Научная статья на тему 'Идея когнитивной культурологии в творчестве Е. Я. Режабека'

Идея когнитивной культурологии в творчестве Е. Я. Режабека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КОГНИТИВИЗМ / КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / КОГНИТИВНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / CULTURE / CULTUROLOOGY / COGNITIVISM / COGNITIVE THEORY OF CULTURE / COGNITIVE CULTURAL STUDIES / SCIENCE SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филатова Ася Алексеевна

Статья посвящена памяти ведущего философа и культуролога Юга России, доктора философских наук, профессора Евгения Ярославовича Режабека. Автор рассказывает о вкладе ученого в развитие отечественной когнитивной теории культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF COGNITIVE CULTURE IN THE WORKS OF E.Y. REZHABECK

The article is devoted to the memory of Master of Philosophy and Culturology of the South of Russia, doctor of philosophical sciences, Professor Eugeniy Yaroslavovych Rez-habeck. The author tells about scientist's contribution to the development of cognitive theories of national culture.

Текст научной работы на тему «Идея когнитивной культурологии в творчестве Е. Я. Режабека»

УДК 129

А.А. Филатова

A.A. Filatova

ИДЕЯ КОГНИТИВНОМ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.Я. РЕЖАБЕКА

THE IDEA OF COGNITIVE CULTURE IN THE WORKS OF E.Y. REZHABECK

Статья посвящена памяти ведущего философа и культуролога Юга России, доктора философских наук, профессора Евгения Ярославовича Режабека. Автор рассказывает о вкладе ученого в развитие отечественной когнитивной теории культуры.

The article is devoted to the memory of Master of Philosophy and Cultu-rology of the South of Russia, doctor of philosophical sciences, Professor Eugeniy Yaroslavovych Rez-habeck. The author tells about scientist's contribution to the development of cognitive theories of national culture.

Ключевые слова: культура, культурология, когнитивизм, когнитивная теория культуры, когнитивная культурология, научная школа._

А.А. Филатова

Кандидат философских наук, докторант кафедры философии, религиоведения и теологии Педагогического института Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

e-mail: asya_filatova@rambler.ru © Филатова А.А., 2012

Key words: culture, culturoloogy, cognitivism, cognitive theory of culture, cognitive cultural studies, science school.

A.A. Filatova

The Candidate of Philosophy, doctoral student of department of philosophy, religious and theology of the Pedagogical Institute of SFU (Rostov-on-Don). e-mail: asya_filatova@rambler.ru

© Filatova A.A., 2012

В этой статье я хотела бы поделиться опытом совместной работы с выдающимся отечественным гуманитарием, одним из основателей ростовской культурологической школы и просто человеком, по-настоящему жившим наукой и посвятившим ей всю свою жизнь, Евгением Ярославовичем Режабеком.

Мне посчастливилось начать свою научную деятельность под руководством Евгения Ярославовича еще в студенческие годы, результатом совместной работы стали сначала дипломная работа, а после и кандидатская диссертация. Внимательное и заинтересованное отношение к своим ученикам, умение выслушать и направить в нужное русло, уважение к чужому мнению, подчас не совпадавшему с его собственным, выгодно отличало профессора Е.Я. Режабека и привлекало к нему все новых учеников. Хочется отметить, что практически все студенты, с которыми начинал работать Евгений Ярославович, не бросили науку и продолжили свою карьеру, став в дальнейшем кандидатами и докторами наук. Среди них стоит упомянуть известных ростовских ученых: д.филос.н., проф. Е.Е. Несмеянова, д.филос.н., проф. С.Я. Подопригору, д.филос.н., проф. А.М. Старостина, д.филос.н., проф. М.В. Заковоротную.

С самого начала знакомства с Евгением Ярославовичем меня поражала его самоотдача в научных поисках, открытость новому, способность переосмысливать старые проблемы и менять свое мнение, если новые факты его опровергали. Он был из тех людей, которые не считают возможным почивать на лаврах прошлых достижений, несмотря на свои звания, общепризнанные заслуги и статус. Никогда не останавливаясь в своем профессиональном развитии, он всегда был в курсе последних публикаций, интересовался новейшими достижениями в науке и, лишенный «интеллектуальной жадности», с удовольствием делился своими находками с коллегами и учениками. Разнообразие интересов Евгения Ярославовича не переставало удивлять меня на протяжении всех лет совместной работы, он демонстрировал удивительные познания не только в философии и культурологии, что естественно для специалиста такого уровня, но и во многих сопредельных дисциплинах, прежде всего в лингвистике и психологии, а также в теории информации, нейрофизиологии и др.

Когнитивная наука попала в поле внимания Евгения Ярославовича Режабека не сразу. В его научном творчестве можно выделить несколько периодов, которые он посвящал той или иной доминирующей тематике. Первый большой этап, включивший в себя кандидатскую диссертацию «Роль дедуктивных умозаключений в познании объективной действительности» (1958 г.) и докторскую диссертацию «Гипотеза как теоретическая форма открытия истины» (1968 г.), был по преимуществу связан с проблемами методологии науки. В 90-е годы Евгений Ярославович активно занимался разработкой социосинергетической концепции общества, кото-

рая была описана им в следующих трудах: «Капитализм: проблема самоорганизации» (Ростов н/Д, 1993), «Организмическая концепция общественной жизни: Приобретение самостоятельности обособляющимися элементами органической системы» (Ростов н/Д, 1994), «Предмет и задачи историологии. Социосинергетическая концепция общественной жизни» (Ростов н/Д, 1994). Период с конца 90-х годов и до конца жизни был посвящен развитию и обоснованию когнитивной теории культуры или когнитивной культурологии. Собственно, на этот временной отрезок приходится и наше знакомство, и совместная работа, поэтому хотелось бы остановиться на нем поподробнее и рассказать, так сказать, «со знанием дела».

Известно, что ростовской философской школой в свое время был внесен огромный вклад в становление культурологии как самостоятельной гуманитарной науки. Развитие культурологии шло в русле так называемой «деятельностной концепции культуры» (В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, М.К. Петров и др.). Однако в последние десятилетия стало очевидным, что марксистский подход к культуре не исчерпывает проблемное поле культурологии, возникла острая необходимость в принципиально новой методологии. Разработка когнитивной теории культуры стала, на мой взгляд, своеобразной попыткой выйти из сложившейся ситуации, путем выведения проблематики культуры на междисциплинарный уровень с привлечением новейших достижений когнитивной антропологии, психологии и лингвистики.

Основной работой, в которой Е.Я. Режабек предложил и реализовал когнитивный подход к исследованию культуры, стала вышедшая в 2003 г. монография «Мифомышление (когнитивный анализ)» [1]. В этом труде эволюция мифа была представлена как эволюция когнитивности, как постепенный переход от генерализованно размытых образов архаического мифа к дискретно-аналитическим структурам античного рационализма. Методологической основой для выделения различных типов культуры стал доминирующий способ обращения с информацией - симультанно-недискретный либо сукцессивно-дискретный. Проводя параллель между психическим развитием ребенка и эволюцией культуры, Евгений Ярославович попытался показать, что прогресс в когнитивном оснащении и в первом, и во втором случае предполагает переход от правополушарно-го способа кодирования информации к левополушарному. Данная книга, изданная в центральном издательстве, получила широкую известность в российском культурологическом сообществе. Она может быть с полным правом названа одной из первых работ, в которой когнитивный подход к культуре был удачно опробован на конкретном историческом материале.

В 2007 г. вышла в свет книга «В поисках рациональности», вобравшая в себя статьи разных лет, в том числе те, которые были посвящены проблемам реконструкции когнитивного строя культуры [2]. Особо

хотелось бы отметить две статьи: «Культурные границы языкового сознания о вписанности грамматических категорий в эволюцию культуры» и «Возражения Дж. Лакоффу. О месте эссенциалистского подхода в научном познании». В первой статье на основе богатого лингвистического материала Е. Я. Режабек показывает стадиальное развитие языкового сознания, пытаясь доказать наличие определенного изоморфизма между языковым строем и типом культуры. Прослеживая изменения в культуре от тотемного типа до более сложноорганизованного мифологического, ученый показывает, как эти изменения отражались в языке. Изначально доминировали инкорпорированные конструкции, сформированные под влиянием всесмешения и панактивности. По ходу развития культуры происходит акцентуализация внимания на референтных различиях, что приводит к дифференциации языка, образованию полисемии в лексике, выработке дискретных расчленений существительного и глагола, существительного и прилагательного, формированию эргативного и номинативного языкового строя.

Вторая статья носит теоретико-методологический характер и затрагивает проблему эссенциалистского подхода в науке. В ней Евгений Ярославович вступает в теоретический спор с известным американским когнитивным лингвистом Дж. Лакоффом, который прежде всего известен как один из авторов концепции прототипической категоризации и концептов базового уровня. Согласно данной концепции, в основе познания, как обыденного, так и научного, лежат категории, которые представлены в уме в виде прототипов (наилучших примеров). Степень членства в категории для других сущностей определяется степенью их подобия прототипу. В категории нет никакого набора существенных неизменных признаков, наличие которых делало бы тот или иной объект относящимся к данной категории. В противовес Лакоффу Е.Я. Режабек на конкретных примерах, взятых из естественных наук, показывает, что эссенциалистский подход на сегодняшний день не только ни исчерпал себя, но и продолжает оставаться актуальным в тех случаях, когда речь идет о чувственно невос-принимаемых свойствах и отношениях.

Своеобразным подведением промежуточных итогов нашей совместной работы стало изданное в 2010 г. учебное пособие «Когнитивная культурология» [3]. В нем были изложены основные положения когнитивной культурологии, описаны предпосылки и этапы ее формирования, обозначено ее место в рамках когнитивных наук и близких философских дисциплин и теорий. Основная часть работы посвящена детальному описанию когнитивных форм культуры: когнитивных артефактов, схем, сценариев, концептов, категорий, символов и др. В данной работе впервые было сформулировано определение культуры как когнитивного аппаратурного оснащения коллективного сознания.

Но научная деятельность Евгения Ярославовича не ограничивалась исключительно кабинетной работой, ему удалось проявить себя в качестве прекрасного организатора науки. Лично им были налажены связи с Российской ассоциацией лингвистов-когнитологов (РАЛК) (г. Тамбов) и открыто Ростовское региональное отделение РАЛК, а также начато сотрудничество с Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований (МАКИ) (г. Москва). Участвуя в конференциях и конгрессах по когнитивной науке, Евгений Ярославович и его ученики достойно представляли российское философско-культурологическое сообщество. Приходилось неоднократно наблюдать, как, находясь в «чужом лагере», Евгений Ярославович выводил коллег - лингвистов и психологов, склонных в силу специфики своих предметов углубляться в частные эмпирические проблемы, на междисциплинарный, более фундаментальный уровень обсуждения проблем.

Разработка когнитивных исследований культуры также активно велась в рамках Межвузовского центра гуманитарного образования по культурологии для гуманитарных вузов при ЮФУ, директором которого Е.Я. Режабек был в течение долгих лет.

Цикл научных семинаров по когнитивной теории культуры, проходивших ежемесячно в течение 5 лет на базе факультета философии и культурологии, объединил философов, культурологов, лингвистов, математиков ЮФУ и других вузов Ростовской области. Постоянными участниками семинара стали доктора наук, профессора - А.К. Белоусова, С.И. Масалова, А.П. Шаповалова, Е.Н. Клеменова; кандидаты наук, доценты - А.И. Субботин, Е.М. Коваленко, Ф.Г. Самигулина, Н.И. Герасимова, М. А. Богданова и др. На этих встречах предоставлялась возможность доложить результаты своих научных штудий не только маститым ученым, но также студентам и аспирантам. Семинар стал замечательной экспериментальной базой для многих ученых, где в дружеской и заинтересованной атмосфере можно было обсудить результаты своих диссертационных исследований, получить дельные советы и замечания коллег.

Умение сплотить вокруг себя людей, заинтересовать их, увлечь своими идеями позволило Евгению Ярославовичу создать научную школу, в рамках которой был защищен ряд кандидатских и докторских диссертаций, в частности, кандидатские диссертации С.В. Агейкиной «Становление каузального дискурса в древнерусской культуре 1Х - Х1У вв. (по языковым данным)» (2006 г.) и А. А. Филатовой «Концепт как конституирующий элемент культуры (когнитивный подход)» (2007 г.), докторская диссертация С.И. Масаловой «Философские концепты как регулятивы гибкой рациональности: трансформация от античности до Нового времени» (2007 г.). Под большим влиянием идей учителя была написана докторская диссертация Е.М. Коваленко «Символизм современной европей-

ской культуры (концептуальный анализ)», защита которой состоялась уже после смерти Евгения Ярославовича.

Уход из жизни Евгения Ярославовича для многих из нас стал неожиданным потрясением, ведь, несмотря на возраст, он был еще полон сил, имел много планов и задумок. Однако дело Евгения Ярославовича продолжает жить в творчестве его учеников, выпускаются монографии, учебные пособия, защищаются диссертации. Его последователями с 2010 г. ежегодно проводится Международная научная конференция «Когнитивные исследования на современном этапе». Все это позволяет надеяться, что имя Евгения Ярославовича Режабека надолго останется в памяти не только близких и родных людей, но и отечественной науки.

Примечания:

1. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Еди-ториал УРСС, 2003.

2. Режабек Е.Я. В поисках рациональности. М.: Академ. проект,

2007.

3. Режабек Е.Я., Филатова А.А. Когнитивная культурология. СПб.: Алетейя, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.