Научная статья на тему 'Идея бессмертия человека в культуре и языке '

Идея бессмертия человека в культуре и языке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1204
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a brief coverage of the way the idea of immortality is realized in doctrines and conceptions of different philosophers and scholars, and the most typical methods and modes of linguistic representation of this idea.

Текст научной работы на тему «Идея бессмертия человека в культуре и языке »

ФИЛОЛОГИЯ

Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 68-71. лттто" йП1

© A.A. Берендакова, 2005 ^ ^

ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ

А.А. Берендакова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра русского языка

644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 15 апреля 2005 г.

The article presents a brief coverage of the way the idea of immortality is realized in doctrines and conceptions of different philosophers and scholars, and the most typical methods and modes of linguistic representation of this idea.

Феномен бессмертия издавна вызывал у человека непреодолимый интерес, и актуальность этого феномена не угасает и по сей день - множество религиозной, философской, научной литературы посвящено его изучению.

Очевидно, что язык как составная часть культуры, которую мы наследуем от наших предков, как основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру, определенным образом репрезентирует идею бессмертия. Это обусловлено, главным образом, историческими и социальными условиями взаимодействия языка и культуры, языка и сознания во всех его формах - донаучной, научной и наивной.

Воплощенные в языке мысли о бессмертии являются фрагментом картины мира и интерпретируются наивными носителями языка, исходя из утвердившихся в сознании и культуре народа стереотипов.

Основываясь на высказанных тезисах, в статье будут рассмотрены внелингвистические смыслы, вкладываемые в идею бессмертия, которые представлены в учениях и концепциях различных мыслителей, а затем - наиболее характерные для русского языка формы собственно лингвистической репрезентации этой идеи.

Очевидно, что человеческая жизнь погружена во время: она подчинена времени как потоку, который несет ее к завершению: «Человек находится в потоке времени, которое непреклонно указывает путь к смерти и уничтожению» [4, с. 456]. Таким образом, временная ось человеческого бытия представлена серией сменяющих друг друга состояний: жизнь - смерть - бессмертие.

Несомненно, из всех желаний людей самым фундаментальным является желание бессмертия: по М. Пришвину, «жизнь - это борьба за бессмертие» [2, с. 119]. Хотя бессмертным человек как будто бы не был, идея бессмертия роди-

лась вместе с ним, с его культурой и осознанием конечности своего бытия. Всякое религиозное сознание (а также первобытная мифология), по словам М.С. Кагана, «имеет важнейшим своим источником страх смерти и стремление победить его в надежде на бессмертие, вечное существование» [6, с. 86]. В этой связи нельзя не согласиться с Е.В. Петушковой, утверждающей, что «вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти» [17].

Как известно из истории, во всех культурах человек пытался найти способы достижения физического бессмертия. Но бесконечная жизнь не может иметь смысла. Еще древнегреческий философ Платон сказал о том, что «никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим» [24]. Эта мысль проходит через всю историю культуры и повторяется, варьируясь, в высказываниях философов, ученых, писателей, общественных деятелей; эксплицитно или имплицитно проявляется в языке. Например, у А.П. Чехова: «Жизнь страшна, но еще страшнее было бы сознавать, что будешь жить вечно и никогда не умрешь» [24].

Главной причиной осознания себя чем-то отдельным, личностью, является факт возникновения и исчезновения, рождения и смерти. С.А. Ку-чинский подчеркивает, что «физическое бессмертие разрушает диалектику жизни и смерти, понятие человеческой культуры, истории - идею преемственности поколений и самой жизни» [8,

с. 169]. Физическое бессмертие суть не что иное, как формальное продление жизни.

Очевидно, что идея бессмертия, присутствующая в религиозной, философской, научной литературе, в сознании наивного носителя языка, наполняется разными смыслами. Как подчеркивает Т.Н. Прокудина, возможные трактовки бессмертия зависят от «1) понимания природы человека, которая может быть мыслима неодинаково в разных традициях; 2) решения вопроса о том, какой элемент в человеке признается истинным и достойным бессмертия; 3) того, как бессмертие человека вписывается в общее представление о человеке, мире, космосе, будущем человечества;

4) способа, с помощью которого бессмертие достигается (или по каким-то причинам не достигается, или каким-то образом доказывается, что человек (или его часть) бессмертен уже сейчас);

5) концепции времени, пространства и вечности;

6) причин, побудивших к возникновению вопроса о необходимости или возможности бессмертия» [18, с. 126-130].

Таким образом, можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся смыслы, вкладываемые в понятие бессмертия, и соответствующие им виды бессмертия: 1) личное бессмертие - действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти; 2) метафизическое бессмертие - существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом; 3) теологическое бессмертие -различные религиозные формы трансцендиро-вания смерти путем установления связи с вечными духовными ценностями; 4) идеальное бессмертие - достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни; 5) натуралистическое бессмертие - надежда на бессмертие путем слияния с природой, развито в японской и других восточных культурах; 6) бессмертие, как реинкарнация, или переселение душ - перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы; 7) материальное, или физико-химическое бессмертие -включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности; 8) биогенетическое, или биологическое бессмертие - осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство; 9) социокультурное бессмертие - бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений; 10) историческое бессмертие - проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком бу-

дущем; 11) творческое бессмертие - надежда на продолжение жизни в результатах своего труда.

Коль скоро нас интересует, как понятие бессмертия трактуется в контексте лингвокульту-рологии и теории языковой картины мира, то смысл, вкладываемый нами в данное понятие, можно свести к следующему постулату. Человек, умирая физически, не умирает духовно. Он продолжает жить и за гранью собственной телесной формы, ибо все то, в чем человек проявился, чем он заявил себя в течение своей жизни, воплощаясь в умах и сердцах окружающих людей, в потомках, переходит от человека к человеку, из рода в род, из века в век. Идею бессмертия в этом смысле, по словам В.М. Бехтерева, можно свести к понятию о «продолжении человеческой личности за пределами ее индивидуальной жизни в форме участия ее в совершенствовании человека вообще и в создании духовной общечеловеческой личности, в которой живет непременно частица каждой отдельной личности, хотя бы уже и ушедшей из настоящего мира, и живет не умирая, а лишь претворяясь в духовной жизни человечества, иначе говоря, бесконечного ряда человеческих личностей» [1, с. 46]. Вера в бессмертие выражает, по словам Л. Фейербаха, не что иное, «как истину и факт, что человек, утрачивая свое телесное существование, не теряет своего существования в духе, в воспоминаниях, в сердцах живых людей» [2, с. 116].

Таким образом, идея бессмертия в подобном понимании включает в себя следующие смыслы: 1) продолжение жизни личности в потомках; 2) продолжение жизни личности в культуре в результате своей деятельности; 3) продолжение жизни личности в истории народа и общества; 4) продолжение жизни личности в результатах своего творчества. В сознании наивного носителя русского языка каждый из этих смыслов имеет следующие языковые формы репрезентации.

1. Языковые формы репрезентации биогенетического бессмертия

В рамках обыденного бытия человек стремится реализовать бессмертие исключительно как телесный феномен. Наиболее естественным и привычным в обыденности является представление о бессмертии как продлении рода. Родов дряхлеющих обломок (И по несчастью не один). Бояр старинных я потомок; Я, братцы, мелкий мещанин [19, с. 198].

Соловьев хранил в своей памяти сведения о предках с отцовской и материнской сторон и всегда остро ощущал себя звеном в цепи родовой жизни [9, с. 27].

Этот вид бессмертия близок большинству из

70

А.А. Берендакова

нас - многие стремятся увековечить себя именно этим способом.

А на коленях деда примостясь -

Два мальчика - два продолжения рода.

Я узнаю в них глебовскую мать,

Сильна чертовски Глебовых порода [19,

с. 280].

Человек знает, что он смертен, но в то же время убежден в неиссякаемости человеческого рода. Наследоваться могут не только внешние признаки, например: Мама утверждает, что я

- вылитый отец. Здесь-то она ошибается [10, с. 76]; Вечером, сидя в гримерной рядом с Васей, долго смотрел на свое отражение в зеркале. <. . . > Из зеркала на меня смотрело мамино лицо. Раньше такого сходства я не замечал [10, с. 234]; По чертам он был, собственно, очень похож на мать, которая считалась красавицей [20, с. 150], но и нравственные принципы, ремесло, имя и т. д. Я считаю, что перед ним можно преклоняться. Этот человек посвятил себя стране. Надеюсь, его сын продолжит начатое отцом (о Гейдаре Алиеве) [25]; А если серьезно

- я, ведь потомственный охотник, по меньшей мере, до пятого колена [16, с. 286]; Это чувство и эту страсть Петр Глебов передал своим внукам [16, с. 312]; Предания о славных подвигах деда на .море, вероятно, способствовали развитию в мальчике раннего героизма и некоторого милитаризма, которому он остался верен до конца жизни [20, с. 61]; Владимир Соловьев был назван в честь деда и был его крестником [20, с. 61].

Однако, что именно продолжается в родовой жизни? Внешнее сходство детей и родителей, закрепленное в генах - конституция тела, форма носа и губ, наследственные болезни? Черты личности родителей в детях, переданные воспитанием? Образ родителей, удерживаемый в памяти? В любом случае необходимо признать, что от родителей к детям не передается вся полнота и целостность личности родителей и не может передаваться, ибо дети - это уже новые личности. Таким образом, бессмертие личности в продлении рода может быть признано лишь условным, символическим.

2. Языковые формы репрезентации социокультурного бессмертия

Сознание осуществленной жизненной цели, удовлетворенность от прожитой жизни, принесенной пользы, уверенность, что твое творчество и деятельность будут в будущем востребованы обществом, являются основной гуманистической идеей «культуры умирания». Именно в таком случае, как подчеркивает Л.Н. Коган, не нужна вера в потустороннюю жизнь: «Бессмертие человечества - в его материальной и духовной

культуре. Внося свой вклад в культуру, обогащая ее, человек приобщается к бессмертию рода» [7, с. 241]. Социокультурное бессмертие основано исключительно на памяти других людей о личности творца культуры. Однако такая память через объекты культуры и дела бессмертна только в том случае, если бессмертны личности вспоминающих.

Идея социокультурного бессмертия прочно укоренена в сознании и эксплицирована в высказываниях и афоризмах; широко репрезентирована в языке.

Никто из свягценников не оставил такой долгой и доброй 7гамяти в Надовражном и его окрестностях, как молодой Николай Федорович Разумовский [20, с. 112]; Он недолго пробыл на посту директора, скоропостижно скончавшись в 1151 году, по успел оставить по себе добрую память, как человек, неустанно заботившийся о благополучии первого высшего учебного заведения России [15, с. 60]; Имя Александра Вертинского, великого певца, артиста, поэта и композитора, имевшего огромную популярность в дореволюционной России, навсегда вписано в историю эстрады и принадлежит отечественной музыкальной культуре [26]; Но Пушкину это было уже все равно: для него началась новая жизнь - жизнь в бессмертии русской культуры [12, с. 238]; Ни один из мировых классиков не занимает такого места в современной духовной жизни своего народа, как Пушкин [21, с. 7]; Видно, незаурядным человеком была заведующая музеем, что сумела по себе след оставить и заразить любовью к своему делу [23, с. 59].

3. Языковые формы репрезентации исторического бессмертия

Историческое бессмертие, как и предыдущие два, является формой символического бессмертия. Определенным образом этот вид бессмертия коррелирует с социокультурным бессмертием: смысл, имплицированный историческим бессмертием, основан на памяти других людей о личности творца истории, о деяниях этой личности, оставивших след в истории народа и общества. Увековечиваются герои, но, с другой стороны, навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников.

В языке смысл, воплощенный в этом виде бессмертия, репрезентирован следующим образом.

Поход крестоносцев в страну трубадуров вошел в историю под названием Альбигойских войн [22, с. 117]; Он (об Уинстоне Черчилле) стал одной из ключевых фигур мировой истории - политиком, повлиявшим на судьбу всего XX столетия [5, с. 174]; Однако одно только основание Московского университета является

достойным вкладом императрицы в наведение «порядка» в стране [15, с. 57]; С этим человеком связана более чем 30-летняя история Азербайджана. Каким бы он ни был, Гейдар Алиев является значительной частью истории Азербайджана [25]; Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть. В каналах Ленинграда отразились Пушкин и Достоевский с персонажами его «Белых ночей» [11, с. 222]. Чудесный жребий совершился: Угас великий человек. В неволе мрачной закатился Наполеона грозный век. Исчез властитель осужденный, Могучий баловень побед, И для изгнанника вселенной Уже потомство настает [19, с. 75].

4. Языковые формы репрезентации творческого бессмертия

Насколько бессмертие личности может реализоваться в творчестве - это, пожалуй, квинтэссенция смысла, вкладываемого в понятие творческого бессмертия. Обессмертили ли себя Пушкин или Гете в своих творениях? На первый взгляд кажется, что да. Однако если углубится в размышления, то можно увидеть, что они обессмертили в культуре не себя, а свое имя и свои произведения. Они обессмертили нечто материализовавшееся, объективированное: внешние продукты самосознания.

И язык фиксирует закрепленную в сознании идею творческого бессмертия.

Человек, по-настоящему творческий, уходя из жизни, продолжает ее в оставленных им трудах [3, с. 40]; Кончена жизнь. Остаются книги [14, с. 229]; И вот теперь эти три персоны сидели за столиком в конце зала под портретом Иосифа Бродского, к памяти которого Барышников относится с благоговением [10, с. 51]; Петр Глебов навсегда останется в нашей памяти как один из самых ярких и любимых актеров отечественного кинематографа [16, с. 381].

Как видим, драматизм индивидуальной конечности преодолевается тем, что человек, умирая физически, не уходит безвозвратно - он продолжает жить в людях, которых воспитал; в идеях, которые он оставил; в культуре через созидание того общественного мира, в котором человек как бы продолжает сосуществовать вместе с потомками. «Смертный, как определенное родовое существо, человек получает бессмертие в роде человеческом, в потомстве, в материальной и духовной культуре человечества» [13, с. 133], иными словами человек приобретает нравственное бессмертие.

Человек живет и творит, преодолевая страх смерти в нравственном смысле, стараясь раздвинуть свою жизнь за рамки отведенного ему природой биологического времени, несмотря на то, что над его головой висит дамоклов меч неминуемого физического исчезновения. Человек не уничтожается вместе со смертью, а, выявляясь в течение всей жизни своими различными сторонами, живет и дальше, и живет вечно, как известная частица в творениях общечеловеческой духовной культуры.

[1] Бехтерев В.М. Психика и жизнь: Избранные труды по психологии личности. СПб., 1999.

[2] Великие мысли великих людей. М., 2003.

[3] Водонос Е.Е. Уходя, оставить след... // Сообщения Энгельсского краеведческого музея: Сб. науч. тр. Вып. 6: Проблемы культурологии и региональной истории. Саратов: СГУ, 2004.

[4] Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000.

[5] Елин Г. Человек в цилиндре // Вокруг света. 2005. №1.

[6] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

[7] Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

[8] Кучинский С.А. Человек моральный. М., 1987.

[9] Лаврова A.B. «Продолжатель рода» - Сергей Соловьев // С.М. Соловьев. Воспоминания. М., 2003.

[10] Ласкари К.А. Импровизации на тему... М., 2003.

[11] Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

[12] Лотман Ю.М. A.C. Пушкин. М., 1989.

[13] Москаленко А. Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.

[14] Островская Р.П. Николай Островский. М., 1974.

[15] Павловская А. Именем святой Татианы // Вокруг света. 2005. № 1.

[16] Папоров Ю.Н. Петр Глебов. Судьба актерская. М., 2003.

[17] Петушкова Е.В. Бессмертие // http : //www.otrok.ru/ teach/phil/index.php

[18] Прокудина Т.Н. Возможные концепции бессмертия в современной культуре // Формирование дисциплинарного пространства культурологии: Матер, науч.-метод, конф. СПб., 2001. Вып. 11.

[19] Пушкин A.C. Стихотворения. М., 1983.

[20] Соловьев С.М. Воспоминания. М., 2003.

[21] Твардовский А. Слово о Пушкине // A.C. Пушкин. Стихотворения. М., 1983.

[22] Тушинский Д. Крестоносцы в стране OK // Вокруг света. 2005. №1.

[23] Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Федоров. М., 1992. Т. 2.

[24] http: //www.lossofsoul.com

[25] http : //www.baki.info

[26] http : //www.restoved.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.