Научная статья на тему 'Идея оптимума в психологической науке'

Идея оптимума в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
872
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМУМ / ОПТИМАЛЬНЫЙ / НЕОПТИМАЛЬНЫЙ / НОРМА / ПАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпинский К. В.

Представлен теоретический анализ значения, места и роли понятия «оптимум» в современной психологической науке. Обоснована возможность использования понятия «оптимум» и его дериватов в рамках психологии в качестве оценочно сравнительных понятий. В целях унификации значения и упорядочивания практики употребления понятия «оптимум» предлагается его трактовка в контексте психологической дихотомии «нормапатология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF OPTIMUM IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The paper presents a theoretical analysis of the meaning, place and role of the concept "optimum" within contemporary psychology. Possibility of using the concept "optimum" and its derivatives in the psychology as an assessment and comparative terms is grounded. In order to standardize meaning and practice of use of this term its interpretation in the context of dichotomy "norm – pathology" is offered.

Текст научной работы на тему «Идея оптимума в психологической науке»

УДК 159.9

К.В. Карпинский, канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой, (375) 293732559, karpkostia@tut.by (Беларусь, Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы)

ИДЕЯ ОПТИМУМА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Представлен теоретический анализ значения, места и роли понятия «оптимум» в современной психологической науке. Обоснована возможность использования понятия «оптимум» и его дериватов в рамках психологии в качестве оценочно-сравнительных понятий. В целях унификации значения и упорядочивания практики употребления понятия «оптимум» предлагается его трактовка в контексте психологической дихотомии «норма - патология»

Ключевые слова: оптимум, оптимальный, неоптимальный, норма, патология.

В современной психологической литературе часто можно встретить терминологические обороты, в которых используется слово «оптимум» и его дериваты («оптимальный», «оптимизация», «неоптимальный» и т.д.). Психологи пишут, например, об «оптимуме мотивации» [9], «оптимальных переживаниях» [14], «оптимальном смысле жизни» [15], «оптимизации психического развития» [16; 17] и многих других явлениях, по отношению к которым «оптимум» и его производные используются в качестве предикативных характеристик. Несмотря на то, что слово «оптимум» прочно вошло в профессиональный лексикон психологов, его значение в контексте описания психических явлений и поведения остается весьма расплывчатым и неточным. В большинстве случаев исследователи употребляют его интуитивно, особо не задумываясь о том, что в научно-психологическом контексте оно приобретает специфический смысловой оттенок. Для научного дискурса, в отличие от обыденного общения, такая стихийная практика словоупотребления недопустима, в связи с чем возникает необходимость в специальном анализе обыденного, общенаучного и конкретно-психологического значения слова «оптимум».

Этимология и обыденное значение слова «оптимум». Слово «оптимум» имеет латинское происхождение (от лат. optimum) и буквально переводится как «наилучшее». В большинстве толковых словарей русского языка его значение расшифровывается как: 1) совокупность наиболее выгодных, благоприятных, предпочтительных условий для чего-либо; 2) наиболее подходящая мера выраженности какой-либо величины. Иногда не только в обыденном сознании, но и в толковых словарях и энциклопедиях допускается неправомерное смешение оптимума с максимумом (от лат. maximum - «наибольшее») - наибольшим возможным количеством, предельной количественной выраженностью каких-либо условий. Между тем совпадение оптимума с максимальной степенью проявления условий является частным случаем, а не общим правилом, т.е. наибольшее не всегда

тождественно наилучшему. Во-первых, оптимальные условия - не обязательно те, которые имеют предельную, максимальную количественную выраженность. В ряде случаев оптимальными могут быть условия, имеющие минимальную или промежуточную степень выраженности. Во-вторых, если максимум - это чисто количественная мера, то оптимальность условий может быть детерминирована как их количеством, так и их качественными характеристиками.

В научный тезаурус слово «оптимум» вошло как в житейском общепонятном значении, так и в смысле специального термина. Многие науки вполне обходятся его привычным обыденным значением, но в некоторых случаях его «онаучивают» - нагружают специфическим содержанием и превращают в конкретно-научное понятие. Так, например, в математике пользуются термином «оптимум функции», который соответствует ее экстремальному значению, большему либо меньшему других значений той же функции; в экономике распространен термин «экономический оптимум», означающий «траекторию развития (в динамике) или состояние (в статике) экономической системы, наилучшие при ее конкретных целях в данных условиях и в конкретное время» [2].

«Оптимум» как общенаучное понятие. На сегодняшний день понятие оптимума широко употребляется, а задачи оптимизации активно решаются в биологических, социальных, технических, гуманитарных науках. Широкое распространение идеи оптимума в самых разных областях науки обусловило необходимость ее интеграции в корпус понятий, образующих общенаучную методологию, в первую очередь, введения в контекст методологии системного подхода. Отличительная черта системного подхода заключается в том, что его объектом являются развивающиеся целостности - системы, которые обладают собственными закономерностями возникновения, развития, функционирования, распада. Системное мышление оказалось весьма восприимчивым к идее оптимума, которая достаточно быстро и прочно укоренилась в научных описаниях этих закономерностей. В контексте системных описаний и моделей термин «оптимум» используется в значении: 1) конечной цели эволюции системы; 2) наилучшего способа поведения или направления развития системы; 3) наилучшего варианта из возможных состояний системы. Прежде всего идея оптимума доказала свою полезность для дифференциации различных состояний системы, неравноценных с точки зрения влияния на ее будущее развитие и текущее функционирование. Поэтому в общенаучной перспективе с позиций системного подхода оптимум понимается как качественно определенное состояние системы, заданное специфической конфигурацией ее свойств и обеспечивающие наилучшие условия для ее развития и функционирования в контексте более широкой и общей метасистемы.

Научный анализ оптимума применительно к конкретной системе преследует познавательные и практические цели. Выявление оптимума по-

зволяет не только глубже объяснять и точнее прогнозировать генетические и функциональные закономерности, управляющие «поведением» данной системы, но и эффективнее решать задачу оптимизации - целенаправленного воздействия на систему для улучшения ее развития и совершенствования ее функционирования. В целях научного анализа необходимо четко различать две разновидности оптимума: абсолютный и относительный. Абсолютный оптимум - это состояние системы, постулированное научной теорией в качестве оптимального, но не всегда достигаемое системами в реальности. Поиск абсолютного оптимума осуществляется за счет абстрагирования или даже идеализации системы, а потому совсем неудивительно, что данная разновидность оптимума часто носит форму идеала - научного представления о высшей степени совершенства или образцовом состоянии, которое практически не встречается в реальных системах. Выявление и обоснование абсолютного оптимума является прерогативой фундаментальных научных исследований, результаты которых претендуют на обобщение всех систем определенного класса. В этой связи абсолютный оптимум формулируется как общее требование, отвлеченное от индивидуальной специфики реальных систем-представителей данного класса. Относительный оптимум - это состояние системы, являющееся оптимальным по сравнению с другими состояниями, в которых действительно может пребывать данная система. Поиск относительного оптимума чаще всего является задачей прикладных научных исследований или практической деятельности, имеющей дело с единичной системой и нацеленной на ее оптимизацию. Соответственно оптимум устанавливается как наилучшее (индивидуализировано для данной системы) состояние из континуума всех возможных состояний, которые она в реальности способна принять.

Исследование оптимума в сфере любой частной науки должно придерживаться единой общенаучной логики, обязательными элементами которой являются:

1. Предмет оптимума - это материальная (природная, социальная, техническая) или нематериальная (информационная, психическая) система, которая выступает носителем, субстратом оптимума.

2. Признаки оптимума - свойства системы, которые объективно значимы для ее развития и функционирования. При причине множественности и разнородности свойств любой, даже самой примитивной системы, оптимум обычно представлен комплексом признаков. Вместе с тем далеко не все свойства, которыми наделена конкретная система, оказывают существенное влияние на потенциал ее развития и эффективность функционирования. Генетически и функционально незначимые свойства, как правило, не принадлежат к числу признаков оптимума. Кроме того, признаки оптимума - это только те свойства системы, выраженность которых может изменяться в определенном диапазоне. Иными словами, они являются переменными, а не константами, т.е. обладают способностью варьировать в ра-

зные периоды существования одной и той же системы, а также при переходе от одной системы данного класса к другой. Вариативность свойств системы, относящихся к признакам оптимума, выступает необходимым условием постановки и решения задач оптимизации - модификации этих свойств для повышения эффективности системы в целом. В исключительно редких случаях признаки оптимума могут быть представлены свойствами-константами, но тогда фиксированные, перманентные значения этих признаков должны быть признаны априорно (безусловно) оптимальными.

3. Параметры оптимума - это качественные и количественные показатели выраженности свойств системы, при которых ее состояние является оптимальным. В зависимости от параметров оптимум может быть дискретным, если оптимальная выраженность свойства представлена единственным, точечным значением, или интервальным, если системе удается удерживать оптимальное состояние в протяженном диапазоне значений своих свойств; единым (постоянным), если оптимальные параметры являются идентичными для всех условий развития и функционирования системы, или множественным («плавающим»), если значения параметров оптимума меняются в зависимости от условий, в которые помещена система. Иногда параметры оптимума совпадают с экстремумом - максимальной или минимальной величиной свойств системы на заданном множестве. Однако эффективность развития и функционирования системы не всегда строго линейным образом зависит от степени выраженности ее свойств. Во многих случаях параметры оптимума связаны с продуктивностью развития и производительностью функций системы сложными криволинейными зависимостями. Научный поиск и обоснование оптимума для конкретной системы осложняется еще и тем, что он практически всегда является полипараметрическим, выражен комбинацией значений по основным своим признакам.

4. Критерии оптимума - это внешние и внутренние проявления системы, которые свидетельствуют о ее нахождении в оптимальном состоянии, а также могут указывать на степень ее отклонения, удаления от данного состояния. Оптимум по определению является наиболее благоприятным состоянием для прогрессивного развития и выполнения системой своего функционального предназначения. Вследствие этого в качестве критериев оптимума обычно выбираются такие проявления системы, которые характеризуют динамику, направленность, устойчивость ее развития, а также продуктивность и надежность ее функционирования. Чем сложнее организована система, тем больше линий включает ее развитие и тем выше ее многофункциональность, а значит, тем более разветвленной становится система критериев оптимума. Сама постановка вопроса о критериях указывает на то, что оптимум для реальной, а не идеализированной системы не есть абсолютная величина: нельзя говорить об оптимальности вообще, вне условий и без точно определенных критериев. Состояние системы, на-

илучшее в одних условиях и с точки зрения одного критерия, может оказаться далеко не лучшим в других условиях и по другому критерию.

5. Условия оптимума - это совокупность внутренних и внешних условий, которые способствуют достижению и сохранению системой оптимального состояния.

Вышеперечисленные элементы являются необходимыми и достаточными логическими пунктами анализа, преследующего цель определения оптимума и обоснования способов его достижения в развитии и функционировании системы любой природы. В совокупности эти элементы образуют универсальную схему, которая может быть спроецирована на предметную область многих частных наук, в том числе и психологии.

Несмотря на то, что понятие оптимума и задачи оптимизации систем в настоящее время являются общими для многих отраслей научного знания, внутри каждой частной науки процесс их становления и актуализации шел неповторимым историческим путем. Исходные и единые для всех наук предпосылки идеи оптимума можно найти в философии, начиная с учений античных мыслителей и заканчивая концепциями современных ученых. Однако процесс прорастания и развертывания общих философских идей в частных науках происходит в «силовом поле» их собственной проблематики, методологии и аксиоматики. В этом аспекте психологическая наука не составляет никакого исключения и, более того, проникновение идеи оптимума в психологию и ее дальнейшее развитие как конкретно-психологического понятия требует подробного обсуждения.

Понятие оптимума в психологической науке. Понятия «оптимум», «оптимальный», «оптимизация» достаточно часто и охотно используются психологами. На сегодняшний день в психологическом дискурсе они имеют статус скорее слов обыденного словаря, нежели строго определенных и очерченных понятий. Однако, чтобы продуктивно работать с идеей оптимума в теоретическом и прикладном плане, необходимо ее превращение именно в научно-психологическое понятие.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что «оптимум» - это оценочное понятие, которое обозначает качественную специфичность или количественную выраженность определенного психического явления (процесса, свойства или состояния) или поведения. Этим оно существенно отличается от дефинитивных понятий психологической науки, которые отражают отдельные элементы, компоненты, уровни, подсистемы, сферы психики. Поскольку за понятием «оптимум» не стоит особый фрагмент психической реальности, оно является не самостоятельным, а вспомогательным. Рассуждения об оптимуме вообще, как таковом и безотносительно к чему-либо являются беспредметными и бессодержательными; об оптимуме можно вести речь только применительно к некоторому психическому явлению или поведенческому проявлению. Как и все понятия оценочного характера, понятие «оптимум» следует употреблять лишь в паре с дефинитивным по-

нятием и в предикативном отношении к нему. В принципе оно сопрягается с дефинитивными понятиями, описывающими любые классы психических явлений. Так, например, можно говорить об оптимальной выраженности отдельного психического свойства или оптимальной конфигурации целостного профиля свойств; об оптимальных режимах протекания психических процессов или оптимальных психических состояниях.

Другая особенность понятия «оптимум» заключается в том, что оно имплицитно содержит в себе сравнение наличного состояния и уровня выраженности какого-либо психического явления с другими его состояниями и степенями проявления. Причем это сравнение всегда в пользу именно того состояния или уровня выраженности психического явления, которое оценивается как оптимум. Термином «оптимальный» необходимо оперировать как прилагательным в превосходной степени для наделения психического явления наивысшей степенью качества в своем классе. В то же время известно, что любое сравнение основывается на неком критерии или совокупности критериев. Поэтому «оптимальность» подразумевает, что определенное состояние или уровень выраженности психического явления в каком-то отношении предпочтительнее, по каким-то критериям превосходит все прочие его состояния и уровни выраженности. Однако сами критерии, как правило, остаются скрытыми, в связи с чем характеристика психического явления как оптимального требует дополнительных пояснений и обязательных ссылок на эти критерии.

Таким образом, в психологической науке понятие «оптимум» характеризуется как оценочно-сравнительное, ввиду чего необходимо соблюдение особых правил его применения и формирования. Оно должно применяться лишь в связке с дефинитивным понятием, которое придает понятию оптимума онтологическую отнесенность, содержательную конкретику, предметную определенность. Оно должно формироваться в соотнесении с другими понятиями оценочно-сравнительного характера, обозначающие иные - субоптимальные, неоптимальные, антиоптимальные или контроптимальные формы и градации выраженности психических процессов, состояний и свойств.

Оптимум как наилучший вариант психической нормы в контексте дихотомии «норма - патология». История и современное состояние психологической науки свидетельствуют о том, что наиболее влиятельными понятиями оценочного характера являются «норма» и «патология», «нормальное» и «аномальное». Они задают крайние полюса одной из самых общих дихотомий, которая ассимилирует многие частные оценочные понятия в психологии («адаптивное - дезадаптивное», «конструктивное - деструктивное», «продуктивное - непродуктивное» и т.п.). Понятийная оппозиция «норма - патология» пронизывает многие концепции, направления, разделы, отрасли психологической науки, поскольку трудно даже представить такие психические феномены, к которым бы она не при-

менялась или была бы неприменимой. Практически все известные науке классы психических явлений, все выделяемые «единицы» анализа психики могут быть подвергнуты оценке на предмет нормальности-ненормальности.

В связи с универсальным характером данной дихотомии любые другие оценочные понятия, если они претендуют на свою уникальную нишу в психологии, целесообразно соотносить с понятиями нормы и патологии. Такому логическому соотнесению подлежит и сравнительно новое для психологии оценочное понятие «оптимум». Если проанализировать психологическую литературу, то можно выявить два стихийно сложившихся подхода к употреблению понятия «оптимум». Кардинальное различие этих подходов состоит как раз в способе логического соотношения оптимума с нормой и патологией. В одном случае понятие оптимума и производные от него («оптимальный - неоптимальный») выступают прямой конкретизацией дихотомии «норма - патология». Здесь имеет место полная «логическая симметрия»: оптимальное отождествляется с нормальным, а неоптимальное приравнивается к аномальному. Во втором случае «оптимум» и производные от него понятия логически относятся лишь к норме и не служат для обозначения ненормальных, патологических проявлений. При таком подходе оптимальное и неоптимальное - это разные степени, уровни, оттенки нормальности.

На наш взгляд, второй подход является более обоснованным не только в общенаучном плане, но и в особенности в контексте психологической науки. Общепризнанно, что предметом психологических исследований является преимущественно нормальная психика, т. е. психические процессы, состояния и свойства, которые по своим качественно-количественным особенностям укладываются в границы нормы. Вместе с тем психология не упускает из круга своих интересов и патологические, аномальные, болезненные проявления психики, о чем свидетельствует наличие специальных отраслей, формирующихся на стыке с медициной (клиническая психология, патопсихология, специальная психология и др.). Материал патологии представляет несомненную ценность для психологического анализа потому, что, во-первых, процессы разрушения и деградации психики обнажают, демаскируют скрытые в норме механизмы ее формирования и функционирования, во-вторых, что еще более существенно, изучение переходов между нормой и патологией способствует более точной «демаркации» границ между психологией и медициной, более четкому вычленению собственного предмета психологии [5; 6; 10; 11]. Учитывая, что основным предметом психологических исследований остается психика здорового человека, понятие «оптимум» прежде всего необходимо соотносить с полюсом нормы. Это значит, что те качественно-количественные особенности психических процессов, состояний и свойств, которые квалифицируются как оптимальные либо неоптимальные, следует локализовать в пределах диа-

пазона нормальных проявлений.

В настоящее время и в психологии, и в медицине стало вполне очевидным, что психическая норма является не дискретной, а континуальной, растяжимой, а ее границы - не жесткими, а динамичными, подвижными. Многие современные психологи и психиатры мыслят норму в виде достаточно широкого интервала или диапазона, вмещающего многообразные вариации и градации психических процессов, состояний и свойств. На сегодняшний день путь из нормы в патологию видится не как пересечение резко очерченной границы, а как переход через протяженную зону пограничных, промежуточных форм психической деятельности и поведения [1; 4; 7; 8; 13].

По мере утверждения подобных воззрений на психическую норму закономерно меняются требования к научной оценке нормальности психических явлений. Эта оценка должна допускать большое разнообразие и вариативность (в противовес единообразию и инвариантности) качественно-количественных проявлений психических процессов, состояний, свойств в пределах нормы. Оценка определенного психического феномена просто как «нормального» является слишком грубой и схематичной, не обладает нужной объяснительной и различительной силой. В этой связи в современной психологии остро ощущается потребность в оценочных понятиях, тонко дифференцирующих разные варианты, формы и уровни проявления нормы.

Понятие оптимума и его дериваты («оптимальный», «неоптимальный» и т.д.) как раз и являются средствами дифференциальной оценки нормальности психических явлений и поведения. Понятно, что психические аномалии бессмысленно разграничивать в терминах оптимальности, поскольку они в любых формах создают неблагоприятные (и в этом смысле всегда неоптимальные) условия. В то же время не столь очевидно, что не каждый вариант психической нормы способен обеспечить оптимальное существование и развитие человека. В рамках нормы наблюдается великое множество качественных вариаций и количественных градаций психических процессов, состояний и свойств, которые существенно разнятся по своему вкладу в полноценное развитие и функционирование человека и, следовательно, могут быть выстроены вдоль оценочной шкалы «оптимальное - неоптимальное». Полюса этой шкалы совпадают с самым хорошим, сильным и самым плохим, слабым из всевозможных проявлений нормы, или, говоря другими словами, оптимальное следует рассматривать как наилучший вариант, а неоптимальное - как наихудший вариант нормального. В этом отношении оптимум можно охарактеризовать как пик, вершину, апогей, кульминацию нормы, и оценивая определенные психические феномены как оптимальные, иметь в виду их супернормальный характер. И наоборот, полагая некоторые психические явления неоптимальными, следует иметь в виду их субнормальный характер, порой достигающий нижне-

го предела, «дна» нормы. Все изложенное выше можно подытожить следующим определением: оптимум - это такая качественная и (или) количественная характеристика психических процессов, состояний и свойств, которая соответствует лучшему варианту психической нормы и является наиболее благоприятствующей для полноценного существования, прогрессивного развития и эффективного функционирования человека.

Необходимо учитывать, что в психологической науке такие общие категории, как, например, «полноценное существование» или «эффективное функционирование», конкретизируются при помощи понятий «адаптация», «благополучие», «здоровье», «продуктивность», «гармония» и т.д. Поэтому для психологов показателем оптимальности-неоптимальности различных психических явлений становится их закономерное соотношение в качестве детерминант и проявлений с адаптацией, субъективным благополучием, психическим здоровьем, продуктивностью деятельности и целостной жизнедеятельности и прочими позитивными (социально и индивидуально желательными) состояниями, исходами, эффектами. Оценка некоторого психического явления как оптимального подразумевает, что оно находится в необходимой и устойчивой связи с этими состояниями. При этом принципиальным критерием оптимальности является именно наличие позитивных состояний, а не отсутствие негативных эффектов типа дезадаптации, неблагополучия, непродуктивности, стагнации и т.д. Если психическое явление предотвращает наступление или сдерживает развитие негативных исходов, но при этом никак не способствует возникновению и проявлению позитивных эффектов и состояний, оно вряд ли может быть оценено как оптимальное. С другой стороны, решающим критерием для суждения о неоптимальности выступает не присутствие негативных состояний, а именно отсутствие или дефицит позитивных эффектов. Мы вправе констатировать неоптимальность некоторого психического явления только тогда, когда оно ничем не помогает адаптации, благополучию, продуктивности и прочим положительным исходам. При этом, конечно, следует помнить, что неоптимальность не имеет ничего общего с патологией, а представляет собой не лучший, плохой или даже наихудший вариант нормы.

Таким образом, перед психологической наукой длительное время стояла задача разграничения психических процессов, состояний и свойств в рамках дихотомии «нормальное - патологическое», которая и по сей день не утрачивает своей теоретической и практической значимости. Однако на современном этапе развития психологии актуализируется другая задача - задача дифференциации различных форм и разновидностей психической нормы в рамках оппозиции «оптимальное - неоптимальное». Необходимость ее постановки и решения внутренне подготовлена историей и логикой разработки научных представлений о психической норме. С тех пор как норма получила в психологии континуальную трактовку, оценка

любых психических явлений как нормальных стала совершенно недостаточной. На сегодняшний день «норма» как оценочное понятие в психологии рискует повторить судьбу других понятий, различительная сила и объяснительные возможности которых снизились вместе с расширением их объема. Назрела научная необходимость в тонкой дифференциации, членении, разбиении диапазона нормальных проявлений психики с помощью других оценочных понятий. Этим обусловлено пробуждение интереса к идее оптимума и ее рецепция целым рядом новых направлений в отечественной и зарубежной науке, в первую очередь, акмеологией, психологией субъекта и позитивной психологией.

Список литературы

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000. 496 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.

4. Братусь Б.С. Понятие нормы - психологический и нравственный смысл // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. С. 145 - 157.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2006. 1136 с.

6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Эксмо-пресс, 2000. 576 с.

7. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. 448 с.

8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.

9. Оптимум мотивации // Экспериментальная психология. / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 119 - 125.

10. Очерки по психологии аномального развития личности / под ред. Б.В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

11. Роговин М.С. Научные критерии психической патологии. Ярославль: ЯрГУ, 1981. 78 с.

12. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995. 359 с.

13. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987. 400 с.

14. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2012. 461 с.

15. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3 - 16.

16. Baltes P.B. Оп the incomplete architecture of human ontogeny: Selection, optimization, and compensation as foundation of developmental theory // American Psychologist. 1997. № 52. P. 366 - 380.

17. Freund A.M., Baltes P.B. Selection, optimization, and compensation as strategies of life-management: Correlations with subjective indicators of successful aging // Psychology & Aging. 1998. № 13. P. 531 - 543.

K.V. Karpinski

THE IDEA OF OPTIMUM IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The paper presents a theoretical analysis of the meaning, place and role of the concept "optimum" within contemporary psychology. Possibility of using the concept "optimum" and its derivatives in the psychology as an assessment and comparative terms is grounded. In order to standardize meaning and practice of use of this term its interpretation in the context of dichotomy "norm - pathology" is offered.

Key words: optimum, optimal, suboptimal, normal, pathological.

Получено 15.10.2012

УДК 316.645.4

Овсяник О.А., канд. психол. наук, доц., 8-916-563-07-18, ovsianik@mail.ru (Ульяновск, Россия, УлГУ)

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН С 90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Посвящена анализу изменения ценностных ориентаций женщин, который был проведен в рамках лонгитюдного исследования в течение 13 лет. На момент начала исследования женщины были в возрасте 30-39 лет, на момент повторного замера женщины были в возрасте 43-51 года.

Ключевые слова. Женщины, ценностные ориентации, инструментальные, терминальные ценности, лонгитюдное исследование.

Работа печатается при поддержки РГНФ, проект 11-16-73001 а/В.

Распад формировавшегося десятилетиями образа мира, происшедший в результате гибели советской моностилистической культуры, повлек за собой массовую дезориентацию и утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом. При таких обстоятельствах мир для человека и человек для самого себя перестают быть понятным и знакомым [2]. Однако такое положение вещей не может длиться долго; сразу начинается поиск новых культурных моделей, идеологических схем современных систем, призванных восстановить мир как новое упорядоченное целое. Видя, что мир перестает реагировать на его действия адекватным образом, человек становится неузнаваем для са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.