Научная статья на тему 'Идея права: философско-правовой анализ'

Идея права: философско-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3701
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ИДЕЯ ПРАВА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРАВА / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / LEGAL PHILOSOPHY / SENSE OF JUSTICE / IDEA OF LAW / JUSTICE / LEGAL SUBJECT / LEGAL REALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

В статье рассматривается идея права как феномен правовой реальности, являющийся идеальным измерением и одной из форм последней. Большое внимание уделяется обоснованию философско-правового подхода к идее права, по сравнению с подходом теории права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF LAW: ANALYSIS FROM THE VIEW OF THE LEGAL PHILOSOPHY

The article is devoted to considering the idea of law as a phenomenon of the legal reality acting in the kind of ideal dimension and one of the forms of the latter. Much attention is paid to justification of philosophical-legal approach to the idea of law in comparison with approach of the legal theory.

Текст научной работы на тему «Идея права: философско-правовой анализ»

9 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2006 г. № Ф03-А37/06-2/1595. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Так, в сфере гражданского права со времени римского права и на всем протяжении развития отечественной цивилистики обязанность отождествлялась с деяниями (активного или пассивного характера), формирующими определенное поведение конкретного деяния и имеющими направленность на достижение желаемого формально-юридического и фактического результата. См.: КолодубГ.В. Проблема соотношения правовых категорий (явлений) «исполнение гражданско-правовой обязанности», «исполнение гражданско-правового обязательства» и «исполнение договора» // Юрист. 2013. № 24. С. 38-43.

11 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15 февраля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2016. № 7, ст. 905.

12 См. п. 3.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. 25 января 2013 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. № 5.

13 Липатов Э.Г. Коррупционные риски в организации государственной службы Российской Федерации // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 6.

М.В. Шугуров

ИДЕЯ ПРАВА: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается идея права как феномен правовой реальности, являющийся идеальным измерением и одной из форм последней. Большое внимание уделяется обоснованию философско-правового подхода к идее права, по сравнению с подходом теории права.

Ключевые слова: философия права, правосознание, идея права, справедливость, субъект права, правовая реальность.

M.V. Shugurov

IDEA OF LAW: ANALYSIS FROM THE VIEW OF THE LEGAL PHILOSOPHY

The article is devoted to considering the idea of law as a phenomenon of the legal reality acting in the kind of ideal dimension and one of the forms of the latter. Much attention is paid to justification of philosophical-legal approach to the idea of law in comparison with approach of the legal theory.

Keywords: legal philosophy, sense of justice, idea of law, justice, legal subject, legal reality.

Как известно, предметное поле философии права весьма многообразно и оформляется вопрошанием о смысле, предназначении и, безусловно, сущности права. К одному из наиболее ярких предметных аспектов философско-правового знания и познания относится идея права, локализующаяся в правосознании, но вместе с тем объективирующаяся в той или степени в нормах, принципах и институтах действующего права, а также задающая направления правообразо-вания и незримо присутствующая в процессе реализации права1. Актуальность исследования данного правового явления связана с тем, что современное право претерпевает процесс динамичного усложнения и эволюции, что самым непосредственным образом затрагивает весь комплекс правовых идей. Однако анализ содержательного наполнения идеи права, представляющей собой интегральную систему идейного комплекса права, требует в качестве своего исходного момен-

© Шугуров Марк Владимирович, 2017

Доктор философских наук, профессор кафедры философии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: shugurovs@mail.ru

та понимание того, какова ее сущность и какое место она занимает в правовой реальности.

Усилия, которые предпринимает философия права в тесном взаимодействии с другими науками, изучающими право, предполагает дальнейшую концептуализацию данного правового явления, в философско-правовом ключе понимаемого как одна из форм правовой реальности наряду с миром знаковых форм (правовые нормы и законы) и миром взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь), что позволяет понять право как единство смысловых (идеальных) и предметных моментов2.

Решение указанных вопросов невозможно без исторического экскурса в суть проблемы. Идея права как одно из предметных полей философского анализа обязана своим происхождением тем усилиям по разграничению философского, с одной стороны, и теоретического и социологического подходов к праву — с другой, которые предпринимались в XIX в. Философия права в лице Гегеля стремилась приобрести самостоятельный дисциплинарный статус, что означало необходимость выделения собственно философско-правовой проблематики в самостоятельный раздел философии в условиях динамичного развития теории и социологии права. Демаркация различных наук о праве — социологии, теории права и философии права — основывалась на критерии предметности. В отличие от социологии и теории права философия права позиционировала себя как изучающая не действующее право, реальный правопорядок и правоотношения, правовые институты, а некие идеальные (идейные и ценностные) духовные начала, находящиеся в основе права.

В трактовке Гегеля идея права и предмет философии права совпадают. | Разумеется, поле познавательных интересов современной философии права и гораздо шире, но традиция выделять идею права, а равным образом правосознание а в качестве предмета философско-правовой науки не утратила своего значения. о

-Г» и в

В частности, на нее указывают современные российские правоведы, которые о при рассмотрении предмета философии права обращаются к его трактовке у г

п

Гегеля и которые полагают, что именно в этом суть подхода к праву у философов |

ч п

в отличие, скажем, от историков, социологов и юристов3. в

н

В том, что идея права выступает предметом философии права, нет ничего о удивительного. Идея права охватывает наиболее общие моменты права, а ю

Т5

философия как способ мышления как раз интересуется наиболее общими |

моментами. Тем не менее, коренной вопрос заключается в том, какова природа к

этого общего. Как отмечает Т.С. Лапина, «любомудрие анализирует не только и а

не столько необычайно многообразные конкретно-исторические формы правовой |

жизни в условиях различных общественных организмов, сколько то, какими ии

они должны быть, ибо осмыслить право в качестве родовой формы общественной №

жизнедеятельности нельзя иначе, как лишь с позиций его общего назначения, 1

его, если опять употреблять термин Аристотеля, энтелехии, т.е. с точки зрении ~

его идеи»4. С нашей точки зрения, вряд ли целесообразно связывать идею только 7 с тем, что должно быть, т.е. ассоциировать ее с неким должным образом права.

Конечно, при подходе к определению содержания понятия «идея права» следует учитывать, что оно возникло в лоне именно естественно-правового типа правопонимания, которое свидетельствует о правильном, должном праве, которым и является естественное право. К данной версии правопонимания,

безусловно, относится в целом и гегелевская философия права. Однако у 37

Гегеля само содержание понятия «идея» заметно отличается от его трактовки у Канта. Если у первого идея права есть единство понятия права и его осуществления (идея — это логическая сущность саморазвивающегося понятия), то у второго — трансцендентальный регулятив, что в дальнейшем получило свое развитие в рамках неокантианской философии права у Р. Штаммлера и Г. Радбруха. В результате в неокантианской традиции идея сближается с идеалом права, наполняется преимущественно не абстрактно-логическим, а аксиологическим содержанием в его трансценденталистской трактовке. А идеал по вполне понятным причинам не может быть воплощен в действующем праве. В гегелевской традиции идея — понятие, воплощающееся в нормах и принципах позитивного права, т.е. в правовой материи, которая есть не нечто постороннее понятию права, а его объективация.

Представляется, что альтернативные трактовки идеи права во многом восходят к исходной многокомпонентности самого понятия «идея». Идея понимается как «первообраз», «замысел», «общий вид» чего-либо (skeleit outline). Она также может пониматься как воззрение, представление, отражающее обобщение опыта. Если исходить из признания многокомпонентности понятия «идея», то последняя совмещает в себе не только то, что должно быть, но и то, что есть. Это означает, что идея права есть образ, в котором присутствуют понятийно-абстрактные моменты, что позволяет ей пересекается с понятием «право» (его сущностью, которое уже есть, а не просто должно быть), содержание которого стремится определить теория права. Кстати, такое понятие права также в свою очередь пересекается с идеей, содержит ее в снятом виде. Как отмечает В.С. Нер-й сесян, «в понятии права содержится вся юриспруденция «от а до я» (от исходной ? правовой идеи до ее воплощения в жизни — правовых законов в действии) как 5. самостоятельная область научного знания...»5.

g Вполне очевидно, что идею также можно мыслить как понятие права, однако

1 от данного понятия в его теоретико-правовом смысле последнее отличает то, | что оно является понятием о должном праве и апеллирует к другим аспектам

го

J права, т.е. вбирает в себя разнообразные, но тесно связанные категории — волю,

| свободу, справедливость и т.д., которые имеют ценностное содержание и кото-

| рые, так или иначе, все-таки воплощаются в сущем, т.е. действующем праве. Не

2 случайно еще на заре зарождения юриспруденции как самостоятельной науки и ° сферы общественной практики римские юристы связывали естественное право с « категориями добра и справедливости, а право в его юридическом понимании — | с пользой. Категории «свобода», «равенство» и т.д. воспринимаются сегодня не е только как принципы права, но и как его основополагающие идеи, поскольку 1 право — это не только механизм, но и идейный комплекс, в который входят

0

° идеи и формирующиеся на их основе идеалы как образы совершенства правого

§ вых явлений (правосудия, правовой культуры, права в целом). Как указывал

1 П.И. Новгородцев, право отождествляется юристами исключительно с нормами | положительными: идеальные же требования не представляют собой права в строгом смысле слова, а являют собой лишь проекты будущего права, что, однако, не умаляет их значимости для трансформации действующего права.

Таким образом, идею права не представляется возможным рассматривать как «сухое» понятие, ибо за многими указанными правовыми идеями и понятиями находятся ценности как собственно правовые, так и общесоциальные. Поэтому

38

идея пересекается с правовым идеалом как образом желаемого права. Отсюда

идея права — это «звучащие» в понятийной форме смысл и ценность права, а правовые идеи — это «звучащие» ценности и смыслы права. Именно такой подход позволяет понять, почему зачастую идея следует в одной связке с понятием «идеал», к которому относят наиболее возвышенные ценности. Идея, а в еще большей степени идеал не представляют собой исключительно концептуального видения права, но выступают так же, как и ценности, ориентирами правореализации и правотворчества. Будучи результатом духовного освоения права, они служат способами духовного преобразования и совершенствования правовой реальности.

Идеал права всегда является возвышенным и часто контрастирует с правовой реальностью. Аналогично можно утверждать и об идее права: в действующем праве идея права и ее отдельные составляющие воплощаются с трудом либо в деформированной форме. Тем не менее, именно интуиция возможного иного положения дел побуждает мыслить право иначе, интенсифицировать его понимание. В этом усилии рождается идеал права, а также его идея, которая далее становится его порождающей формой, своего рода матрицей. Различие заключается в том, что если правовой идеал есть образ желаемого права, то идея права — образ должного права или, если быть более точным, образ права как особого долженствования. В последнем превалирует рациональный момент, который, в частности, выражает отношение к праву не только как к заданности, т.е. тому, что должно быть в будущем, но и данности, которая уже есть в реальности и которой присущ такой атрибутивный признак, как принудительность. Как отмечает В.Н. Жуков, «можно сколь угодно долго доказывать, что суть права — это идея должного, идея свободы, идея самоценности личности и ее прав, но в истории человечества право всегда представало и продолжает представать в виде | жесткого принудительного нормативного порядка, за нарушение которого карает и государство. Пренебречь этой эмпирической данностью означает оказаться в а плену грез и фантазий»6. о

На это обстоятельство указывал и С.С. Алексеев: «...Право (притом позитивное, к действующее право как людское творение) — это не просто и не только мысль. о

п

Не просто и не только идея и воля, суждение о должном и возможном поведении | или о нормах вообще. Право в том или ином обществе — это на каждый данный в момент внешняя реальность, строгая, объективная данность, которая имеет о свое тело — corpus juris, как говорят юристы Древнего мира»7. При этом нельзя ю

забывать о том, что у этого тела есть душа и более того — в нем есть дух (дух |

права). Конечно, он достаточно суров и ригористичен. Однако он смягчается, к

например, принципом гуманизма. Как бы то ни было, но реальное право не а

есть только принуждение, поэтому его идея включает в себя представление |

о другом элементе — свободе, которая не позволяет отождествлять право |

исключительно с принуждением и высокой степенью насильственности. Отсюда №

право как должное, по своей идее, сочетает в себе свободу и принуждение. Крайне 1

необходимо, чтобы отношение между данными началами было разумным, что )

как раз предполагает наличие в идее права моментов правового идеала. В этой 7 связи хотелось бы заметить, что субъекты правотворчества, исходя из того, что люди не могут или не хотят следовать нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного принуждения. Однако этим должное содержание права не исчерпывается, т.к. предполагается свободное и добровольное следование нормам. В принципе представление о

том, что нормы предполагают добровольное и принужденное исполнение, 39

характерна для любых нормативных систем. Идея же права предполагает «сжатое» понимание специфики именно правового должного, сферы его охвата и используемых средств.

В дополнение к сказанному в содержание понятия «идея» входит также отношение к действительности. Поэтому она соотносится с понятиями «смысл права», «смыслы права», тесно связанными с феноменом понимания права и оказавшимися сегодня в поле самого пристального анализа8. Идея права, трактуемая, например В.Н. Жуковым как объективация смысла и, более того, как регулятивный смысл, представляет, на наш взгляд, условие осмысленности и рациональности (прогнозируемости, целесообразности) права, в противном случае право превратилось бы в лабиринт, в котором трудно ориентироваться и невозможно жить. Данное замечание призвано подчеркнуть многоаспектность идеи права, из чего логически следует признание ее многофункциональности: во-первых, она позволяет понять, что есть право, а, во-вторых служит ориентиром его преобразования. Ввиду того, что данный ориентир в определенной степени дистанцирован от действующего права, будучи укоренен в правосознании и, соответственно, правовой культуре, он обладает критическим потенциалом, какой свойствен естественному праву в отношении права позитивного. Таким образом, идея права может содержать разную интенсивность одобрения права либо разные формы его отрицания или признания в качестве неподлинного модуса бытия, что определяется не только личностными предпочтениями того или иного выдающегося философа или правоведа, но и содержанием права в конкретных исторических условиях. й Основываясь на сказанном, подчеркнем, что структурный каркас, содер-

? жательное наполнение и функциональное предназначение делают идею права з достаточно сложным объектом философско-правового постижения. Однако в краткой формуле можно выразить сущностные признаки данного явления: идея

1 права — это наиболее общее выражение сущности права, но с акцентом на его а «проект» или задачу. Из этого следует, что идея права как уровень самых об-

го

| щих представлений о праве в общественном и индивидуальном правосознании

| не является безотносительной к праву, выступая некой фактичностью бытия

| права и данностью правосознания. В определенном смысле идея права (конечно,

2 с учетом ее внутреннего многообразия) является формой права, понятой не как ° внешнее выражение, а как сущность или некая парадигма — «творящая форма « бытия». Это означает, что она выступает активным элементом правовой реально-| сти, т.е. права в его самом широком смысле слова, составляя идеальную сторону

0 его бытия, в которой сочетаются смысло-ценностные и абстрактно-понятийные

1 моменты.

0

° Идея права как идеальная его сторона представлена также вариативными

го _

3 и инвариантными моментами. Первые обусловлены историческим развитием

1 права и динамикой правовых идей, вторые — тем, что в основе права как родо-I вой формы социального бытия находится такой идентификационный момент,

как представление о праве как особом долженствовании. Это означает, что к идее права следует подходить с точки зрения историзма, поскольку историчны и философия, и социальный субъект, и субъекты права. Так, идея естественного права, претендовавшая на внеисторичность, так или иначе была историчной — возникла, утверждалась и возрождалась в определенных исторических условиях 40 осознания недостатков позитивного права. Отсюда мы видим разные волны воз-

рождения данного подхода и его многочисленные версии, возникающие на его крутых исторических переломах, например, начала и середины ХХ в.

В связи с этим целесообразно задаться вопросом: находятся ли в основе идеи права некие еще более фундаментальные идеи? Как следует из вышесказанного, в основании идеи права лежит наиболее общая идея должного, свойственная всем нормативным системам — морали, религии и, конечно же, праву. Таким образом, о праве можно судить как об идеальном бытии, «суть которого — долженствование (и это сфера долженствования конституирует человека как человека)»9. Представление о должном — начальный пункт, который далее институционально закрепляется и реализуется посредством специфических средств, идентифицируемых как правовые. Однако эти средства должны в той или иной мере уже существовать к моменту появления представления о должном. Применяя такой подход, отметим, что вопрос о том, что возникло вначале — право или его идея, оказывается бессмысленным. Они возникают по отношению друг к другу коррелятивно. Однако чисто логически идея, конечно же, воспринимается как источник формирования реальной системы права. Идея права глубоко детерминирована и иными идеями, возникающими в общественном сознании, связанными с различными социально-культурными процессами, главным образом с идеями справедливости, свободы, равенства, гуманизма и т.д., которые как бы предсуществуют по отношению к идее права, которая и есть на инвариантном уровне интегральное единство именно подобного рода идей.

Таким образом, рассмотрение структурных и онтологических аспектов идеи права не может быть оторвано от ее содержательных моментов. Право во многом |

п

является идеологическим феноменом: правовые идеи, а среди них — идея и

свободы, справедливости, равенства, человеческого достоинства, социального а

порядка и т.д., как бы собираются и концентрируются вокруг первоидеи — о

идеи права, постижение которой позволяет не только его оценить, но и увидеть ко

перспективы его развития. Идею права в самом общем содержательном виде с

можно понимать как меру («право как мера...»). В наиболее общем плане |

идея права — это видение права как меры и свободы, и справедливости, и |

равенства, и ответственности. Поэтому прав Ю.А. Баскин, который указал на °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то, что и теория права, и философия права исходят из общей оценки права как р

меры справедливости и свободы10. Вместе с тем теория права далее совершает Ч

движение в направлении разработки понятия права, а философия права — в |

направлении концептуализации его идеи. Но в обоих случаях происходит К

генерирование множества правовых идей, возникающих благодаря усилиям м

юристов-отраслевиков и тех философов, которые не идентифицируют себя и

исключительно с философами права. 1

В итоге идея права при активном взаимодействии правовой идеологии и 1

правовой ментальности по сути представляет собой не конкретные, наиболее 22

общие концептуальные взгляды на право или их совокупность, а моменты их 7 совпадения, имеющие смысло-ценностную нагруженность. Другими словами идея права избыточна, контекстуальна и не редуцируема к конкретным, тем более частным правовым идеям, но мы не можем сказать, что она как бы «распадается» на идеи справедливости, равенства, свободы и т.д., по-разному осознаваемые в тех или иных подходах к праву. Она — их сложное интегральное единство,

элементы которого в большей или меньшей степени оказывают воздействие на 41

позитивное право. Моменты совпадения в разнообразных подходах обеспечивают внутреннюю коррелятивность богатейшего и избыточного поля правовых идей общим принципам права, обладающим не только мировоззренческой мощью, но и регулятивной функциональностью. Собранность идейного поля права предопределяет собранность, т.е. системность действующего права как регулятора общественных отношений, отличающегося сущностной разумностью — эффективностью и обоснованностью.

Для философии права идея права — это то же самое, что для Платона такая первоидея, как идея блага. Конечно, идея права, понятая как его парадигма, не может быть исчерпывающим образом определена, поэтому является, скорее, идеальным горизонтом, раскрывающим себя через всю совокупность правовых идей и концепций. Для философии права не существует такой задачи, как полная фиксация идеи права в том или ином идейном комплексе, характерном для той или иной философско-правовой концепции. Еще одна особенности философии права заключается в том, что идея права не рассматривается как то, что связано исключительно с действующим правом, она также находится за его пределами — в достаточно самостоятельной сфере правового мышления, сходной с самостоятельностью аксиосферы права.

Если в качестве сравнения брать теорию права, то даже в том случае, если имеет место признание идейно-смысловых и ценностных образований, то они преимущественно не рассматриваются в качестве права, а — в качестве компонентов, например, правовой культуры. Так, Л.С. Явич, полагавший необходимым отход от узконормативного правопонимания, выделял в качестве й неотъемлемых компонентов правовой культуры ценностные ориентиры ? и идеалы. Однако он полагал, что эти феномены находятся вне права как з сугубо юридического мышления, но служат началом законодательства и правосудия, имеют относительно самостоятельное существование и

1 значимость, связаны с мировоззрением и разрабатываются на философском & уровне. Еще более показательно, что он в качестве сущности права признавал

го

| не волю господствующего права, как это было принято в то время, а идею

§ свободы. «Сущностью права является сфера свободы, получившая основание в

| исторически определенных формах собственности»11. Такое признание глубоко

2 символично — теоретико-правовая мысль возвращалась к своим философским ° истокам. Показательно, что Л.С. Явич признавал, что смысло-ценностный и « идейный блоки разрабатываются философией. Следует также согласиться и | с О.В. Мартышиным в том, что «толкование права (как официальное, так и

0 неофициальное) обычно не обходится без обращения к философскому пониманию

1 права и правовому идеалу»12.

° Таким образом, философские построения только на первый взгляд могут

го

3 показаться «отвлеченными», т.е. оторванными от практики жизни и от самого 1 права, хотя полностью избежать этого отрыва не всегда удается. Поэтому в качестве I кредо философа права должен рассматриваться учет всех объективных условий

формирования идеи права, которая к тому же имеет и инструментальные аспекты. Идея является тем общим, к которому не только восходит особенное, но и через которое это особенное и единичное познаются. Это — основание объективности и инструментальности, понятой в единстве практики осмысления права и практики его преобразования. Если идея права не обладает инструментальным

42

аспектом, она обесценивается. Из этого следует, что философия права не только

изучает идею права, но и принимает активное участие в ее формировании в качестве образа, через который право познается и преобразуется. Дело в том, что установленное право, предполагающее единство прав и обязанностей, а также единство принуждения и стимулирования, не может не иметь некоего идейного контура. Данный контур не является сугубо философским, но в той или иной мере он преломляет влияние философско-правовых концептуализаций. Не является сугубо философским и долженствование, возведенное в норму, но значимость философского понимания долженствования заключается в проецировании того, каким должно быть идеальное право, какие соответствующие природе человека запреты и обязывания оно должно налагать на человека.

Конечно, для естественно-правовой парадигмы правопонимания, с которой связаны идеи свободы, справедливости, свободы, последние естественны для природы, права и социума. Тем не менее, эти идеи необходимо наполнять конкретно-историческим содержанием. В итоге пространство философии права — это плюралистическое пространство более или менее значимых идейных образов права, осуществляющих на той или иной мировоззренческой и методологической основе концептуализацию идеи права в ее структурном и содержательном аспектах. Каждый выдающийся философ права внес свой вклад в формирование концептуальной мозаики правовых идей. Но именно идея права, выступающая по большому счету системным единством правовых идей, служит призмой, через которую философы исследует право. Одновременно это приводит к возникновению феномена ответственности философии права, означающего, что при формировании своей идеи права или же тех или иных правовых идей философ права должен не только исходить из собственно философских идей, е

п

но также из целого ряда объективных оснований права, в т.ч. из народного и менталитета, духа эпохи, наконец, принимать во внимание анализ действующего а права. Одновременно с этим необходимым ориентиром выступает претворение о

в

баланса прагматизма и идеализма, сущего и должного. §

Строго говоря, идея права в ее философско-правовом преломлении — это з полисистемная совокупность наиболее общих философско-правовых подходов к Р праву, воплощающих результаты философствования о праве, в которых правовые е

идеи получают свое специфическое преломление в форме философского стиля °

§

мышления и которые можно сгруппировать на основании тех парадигм права, к р

которым они тяготеют. Пролиферация парадигм правопонимания в ХХ-Х1 вв., Ч

т.е. возникновение помимо уже ставших классических — естественно-правовой и |

нормативистской — также феноменологического, гендерного, постмодернисткого, К

герменевтического, синергетического, экзистенциального типов правопонимания, м

означает привнесение новых сегментов в полисистемную общность правовых I

идей, усложняющих понимание идеи права и создающих мозаику ее образов. В 1

результате философии права приходится заниматься исследованием природы и 1

содержания, а также внутрисистемных взаимодействий, осуществляющихся в 2

идейно-смысловом поле современного права. 7

Как и всякая идея, идея права не является только лишь замыслом: это зачастую в той или иной форме осуществляющийся замысел, но такой, который не может полностью осуществиться. В качестве примера можно привести идею естественного права, которое через воздействие на позитивное право отчасти является действующим правом. Поэтому за качество права, степень

его адекватности потребностям общества и личности во многом ответственна 43

доминирующая и господствующая идея права. Во всяком случае у истоков правового прогресса находятся изменения в идейном пространстве права. Именно здесь формируются представления о том, каким право должно быть, а также то, кто должен быть субъектом права и каким он должен быть. Источником же правового прогресса в конечном счете является разрешение противоречия между идеей и реальностью права. Указанные противоречия между реальным, т.е. действующим правом и идеальным правом, должны выявляться, исследоваться и разрешаться как на уровне практической, так и теоретической юриспруденции, к которой относится философия права. При этом в качестве точки отсчета может быть как идея, так и реальность. Это означает, что развитие правовой реальности требует новых идей, которые стали бы ориентиром для воплощения предназначения права как родовой сферы социального бытия. И такие идеи рано или поздно появляются, но если их нет, а право требует новых векторов развития, то происходит его деградация. В качестве одной из идей, которые выводят право на новые витки прогресса, ныне стала идея прав человека, а также идея господства права, хотя, конечно же, правовой прогресс достигается именно на пути баланса между идеей права и идеей прав человека, ибо право не может быть только правом человека.

В процессе реализации идеи права происходит ее переход из возможности (идея возможного права) в действительность (идея действующего права). В последнем случае возникают условия для проверки задуманного проекта права, обоснованности его элементов. Данный момент был отчетливо осознан уже в дореволюционной юриспруденции13. Вместе с тем идея права даже в случае й ее воплощения не может быть тождественна действующему праву, оставаясь ? избыточной и существуя идеально. Это свидетельствует о том, что уровни з правового бытия не сводимы друг к другу. Как потенциальное, так и воплощенное бытие, идея права всегда идеальна. Вместе с тем, будучи содержательной

1 формой, она обосновывает позитивное право, определяет его нормативную силу. | Длительное время именно естественное право отождествлялось с идеей права | и более того — рассматривалось как надпозитивное право. Вместе с тем можно | ли согласиться с тем, что идея права есть право, в частности надпозитивное? | Вряд ли. Идея права не есть право в узком смысле, но есть его проект и замысел,

2 есть в некотором смысле его идеал. Все это подтверждается спецификой ° онтологического статуса идеи права: она есть сторона, элемент правового бытия, ж но не есть право как таковое в его узком понимании. По крайней мере, потому, | что в ней отражается не только нормативная, но и ценностная сторона права.

0 Одновременно не следует забывать о том, что идея права не является

1 исключительно предметом философско-правового созерцания: она обращена к

0

° субъектам права, в концентрированном виде являя им проект права. В данном

го

3 контексте она предшествует праву. Это означает, что некое концептуальное

1 построение претендует на свою объективацию, т.е. закрепление и воплощение в | нормах и институтах права. Помимо этого, от самой правовой системы общества

исходит стремление закрепить свою системообразующую идею, например, в форме конституционных идей и принципов. Без подобной общей идеи праву грозит распадение на фрагменты и прекращение существования в виде целостной реальности. Поскольку идея права обращена к субъектам права, то она включает в себя в т.ч. представление о субъекте права, его социальных, антропологических, 44 ценностных аспектах, т.е. о том, кто может и должен быть, собственно, ее

носителем, и кто должен ее отстаивать. В понимании Г. Радбруха это — образ «правового человека».

Идея права коррелирует наличию в субъектах права ценностного сознания и в свою очередь апеллирует к нему. Именно через это ценностное сознание как раз и происходит ее реализация: непосредственно — в ценностно-правовом сознании субъекта права и далее опосредованно — в его нормативно-правовом сознании и нормах действующего права. Обращение к понятийной связке «идея права — субъект права» может быть обосновано и тем, что право в его разнообразных формах (договор, доктрина, обычай, закон) формируется не «чистыми» мыслями, а социально-правовыми субъектами, которые выступают носителями этих мыслей и концептуальных образов, и не только обладающими властными — правоустанавливающими — полномочиями, но и такими, которые реализуют право через свои действия как часть своего жизненного процесса. В этом тезисе мы стремимся утвердить подход, в соответствии с которым не только праворелизация, но и правообразование под эгидой идеи права является достаточно децентрализованным процессом. В данном случае возникает прямой выход на идею коммуникации и гетерогенного понимания права. Вместе с тем пока что решающую роль в правообразовании играют субъекты правотворчества, наделенные властными полномочиями, но и они не могут не находиться под властным, пусть и незаметным для них самих воздействием философско-правовых идей как фундаментальных элементов политико-правовых концепций.

Итак, идея права — это не только концептуальный конструкт, но и смысловое ментальное состояние, являющееся необходимым элементом, во-первых, действующего права, а, во-вторых, правовой идентичности субъектов права и условием их юридической деятельности и правовой жизни. Идея права как его духовное измерение является одновременно формой, в которой прорастают правосознание и действующее право и которая предполагает борьбу за свое утверждение и развитие. И в этом активную роль играет философия права, являющаяся хранительницей идеи права и одновременно интеллектуальным пространством экспликации не столько основных понятий юридического мышления, сколько экспликацией его фундаментальных идейных оснований.

1 См.: Таймасханов У.Ш. Правовой идеал и правовая идея в контексте правообразования, правореали-зации и толкования права // Философия права. 2014. № 2. С. 116.

2 См.: Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С. 161-163.

3 См.: Мартышин О.В. О концепции учебника теории государства и права // Государство и право. 2002. № 8 С. 60, 64; Его же. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6. C. 17, 19-20; Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 12.

4 См.: Лапина Т.С. Философские основания права: современный вариант // Российское право в Интернете. 2009. № 5 (Спецвыпуск). URL: http://www.rpi.msal.ru/prins/200905_17lapina.html (дата обращения: 15.04.2016).

5 Нерсесян В.С. Право и правовой закон: становление и развитие. М., 2009. С. 8.

6 Философия права: курс лекций / отв. ред. М.Н. Марченко: в 2 т. М., 2011. Т. 1. С. 373.

7 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 114.

8 См.: Гаврилова Ю.А. Правовые ценности и смысл права // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 3. С. 38.

9 Философия права / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 219.

10 См.: Баскин Ю.Я. Очерки философии права. СПб., 2006. С. 6.

11 Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 35.

12 Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6. С. 21.

13 См.: Демченко Г.В. Идея права с точки зрения категории возможности, необходимости и долженствования. Киев, 1908.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.