Научная статья на тему 'Идея Николая Николаевича Неплюева о Всероссийском Братстве'

Идея Николая Николаевича Неплюева о Всероссийском Братстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ НЕПЛЮЕВ / NIKOLAY NEPLYUEV / ВСЕРОССИЙСКОЕ БРАТСТВО / PAN-RUSSIAN BROTHERHOOD / ПРАВОСЛАВИЕ / ПОКАЯНИЕ / ORTHODOXCHRISTIANITY / PENANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игнатович Наталия Дмитриевна

В статье изложена идея Всероссийского Братства, прозвучавшая в сочинениях и публичных выступлениях широко известного в начале ХХ в. христианского мыслителя и деятеля Николая Неплюева (1851-1908). Задачей этого Братства должно было стать собирание всех здоровых сил российского общества для объединения и созидательной деятельности в условиях нарастающих революционных настроений. Однако этот проект так и остался нереализованным. Автором рассматриваются особенности Всероссийского Братства в понимании Неплюева и история предпринятых им попыток по его созданию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAY NIKOLAEVITCH NEPLYUEV’S IDEA OF CREATING A PAN-RUSSIAN BROTHERHOOD

The article outlines the concept of the Pan-Russian Brotherhood that the renowned early XX century Russian Christian luminary Nikolay Nikolaevich Neplyuev (1851-1908) promoted in his writings and when speaking to the public. The Brotherhood’s main objective would be to consolidate and channel any healthy social effort in Russia towards fostering unity and creativity in the context of stronger revolutionary sentiments. However, the project was never carried out. The article’s author considers the distinctive characteristics N. N. Neplyuev attributed to the Pan-Russian Brotherhood and gives an account of the attempts he made at its foundation.

Текст научной работы на тему «Идея Николая Николаевича Неплюева о Всероссийском Братстве»

Н. Д. Игнатович

Идея Николая Николаевича Неплюева о Всероссийском Братстве

В статье изложена идея Всероссийского Братства, прозвучавшая в сочинениях и публичных выступлениях широко известного в начале ХХ в. христианского мыслителя и деятеля Николая Неплюева (1851-1908). Задачей этого Братства должно было стать собирание всех здоровых сил российского общества для объединения и созидательной деятельности в условиях нарастающих революционных настроений. Однако этот проект так и остался нереализованным. Автором рассматриваются особенности Всероссийского Братства в понимании Неплюева и история предпринятых им попыток по его созданию. ключевые слова: Николай Неплюев, Всероссийское Братство, православие, покаяние.

Последние годы жизни Николай Николаевич Неплюев посвятил созиданию Всероссийского Братства, об учреждении которого задумался еще в 1898 г. Уже в 1902 г. в составе III тома собрания сочинений появляется работа «Всероссийское Братство», в которой Неплюев говорит о своем отношении к церкви и государству, описывает современное ему положение в России и на Западе, и разъясняет программу деятельности этого Братства.

Идея Всероссийского Братства была для Н. Н. Неплюева продолжением дела Крестовоздвиженского православного трудового братства:

В том, что я буду говорить, я, конечно, буду исповедовать ту же правду, призывать на ту же дорогу, так как двух истин не знаю и иного говорить и делать не могу [Доклад, 5].

Профессор Киевской духовной академии Василий Ильич Экземплярский 1 отмечал:

1. Экземплярский Василий Ильич (1875-1933) — духовной академии, редактор журнала «Христи-религиозный писатель, богослов, профессор анская мысль», бессменный секретарь Киевского

кафедры нравственного богословия Киевской религиозно-философского общества.

44

ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, СОЮЗЫ И БРАТСТВА

Идея Всероссийского Братства не явилась у покойного Николая Николаевича Неплюева чем-то вроде случайного откровения по поводу переживаемого Россией трудного времени. <...> Всероссийское Братство, проект которого составил незадолго до своей кончины Николай Николаевич, является дальнейшим раскрытием той идеи, какою он жил и дышал до последних часов своей жизни [Экземплярский, № 6, 308-309].

В начале ХХ в. Н. Н. Неплюев организовал несколько совещаний в Петербурге и ряде других городов по вопросу о возможной организации Всероссийского Братства, в которых принимали участие представители духовенства и миряне. Он рассказывал на лекциях в Московской духовной академии, что его идея получила поддержку доктора богословия, профессора Петербургской духовной академии, и группы священников, решивших приступить к организации такого братства [Путь веры, 173-174]. Неплюев не назвал имя профессора Академии, однако можно предположить, что речь идет о прот. Сергии Соллертинском 2, докторе богословия, профессоре Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре пастырского богословия и педагогики. Отец Сергий приезжал в Крестовоздвиженское трудовое братство в 1900 и в 1901 гг. и стал одним из близких друзей Братства. Так образовалась инициативная группа по организации Всероссийского Братства, однако, как рассказывал Н. Н. Неплюев, это «начинание разбилось тогда о противодействие ведомства, признавшего учреждение Всероссийского Братства делом "несвоевременным"» [Путь веры, 174].

После революционных потрясений 1905 г. Н. Н. Неплюев больше не мог ждать, пока духовное ведомство признает его идею «своевременной», и начал действовать. 11 октября 1906 г. состоялось совещание в зале религиозно-просветительского общества в Киеве.

...Было настолько многолюдно, что громадная зала была почти полна. Насколько с тех пор назрел этот вопрос, видно из того, что многие выдающиеся представители профессуры, многие выдающиеся общественные деятели, много представителей духовенства, учащейся молодежи и все высшие пред-

2. Протоиерей Сергий Соллертинский (18461920) — доктор богословия, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1912 г. — ее почетный член. Был членом Братства

ревнителей церковного обновления (более поздняя форма так называемой группы 32-х петербургских священников).

ставители местной администрации с генерал-губернатором 3 во главе, почтили это совещание своим присутствием [Путь веры, 174].

На совещании Неплюев представил доклад «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», в котором предложил создать две организации: религиозную и светскую. В дискуссии приняли участие профессор Варшавского университета Петр Васильевич Никольский 4, профессор Киевской духовной академии Владимир Зенонович Завитневич 5, свящ. Михаил Алабовский 6 и другие. Среди участников обсуждения идеи Николая Николаевича были те, кто уже имел опыт братского домостроительства, и вопрос о Всероссийском Братстве не был для них теоретическим. Так, свящ. Михаил Алабовский в 1902 г. инициировал создание приходского Киево-Юрковецкого Свято-Макариевского братства, а Петр Васильевич Никольский был членом Совета этого братства.

Участники Киевского совещания поддержали создание религиозной организации в форме Всероссийского Братства. По вопросу о светской организации единодушия не было, поэтому в сложившейся ситуации Н. Н. Неплюев не стал его обсуждать. Сам он не сомневался, что светская организация необходима и в любом случае собирался ее создавать. В то же время он признавался:

Не скрою, что все мои симпатии на стороне религиозного Братства, деятельность которого основана на незыблемом камне исповедания верховного закона христианского откровения о любви к ближним при свете любви к Богу... [Доклад в Киеве, 8].

В результате совещания образовалась Комиссия по созданию Всероссийского Братства. В нее, помимо перечисленных выше

3. Сухомлинов Владимир Александрович (18481926) — российский военный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант. 19 октября 1905 г., после беспорядков в Киеве, был назначен на пост Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора. Впоследствии — военный министр Российской империи.

4. Никольский Петр Васильевич (1858-1940) —

врач-дерматолог, профессор Варшавского университета, председатель Киевского губернского отдела

Союза русского народа. Состоял членом Совета Киево-Юрковецкого Свято-Макариевского брат-

ства, председателем которого был свящ. Михаил Алабовский.

5. Завитневич Владимир Зенонович (18531927) — философ, богослов, археолог, литератор, профессор Киевской духовной академии по кафедре русской гражданской истории. Автор исследования «Алексей Степанович Хомяков».

6. Алабовский Михаил Петрович (1874-1937) — протоиерей, председатель Киевского отдела Союза русского народа. Председатель Киево-Юрковецкого Свято-Макариевского братства. Расстрелян 21 декабря 1937 г. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ.

участников дискуссии, вошли также прот. Феодор Синкевич 7, прот. Евгений Капралов 8, прот. Николай Гроссу 9, профессор Василий Ильич Экземплярский, Г. Н. Рехенберг и князь Владимир Давидович Жевахов 10. Председателем Киевской комиссии Николай Николаевич Неплюев предложил избрать Алексея Порфирьевича Веретенникова, бывшего в это время Киевским губернатором п.

Для Н. Н. Неплюева было важно, чтобы дело организации Всероссийского Братства не воспринималось как его личная инициатива, но возникло из среды самих верующих. По этой причине он не вошел в состав Комиссии. В. И. Экземплярский отмечал:

.Насколько членам комиссии показалась привлекательной сама идея. настолько трудным делом оказалась реализация этой идеи в форме хотя бы только выработки теоретических основ жизни и деятельности Всероссийского Братства [Экземплярский. 6, 311-312].

После нескольких заседаний Киевская комиссия отказалась от разработки устава, мотивировав это тем, что настроение современного общества не благоприятствует учреждению Всероссийского Братства. Неплюев отреагировал на это так:

Думаю, что ужас и позор нами переживаемого именно и вызван духовным настроением современного общества, что дело Всероссийского Братства главным образом и должно состоять в оздоровлении души народной от этого настроения и что лечить больного надо именно тогда, когда он болен [Материалы, 1].

7. Синкевич Феодор Николаевич (1876-1946) — протоиерей. После 1909 г. возглавил Киево-Юрко-вецкое Свято-Макарьевское братство. Некоторое время исполнял обязанности председателя Киевского губернского отдела Союза русского народа. В 1919 г. эмигрировал.

8. Капралов Евгений Зотикович (1868 - ?) — протоиерей, законоучитель Киевского Алексеевского инженерного училища. Член Поместного собора Православной российской церкви 1917-1918 гг.

9. Гроссу Николай Степанович (1867-1938) —

протоиерей, экстраординарный профессор

Киевской духовной академии по кафедре истории Греко-восточной церкви. Настоятель храма Киевского православного религиозно-просветительского общества.

10. Жевахов Владимир Давидович (1874-1937) — князь, впоследствии епископ Могилевский Иоасаф. В 1924 г. был арестован, 7 месяцев провел в киевской тюрьме. Сразу после освобождения принял монашество. В 1926 г. был хиротонисан в епископа. В 1926-1929 гг. находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. После лагеря три года провел в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). Расстрелян в 1937 г. Определением Священного синода Русской православной церкви от 17 июля 2002 г. его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

11. Веретенников Алексей Порфирьевич (1860 — после 1917) — генерал-майор, 25 августа 1906 г. был назначен Киевским губернатором, однако прослужил лишь 4 месяца. 15 декабря 1906 г. переведен в Кострому.

В сентябре 1907 г. он публикует «Материалы для проекта устава Всероссийского Братства», включающие в себя проект устава, воззвание и объяснительные записки. Николай Николаевич ставит три вопроса для обсуждения этих материалов и предлагает присылать ему свои мнения о деле организации Всероссийского Братства. Вопросы касаются отношения к опубликованным материалам и возможным их изменениям или дополнениям.

В октябре в Орловском женском епархиальном училище Н. Н. Неплюев прочел лекцию о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского Братства. На лекции присутствовали епископ Орловский Серафим (Чичагов) 12, епископ Елецкий Митрофан (Афонский), «духовенство города Орла, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-при-ходских советов и множество посторонних лиц» [Хроника, 842].

В ноябре Н. Н. Неплюев поехал в Петербург с намерением образовать новую комиссию по организации Всероссийского Братства. Здесь он тяжело заболел гриппом, но, несмотря на болезнь, прочитал две публичные лекции в кружке Петербургской духовной академии. Очевидно, он сделал это ради возможности приобрести сторонников дела организации Всероссийского Братства. Его усилия увенчались успехом: новая комиссия все-таки образовалась. Неплюев снова в нее не вошел, по-прежнему желая, чтобы дело Всероссийского Братства не было только его личной потребностью и родилось благодаря не одним его усилиям.

Последнее дело земной жизни Николая Николаевича было одновременно поддержано и гонимо. В январе 1908 г. принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская 13 обратилась с рескриптом на имя обер-прокурора Синода Петра Петровича Извольского об «исходатайствовании, согласно просьбе Православ-

12. Митрополит Серафим (Леонид Михайлович-Чичагов, 1856-1937) — в 1906-1908 гг. епископ Орловский и Севский. На основании опыта служения в

Орловской епархии написал «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни»: «Возрождение приходской жизни должно исходить от епископа. Если... епископ не проникнется этой идеей возрождения прихода, не будет сам беседовать во время съезда епархии с пастырями, давать им самые подробные практические указания, не станет с полным самоотвержением переписываться с недоумевающими священниками, сыновне вопрошающими архипастыря в своих затруднениях, не будет печатать в «Епархиальных Ведомостях» свои наставления и указания,

все то, что он хотел бы пояснить и ввести, — то приходское оживление не произойдет и жизненное начало не проникнет в наши омертвелые общины» (цит. по: [Краткое жизнеописание]). С 1918 г. — митрополит. Расстрелян в Бутове. Прославлен Архиерейским собором 1997 г. в лике новомучеников и исповедников российских.

13. Ольденбургская Евгения Максимилиановна (1845-1925). Принцесса, дочь великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I, и Максимилиана Лихтенбергского, супруга принца Александра Ольденбургского. Вместе с супругом основала в Петербурге женские фельдшерские курсы и институт экспериментальной медицины, а также санаторий и климатическую станцию в Гаграх.

ного Крестовоздвиженского трудового братства, Черниговской губернии, Всемилостивейшего соизволения Его Императорского Величества Государя Императора на принятие Ею звания почетного члена означенного Братства» [Ольденбургская, 1]. На самом деле принцесса Ольденбургская была почетным членом Кресто-воздвиженского братства уже, как минимум, три года [Краткие сведения, 24]. Но она хотела, чтобы этот факт был признан официальными властями. П. П. Извольский передал этот вопрос на рассмотрение Св. синода 26 января 1908 г., т. е. спустя пять дней после смерти Н. Н. Неплюева. Своего мнения обер-прокурор не высказал, он приложил два отзыва о Братстве: положительный и негативный. В роли первого выступила заметка из «Орловских епархиальных ведомостей», рассказывающая о лекции Неплюева в Орловском епархиальном училище [По поводу лекции]. Негативный отзыв, датированный 8 января 1908 г., исходил от Черниговского епископа Антония (Соколова). Он ясно показывает, как был раздражен владыка деятельностью Н. Н. Неплюева по организации Всероссийского Братства:

.Изданные в минувшем 1907 г. от Неплюева «Воззвание» с «Проектом устава Всероссийского Братства» и «Объяснительною запиской» дало основание думать, что он с великою гордостью, с самомнением и самоуверенностью снова стал думать о своих учреждениях, стал по-прежнему признавать себя каким-то великим реформатором, наподобие Лютера, каким-то особым избранником Божиим, способным на своих началах переустроить и устроить всё в России; что к Церкви Божией он, по-видимому, стал относиться с пренебрежением, а свое Братство выставляет чуть ли не единственным светочем в мире, способным просветить и устроить всех и вся [Ольденбургская, 3].

Учитывая, что митрополит Антоний (Вадковский), первоприсутствующий в Святейшем синоде, также негативно относился к Н. Н. Неплюеву и Крестовоздвиженскому братству, нетрудно догадаться, что Св. синод отказал принцессе Е. М. Ольденбургской:

Обсудив настоящее предложение и принимая во внимание доставленные Преосвященным Черниговским сведения о православном Крестовоздви-женском трудовом братстве, основанном Н. Н. Неплюевым, Святейший Синод затрудняется признать благовременным испрашивать Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на принятие Её Императорским Высочеством принцессою Евгениею Максимилиановною Ольденбургскою звания почётного члена означенного Братства [Ольденбургская, 5].

21 января 1908 г. Николай Николаевич Неплюев отошел ко Господу. После его смерти вопрос о Всероссийском Братстве больше не поднимался.

Идея Всероссийского Братства

Перейдем к изложению самой идеи Всероссийского Братства в понимании Н. Н. Неплюева.

Всероссийское Братство было призвано стать делом покаяния в отвержении заповеди о любви к ближним при свете любви к Богу.

.Неизбежным последствием этого великого векового преступления русского народа и явился ужас и позор нами переживаемого. что и поставило Россию на край гибели и лишило Русскую православную церковь поместную возможности быть тем, чем она быть должна — светом мира и солью земли [Материалы, 13].

Оно было призвано стать делом всего остатка верных в России.

Необходимо, чтобы соединились все люди доброй воли и сознательно приняли на себя роль живой совести и миротворца [Всероссийское Братство 2, 159].

В этом заключалась насущная потребность церкви и отечества в переживаемую историческую эпоху, причем дело это не терпело промедления.

Всероссийское Братство должно иметь характер внутренней миссии, способствуя пробуждению церковного самосознания мирян. Главной его целью должно стать «святое дело оздоровления души народной и содействие всем людям доброй воли, всем добрым силам сплотиться и организоваться на лоне приходов, оживляя и оздоровляя тем жизнь прихода, возвращая приходу его жизненное значение здоровой, живой клетки живого здорового организма церкви поместной» [Всероссийское Братство 1, 4-5].

Неплюев подчеркивал, что Всероссийское Братство не должно быть учреждением в структуре духовного ведомства. При этом необходимо, чтобы оно состояло под покровительством императора и Синода.

Программа деятельности

Программу деятельности Всероссийского Братства не следует точно определять, поскольку она должна ориентироваться на местные условия. Общим для всех должно быть следующее:

1. Главная цель — пробуждение церковного, государственного и национального самосознания и стройная организация жизни на основе православия.

2. Объединение людей доброй воли, духовенства и мирян на дело созидания добра в жизни.

3. Устройство братских собраний для интеллигенции, народа, юношества и детей для достижения этих целей.

4. Покровительство и содействие частным починам, родственным задачам Братства: священников в приходах, учителей в школах и т. д.

Программе деятельности Братства соответствуют следующие задачи:

1. Проповедь жизненного значения верховного завета христианского Откровения о любви путем просветительской деятельности. Братству следует устраивать чтения и беседы, библиотеки, издавать листки, брошюры, книги для интеллигенции и народа.

Всероссийское Братство должно издавать свой журнал «Вера и Жизнь», который сможет стать «органом мирян, органом Всероссийского Братства и Трудовых братств» [Всероссийское Братство

2, 145 ]. При этом существенно, чтобы этот журнал был именно органом мирян, что не исключает возможности участия в нем представителей иерархии — «это гарантирует его от профессиональной исключительности, от высокомерного доктринерства и богословской схоластики» [Всероссийское Братство 2, 146]. Слог его должен быть простым и общеупотребительным. В нем не должно быть места фарисейской слащавости и приторной елейности. Журнал должен иметь общецерковный характер, быть жизненным, содержательным и интересным в мельчайших статьях и заметках. Желательно, чтобы журнал выходил в трех изданиях — для интеллигенции, народа и детей.

2. Организация дела воспитания путем образования братских союзов в школах по примеру братских союзов в Воздвиженских школах и организация дела оздоровления души народной путем

организации таких же союзов в приходах, на которые может опереться духовный пастырь для сплочения прихода и стройной его организации. Братские союзы нужно образовывать не только в школах, но и в высших и средних духовных учебных заведениях, готовящих будущих пастырей. Более того, в духовных учебных заведениях участие в братских союзах для будущих пастырей должно быть обязательным.

Духовная школа не должна терпеть в своей среде и тем более выдавать дипломы и аттестаты людям, чуждым любви и смирения, своевольным гордецам, которые почли бы необходимость честного единения с братьями за ограничение свободы их индивидуальности [Всероссийское Братство 2, 151].

3. Оказание нравственной поддержки, защиты и всякого содействия членам Братства — пастырям, педагогам и частным лицам в достижении целей Братства.

Структура Братства

Всероссийское Братство должно иметь центральное объединяющее управление в Петербурге и постепенно открывать автономные отделения по всей России.

Отделения Братства будут по всей России, в городах и селах, «везде, где найдется несколько человек доброй воли, живого духа и живой любви» [Всероссийское Братство 2, 161]. Отделения будут действовать под руководством, контролем, при содействии и покровительстве центрального управления. Провинциальные отделения должны представлять собой автономные образования, свободно устраивающие свою деятельность сообразно местным условиям, подчиняющиеся основным целям и животворящему духу дела Всероссийского Братства. Оно может иметь отделения соревнователей без различия вероисповеданий и национальностей, лишь бы их убеждения не были в непримиримом противоречии с целями, характером деятельности и программой Братства.

Первым делом для создания региональных братств надо начать создавать братские союзы с целями внутренней миссии. Эти союзы призваны включить людей в общение между собой и установить между ними живые связи. Важно, чтобы тон в собрании задавали люди просвещенной веры и живой любви.

Отделение может создаваться в любом городе или селении при условии наличия десяти человек, готовых стать его членами. Они могут представить на усмотрение Верховного совета Всероссийского Братства проект устава (типовой или свой собственный проект) и попросить признать местное братство своим отделением. При этом важно, чтобы отделение разделяло цели и программу Братства. Отделение получает право юридического лица и должно ежегодно отчитываться в Верховный совет о своей деятельности и результатах хозяйства.

При возникновении нескольких отделений Братства в регионе, они, при желании, могут образовать объединенное региональное отделение. Если такового желания не будет, можно ограничиться периодическими съездами представителей региональных отделений для установления единства действий, духовной солидарности и объединения сил.

Приходы

Неплюев считал, что каждый приход должен стать братством. Братство может появиться лишь тогда, когда его организация станет нравственной потребностью большинства членов данного прихода, и нужно этот момент готовить. Люди доброй воли могут объединяться в приходе, проводить братские собрания. В этом важна роль священника. Слово пастыря должно звучать в церков-но-приходской школе и на приходе: в проповеди, катехизических собеседованиях для взрослых — «каждый сельский пастырь, ревнующий о духовном преображении своего прихода, обязательно станет и катехетом...» [Всероссийское Братство 2, 149 ]. Необходимо обращать внимание на то, чтобы полученные знания не оставались лишь теоретическими, но становились практикой жизни.

Управление Братством

Всероссийское Братство управляется Верховным советом, члены которого избираются всеми русскими православными отделениями, с правом решающего голоса, и Советами инородческих и инославных отделений, с правом совещательного голоса. Верховный совет — постоянное учреждение, объединяющее и контролирующее деятельность всех отделений Братства. Его возглавляет Посадник, избираемый на 7 лет. В круг деятельности Верховного совета входит общение со всеми ведомствами, контроль

над всеми отделениями через командируемых с этой целью лиц и посредством ежегодных отчетов отделений, решение об открытии и закрытии отделений, контроль над управлением имуществом Братства (оно должно обладать правами юридического лица), избрание Посадника, Наместника, членов Братской управы и утверждение Блюстителей, избираемых отделениями, составление документов по вопросам жизни церковной, государственной и общественной, и подача их в соответствующие учреждения, забота о проведении через них в жизнь русского народа нововведений, способствующих торжеству целей Братства.

Исполнительным органом Братства является Братская управа, избираемая из членов Верховного совета или из членов Всероссийского Братства по согласованию с Советом, и собирающаяся под председательством Посадника или его Наместника. В ее функции входит исполнительная работа, справочная и хозяйственная.

Председателем каждого отделения является Старшина, избранный Верховным советом. Отделение избирает из своих членов Братскую думу, а она из своей среды Блюстителя сроком на 7 лет. Блюститель утверждается Верховным советом Братства. Братская дума учреждает при себе Управу, в которой председательствует Старшина.

По убеждению Неплюева, руководителями в Петербурге и в региональных отделениях Братства должны быть люди живого духа и веры, и в то же время — внушающие доверие властям духовным и гражданским. При этом представители духовных и гражданских властей не должны становиться во главе дела в положение Старшин, Блюстителей и Посадников.

Членство в Братстве

Особое внимание Николай Николаевич обращает на состав Братства: для дела важнее качество, а не количество участников. Членами Братства могут быть мужчины и женщины всех возрастов, не исключая и детей.

Соборы Братства

По мере надобности собираются Братские соборы представителей всех отделений по приглашению Верховного совета для обсуждения положения России, Русской православной церкви и дела Братства и для принятия соответствующих резолюций.

Главные опасности в деле организации Всероссийского Братства

1) Умаление из дела Божьего в дело человеческое.

2) Сужение дела из общецерковного и общегосударственного в местное.

3) Незаметное превращение Братства под влиянием рутинных понятий в одно из бесчисленных благотворительных учреждений, которое ничего не исправляет и ничего разумно не организует. Не следует поддаваться на аргумент, что это сделает его понятнее для людей и привлечет к нему тех, для кого дело Братства

непонятно и непривлекательно.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российское общество в начале ХХ в. было накалено и разделено: недовольство императором и его недальновидной политикой, неудовлетворенность официальными властными институтами, неспособность ведомства православного исповедания ответить на чаяния современников, распространение революционных идей — вот далеко не полный перечень проблем, характерных для Российской империи этого времени. Вместе с тем, этот период отмечен и противоположными тенденциями. Так, например, М. В. Шилкина пишет: «Плодом предреволюционных десятилетий стало взаимное влияние друг на друга духовных движений снизу, из самой глубины церкви, и вдохновенных богословских открытий. Нужно было дойти до крайней степени падения, чтобы церковные пастыри и богословы, интеллигенция, все думающие и чувствующие люди начали искать дорогу друг к другу. Здесь зарождается то лучшее в богословской и философской мысли Русской православной церкви, что найдет свое развитие в последующую эпоху гонений и расколов» [Шилкина, 23-24].

Среди дискутируемых вопросов начала ХХ века — причины упадка прихода и пути его оживления. В «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (1905-1906 гг.) проблема благоустроения прихода находилась в центре внимания. При этом, как отмечает в своей статье О. Б. Филиппова, «в глазах иерархии 1905-1906 гг. наибольшее сочувствие получила идея организации прихода как общины, состоящей при приходской церкви» [Филиппова, 125]. Иначе говоря, надежду на возрождение прихода епископат Православной российской церкви связы-

вал с созданием общин и братств на приходах. Безусловно, эти устремления были созвучны идее Н. Н. Неплюева о Всероссийском Братстве. Однако ни церковь, ни общество не были готовы воспринять эту новаторскую для них мысль. Даже сторонники Николая Николаевича, увлекаясь самой идеей, не могли сделать хотя бы нескольких практических шагов для ее реализации. Сам

H. Н. Неплюев понимал всю сложность воплощения своего замысла, но, наблюдая как страна широкими шагами движется к «кровавому потоку анархии» [Война или мир, 10], не мог сидеть сложа руки.

Он продумал структуру Всероссийского Братства, его цели и задачи. Вероятно, при практической организации дела многие детали, не затрагивавшие главного, могли быть изменены и уточнены. Так, к примеру, проект устава Крестовоздвиженского трудового братства, опубликованный им за четыре года до возникновения Братства, в 1885 г., значительно отличается от устава фактического, утвержденного в 1893 г., когда Братство уже родилось.

1907 год стал пиком активных действий Н. Н. Неплюева по реализации идеи Всероссийского Братства. Однако он не вошел в состав ни одной из комиссий по организации Братства, и это стало основной причиной неудачи, поскольку в проекте не оказалось главного инициатора замысла. Таким образом, он так и не был реализован, оставшись завещанием Русской православной церкви: «Это последний завет усопшего горячо любимой родине и Русской православной церкви» [Экземплярский, 319]. Тем не менее активный духовный поиск начала ХХ в., дискуссии по вопросу создания братств вкупе с практическим опытом их устроения, в том числе и в опыте Н. Н. Неплюева, подготовили почву для более широкого осуществления идеи братства в последующие годы.

Источники и литература

I. Братские союзы = Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях // Собрание сочинений : В 5 т. СПб. : Тип. и лит. В. А. Тиханова, 1902. Т. 3. С. 170-228.

2. Война или мир = Неплюев Н. Н. Война или мир? Боевой или мирный прогресс? Что полезнее для человечества? : Публичная лекция для неверующих, 3 ноября 1904 г. СПб. : Тип. и лит. В. А. Тиханова, 1904. 32 с.

3. Всероссийское Братство 1 = Неплюев Н. Н. Всероссийское Братство :

В Киевскую комиссию, вырабатывающую устав его. СПб. : Синод. тип., 1907. 15 с.

4. Всероссийское Братство 2 = Неплюев Н. Н. Всероссийское Братство // Собрание сочинений : В 5 т. СПб. : Тип. и лит. В. А. Тиханова, 1902. Т. 3. С. 131-169.

5. Доклад = Неплюев Н. Н. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» : Доклад на Киевском совещании по вопросу объединения добрых сил на дело мирного созидания : 11 октября 1906 г. Киев : Тип. И. И. Чоколова, 1906. 20 с.

6. Краткие сведения = Краткие сведения о православном Крестовоздви-женском трудовом братстве. Чернигов : Тип. губерн. правления, 1905. 80 с.

7. Краткое жизнеописание = Краткое жизнеописание священномученика митрополита Серафима (Чичагова) : Составлено внучкой святителя игу-менией Серафимой (Черной-Чичаговой), настоятельницей московского Новодевичьего монастыря. URL: http://www.sedmitza.ru/text/409919. html (дата обращения: 31.10.2014).

8. Материалы = Неплюев Н. Н. Материалы для проекта устава Всероссийского Братства. Киев : Тип. И. И. Чоколова, 1907. 64 с.

9. Ольденбургская = По предложенному вопросу о принятии Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Евгениею Максимилиановною Ольденбургскою звания почетного члена Крестовоздвиженского братства, Черниговской губернии, 26 января — 6 февраля 1908 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 7977. 5 л.

10. Отчеты 1 = Неплюев Н. Н. Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. Ч. 1. М. : Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. 224 с.

11. Отчеты 2 = Неплюев Н. Н. Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. Ч. 2. М. : Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. 336 с.

12. По поводу лекции = Ф. Р. По поводу лекции Н. Н. Неплюева в зале Орловского епархиального женского училища : 28-го октября // Орловские епархиальные ведомости. 1908. № 2. С. 44.

13. Путь веры = Неплюев Н. Н. Путь веры : Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. 2-е изд. М. : Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2010. 256 с.

14. Филиппова = Филиппова О. Б. Анализ «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», 1905-1906 гг., в свете проблемы благоустроения прихода // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского института. 2012. Вып. 5. С. 110-130.

15. Хроника = Хроника // Орловские епархиальные ведомости. 1907. № 44. С. 842-843.

16. Шилкина = Шилкина М. В. Исторические модели взаимоотношений Русской православной церкви и государства и их влияние на современные церковно-государственные отношения // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского института. 2014. Вып. 9. С. 9-31.

17. Экземплярский = Экземплярский В. И. Памяти Н. Н. Неплюева // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 5. С. 155-169; № 6. С. 281-319; № 8. С. 579-628.

N. D. Ignatovich

Nikolay Nikolaevitch Neplyuev's Idea of Creating a Pan-Russian Brotherhood

The article outlines the concept of the Pan-Russian Brotherhood that the renowned early XX century Russian Christian luminary Nikolay Nikolaevich Neplyuev (1851-1908) promoted in his writings and when speaking to the public. The Brotherhood's main objective would be to consolidate and channel any healthy social effort in Russia towards fostering unity and creativity in the context of stronger revolutionary sentiments. However, the project was never carried out. The article's author considers the distinctive characteristics N. N. Neplyuev attributed to the Pan-Russian Brotherhood and gives an account of the attempts he made at its foundation.

keywords: Nikolay Neplyuev, Pan-Russian Brotherhood, Orthodox Christianity, penance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.