Научная статья на тему 'Идея истории в Библии'

Идея истории в Библии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея истории в Библии»

и аспирантуры (Герасименко В. В., Зубкова И. Н., Власова Т, А., Бело-конев С. И., Белоконева Ф. Н., Горбачев И. И.).

9

На должность доцента по курсу „Основы научного управления" был принят О. Н. Ридин. Старшими преподавателями по товароведению продовольственных товаров избираются кандидат сельскохозяйственных наук Н. С. Егорашева и имеющая большой опыт работы в системе потребительской кооперации и преподавания в кооперативном училище М. А. Морозова.

Кафедра спецдисциплин включала в себя все экономические, товароведческие и технологические дисциплины. Такая многопрофильность отрицательно сказывалась на качестве преподавания, поэтому в апреле 1983 года были образованы кафедры товароведения и технологии торговых процессов и экономических дисциплин. Кафедру экономических дисциплин возглавила А. А. Васильева, обязанности заведующего кафедрой товароведения и технологии торговых процессов исполняла

С. В. Ярцева.

На должность старшего преподавателя был зачислен В. Д. Золотков. В 1984 году избран доцентом В. И. Афанасьев. В этом же году защитила кандидатскую диссертацию Г. М. Шуры-гина. С 1 марта 1984 года ушел в

творческий отпуск для завершения работы над докторской диссертацией заведующий кафедрой общественных наук Б. Ф. Кевбрин.

В августе 1985 года по решению Центросоюза СССР открывается учет-но-экономический факультет с очной формой обучения. Первым его деканом был избран А. А. Ягодкин. Члены кафедры экономических дисциплин вели в то время 12 разнопрофильных предметов, поэтому на ее базе были образованы две: бухгалтерского учета и контроля и экономики торговли.

Штат профессорско-преподавательского персонала к этому времени составил 53 чел., из них 25 чел., или 47,2 %, имели ученую степень кандидата наук, 12 чел., или 22,6 %, — ученое звание доцента. В аспирантуре обучалось 13 человек, 70 % из них защитили кандидатские диссертации. Кандидатами философских наук стали Е. А. Учаева, И. В. Александрова, филологических — В. М. Байкеева, технических — В. В. Засыпалов, географических — В. М. Кицис, экономических — Н. Е. Бибина, И. И. Додонова, М. А. Морозова.

За первые десять лет существования филиала была создана необходимая материальная база и сформирован творчески работающий научно-педагогиче-ский коллектив.

ааааааосаааааааааососааосаосососаосососааааос

ИДЕЯ ИСТОРИИ В БИБЛИИ

И. И. МОТЫКА, студент

Со времени Бенедикта Спинозы, жившего в XVII веке, не утихают споры о Святом Писании иудеев и христиан [3 ], о его месте в культурной жизни общества. В XIX веке был поднят вопрос об историзму Библии. В ходе обсуждения этой

проблемы оформились три точки зрения.

Представители первого направления объединились в рамках мифологической школы. Ее родоначальниками являлись немецкие исследователи Б. Бауэр и Д. Штраус. Они считали,

© И. И. Мотыка, 1998

что Библия является сборником мифов, распространенных на Ближнем Востоке и тесно переплетающихся с историей еврейского царода. Эта точка зрения нашла распространение как за рубежом (Дж. Р. Коллингвуд, А. Донини, А. Древе), так и в СССР (Виппер, Р. Ю. Крылеев, Я. И. Ленцман,

A. Б. Ранович) [4].

Ко второй группе исследователей, сформировавшейся во второй половине XIX века, относятся ученые, считающие, что Библия является ценным источником по истории древнейших государств Израиля и Иудеи и соседних стран Ближнего Востока, в котором присутствуют мифологические наслоения. Родоначальниками этого направления были А. Гарнак и Э. Ренан. В современной отечественной науке данную точку зрения поддерживают М. С. Амусин, С. С. Аверин-цев, М. С. Вейнберг, А. В. Мень, И. С. Свеницкая. Из зарубежных авторов наиболее известны в России Р. Бультман и 3. Косидовский.

Последняя группа представлена рядом современных зарубежных и отечественных авторов (У. Баркли,

B. В. Волкославский, Д. Гудинг, Г. Додд, Г. Моррис, Г. В. Фроловский), которые считают, что Святое Писание объективно характеризует события с момента сотворения Земли до современности, но наибольшее внимание в нем уделено истории Малой Азии с XXII века до Р, X. по I век от Р. X. Это первый труд как по всеобщей истории, так и по истории еврейской нации, оказавший колоссальное влияние на культурную жизнь человечества в целом и на становление и развитие европейской историографии в частности.

Мы предприняли попытку анализа идей истории в Библии на основе достижений светской и церковной историографии. Сразу оговоримся, что вопрос историзма в Библии не затрагивается, так как по этой проблеме существует обширная литература. Мы ставили перед собой следующие задачи: 1) определить характер развития исторического процесса на основе текстов

Святого Писания; 2) установить хронологические рамки исторического процесса; 3) определить, как оценивают влияние личности на историю авторы Святого Писания; 4) охарактеризовать влияние Библии на дальнейшее развитие исторической науки.

Несмотря на то, что Библия несет в себе обширную и важную информацию, необходимо оговориться, что она не является историческим трудом. Это богословская книга, в которой рассматривается характер отношений между Богом и человечеством на протяжении всей его истории. Но так как Святое Писание стало предметом дискуссии по вопросу идеи истории в Библии и продолжает оказывать влияние на историческую мысль, мы попытаемся раскрыть эту проблему.

В греко-римской историографии, которую считают истоком исторической науки, господствовала идея цикличности исторического процесса: одна форма правления сменяет другую; на обломках одной цивилизации строит основы последующая и так до бесконечности. В Библии мы наблюдаем принципиально иную картину. Мы видим единый исторический процесс, имеющий началом сотворение мира и концом — страшный суд. Человечеству предопределено пройти ряд вех, изменяющих ход истории: 1) сотворение Земли; 2) грехопадение; 3) потоп; 4) призвание Авраама и выделение еврейского народа из общей массы человечества для осуществления промысла Божия; 5) первое пришествие Христа, его казнь и воскрешение в 31 г. н. э.; 6) период между первым и вторым пришествием Христа; 7) второе пришествие Христа и страшный суд; 8) новая Земля. В Библии присутствует феномен времени, быстро текущего* имеющего определенное направление, когда каждое мгновение приобретает уникальное значение.

Первые четыре периода рассматривались в исторических книгах Ветхого Завета, оставшиеся четыре — в Евангелии, откровении Иоанна Богослова, а также в ряде пророческих книг Ветхого Завета. Что касается хронологи-

ческих рамок исторического процесса, то, по мнению богословов, нижняя граница проходит в IV тысячелетии до Р. X., а верхняя неизвестна (мы живем между первым и вторым пришествием Христа). Светские же историки несколько сужают их: XVI век до Р. X. — I век от Р. X., а периоды с пятого по восьмой считают вымышленными» Мы придерживаемся взглядов богословов, так как, рассмотрев предсказания библейских пророков, пришли к убеждению, что если события с VI века до Р. X. по I век от Р. X. сбылись, то есть все основания полагать, что сбудутся и события будущего.

Теперь перейдем к такой важной проблеме всякого исторического произведения, как движущие силы исторического процесса в целом и личности в частности. Главными лицами библейской истории являются три ипостаси божественного естества: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Бог-дух святой. Они в одинаковой мере являются творцами мироздания, законов, по которым существует Вселенная. Они все участвовали в спасении и искуплении грехов человечества. Их влияние на ход человеческой истории всеобъемлюще.

Что касается людей, то вопрос об их роли и влиянии на человеческую историю очень сложен. Будучи созданными по образу божьему, они наделены свободой воли и нравственным выбором. Они могут быть проводниками планов и намерений божьих (Авраам, Моисей, Ной, библейские пророки, апостолы), но часто злоупотребляют своей свободой, серьезно изменяя ход истории. Даже пророки спорят с Богом, могут пренебречь выполнением порученных им задач. Пророк Иона вместо того чтобы проповедовать в Ниневии — столице Ассирии, уезжает в Тарсис в Испании (Иона, 1). Наиболее ярким примером злоупотребления свободой воли является грехопадение Адама и Евы, в результате которого человечество обрело греховную природу (Быт., 3).

Большая часть истории Ветхого Завета повествует о постоянных наруше-

ниях божьей воли и открытых мятежах евреев против божественного вмешательства в управление народом. Это было бы невозможно, если бы человек не обладал свободой выбора. Часто на этот выбор оказывают влияние греховная природа человека и падшие ангелы. Что касается последних, то они во главе со своим вождем — херувимом Люцифером активно вмешиваются в человеческую историю, стараясь погубить человечество. Они выбора человека не уважают. Остальные небожители не оказывают никакого самостоятельного влияния на ход исторического процесса, так как это „служебные" духи, исполняющие исключительно волю божью (Евр., 1 : 14).

Географические, социально-экономические и иные факторы играют определенную роль, но не имеют всеобъемлющего влияния на исторический процесс, так как преодолеваются благодаря радикальному вмешательству

Бога (Иис. Нав., 6 : 3 — 19; 10:11 — 15).

Проанализировав направления исторического процесса, его временные рамки, влияние личности на ход истории, перейдем к рассмотрению вопроса о влиянии Священного Писания на формирование и развитие исторической мысли.

Впервые библейская концепция исторического процесса осмыслена в работах Августина Аврелия „Исповедь" [1 ] и „О граде Божьем" [2]. Августин представляет ход истории как единый, строго направленный процесс, проходящий под непосредственным контролем божьим. Практически во всех летописях средневековья присутствует мысль о том, что Бог непосредственно управляет развитием всей истории человечества.

В Западной Европе в XVII — XVIII веках под влиянием идей Возрождения и Просвещения началась критика библейской концепции истории. К началу XIX века даже , протестантские пасторы, например К). Вель-хаузен, воспринимали ее гиперкрити-чески.

Но, несмотря на процесс рациона-

лизации познания бытия, во многих произведениях современных историков мы видим библейское наследие: единый линейный процесс исторического развития, ощущение быстротечности времени, роль нравственного выбора человека и др. Хотя просветители критиковали тех авторов исторических произведений, которые представляли важнейшую движущую силу истории, и пытались первостепенное значение придать отдельным личностям (как, например, Н. М. Карамзин), географическим факторам (В. О. Ключевский), социально-экономическим при-

чинам (А. А. Корнилов), но все же в литературе такого характера присутствует сверхъестественная сила, например, у Г. Гегеля — Абсолютный Дух. Особенно отрадно наблюдать возрождение интереса к истокам христианской

мысли в кругах интеллектуальной элиты как за рубежом, так и в России. Об этом свидетельствует ряд работ, защищающих третью точку зрения, проанализированную выше. Следовательно, Святое Писание продолжает активно оказывать влияние на историческую мысль — как содержательно, так и концептуально.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. 332 с.

2. Августин Аврелий. О граде Божьем // Философия истории: Антология / Под ред. Ю. А. Кимелева. М.: Аспект-Пресс, 1994. 351 с.

3. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1993. 1371 с.

4. Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск: Вышэйш. шк., 1970. 483 с:

Экономика и юриспруденция

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

н. п. п.

п. в.

А.

МАКАРКИН, доктор экономических наук, ШИЧКИН, доктор экономических наук, ЛЕВЧАЕВ, аспирант

Многие отечественные экономисты считают, что российская экономика вступила в фазу стабилизации и за ней непременно последует подъем. Главным аргументом при этом выступает низкий уровень инфляции, одйако общеизвестно, что оживдение экономики происходит при некотором росте цен. Признаки „выздоравливающей" экономики — это правильное соотношение цен и заработной платы, доступный банковский кредит, обоснованные валютный курс, структура за-

трат на производство, налоговая политика, а отнюдь не бегство от национальной валюты, кризис неплатежей, задержка заработной платы, широкое хождение денежных суррогатов и т. д. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, одной из приоритетных задач, которую следует решить, чтобы перейти к экономическому оживлению, является преодоление кризиса неплатежей, захлестнувшего российскую экономику.

Проблема неплатежей кос*™™ г и «

© Н. П. Макаркин, П. В. Шичкин, П. А. Левчаев, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.