена к будущему. В ней содержится общий прогноз того, что будет совершаться в опыте (предметная составляющая идеи), как будет решаться практическая проблема (операциональная составляющая), какие цели, эффекты будут достигнуты с помощью найденного решения (ценностная составляющая)8.
В контексте решения проблемы формирования нравственного сознания будущего учителя идея утверждения самоценности человека становится отправным моментом, во-первых, для разработки и апробации практико-ориенти-рованной концепции формирования нравственного сознания будущего учителя в процессе его обучения в педагогическом вузе. Концепция, как подчеркивают Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич, «указывает способ построения системы»9 формирования нравственного сознания студентов. Она «представляет стратегию педагогической деятельности, определяя разработку соответствующих теорий»10. Во-вторых, для конкретизации подходов к формированию нравственного сознания будущего учителя, которые после «вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание»11 педагогических категорий.
Идея утверждения самоценности человека, с нашей точки зрения, отражает реально существующие проблемы нравственного характера, которые были выявлены нами как в процессе анализа социально-нравственных аспектов жизни современного общества и человека, так и в
6 Зеленкова И.Л. Прикладная этика: .... - С. 17.
7 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: ... -С. 405.
8 Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. - М.: 1990. - С. 40 - 54; 48.
9 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособ. для студ. сред. и высш. педа-гогич. завед., слуш. ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д.: 1999. - С. 216.
10 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: .... - С. 216.
11 Степин В.С. Теоретическое знание.....- С. 286.
процессе изучения нравственного сознания студентов - будущих учителей12. В данной идее содержится прогноз, который, благодаря тому, что он имеет дескриптивный характер, не имеет жестких императивов. Прогноз не предписывает, а предвидит. Он не предписывает поведение будущего учителя. Точкой отсчета прогноза является состояние нравственного сознания студентов, которое есть способ существования нравственных отношений. Обобщенный нравственный опыт, накопленный человечеством, находит свое концентрированное выражение в нравственной практике, которая, «определяя моральное сознание, порождает его и в то же время в своем развитии постоянно ориентируется на вырабатываемые этим сознанием представления о будущем»13.
Выработка представлений студентов о будущем осуществляется в процессе организации их нравственной деятельности, реализуемой в адекватной ее содержанию нравственной позиции. Таким представлением о будущем, а, следовательно, и прогнозом является жизнь на основе золотого правила нравственности.
Обращаясь к проблеме золотого правила нравственности14, мы полагаем, что идея жизни на основе золотого правила нравственности и есть, в терминологии Гегеля, идея в форме непосредственности, предметными составляющими которой (идея жизни на основе золотого правила нравственности) являются действия и поступки будущего учителя, организующего жизнь детей в соответствии с золотым правилом нравственности. Непосредственно наблюдаемые действия и поступки совершаются студентами в нравственной деятельности. В качестве такого результата, который необходимо достичь в процессе формирования нравственного сознания будущего учителя, выступает его жизнь в соответствии с золотым правилом нравственности в единстве с ориентацией будущего педагога на развитие способности ученика жить и действовать в соответствии с данным правилом.
Цели и эффекты, которые достигаются с помощью разработанной и внедряемой в учебный процесс системы формирования нравственного сознания будущего учителя, являют ценностную составляющую идеи утверждения самоценности человека.
12 Позднякова О.К. Нравственное сознание учителя: этический аспект. - М.; Воронеж: 2006. - С. 73 - 125.
13 Борзых В.В. Моральная прогностика: Методология, способы, проблемы. - М.: 1986.- С. 7.
14 Позднякова О.К., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 15. - №2(4). - С. 907 - 913; 908.
Формирование нравственного сознания будущего учителя в контексте реализации идеи утверждения самоценности человека требует выявления методологических подходов, определяющих основания практико-ориентированной концепции формирования нравственного сознания будущего учителя.
Теоретической посылкой при отборе данных подходов, которые обосновываются в рамках концепции уровней методологии (Э.Г.Юдин, В.В.Краевский), является идея о способности нравственного сознания предвосхищать будущее, которое оценивается с позиции должного, то есть того, что должно быть. Способность нравственного сознания предвосхищать будущее опирается на реальную нравственную практику по изменению преподавателем совместно с будущими учителями педагогической действительности как в педагогическом вузе, так и студентами в школе в период педагогической практики. Методологический подход к формированию нравственного сознания будущего учителя, если исходить из его определения, данного Э.Г.Юдиным (подход есть принципиальная методологическая ориентация исследования, есть точка зрения, с которой рассматривается объект изучения, есть понятие или принцип, руководящий общей его стратегией15), заключает в себе возможность реализации научных положений методологического обеспечения, в состав которого наряду с общефилософскими положениями, со знаниями, разработанными на уровне общенаучной и частнонаучной методологии, входят специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям16.
Философский уровень методологии, содержание которого составляет категориальный строй философии, этики как науки о морали и практической философии, в нашей работе представлен категориями «мораль», «нравственность», «система», «структура», «нравственное сознание», «нравственная практика», «нравственная деятельность». «В таких же категориях, - пишет А.Г.Харчев, - как "добро", "зло", "справедливость", "счастье", этика имеет дело не с "чистой" моралью, а лишь с моральными аспектами сложных "комплексных" по своей природе явлений»17. Категории этики -это категории науки, которые не следует смешивать с понятиями морали, понятиями нравственного сознания. Так, долг, педагогический долг является одновременно и категорией эти-
15 Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: 1997. - С. 69.
16 Юдин Э.Г. Методология науки.....- С. 65 - 69.
17 Харчев А.Г. Этика и мораль // Предмет и система этики. - М.; София: 1973. - С. 69 - 91; 80.
ки, педагогической этики и понятием морали, педагогической морали. Различие между категориями этики и понятиями морали, как подчеркивает А.Г.Харчев, заключается в том, что в этике существует лишь научное и ненаучное понятие долга, и сама проблема истинности этого понятия ставится и решается иначе, чем в морали. Понятия морали, отражая действительность, «стремятся» к оправданию и обоснованию определенных целей и действий18.
В философский уровень методологии, наряду с принципами познания и категориальным строем науки в целом, входят и мировоззренческие основы научного мышления19. Развивая данную идею Э.Г.Юдина, В.С.Степин подчеркивает, что такие фундаментальные категории мировоззрения, как «мир» и «человек», конкретизируются через систему категориальных смыслов универсалий культуры, выражающих отношения человека к обществу, к людям и к самому себе. Такие мировоззренческие категории, как свобода, совесть и др., определяют характер жизнедеятельности людей и их соз-нания20, нравственного сознания учителя.
Опираясь на идеи Э.Г.Юдина и В.С.Сте-пина о мировоззренческих основаниях научного мышления, мы конкретизируем содержание философского уровня методологии в рамках объекта педагогической науки и в контексте решения проблемы формирования нравственного сознания будущего учителя. Суть конкретизации заключается в обосновании мировоззренческого «яруса» нравственного сознания учителя, посредством которого («ярус») учитель, определяя совокупность моральных предписаний и оценок, выражает и критическое отношение к социальной и к педагогической действительности, к ученику и к себе.
Общенаучный уровень методологии представлен системным и этико-педагогическим подходами к формированию нравственного сознания студентов. Конкретно-научный уровень методологии представлен субъектным, личностно-ориентированным, контекстным, проблемно-методологическим подходами, которые придают направленность выбору методов формирования нравственного сознания будущего учителя, позволяют осуществлять педагогическое наполнение структур его нравственного сознания. Функцию наполнения педагогическим содержанием структурных компонентов нравственного сознания выполняет и этико-педагогический подход к формированию нравственного сознания студентов.
18 Харчев А.Г. Этика и мораль.....- С. 75.
19 Юдин Э.Г. Методология науки.....- С. 65.
20 Степин В.С. Теоретическое знание.....- С. 195.
THE IDEA OF CLAIMING A MAN'S SELF-VALUE IN DEVELOPING MORAL CONSCIOUSNESS OF A FUTURE TEACHER
© 2014 O.K.Pozdnyakova°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
In the context of «open» problems (the problems that cannot be solved completely) the article points out the necessity of developing moral consciousness of a future teacher. The author shows the possible ways of claiming a man's self-value in integrating ethical and pedagogical knowledge by elaborating practice-oriented concept of developing moral consciousness of a future teacher. Keywords: a future teacher, moral consciousness, idea, approach.
Oksana Konstantinovna Pozdnyakova, Doctor of Pedagogics, Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, professor of Department of Pedagogics. E-mail: oksana 1970@mail.ru