Научная статья на тему 'Идея философии природы: трансцендентальный и натурфилософский аспекты исследования'

Идея философии природы: трансцендентальный и натурфилософский аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ / IDEA OF THE PHILOSOPHY OF NATURE / НАТУРФИЛОСОФИЯ / NATURAL PHILOSOPHY / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ / TRANSCENDENTAL DOCTRINE OF NATURE / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ / NATURAL SCIENCE AS A WHOLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Насырова Дилара Халитовна

В статье исследуется идея философии природы в широком мировоззренческом контексте пространства культуры, наук о человеке и природе. Сделан вывод о том, что творческий потенциал «наукоучения» И.Г. Фихте и «философии природы» Г.В.Ф. Гегеля позволяет рассматривать всё естествознание как единое целое, а также реконструировать их взгляды на природу с позиций нашей отечественной философии, философской мысли современной западной Европы и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of the philosophy of nature: the transcendental and natural philosophical aspects of the study

The article explores the idea of the philosophy of nature in the broad worldview context of the space of culture, the sciences of man and nature. The conclusion is drawn that the creative potential of the "science teaching" I.G. Fichte and the "philosophy of nature" G.V.F. Hegel allows us to consider all natural science as a single whole, and also reconstruct their views on nature from the standpoint of our national philosophy, the philosophical thought of modern Western Europe and Russia.

Текст научной работы на тему «Идея философии природы: трансцендентальный и натурфилософский аспекты исследования»

Д.Х. НАСЫРОВА

педагог дополнительного образования

*

МБОУ ДО ДЭБЦ «Эколог,» ГО г. Уфа

Идея философии природы: трансцендентальный

и натурфилософский аспекты исследования

Актуальность настоящего исследования идеи философии природы как картинного, целостного мышления о месте человека в структуре мироздания, о роли его в мировоззренческих поисках современности определяется проникновением в сам мыслительный строй эпохи, который сохраняет в себе «матрицу» таких вопросов:

1) Как возник мир?

2) Совпадает ли мыслительное движение, которое протекает в «Я», с теми процессами, которые протекают объективно, и наблюдаем ли мы действительно то, что существует, а вовсе не является иллюзией, грезой или сном разума?

3) Сама природа и множество взглядов на неё не могут ли быть предоставлены как некие «факты сознания»?

4) Можем ли мы, проникая в сущность самосознания, что-то сказать интересное и более глубокое, тем самым, проникнуть в сущность природы, оставаясь в пределах самодвижения «Я», в котором столько отдельных «Я», сколько звёзд на небе?

Таким образом, отталкиваясь от такого подхода к природе, мы в каком-то плане можем дальше продвигать мысль, которая не должна зацикливаться на объекте или на субъекте познания, а призвана исходить из их сложнейшей диалектики.

Трансцендентальное учение о природе направлено на рассмотрение природных форм, пространственно-временных форм как «фактов сознания».

В настоящей статье мы исходим из той мысли, что философия природы радикальным образом отлична от идеи «натурфилософии», которая восполняет недостающие связи в природе вымышленными.

Натурфилософия, которая сложилась к концу первой четверти XIX века, отличается целым рядом признаков: для неё свойственно осознание «недостаточности той теории науки, которая ограничивает себя анализом формального языка науки»1.

Насырова Дилара Халитовна, e-mail: 710861@mail.ru.

1 См.: Огурцов, А.П. Философия природы Гегеля и её место в истории философии науки // Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. М.: Мысль, 1975, с. 605-695.

Но ценность натурфилософии состоит в том, что она приводит естествознание в теснейшую связь с культурой и духовными потенциями, силами времени. В целом, идея «философии природы» направлена на преодоление натурфилософского подхода к ней. Необходимо заметить, что кризис прежних форм философии природы сегодня дополняется утратой доверия к естественным наукам. Сама культура и наука выступают в настоящее время как нечто чуждое человеку, как своеобразный «отчуждённый» дух. Сама натурфилософия становится в основном ориентированной на процесс описания, ибо в данном случае «чувственное только принимается, не становясь в себе самом всеобщим»2.

Натурфилософия занимается фиксацией признаков, которая ведёт к различению существенных и несущественных свойств вещи, занята построением искусственных и естественных классификаций во всей совокупности анализируемых объектов на основе выделенных свойств.

Идея философии природы в её натурфилософской ипостаси высвечивает новые ракурсы проблемы её анализа в системе объективной диалектики гуманитарного и естественнонаучного познания. Нам думается, что природа и человек - это далеко не равноправные системы деятельности. Сам характер этих отношений всё же находится в компетенции самого человека. Именно человек моделирует возможные ситуации. Человек полагает мир, в целом, как иной по отношению к самому себе. Этот мир кажется «инако-вым», другим и самодостаточным. Этому другому миру свойственно своё «Я». Только на данной основе и можно рассуждать о самой возможности взаимопонимания. Но сможет ли природа, будучи в диалоге с самой собой, сохранить и постоянно воспроизводить свою автономность? Видимо, природа сохраняет свой статус объекта при всех моральных стремлениях человека. Но не утрачивает ли она при этом свою самость? С данной проблематикой сталкивается и «экологическая этика», стремящаяся обозначить нравственную компоненту как весьма приоритетную в области достижения «реального партнёрства». Человек в своём отношении к другому каждый раз оказывается на границе между общественными устремлениями и социально значимыми проектами, между «Я» и «не-Я».

В данном смысле сама «граница» осуществления возможностей человека выступает как некий «канал» для экспликации новых ресурсов, которые выступают как некий гарант источника знаний о возможности диалога человека с «иным» бытием, как предпосылка интериоризации смыслов и значений культурных традиций, задающих параметры социоприродного взаимодействия.

2 См.: Гегель, Г.В.Ф. Сочинения. Т. IV. М., 1959, с. 131-134.

Сторонники натурфилософского подхода, как правило, апеллируют к понятию «смысла». Но уже Ф.М. Достоевский, как реконструирует его мировоззренческую позицию Р. Лаут, отрицательным образом относится к категории «смысла» при описании природных явлений. К явлениям природы, замечает Р. Лаут, «категория смысла вообще не применима». Сама правомерность такого вопроса, зачастую, «оспаривается и сторонниками религиозно-

о

конфессионального подхода, но с противоположных позиций»3.

Мы должны видеть в природе некое скрытое «возвышенное» внутреннее состояние. В этой связи само сущее открывает нашим чувствам (если они деятельны!) только часть своей подлинной природы. То, что здесь, в земном мире, «высвечивается нам в красоте вещей и в их ощутимых свойствах, становится там очевидной истиной с натурфилософским содержанием».

В истолковании природы мы можем выявить особый подход, анализируя действительность во всей её полноте. При этом сама действительность не может быть осмыслена на основе только достижений естествознания и той картины природы, которую мы имеем сегодня4. Действительность, природа, согласно подходу, призваны предстать как некие факты сознания.

Наше индивидуальное сознание возникает и существует не изолированно от всего остального, а как часть общего объективного знания, представляя собой буквально «со-знание». Современная наука признаёт сознание свойством человеческого мозга, которое относится к особой реальности. Его невозможно наблюдать эмпирически при помощи органов чувств, но это и не означает, что оно непознаваемо. Сознание - способность человека к мышлению. Его синонимами являются «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «мировая война», «осознанное бытие». Самым подходящим из этих терминов является термин «осознанное бытие». Понятиям «идеальное», «идеальный мир», введённым Платоном, были противопоставлены понятия «материальное», «материальный мир». По Платону, идеальный мир существует независимо от человека, то есть объективно. Сущностной характеристикой сознания является его идеальность. Платон, Гегель под «объективностью сознания» понимают независимость его от индивидуального мышления. Но в тоже время Платон считал, что сознание связано с особым «миром идей», а значит, оно зависит от «мира идей». Исходя из данных рассуждений, в человеке заключено социальное. По Гегелю, сознание было связано с «мировым духом» или «мировой идеей».

См.: Лаут, Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996.

4 См.: Достоевский, Ф.М. Записи публицистического характера из записных книжек и тетрадей 1860-1865 гг. Т. 20, с. 175.

Главной, сквозной темой трансцендентального учения о природе (в отличие от её натурфилософского понимания) выступает тема, связанная с идеей коэволюции природы и человека, с темой создания модели устойчивого развития.

Идея философии природы в её трансцендентальном аспекте получила развитие в современной западной философии науки. Так, некоторые исследователи обращают пристальное внимание на исследование смысла трансцендентального учения о природе И.Г. Фихте5.

Неприятие натурфилософского подхода получило своё отражение и в историко-научных изысканиях начала XX века. Так, Ф. Розенберг замечает, что в чисто спекулятивных высотах натурфилософии Шеллинга и Гегеля не было мыслей о природе как таковой: «от этой игры словами не было моста к природе»6.

Однако в рамках натурфилософии получило рассмотрение всё естествознание в целом, анализ естествознания как единого целого7. Мы можем разделять эту оценку в том случае, если для исследования естественных наук подключается всё богатство методов (в том числе феноменологической, трансцендентальной и других парадигм, входящих в пространство современной естественнонаучной культуры).

Таким образом, идея целостности природы выступает важнейшей регуляторной идеей. В этом состоит сущность трансцендентального метода познания природы, который организует и ориентирует научный поиск, устанавливает «систему отсчёта» для естественнонаучного анализа явлений.

Насырова Д. Х. Идея философии природы: трансцендентальный и натурфилософский аспекты исследования. В статье исследуется идея философии природы в широком мировоззренческом контексте пространства культуры, наук о человеке и природе. Сделан вывод о том, что творческий потенциал «наукоучения» И.Г. Фихте и «философии природы» Г.В.Ф. Гегеля позволяет рассматривать всё естествознание как единое целое, а также реконструировать их взгляды на природу с позиций нашей отечественной философии, философской мысли современной западной Европы и России.

Ключевые слова: идея философии природы, натурфилософия, трансцендентальное учение о природе, естествознание как единое целое.

Nasyrova D.Kh. The idea of the philosophy of nature: the transcendental and natural philosophical aspects of the study. The article explores the idea of the philosophy of nature in the broad worldview context of the space of culture, the sciences of man and nature. The conclusion is drawn that the creative potential of the "science teaching" I.G. Fichte and the "philosophy of nature" G.V.F. Hegel al-

5 См.: Arkadij V. Lukjanov. Der Sinn der transzedentalen Naturlehre Fichtes // Fichte Studien. Bd. 11. Amsterdam - Atlanta, GA, 1997, s. 13-23.

6 См.: Розенберг, Ф. История физики. Часть 3, вып. 2. М.-Л., 1936, с. 10.

7 См.: Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 20, с. 353, 365.

lows us to consider all natural science as a single whole, and also reconstruct their views on nature from the standpoint of our national philosophy, the philosophical thought of modern Western Europe and Russia.

Keywords: Idea of the philosophy of nature, natural philosophy, transcendental doctrine of nature, natural science as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.