Научная статья на тему 'Идея славянства» в исторических балладах А. К. Толстого'

Идея славянства» в исторических балладах А. К. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
913
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / А.К. ТОЛСТОЙ / ПОЭТИКА / БАЛЛАДА / ИДЕЯ СЛАВЯНСТВА / RUSSIAN LITERATURE / A.K. TOLSTOY / POETICS / BALLAD / THE IDEA OF THE SLAVS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Руднева И.С.

В статье рассматривается взгляды А.К. Толстого на «идею славянства» в исторических балладах 1840-1860 гг. Анализируя баллады киевско-новгородского и московского циклов, подводится мысль о том, что романтизация исторического прошлого Руси, обращение к фольклорным истокам сознательный прием А.К. Толстого, по средством которого он пытался изобразить свой идеал русского национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF THE SLAVS" IN THE HISTORICAL BALLADS A.K. TOLSTOY

The article deals with the views of A.K. Tolstoy's "The idea of the Slavs" in historycal ballads 1840-1860 gg. Analyzing ballads Kiev-Novgorod and the Moscow-sky cycles, fed the idea, that romanticizing the historical past of Russia, an appeal to the folk roots conscious reception A.K. Tolstoy, on the means of which he tried to portray his ideal Russian National haraktera.

Текст научной работы на тему «Идея славянства» в исторических балладах А. К. Толстого»

4. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

5. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

6. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург, 2010.

7. Лужановский А.В. Выделение жанра рассказа в русской литературе. Вильнюс, 1988.

8. Мельников А.В. Охотничьи нарративы в русской литературе второй половины XIX — первой трети XX в. // Диалоги классиков — диалоги с классикой: Сб. науч. ст. Екатеринбург, 2014.

9. Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении. М., 2008.

10.Нагибин Ю. Собр. соч.: В 11-ти т. М., 1989.

11. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в двенадцати томах. М., 1979.

12.Нагибин Ю.М. На тихом озере и другие рассказы. М., 1966.

13. Быков Д. Нагибин - это новый Тургенев: интервью Дмитрия Быкова РК «Голос России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-bykov.livejournal.com/750201.html (дата обращения: 05.12.2015).

Об авторе

Пахтусова Варвара Николаевна - аспирантка кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, liceistka@gmail.com

УДК 821.161.123Бр

«ИДЕЯ СЛАВЯНСТВА» В ИСТОРИЧЕСКИХ БАЛЛАДАХ А.К. ТОЛСТОГО1

Руднева И. С.

В статье рассматривается взгляды А.К. Толстого на «идею славянства» в исторических балладах 1840-1860 гг. Анализируя баллады киевско-новгородского и московского циклов, подводится мысль о том, что романтизация исторического прошлого Руси, обращение к фольклорным истокам - сознательный прием А.К. Толстого, по средством которого он пытался изобразить свой идеал русского национального характера.

Ключевые слова: русская литература, А.К. Толстой, поэтика, баллада, идея славянства.

В переломные моменты истории, времена противоречий и переходных периодов русские писатели все чаще обращаются к анналам истории, чтобы там, в глубине столетий, найти ответы на извечные вопросы: Откуда есть пошла земля русская? Кто виноват? Что делать? Кто мы и куда идем?.. Вопрос национального самоопределения и национальной самоидентичности всегда занимал особое место в русской литературе, начиная еще со времен «Повести временных лет». Творческое наследие А.К. Толстого с этой точки зрения чрезвычайно интересно, с одной стороны, «литературоведов, как правило, интересовало место, занимаемое историческими произведениями А.К. Толстого в контексте современной ему эпохи, их взаимосвязи с литературными течениями 4060-х гг.» [4, с.3]. С другой, как справедливо отмечает З.Н. Сазонова, творческое наследие писателя ни коем образом нельзя рассматривать вне взаимосвязи с особым характером его мировоззрения, «в эпоху нестроений и смуты - конец 40-х - 60-е годы - он упорно не занимал никакой определенной позиции, позволявшей - и позволяющей - причислить его к тому или иному течению...» [4, с.3]. И это, конечно, неслучайно. Для исследования творчества этого самобытного писателя XIX века необходим особый подход.

В критической литературе, не раз отмечался тот факт, что «исторические процессы и факты Толстой рассматривал с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к сегодняшнему дню, и к будущему... Исторические процессы и факты Толстой рассматривал с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к сегодняшнему дню, и к будущему. В его произведениях борются не столько социальные силы, сколько моральные и аморальные личности. При оценке исторических деятелей Толстой в первую очередь руководится не тем, представителями и выразителями каких именно исторических тенденций - ведущих вперед или тянущих назад, прогрессивных или реакционных - они являются. » [8, с.316]. Время творческого становления писателя неразрывно связано с обоснованием своих собственных исторических воззрений, которые затем будут поступательно развиваться во многих его произведениях на историческую тематику и если присмотреться к ним более внимательно, то можно заметить как разные жанровые произведения А.К. Толстого (роман, трагедия, баллада) сливаются в единое масштабное эпическое полотно, в котором писатель пытается выявить причины, которые направили Русь по определенному историческому пути и, конечно, последствия этого выбора для настоящего и будущего её. Именно в исторических балладах, написанных писателем в 40-60-е годы, найдет свое логическое завершение его историческая концепция, ключевым пунктом который станет «славянская идея».

«Славянская идея», по утверждению акад. А.М. Панченко, «провозглашает известную общность, «взаим-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках гранта №16-14-32001

ность» судеб и культур славянских народов и существует как исторически меняющийся комплекс идеологем, артефактов, реалий, мифов и прочих продуктов общественного сознания. Источник или по крайней мере фон славянской идеи — осознание племенного и в первую очередь языкового родства. На Руси такое осознание стало аксиомой со времен Нестора-летописца, творца первой у нас концепции этногенеза славян» [3, с.152]. Вопрос об этногенезе славян в историософии А.К. Толстого, пожалуй, наиболее сложный, он неоднократно поднимался писателем не только в творчестве, но и в личной переписке, что, бесспорно, свидетельствует о его большой важности для самого автора. В основе этой концепции, пишет А.В. Федоров, «романтическая антитеза: прошлое-мечта и прошлое-кошмар. Первое - упрек настоящему, второе - угроза настоящему. Идеал и антиидеал писателя закреплены за определенными эпохами русской истории - Киевско-Новгородской Русью и Московским периодом. Субъективно-оценочное отношение к ним бесспорно и очевидно как в художественных текстах, так и в личных признаниях автора» [7, с.170]. Таким образом, исторические воззрения А.К. Толстого находятся на пересечение идей славянофилов и западников. С одной стороны, также как и славянофилы, писатель видел необходимость возвращения к национальным истокам, к сущностным чертам народного менталитета, сложившимся в начальный период становления Руси, он также идеализирует традиции патриархального крестьянского уклада жизни и самодержавия новгородского и киевского периодов. Но, с другой стороны, вслед за западниками, не всегда считал благом смирение, превозносимое славянофилами в качестве «истинно христианской черты русского национального характера» [1, с.5], он также ставит личность выше коллективного, соборного. А.К. Толстой решительно расходится со славянофилами в оценке московского периода русской истории. Он считает, «многие положительные черты государственного быта были утрачены в период татаро-монгольского ига и царствования Ивана Грозного» [1, с.6]. В своих произведениях на историческую тему писатель диаметрально противопоставляет две эпохи, два периода - киевско-новгородский и московский, что особенно заметно при анализе его балладного творчества.

В одной из ранних своих баллад, «Курган», написанной в 1840-е годы, А.К. Толстой рисует образ богатыря «минувших веков». Этот «витязь» с «громогласным именем» представитель «великого народа» [6, с.222], он изображает его в духе романтизма. О нем автору не известно ничего: «А витязя славное имя до наших времен не дошло.../ Кто был он? Венцами какими/ Свое он украсил чело?/ Чью кровь проливал он рекою?/ Какие он жег города?/ И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда?..» [6, с.223]. О том, что это времена давно минувших столетий говорит и само название баллады. Это времена языческой Руси, здесь все поэтически возвышенно, даже обряд захоронения вызывает особое чувство уважения к великому воину русской земли: «В честь витязя тризну свершали/ Дружина дралася три дня,/Жрецы ему разом заклали/ Всех жен и любимца коня» [6, с.222]. И курган как напоминание о тех далеких богатырских временах, когда подвиг и доблесть русского воина во все стороны света разносилась громогласным эхом. Автор искренне верит, что его «громогласное имя/ столетия все перейдет!» [6, с.222], даже если бы этот курган высокий «Сровнялся бы с полем пустым,/ То слава, раздавшись далеко,/ Была бы курганом твоим!». - так обращается он к русскому витязю [6, с.222].

Еще более настойчиво романтические мотивы звучат в балладе «Князь Ростислав» (1840-е гг.): «Князь Ростислав в земле чужой/ лежит на дне речном,/ Лежит в кольчуге боевой,/ С изломанным мечом/ Днепра подводные красы/ Лобзаться любят с ним/ И гребнем витязя власы/ Расчесывать златым» [6, с.225]. Он погиб в краю чужом, в чужой земле, ему не поют молитвы попы, жена «младая с другим обручена», «сонмом гридней окружен, пирует дома брат», а «до отчизны слабый зов не может долететь» [6, с.226]. Князь спит на дне речном и лишь «когда в лесу кружится желтый лист,/ Яресь Перун гремит,/ Тогда от сна на дне речном/ Внезапно пробудясь,/ Очами мутными кругом/ Взирает бедный князь» [6, с.226]. Нет ему, витязю русскому, спокойствия на чужбине даже после смерти.

Такая романтизация исторического прошлого Руси, обращение к фольклорным истокам - сознательный прием А.К. Толстого, по средством которого он пытался изобразить свой идеал русского национального характера. Можно согласится с мнением Е.В. Барашковой, что «фольклорный характер образов многих произведений А.К. Толстого свидетельствует о том, что писатель рассматривает характер народа не в политической, а исключительно в духовно-философской перспективе, и не пытается воссоздать реальный русский национальный характер, а принципиально и сознательно творит о нем свой собственный миф» [4, с.10].

В числе постоянных констант этой мифологизации русского национального характера можно назвать -героизм, мужество, преданность. Так, герой одноименной баллады, Василий Шибанов, предстает перед читателем как истинный герой, преданный слуга своего господина, в своей верности и стойкости духа превосходя не только своего господина - князя Курбского, но и самого царя Ивана Грозного. Шибанов в начале повествования, не возвеличенный еще своим подвигом, именуется автором «Васька, стремянный» [6, с.227]. Его отличают «рабская верность» [6, с.227], ловкость и смелость, готовность нести любую службу и принять чашу смертную в назначенный час, христианское смирение и человеколюбие. Курский, написав «послание, полное яду» [6, с.228], находится в некотором смятении: «Но кто ж дерзновенные князя слова/ Отвезть Иоанну возьмется?/ Кому не люба на плечах голова,/ Чье сердце в груди не сожмется?/ Невольно сомненья на князя нашли...» [6, с.228]. Тогда на помощь ему приходит стремянный, Василий, прекрасно осознавая, что этот будет его последняя служба своему господину. Это сцена выписана А.К. Толстым в противопоставлении двух характеров. С одной стороны, Андрей Курбский, лишенный всяческих угрызений совести, «в радости» посылающий своего раба, он «торопит его в нетерпенье: «Ты телом здоров, и душа не слаба,/ А вот и рубли в награжденье» [6, с.228]. Жажда мести полностью овладевает им, он теряет все человеческое. С другой стороны, Василий, исполненный смирения и

человеколюбия, так отвечает своему господину: «Добро!/ Тебе здесь нужнее твое серебро, / А я передам и за муки/ Письмо твое в царские руки» [6, с.228]. В этом ответе столько любви к своему господину, понимания и прощения его пороков. Он с радостью принимает от него все как должное.

Автор переносит место действия теперь в стольный град, где «звон медный несется, гудит на Москвой,/ Царь в смирной одежде трезвонит,/ Зовет ли обратно он прежний покой/ Иль совесть свою навеки хоронит?..» [6, с.228]. Здесь, вокруг него, «московский народ» молится, «полный боязни,/ чтоб день миновался без казни» [6, с.228], здесь же рядом его верноподданные «Вяземский лютый», «Васька Грязной», «Отверженный богом Басманов» и «опрични кромешная тьма» [6, с.229]. И лишь один Василий Шибанов не страшится гнева царя, «спрянул с коня он поспешно долой» [6, с.229], он «молвит ему не бледнея» [6, с.229]. Кульминацией повествования становится мучения, с мужеством и спокойствием принятые Шибановым: «Шибанов молчал. Из пронзенной ноги/ Кровь алым струи-лася током,/ И царь на спокойное око слуги/ Взирал испытующим оком/ Стоял неподвижно опричников ряд;/ Был мрачен владыки загадочный взгляд,/ Как будто исполнен печали;/ И все в ожиданье молчали» [6, с.230]. Атмосфера всеобщего молчания, печаль самого Грозного, принимающего на себя еще один грех, его «загадочный взгляд», за которым тоже муки и сомнения. В его ответе Шибанову - уважение к его подвигу, мужеству, в нем есть благородство: «Да, боярин твой прав,/ И нет уж мне жизни отрадной, Кровь добрых и сильных ногами поправ,/ Я пес недостойный и смрадный! Гонец, ты не раб, но товарищ и друг. » [6, с.230]. Это ответ царя, в котором есть природное чувство справедливости и правды, есть понимание того, что он поступает неправильно. Его образ неоднозначен, он глубже и многограннее, чем может показаться сначала. Повествование о Василии на этом не заканчивается, он должен до конца принять муки. И в этих мучениях он молится о своем господине, о царе и всей русской земле: «Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,/ Прости моего господина!/ Язык мой немеет, и взор мой угас,/Но слово мое все едино:/ За грозного, боже, царя я молюсь,/ За нашу святую, великую Русь,/ И твердо жду смерти желанной!» [6, с.231]. Образ Шибанова восходит, таким образом, к образу мученика. Это поэтическое обобщение образа русского народа, претерпевающего мучения за русскую землю, за православную веру. Это героизм не только индивидуальный: своеобразие его заключается в «пассивной» силе смирения, верности, любви и патриотизма. Такой героизм типичен для всего русского простого народа как его коренная черта, обеспечивающая необыкновенную живучесть и устойчивость в истории» [4, с.8].

В московском цикле баллад А.К. Толстого настойчиво звучит авторская антипатия всему укладу жизни. Правление Ивана Грозного становится здесь центральным сюжетом, в котором отрицательные стороны нового исторического времени Руси проступили с наибольшей отчетливостью. Однако, сама фигура царя вызывает не только негодование, но и некоторое сочувствие, он тоже заложник своего времени, своего положения и его тоже терзают страсти и сомнения. В сопоставлении двух эпох, киевской-новгородской и московской, вырастает «идеал истинно русской, европейской и христианской монархии» (правление князя Владимира) [5, с.136] и антиидеал - «кошмар азиатского деспотизма» Ивана Грозного [5, с.136].

Именно это сопоставление становится главной фабулой повествования в балладе «Змей Тугарин» (1967 г.). Песня-пророчество незнакомого певца кажется Князю Владимиру нелепостью. Певец предсказывает страшные времена: «Но род твой не вечно судьбою храним,/ Настанет тяжелое время,/Обнимут твой Киев и пламя и дым,/ И внуки твои будут внукам моим/ Держать золоченное стремя» [6, с.257]. Настанет время, когда все изменится, когда «наглотавшись татарщины всласть, Вы Русью ее назовете!» [6, с.259]. По мысли писателя, не пройдут бесследно эти столетия рабства, произойдет страшная национальная трагедия: «с честной поссоритесь вы стариной,/ И, предкам великим на сором,/ Не слушая голоса крови родной, / Вы скажете: «Станем к варягам спиной,/ Лицом повернемся к обдорам» [6, с.259]. Это изменение естественного исторического времени Руси обернется большой бедой, осквернится сама идея монархии, она приобретёт ненавистные Толстому черты азиатского деспотизма и жестокости, уйдет в небытие «народное вече», а вместе с ним народная мудрость и слава. Именно эта баллада служит своеобразным ключом к пониманию всей историософской концепции А.К. Толстого, в которой «идее славянства» отводится центральное место. Как отмечалось исследователями, неслучайно для раскрытия такой важной проблемы писатель использует жанровый эксперимент. В рамках одного лиро-эпического текста отчетливо проступают черты двух жанров - былин и баллад, и в этом находит выражение мировоззренческая позиция писателя. Баллада - жанр западной народной поэзии, а былина - русской, что отражает глубинную взаимосвязь русского и западных народов [4, с.11]. Многое, сказанное А.К. Толстым в своих произведениях на историческую тематику, нуждается в глубоком осмыслении и проработке. Перед нами целая система мировоззренческих, историософских взглядов писателя на исторический процесс, на причинно-следственные взаимосвязи прошлого Руси с ее настоящим и будущим. За всей этой сложной системой координат стоит фигура самого автора, его непреодолимое желание вернуть Россию к своим национально-самобытным истокам периода домонгольской Руси.

The article deals with the views of A.K. Tolstoy's "The idea of the Slavs" in historycal ballads 1840-1860 gg. Analyzing ballads Kiev-Novgorod and the Moscow-sky cycles, fed the idea, that romanticizing the historical past of Russia, an appeal to the folk roots - conscious reception A.K. Tolstoy, on the means of which he tried to portray his ideal Russian National haraktera. Keywords: Russian literature, A.K. Tolstoy, poetics, the ballad, The idea of the Slavs.

Список литературы

1. Барашкова Е.В. Проблема русского национального характера в исторических произведениях А.К. Толстого: дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 2009. 245 с.

2. Бердяев Н.А. Славянофильство и славянская идея. М., 1918. С. 135-141.

3. Панченко А.М. Петр I и славянская идея // Русская литература. - 1988. - № 3. С. 146-152.

4. Сазонова З.Н. Жанр и тематический аспект в произведениях А.К. Толстого об эпохе Ивана Грозного: баллады, роман, трагедия.: дис. на соиск. ученой степ. канд. филол. наук. Владимир, 2006. 131 с.

5. Соловьев В.С. Литературная критика/ Поэзия гр. А.К. Толстого. М., Современник, 1990. С. 122-143.

6. Толстой А.К. Собрание сочинений в 4-х тт. Т.1. М.: Издательство художественной литературы, 1963. 799 с.

7. Федоров А. В. Романтический историзм в творчестве А.К. Толстого // Мир романтизма. Материалы международной научной конференции, посвященной 45-летию научной деятельности профессора И. В. Карта-шовой. Тверь, 24 - 27 мая 2006. Тверь: Твер.гос.ун-т, 2007. С.169-174.

8. Ямпольский И.Г. А.К. Толстой // История русской литературы: В 10 т. М.: Наука, 1941-1956. Т.8: Литература шестидесятых годов. Ч.2. 1956. С. 315-348.

Об авторе

Руднева Инна Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникация Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,

rudnewa@bk.ru

УДК 821.161.1

СБОРНИК РАССКАЗОВ А.Т. АВЕРЧЕНКО «БОРЬБА ЗА СМЕНУ»: ПРОБЛЕМАТИКА И АКТУАЛЬНОСТЬ

Салова О.И.

В статье предпринимается попытка анализа сборника рассказов А.Т. Аверченко «Борьба за смену». Даётся подробное описание образного строя трёх произведений, осмысляется их проблематика с учётом актуальности вопросов образования и воспитания в современном мире. Рассматриваются приёмы создания комического, приводятся аналогии с творчеством А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обосновывается необходимость подробного текстологического анализа рассказов. Ключевые слова: А. Т. Аверченко, сборник рассказов «Борьба за смену», детские образы, юмор, приёмы создания комического, гротеск, «говорящая» фамилия.

Аркадий Тимофеевич Аверченко - необыкновенный писатель-сатирик. Кроме того, что его неподражаемое, искромётное чувство юмора нашло яркое отражение в его творчестве, его уникальность состоит в том, что он один из немногих авторов, прошедший путь от «взрослого» до «детского» в своих книгах.

Современный биограф Аркадия Тимофеевича Аверченко, В.Д. Миленко, пишет в предисловии к своей книге о нём, изданной в серии «Жизнь замечательных людей»: «Над рассказами писателя до сих пор смеются обожаемые им дети. Теперь уже - дети XXI столетия. Думается, Аркадий Тимофеевич посчитал бы это высшей наградой» [1, с.8].

Постоянными героями произведений Аверченко являются дети. Всегда они были для писателя воплощением чистоты, искренности, чувства собственного достоинства и здравого смысла. Он сочинял «о маленьких -для больших», заставляя взрослых задумываться, во что они превратили свое существование.

Полноценная личность - только та, которая не утратила свою особую, внутреннюю правду и искренность. Совесть, честь и служение у Аверченко имеют право быть только в той естественной форме, которая присуща детям, ведь именно у них эти свойства продиктованы самым основным достоинством человека - любовью к ближнему.

Дети - цветы жизни, и Аркадий Тимофеевич постоянно помнит об этом. Для него очень важно противопоставить страшному, расколотому миру взрослых гармонию и цельность души ребёнка: «Милая благоуханная гвоздика! Моя была бы воля, я бы только детей и признавал за людей.

Как человек перешагнул за детский возраст, так ему камень на шею, да в воду. Потому взрослый человек почти сплошь мерзавец» [2, с.393].

Свежесть восприятия, трогательную чистоту и бесхитростную правду детского мира Аверченко противопоставляет корыстному, лживому миру взрослых. Голос автора окрашен доброй, возвышенно-романтической интонацией, за которой почти не слышна ирония. Дети вызывают интерес и симпатию писателя своей непосредственностью, они выламываются из опостылевшей ему, пошлой, размеренной обывательской жизни. Аверченко вообще сосредоточивает внимание на тех, кто разрывает круг привычных представлений и норм -таковы, например, юные герои рассказов «Смерть африканского охотника», «Дети», «Кулич». Скорбно звучат рассказы, исполненные в сатирической манере, но описывающие одиночество и неприкаянность детей - «День делового человека», «Продувной мальчишка», «Новая русская сказка», «Трава, примятая сапогом».

Действительно, если задаться целью составить классификацию детских образов, проанализировать их присутствие и развитие в творчестве Аверченко, то можно увидеть, что в ранних рассказах Аркадия Тимофеевича дети или вообще отсутствуют, или появляются как второстепенные герои. Автор упоминает о них, но они еще не центральные фигуры. В более поздних сборниках дети часто становятся уже центром повествования, на них сосредоточен сюжет и, что немаловажно, на их стороне симпатии автора, который подчеркивает, что именно дети воплощают в себе всё самое лучшее, чистое и верное в мире.

Сборник рассказов, на материале которого будут рассмотрены проблемы формирования личности ребенка,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.