Научная статья на тему 'Идеология в современной России как социальное явление'

Идеология в современной России как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сушко В.А.

Современное состояние российской государственности во всех ее проявлениях – политических, общественно-социальных, экономических, исторических – можно уверенно определять как кризис. И чем дальше затягивается этот процесс, чем больше политических иллюзий о «возрождении России» уходит в небытие, тем более глубоким становится это осознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология в современной России как социальное явление»

Список литературы:

1. Ясинова Н.О. Семья как фактор, детерминирующий криминальное насилие у несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности // Актуальные проблемы Российского права. - 2009. -№ 2. - С. 306-310.

2. По результатам социологического исследования «Социальные причины роста агрессивности подростков и юношества», УлГТУ 2013 г.

3. По результатам социологического исследования «Проблема насилия в отношении детей городе Москве», 2010 г.

ИДЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

© Сушко В.А.*

Московский государственный университет им М.В. Ломоносова,

г. Москва

Современное состояние российской государственности во всех ее проявлениях - политических, общественно-социальных, экономических, исторических - можно уверенно определять как кризис. И чем дальше затягивается этот процесс, чем больше политических иллюзий о «возрождении России» уходит в небытие, тем более глубоким становится это осознание. Этот кризис не носит только внешний, экономический или политический характер, но простирается на самые глубокие внутренние сферы российской действительности, включая традиционные формы национальной идеологии, самосознания и национальной идентичности. Что, в свою очередь, не может пройти бесследно. Как показывает мировая практика, утрата национальной идентичности ведет к потере не только национальных ценностных ориентиров, но и значительной части национального суверенитета государств [3, с. 88].

Отбрасывание коммунистических ценностей равенства, справедливости, коллективизма не привело Россию автоматически к утверждению новых либеральных ценностей (прежде всего индивидуализма, собственности, свободы и т.д.). Помимо важных и неизбежных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а так же на социальную сферу. Среди множества проблем, осаждающих современную Россию, есть одна, о су-

* Старший научный сотрудник кафедры Методологии социологических исследований, кандидат социологических наук.

ществовании которой знают все, но говорить о которой почему-то не принято. Это - угроза депопуляции, а попросту - вымирания страны, а в первую очередь ее русского населения. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия относится к числу стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков, падение демографических показателей [2].

Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности и которую условно можно назвать государственной идеологией. Являясь составной частью процесса развития национального самосознания народа, выработка государственной идеологии обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность всей социальной системы [8, с. 236]. Важно понимать, что идеологию нельзя выдумать, её «ростки» следует искать в глубинах общественного сознания, затем всячески их лелеять и пестовать. При этом необходимо реально оценивать состояние общественного сознания, в том числе обстоятельства, препятствующие его обновлению [10, с. 9].

Существенной предпосылкой выработки ценностей государственной идеологии служит сохранение духовного плюрализма, возможности различных групп излагать собственное мнение относительно общественных целей и программы действий. На сегодняшний день идеологий много. Они различны по составу входящих в них суждений, но всё множество идеологий в совокупности охватывает все те явления, которые попадают в сферу внимания каких-то людей и отражается в их сознании в форме идеологических суждений.

Социологический подход к анализу формирования и функционирования идеологий позволяет рассмотреть их роль в обобщении многообразного духовного человеческого опыта. Особый интерес представляет социологический анализ генезиса и деятельности механизмов идеологической координации взаимодействия человека, общества, корпораций, общественных объединений.

Статья 13 Конституции Российской Федерации (п. 1, 2) содержит положение о том, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» [5, с. 6], и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [5, с. 6].

На сегодняшний день можно говорить об идеологическом плюрализме в России. При этом, «каждая из множества идеологий, представленных в российском обществе XXI века, равноценна, уникальна по своему содержанию, значима для духовной жизни России и заслужено пользуется уважением и

доверием своих сторонников. Особый аспект социологических исследований ориентирован на процессы состязательности и конкуренции внутри российского и глобального идеологического многообразия. Выступить в качестве национальной идеологии России в XXI веке стремятся многие оформившиеся и формирующиеся идеологические институты: идеология российского либерализма, идеологии политических партий, религиозные идеологии. Все они имеют конституционное право на свою деятельность, на развитие. К числу светских идеологий, наиболее распространенных в современной России, можно отнести либеральную, социально-демократическую и консервативную идеологии.

Либерализм - одна из ведущих идеологий мира, зародившаяся на Западе и представляющая собой корпус определенных ценностей и жизненных ориентиров, это комплекс политических, экономических и культурных доктрин, определенным образом трактующих мир.

«Базовые ценности либерализма - признание того, что человек от рождения свободен и равен по своим естественным правам любому иному человеку, что он - существо разумное и имеет право и способность сам распоряжаться своей свободой. ... человек только тогда становится свободным, когда обладает собственностью - потому что материально не обеспеченный и лишенный собственности человек всегда окажется лишен реальной возможности воспользоваться своими естественными правами. Выдвижение на первый план борьбы за свободу человеческой личности от всех форм контроля и манипулирования. Твердая уверенность в том, что не человек должен служить власти - а власть должна служить человеку, что государство -это не внешняя ценность, а инструмент, созданный человеком и для оказания услуг человеку» [4, с. 89]. Свобода в либерализме понимается как «межчеловеческое отношение, оптимальная форма связи человека с другими людьми, а через них с собой, и с миром в целом, адекватная существованию его как личности» [4, с. 90].

Российский либерализм на протяжении всей истории развивался под сильным воздействием либеральных идей Запада, но не корректно делать вывод, что первый является копией второго. «Важнейшая специфика российского либерализма заключается в том, что и в прошлом и в наши дни он был тесно связан с авторитарным правлением, обусловлен мобилизационной стратегией догоняющего развития» [7, с. 15].

В роли главных субъектов либеральной идеологии в конце ХХ века выступает партия «Демократический выбор России» (Е. Гайдар), объединение «Союз правых сил» во главе с С. Кириенко, в определенной мере объединение «Единство» (С. Шойгу), движение «Наш дом - Россия» (В. Черномырдин).

Социалистическая идея, получившая развитие и распространение в России в 70-80-х годах XIX века и последующие годы, относится к типу радикальных.

Среди различных направлений социалистической мысли в России наиболее значимым признается социал-демократическое, состоящее из двух течений - меньшевизма и большевизма. Оба эти течения имели единую основу - марксизм, но различались по форме и типу организации, по пониманию цели и перспектив пролетарской революции в России, по оценкам роли пролетариата, его союзников и других классов, средств и методов борьбы и т.п.

Теория и практика большевизма оставила глубокий след в истории общественной и государственной жизни России. Этот след имеет двоякое значение. С одной стороны, страна сделала огромный шаг вперед и превратилась из аграрной в развитую индустриальную державу с передовой наукой, культурой, искусством, образованием, в державу, которая не только отстояла свою независимость в тяжелейшей войне, но и стала одной из двух общепринятых сверхдержав мира. И во всем этом не малая заслуга коммунистической партии, ее руководства и идеологии. С другой стороны, в течение жизни нескольких поколений совершались не только грубые ошибки, но и тягчайшие массовые преступления, не были решены такие фундаментальные проблемы общественного развития, как создание конкурентно и жизнеспособных политических и экономических систем, как переход к подлинному народовластию, эффективному государственному устройству, при котором гармонично, к взаимной пользе развивались бы и Центр и регионы страны. И за все это несет ответственность так же правящая до начала 90-х годов КПСС, наследница и продолжательница дела радикального большевизма.

Современные коммунисты лишь частично признают эту ответственность. В отличие от них современные социал-демократы стремятся не только разобраться в своей истории, но и определить новые приоритеты, выработать новую идеологию.

Попытка возрождения консерватизма в концептуальном плане была предпринята В.А. Рыжковым при его выступлении на заседании Программой комиссии НДР 2 апреля 1999 года.

В отличие от марксистского понимания свободы, российские консерваторы рассматривают свободу «не как свободу отрицания Бога, не как свободу разрушения моральных устоев, которые дала нам Церковь за века российской истории», а свободу, ограниченную «императивами христианской этики, которые были сформулированы еще на заре нашей эры» [9].

В основу второй ценности - развития, консерваторами России положены собственность, деловая этика, свое дело. «Российский консерватизм отстаивает то убеждение, - говорит Рыжков, - что развитие России должно происходить на базе трех этих элементов: частной собственности, новой деловой этики и инициативы в рамках своего дела» [9].

Под традицией как ценностью российские консерваторы понимают следование естественному ходу вещей, не пытаясь оттенить законы природы, законы тяготения. Консерваторы не разрывают «отечественную историю на

куски, подобно либералам, для которых существует только до 1917 года, или коммунистам, которые начинают летоисчисление с Октябрьской революции» [9]. Рассматривая российскую историю как единую, целостную, со всеми ее великими достижениями, выпавшими испытаниями и ошибками, консерваторы считают одним из ее главных принципов - преемственность.

Поскольку новая политическая система еще не сформировала свое четкое культурное основание в виде общепризнанных в обществе демократических идеалов, ценностей и норм, то ее возможности интегрировать общество, обеспечить стабильность и единство пока довольно ограничены. Поэтому в перспективе система власти в России еще какое-то время объективно будет опираться на прежние представления и ценности, и балансировать на грани целостности и стабильности общества и его возможной дезинтеграции и распаде [1, а 243].

Именно сейчас национальное сознание судорожно ищет национальную идею как единственную онтологически надежную опору, которая должна уцелеть под обломками рухнувших идеологических конструкций. Однако национальная идея метафизична по своей природе и поиск ее есть духовный процесс, поэтому нынешний идеологический кризис есть кризис мировоззренческий, связанный с задачей нового духовного самоопределения национального самосознания [6].

Список литературы:

1. Гришанова Е. О некоторых особенностях политической системы современной России // Безопасность Евразии. - 2009. - № 3 (июль-сентябрь).

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://moudpoimc1.ucoz.ru/ORKSE/6.pdf.

3. Кортунов С. Национальная идентичность как ресурс развития // Безопасность Евразии. - 2009. - № 4.

4. Кортунов С. Метаморфозы либеральной идеи // Безопасность Евразии. - 2009. - № 2.

5. Конституция Российской Федерации. - М.: ОМЕГА-Л, 2005.

6. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. -СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2008.

7. Пляйс Я.А. Формирование новых политических идеологий в России (по страницам диссертационных исследований по политологии) // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. - 2007. - № 5.

8. Пугачев В.П., Соловьев А.и. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008.

9. Рыжков В.А. Интервью газете «Российская газета». - 5 августа 1999.

10. Славин Б.Ф. Какая идеология нужна России? // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.