Научная статья на тему 'Идея славянского единства в общественном движении России первой половины XIX в.'

Идея славянского единства в общественном движении России первой половины XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея славянского единства в общественном движении России первой половины XIX в.»

В ДОЛГОМ ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ

Б01 10.31168/2619-0869.2018.1.4.1 И. К. ПеТрОВИЧ

Идея славянского единства в общественном движении России первой половины XIX в.

История освободительного движения и общественно-политической мысли Российской империи первой половины XIX в. является неотъемлемой частью исторического процесса, происходившего на территории России, Украины и других славянских государств. Многие славянские народы именно в это время активизировали свою борьбу за национальную независимость и социальную справедливость. В связи с этим начали зарождаться также объединяющие идеологии, которые должны были содействовать сплочению славян и консолидации их сил в борьбе за свободу.

Деятельность Общества соединенных славян (самостоятельная и в составе Южного общества) — одна из наиболее значимых и интересных страниц истории общественного движения на территории Украины и России. Его создание повлекло за собой вовлечение в декабристское движение представителей «малоимущего» дворянства, а также некоторых других сословий, сделав, тем самым, революционно-демократически настроенный коллектив полисословным. Кроме того, данное общество было первым в истории освободительного движения и общественно-политической мысли Российской империи первой половины XIX в., которая заявила о своем «общеславянском» характере.

Второй общественной организацией, основными идеями которой было объединение славянских народов, можно

назвать «Украино-славянское общество святых Кирилла и Мефодия», известное также как Кирилло-Мефодиевское братство. Его создание повлекло за собой национальное возрождение украинского народа, дало некий «толчок» развитию «малороссийской» культуры, воссозданию многолетней истории Украины и росту национального самосознания украинской интеллигенции. Кроме того, данное объединение носило общеславянский характер, что подтверждают его программные документы. Следовательно, изучение так называемой «славянской идеи» в общественных движениях Российской империи первой половины XIX в. невозможно без рассмотрения истории вышеназванных организаций.

Вопросы, рассматриваемые в докладе, связаны, прежде всего, с видением будущей организации общественно-политической жизни славянских народов членами Общества соединенных славян и Кирилло-Мефодиевского общества. Кроме того, интересно также обратить внимание на характер их деятельности, который был довольно разнообразным (преимущественно «бунтарский» у декабристов и «просветительский» в среде демократически настроенной интеллигенции 1840-х гг.).

Общество соединенных славян на протяжении своего существования носило тайный характер и старалось действовать конспиративно. Более того, до определенного времени о существовании данного общества не знали даже остальные декабристы Украины, объединившиеся в Южное общество во главе с П.И. Пестелем. Однако в сентябре 1825 г. Общество соединенных славян, как известно, слилось с Южным обществом по предложению С.И. Муравьева-Апостола и М.П. Бестужева-Рюмина. С этого момента деятельность вышеназванных организаций становится совместной и согласованной. Южное общество тесно сотрудничало с польскими общественными организациями, в частности с известным «Патриотическим обществом». Общество соединенных славян (ставшее «Славянской управой» Южного общества) активно поддерживало любые контакты с ним. Тем не менее, в отличие от программных положений декабристов, «славяне»

54 = Секция «ИСТОРИЯ» ==

видели будущее Польши в составе федерации славянских народов, а не в качестве независимого государства.

Деятельность Общества соединенных славян оставила значительный след в истории освободительного движения и общественно-политической мысли России. Данная организация положила начало формированию идейной базы русского панславизма (в основе которого также лежала идея объединения славянских народов, но в существенно иной форме), ставшего потом весьма популярным явлением в общественном сознании нашей страны.

Несколько позже, в 1830—1840 гг., «славянская идея» начала также развиваться в русле украинского национально-освободительного движения. Наиболее ярко она была выражена в программных установках и деятельности «Украи-но-славянского общества святых Кирилла и Мефодия», известного также как «Кирилло-Мефодиевское общество» или «Кирилло-Мефодиевское братство» (1845-1847 гг.). Существование данной организации ярко показывает наличие «общеславянского» фактора в зарождающемся в середине XIX в. украинском национальном движении, которое продолжало активно развиваться уже во второй половине XIX столетия. Однако если в деятельности Общества соединенных славян идея славянского единства прослеживается не только теоретически, но и практически (одним из его создателей был польский шляхтич Юлиан Люблинский, а сама организация сотрудничала с активными участниками польского национально-освободительного движения), то в случае с Кирилло-Мефо-диевским обществом можно говорить лишь о предполагаемом распространении программных установок данной организации среди остальных славян в случае их реализации.

Кроме того, сама идея славянского единства кирил-ло-мефодиевцами и членами Общества соединенных славян рассматривалась по-разному. Декабристы считали, что освобожденные народы в будущем должны быть объединены в полноценную равноправную федерацию, во главе которой должны стоять представители русского народа1. Члены Кирилло-Мефодиевского общества идеал общественного

В ДОЛГОМ ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ == = 55

устройства видели в казацких традициях управления государством и центром будущего объединения славян считали Украину2. Тем не менее, и декабристы, и представители интеллигенции 1830—1840 гг. связывали идеи освобождения своего народа от крепостной зависимости со стремлением многих родственных народов к национальной и социальной независимости, а следовательно, стремились объединить свои силы и попытаться связать их определенной «единой целью». Однако широкого распространения данные идеи в российском обществе того времени не получили. Тем не менее, идея объединения славян в одном государстве спустя некоторое время стала концептуальной базой формирования панславизма, рассмотрение которого, на наш взгляд, является темой отдельного исследования.

Примечания

1 Горбачевский И.И. Записки // Мемуары декабристов. М., 1988. 576 с.

2 Манойленко А.С. «Спор славян между собою»: Общественное движение в Юго-Западном крае Российской империи в царствование Николая I. СПб., 2015. 320 с.

Б01 10.31168/2619-0869.2018.1.4.2 И. А. Ксенофонтов

Франтишек Ладислав Ригер в поисках зарубежных союзников в 1867-1871 гг.

Зарубежная деятельность Франтишека Ладислава Ри-гера (1818—1903) была продолжением внутриполитической линии чешского политика. Потерпев неудачу в попытках предотвратить дуализацию монархии Габсбургов в 1867 г., не найдя поддержки идеи федерализации империи среди элит, Ригер попытался заявить о своей программе на международном уровне1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.