Научная статья на тему 'Идея целеполагания в дидактической концепции И. Я. Лернера'

Идея целеполагания в дидактической концепции И. Я. Лернера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1780
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.Я. ЛЕРНЕРА / ЛЕРНЕР И.Я. / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / УРОК / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылева О. А.

В статье представлен анализ дидактической концепции И. Я. Лернера в аспекте комплексного планирования, конкретизации и систематизации целей урока как целостного отрезка учебного процесса. В качестве методологической основы анализа дидактической концепции автором избраны современные представления о таксономии целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of I. Lerner's didactic conception in the aspect of comprehensive planing, specification and systematisation of goals of a lesson as an integrated part of the educational process. The author chooses modern ideas about the educatoinal goals taxonomy as a methodological basis for the didactic conception analysis.

Текст научной работы на тему «Идея целеполагания в дидактической концепции И. Я. Лернера»

О. А. Бобылева

ИДЕЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

И. Я. ЛЕРНЕРА

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Института педагогики и образования Дальневосточного государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. А. Степашко

В статье представлен анализ дидактической концепции И. Я. Лернера в аспекте комплексного планирования, конкретизации и систематизации целей урока как целостного отрезка учебного процесса. В качестве методологической основы анализа дидактической концепции автором избраны современные представления о таксономии целей обучения.

The article presents the analysis of I. Lerner's didactic conception in the aspect of comprehensive planing, specification and systematisation of goals of a lesson as an integrated part of the educational process. The author chooses modern ideas about the educatoinal goals taxonomy as a methodological basis for the didactic conception analysis.

Статья является фрагментом историко-педагогического теоретического исследования, связанного с развитием идеи целе-полагания в отечественной дидактике 6080-х гг. XX в., в котором представлены результаты анализа концепции процесса обучения И. Я. Лернера, одного из ведущих теоретиков дидактической мысли рассматриваемого периода. Актуализация этой идеи в современной дидактике и практике обучения обусловлена интенсивно разрабатываемым компетентностным подходом к определению целей общего и специального образования.

Обращаясь к анализу дидактической концепции И. Я. Лернера, можно выделить такие принципиальные основания:

• процесс обучения предполагает не только прочное и сознательное усвоение учащимися научных знаний и способов деятельности, но и непременное развитие их творческих возможностей на материале усвоенных знаний и умений1 (отметим ориентацию дидакта на антропологическую составляющую);

• исходные позиции построения процесса обучения опираются на содержание об-

разования, включающего четыре компонента социокультурного опыта человека: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыт творческой деятельности - в форме проблемных ситуаций; эмоционально-ценностное отношение к учебному материалу, что обеспечивает системность знаний и раскрывает процесс учебного познания2 (отметим ориентацию дидакта на социокультурную составляющую содержания процесса обучения).

В качестве методологической основы анализа дидактической концепции нами избраны современные представления о таксономии целей обучения. Как известно, таксономий такого плана существует десятки, если не сотни. Мы обратимся к фундаментальной, считающейся классической, концепции учебных целей, разработанной группой американских педагогов и психологов под руководством Б. Блума3. В анализе нами использована схема познавательной деятельности, включающая когнитив-

ную, психомоторную и эмоциональную области; в свою очередь, каждая из областей рассмотрена на таких уровнях классификации, как усвоение учебного материала; применение знаний и способов деятельности; оценка (оценка с опорой на внутренние знания и убеждения, оценка с опорой на внешние критерии); социально-психологические компоненты структуры личности; субъект процесса обучения.

Анализ дидактической концепции И. Я. Лернера в аспекте целеполатания рассмотрен на уровне комплексного планирования, конкретизации и систематизации целей урока. Урок, по И. Я. Лернеру, включающий разнообразные фрагменты темы, - это целостный, завершенный отрезок учебного процесса, состоящий из актуализации известного (шаг 1), постановки цели (2), предъявления нового материала (3), репродуцирования действий (4), предъявления новой информации (5), ее отработки и тем самым закрепления, применения воспринятого (6), изложения нового (7), отработки его путем повторения и закрепления (8), отработки путем самостоятельной творческой работы (9), завершающей систематизации (10), домашнего задания (11). Эти этапы отражают сжатую принципиальную логику процесса обучения в целом4. При этом цели урока определяются в соответствии с разными видами содержания, а не традиционно как образовательные, воспитательные, развивающие (по мнению И. Я. Лернера, все цели должны давать образование, развивать и воспитывать). Разделяя компоненты содержания: умения и творческая деятельность, дидакт тем самым подчеркивает, что полноценное умственное развитие возможно только при включении в обучение и творческого применения, и творческого добывания знаний5.

Пути реализации целей в их сочетании рассмотрим на примере анализа урока. Позиция автора на уровне комплексного планирования, конкретизации и систематизации целей урока раскрывается в анализе

иллюстративного материала, связанного с разнообразием типов уроков как целостных завершенных отрезков учебного процесса. Выделим один из таких уроков. Это урок по истории, тема урока «Ремесло в средневековом городе», изучается в VI классе общеобразовательной школы. И. Я. Лернер стремится представить урок в «очищенном» виде: не учитывать индивидуальный методический почерк учителя, его вдохновение, отношение к предмету, изобретательность, творческую манеру, объясняя это тем, что урок представлен пошагово. Это дает нам основания применить методологическую схему в аспекте це-леполагания достаточно полно.

Первый шаг (1) предполагает повторение пройденной темы по вопросам и теоретическое обобщение, следующее после краткого повторения, которое может быть произведено устно или письменно. Эти приемы направлены на реализацию таких целей урока в когнитивной области, как воспроизведение базовых элементов учебной информации (фактов), поскольку тема урока, предложенная И. Я. Лернером, имеет в виду развитие понятия «разделение труда в жизни общества» и на предыдущем уроке это было главное изучавшееся понятие; обобщение информации, приводящее к формированию абстрактных знаний у учащихся.

Цели в психомоторной области представлены этапом деятельности школьников под руководством учителя при повторении пройденного материала по вопросам и теоретическом обобщении, а именно умозаключением учащихся.

Эмоциональные цели включают интерес учащихся к изучаемой теме и вопросам педагога, а также соответствующую эмоциональную реакцию у школьников на учебный материал и правильность собственных ответов, оцениваемых учителем.

Согласно схеме познавательной деятельности можно отметить, что решение целей рассмотренных приемов обучения в когнитивной, психомоторной и эмоцио-

нальной области осуществляется на уровне усвоения учащимися учебного материала по теме урока.

Второй шаг (2) урока предназначен для подготовки учащихся к восприятию основных идей учебной информации по рассматриваемой теме и предполагает разработку учебных целей в когнитивной области, направленных на восприятие установки учителя, например, «Так как в прошлый раз мы изучили причины возникновения города как центра ремесла и торговли (а вы знаете, что все имеет свои причины и их всегда надо выяснять), то теперь нужно заинтересоваться тем, что собой представляло средневековое ремесло, как оно было организовано и какую роль оно сыграло в жизни и развитии общества. Вы ведь уже догадываетесь, что из этого ремесла выросла современная промышленность. Постепенно вы и узнаете, как это произошло».

В психомоторной области данный прием предполагает такие цели, как мысленное восприятие, приводящее к мысленному и эмоциональному настрою на восприятие учебной информации учащимися.

Эмоциональные цели приема подготовки учащихся к восприятию нового материала включают заинтересованность учащихся в понимании необходимости изучения этой исторической темы.

Отметим, что на данном этапе урока схема познавательной деятельности обнаруживает возможности решения когнитивных, психомоторных и эмоциональных целей также на уровне усвоения учебного материала учащимися.

Третий шаг (3) в представленном И. Я. Лернером уроке состоит в описании средневекового ремесла, о котором достаточно подробно говорится в учебнике.

По ходу изложения внимание учеников привлекают к картине «В мастерской средневекового оружейника» В. Домогацкого и другим иллюстрациям в учебнике. Анализ иллюстрации может быть проведен двояко. Можно: а) рассказать о ней последовательно, подчеркнув элементы и спосо-

бы анализа; б) наметить обобщенную схему анализа и записать ее в тетрадь.

И. Я. Лернер отмечает, что учителю необходимо разъяснить важность каждого шага. Схему можно дать, если класс к этому подготовлен, но скорее всего, целесообразно постепенно формулировать пункт за пунктом, показывать, как это делать, а затем уже дать самостоятельную работу.

Из этого следует, что приемы, рассматриваемые в третьем шаге урока (3), предполагают такие когнитивные цели: запоминание и распознавание главных идей урока, воспроизведение учебной информации по предложенной учителем схеме.

Психомоторная область включает цели, предполагающие мысленное восприятие, приводящее к мысленному и эмоциональному настрою; деятельность под руководством учителя, которая послужит базой для самостоятельной деятельности учащихся.

Эмоциональная сфера предполагает интерес учащихся к логическому изложению и объяснению учителем трудного материала, который способствует созданию на уроке ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности, вызывая соответствующую реакцию у школьников: чувство удивления, вдохновения, радости и т. д.

Реализация целей обучения в различных областях познавательной деятельности согласно схеме осуществляется здесь на уровне усвоения и применения учебной информации.

Формирование осознанного способа деятельности, т. е. самостоятельная работа, явится четвертым шагом (4).

Когнитивная сфера этого приема предполагает учебные цели, направленные на формирование умений анализировать учебную информацию, сначала по показанному учителем образцу, а затем самостоятельно.

Психомоторная сфера включает такие этапы сенсомоторной деятельности: деятельность под руководством взрослого; определенная автоматизация деятельности в процессе репродуцирования действий учащимися (анализ картин по схеме).

16 1

Стимулом для развития эмоций учащихся является возможность проявить самостоятельность, поэтому эмоциональными целями будут являться интерес и вовлечение школьников в самостоятельную работу.

Решение целей рассматриваемого приема обучения в когнитивной, психомоторной и эмоциональной области в соответствии со схемой познавательной деятельности обеспечивается на уровне применения, предполагающего формирование прикладных умений учащихся по использованию знаний в практических ситуациях.

Пятый шаг урока (5) заключается в предъявлении новой информации ученикам по изучаемой теме.

Познавательная область данного приема , используемого на уроке, включает учебные цели, направленные на запоминание и распознавание базовых элементов учебной информации, описанных в тексте учебника и дополненных разъяснениями причин или смысла тех или иных характеристик учителем. Разумеется, отмечает И. Я. Лернер, рекомендуемые тексты приблизительны, но важно их строение — они содержат суждения, не оставляющие высказанные мысли неразъясненными или недоказанными.

Психомоторная сфера предполагает цели урока, включающие осознание взаимосвязи элементов системы учащимися VI класса.

Эмоциональная область предполагает интерес и эмоциональное переживание учащихся в процессе изучения новой информации. На эмоции школьников влияет яркое описание мастерской, взаимоотношений мастера и ремесленников.

Мы видим, что схема обнаруживает возможности реализации целей обучения в когнитивной, психомоторной и эмоциональной области приема предъявления новой информации ученикам по изучаемой теме на уровне усвоения учебного материала.

Содержанием шестого шага урока (6) будет являться отработка сообщенной ин-формации.

Когнитивная область приема обучения представлена учебными целями, направленными на воспроизведение учебной информации по вопросам учителя. Вопросы педагога подготавливают одновременно к дальнейшему материалу темы. Познавательная сфера приема отработки сообщен -ной информации также включает цели урока, направленные на применение определенных знаний о роли невысокой производительности труда (а), о незначительности обмена (б), о влиянии личной свободы на производительность труда (в), о разделении труда и его относительности (г, д), о значении эксплуатации чужого труда и конкуренции (е), об исторической роли частной собственности (ж). Ученый подчеркивает, что последних не должно быть много и они должны касаться главного.

И. Я. Лернер отмечает, что отработку лучше провести так, чтобы, во-первых, проявилась самостоятельность учащихся и, во-вторых, чтобы обнажились ситуации применения узнанного.

Психомоторная область приема отработки полученной информации предполагает такие цели, как деятельность под руководством взрослого и определенная автома-тизация деятельности учащихся в процессе воспроизведения и применения знаний.

На эмоции учащихся в данном случае оказывает влияние возможность проявить самостоятельность при ответе на вопросы учителя, а также вовлечение школьников в деятельность по применению полученных знаний.

Решение целей приема отработки полученной информации в различных областях учебно-познавательной деятельности согласно схеме обеспечивается на уровне усвоения и применения полученных знаний.

Седьмой шаг урока (7) включает в себя следующие приемы: рассказ педагога об организации цехов, разъяснение двух их главных функций, описание и объяснение быта и жизни ремесленников, организуемые цехами. Особенно внимательно оха-рактеризовывается прогрессивная роль

цехов в защите и развитии ремесла. Учитель показывает диалектику этого явления. Материал излагается в основном по учебнику, но без сообщения фактов, к которым надо подвести или дать ученикам самим до них дойти.

Содержанием седьмого шага будет являться изложение нового.

Когнитивная область включает учебные цели, направленные на запоминание и распознавание базовых элементов учебной информации. В содержание знаний включены следующие их виды: факты, оценочные знания, методологические знания.

Психомоторная область предполагает мысленное восприятие новой информации, приводящее на втором этапе к мысленному и эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность по отработке материала по изучаемой теме.

Эмоциональная сфера представлена интересом учащихся к логическому изложению, четкому объяснению учителем трудного материала, диалектичности противоречий.

Отметим, что цели обучения представленных приемов познавательной деятельности в когнитивной, психомоторной и эмоциональной областях согласно методологической схеме реализуются на уровне усвоения учебной информации учащимися.

Восьмой и девятый шаги урока (8, 9) предполагают прием отработки материала о цехах.

Когнитивная область целей урока включает отработку учебного материала урока путем его повторения и закрепления с помощью следующих заданий: выписка из текста учебника фактов, являющихся ответом на поставленные учителем вопросы (шаг 8); чтение отрывков из устава цеха в конце параграфа и объяснение (по группам) каждого его пункта (шаг 9); проблемная задача (дается сильным ученикам); краткая, слегка подсказывающая эвристическая беседа; формулирование выводов на основе решения проблемной задачи и эвристической беседы.

Психомоторная область включает этап деятельности школьников под руководством взрослого и этап определенной автоматизации деятельности.

Эмоциональная сфера предполагает интерес у школьников к возможности проявить самостоятельность при выполнении заданий учителя, к соревнованию в решении трудной задачи. Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, т. е. решение проблемной задачи, участие в эвристической беседе, формулирование выводов.

Используя схему познавательной деятельности, можно увидеть, что решение целей данного приема в когнитивной, психомоторной и эмоциональной областях обеспечивается на уровне применения усвоенного материала урока.

Десятый шаг (10 ) включает в себя приемы отработки учебного материала путем самостоятельной творческой работы и специальной завершающей систематизации знаний учащихся.

Когнитивная сфера названных приемов предполагает следующие цели урока: восстановление в сознании основного материала, который необходимо знать по теме; самостоятельное обобщение фактов; за -крепление знаний и умений творческими заданиями, например решением проблемных задач.

И. Я. Лернер отмечает, что во всех предлагаемых учителем проблемных задачах, помимо предметного содержания, должны быть следующие процедуры творческой деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний о роли частной собственности, видение проблемы связи частной собственности с мерами устранения конкуренции, видение структуры задачи, построение гипотезы. Эти процедуры, по мнению ученого, являются частью учебного материала, ибо учебный материал - это вся совокупность деятельности, подлежащая усвоению.

И. Я. Лернер пишет, что если система -тизация сопровождала все изложение, то

она с ним сливается; если же она проводилась в конце, то это самостоятельный шаг.

Психомоторная область включает этап определенной автоматизации деятельности, создающей возможность для формирования на конечном этапе комплексной деятельности.

Эмоциональная область предполагает вовлечение учащихся в процесс решения трудных задач, интерес к возможности проявить самостоятельность.

Реализация целей приемов отработки учебного материала путем самостоятельной творческой работы и специальной завершающей систематизации знаний учащихся в когнитивной, психомоторной и эмоциональной областях согласно методологической схеме осуществляется на уровне применения полученных знаний; оценки, предполагающей сформированность диагностических умений и развитость критического мышления при выполнении творческих заданий и решении проблемных задач6.

Обобщая изложенное, можно отметить, что каждый шаг предполагает приемы обучения, анализируемые нами в аспекте це-леполагания учебно-познавательной деятельности в соответствии с обозначенным этапом, что может представлять интерес для современных педагогов-практиков при планировании и конкретизации целей урока. Некоторые этапы повторяются, чередуются в зависимости от хода обучения и ни в коем случае не являются догмой, учитель их строит в соответствии с конкретным ходом усвоения учебного материала учащимися. Важно подчеркнуть, что в мас-

штабе целостной темы, особенно большой, все эти этапы необходимы.

В совокупности всех рассмотренных шагов мы видим, что методологическая схема учебно-познавательной деятельности обнаруживает возможности целеполага-ния на всех уровнях классификации целей обучения, таких как усвоение учебного материала, применение, оценка, в первую очередь создавая базу для формирования у школьников научного мировоззрения, учебных умений и навыков, ценностных ориентировок и убеждений, развития интересов, настойчивости и других свойств личности, что позволяет ученику быть активным и самостоятельным участником процесса обучения, т. е. являться его субъектом.

Рассмотрение результатов анализа идеи целеполагания в дидактической концепции И. Я. Лернера в аспекте компетентностно-го подхода подводит к следующим выводам:

• использованная в анализе схема так-сономий целей обучения в когнитивной, психомоторной и эмоциональной областях апробирована как методологический инструментарий в разработке и реализации технологий компетентностного подхода;

• содержание и процесс обучения, в котором реализуется компетентностный подход, ориентирован на антропологическую составляющую образования;

• способы реализации идеи целеполагания, показанные в процессе анализа дидактической концепции И. Я. Лернера, могут рассматриваться в качестве условия для разработки технологии формирования компетенций как способов определения целей общего образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. С. 8.

2 Там же. С. 28; Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. С. 43.

3 Оконъ В. Введение в общую дидактику. -М.: Высшая школа, 1990. С. 83; Чошанов М. А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. 2000. № 4. С. 87; Bloom B. S. and others. Taxonomy of Educatoinal Obgectives. The Classification of Goals. New York, 1971.

4Лернер И. Я. Указ. соч. С. 38-40.

5 Там же. С. 29.

6Там же. С. 30-39; Чошанов М. А. Указ. соч. С. 87-88; Оконъ В. Указ. соч. С. 87-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.