Научная статья на тему 'Идея народного представительства в политической истории России'

Идея народного представительства в политической истории России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1922
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / САМОУПРАВЛЕНИЕ / «НАРОДОПРАВИЕ» / NATIONAL REPRESENTATION / SELF-GOVERNMENT / ORIGIN OF SELF-ADMINISTRATIVE BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбатюк Екатерина Сергеевна

В статье представлена эволюция идеи народного представительства с момента зарождения первых представительных органов власти в Древней Руси (княжеская власть, боярская дума, вечевые собрания) и до начала XX в., когда образовалась первая в российской истории Государственная Дума. Раскрываются понятие народного представительства, практика созыва и проведения первого институционального явления — земских соборов; представлена характеристика представительных органов в эпоху абсолютизма, анализируются самоуправленческие начала, установленные Екатериной II; изложена суть великих реформ 60–70-х годов XIX столетия, закрепляющих институт земства; представлены теоретические воззрения выдающихся мыслителей А. И. Васильчикова, А. Д. Градовского, П. Г. Виноградова, Б. Н. Чичерина, И. А. Ильина о народном представительстве, самоуправлении, «народоправии», соотношении личности, самоуправления и центральной власти; дается оценка первому российскому парламенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National representation in the Russian political thought

The article focuses on evolution of the Russian national representation from the moment of the fi rst representative structures in Old Russia to the beginning of the XX century, when the first Duma in the Russian history was formed. The concept of national representation, characteristics of the representative bodies, the origin of self-administrative bodies, established by Ekaterina II, are analyzed in the article. Th e article reveals the essence of the great reforms of 60–70 years of the XIX century. It also provides an overview of theoretical views of outstanding thinkers, namely A. I. Vasilchikov, A. D. Gradovskiy, P. G. Vinogradov, B. N. Tchitcherin, I. A. Ilyin, on national representation, self-government, and «narodopraviya».

Текст научной работы на тему «Идея народного представительства в политической истории России»

УДК 328

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 2

Е. С. Горбатюк

ИДЕЯ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Идея народного представительства относится к числу первоначальных политико-правовых воззрений человека, «начиная с европейского Средневековья, многие политические теории провозглашали источником политической власти народ» [1; с. 77]. Народное представительство должно выражать не «общественное мнение» страны, а волю народа; избрание представителей должно быть осуществлением власти, принадлежащей народу [2]. Вместе с тем «классики идеи представительства настаивали на том, что правление и законодательство предполагают «разум и суждение», их нельзя совершенствовать одной волей и добрыми намерениями» [1, с. 78]. В связи с этим уместно процитировать Б. Н. Чичерина, который полагал, что «парламентское правление служит признаком политической зрелости народа» [3, с. 168-176]. Иными словами, парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде и является закономерным этапом в развитии государства, своеобразным индикатором демократии, о чем наглядно свидетельствует мировой опыт. Представительная система правления с учетом всех ее недостатков тем не менее в настоящее время является одним из важнейших признаков демократии.

Россия обладает богатейшими самобытными традициями народного представительства, тщательное и глубинное изучение которых должно в некоторой степени послужить залогом успеха при устройстве эффективного института народного представительства (местное самоуправление, региональные законодательные собрания, федеральный парламент) в Российской Федерации, а значит и политического будущего нашего государства. Не стоит забывать, что изучение политической истории, исследование политико-теоретических оснований института народного представительства и анализ их практического применения может и должен быть использован при попытках построения правового государства и развитии институтов гражданского общества, реализующих суверенную власть народа, закрепленную Конституцией Российской Федерации.

Традиционно, с момента зарождения парламентаризма, ценность идеи народного представительства заключалась в том, что именно представители народа, различных его социальных слоев и групп принимают законы, на основе которых действуют исполнительные органы, формируемые не столь демократическим путем [4, с. 18-23]. Сущность народного представительства заключается в том, что представители получают на определенный срок от своих избирателей право выражать их волю, являясь в этот период несменяемыми и в некоторых странах обладая депутатской неприкосновенностью. Однако это представительство не означает, что население в полном объеме

Горбатюк Екатерина Сергеевна — старший преподаватель кафедры международных политических процессов факультета политологии, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: news@mail.ru

© Е. С. Горбатюк, 2013

75

передает депутату принадлежащую ему власть. Представительство являет собой лишь официальное выражение доверия осуществлять волю народа [5; с. 14-16], придавая ей форму и содержание закона.

Многовековая практика самобытных представительных институтов развития российской теоретической мысли в сфере народного представительства позволяет наглядно проследить эволюцию идеи народного представительства и ее практическую реализацию. Так, Древняя Русь повсеместно имела государственный строй, представительный характер носила княжеская власть, боярские думы и советы, а также вечевые собрания в большинстве русских земель и городов. Стоит отметить, что перечень вопросов, выносимых на повестку вечевых собраний, доказывает то, что это был важнейший государственный институт: путем голосования решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные проблемы, принимались законы [6, с. 56-57]. Народными представителями были и должностные лица, избираемые «землею» и участвующие в осуществлении правосудия.

В конце XII — начале XIII в. на Руси возникает практика созыва и проведения общеземельных собраний представителей всех социальных групп населения — прообразов будущих земских соборов. Земские соборы (ХУ^ХУП вв.) представляют собой первое институциональное явление общественно-политической жизни России, которое может быть названо сословным представительством, ведь в их состав входили представители не только старой аристократии (бояре, духовенство), но и новой феодальной знати (средние и мелкие феодалы), а также верхушки городского населения. Соборы были наделены обширным кругом полномочий: избирали, утверждали избрание и низлагали монарха, осуществляли законодательную деятельность, принимали важнейшие решения, регулирующие внутреннюю политику государства [7, с. 109-113]. Земские соборы сосредотачивали в своих руках различные функции, являясь то избирательным, то законодательным, то совещательным (чаще всего по вопросам войны и мира) представительным органом. При этом обычно соборы приходили к единогласным решениям, для достижения которых использовались многочисленные согласительные процедуры [8]. Фактически земские соборы должны были ограничивать власть царя, притом что сословное представительство в России возникло в интересах государства, а не сословий. К концу XVII столетия самодержавная тенденция окончательно берет верх, и институт земских соборов исчезает из политической истории.

В эпоху расцвета абсолютизма (1689-1801) представительные органы населения сохраняются, и уже с 30-х годов XVIII в. русская политическая мысль интенсивно разрабатывает различные сценарии, основная идея которых — ограничение самодержавия с помощью представительной демократии, органов парламентского типа. В этот период наиболее интересным представляется практическая реализация идеи народовластия в эпоху Екатерины II, когда происходит формирование непосредственного представительного института — института самоуправления. Именно в ее царствование самоуправление стало выступать как конкретное, реальное образование, имеющее содержание и форму. Коренная реформа всего местного управления проводилась на основе децентрализации и всесословности. Законодательный акт «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» [9, т. XX, № 14392] привел к радикальным изменениям административно-территориального устройства России, предусматривалось деление на губернии и уезды. Жалованной грамотой на права и выгоды городам Российской империи [9, т. XXII, № 16188] утверждалось городское самоуправление: город

76

становится самостоятельной административной единицей [10], вводится понятие городского общества, которое выбирает органы городского самоуправления (думу, главу). Сельским поселениям предоставили право самоуправления посредством избрания из своей среды старост и судей. Крестьяне, подобно дворянам и горожанам, составляли свои общества с правами юридических лиц, где председательствовал сельский староста. Все реформаторские проекты Екатерины II официально провозглашали самостоятельность и ответственность представительных органов власти, однако на практике находились под тщательным контролем правительственной администрации. Не пошло на пользу развитию представительной системы в России и усиление централизации в период правления Павла I, который заменил выборные должности назначаемыми, ликвидировал губернские дворянские собрания, отменил право дворян избирать должностных лиц в уездные учреждения, усилил контроль со стороны администрации над дворянским самоуправлением.

Дальнейшее развитие института народного представительства связывают с проектами государственных преобразований, подготовленных М. М. Сперанским, Н. Н. Новосильцевым, Н. И. Муравьевым, П. И. Пестелем и другими исследователями, которые окончательно закрепили мысль о необходимости возрождения общегосударственных представительных органов в образованных слоях русского общества первой половины XIX в. Надо сказать, что особую тревогу у центрального правительства вызывало российское крестьянство, наиболее многочисленное, но и наиболее бесправное сословие. Для решения этого проблемного вопроса был разработан и принят указ «Об отпуске помещиками крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных» [11, с. 255-257, 269-271], который стал «прообразом будущего реформирования крестьян» [12, с. 266]. Стоит отметить, что на протяжении первой четверти XIX в. принимались законодательные акты, учитывающие особенности местного управления в различных регионах России. Однако события 1825 г. изменили общественно-политическую ситуацию: был усилен контроль над всеми органами власти, что привело к росту бюрократизации как центрального управления, так и провинциальной власти. Но уже в начале 1830-х годов была «провозглашена теория официальной народности. Новая идеология держалась на "трех китах": самодержавие, православие, народность» [13, с. 72]. В рамках этой идеологии и в условиях усиливающихся волнений крестьян уже в конце 1830-х годов была проведена реформа управления этой категорией населения — определенную регламентацию получили органы крестьянского самоуправления (сход, правление, управа). Деятельность органов крестьянского самоуправления контролировалась чиновниками и бюрократическим аппаратом, содержание которых возлагалось на крестьян. Другой частью населения России, нуждавшейся в изменении своего правового статуса, были горожане, количество которых численно выросло и процесс расслоения которых значительно усилился; при этом усложнялось и росло городское хозяйство, а следовательно, усложнялись и задачи, связанные с управлением городской жизнью. Городское самоуправление все глубже входило в общую систему государственной власти, его структура в первой половине XIX в. претерпела существенные изменения, продолжая, однако, формально основываться на Жалованной грамоте городам [14, с. 5-17].

После смерти Николая I центральное правительство предпринимало активные попытки перестройки экономических отношений, а также серьезно задумывалось о необходимости перемен в общественно-политической сфере. Решение назревших проблем

77

государственного управления предусматривалось через создание и развитие системы крестьянского и земского местного самоуправления, что закладывалось в сам механизм главной реформы (отмены крепостного права) и стало самостоятельным направлением процесса модернизации государственного строя России. В силу этого, несмотря на отсутствие практического воплощения, так называемые конституционные мечтания первой половины XIX в. окончательно закрепили в образованных слоях русского общества мысль о необходимости общегосударственных представительных органов.

В эпоху Александра II в России рождается земство — всесословное представительство на уровне уездов и губерний — земское самоуправление; формируются городские сословные «парламенты» — органы городского самоуправления. Начало реформаторской работы по созданию земского самоуправления было положено в 1859 г. учреждением особой комиссии о губернских и уездных учреждениях, председателем которой был Н. А. Милютин. В 1861 г. эту комиссию возглавил и продолжил разработку земской реформы министр внутренних дел П. А. Валуев. Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г. стал переломным этапом в развитии общественного строя России. Крестьянская реформа, отменившая крепостное право, явилась тем рубежом, когда вынужденные преобразования «сверху» приобрели динамичный характер. Такой социальный акт, как отмена крепостного права, предполагал в первую очередь ограничение самодержавия и правила устройства сельского общества, порядок наделения крестьян землей в постоянное пользование, правила выкупа земли, организацию крестьянского самоуправления на уровне волости и села. Крестьянская реформа 1861 г. дала мощный импульс развитию местного самоуправления и представительной системы правления в России в целом [15, кн. 1, с. 327-425]

Вторая половина XIX в. — эпоха «великих реформ» в различных сферах государственной жизни, что в полной мере относилось и к идеям парламентаризма и представительства. В 60-70-х годах XIX в. «народовластие» распространяется и на региональный уровень, а также дополняется участием в суде новой категории представителей народа — присяжных заседателей.

Сторонники различных политических взглядов продолжали говорить о возможности и необходимости конституционного закрепления российского государственного устройства и создания полноправных представительных органов. Для большинства прогрессивных мыслителей России XIX столетия самых разных идейно-политических воззрений было очевидно, что реформы местного самоуправления не состоятся, если преобразования не будут сопровождаться последовательными изменениями властных отношений, если не изменится характер соотношения самоуправления с центральной властью. Понимание сущности политических преобразований для многих исследователей неразрывно связывалось с разработкой теоретических основ самоуправления, формированием законодательства, регулирующего данную деятельность. Процесс разработки теоретических концепций местного самоуправления правоведами, историками, общественными и государственными деятелями России сопровождался не только глубоким изучением накопленного западными странами теоретического потенциала и практического опыта парламентаризма, но и всесторонним изучением особенностей российского политического, социального и культурного пространства. На основе такого подхода вырабатывались базовые модели самоуправления, соответствующие, с одной стороны, сложившемуся образу жизни российских народов, а с другой — общемировым тенденциям демократизации отношений между личностью, обществом

78

и государством. Государственные и общественные деятели, разрабатывавшие идеи народного представительства и самоуправления в России XIX столетия, прежде всего стремились компетентно установить круг интересов самоуправления и создать предпосылки для разумного и социально эффективного поведения граждан.

В этом контексте особый интерес вызывают теоретические подходы представителей русской политической мысли, воззрения которых формировались не только исходя из российских политических реалий и общественных настроений, но и опираясь на западную доктрину народного представительства. Так, всемирно известный русский историк П. Г. Виноградов считал реформы 1860-х годов важнейшим событием, определившим начало «новой истории для России». П. Г. Виноградов особенно выделял среди них введение института земства — «школы большой свободы» — и земского самоуправления, которое, по его мнению, должно было привести к государственному управлению с участием и в интересах широких слоев российского общества. П. Г. Виноградов настаивал на конституционных полномочиях для русского народного представительства [16, с. 9-46]. Вместе с тем, по словам П. Г. Виноградова, народоправство в первую очередь должно быть представлено местным самоуправлением. Для формирования эффективно действующего парламента России конца XIX столетия требуется общество самодеятельности свободных граждан, где права граждан защищены законом [17, с. 168-191].

Анализ концепции другого видного деятеля — А. И. Васильчикова — позволяет констатировать, что он высоко оценивал значимость самоуправления, рассматривая земства как школу политического воспитания широких слоев населения, которые, «обсуждая местные хозяйственные дела, приучаются к осознанию общегосударственных потребностей». А. И. Васильчиков был глубоко убежден, что самоуправление «при постепенном и благоразумном развитии ведет к народному представительству» [18, т. 3, с. 1-6], что закладывает концептуальные основы построения структур гражданского общества.

Другой выдающийся представитель политической мысли, исследующий феномен народного представительства, — И. А. Ильин — говорил, что сущность «народного представительства заключается в участии народа в осуществлении государственной власти через выборных представителей». Демократию И. А. Ильин трактовал как «народоправство», осуществляемое на основе законов, устанавливающих гражданские и политические свободы человека и гражданина. Соблюдение законов предполагает у народа наличие «свободной лояльности» по отношению к ним, чувства государственной ответственности. Народ, лишенный чувства ответственности, не способен управлять государством, считал И. А. Ильин. Он настаивал, что «при выборе представителей народ должен исходить из компетентности, личного опыта и действительных заслуг кандидатов» и основываться на стремлении различных политических сил к согласию «во имя интересов общества и государства, иметь в виду комплексный и сбалансированный учет интересов всех социальных, профессиональных и этнических групп» [19, с. 158].

Б. Н. Чичерин — исследователь, система взглядов которого окончательно сложилась в последнее десятилетие XIX в., определял государство как «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага», где народное представительство законодательно закрепленный «общественный элемент», позволяющий населению участвовать в управлении. Таким образом, по мнению Б. Н. Чичерина, представительство, с одной стороны, — это «выражение свободы», т. е. возможность действовать по своему усмотрению, а с другой — «орган власти», что означает необходимость соблюдения гражданами законов государства [4].

79

Что касается понимания сущности народного представительства видным мыслителем XIX столетия А. Д. Градовским, то он делал сильный акцент на государственном значении земской деятельности. Признание государственного статуса органов местного самоуправления, а значит и представительного начала, должно было, по мнению А. Д. Градовского, устранить антагонизм между земством и государством, способствовать их сотрудничеству и примирению. Еще важнее то, что это также подразумевало передачу земству значительной части государственных задач на местном уровне, усиливая тем самым политическую роль земства и повышая его шансы стать основой будущего центрального представительства. Подобное видение местного управления становилось предпосылкой для распространения земских начал на вершину государственной пирамиды [20, с. 5-31].

В целом XIX столетие, и особенно его вторая половина, демонстрирует, с одной стороны, утверждение принципа всесословности и становление представительной системы правления, несмотря на то что «народоправие» ограничивалось местным уровнем. Но, с другой стороны, земство не стало опорой государственного устройства России: решая некоторые хозяйственные задачи, самоуправление не могло претендовать на политическое участие в решении важнейших государственных дел [21, с. 26], потому что само государство не сдавало своих позиций, не ослабляло административного контроля над обществом, изменялись лишь формы управления и степень контроля, но его стратегические задачи оставались прежними. В политической практике российское государство в дореволюционный период очень медленно воспринимало научные концепции и с трудом сдавало свои позиции, в результате Россия не имела развитых, инсти-туализированных и прочных структур гражданского общества. Вместе с тем вплоть до революции 1905 г. идея земского собора, идея народного представительства оставалась в России важным символом для разных политических сил, что способствовало созданию общенационального двухпалатного парламента. В Манифесте от 6 августа 1905 г. Государственная Дума именовалась «особым законосовещательным установлением, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений, и рассмотрение Росписи государственных доходов и расходов». Законодательными правами Государственная Дума не обладала и в своей деятельности была в значительной степени зависима от императора, было крайне ограничено активное избирательное право, устанавливались довольно высокие имущественные цензы и т. п. Несмотря на все эти ограничения, создание первого государственного представительного органа власти в России имеет огромное историческое значение, так как закрепленные нормативным актом конституционного характера положения содержали непосредственно идеи парламентаризма и были предназначены для практической реализации принципа народного представительства в России. Так, до октября 1917 г. в стране существовала парламентская система. Однако, несмотря на развитую традицию представительства в политической истории России, стройной теории выработано не было. Вместе с тем актуальным и по сей день остается высказывание В. О. Ключевского: «.. .народное представительство возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского.» [22, т. III, с. 21].

Литература

1. Ачкасов В. А., Грызлов Б. В. Институты западной представительной демократии в сравнительной перспективе: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2006. 264 с.

80

2. Гессен В. М. Основы конституционного права (издание 2-е). Петроград: Издание юридического книжного склада «Право», типо-литография товарищества А. Ф. Маркс, 1918. URL: http://base.garant. ru/5148630/2/#200 (дата обращения: 22.01.2013).

3. Чичерин Б. Н. О народном представительстве. 2-е изд. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1899. 830 с.

4. Садовникова Г. Д. Особенности функционирования органов народного представительства в федеративном государстве. Взаимодействие законодательных органов в Российской Федерации (часть 2) // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 5 (78). С. 18-23.

5. Гошуляк В. В. Юридическая природа депутатского мандата // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. № 2 (56). 2004. С. 14-16.

6. Беляев И. Д. Земский строй на Руси. СПб.: Наука, 2004. 366 с.

7. Белоновский В. Н., Белоновский А. В. Представительство и выборы в России. М.: ПРИОР, 1999. 268 с.

8. Развитие представительных органов власти в России и формирование современной избирательной системы. URL: http://mil.ru/elections/history/more.htm?id=10767018%40cmsArticle (дата обращения: 03.12.2012).

9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I: т. I-XLV. СПб., 1830.

10. Кизеветтер А. А. Городовое положение Екатерины II. Опыт исторического комментария. М.: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1909. 473 с.

11. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке: Избранные труды. М.: Наука, 1985. 287 с.

12. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России во второй половине XVIII века и первой половине XIX века. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1888.

13. Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998. 296 с.

14. Белоконский И. П. Земство и конституция. М.: «Образование», 1910. 183 с.

15. Татищев С. С. Император Александр Второй: его жизнь и царствование: в 2 кн. М.: Фирма «Чарли»; Алгоритм, 1996.

16. Антощенко А. В. Россия на переломе (о проблемах российской истории в публицистике П. Г. Виноградова) // Виноградов П. Г. Россия на распутье (историко-публицистические статьи). М.: Типография «Наука», 2008. С. 9-46.

17. Малинов А. В. Павел Гаврилович Виноградов: Социально-историческая и методологическая концепция. СПб.: Нестор, 2005. 216 с.

18. Васильчиков А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: в 3 т. СПб.: Тип. Э. Пратца, 1872.

19. Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001. 512 с.

20. Гуторов В. А. Политическая философия А. Градовского и ее истоки // Политическая экспертиза. 2007. № 2. С. 5-31.

21. Арефьев М. А., Козлова Т. И., Осипов И. Д. Правовые основы российского самоуправления (культура, традиции, нормы права): научно-учебное пособие. СПб.; Пушкин: Институт правоведения и предпринимательства, 2001. 217 с.

22. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. М.: Мысль, 1957.

Статья поступила в редакцию 19 декабря 2012 г.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.