DOI: 10.12731/2077-1770-2016-4-1-39-56 УДК 1 (091)
ИДЕЯ ТЕОКРАТИИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОГО ЕДИНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. СОЛОВЬЁВА
Вашурин А.Н., Галушко В.Г., Кудряшов С.В.
Цель. Современный статус проблемы христианского единства обусловлен тем историческим культурным процессом современной эпохи, который характеризуется стремлением к единству, к общечеловеческой солидарности, к постановке вопроса в мировом масштабе. Предметом исследования выступают философские основания христианского единства в творчестве В.С. Соловьёва. Авторы ставят целью проанализировать идеи теократии, как одно из оснований христианского единства в творчестве философа.
Метод или методология проведения работы. Исследование опирается прежде всего на соединение категориального анализа с историческим подходом к материалу, на сочетание историко-философского и культурно-сравнительного анализа.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторы анализируя проблему христианского единства в творчестве В.С. Соловьёва, делают предположение, что объединение восточной и западной христианских церквей для философа есть начало реального осуществления всемирной теократии, представляемой В.С. Соловьёвым как христианизация и объединения мира под верховным руководством вселенской церкви.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в образовании, в качестве теоретиче-
ского материала к курсам по истории религиозной философии, религиоведению, культурологии.
Ключевые слова: христианство; единство; теократия; церковь; царство; священство; религия; сознание.
IDEA THEOCRACY AS THE BASIS OF CHRISTIAN uNITY'S PROBLEM IN THE WORK OF V. S. SOLOVYOV
Vashurin A.N., Galushko V.G., Kudryashov S.V
Purpose. Current state of Christian integrity's problem is determined of that historical and cultural process of modern age, which characterized by striving for unity, panhuman solidarity and question formulation in global scale. The subject of research is philosophical base of Christian integrity's in VS. Solovyov work. The author set a goal to analyze theocracy ideas as one of Christian integrity's foundations in philosopher's scholarly writings.
Methodology. Mostly investigation based on composition of categorical analysis and historical approach to material, on conjunction of historical-philosophical, cultural, and comparative analysis.
Results. The results of work are in the assumption that integration of the Eastern and the Western Churches is the beginning of real world theocracy implementation. This suggestion was made by the authors due to analysis of Christian integrity's problem in VS. Solovyov work. VS. Solovyov understand the world theocracy as world's Christianiza-tion and unification under the leadership of universal church.
Practical implications. The results of this research can be used in education, in religious and cultural studies, in courses on the historical of religious philosophical as theoretical material.
Keywords: Christianity; integration; theocracy; church; kingdom; the priesthood; religion; consciousness.
Творческое наследие В.С. Соловьёва остаётся актуальным. Мысли философа, высказанные им в рамках философии всеединства созвучны современным геополитическим, социальным, теологическим проблемам и требуют исследования. Одной из острейших проблем современности остаётся проблема разделённой религии - христианства. В современной рациональной суете мы часто забываем о том, что когда-то в начале своей истории христианство было единой религией, что никакого разделения на православную, католическую и протестантскую конфессии не было.
Разделённое состояние христианской веры Соловьёв расценивал как не естественное, противоречащее философии всеединства. Именно поэтому мыслитель рассматривал философские основания христианской целостности с точки зрения движения к эталону философии всеединства - кафолической церкви. Без её объединения невозможно было достичь примирения между православным Востоком и католическим Западом.
Сквозь призму проблемы христианского единства рассматривается в творчестве В.С. Соловьёва идея теократии. Объединение восточной и западной христианских церквей для философа есть начало реального осуществления идеи всемирной теократии, представляемой В.С. Соловьёвым как христианизация и объединение мира под верховным руководством вселенской церкви. Идею всемирной теократии можно определить, как главную в религиозном аспекте историософии философа. Она предстаёт как идея объединения и христианизация мира под верховным руководством церкви. Консолидирующую роль в теократии В.С. Со-
ловьёва, роль теоретического фундамента призвано сыграть христианство как самая совершенная форма религиозного сознания, а роль практического фундамента - единая кафолическая христианская церковь. Одновременно соединение церквей, согласно мыслителю, представляет собой слияние таких разделённых категорий как «царство» и «священство».
Как религиозный мыслитель. В.С. Соловьёв утверждал, что апогеем в развитии видов организации глобального социального мира будет слияние власти политической, власти пророка, плюс власть духовная.
Конструируя кафолическую теократическую модель философ выделяет трио основных её частей: царство, священство и пророчество. Третья часть согласно мыслителю развивалась еврейской теократии, становление такого составляющего как царство возлагалось на восточное христианство, на православных, а священство должны были развивать западные христиане - католики.
Однако, царство в Византийской империи, и священство в Римской державе, эволюционировали в силу различных исторических обстоятельств не естественно сильно. Чтобы избавиться от своих минусов, царство и священство обязаны были слиться в единое целое, рождая обновлённую вселенскую церковь.
Теократические идеи были восприняты его современниками критически и рассматривались больше как утопические. В частности, русский философ Евгений Трубецкой указывал на то, что во взглядах В.С. Соловьёва на теократию нет определённости и не хватает ясности. Действительно в разных произведениях философа она характеризуется по-разному. Где-то он рассматривает теократию, как соединение небесного и земного начал. «Человечество, воссоединённое с своим божественным началом чрез посредство Иисуса Христа, есть Церковь, и если в вечном перво-
бытном мире идеальное человечество есть тело божественного Логоса, то в природном происшедшем мире Церковь является как тело того же Логоса, но уже воплощенного, т.е. исторически обособленного в богочеловеческой личности Иисуса Христа» [10, с. 160].
В другом случае В.С. Соловьёв рассматривает теократию как политическую систему, как общественный государственный строй, соединения власти кесаря и церкви. Однако государство как социальное образование всегда связано с репрессалиями, что позволяет существовать утверждению о том, что теократия в этом смысле не может быть свободной по определению. Хотя сам философ обращает внимание на то, что данная форма организации общества носит временный характер и не может быть безусловной. Трубецкой обращает внимание на то, что учение В.С. Соловьёва о теократии страдает эклектикой.
В этом отношении хочется с ним не согласиться и обратить внимание на то, что Соловьёв пытался рассматривать проблему теократии в совокупности различных аспектов опираясь на философию всеединства, основы которой автор заложил в первый период своего творчества, создав такие фундаментальные вещи как «Кризис западной философии», «Чтение о богочеловечестве», «Философские начала цельного знания» «Критика отвлечённых начал». Опираясь на свои теоретические изыскания первого периода философ приступает к более подробному исследованию свободной теократии. С 1885 по 1887 год он создаёт свой главный труд, по-свящённый данному вопросу: «История и будущность теократии». В нём он пытается исследовать пути теократического социума. Автор ставит задачу: «Оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания; показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного само-
любия, совпадает с вечною и вселенскою истиною - вот общая задача моего труда» [11, с. 243].
Важнейшим начальным действием на пути к свободной теократии В.С. Соловьёв считал объединение католической и православной церквей. В 1883 году он пришёл к мысли о том, что возглавить будущую единую христианскую церковь обязан был Римский Папа. Оправдание верховенства главы католической церкви мыслитель пытался найти в истории церкви, общества, в исследовании текстов Евангелие. Выше перечисленные источники свидетельствовали о более высокой активности Римского Папы в социальной политике, по сравнению с руководством православной церкви.
В отличие от восточных автокефальных православных церквей, западная христианская организация имела единый политический и духовный центр Ватикан, единого главу церкви Римского Папу, чёткую иерархию. Церковная политика Ватикана была нацелена на освоение и управление социальной реальностью и наделяла римскую церковь большим практическим опытом.
Исторически Римский Папа был наследником власти святого Петра - основателя вселенской церкви и по этой причине мог обладать правом верховенства в объединённой христианской церкви.
Философская система всеединства, созданная В.С. Соловьёвым, ставила перед автором не только теоретические, но и практические задачи, что заставляло философа менять свои взгляды и превращаться из последовательного сторонника славянофилов в их критика с одной стороны, а с другой стороны философ пытался оправдать католицизм, выступая в русском культурологическом пространстве, в определённой степени его апологетом. Рассуждая о проблеме вселенской церкви В.С. Соловьёв пишет: «Быть может для этого дела еще не пришло время в эпоху старых славянофи-
лов. Как бы то ни было, их главный представитель в области духовных вопросов - Хомяков - выступил с совершенно другою задачей: возводя факт церковного разделения в принцип, доказать, что значение единой и вселенской церкви принадлежит исключительно нам, нашему вероисповедному обществу, а весь западный мир находится вне настоящего христианства. В этом виде славянофильское учение очевидно воспроизводит с полным сознанием, намеренно и систематически ту пагубную ошибку, в которую наши староверцы впали по узкости кругозора и по невежеству» [11, с. 253]. Соловьёв критикует Хомякова за неспособность допустить к делу единства вселенской церкви западной части христианского мира, что ставило непреодолимый барьер на пути реального объединения основных христианских конфессий.
Будучи прекрасным полемистом, В.С. Соловьёв подверг критике не только позицию ранних, но поздних славянофилов, в частности творчество Н.Н. Страхова и Н.Я. Данилевского, обвинив их в религиозном и национальном изоляционизме.
Процесс развития вселенской теократии представлялся В.С. Соловьёву достаточно сложным, но необходимым делом, ибо через него шло совершенствование мира. Основным камнем преткновения на пути её достижения философ видел в историческом разделении единого изначально христианства на западное и восточное. Соловьёв оценивал это разделение не просто как разделение на православие и католицизм, а как разрушительный процесс единой власти Христа, негативно влияющий на окружающий мир, усиливая влияние греха, а через него злого начала и ослабляя влияние доброго начала. Знаменитая формула о том, что разделение есть зло, а соединение есть добро, в этом аспекте звучала особенно актуально.
Собственным примером, В.С. Соловьёв, пытался на практике решать эту проблему. Так, в частности, в 1896 году он причащался
у католического священника Николая Толстого, что позволило некоторым недоброжелателям его утверждать, что он принял католичество, хотя сам Соловьёв никогда этого не утверждал. Напротив, перед смертью, он причащался у православного священника С. Беляева. Этими действиями философ лишь хотел показать, что нет никаких серьёзных причин, которые могли бы помешать объединению западной и восточной христианских церквей. Вселенская церковь возникла как единое целое и в будущем она вновь должна стать единым целым. Без этого объединения невозможно решать другие проблемы в рамках теории всеединства.
Церковь, согласно Соловьёву, в своём историческом развитии, должна пройти три этапа. На первом этапе, она выступает как единое целое, на втором этапе происходит её разделение на части, на третьем этапе она должна вновь соединиться, прийти к целому. В этом он видел преодоление греха разделения, которое исторически усугублялось. Вслед за первым разделением, произошедшем в 1054 году, последовали остальные, как на Западе, так и на Востоке. Западное христианство, благодаря движению реформации, деятельности Мартина Лютера, Жана Кальвина разделилось на католиков и протестантов, породив недоверие, вражду и борьбу между западными христианами. В частности, можно вспомнить печально известные события, произошедшие во Франции времён Карла IX, когда в канун дня святого Варфоломея 24 июня 1572 года и последующие две недели было убито 30000 французских гугенотов, французами католиками. В XIX веке дробление западного христианского мира продолжилось, стали появляться христианские секты баптистов, менонитов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и другие. В XX веке их стало ещё больше.
Не избежала дальнейшего раскола и православная церковь. В частности, в России она раскололась на староверов и никониан в
результате проведения церковных реформ патриархом Никоном в XVII веке. Раскол тоже привел к жертвам среди христиан, когда раскольники сжигали себя целыми общинами. В XIX веке стали появляться различные православные секты и толки, усилив процесс разделения христианских общин.
В философии всеединства Богочеловечество выступает образом проявления всеединства в обществе, постепенным возвращением человека к Богу, при этом сам процесс в исторической перспективе разворачивается от простого объединения, экономического к более сложному политическому, а затем и к духовному. Богочеловечество по сути выступает у В.С. Соловьёва как человечество. Следовательно, христианское объединение определяется мыслителем как начальная стадия соединения христианской религии в общественных отношениях. Христианское вероучение по мнению Соловьёва призвано было сыграть главную объединяющую роль, ибо оно явилось наиболее совершенной формой религиозного сознания. Роль же практического фундамента отводилась единой вселенской(кафолической) церкви. Именно поэтому изначальной важнейшей задачей при достижении вселенской теократии В.С. Соловьёв считал соединение восточного и западного христианства в единую конфессию.
Изучение проблемы христианского единства в творчестве В.С. Соловьёва показывает, что для мыслителя соединение церквей прежде всего, есть основное условие примирения двух христианских культур, ибо без единого христианства невозможно разрешить великий спор между Востоком и Западом. Выполнение этой задачи философ возлагал на российское государство. «Но если разделение церквей было исторически необходимо, то ещё более необходимо нравственно для христианства положить конец этому разделению. Христианская и православная страна, не принимав-
шая участие в начале братоубийственного спора, первая должна его покончить» [11, с. 261].
Вера В.С. Соловьёва в пророческую силу историософии приводит его к мысли о кризисе исторического процесса, который по его представлению, близится из-за того, что за основу европейской вышней культуры было взято однобокое объяснение христианской религии, как это произошло с католической конфессией. Однако, на Востоке, по предположению Соловьёва, уберегли правду христианства, но, увлёкшись государственным моментом, не сотворили культуры церкви Христа. Именно в данном обстоятельстве мыслитель усматривал прегрешение византийской империи.
Русское государство как преемник восточного анклава империи Рима, а, значит, хранитель православного учения и обладатель земли православной, должно было возложить на себя задачу агрегирования христианской церкви. Для мыслителя было с самого начала значимо то, что основой для кафолического духовного единения должна была стать российская государственность и преддверием данного действия предполагалась взаимосвязь отечества и Европы.
По мнению В.С. Соловьёва, объединить наследницу Византии и Европейскую цивилизацию призвано было общее для всех христиан дело, исполнение в реальной действительности максим христианской политики, чему не могут противостоять расхождения национальных устройств социальной и государственной жизни. В данном случае у русского государства и Европы - единое поприще. Для России не существует никакой другой исторической альтернативы, кроме пути к объединению, при этом, сохраняя собственные самобытность и традиции. Аналогично и у европейских этносов.
Для философа объединение христианских течений представлялось не только как согласие между Востоком и Западом, но и одномоментно единение царства и священства, в разрозненности своей истощённых и обладающих определёнными недостатками, которые мешают триумфу делу богочеловечества на земле. Компонент священства проявляется римским папой как главой вселенской церкви, а компонент царства - русским монархом как главой православной державы.
В Восточной части христианства изъяны оформились в форме цезаропапизма, а в Западной части - в форме папоцезаризма. Чтобы ликвидировать недостатки две теократические составляющие обязаны были образовать единое целое: православное царство Российской империи со священством римского папы. Следствием их объединения, согласно мыслителю, обязано появиться духовное общество, которого до сих пор не было сотворено ни на Западе, ни на Востоке.
Звеном, объединяющим царство и священство, согласно философу, обязана стать вера православных христиан. Данное обстоятельство подчёркивает, что в католицизме В, С. Соловьёв пытался обнаружить мощную церковную организацию, а не рассматривал его в качестве источника вероучения. Следовательно, католическая церковь должна была предоставить вселенской теократической конструкции власть первосвященника, а русская держава отвечала за царскую власть и православную веру.
К этому можно добавить, что во время работы над вопросом христианского объединения мыслителем была творчески продумана и истолкована «русская идея», в которой В.С. Соловьёв узрел не эксклюзивность русского этноса, а право нашей Родины исправить исторический изъян раскола христианской религии и на этом фундаменте установить согласие между Востоком и Западом. Фило-
соф, полагал, что только русская держава способна предоставить мирозданию образец христианского прощения и тем самым, встать во главе движения за воссоединение церквей. Рим, согласно мыслителю, не смог бы пойти на такой смелый шаг, ибо ему не хватило бы веры и любви.
Таким образом, опираясь на историко-философский, культурно-сравнительный, категориальный анализы, как методы исследования, соединив их с историческим подходом, при изучении темы удалось выявить, что идея теократии является одним из важнейших оснований проблемы объединения христианства в творчестве философа. Такой вывод позволяет сделать анализ исследуемых материалов по заявленной теме. Это работы В.С. Соловьёва, по-свящённые теократии и прежде всего его монографии «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Чтения о богочеловечестве», статьи, письма философа, а также его работы, посвящённые проблеме христианского единства: «Великий спор и христианская политика», «О расколе в русском народе и обществе», «Догматическое развитие церкви», «Россия и Европа», «Славянофильство и его вырождение», «Мнимая борьба с западом». Кроме того, исследовались работы, посвящённые творчеству В.С. Соловьёва, затрагивающие данную тематику. Это работы Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, В.В. Сербиненко, В. В. Розанова, Е. Н. Трубецкого.
Исследуя идею теократии как одно из оснований проблемы христианского единства в наследии В.С. Соловьёва, хочется отметить, что она занимала важное место в его творчестве. Об этом свидетельствует достаточно большое количество статей философа и отдельных монографий, посвящённых этой теме. Удалось установить что, решение проблемы христианского единства мыслитель напрямую увязывал с теократической идеей, указы-
вая на то, что слияние на практике таких категорий теократии, как «царство» и «священство» приведёт к избавлению от изъянов как католический Запад, так и православный Восток, что в свою очередь позволит начать реальный процесс сближения, а в перспективе и соединения христианских церквей, преодолевая тем самым грех исторического раскола на христиан католиков и христиан православных. При этом, в католицизме В.С. Соловьёв пытался найти лишь мощную церковную организацию, имеющую богатый практический опыт. Он не рассматривал католицизм в качестве источника вероучения, в чём иногда пытались обвинять философа его современники. В идее теократии В.С. Соловьёв видел тот путь для человечества, который приведёт к созданию духовного общества, что в итоге поможет разрешить экономические, политические, культурные и цивили-зационные противоречия между Востоком и Западом, которые остаются актуальными и сегодня.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьёва // О Владимире Соловьёве. Томск: Водолей, 1997. С. 96-116.
2. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Сварог, 1997. 215 с.
3. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творение. 2-е изд. СПб.: Сирин, 1904. 119 с.
4. Гершензон М.О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 7-68.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1990. 574 с.
6. Данилевский Н.Я. Владимир Соловьев о православии и католицизме // Горе победителям. М.: Алир, 1998. С. 336-383.
7. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль. 1994. 230 с.
8. Розанов В В. А.С. Хомяков и В.С. Соловьев // Розанов В.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. С. 419-431.
9. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994. 208 с.
10. Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьёв В.С. Соч.: в 2-х т. М.: Правда,1989. Т. 2. С. 5-171.
11. Соловьёв В.С. История и будущность теократии // Соловьёв В.С. Соч. в 10 т. СПб.: Просвещение, 1914. Т.4. С. 243-634.
12. Соловьев В.С. Россия и вселенская церковь // Соловьев В.С. О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. С. 181-265.
13. Соловьев В.С. Византизм и Россия // Соловьев В.С. Смысл любви. М.: Современник, 1991. С. 192-232.
14. Соловьев В.С. Мир Востока и Запада // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. Т. 2. С. 602-605.
15. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. С. 59-167.
16. Соловьев В.С. О расколе в русском народе и обществе // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. С. 21-42.
17. Соловьев В.С. Догматическое развитие церкви // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. С. 85-126.
18. Соловьев В.С. Россия и Европа // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 333-396.
19. Соловьев В.С. Славянофильство и его вырождение // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 433-500.
20. Соловьев В.С. Мнимая борьба с Западом // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 531-554.
21. Федоров Н.Ф. Проект соединения церквей // Сочинения в двух томах. М.: Прогресс, 1994. Т. 1. С. 370-387.
22. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. М.: Медиум, 1995. Т. 1. 606 с.; Т. 2. 622 с.
23. Besanson A. La falcification du Bien: Soloviev et Orwell. P., 1985. 222 p.
24. Chambers R. Vladimir Solovyov and the State // Austral. Slavonic and East Europ. Studies. Melbourne, 1002. Vol.6. №1, pp. 443-71.
25. Rupp J. Message ecclesial de Soloviev. P. Brux., 1975. 603 p.
26. Laubier P. De. L attente d un âge chretien a 1 intérieur de I histoire // Istina. P., 1992. A. 37. №3, pp. 294-305.
References
1. Berdyaev N. Problema Vostoka i Zapada v religioznom soznanii Vl. Solov'eva [The problem of East and West in the religious consciousness of VL. Solovyov]. O Vladimire Solov'eve [About Vladimir Solovyov]. Tomsk: Vodoley, 1997, pp. 96-116.
2. Berdyaev N.A. Russkaya ideya [The Russian idea]. Moscow: Svarog, 1997. 215 p.
3. Velichko V.L. Vladimir Solov'ev. Zhizn' i tvorenie [Vladimir Solovyov. Life and creation]. St. Petersburg: Sirin, 1904. 119 p.
4. Gershenzon M.O. Slavyanofil'stvo [Slavophilism]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 1997. no. 12, pp. 7-68.
5. Danilevsky N.Y. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow: Kniga, 1990. 574 p.
6. Danilevsky N. Vladimir Solov'ev o pravoslavii i katolitsizme [Vladimir Solovyov Y. about Orthodoxy and Catholicism]. Gore pobe-ditelyam [Woe to the victors]. Moscow: Alir, 1998, pp. 336-383.
7. Losev A.F. V.L. Soloviev. Moscow: Thought. 1994. 230 p.
8. Rozanov V.V. Okolo tserkovnykh sten [Around the walls of the Church]. Moscow: Republic, 1995, pp. 419-431.
9. Serbinenko V.V. Vladimir Solov'ev: Zapad, Vostok i Rossiya [Vladimir Solovyov: West, East and Russia]. Moscow: Nauka, 1994. 208 p.
10.Solovyov V.S. Chteniya o bogochelovechestve [the Reading about God-manhood]. Moscow: Pravda, 1989. 2, pp. 5-171.
11. Solovyov V.S. Istoriya i budushchnost' teokratii [the History and future of theocracy]. St. Petersburg, 1914, Vol. 4, pp. 243-634.
12.Solovyov V.S. Rossiya i vselenskaya tserkov'. O khristianskom edin-stve [Russia and the universal Church. on Christian unity]. Moscow: Rudomino, 1994, pp. 181-265.
13.Solovyov V.S. Vizantizm i Rossiya. Smysl lyubvi [Byzantium and Russia. Sense of love]. Moscow: Sovremennik, 1991, pp. 192-232.
14.Solovyov V.S. Mir Vostoka i Zapada [the World East and West]. Essays in two volumes. Moscow: Pravda, 1989. Vol. 2, pp. 602-605.
15.Solovyov V.S. Velikiy spor i khristianskaya politika [Great dispute and Christian politics]. Works in two volumes. Moscow: Pravda, 1989, pp. 59-167.
16.Solovyov V.S. O raskole v russkom narode i obshchestve [the split in the Russian people and society]. O khristianskom edinstve [About Christian unity]. Moscow: Rudomino, 1994, pp. 21-42.
17.Solovyov V.S. Dogmaticheskoe razvitie tserkvi [the Dogmatic development of the Church]. O khristianskom edinstve [Of Christian unity]. Moscow: Rudomino, 1994, pp. 85-126.
18.Solovyov V.S. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Essays in two volumes. Moscow: Pravda, 1989. Vol. 1, pp. 333-396.
19.Solovyov V.S. Slavyanofil'stvo i ego vyrozhdenie [the Slavophil's and degeneration]. Works in two volumes. Moscow: Pravda, 1989. Vol. 1, pp. 433-500.
20.Solovyov V.S. Mnimaya bor'ba s Zapadom [the Imaginary struggle with the West]. Works in two volumes. Moscow: Pravda, 1989. Vol. 1, pp.531-554.
21.Fedorov N.F. Proekt soedineniya tserkvey [Project connecting churches]. Works in two volumes. M.: Progress, 1994. Vol. 1, pp. 370-387.
22.Trubetskoy E.N. Mirosozertsanie VS. Solov'eva [The Worldview of V.S. Solovyov]. Moscow: Medium, 1995. Vol. 1. 606 p.; vol. 2. 622 p.
23.Besanson A. La falsification du Bien: Solovyov et Orwell. P., 1985. 222 p.
24.Chambers R. Vladimir Solovyov and the State. Austral. Slavonic and East Europ. Studies. Melbourne, 1002. Vol.6. №1, pp. 443-71.
25.Rupp J. Message ecclesial de Solovyov. P. Brux., 1975. 603 p.
26.Laubier P. De. L attente d un âge chretien a 1 intérieur de I histoire. Istina. P., 1992. A. 37. №3, pp. 294-305.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Вашурин Андрей Николаевич, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков, кандидат философских наук
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
12 линия В.О., дом 13 лит. А, г. Санкт-Петербург, 199178,
Российская Федерация
dojdi2006@yandex.ru
Галушко Виктор Григорьевич, заведующий кафедрой философии, культурологии и иностранных языков, кандидат философских наук
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
12 линия В.О., дом 13 лит. А, г. Санкт-Петербург, 199178,
Российская Федерация
vitgeor@mail.ru
Кудряшов Сергей Витальевич, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков, кандидат культурологии
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
12 линия В.О., дом 13 лит. А, г. Санкт-Петербург, 199178,
Российская Федерация
skudr33@mail.ru
DATA ABOuT THE AuTHORS Vashurin Andrey Nikolaevich, Associate Professor of Philosophy, Cultural Science and Foreign Languages, Candidate of Philosophical Sciences
St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work 12th Line V.O., house of 13 lit. A, St. Petersburg, 199178, Russian Federation dojdi2006@yandex.ru
Galushko Victor Grigoryevich, Head of the Department of Philosophy, Cultural Science and Foreign Languages, Candidate of Philosophical Sciences
St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work 12th Line V.O., house of 13 lit. A, St. Petersburg, 199178, Russian Federation vitgeor@mail.ru
Kudryashov Sergey Vitalyevich, Associate Professor of Philosophy, Cultural Science and Foreign Languages, Candidate of Cultural Science
St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work 12th Line V.O., house of 13 lit. A, St. Petersburg, 199178, Russian Federation skudr33@mail.ru