Научная статья на тему 'ИДЕЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЕКТАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ'

ИДЕЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЕКТАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная коммуникация / Лейбниц / научные журналы / обмен информацией / сети информации / социальная эпистемология. / scientific communication / Leibniz / scientific journals / information exchange / information networks / social epistemology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куприянов Виктор Александрович

Предметом статьи является реконструкция проектов великого немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, посвященных организации научного журнала, а также учреждения адресного бюро для обмена научной информацией. В статье приводятся сведения об организационных проектах Лейбница, показывается их роль в творческой биографии ученого. Показываются цели и задачи планировавшихся Лейбницем научных организаций. Автор статьи выявляет связь организационных и философских идей Лейбница. Указывается, что Лейбниц рассматривал науку как мудрость. Наука в проектах немецкого философа предстает прежде всего как средство морального совершенствования человечества. Согласно Лейбницу, высшее благо совпадает с истиной, поэтому достижение истины предполагает и обретение морального добра. В статье показывается, что именно для достижения этой цели Лейбниц считал необходимым создание научных организаций. В этом контексте обсуждаются и идеи Лейбница в области организации институтов научной коммуникации (журналов и адресного бюро). Показывается, что смысл этих учреждений Лейбниц усматривал также в достижение морального совершенства человечества. В заключение автор делает вывод, что оптимизм Лейбница оказывается проблематичным в современных условиях, поскольку ускорение и упрощение обмена научной информацией не обязательно ведет к общему росту знаний в обществе, а концепция тождества морального блага и истинного знания ставится под сомнение как философами, так и самим историческим ходом развития науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF SCIENTIFIC COMMUNICATION IN ORGANIZATIONAL PROJECTS OF G. W. LEIBNIZ

The article is devoted to the reconstruction of the projects elaborated by the great German philosopher and scientist G. W. Leibniz. The author deals with the projects dedicated to the foundation of the new journal and the address bureau for the information exchange. The article gives information concerning the Leibniz’s organizational projects and highlights the role they played in his creative biography. The aims of the scientific societies planned by Leibniz are shown as well. The author of the article reveals the connection between Leibniz’s organizational and philosophical ideas. The article also indicates that Leibniz considered science as wisdom which in his projects appeared to be a means of the moral improvement of the Mankind. According to Leibniz, the highest good coincides with the truth, therefore achieving the truth implies becoming morally good. The article shows that Leibniz understood the creation of the scientific societies as necessary condition for the achieving this aim. In this context the author discusses Leibniz’s ideas about organization of the institutions of the scientific communication (journals and address bureaus). In conclusion, the author states that Leibniz’s optimism appears to be problematic in modern conditions since acceleration and simplification of the transfer of information does not necessary lead to the general growth of knowledge in society. Moreover, the conception of identity of the moral Good and the truth knowledge has been called into question by both the philosophers and the very course of the historical development of science.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЕКТАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ»

УДК: 001.4; 16 DOI: 10.24412/2414-9241-2021-7-19-31

ИДЕЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЕКТАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ

Виктор Александрович Куприянов

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН; Санкт-Петербург, Россия e-mail: nonignarus-artis@mail.ru

Предметом статьи является реконструкция проектов великого немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, посвященных организации научного журнала, а также учреждения адресного бюро для обмена научной информацией. В статье приводятся сведения об организационных проектах Лейбница, показывается их роль в творческой биографии ученого. Показываются цели и задачи планировавшихся Лейбницем научных организаций. Автор статьи выявляет связь организационных и философских идей Лейбница. Указывается, что Лейбниц рассматривал науку как мудрость. Наука в проектах немецкого философа предстает прежде всего как средство морального совершенствования человечества. Согласно Лейбницу, высшее благо совпадает с истиной, поэтому достижение истины предполагает и обретение морального добра. В статье показывается, что именно для достижения этой цели Лейбниц считал необходимым создание научных организаций. В этом контексте обсуждаются и идеи Лейбница в области организации институтов научной коммуникации (журналов и адресного бюро). Показывается, что смысл этих учреждений Лейбниц усматривал также в достижении морального совершенства человечества. В заключение автор делает вывод, что оптимизм Лейбница оказывается проблематичным в современных условиях, поскольку ускорение и упрощение обмена научной информацией не обязательно ведет к общему росту знаний в обществе, а концепция тождества

морального блага и истинного знания ставится под сомнение как философами, так и самим историческим ходом развития науки.

Ключевые слова: научная коммуникация, Лейбниц, научные журналы, обмен информацией, сети информации, социальная эпистемология.

Великий немецкий философ Г. В. Лейбниц внес существенный вклад во многие науки. Известна его роль в истории математики и физики. Не менее важен вклад Лейбница и в метафизику, логику и юриспруденцию. Об этих сторонах деятельности великого ученого написано много литературы и в целом современные историки науки достаточно адекватно представляют себе историческую значимость Лейбница в естествознании, в философии и в гуманитарных науках (см.: (Aiton, 1985), (Böger, 2001)).Однако не менее существенной была для Лейбница и деятельность в сфере организации науки. На протяжении всей своей творческой биографии Лейбниц составлял проекты научных обществ и академий и осуществлял попытки их реализации. К числу наиболее известных научных организаций, которые в той или иной степени оказались связаны с активностью Лейбница, относятся Петербургская академия наук (Герье, 2008) и Берлинская академия наук (при сновании названная «Курфю-ршеское Бранденбургское научное общество» («Kurfürstlich Brandenburgische Societät der Wissenschaften»)). Однако не менее важной оказалась для Лейбница и система научной периодики, к организации и ранней истории которой он также имел непосредственное отношение. Цель данной статьи — в реконструкции ранних проектов Лейбница по организации научной периодики. Мы покажем связь организационных идей Лейбница с его философскими концепциями и укажем на их значимость в контексте современных проблем научной коммуникации.

Еще в самом начале своей творческой биографии Лейбниц сделал первые наброски проектов организации науки. Наиболее значимыми оказались следующе проекты: «Semestria literaria» («Литературный шестимесячник»), «Grundriss eines Gedenkens

von aufrichtung einer Sozietät in Teutschland zu aufnehmender Künste und Wissenschaften» («План размышлений об учреждении Общества в Германии для развития искусств и наук»), «Societas filadelfica» («Общество братолюбия»), «Plan d'une Société allemande» («План немецкого общества»), «План Академии в Саксонии» («Plan d'une Academie en Saxe»), «Проект ме-муара Лейбница для царя Петра» («Projet d'un memoir de Leibniz pour le Czar Pierre») (названия проектов даны редактором издания проектов Лейбница Л. Ф. Фуше де Карейем). С проблемами научной коммуникации связаны в той или иной степени почти все организационные проекты Лейбница. Более того, проблема коммуникации является центральной для них, поскольку, как полагал Лейбниц, организация обществ и академий нацелена именно на структурирование коммуникации. В этом отношении обращает на себя внимание проект, озаглавленный «Consultatio de naturae cognitio ad vitae usus promovenda instituendaque in eam rem Societate Germana» («Рассмотрение вопроса о природе познания...»). Основная идея, которую Лейбниц вкладывает в основание предполагаемого научного сообщества, заключается в том, что главная цель науки — совершенствование человека ради приближения его к Богу. Однако наиболее пригодным способом реализации науки как средства морального совершенствования оказывается в институциональном отношении именно форма организации ученых в специальные объединения, поскольку только в совместной работе ученые способны к наибольшей результативности. В данном контексте Лейбниц обсуждает и роль научной коммуникации, полагая, что научные общества необходимы именно в целях организованности этого коммуникативного обмена. Философ пишет: «Совершенство человека в том состоит, чтобы быть тем, кем он может быть, а это наибольшая мудрость и сила <...> мудрость и сила человеческого рода преумножается двумя способами: отчасти тем, что открываются новые науки и искусства и отчасти тем, что люди приучаются к уже познанному <...> Будут науки

и искусства, насколько это возможно, преумножаться всеобщим сообщением (corresponsu), а также старательным исследованием природы вещей» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 94-95). В этой связи становится понятным, почему практически во всех своих проектах Лейбниц подчеркивает важную роль организации библиотек. Так, в проекте, датируемом 1668 г., «De vera ratione reformandi rem literariam meditationes» («Размышления о правильном способе реорганизации литературных занятий») Лейбниц пишет, что в задачи научного общества входит создание «всеобщей библиотеки» и специального указателя.

В обсуждаемых проектах важным представляется понимание науки как мудрости. Для Лейбница смысл науки заключается отнюдь не в решении технических проблем и головоломок. Эта задача также входит в круг того, чем должен заниматься ученый. Однако смысл науки относится к области морали (см.: (Куприянов, 2020)). В этом отношении высшее благо как главный объект устремлений человека совпадает с истиной и таким образом оказывается также и предметом науки. В данном контексте важно упомянуть, что лейбницевские проекты организации науки проникнуты и религиозным смыслом. Немецкий ученый описывает задачи научных обществ, используя понятия «блаженство», «общая польза», «удовольствие», которые имеют в его философских рассуждениях теологический смысл. Поэтому понимание науки у Лейбница наполнено комплексом метафизических, теологических, а также и политических аспектов.

Тем не менее в творчестве Лейбница есть и специальные проекты, нацеленные на организацию институтов научной коммуникации. Это датируемый 1668-м годом проект «Semestria literaria» («Литературный шестимесячник») (См.: (Couturat, 1901: 501)). А также не менее важный проект «Всеобщего адресного бюро» («Bureau d'Adresse general»), датируемый 1712-1713 гг. ((Oeuvres de Leibniz, 1875:358-366), который связан

с проектом «Semestria literaria» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 155163). Актуальность данных проектов в истории научной коммуникации обусловлена главным образом тем фактом, что они предполагали создание научного журнала и в этом смысле предлагали теоретическое обоснование этого нового для того времени института. При этом многое, о чем Лейбниц писал в этих проектах, было так или иначе реализовано на практике и нашло репрезентацию в системе научной периодики, существующей вплоть до наших дней.

Научные журналы стали появляться в Европе с 1665 г., когда с интервалом примерно в три месяца в Англии и во Франции стали выходить «Journal des sçavans» и «Philosophical transactions», ставшие первыми журналами в истории научной коммуникации (см.: (Куприянов, 2020b)). При ознакомлении с указанными проектами Лейбница не остается никакого сомнения, что великий немецкий ученый ориентировался именно на эти издания. Причем, как показано в исследовательской литературе, основной для него служил именно французский «Journal des sçavans», а также и французское «Bureau d'Adresse» и отчасти аналогичное английское учреждение «offices of intelligence» (Couturat, 1901: 502), (Tantner, 2011: 319-321). «Journal des sçavans» издавался в Париже с 1665 г. в начале силами советника парижского парламента Д. де Салло и имел в качестве своей главной цели «знакомить о том, что происходит нового в республике ученых». Для этого, как следует из обращения к читателю в первом номере журнала издатели планировали публиковать точный каталог издаваемых книг, «но не только лишь заголовки книг, но и описание их содержания», хвалебные речи, (Éloge), сведения о новейших открытиях в области математики и физики, наблюдения, изобретения, машины, а также важные решения светских и церковных судов. Однако вплоть до самого конца XVIII в. основное содержание журнала состояло именно из обзоров книг, в силу чего этот журнал часто называют «журналом выдержек» («Journal d'extraits») (см.: (Vittu, 2013) (Vittu,

2002a), (Vittu, 2002b)). «Extraits» представляли собой краткое изложение содержания обсуждаемой книги и не предполагали критики. Их цель заключалась не более чем в информировании о новинках литературы из мира науки. По модели «Journal des s^avans» в Европе с конца XVII в. издавались сотни журналов, главная функция которых заключалась в агрегировании информации о новейшей научной литературе.

Ранний проект Лейбница «Semestria literaria» был ориентирован именно на информирование о новинках книжной литературы. Согласно проекту, главой целью издания, которое должно было выходить к франкфуртской книжной ярмарке два раза в год, была публикация «отчетов об изобретениях, проектах, наблюдениях и прочих интересных идеях, о которых авторы не желают составлять книги», «отчетов о новых книгах с краткими выдержками об их содержании», а также составление коллекции «литературных сокровищ» (под этим понимались ранее изданные книги, диссертации и письма, которые представляли интерес для науки) и «описание искусств, наук, путешествий, редкостей, животных, растений, инструментов, машин, "работ всех профессий" и свободных искусств» (Oeuvres de Leibniz, 1875:7: 155-157). Составление выдержек из книг Лейбниц понимает точно также, как это было представлено в «Journal des s^avans». Он пишет: «Нужно добавить обзор новых книг с выдержками из них, которые были бы так составлены, чтобы показать реальную ценность книги, чем она может быть полезна и что из ее содержания может быть использовано» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 156).

Однако, согласно плану Лейбница, кроме обзоров новых книг «Semestria literaria» должна была содержать информацию в целом обо всей литературе (в том числе и древней), которая представляла интерес для науки. В этом контексте великий философов и ученый усматривает прототип для своего издания в известной «Библиотеке патриарха Фотия» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 156-157). Конечной же целью всего проекта является

составление «Ввсеобщей сжатой библиотеки» («Bibliotheca universalis contracta»), которая, говоря современным языком, служила бы ориентиром в мире научной информации. В этой связи Лейбниц указывает на беспорядочность и неорганизованность современной ему коммуникации. «В современной путанице — констатирует философ — <...> мы не знаем, чем мы обладаем» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 160). Лейбниц сравнивает современного ему ученого с купцом, «которому нужно вести значительную торговлю, но который при этом не ведет учетных книг» (Oeuvres de Leibniz: 1875: 7: 161).

В качестве средства преодоления неудовлетворительного положения дел в научной коммуникации Лейбниц видел создание «инвентаря» научной литературы, научных открытий и всех полезных для науки средств фиксации знаний. В итоге такой инвентарий должен, по его замыслу, послужить основой для «Совершенной энциклопедии» («Encyclopedia perfecta»). Лейбниц пишет: «Создание и продолжение Semestria и обзор за несколько лет почти всех лучших книг, описание всех искусств, facultaeten и professionen, а затем сохранение в письменном виде всей человеческой науки предоставит материал и создаст основу для построения Encyclopedia perfecta» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 161). «Совершенная энциклопедия» в проекте Лейбница выполняет функцию не просто некоего компендиума знаний. Такие издания составлялись в Европе еще во времена Античности и Средних веков. Для Лейбница важно, что «Совершенная энциклопедия» является системой знаний, необходимой для достижения истинного знания. Систематичность предполагает, что в основе структуры знания лежит некий единый принцип. В этой связи Лейбниц на протяжение всей своей творческой деятельности непрестанно занимался поиском такого принципа. В рассматриваемом проекте он предлагает опираться на подход, который в той или иной степени был представлен в его время. В «Совершенной энциклопедии» знание должно систематизировать по трем типам. Истины разума располагаются

demonstrative, т. е. математическим способом, предположения и гипотезы, не имеющие статуса аподиктического знания, должны располагаться по степени вероятности, а исторические истины, источником которых является опыт,должны классифицироваться согласно своим субъектам и атрибутам (attributorum et subjectorum) в общую «космографическую систему» в соответствии со своим пространственно-временным положением (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 161-162). Таким образом, составление энциклопедии знания, что является главной задачей «Semestria literaria», требует решения эпистемологических проблем, главной из которых является выработка метода, или, как писал Лейбниц, искусства открытия и суждения (Ars inveniendi et judicandi, Analytica et combinatoria). Издание журнала предполагает не составление некоего хаотичного свода знаний, а метод мышления, который необходим для выработки систематичности. Только таким образом периодическое издание сможет стать средством постижения истины, ведущей к моральному совершенствованию человека.

Рассмотренный нами проект «Semestria literaria» не является изолированным текстом. Идейно он связан и с другими проектами великого немецкого философа и ученого. В данном контексте невозможно не упомянуть о более позднем проекте (1712/13 гг.), направленном на организацию своего рода информационного агентства науки — «Notiz-Amt», или «Bureau d'Adresse», проекте «Адресного бюро», который имел английский и французский прототипы. Более того, набросанный Лейбницем проект был частью плана работы Королевского общества наук (Tantner, 2011: 319). Также как и в других упомянутых нами проектах, основная идея Лейбница в данном наброске заключается в том, что совершенствование средств коммуникации (упрощение, ускорение и структурирование коммуникативных процессов) влечет за собой и прогресс в исследовании истины, который обусловливает и моральное совершенствование. Основная смысл описываемого Лейбницем учреждения

заключается в том, что благодаря ему люди, которые нуждаются друг в друге, получают возможность друг с другом познакомиться (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 358). Главное в работе предполагаемого учреждения состояло в том, что оно должно было стать посредником в информационном обмене между всеми, кто заинтересован в науке, ведь каждый благодаря «Notiz-Amt», как пишет Лейбниц, «находит то, что ищет, и часто получает возможность искать и просить то, о чем он иначе и не подумал бы» (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 359). Это касается прежде всего книг, информации о научных открытиях, изобретениях и вообще всех новшествах в мире науки. Более того, согласно проекту, «Notiz-Amt» должно служить хранилищем ценных вещей, местом проведения аукционов и лотерей, а также должно нотариально заверять контракты. Неотъемлемой частью информационного обмена должна была стать и публикация специального издания — «Diarium der dienlichen fürgefallenen dinge» («дневника текущих полезных вещей»). Это издание должно выполнять функции научной газеты (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 361). По замыслу Лейбница всю территорию Священной римской империи, а также Францию и Италию было необходимо покрыть сетью подобных учреждений, которые, сообщаясь между собой, выполняли бы тем самым функции информационной службы для науки в масштабах всей Европы. Таким образом науки и искусства распространились бы и охватили бы все общество (Oeuvres de Leibniz, 1875: 7: 362).

В своем проекте адресного бюро Лейбниц также достаточно подробно рассматривает и вопросы финансово-экономического обеспечения деятельности этого учреждения. Однако главное для нас в его проекте — это сама идея того, что улучшение информационного обмена на основе определенного принципа систематизации знания и создание в связи с этим специальной вспомогательной инфраструктуры способствует прогрессу науки как мудрости с ее главной целью в виде морального совершенствования человека. В этом идеи Лейбница представляют

собой новое слово в истории организации науки. В целом XVII-XVIII вв. характеризуется в истории научной коммуникации высокой развитостью научных обществ и высокой значимостью переписки как средства обмена информацией. В истории раннего Нового времени известна роль М. Мерсенна, С. Харт-либа и других ученых и любителей науки, выполнявших роль своего рода центров коммуникации. Однако, как мы показали, намерение Лейбница заключалось в создании общеевропейской системы институций, призванных структурировать обмен научными знаниями.

В XX в. многие замыслы Лейбница были реализованы. Сегодня наука имеет развитую вспомогательную инфраструктуру: центры научной информации, журналы и коммуникативные службы, сети для обмена данными. Более того, сегодня вопрос улучшения доступа к информации путем создания соответствующих организаций не является столь актуальным, как во времена, когда жил и работал великий немецкий ученый. Недаром современное общество справедливо называется информационным. Научная коммуникация сегодня опосредована также и цифровыми технологиями, обеспечивающими быстрый и практически беспрепятственный доступ к публикациям, конференциям и научным новостям. Однако современное состояние средств научной коммуникации показывает противоречивость и неоднозначность самого главного элемента проектов Лейбница — их философских оснований. Лейбницевские проекты предполагают, что наука гуманистична по своей сути, поскольку истина не противоречит добру. Отстраняясь от вопроса о том, что сама идея тождества высшего блага и истинного знания была в значительное мере поколеблена в философии с конца XVIII в., важно обратить внимание на то, что сам ход развития науки ставит под сомнение оптимизм, вдохновлявший Лейбница и многих его современников. Избыток информации, создание рынка научной информации и его перенасыщение, легкость доступа к информации, приводящая к ее девальвации,

вряд ли могут обеспечить беспрекословный рост научных знаний и моральное совершенствование человечества. Благодаря коммерциализации институтов коммуникации «знание выступает как экономическая категория» (Касавин, 2020: 136). В таком случае избыток информации и ее легкодоступность не обязательно влекут за собой рост уровня знаний и увеличение сплоченности научных коллективов.

Тем не менее роль великого немецкого философа в истории организации науки сложно переоценить. Ведь, вероятно, правильно было бы сказать, что хотя многие проекты Лейбница остались лишь на бумаге, они все же оказали влияние на организацию науки, поскольку обозначили необходимый вектор развития. Главным достижением Лейбница было то, что ему удалось показать необходимость превращения хаотичного, мало организованного обмена письмами и публикациями, при котором многие важные достижения науки не находили своей аудитории, в централизованную систему, необходимую для консолидации усилий научного сообщества для решения общих задач.

Список литературы

Герье В.И. Лейбниц и его век. Отношения Лейбница к России и Петру Великому. СПб.: Наука, 2008. 807 с.

Касавин И.Т. Наука — гуманистический проект. М.: Весь мир, 2020. 496 с.

Куприянов В. А. Коммуникативная природа научного сообщества (по материалам научно-организационных проектов Лейбница) // Наука как общественное благо. сборник научных статей Второго Международного Конгресса Русского общества истории и философии науки. Санкт-Петербургский государственный университет; Русское общество истории и философии науки. Москва, 2020. С. 63-66.

Куприянов В. А. Проблема приоритета в вопросе о возникновении научных журналов // Эпистемология и философия науки. 2020Ь. Т. 57. № 4. С. 185-198.

Aiton E. J. Leibniz. A Biography. Bristol and Boston: Adam Hilger, 1985. Pp. xiv + 370.

Böger I. «Ein seculum ... da man zu Societäten Lust hat». Darstellung und Analyse der Leibnizschen Sozietätspläne vor dem Hintergrund der europäischen Akademiebewegung im 17. und frühen 18 Jahrhundert. München, 2 Auflage. Herbert Utz Verlag, 2001. 728 s.

Couturat L. La Logique de Leibniz: d'après des documents inédits, Paris, Félix Alcan, 1901. 608 p.

Oeuvres de Leibniz. Publ. pour la première fois d'après les manuscrits orig. avec notes et introd. par A. Foucher de Careil. T. 7. Paris: Didot, 1875. P. 94-126.

Tantner A. Das Wiener Frag- und Kundschaftsamt. Informationsvermittlung im Wien der Frühen Neuzeit // Wiener Geschichtsblätter. 2011/2. № 66. S. 313342.

Vittu J.-P. La formation d'une institution scientifique: le Journal des Savants de 1665 à 1714. Premier article: d'une entreprise privée à une semiinstitution // Journal des savants. 2002a. No 1. Pp. 179-203. 9.

Vittu J.-P. La formation d'une institution scientifique: le Journal des Savants de 1665 à 1714. Second article. L'instrument central de la République des Lettres // Journal des savants. 2002b. No 2. Pp. 349-377.

Vittu J.-P. Un système européen d'échanges scientifiques au XVIIIe siècle: les journaux savants // Le Temps des medias. 2013. No 20. P. 47-63.

THE IDEA OF SCIENTIFIC COMMUNICATION IN ORGANIZATIONAL PROJECTS OF G. W. LEIBNIZ

Victor A. Kupriyanov,

PhD in philosophy, Senior research fellow S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, RAS, St. Petersburg Branch; St. Petersburg, Russia nonignarus-artis@mail.ru

The article is devoted to the reconstruction of the projects elaborated by the great German philosopher and scientist G. W. Leibniz. The author deals with the projects dedicated to the foundation of the new journal and the address bureau for the information exchange. The article gives information concerning the Leibniz's organizational projects and highlights the role they played in his creative biography. The aims of the scientific societies planned by Leibniz are shown as well. The author of the article reveals the ties between Leibniz's organizational and philosophical ideas. The article also indicates that Leibniz considered science as wisdom which in his projects appeared to be a means of the moral improvement of the Mankind. According to Leibniz, the highest good coincides with the truth, therefore achieving the truth implies becoming morally good. The article shows that Leibniz understood the creation of the scientific societies as necessary condition for the achieving this aim. In this context the author discusses Leibniz's ideas about organization of the institutions of the scientific communication (journals and address bureaus). In conclusion, the author states that Leibniz's optimism appears to be problematic in modern conditions since acceleration and simplification of the transfer of information does not necessary lead to the general growth of knowledge in society. Moreover, the conception of identity of the moral Good and the truth knowledge has been called into question by both the philosophers and the very course of the historical development of science.

Keywords: scientific communication, Leibniz, scientific journals, information exchange, information networks, social epistemology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.