Научная статья на тему 'ИДЕЯ ОБОЖЕНИЯ В БОГОСЛОВИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО'

ИДЕЯ ОБОЖЕНИЯ В БОГОСЛОВИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВИЕ ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО / ОБОЖЕНИЕ / ТРИАДОЛОГИЯ ИРИНЕЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / СОТЕРИОЛОГИЯ / ЭККЛЕСИОЛОГИЯ / ГНОСТИЦИЗМ / АПОЛОГЕТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Липич Т. И., Рудавина Т. А.

В статье рассматриваются основные идеи сщмч. Иринея относительно обожения и спасения человека. Священномученик Ириней был учеником св. Поликарпа Смирнского, ученика апостола и евангелиста Иоанна Богослова, поэтому его богословская система представляет интерес для тех, кто желает обратиться к истокам и источникам христианства с целью правильного понимания идеи обожения человека и, соответственно, встать на путь Истины, минуя опасность впасть в заблуждения. Выводом статьи является утверждение о том, что антропология и сотериология епископа Иринея строго христоцентричны и связаны непосредственно с экклесиологией и триадологией. Он заложил фундамент для построения последующими отцами Церкви догматической системы, очертил границы богословского познания, выход за которые грозит погибелью души. Обращение к богословию сщмч. Иринея поможет современному человеку, «взыскующему Истину», ориентироваться в религиозном пространстве, распознавать губительные для души вероучения и оставаться в границах Матери-Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF DEIFICATION IN THE THEOLOGY OF HIEROMARTYR IRENAEUS OF LYON

The article discusses the main ideas of the sshmch. Irenaeus concerning the deification and salvation of man. The Hieromartyr Irenaeus was a disciple of St. Polycarp of Smyrna, a disciple of the apostle and evangelist John the Theologian, therefore, his theological system is of interest to those who wish to turn to the origins and sources of Christianity in order to correctly understand the idea of human deification and, accordingly, embark on the path of Truth, avoiding the danger of falling into error. The conclusion of the article is the statement that the anthropology and soteriology of Bishop Irenaeus are strictly christocentric and are directly related to ecclesiology and triadology. He laid the foundation for the construction of a dogmatic system by the subsequent fathers of the Church, outlined the boundaries of theological knowledge, beyond which the soul threatens to perish. An appeal to theology of the sshmch. Irenea will help a modern person who "seeks the Truth" to navigate in the religious space, recognize the beliefs that are harmful to the soul and stay within the boundaries.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ОБОЖЕНИЯ В БОГОСЛОВИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 230.1

ИДЕЯ ОБОЖЕНИЯ В БОГОСЛОВИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО

Т.И. Липич1), Т.А. Рудавина2)

1,2)Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные идеи сщмч. Иринея относительно обожения и спасения человека. Священномученик Ириней был учеником св. Поликарпа Смирнского, ученика апостола и евангелиста Иоанна Богослова, поэтому его богословская система представляет интерес для тех, кто желает обратиться к истокам и источникам христианства с целью правильного понимания идеи обожения человека и, соответственно, встать на путь Истины, минуя опасность впасть в заблуждения. Выводом статьи является утверждение о том, что антропология и сотериология епископа Иринея строго христоцентричны и связаны непосредственно с экклесиологией и триадологией. Он заложил фундамент для построения последующими отцами Церкви догматической системы, очертил границы богословского познания, выход за которые грозит погибелью души. Обращение к богословию сщмч. Иринея поможет современному человеку, «взыскующему Истину», ориентироваться в религиозном пространстве, распознавать губительные для души вероучения и оставаться в границах Матери-Церкви.

Ключевые слова: богословие Иринея Лионского, обожение, триадология Иринея, православная антропология, сотериология, экклесиология, гностицизм, апологеты.

В настоящее время, в условиях глобализационных процессов, которые захватывают все сферы жизнедеятельности человека, в т. ч. и

религиозную сферу, в век смены духовно-нравственных парадигм, трансформации аксиологической системы, традиционной для российского общества, прослеживается тенденция реанимации древних гностических учений. Между основными положениями современных нам некоторых так называемых новых религиозных объединений, сект и доктринами древних ересей, учений гностиков можно провести типологические параллели и найти сходство.

Часть гностических течений, которые появились в 1-111 веках, с течением времени исчезли из истории человечества, однако часть их в трансформированном виде дошла до наших дней, проявляется она в различных современных религиозных направлениях и стремится оказывать влияние на христианство. Множество вопросов, относящихся к данной проблеме, обилие сект в настоящее время заставляют обратиться к богословию раннехристианских апологетов.

Во II - начале III вв. велась серьезная полемика с гностиками. Из известных апологетов того времени следует выделить священномученика Иринея, епископа Лионского, который по праву считается одним из выдающихся богословов, отцов Церкви. Священномученик Ириней был учеником сщмч. Поликарпа Смирнского. В свою очередь, сщмч. Поликарп был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Следовательно, епископ Лионский являет собой одно из звеньев в цепи хранителей Предания Церкви Христовой.

Труды сщмч. Иринея способствовали формированию самосознания древней Церкви, они раскрывают перед нами христианское учение практически по всем основным богословским вопросам. До нас дошли «Доказательство апостольской проповеди» и «Обличение и опровержение лжеименного знания» (или «Против ересей»), которые важны для христианской богословской мысли.

Следует отметить, что в своих апологетических выступлениях против гностиков епископ Лионский не использует философский аппарат. Он не пожелал опираться на философию в качестве вспомогательного инструмента для богословской полемики, а потому сщмч. Ириней полностью опирается на факты Откровения [4], развивая свою богословскую систему.

Апостол Павел говорит о теосисе так: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Боговоплощение стало основой учения отцов и

учителей Церкви о том, что человек может обожиться, что обожение, собственно, и есть конечная цель жизни в Боге, во Христе. Эта идея, это учение присутствует и в трудах сщмч. Иринея, апологета, мыслителя и прекрасного богослова, для которого теосис есть тайна синергии человека и его Отца Небесного, тайна личного единения одной личности, человека, с другой Личностью, Богом, когда «Божественное присутствие пронизывает всю полноту человеческого существования» [7, с. 289].

В трудах апологета и священномученика мы можем найти параллели, с одной стороны, между Боговоплощением, как уподоблением Бога человеку (движение сверху вниз), и, с другой стороны, уподоблением человека Богу (устремление снизу ввер) [1]: Логос стал «тем, что мы есть, дабы нас сделать тем, что есть Он. Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим, чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим» [3, с. 296].

Теосис проходит красной нитью чрез всю сотериологию сщмч. Иринея, основой которой является учение Церкви о Боговоплощении: Бог-Слово, Логос, Сын Божий цепью событий Его жизни (рождением -страданиями - смертью - Воскресением) обратил вспять грехопадение прародителей. Христианство, говорит нам епископ Лионский, показывает человеку путь в Царство Небесное, путь к Богу, и это - путь очищения, избавления сердца и разума от страстей и от греха, это пусть освобождения от смерти и рабства дьяволу. Сотериология епископа Лионского христоцентрична: в ее центре - Личность Иисуса Христа, Воплотившийся Бог-Слово. Именно с Ним, с Его явлением в наш мир, связано спасение человека. Мыслитель Лионский был одним из первых апологетов-богословов, указавших на исключительное

сотериологическое значение Христа в деле спасения человечества [6, с. 48]: Христос обновляет человеческую природу, возвращает ей подобие Божие, нетление и вечную жизнь в Боге.

Священномученик Ириней в своем богословии касается антропологических вопросов: он рассуждает о творении человека, его природе, смысл его жизни, о райском состоянии Адама и Евы, их грехопадении и его последствиях [6, с. 48]. Человек есть творение Божие, образ и подобие Бога. Ириней акцентирует внимание на том, что в акте творения человека принимают участие «все три Ипостаси Святой

Троицы: Бог-Отец творит человека Сыном и Св. Духом. Они есть «руки» Отца» [3, с. 375]. Апологет отмечет, что целый человек есть гармония и тела, и души [3, с. 462, 462]; «образ Божий заключен не только в душе, но и в теле человека» [3, с. 597].

Богообщение, связь человека со Творцом всегда светозарны. Общаясь с Богом, человек получает истинную жизнь, а также наполняется светом Божественным [3, с. 513]. Человек был наделен свободой воли, и он волен выбирать: принимать или отвергать обольщение дьявола. И первый человек Адам свободно принял это обольщение. Произошла дисгармония, причем не только между Богом и человеком, но и в бытии мира происходит нарушение: нарушается гармония во Вселенной, гармония мироздания, которая была главной особенностью райского состояния. Структура бытия ощутила диссонанс после того, как человек пошел против воли Божией и своего высокого предназначения, нарушив данную ему Заповедь. Разлад произошел между телом и душой. Плоть, причем с этого момента смертная, с ее требованиями стала властвовать над душой, она стала главным критерием, управителем в его жизни. Тело, «потерявшее душу, делается без дыхания и жизни и мало-помалу обращается в землю, из которой взято» [3, с. 315].

Итак, человек отпал от Бога и добровольно перешел во власть искусителя; «в потере человеком залога Духа Святого и в смерти, духовной и телесной, в результате разлучения его природы с Духом Божиим» [6, с. 48]. Боговоплощение и последующие события были направлены на восстановление связи человека и Бога, на излечение человеческой природы во Христе.

Боговоплощение, таким образом, есть исходная точка, центральный пункт учения о спасении сщмч. Иринея. Апологет и богослов убежден, что именно Христос, воплотившееся Слово, является Совершителем нашего спасения. При этом богослов не упраздняет значения Св. Троицы в деле спасения: все три Ипостаси участвуют в этом великом деле. «Бог-Отец через Сына и Духа создает человека по Своему подобию» [3, с. 462]. Восстановление гармонии совершается по воле Отца Сыном и Духом Святым, но именно Христос есть Совершитель нашего спасения [3, с. 336]. Дух же питает и возвращает человека [3, с. 443]. Ириней утверждает: «во всем и через все Один Бог-Отец и Одно Слово и Сын и

Один Дух и одно спасение всем верующим в Него» [3, с. 336]. Здесь мы видим развитие триадологии мыслителя.

Епископ Лионский убежден, что именно благодаря Боговоплощению, соединению Божественной, чистой, безгрешной природы с человеческой, греховной, природой эта природа человека восстанавливается в своей целостности, в качестве образа Божия, и становится причастником Божественного естества. «Для того Слово Божие сделалось человеком, - говорит сщмч. Ириней, - и Сын Божий -Сыном Человеческим, чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим» [3, с. 296], «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим» [3, с. 241].

В связи с этим можно сказать, что Воплощение Бога-Сына, Логоса, Слова Божиего, является основой сотериологии священномученика, а теосис - это её венец, и единство этих двух богословских положений (Боговоплощение и обожение) - лейтмотив сотериологии епископа Лионского.

Итак, в богословии сщмч. Иринея мы видим прямую связь между Боговоплощением и теосисом. Устремление к Богу ставит человека на путь обожения, соединения со Христом, восстановления в себе образа Божия. Обожение, таким образом, есть сопричастность Божественной жизни. При этом апологет говорит о том, что «через излияние Св. Духа человек стал духовным, и именно такой человек есть образ и подобие Божие» [3, с. 462, 463]. В Духе Святом «человек постепенно преуспевает и восходит к совершенству» [3, с. 443], обоживая свое естество.

Таким образом, по учению епископа Лионского, человек сотворен по образу и подобию Бога, и тело, и душа человека причастны Творцу [3, с. 458], и только целостный человек (в единстве, союзе плоти и духа) может «участвовать» в Боге [2]. Сщмч. Ириней говорит: «если не спасется плоть, то значит и Господь не искупил нас своею кровию и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его. Ибо кровь может исходить только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою истинно сделалось Слово Божие и искупило нас своею кровью, как апостол говорит: «в Нем мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов» (Кол.1:14). И так как мы члены Его и питаемся Его творением, а творение Он доставляет

нам, повелевая всходить солнцу и падать дождю, как Ему угодно, то чашу от сотворенного Он назвал своею кровью, от которой Он орошает нашу кровь, и хлеб от творения исповедал своим телом, которым укрепляет наши тела» [3, с. 455].

Епископ Лионский так объясняет понятие «образа Божиего»: «образ» есть наделение души человека разумом и свободой воли по примеру Прообраза, а «подобие» есть добродетельная, созидательная жизнь, уподобление Богу в Его жизни, нравственности, творчестве, это есть некая потенция, заданность, призвание, цель, которая состоит в усовершенствовании. Бог - Творец, а потому подобие предполагает творческую деятельность человека. Человек по образу Божиему наделен разумом, это значит, что, по подобию, он должен стать мудрым, как премудр Бог. Бог есть любовь, значит, и человек призван в уподоблении к любви. Таким образом, подобие есть уподобление Богу в Его добродетелях, в творчестве, в созидании, в любви, в совершенстве. Богоподобие есть раскрытие образа Божия в жизни каждого человека. Бог-Слово, воплотившись и усвоив природу человека, восстановил для нас возможность возрастать в богоподобии [3, с. 282, 283].

Апологет, богослов сщмч. Ириней Лионский считал Христа истинным Богом [3, с. 630], центром мироздания, в Котором соединяется все творение, и «нет другого имени под небом, которым бы люди спаслись, кроме имени Божиего, т. е. Иисуса Христа, Сына Божия, Которому покорены демоны и злые духи и все мятежные силы» [3, с. 630]. При этом, по убеждению мыслителя, «один и тот же Бог Отец и Слово Его» [3, с. 400].

Экклесиологические воззрения священномученика и апологета соответствуют Преданию Церкви. Епископ Лионский в своих трудах доказывает ложность еретических сообществ, которые и назвать Церковью никак нельзя. Он раскрывает перед нами учение об апостольстве и о единстве Церкви, «в которую апостолы положили все, что относится к истине» [3, с. 225, 416], «и которая оживляет и освящает своих членов Духом Святым» [3, с. 317]. Дух Святой присутствует в Церкви с самого ее основания и управляет ею. В Церкви есть истинные Таинства, посредством которых члены ее освящаются. При этом главным Таинством является Евхаристия, в основе которой лежит Боговоплощение. «Где Церковь, там и Дух Божий, где Дух Божий, там

Церковь и благодать, а Дух есть жизнь. Посему те, кто не причастен Ему, не питаются для жизни от сосцов матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от тела Христова» [3, с. 317].

«Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положил в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни» [3, с. 225], они «вверили Церковь епископам» [3, с. 495]. В связи с этим, сщмч. Ириней утверждает, что вне спасения оказываются те, кто отделяются от Церкви, нарушая ее единство, и от Евхаристии [3, с. 371], которая есть «приношение Церкви» [3, с. 368].

Залог единства - одна вера и общее согласие в учении: «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно хранит их, одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста» [3, с. 52, 53]. Одна и та же вера, одно учение сохранялись в Церкви со времени апостолов и до сих пор в неповрежденном виде [3, с. 223]. Лишь соборный разум Церкви, по мнению священномученика Иринея, дает нам правильные, истинные критерии понимания Св. Писания, помогает устоять в границах Предания и не впасть в ересь. Именно Церковь Христова, законно рукоположенные ее предстоятели хранят неискаженным Предание. Сщмч. Ириней убежден, что апостольское преемство и Предание хранятся в Церкви в чистом виде, и истинная Церковь - это Церковь апостольская, это единый организм, это единство Церкви Небесной и земной. Итак, сотериология сщмч. Иринея напрямую связана с антропологией и экклесиологией.

Таким образом, сотериология сщмч. Иринея представляет собою гармоническое сочетание антропологии, христологии и экклесиологии. Акт Боговоплощения сделал возможным обожение человека. Человечество, которое имеет общение с Богом и между собой, является предметом действий Церкви. В Евхаристии происходит приобщение человека Богу.

В заключение можно сделать следующие выводы. Сщмч. Ириней Лионский, раннехристианский апологет, мыслитель, богослов, является «свидетелем апостольской истины и в большинстве случаев точным выразителем веры Церкви» [5, с. 200], глава которой Христос. Боговоплощение есть основание обожения человека. Человек призван к обожению, но оно недостижимо вне христианского подвига и

совершается во Христе благодатью Святого Духа в Церкви Христовой посредством синергийного действия человека и Бога. Спасение основано на Боговоплощении, пришествии в мир Христа-Спасителя. Человек есть образ и подобие Божие, а потому он призван к сохранению в себе этого образа, к уподоблению Богу своей жизнью, творчеству, созиданию, призван к обожению, жизни со Христом и во Христе, Который есть Спаситель, и Который создал Церковь Свою. Восстановление человека, его естества, связи с Богом лежит в основе Евхаристии в границах Церкви, члены которой едины в вере и общем учении. Святой Дух пребывает лишь в Церкви, епископы которой хранят неповрежденными Истину, Писание и Предание.

Богословие сщмч. Иринея Лионского, основанное на Священном Писании и Священном Предании, таким образом, опровергает гностические учения первых веков. В своих трудах апологет излагает апостольское учение о Боге, о Боговоплощении, о спасении, искуплении и восстановлении человека, о его обожении, о Церкви.

Богословские построения сщмч. Иринея Лионского помогут христианам «пить воду спасения из живых источников» [3, с. 4].

Список литературы

1. Илларион (Алфеев), митр. Православие. Том 1 / Илларион (Алфеев), митр. - URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_89-all.shtml (дата обращения: 22.09.2021).

2. Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие / Иоанн Мейендорф, прот. - URL: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/s_o_bogoslovie/meiendorf_vvedenie_v_bogoslovie_01-all.shtml (дата обращения: 25.09.2021).

3. Ириней, Лионский, сщмч. Пять книг против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Ириней, Лионский, сщмч. ; перевод протоиерея П. Преображенского, Н. И. Сагарды. - Издание 2-е, исправ. - Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2010. - 640 с.

4. Никифоров, М. В. Сочинения и богословие сщмч. Иринея Лионского / М. В. Никифоров // Православная энциклопедия. - Т. 26. - С. 422-450. - URL: http://www.sedmitza.ru/text/2435767.html (дата обращения: 23.09.2021).

5. Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по патрологии (I-V века) / К. Е. Скурат. - Москва : Троицкий Собор г. Яхрома, 2006. - 568 с.

6. Скурат, К. Е. Сотериология святого Иринея Лионского / К. Е. Скурат // Богословские труды, VI. - Москва : Московская Патриархия, 1971. - С. 47-78.

7. Флоровский, Г., прот. Святой Григорий Палама и традиция Отцов / Г. Флоровский, прот. // Избранные богословские статьи. - Москва : Пробел, 2000. - С. 280-294.

THE IDEA OF DEIFICATION IN THE THEOLOGY OF HIEROMARTYR IRENAEUS OF LYON

T.I. Lipich1), T .A. Rudavina2)

1,2)Belgorod State National Research University, Belgorod

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

The article discusses the main ideas of the sshmch. Irenaeus concerning the deification and salvation of man. The Hieromartyr Irenaeus was a disciple of St. Polycarp of Smyrna, a disciple of the apostle and evangelist John the Theologian, therefore, his theological system is of interest to those who wish to turn to the origins and sources of Christianity in order to correctly understand the idea of human deification and, accordingly, embark on the path of Truth, avoiding the danger of falling into error. The conclusion of the article is the statement that the anthropology and soteriology of Bishop Irenaeus are strictly christocentric and are directly related to ecclesiology and triadology. He laid the foundation for the construction of a dogmatic system by the subsequent fathers of the Church, outlined the boundaries of theological knowledge, beyond which the soul threatens to perish. An appeal to theology of the sshmch. Irenea will help a modern person who "seeks the Truth" to navigate in the religious space, recognize the beliefs that are harmful to the soul and stay within the boundaries.

Keywords: theology of Irenaeus of Lyon; deification; triadology of Irenaeus; Orthodox anthropology; soteriology; ecclesiology; gnosticism; apologists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.