Научная статья на тему 'ИДЕЯ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ В БАШКИРСКОМ ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР»'

ИДЕЯ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ В БАШКИРСКОМ ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / эпос / ценность / национальная аксиосфера / природа / экология / педагогический потенциал / духовные смыслы / Урал-батыр / башкиры / folklore / epic / value / national axiosphere / nature / ecology / pedagogical potential / spiritual meanings / Ural-Batyr / bashkirs

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахматуллина Зугура Ягануровна, Шарапова Ильсюяр Рамзисовна

Актуализация экологического дискурса в современных исследованиях обусловлена ростом проблем во взаимоотношениях человека и природы как в мире, так и в современном российском обществе. Эти проблемы требуют задействования всех возможных механизмов в комплексе, в т. ч. и изучения всего рационального и конструктивного в культурно-историческом наследии каждого народа, включая и его мифопоэтическое фольклорное творчество. Только тогда возможно преодоление потребительского отношения индивида к среде своего обитания и формирование личностной и общественной экологической культуры. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены ценностное измерение и значимость духовных смыслов башкирского эпоса «Урал-батыр», в частности провозглашения природы ценностью для современного мира и человека, оказавшихся сегодня на грани экологической катастрофы. Цель исследования: рассмотреть аксиологическую и экологическую составляющие мировоззренческих идей эпоса об Урал-батыре. В соответствии с целью решались следующие задачи: выявить духовно-нравственный и экологический потенциал эпоса «Урал-батыр»; определить ключевые экологические императивы сказания; доказать актуальность и значимость экологических идей эпоса для современности. Авторами, в рамках использования социокультурного подхода к исследованию темы и на основе философско-аксиологической интерпретации текста эпоса об Урал-батыре, использованы общенаучные и философские методы: диалектический, герменевтический, описательный, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез. Данные методы, в отличие от исключительно филологического анализа эпических произведений, изучения их поэтики, системы образов и др., позволили выявить духовные и культурные смыслы эпоса, значимость его экологических императивов для современности. Более того, философско-этический взгляд на ценностные аспекты данного произведения, полученные результаты и сделанные выводы о значимости экологических идей эпоса для современников позволяют в дальнейшем проецировать концепт «природа как ценность» также на другие жанры башкирского фольклора и использовать их педагогический потенциал в воспитательном процессе, в частности в формировании экологической культуры индивида и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of the value of nature in the Bashkir epic Ural-batyr

The actualization of ecological discourse in modern research is due to the growth of problems in the relationship between man and nature both in the world and in modern Russian society, requiring the involvement of all possible mechanisms in their complex solution, including the study of everything rational and constructive in the cultural and historical heritage of each nation, including its mythopoetic folklore creativity, which it can bring real practical benefits in overcoming the consumer attitude of an individual to his environment and the formation of personal and social ecological culture. The scientific novelty of the study consists in the fact that the value dimension and the significance of the spiritual meanings of the Bashkir epic Ural-Batyr, in particular the proclamation of nature as a value, are revealed for the modern world and man, who are on the verge of an ecological catastrophe today. The purpose of the study: to consider the axiological and ecological components of the ideological ideas of the epic about the Ural Batyr. In accordance with the goal, the following tasks were solved: to identify the spiritual, moral and ecological potential of the epic Ural-Batyr; identify the key environmental imperatives of the legend; and to prove the relevance and significance of the ecological ideas of the epic for modernity. The authors used general scientific and philosophical methods: dialectical, hermeneutic, descriptive, abstraction, generalization, analysis and synthesis within the framework of the socio-cultural approach to the study of the topic and on the basis of the philosophical and axiological interpretation of the text of the epic about the Ural-batyr. These methods, in contrast to the exclusively philological analysis of epic works, the study of their poetics, the system of images, etc., made it possible to identify the spiritual and cultural meanings of the epic, the significance of its ecological imperatives for modernity. Moreover, the philosophical and ethical view of the value aspects of this work, the results obtained and the conclusions drawn about the importance of the ecological ideas of the epic for contemporaries allow us to further project the concept of “nature as value” also to other genres of Bashkir folklore and use their pedagogical potential in the educational process, in particular in the formation of the ecological culture of the individual and society.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ В БАШКИРСКОМ ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР»»

УДК 398.224(=512.141) DOI 10.25587/2782-4861-2023-4-88-97

З. Я. Рахматуллина, И. Р. Шарапова

Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН

ИДЕЯ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ В БАШКИРСКОМ ЭПОСЕ

«УРАЛ-БАТЫР»

Аннотация. Актуализация экологического дискурса в современных исследованиях обусловлена ростом проблем во взаимоотношениях человека и природы как в мире, так и в современном российском обществе. Эти проблемы требуют задействования всех возможных механизмов в комплексе, в т. ч. и изучения всего рационального и конструктивного в культурно-историческом наследии каждого народа, включая и его мифопоэтическое фольклорное творчество. Только тогда возможно преодоление потребительского отношения индивида к среде своего обитания и формирование личностной и общественной экологической культуры.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены ценностное измерение и значимость духовных смыслов башкирского эпоса «Урал-батыр», в частности провозглашения природы ценностью для современного мира и человека, оказавшихся сегодня на грани экологической катастрофы. Цель исследования: рассмотреть аксиологическую и экологическую составляющие мировоззренческих идей эпоса об Урал-батыре. В соответствии с целью решались следующие задачи: выявить духовно-нравственный и экологический потенциал эпоса «Урал-батыр»; определить ключевые экологические императивы сказания; доказать актуальность и значимость экологических идей эпоса для современности.

Авторами, в рамках использования социокультурного подхода к исследованию темы и на основе фи-лософско-аксиологической интерпретации текста эпоса об Урал-батыре, использованы общенаучные и философские методы: диалектический, герменевтический, описательный, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез. Данные методы, в отличие от исключительно филологического анализа эпических произведений, изучения их поэтики, системы образов и др., позволили выявить духовные и культурные смыслы эпоса, значимость его экологических императивов для современности. Более того, философско-этический взгляд на ценностные аспекты данного произведения, полученные результаты и сделанные выводы о значимости экологических идей эпоса для современников позволяют в дальнейшем проецировать концепт «природа как ценность» также на другие жанры башкирского фольклора и использовать их педагогический потенциал в воспитательном процессе, в частности в формировании экологической культуры индивида и общества.

© Рахматуллина З. Я., 2023 © Rakhmatullina Z. Ya., 2023

РАХМАТУЛЛИНА Зугура Ягануровна - доктор философских наук, профессор, директор Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия. ORCID: 0000-0001-9778-5243. E-mail: faia7@yandex.ru

RAKHMATULLINA Zugura Yaganurovna - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Director of the Order of the Badge of Honor of the Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia. ORCID: 0000-0001-9778-5243. E-mail: faia7@yandex.ru

ШАРАПОВА Ильсюяр Рамзисовна - кандидат философских наук, научный сотрудник Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия. ORCID: 0000-0001-6733-269X. E-mail: zs15@list.ru

SHARAPOVA Ilsyuyar Ramzisovna - Candidate of Philosophical Sciences, Researcher of the Order of the Badge of Honor of the Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia. ORCID: 0000-0001-6733-269X. E-mail: zs15@list.ru

Ключевые слова: фольклор; эпос; ценность; национальная аксиосфера; природа; экология; педагогический потенциал; духовные смыслы; Урал-батыр; башкиры

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00940 (https://rscf.ru/project/22-28-00940/»).

Для цитирования: Рахматуллина З. Я., Шарапова И. Р. Идея ценности природы в башкирском эпосе «Урал-батыр». Эпосоведение. 2023, № 4. С. 88-97. DOI: 10.25587/2782-4861-2023-4-88-97.

Z. Y. Rahmatullina, I. R. Sharapova

Order of the Badge of Honour Institute of History, Language and Literature - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the RAS

The idea of the value of nature in the Bashkir epic Ural-batyr

Abstract. The actualization of ecological discourse in modern research is due to the growth of problems in the relationship between man and nature both in the world and in modern Russian society, requiring the involvement of all possible mechanisms in their complex solution, including the study of everything rational and constructive in the cultural and historical heritage of each nation, including its mythopoetic folklore creativity, which it can bring real practical benefits in overcoming the consumer attitude of an individual to his environment and the formation of personal and social ecological culture.

The scientific novelty of the study consists in the fact that the value dimension and the significance of the spiritual meanings of the Bashkir epic Ural-Batyr, in particular the proclamation of nature as a value, are revealed for the modern world and man, who are on the verge of an ecological catastrophe today. The purpose of the study: to consider the axiological and ecological components of the ideological ideas of the epic about the Ural Batyr. In accordance with the goal, the following tasks were solved: to identify the spiritual, moral and ecological potential of the epic Ural-Batyr; identify the key environmental imperatives of the legend; and to prove the relevance and significance of the ecological ideas of the epic for modernity.

The authors used general scientific and philosophical methods: dialectical, hermeneutic, descriptive, abstraction, generalization, analysis and synthesis within the framework of the socio-cultural approach to the study of the topic and on the basis of the philosophical and axiological interpretation of the text of the epic about the Ural-batyr. These methods, in contrast to the exclusively philological analysis of epic works, the study of their poetics, the system of images, etc., made it possible to identify the spiritual and cultural meanings of the epic, the significance of its ecological imperatives for modernity. Moreover, the philosophical and ethical view of the value aspects of this work, the results obtained and the conclusions drawn about the importance of the ecological ideas of the epic for contemporaries allow us to further project the concept of "nature as value" also to other genres of Bashkir folklore and use their pedagogical potential in the educational process, in particular in the formation of the ecological culture of the individual and society.

Keywords: folklore; epic; value; national axiosphere; nature; ecology; pedagogical potential; spiritual meanings; Ural-Batyr; bashkirs

Acknowledgments: The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-28-00940 (https://rscf.ru/project/22-28-00940/»).

For citation: Rahmatullina Z. Y., Sharapova I. R. The idea of the value of nature in the Bashkir epic Ural-batyr. Epic studies. 2023, no. 4. Pp. 88-97. DOI: 10.25587/2782-4861-2023-4-88-97.

Введение

Разумное соотношение человеческого (культурного, социального) и природного начал в личностном и социальном бытии, защита природы, культивирование в хозяйствовании высоких экологических стандартов и безопасных технологий, прекращение безответственного и бесконтрольного уничтожения природных ресурсов, формирование экологической культуры общества и личности, должного, ценностно нагруженного отношения к природному окружению и др. -это важнейшие требования принципа природосообразности в понимании сущности человека как части природы, его миропонимания и мироотношения.

Экологические проблемы актуальны для современного российского общества: именно поэтому, с целью обеспечения экологической безопасности страны, 2017 год был объявлен Годом экологии в соответствии с Указом Президента России В. В. Путина от 05.01.2016 № 71. Его главным итогом стало то, что игнорировавшиеся десятилетиями проблемы стали предметом системного государственного, законодательного, общественного и личностного внимания, поиска и нахождения оптимальных механизмов и конструктивных путей их решения. Возможно, этот тематический год особо актуализировал ценностное измерение природы, её культуро-творческую и духоформирующую роль в жизни современного человека, необходимость нового личностного и социального, экологического мышления и сознания в ситуации, когда призрак возможного природного апокалипсиса стал принимать реальные очертания уже в жизни современных поколений.

Природа является одной из важнейших традиционных ценностей в аксиосфере каждого народа. В ноябре 2022 г. Президент страны В. В. Путин подписал указ о сохранении и укреплении традиционных ценностей2.

Отечественные и этнические традиционные ценности, в т. ч. и экологические, на протяжении веков защищали мир человека от варваризации, его этизм, эстетизм, экологизм воспитывали в индивиде патриотическое и гражданское начало, уважительное отношение индивида не только к своей и иной культуре, к другим народам, но и к среде обитания, к окружающей природе. В рамках реализации Указа № 809 очевидно то, что система просветительской и воспитательной работы в обществе должна задействовать позитивный исторический и духовно-нравственный опыт, в т. ч. экологический, накопленный народами и объективировавшийся в их традициях и обычаях, народной философии, фольклоре и прежде всего в мифологическом эпосе. Особый интерес в данном контексте представляет эпос «Урал-батыр» - известный в мировой фольклористике духовный артефакт башкирского народа, который сегодня находится в одном ряду с такими великими памятниками эпического наследия, как якутское олонхо, калмыцкий «Джангар», монгольский «Гэсэр», кыргызский «Манас». Источником для исследования послужил текст произведения, опубликованный на трех языках (башкирском, русском, английском) и позволивший ознакомить с эпосом широкий научный мир - и отечественный, и зарубежный [1].

«Урал-батыр» является «визитной карточкой» башкирского фольклора. Это мифологическое сказание было введено в научный оборот в 1910 г., благодаря записи известного фольклориста Мухаметши Абдрахмановича Бурангулова (1888-1966) от сэсэнов-кураистов Габита Аргынбаева и Хамита Альмухаметова. Башкортостан бережно относится к своему богатому и уникальному фольклорному наследию, имеющему огромный духоформирующий потенциал, который может быть задействован в патриотическом, этическом, художественно-эстетическом, экологическом воспитании и просвещении человека. «Урал-батыр» - одно из «Семи чудес Башкортостана», претендующее на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества». Эпос передавался из поколения в поколение сэсэнами-сказителями, его пересказывали исключительно в мужском обществе, чтобы женщины, которых зачастую выдавали замуж в другой род, не раскрыли священные смыслы «слова предков» чужому человеку. Сохранение и популяризация эпоса «Урал-батыр», использование заложенных в нем жизненно важных ориентиров в педагогической практике - одна из задач в сфере современной социокультуры Башкортостана. По мотивам эпоса поставлены яркие театральные работы, снят фильм «В поисках Акбузата», разработан и активно функционирует туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса "Урал-батыр"».

1 Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».

2 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Ежегодно проходят многочисленные научные форумы, филологические, историко-культуроло-гические, краеведческие конференции, тематические круглые столы, посвященные эпосу, открыта Международная школа молодого фольклориста. Межрегиональный конкурс юных сказителей и исполнителей эпоса «Урал-батыр», в котором ежегодно принимают участие школьники разной национальности, в 2023 г. отметил юбилей и провел 25-й по счету конкурс.

Тема аксиологического и экологического измерений фольклорного творчества башкирского народа, эпических произведений в контексте философского осмысления стала в последние годы предметом исследовательского внимания: проблемы смысла жизни человека в эпосе в их преломлении и через экологические императивы рассмотрены А. Я. Фаткуллиной [2; 3; 4, с. 98-102; 5], башкирская экологическая традиция и её объективация в обрядах и обычаях в единстве с фольклорными жанрами - З. Р. Валиуллиной [6, с. 70-92; 7; 8], «природные» праздники башкир - И. Р. Шараповой [5; 9; 10, с. 101-106], экологизму башкир, осмыслению духовных ценностей в эпическом и паремическом наследии народа посвящены исследования З. Я. Рахматуллиной [11; 12; 13; 14; 15, с. 38-44, 102-109].

Экологические проблемы современности

Природа как ценность, как основа благополучного настоящего и гарантированного будущего человека, оказавшегося сегодня в эпицентре многочисленных экологических угроз (планетарных и локальных), необходимость сохранения окружающей среды и предотвращения дальнейшего отчуждения социального мира от мира природы становятся ключевыми позициями современного дискурса, обращенного к поискам гармонии индивида со средой своего обитания, уходящей корнями еще в глубины социокультурной истории, в мифологическое сознание, в фольклор. Сегодня ученые-экологи, обществоведы, педагоги говорят о необходимости возрождения экологического опыта прошлого, являющегося одним из главных составляющих традиционных культур народов России, в т. ч. и башкирской, внедрения его культурных императивов и ценностных смыслов в повседневную жизнь, в практику современного хозяйствования, в экологическое воспитание и просвещение подрастающих поколений, принимающих экологическую эстафету. Как известно, именно в рамках традиционных экологических практик оформлялся особый тип культурных связей и отношений между обществом и природой, обусловленных осознанием значимости природы как источника материального благополучия и духовной состоятельности человека.

Природно-географическое окружение, мир природы (земля, водные ресурсы, воздух, флора, фауна и др.), неразрывной частью которой осознавали себя башкиры-кочевники, осмысливались народным сознанием как основа полноценной и одухотворенной жизни, качественного личностного и социального развития. Более того, идею нерасторжимого единства с природой, бережного к ней отношения башкиры привнесли и в свою новейшую национальную историю, но современный Башкортостан, являющийся одним из промышленно развитых опорных регионов Российской Федерации, столкнулся с многочисленными трудностями, наглядно демонстрирующими опасность «рукотворных» экологических проблем, которые наносят вред не только природному окружению, но и физическому и духовному здоровью человека, провоцируют многочисленные экологические акции и выступления.

Несмотря на расцвет инновационного мышления и новых направлений науки и техники, становится очевидным то, что экономический успех, поступательное развитие общества, качественная жизнь индивида, его духовное самочувствие во многом обусловлены и природными условиями. К сожалению, век интеллектуального и технологического величия человека, как бы оправдывая негативные результаты экологической безответственности, пытается культивировать в общественном сознании «базаровскую» позицию, что «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Прагматизм подобного природоотношения оборачивается серьезными издержками. Есть метафорический образ, символизирующий неразрывную взаимосвязь человека, общества, природы и культуры и подтверждающий эту истину: вот сидит человек на

древесном суку над бездонной пропастью и рубит его, не задумываясь о том, что его ждет. Культура, обеспокоенная, суетится вокруг него, пытается смягчить удары, отвлечь его внимание, незаметно подкладывает вместо дерева другой материал, даже покрывает сук неподдающимися безжалостному лезвию алмазами и сталью, но рубка продолжается, щепки летят, а место рубки на суку становится все тоньше и тоньше. «Рубщик» собственного национального духа, души и своих традиций, человек, живущий только настоящим, здесь и сейчас, ни в чем не знает меры, желая получить (зачастую попирая культурные нормы и нравственные табу) как можно больше жизненных благ при минимуме усилий и затрат. Единственный способ спасти рубщика - сделать иным, превратить его в культурного, духовного человека. Природа этого сделать не может, поскольку человек - её же творение. Она способна лишь уничтожить его, тихо поглотить (например, в озоновой дыре, во всемирном потопе и пучине растаявших ледников) или «громко стукнуть дверью»: погубить мир во всеобщем землетрясении или экологическом бедствии планетарного масштаба. Пока она к этому не прибегает, но её терпение и силы на пределе, поскольку её ресурсы не вечны [16, с. 201]. Подобная жизненная ориентация, желание «иметь» оборачивается не только агрессией, хищничеством по отношению к природе, к духовным ценностям и нормам, стремлением жить только идеями сиюминутной выгоды, но и равнодушием к тому, что называется Родиной [17, с. 68], и в данном контексте экологические идеи эпоса «Урал-батыр» приобретают особое звучание.

Ценность природы как одна из ключевых духовных смыслов эпоса «Урал-батыр»

«Урал-батыр» - не только мифологическое миропонимание предков башкир, антология ответов зарождающегося человеческого сознания на кардинальные мировоззренческие вопросы бытия (что такое мир, каковы его законы и каноны, место человека в этом мире и др.). Эпос прежде всего - это духовное завещание народа и жизненная программа для последующих поколений (в чем искать смыслы человеческой жизни, что такое добро и как противостоять злу, какова ценность природы для человека, как правильно жить и что оставить после себя своим потомкам?). Более того, эпос выступает как своеобразная система зарождающихся мировоззренческих и духовных ориентиров, направляющих личностную жизнь и социальное бытие. Эпос утверждает «добро» как безусловную ценность, абсолютную цель мира, а творчество добра, «благодеяние» - как священный долг каждого человека и будущих потомков. Здесь формирующееся ценностное сознание древних башкир категорически осуждает человеческие жертвоприношения, унижение и осмеяние женщин, которые не могут родить сына, утверждает значимость традиций, императивность обычаев и родительского слова, уважение к старшим поколениям, ценность не только человека независимо от пола, возраста, социального положения, но и ценность природного мира, среды его обитания. Провозглашенную в эпосе идею ценностного отношения к природе как этический призыв и поведенческий принцип можно определить как начало формирования экологического архетипа и отражение природного мировоззрения башкирского народа.

Сюжет мифосказания имеет традиционную канву: через жизнь представителей трех поколений, первых людей Янбирде и Янбики, их сыновей Шульгена и Урала, детей Урал-батыра, через призму вечного противостояния добра и зла и поисков культурным героем смысла должной и достойной жизни для человека и целого народа разворачиваются страницы древней социокультурной истории предков башкир. По сказанию, старик Янбирде раскрывает сыновьям великую тайну мироздания и их предстоящую опасную, но важную и ответственную миссию: им нужно помочь людям обрести бессмертие. На земле есть смерть (видимая глазу и невидимая) - враг всего живого, но есть и Родник Живой, который может сделать бессмертным каждого, кто выпьет из него. По наказу отца братья отправляются на поиски «живой воды», чтобы навсегда покончить со смертью, но судьба разводит их в разные стороны. Тщеславный, малодушный и корыстолюбивый Шульген, недолго раздумывая, идет по пути предательства, превращается во врага человеческого рода, а Урала ждет долгий и тернистый путь во имя свободы, счастья

и блага беззащитных и угнетенных людей, где его ждут опасные испытания, жестокие схватки и лишения. В морской пучине из тел поверженных врагов вырастает высокая гора: это Уральские горы, символ башкирского края и современного Башкортостана. Многим тысячам обездоленных и несчастных людей, измученным пленникам, убитым горем матерям он возвращает свободу и веру в торжество справедливости, в силу добра, надежду на счастье и достойную жизнь, показав тем, кто ему поверил, что зло всегда наказуемо, а благодеяние - это призвание настоящего батыра, защитника людей, правды и справедливости.

Урал-батыр стирает с лица земли «зримую глазу смерть», побеждает воинов беспощадного и жестокого царя Катила, падишаха дивов Азраки, царя змей и призывает свой благодарный народ найти Родник Живой, чтобы уничтожить еще и невидимую смерть: Воду Живого Родника Зачерпнув, принесем сюда -Пусть всем достанется та вода. От Смерти же, что скрыта от глаз, От болезней, что точат нас, От болей и мук, гнетущих от века, Человеческий род спасем, Бессмертным сделаем человека -Радость в каждое сердце внесем! [1, с. 319].

Встретившийся на их пути старик, попивший некогда воды из Родника Живого и ставший бессмертным, просит прислушаться к его словам. Измученный болезнями, обессилевший, он стал живым мертвецом, о котором напрочь забыла смерть, устал от вечной жизни. Тот глоток из Родника Живого, подаривший ему бессмертие, обрек его на вечные муки одинокого и жалкого существования. Старик просит собравшихся подумать, прежде чем испить живой воды, и говорит: Желая вечно на свете жить, Неподвластными Смерти быть, Власть её принять не желая, Не пейте из Родника Живого! <.. .> То, что Смертью мы зовем, Прозвища злые кому даем, -Вечности нетленный закон, Мир от гнилья очищает он ... [1, с. 323-324].

Слова несчастного старика раскрывают Урал-батыру непреходящую диалектику жизни и смерти и простую жизненную истину, что не человек, а добро и благодеяние должны быть вечными:

То, что на земле остается,

Чем все лучшее создается,

Сада краса и благоухание -

Это добро и благодеяние.

В огне не сгорит - благодеяние,

В воде не утонет - благодеяние,

До неба возвысится - благодеяние,

Останется в памяти - благодеяние,

Оно - голова всех дел.

Для всех живущих на свете людей

Пребудет как мира высший удел [1, с. 324].

Долгая дорога приводит Урал-батыра и его народ к Роднику Живому, но Урал-батыр, набрав в рот вожделенной живительной влаги, не глотает её, а окропляет вокруг все и горы, которые сам «поднял к небесам». Везде, куда попали волшебные брызги, тут же выросли и распустились

изумрудной хвоей ели и сосны, став вечнозелеными. Урал-батыр, оглянувшись по сторонам, говорит своему народу:

Пусть зеленеют голые чащи,

Пусть цвет бессмертия обретут,

Пусть птицы щебечут звонче и слаще,

Пусть люди веселые песни поют! <...>

Пусть эту землю любит народ,

Пусть садом прекрасным она расцветет. [1, с. 325].

Он дарит вечность природе [18, с. 324-325]. Слова Урал-батыра стали гимном родной природе, являющейся колыбелью его народа и будущих потомков. В его обращении к людям - призыв любить, беречь, защищать среду своего обитания, чтобы она, действительно, стала краем щебечущих птиц и землей поющих от счастья, а не плачущих от горя людей. В этих словах - требование быть ответственными за судьбу родной природы, не наносить бессмысленного вреда растительному и животному миру, не нарушать её каноны и переступать её законы, потому что в природе - сила жизни, залог бессмертия человеческого рода, духовные корни патриотизма, этизма, гуманизма, экологизма. Эти идеи, значимые не только для нынешних башкир, но и для современного мира, сталкивающегося с многочисленными экологическими бедами из-за варварского, хищнического и безответственного отношения к природе, башкирский народ вписал в свое эпическое сознание и этническую память еще на заре своей социокультурной истории. Природа для башкир - изначально «прекрасный сад», требующий заботы, защиты и уважительного отношения.

«Урал-батыр» предостерегает своих будущих потомков, что разрушение заложенных предыдущими поколениями традиций, в т. ч. и отношения к природе как к безусловной ценности, отчуждение от добра и служение злу, наносящему ущерб и вред среде своего обитания, ведут к самоуничтожению. Предсмертные слова Урал-батыра - это программа ответственного поведения, должной, достойной, правильной и одухотворенной жизни для всех последующих поколений. Обращаясь к своим сыновьям, он как бы говорит каждому, кто живет на земле здесь и сейчас, и всем тем, кто придет жить в этот мир:

А всем вам вместе напомню о том:

Пусть имя ваше будет Добро,

Предназначение - Человек,

Злу не давайте дорогу вовек,

Пусть мир и добро пребудут вовек! [1, с. 330].

На протяжении последующей национальной истории башкиры всегда прислушивались к экологическому завещанию своего мифического предка. Священный образ матери-природы, передаваемый из поколения в поколение, стремление жить с ней в согласии и гармонии, уважение к её канонам и преклонение перед её могуществом обусловили становление ритуально-культовой системы, связанной с бережным отношением к объектам природного мира, к животным, растениям и т. д. Башкиры-кочевники были внимательны к знамениям природы, наказывали тех, кто охотился на непромысловых зверей и птиц, особенно тотемных, ради тщеславия или забавы, в период их размножения и вскармливания потомства, регулировали их добычу в соответствии с необходимыми потребностями.

Земля и вода - основа кочевого скотоводческого общества, поэтому степная философия башкир, философия воли и экологизма, рождалась в свободной природной стихии, с которой старались жить в мире и согласии. Они задабривали духов и хозяев природного пантеона, заручаясь их поддержкой, строго следили за восстановлением пастбищ, держали в чистоте водные источники, устраивали коллективные мероприятия по очистке территорий и экологические празднества. В прошлом проводился «Летний Нардуган», праздник милосердия и сострадания к природе, время своеобразного щадящего режима: башкиры осознавали, что регулярное истреб-

ление природных ресурсов, животного и растительного мира грозит истощением природной кладовой и угрожает благополучию людей [19, с. 50]. В частности, оживление экологического движения и события последних лет в Башкортостане, связанные с данной темой (многонациональные протесты в защиту уникального природного памятника древнего шихана-горы Куштау от разработки Башкирской содовой компании, народные сходы, митинги, выступления активистов против геологоразведочных работ на грядах Кырктытау, геологических исследований Ирендыкского хребта, против незаконной и бесконтрольной добычи золота, которая наносит огромный ущерб окружающей среде, и др.) свидетельствуют об активизации экологического архетипа в массовом сознании. Более того, в современную праздничную культуру возвращаются модернизированные варианты традиционных экологических праздников башкир «Воронья каша», «Кукушкин чай» и др., которые вовлекают в свою духовную орбиту представителей всех этносов многонациональной республики. Эти возрожденные праздничные практики, направленные прежде всего на детскую и молодежную аудиторию, в наглядно-зрелищной и эмоционально-эстетической форме приобщают к исторической памяти и традиционным экологическим ценностям, сопровождаются посадкой деревьев, антимусорными кампаниями, экспедициями и акциями, тематическими выставками детских рисунков, концертами, карнавальными шествиями, «содействуют решению экологических проблем, благополучию и здоровью поколений через повышение качества среды обитания и формирование экологической культуры, привлекают молодежь для организации активной практической деятельности» [10, c. 103].

Заключение

Идея ценности природы, экологические призывы мифического предка башкир Урал-батыра, обращенные к последующим поколениям, значимы не только для современных башкир, но и для всех тех, кто сегодня несет величайшую ответственность за свое цивилизованное бытие в мире природы, за её сбережение и защиту от безответственности, равнодушия, бесхозяйственности, утилитаризма. Эпос «Урал-батыр» переведен и издан на многих языках мира и народов России (немецком, английском, иврите, японском, турецком, кыргызском, русском, якутском, чувашском), и его «экологическое завещание» будущим поколениям звучит на разных языках как «категорический императив» во имя сохранения природы как главного условия обеспечения настоящего и будущего мира человека независимо от его веры и национальности, независимо от того, в каком государстве он живет. В традиционном экологическом опыте башкирского народа, уходящем своими корнями еще в его эпические сказания и обращенном к потомкам, которые, к сожалению, не прислушиваются к призывам из глубины веков, действительно, есть рациональное зерно, позволяющее наметить конкретные пути преодоления проблем, в частности экологических, современного мира и человека. Более того, огромный пласт других жанров башкирского фольклора (эпические сказания животного цикла «Акбузат», «Хромая кобыла», «Вороной иноходец» и др., паремическое творчество, сказки, легенды, предания, песни и др.), также содержащих в себе экологическую философию, ждут своих исследователей и вовлечения их духовных смыслов в экологическое просвещение и воспитание индивида.

Литература

1. Урал-Батыр. Башкорт хальтк кобайыры = Урал-Батыр. Башкирский народный эпос = Ural-batur. Bashkort Folk Epic / проект, вступительная статья, подготовка текстов Ф. А. Надршиной. - Уфа : Информ-реклама, 2003. - 468 с. (На башкирском, рус. и англ. яз.)

2. Фаткуллина, А. Я. Смысложизненные ценности в мифе об Урал-батыре как константа духовности древних башкир // Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения С. Юлаева. - Уфа : БИРО, 2004. - С. 17-21.

3. Фаткуллина, А. Я. Мифологические основания патриотизма как одной из ключевых характеристик духовной культуры башкир // Философская мысль и философское образование в Республике Башкорто-

стан: история и современность : материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2008.

- С. 151-155.

4. Фаткуллина, А. Я. Смысложизненные парадигмы башкирской мифологии: нравственные уроки. -Уфа : РИЦ БашГУ, 2009. - 147 с.

5. Фаткуллина, А. Я., Шарапова, И. Р. Экологические праздники башкир: духовные основы и педагогический потенциал // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - № 3. - С. 748-750.

6. Валиуллина, З. Р., Рахматуллина, З. Я. Экологическая традиция башкир (социально-философский очерк). - Уфа : РИО БашГУ, 2006. - 140 с.

7. Валиуллина, З. Р. Роль экологического опыта башкир в экологическом образовании подрастающего поколения // Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность : материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2008. - С. 189-192.

8. Валиуллина, З. Р. Философская сущность экологической традиции // Философское наследие и современность : сборник научных статей / ответственный редактор Б. С. Галимов. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2009.

- С. 73-76.

9. Шарапова, И. Р. Роль экологических народных праздников в формировании духовного мира современной молодежи // Молодежь столицы: проблемы, опыт, перспективы развития : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа : Уфимский филиал МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - С. 258-260.

10. Шарапова, И. Р. Башкирские народные праздники как социокультурный феномен. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2011. - 128 с.

11. Рахматуллина, З. Я. Экологические праздники башкир: духовный потенциал // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 1. - С. 661-663.

12. Рахматуллина, З. Я. Мировоззренческие парадигмы эпоса «Урал-батыр»: духовно-нравственные аспекты // Башкирское сказание «Урал-батыр» как уникальный памятник духовной культуры : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. - С. 5-9.

13. Рахматуллина, З. Я. Экологизм башкир как ментальная черта // Природа и человек в пространстве культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году экологии в Российской Федерации. Ч. 2. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2017. - С. 47-52.

14. Рахматуллина, З. Я. Эпос «Урал-Батыр» и современный мир: нравственные уроки // Башкирский народный эпос «Урал-Батыр» и духовное наследие народов мира : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А. М. Сулейманова. Ч. 1. - Уфа : Издательство БГПУ, 2019. - С. 9-14.

15. Рахматуллина, З. Я. Традиционные ценности башкир: история и современность. - Уфа : ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2023. - 216 с.

16. Еремеев, А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура : в 2 частях. Ч. 2. -Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 1997. - 220 с.

17. Рахматуллина, З. Я. Мир держится на культуре: философское осмысление. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2021. - 226 с.

18. Хусаинова, Г. Р. Об экологических представлениях башкир (на материале народных волшебных сказок) // Этнос. Общество. Цивилизация. Пятые Кузеевские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа : Диалог, 2018. - С. 324-329.

19. Рахматуллина, З. Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). - Уфа : Изд-во Башкирского ун-та, 2002. - 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ural-batyr. Bashkir folk epic. Project, introductory article, text preparation by F. A. Nadrshina. Ufa, Informreklama Publ., 2003, 468 p. (In Bashkir, Rus. and Eng.)

2. Fatkullina, A. Ya. Meaning-life values in the myth of Ural-batyr as a constant of spirituality of ancient Bashkirs. In: Spirituality and beauty as a cultural phenomenon in the educational process: materials of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 250th anniversary of S. Yulaev. Ufa, Bashkir Institute of Education Development Publ., 2004, pp. 17-21. (In Rus.)

3. Fatkullina, A. Y. Mythological bases of patriotism as one of the key characteristics of Bashkir spiritual culture. In: Philosophical thought and philosophical education in the Republic of Bashkortostan: history and modernity: materials of the Republican scientific-practical conference dedicated to the 450th anniversary of Bashkiria's voluntary entry into Russia. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2008, pp. 151-155. (In Rus.)

4. Fatkullina, A. Y. Meaning-life paradigms of Bashkir mythology: moral lessons. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2009, 147 p. (In Rus.)

5. Fatkullina, A. Y., Sharapova, I. R. Ecological holidays of Bashkirs: spiritual foundations and pedagogical potential. Vestnik of Bashkir University. 2010, vol. 15, no. 3, pp. 748-750. (In Rus.)

6. Valiullina, Z. R., Rakhmatullina, Z. Ya. Ecological tradition of Bashkirs (socio-philosophical essay). Ufa, Editorial and Publ. Department of BSU, 2006, 140 p. (In Rus.)

7. Valiullina, Z. R. The role of Bashkir ecological experience in the environmental education of the younger generation. In: Philosophical thought and philosophical education in the Republic of Bashkortostan: history and modernity: materials of the Republican scientific-practical conference dedicated to the 450th anniversary of Bashkiria's voluntary entry into Russia. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2008, pp. 189-192. (In Rus.)

8. Valiullina, Z. R. Philosophical essence of ecological tradition. In: Philosophical heritage and modernity: collection of scientific articles. Executive editor B. S. Galimov. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2009, pp. 73-76. (In Rus.)

9. Sharapova, I. R. The role of ecological folk festivals in the formation of the spiritual world of modern youth. In: Youth of the capital: problems, experience, prospects of development: materials of the Interregional scientific-practical conference. Ufa, Ufa branch of M. A. Sholokhov Moscow State University Publ., 2009, pp. 258-260. (In Rus.)

10. Sharapova, I. R. Bashkir folk holidays as a socio-cultural phenomenon. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2011, 128 p. (In Rus.)

11. Rakhmatullina, Z. Ya. Ecological holidays of Bashkirs: spiritual potential. Vestnik of Bashkir University. 2012, vol. 17, no. 1, pp. 661-663. (In Rus.)

12. Rakhmatullina, Z. Ya. Worldview paradigms of the epic "Ural-batyr": spiritual and moral aspects. In: Bashkir tale "Ural-batyr" as a unique monument of spiritual culture: materials of the Interregional scientific-practical conference. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2014, pp. 5-9. (In Rus.)

13. Rakhmatullina, Z. Ya. Environmentalism of Bashkirs as a mental trait. In: Nature and Man in the space of culture: proceedings of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the Year of Ecology in the Russian Federation. Part 2. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2017, pp. 47-52. (In Rus.)

14. Rakhmatullina, Z. Ya. Epic "Ural-batyr" and the modern world: moral lessons. In: Bashkir folk epic "Ural-batyr" and the spiritual heritage of the peoples of the world: materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 80th anniversary of the birth of A. M. Suleymanov. Part 1. Ufa, BSPU Publ. House, 2019, pp. 9-14. (In Rus.)

15. Rakhmatullina, Z. Ya. Traditional values of the Bashkirs: history and modernity. Ufa, Institute of history, language and literature of the UFRC RAS Publ., 2023, 216 p. (In Rus.)

16. Eremeyev, A. F. Primitive culture: origin, features, structure: in 2 parts. Part 2. Saransk, Mordovian University Publ., 1997, 220 p. (In Rus.)

17. Rakhmatullina, Z. Ya. The world is kept on culture: philosophical comprehension. Ufa, Editorial and Publ. Center of BSU, 2021, 226 p. (In Rus.)

18. Khusainova, G. R. About ecological representations of Bashkirs (on the material of folk magic fairy tales). In: Ethnos. Society. Civilization. Fifth Kuzeev Readings: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Ufa, Dialogue Publ., 2018, pp. 324-329. (In Rus.)

19. Rakhmatullina, Z. Ya. Bashkir national spirit (socio-philosophical essay). Ufa, Publ. House of the Bashkir University, 2002, 154 p. (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.