Научная статья на тему 'Идея диалога концепций профессионально-педагогической культуры'

Идея диалога концепций профессионально-педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ПАРАДИГМА / ГНОСЕОЛОГИЯ / ДИАЛОГ КОНЦЕПЦИЙ / ДИАЛОГ СМЫСЛОВ / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ФЕНОМЕН / CULTURE / PEDAGOGICAL CULTURE / A CULTUROLOGICAL APPROACH / METHODOLOGICAL BACKGROUND / PARADIGM / GNOSIOLOGY / A DIALOGUE OF CONCEPTIONS / A DIALOGUE OF SENSES / AN OBJECT AND A SUBJECT OF COGNITION / A PHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляликова Людмила Николаевна

Статья посвящена проблеме поиска методологических оснований исследования процесса (вопросов, аспектов) развития профессионально-педагогической культуры. В условиях полипарадигмальности современной науки, актуальной является идея диалога парадигм, позволяющая разумно сочетать рационализм и гуманитарную этику. Культурологический подход -удачное воплощение этой идеи и оптимальная методологическая основа этого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Idea of a Dialogue of Conceptions of Professional-Pedagogical Culture

The article is dedicated to the search of the methodological backgrounds of the professional pedagogical culture development process. Taking into account the multiparadigm character of the modern science the idea of the dialogue of paradigms seems to be well-timed. This very idea allows to combine rationalism and humanitarian ethics. Under such circumstances the cultural approach could be of great value, a successful finding and the best methodological background for the research in the sphere of professional pedagogical culture development.

Текст научной работы на тему «Идея диалога концепций профессионально-педагогической культуры»

УДК 37.02

Л. Н. Ляликова

Идея диалога концепций профессионально-педагогической культуры

Статья посвящена проблеме поиска методологических оснований исследования процесса (вопросов, аспектов) развития профессионально-педагогической культуры. В условиях полипарадигмальности современной науки, актуальной является идея диалога парадигм, позволяющая разумно сочетать рационализм и гуманитарную этику. Культурологический подход -удачное воплощение этой идеи и оптимальная методологическая основа этого исследования.

Ключевые слова: культура, педагогическая культура, культурологический подход, методологическая основа, парадигма, гносеология, диалог концепций, диалог смыслов, объект и субъект познания, феномен.

L. N. Lyalikova

Idea of a Dialogue of Conceptions of Professional-Pedagogical Culture

The article is dedicated to the search of the methodological backgrounds of the professional pedagogical culture development process. Taking into account the multiparadigm character of the modern science the idea of the dialogue of paradigms seems to be well-timed. This very idea allows to combine rationalism and humanitarian ethics. Under such circumstances the cultural approach could be of great value, a successful finding and the best methodological background for the research in the sphere of professional pedagogical culture development.

Key words: culture, pedagogical culture, a culturological approach, methodological background, paradigm, gnosiology, a dialogue of conceptions, a dialogue of senses, an object and a subject of cognition, a phenomenon.

Изучение проблем формирования, становления и развития профессионально-педагогической культуры широко востребовано современной образовательной практикой. Это связано с тем, что длительное время отечественная педагогика и система образования являлись репродуктивными, были ориентированы на среднестатистического ученика, студента или педагога без учета их личностных качеств.

Интенсивные перемены в социальном, политическом, экономическом устройстве общества неизбежно повлекли за собой перемены и в системе образования, в педагогической теории и практике. Однако имеющийся опыт преобразований показал, что механическое введение в образовательный процесс различного рода новшеств не приносит желаемого эффекта в силу различных причин, одной из которых является состояние профессиональной педагогической культуры.

Современной системе образования необходим педагог - не учитель в общепринятом смысле и тем более не «предметник», а глубоко эрудированная, творческая, разносторонне подготовленная личность, обладающая высокой педагогической культурой [3, с. 4].

Совершенно очевидно, что необходимо пересмотреть существующие содержательные, мето-

© Ляликова Л. Н., 2011

дические и технологические аспекты, ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства подготовки современного педагога-профессионала. Однако разработка эффективных моделей, программно-методических комплексов и механизмов формирования становления и развития профессионально-педагогической культуры требует определения методологических оснований.

Актуальность этой проблемы обусловлена одновременным существованием в современной науке естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Так, естественнонаучная рациональность позволяет четко определить изучаемый объект как феномен, обладающий определенным содержанием, структурой, функциями, однако познание носит односторонний монологический формализованный характер, лишенный субъектно-лич-ностного потенциала. В гуманитарных науках речь идет о человеке и его специфике, основным методологическим принципом является диалог, а познание - сложный двусторонний акт, в котором личность - одновременно объект и субъект познания [2, с. 3-5].

Отечественная педагогика располагает содержательным опытом изучения профессиональной педагогической культуры, посвященным как об-

щетеоретическим основам (А. В. Барабанщиков, В. Л. Сластенин, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никан-дров, В. Л. Бенин, В. А. Чижакова, И. Ф. Исаев и др.), так и отдельным аспектам: методологическому (В. Л. Сластенин, В. В. Краевский, А. Н. Ходусов); гуманитарному (Г. И. Гайсина, Е. Н. Шиянов); этнопедагогическому (В. А. Николаев, В. К. Шаповалов); политехническому (В. А. Комелина, В. Д. Симоненко); историко-педагогическому (А. К. Колесова, З. И. Равкин); нравственно-эстетическому (Е. Н. Богданов, Н. Б. Крылова); коммуникативному (В, С. Грех-нев, Ш. А. Магомедова, А. В. Мудрик, И. И. За-рецкая); технологическому (М. М. Левина, Н. Г. Руденко); духовному (Е. И. Артамонова, Н. Е. Шуркова, Е. Г. Силяева); физическому (М. Я. Виленский) и т. д. [9, с. 164]. В этих исследованиях получены принципиально значимые теоретические и практические результаты.

Вместе с тем, (вслед за В. Л. Бениным, И. Ф. Исаевым и др.) следует отметить, что понятие «профессиональная педагогическая культура» как в педагогике, так и других смежных науках все еще имеет несколько неопределенный, неоднозначный характер, не является устоявшейся категорией. Различные источники трактуют ее следующим образом:

- интеграция, синтез природных и приобретенных личных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя [9, с. 165];

- совокупность высокого уровня развития и совершенствование всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей и возможностей [8, с. 39];

- сложная социальная характеристика личности учителя, отражающая его педагогическую позицию; показатель уровня его духовного, нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений и навыков, высокого профессионализма, профессионально-значимых качеств личности, необходимых для успешного решения педагогических задач [1, с. 23];

- часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов [4, с. 34];

- интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу

профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания, наличие культуротворческих способностей [5, с. 19].

Вариативность трактовок, приведенных выше, вполне может быть обусловлена фактом выбора в качестве методологической платформы, естественнонаучной или гуманитарной парадигмальной концепции. Еще более широкое многообразие смыслов порождает идея диалогичности парадигм, когда рациональное отчужденное объективное знание дополняется объект-субъектным диалогом смыслов, способов понимания, целью которого является создание общего смысла и достижение взаимопонимания.

Анализ этих определений, с точки зрения выявления их принадлежности к той или иной пара-дигмальной концепции, в рамках статьи не предусмотрен. Однако он позволяет отметить общее: педагогическая культура представляет собой, с одной стороны, часть общей культуры педагога, с другой, высокий уровень развития его профессионально важных качеств. Таким образом, педагогическая культура неразрывно связывает 2 общественные системы - педагогику и культуру и требует определения ее сущности как с позиций педагогики, так и в контексте культуры.

Такое положение дел требует не только серьезного научного анализа, но и поиска наиболее объективных методологических оснований. В этом случае идея диалога парадигмальных концепций представляется наиболее продуктивной, так как сложившиеся в отечественной науке способы исследования в большинстве своем носят гносеологический характер. Однако профессионально-педагогическая культура как объект исследования, имеет непосредственное отношение к гуманитарным областям знания: педагогике, культурологи и т. д. Вполне уместно предположить, что это как раз тот случай, который требует преодоления ограниченности рационализма, учета всего богатства оттенков человеческого познания, гармоничного и разумного соотнесения гносеологии и гуманистической этики [2, с. 8].

В качестве таковой обобщенной методологической основы при исследовании проблем профессиональной педагогической культуры может быть избран культурологический подход. В какой-то мере это обусловлено тем, что педагогика по своей сути культуросообразна, она, с одной стороны, отражает актуальный уровень культуры общества, а с другой, оказывает непосредственное влияние на ее потенциальный уровень [9, с. 165].

В современной педагогической теории и практике сформировались вполне определенные представления о культурологическом подходе, далекие от упрощенного понимания, распространенного в прежние времена.

Культурологический подход представляет собою совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад, образ жизни, культурная деятельность и т. д. Он в корне изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания. В зависимости от исследовательских целей, культурологический подход может применяться в контексте философской, культурной, психологической, педагогической антропологии, а также истории культуры и искусствознания. С одной стороны, он может основываться на философии, антропологии, психологии, с другой, непосредственно реализоваться в педагогике (что стало ощутимо значимо только в конце ХХ в.) [10, с. 73].

Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, рассматриваемой на уровне обыденного и теоретического сознания. В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой - отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей - связывается с характеристикой места и образа жизни человека [6, с. 6].

Чрезвычайно значимо, что культурологический подход позволяет рассмотреть проблему становления и состояния профессиональной педагогической культуры с учетом социокультурных факторов. Это обусловлено тем, что система профессиональных педагогических установок, норм, ценностей, символов является отражением определенных значений, ведущих понятий, системы символов, ценностей и норм, из которых состоит социокультурное пространство того или иного индивида, сообщества, народа, поколения - как некий обособленный жизненный мир.

Именно в этом пространстве происходит самоопределение как социального субъекта и как субъекта педагогической и профессиональной культуры. На этой основе, основе субъектного опыта формируется представление, отражающее профессиональные педагогические взгляды и позицию, способные в дальнейшем оказывать определенное влияние на состояние социокультурного пространства.

Педагог-воспитатель никогда не реализует внеличностные профессиональные установки, транслирует детям свои собственные ценности, всегда реализует свои собственные профессиональные цели, не заданные кем-то, а именно свои! [11, с. 118]. Это влияние может выражаться как в виде прямого следствия, так и в виде противоречий, возникающих между педагогической мыслью и педагогической практикой того или иного периода развития образования.

Если, по мнению И. Ф. Исаева, стратегической целью подготовки педагога-профессионала является формирование профессионально-педагогической культуры, то исследовать проблемы педагогического образования следует с учетом требований культурологического подхода.

Культурологический подход обеспечивает совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на исследование проблем педагогического образования и создания условий освоения и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности.

При культурологическом подходе под проблемами педагогического образования понимается, прежде всего, постижение педагогом общей и профессионально-педагогической культуры, активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Овладевая общей и профессионально-педагогической культурой как «внебиоло-гическим механизмом» передачи социальной наследственности, педагог реализует в своей практике культуротворческие функции образования и педагогики.

Поэтому в основу разработки содержания, технологии, организационных форм педагогического образования должна быть положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры [7, с. 6-7]. Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не

столько специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать новые и передавать традиционные ценности.

Таким образом, при изучении теоретических и практических аспектов становления профессиональной педагогической культуры выбор культурологического подхода в качестве методологической основы является вполне актуальным и обоснованным. Он позволяет анализировать педагогические факты и явления в контексте общефилософского понимания культуры, разумно сочетая гносеологию и гуманитарную этику, с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем. Именно культурологический подход позволяет реализовать идею диало-гичности парадигмальных концепций, составить достаточно объективное и не лишенное личностного смысла представление о сути профессиональной педагогической культуры в различных ее ипостасях: как педагогической категории; как концептуальной основы современного педагогического образования на уровне разработки и реализации его содержания, технологии и организационных форм; как интегрального качества личности педагога, проецирующего его общую культуру в сферу профессиональной деятельности.

В конечном итоге, идея диалогичности пара-дигмальных концепций как методологическая опора позволит разработать инновационные механизмы, способы, средства формирования и развития профессионально-педагогической культуры и на практике осуществить продвижение от развития профессиональной культуры к культуре конкретного педагога-профессионала.

Библиографический список:

1. Абросимова, З. Ф. Педагогическая культура учителя [Текст] / З. Ф. Абросимова // Наука и образование Зауралья. - 1998. - № 2(3). - С. 18 -20.

2. Абросимова, Т. Я. Проблема методологических оснований естественнонаучной и гуманитарной парадигмы в философии М. М. Бахтина [Текст] / Т. Я. Абросимова // Философия современного образования научная и педагогическая

мысль: от исследований к практике: Материалы IX междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. - М. : АПК и ППРО, 2006. - С. 3 - 9.

3. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: фи-лософско-социологический анализ [Текст] / В. Л. Бенин. - Уфа : Издательство БГПИ, 1997. -147 с.

4. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1999. - № 3. - С. 37-43.

5. Воробьев, Н. Е. О педагогической культуре будущего учителя [Текст] / Н. Е. Воробьев, Т. В. Иванова, В. К. Суханцева // Педагогика. -1992. - № 1. - С. 66 -71.

6. Зарецкая, И. И. Профессиональная культура педагога [Текст] : учеб. пособ. / И. И. Зарецкая. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : АПКиППРО, 2006.

- 116 с.

7. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / И. Ф. Исаев.

- 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004. - 207 с.

8. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. завед. [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2004. -176 с.

9. Колмогорова, И. В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя [Текст] / И. В. Колмогорова // Известия Уральского государственного университета.

- 2008. - № 60. - С. 163 - 167.

10. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. - М. : Народное образование, 2000.

- Вып. 10. - 272 с.

11. Степанова, И. В. Проблема педагога как ключевая проблема теории и практики воспитания [Текст] / И. В. Степанова // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: Материалы вторых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию академика РАО Л. И. Новиковой. - Владимир-Москва, 2009. - С. 118-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.