УДК 94(47)
Райкова В. А.
ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ XX в. В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДЖ. КЕННАНА *
Статья посвящена анализу взглядов известного американского дипломата и историка Джорджа Кеннана на роль этико-правовых аспектов в международных отношениях. Особое внимание уделяется представлениям Кеннана о моральных императивах в американской внешней политике периода «холодной войны» и его критике политического идеализма.
Ключевые слова: международные отношения XX в., Кеннан, мораль, право, справедливость, политический идеализм, политический реализм.
Имя Джорджа Фроста Кеннана традиционно ассоциируется с историей «холодной войны», доктриной сдерживания Советского Союза и коммунизма, однако несколько в тени остаётся тот факт, что он был ещё и очень влиятельным теоретиком международных отношений. Взгляды Кеннана оказали колоссальное влияние на становление теории политического реализма, оформившейся в 1950-е гг. и очень быстро ставшей одной из основных концепций в теории международных отношений. С той поры основные понятия и принципы дипломатии стали определяться в рамках реалистической парадигмы, а государства строили свою политическую стратегию исходя во многом из постулатов политического реализма. Теоретические изыскания Кеннана высоко оценивали такие патриархи американской политологии как Ганс Моргентуа, Рейнхольд Нибур, Уолтер Липпман1. Однако к настоящему моменту есть только одна фундаментальная монография, посвящённая взглядам Кеннана на природу международных отношений, опубликованная ещё в 1990 г.* 1 2, и отдельные главы в биографических исследованиях3.
* Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00390) в Российском государственном педагогическом университете им.
А. И. Герцена.
1 Чанышев Р. Н. Джордж Фрост Кеннан —
представитель школы «политического реализма» в историографии внешней политики США / / Британская ойкумена российской новостики: к
70-летию профессора И. И. Шарифжанова / Под ред.
О. В. Бодрова. Казань, 2010. С. 292.
2 Polley M. A Biography of George F. Kennan: The Education of a Realist of American Power. N.-Y., 1990.
3 См., например, Gaddis J. L. George F. Kennan: an American Life. N.-Y., 2011; Gellman B. Contending with
Kennan: Toward a Philosophy of American power. N.-Y., 1984; Hixson W. L. George F. ^naan: Cold War Iconoclast. N.-Y., 1989; Mayers D. George Kennan and the Dilemmas of U.S. Foreign Policy. N.-Y.; Oxford, 1988; Райкова В. А. Критика американской внешней политики в творчестве Дж.Ф. Кеннана // Актуальные проблемы со-
125
Цель настоящей статьи — реконструировать восприятие Кеннаном этикоправовых аспектов в международных отношениях XX в. Подобная постановка проблемы представляется важной не только в контексте восполнения очевидного пробела в осмыслении научно-теоретического наследия Кенна-на, но и диктуется современной международной ситуацией, когда размышления о праве и справедливости занимают важное место при оценке природы и характера современных международных кризисов.
Впервые к вопросу об этико-правовых аспектах международных отношений Кеннан вплотную подошёл во время подготовки к циклу лекций в Чикагском университете. Известный в США Фонд Чарльза Уолгрина проводит в Чикагском университете ежегодные публичные лекции, на которые приглашаются известные учёные4, в 1951 г. в качестве такового был избран Кеннан. Его лекции позднее были опубликованы отдельным изданием под названием «Американская дипломатия, 1900—1950» и представляют собой яркий анализ дипломатии США первой половины XX в., базирующийся на изучении внешнеполитических концепций и их реализации на практике5. Начиная с испано-американской войны 1898 г. и заканчивая участием США во Второй мировой, Кеннан прослеживал эволюцию фундаментальных основ американской внешней политики.
В чикагских лекциях он всесторонне критиковал моралистически-правовой подход к международным проблемам, свойственный Соединённым Штатам на протяжении последних 50 лет, из которого и проистекали «наиболее серьёзные ошибки нашей полити-
циогуманитарного знания. Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 2011. С. 176 — 183.
4 Чарльз Уолгрин — основатель крупной аптечной сети в США.
5 Kennan G. F. American Diplomacy, 1900 — 1950. Chicago, 1951.
ки в прошлом»6. Подобный подход проявился в идеях арбитража, разоружения, создании Лиги Наций и ООН, заключении пакта Бриа-на-Келлога, абсолютной вере в мировой закон. Размышляя об американской убеждённости в эффективности правовых ограничений в международных отношениях, Кеннан отмечал изначально ошибочные и противоречивые допущения, лежащие в основе этой убеждённости. По его мнению, идея подчинения большого количества государств международному правовому режиму, ограничивающему их возможности к агрессии, предполагает, что все они удовлетворены своим статусом и границами и готовы воздержаться от каких-либо изменений без санкции международного сообщества. Однако это справедливо только для одной части мира, в то время как в другой степень враждебности между нациями явно недооценивается американским руководством.
Другое важное противоречие Кеннан видел в том, что концепция нации и национального суверенитета провозглашается США как абсолютная ценность, хотя правовой подход к мировым делам, напротив, предполагает приоритет наднациональных отношений. Кроме того, американская правовая концепция неэффективна в вопросах отражения агрессии, т.к. рассматривает любое противодействие жестокости с позиции коллективной безопасности, серьёзно ограничивающей возможности для самостоятельных действий отдельных государств. Соединённые Штаты настойчиво стремятся к расширению военной коалиции, забывая при этом, что чем больше она становится, тем труднее сохранять политическое единство и общность преследуемых целей.
Однако самый главный порок идеи главенства мирового закона, по мнению Кен-нан, заключается в том, что полностью игнорируются такие международные проступки, как идеологическая атака, запугивание, проникновение, замаскированный захват национального суверенитета, создание марионеточных государств. Другими словами, «правовой подход к международным делам вообще игнорирует международное значение политических проблем и глубинные источники международной нестабильности»7. Таким образом, по мнению Кеннана, правовой подход к американской внешней политике ограничен, противоречив и просто переносит характерную для англо-саксонского мира веру в закон на международные отношения.
6 Kennan G. F. American Diplomacy, 1900 — 1950... P. 95.
7 Ibid. P. 99.
Ещё большие недостатки имеет присущий США морализм, оценивающий международные дела понятиями «хорошо» — «плохо», «добро» — «зло», «истинно» — «ложно», «справедливо» — «несправедливо». Кеннану претила сама мысль подходить к поведению стран с точки зрения моральных норм, вместо этого он выражал твёрдую убеждённость в необходимости формировать новое, реалистичное отношение американцев к мировым вопросам. Кеннан писал: «Это будет означать, что мы станем способны признать, что наш собственный национальный интерес — это всё, что мы знаем и понимаем, и нам хватит смелости признать, что если наши собственные цели и обязательства дома благопристойны, незапятнанны высокомерием или враждебностью по отношению к другим людям или заблуждениями в вопросе собственного превосходства, тогда дело нашего национального интереса никогда не потерпит неудачу на пути к лучшему миру»8. По сути дела, он предлагал отказаться от объяснения конкретных действий государств моральными принципами.
Работа «Американская дипломатия, 1900 - 1950», резко критикующая моралисти-чески-правовой подход США к международным отношениям, вызвала бурную реакцию в американском обществе. Сразу после публикации появилось большое количество откликов и рецензий в крупнейших журналах США ("Nation", "New Republic", "Atlantic", "New Yorker" и др.), в которых отмечались актуальность поставленной Кеннаном проблемы, логичность изложения, запоминающийся стиль, но и крайне провокационное содержание9. По словам М. Поли, публикация лекций существенно увеличила интеллектуальную репутацию Кеннана и засвидетельствовала факт перехода из стана дипломатов в число исследователей10 11, а Дж. Лукач отмечал высокое качество первого научного опыта бывшего дипломата, задавшего тон и поставившего очень высокую планку для дальнейших исследований11.
Начатую линию Кеннан продолжил в новой серии лекций теперь уже в Принстонском университете в марте 1954 г. Лекции были организованы фондом им. Генри Стаффорд-Литтла, существующим с 1899 г. и поддерживающим исследования в общественных
8 Ibid. P. 103.
9 R.H.C. Review Kennan G. F. American Diplomacy, 1900 — 1950 / / The Far Eastern Quarterly. Vol. 11. No. 3 (May, 1952). P. 419—420.
10 Polley M. A Biography of George F. Kennan ... P. 77.
11 Lukacs J. L. George Kennan. A Study of Character. New Haven, L., 2007. P. 156.
126
науках. Как и в случае с чикагскими лекциями, чтения в Принстоне были опубликованы отдельным сборником под названием «Реалии американской внешней политики»12. Огромное внимание в этой работе он уделил моральным аспектам в международных отношениях, рассуждая следующим образом: «Мораль как канал для личной самореализации — да. Мораль как основа добродетели и, соответственно, как условие успешной демократии — да. Мораль в правительственных методах, как совесть и получение предпочтений со стороны людей — да. Но мораль как главный критерий оценки поведения государств и, прежде всего, как критерий измерения и сравнения поведения различных государств — нет. Здесь должен быть превалирующим другой критерий, более печальный, более ограниченный, более практичный»13.
По иронии судьбы, писал Кеннан, очень часто стремление совершить добро приводит к прямо противоположным результатам, ведь понятие «добро» трактуется совершенно по-разному участниками международного сообщества. Моральные принципы складываются под влиянием культуры, менталитета, религии и нельзя предполагать, что «наши моральные ценности, базирующиеся на своеобразных национальных традициях и разнообразном религиозном опыте, представленном в стране, неизбежно обоснованны для людей в других частях света»14. Не представляя, как можно использовать моральные императивы во внешней политике, Кеннан отмечал: «во многих международных спорах понятия правда или ложь сопоставимы тем, что превалируют в личных отношениях...и просто не заметны посторонним. Где правда или ложь в Кашмирском споре? Я рад, что не моя задача искать их»15. По сравнению с «Американской дипломатией» в «Реалиях американской внешней политики» ещё более отчётливо выкристаллизовался реалистичный подход Кеннана к внешней политике, доказывающий неправомерность морализма и политического идеализма.
В свете кеннановского подхода к международным отношениям нельзя не остановиться на вышедшей в мае 1959 г. в литературно-политическом журнале «Atlantic Monthly» статье «Внешняя политика и христианская совесть»16. В этом небольшом очер-
12 Kennan G. F. Realities of American Foreign Policy. Princeton, 1954.
13 Ibid. P. 49.
14 Ibid. P. 47.
15 Ibid. P. 36—37.
16 Kennan G. F. Foreign Policy and Christian Conscience
/ / Atlantic Monthly. May, 1959. URL:
ке Кеннан задавался вопросом — можно ли говорить о христианской совести, морали и нравственности применительно к внешней политике?
Исходя из содержания статьи ясно, что Кеннан признавал уместным христианские ценности только лишь при выборе методов реализации внешней политики, а не при определении целей, как многие склонны полагать. «Даже самые достойные цели будут осквернены плохими методами», - писал Кеннан, в то время как хорошие принесут «некоторую степень искупления даже самому пагубному обязательству»17. Останавливаясь на оказании помощи иностранным государствам, подчёркивал необходимость переосмысления её роли среди других методов внешней политики: «иностранная помощь существует в нашей внешней политике, но благоприятные возможности для неё более ограничены, чем обычно предполагают люди. Чем меньше в ней будет прямых субсидий, тем лучше. Чем меньше мы будем одевать её в атрибуты непредубеждённого альтруизма и рассматривать как христианское милосердие — тем лучше мы сможем демонстрировать её как рациональную экстраполяцию нашего национального интереса, которая обещает быть лучше понятой и более эффективной за границей»18. Силовой метод разрешения проблем, признавал Кенннан, антихристианский по своей природе, но, к сожалению, невозможно исключить его полностью из отношений между странами. В тоже время он выражал сомнения в большом различие между «победой» и «поражением» в условиях современной войны, т.к. война сама по себе означает поражение.
Далее Кеннан размышлял о явной склонности американского общества к упрощённому толкованию христианства во внешней политике и уверенности в том, что «всё, чего мы желаем — автоматически отражает цель Бога, а всё, чего желают русские - отражает цель Дьявола»19. Христианство не может равнодушно взирать на существование в мире несправедливости, террора, жестокости и это совершенно не зависит от характера государства. Он отмечал, что по большому счёту не существует особой разницы между демократическими и авторитарными государствами: «авторитарный режим, несмотря на своё происхождение, часто опирается на широкое признание населения и в значительной сте-
http://www.theatlantic.com/ doc/195905/christianity-foreign-policy (дата обращения: 25.09.2014)
17 Kennan G. F. Foreign Policy and Christian Conscience...
18 Ibid.
19 Ibid.
127
пени отражает его стремления. В демократических странах, с другой стороны, такие явления как лоббизм, политическое давление и неизбежный контроль за системой назначений со стороны небольшой группы людей, свидетельствуют о дискредитации представлений об идеальном представительном правительстве и низводят оценку политического процесса до негативного выражения воли народа»20.
В целом статья «Внешняя политика и христианская совесть» отлично укладывается в рамки общей критики морализма и может рассматриваться как ещё одно проявление реалистичного взгляда Кеннана на мировые дела. Автор полагал, что несмотря на непреходящий характер христианских ценностей, возможности их применения в дипломатии крайне ограничены, в современных условиях христианская риторика прикрывает более приземлённые задачи различных стран.
В 1993 г. вышла в свет одна из наиболее интересных работ Кеннана — «Вокруг скалистого холма. Личная и политическая философия», подводящая своеобразный итог размышлениям о человеке, обществе, нации и государстве21. Принципам американской
внешней политики в этом философском произведении уделена обширная глава, суммирующая все кеннановские идеи прежних лет. Особняком в главе стоит раздел «Этика и внешняя политика», представляющий собой отсроченный ответ Кеннана на критику, раздавшуюся в его адрес после чикагских лекций 1951 г.
Как уже отмечалось выше, выход в свет «Американской дипломатии» спровоцировал шквал обвинений в защите «циничной и аморальной политики» для США, культивировании военной силы и неуважении к благородным национальным идеям американской внешней политики. Кеннан решительно отклонял эти обвинения, подчёркивая, что выступал исключительно против применения моральных норм, свойственных человеку, на уровне международных отношений и использовании их в качестве критерия оценки поведения государств. Пытаясь поставить точку в этом споре, Кеннан чётко выделил те принципы, которые «хотел бы видеть в поведении собственной страны»: терпение, великодушие и стремление к примирению в отношениях с малыми странами; благоразумие, последовательность и твёрдую приверженность принципам в отношениях с большими странами;
чувство достоинства, вежливость и выдержку во всех официальных отношениях; приоритетное внимание внутренним проблемам и стремление сделать американскую цивилизацию «примером благопристойности, человечности и социального успеха, из которого другие могли бы почерпнуть то, что необходимо им»22. Он в очередной раз подчёркивал, что следует различать персональную этику и этику политической активности, которая оценивает действия исходя из их политических последствий. Межгосударственные отношения не нуждаются в этике, т.к. наиважнейшая задача политики — свобода и выживание нации, достижение государством конкретных национальных интересов.
В целом книга «Вокруг скалистого холма» действительно обобщала взгляд Кен-нана на американскую внешнюю политику, после которой он мало что мог добавить по этой теме. Ранние представления Кеннана о невозможности применения этикоморальных оснований для оценки действий государств на международной арене не только не претерпели эволюцию в сторону смягчения, а, напротив, в отдельных моментах стали даже более резкими и категоричными.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что проблема морально-этических и правовых оснований в международных отношениях занимала очень важное место в научном творчестве Кеннане. Его позиция в этом вопросе представляла собой ярко выраженный реализм, который нашёл отражение в отрицании морализма и идеализма, столь свойственных США, предложив вместо них стремление к восприятию мира, себя и других такими, какие они есть. Призывы Кеннана избавиться от иллюзорного восприятия международных отношений, а настойчиво и последовательно отстаивать национальные интересы страны, нашли много сторонников в американском обществе. Не случайно его книга «Американская дипломатия» до сих пор рекомендуется во многих колледжах США для обязательного чтения23.
Источники
Kennan G. F. American Diplomacy, 1900 — 1950. Chicago, 1951.
Kennan G. F. Around the Cragged Hill. A Personal and Political Philosophy. N.-Y., 1993.
Kennan G. F. Foreign Policy and the Christian Conscience // The Atlantic Monthly, May 1959. URL:
20 Kennan G. F. Foreign Policy and Christian Conscience... -------------------------------------
21 Kennan G. F. Around the Cragged Hill. A Personal and 22 Ibid. P. 210.
Political Philosophy. N.-Y., 1993. 23 Чанышев Р. Н. Джордж Фрост Кеннан ... С. 294.
128
http://www.theatlantic.com/ doc/195905/ christianity-foreign-policy (цата обращения 10.10.2014)
Kennan G. F. Realities of American Foreign Policy. Princeton, 1954.
Литература
Райкова В. А. Критика американской внешней политики в творчестве
Дж. Ф. Кеннана / / Актуальные
проблемы социогуманитарного знания. Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 2011. С. 176-183.
Чанышев Р. Н. Джордж Фрост Кеннан — представитель школы «политического реализма» в историографии внешней политики США / / Британская ойкумена российской новостики: к
70-летию профессора
И. И. Шарифжанова / Поц рец.
O. В. Боцрова. Казань, 2010. С. 292 — 301. Gaddis J. L. George F. Kennan: an American Life.
N.-Y., 2011.
Gellman B. Contending with Kennan: Toward a Philosophy of American power. N.-Y., 1984.
Hixson W. L. George F. Кеппап: Cold War Iconoclast. N.-Y., 1989.
Lukacs J. L. George Kennan. A Study of Character. New Haven, L., 2007.
Mayers D. George Kennan and the Dilemmas of
U.S. Foreign Policy. N.-Y.; Oxford, 1988. Polley M. A Biography of George F. Kennan: The Education of a Realist of American Power. N.-Y., 1990.
R. H. C. Review Kennan G. F. American Diplomacy, 1900 — 1950 / / The Far Eastern Quarterly. Vol. 11. No. 3 (May, 1952).
P. 419—420.
Райкова Вера Алексеевна, доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия); e-mail: raivera@yandex.ru
The Political Philosophy of Kennan and his Views about the Ethics and Law in International Relations in the XX Century
The paper is devoted to the study of the views by famous American diplomat and historian George F. Kennan about role of ethics and law in international relations. Special attention is devoted Kennan's idea about moral imperatives in American foreign policy during the Cold war and his critique of political idealism.
Key words: international relations in the XX century, George Kennan, ethics, law, justice, political idealism, political realism.
Vera A. Raikova, Associate Professor of the Department of World History, Candidate of Historical Sciences (Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia); e-mail: raivera@yandex.ru
129